Феогност (Лебедев), архиепископ Владимирский и Суздальский (во уважение его, неусыпных архипастырских трудов, в особенности по делу религиозного просвещения русского народа), † 1903 г. янв. 22 в сане митрополита Киевского и Галицкого. Августин (Гуляницкий), епископ Костромский и Талибский (во уважение его долговременного служения русской богословской науке, исполненного ревности о благе церкви), впоследствии – Екатеринославский и Таганрогский, † 1892. г. нояб. 30. Амфилохий (Казанский), епископ Угличский (во уважение его учёных заслуг по изданию памятников древней церковной письменности). † 1893 г. июля 20. Арсений (Иващенко), архимандрит, настоятель Заиконоспасского Монастыря в Москве (во уважение его неослабной деятельности в разработке церковной истории, в особенности позднейшей – Греческой, мало изученной и исследованной), † 1903 г. февр. 16 в сане епископа Кирилловского, викария Новгородской епархии. С 1892 года: Иоанникий (Руднев), митрополит Киевский и Галицкий (31 января – во уважение его заслуг Церкви и духовному просвещению через, заботливое покровительство и попечительное содействие трудам Академии). † 1900 г. июн. 7. 15 сентября. Владимир (Петров), архиепископ Казанский и Свияжский (во уважение его трудов по обращению к свету истинной веры языч- —881— ников на далёком Востоке и его архипастырской просветительной деятельности в разных епархиях), † 1897 г. сент. 2. Антоний (Вадковский), епископ Выборгский, ректор С.-Петербургской Духовной Академии (во уважение его просвещенно-мудрого руководства высшей духовной школой и учёно-проповеднических трудов), † 1912 г. нояб. 2 в сане митрополита С.-Петербургского и Ладожского. Александр (Светлаков), епископ Дмитровский (во уважение к его трудам по изъяснению истин Христовой веры и украшению церковного пения), впоследствии – Калужский и Боровский, † 1895 г. окт. 7. Иаков (Поспелов), архимандрит, настоятель Кириллова Белозерского монастыря (во уважение его пятидесятилетнего ревностного служения церкви и духовному просвещению, совершаемого в духе древнего православия и строгого подвижничества), † 1896 г. янв. 16.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Синодальный период (1700 - 1917 гг.) АЛЕКСАНДР Андреевич Вершинский (1873 – 1937), прот., сщмч. (пам. 25 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Васильевич Поспелов (1883 – 1937), прот., сщмч. (пам. 13 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Васильевич Сидоров (1867 – 1918), свящ., сщмч. (пам. 27 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР (Павлович Андронник Иванович; 1798–1874), еп. Полтавский и Переяславский, организатор обороны Соловков в 1854 г. АЛЕКСАНДР (Светлаков Андрей Иванович; 1839-1895), еп. Калужский и Боровский, автор духовн. хоров и статей по церк. музыке АЛЕКСАНДР Михайлович Левитский (Левицкий; 1876 – 1937), прот., сщмч. (пам. 26 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Михайлович Любимов (1884 (по другим данным 1885) – 1918), свящ., сщмч. (пам. 31 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Псковских святых) АЛЕКСАНДР Павлинович Волков (1873 – 1919), свящ., сщмч. (пам. 26 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе святых Эстонской земли) АЛЕКСАНДР Сергеевич Державин (1864 – 1933), свящ., исп. (пам. 12 марта в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Фёдорович Гневушев (1889 – 1930), свящ., сщмч. (пам. 15 апр. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Симбирских святых) АЛЕКСАНДР Яковлевич Вислянский (1870 – 1930), сщмч., сщмч. (пам. 21 февр., в Соборе Воронежских святых, в Соборе Липецких святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДРА ДИВЕЕВСКАЯ (Мельгунова Агафия Семеновна; † 1789), схим., прп. (пам. 13 июня и в Соборе Нижегородских святых) АЛЕКСАНДРОВ Владимир Владимирович (род. в 1870-дата смерти неизв.), свящ., первый правосл. миссионер в Канаде

http://pravenc.ru/rubrics/121790_2.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАВЫКИН Н. Бавыкин. «Служба Преждеосвященная». Партия 2-го тенора (ГИМ. Син. певч. 90-Ж. Л. 218 об. 1774) Н. Бавыкин. «Служба Преждеосвященная». Партия 2-го тенора (ГИМ. Син. певч. 90-Ж. Л. 218 об. 1774) [Бовыкин; у Гарднера (ошибочно) Балавыкин] Николай (кон. XVII - 1-я пол. XVIII в.), рус. (по утверждению Н. Ф. Финдейзена , московский) композитор. Биографические данные о Б. отсутствуют. Судя по имеющимся сведениям, он не был связан с хором государевых или Патриарших певчих дьяков. Единственное известное соч. Б.- 12-голосная «Служба преждеосвященная», состоящая из 2 песнопений: «Ныне силы небесныя» и «Вкусите и видите» (причастен). «Служба» зафиксирована в 2 рукописях (ГИМ. Син. певч. 90 и ГИМ. Епарх. певч. 1), к-рые являются, по-видимому, списками с более старого оригинала. Первая из рукописей создана в Москве в 1774 г.; именно на ее основе (с нек-рыми неточностями) в Болгарии в 1971 г. было осуществлено издание соч. «Ныне силы небесные». Б. был упомянут в числе композиторов партесного стиля в ст. С. В. Смоленского «О собрании древнепевческих рукописей в Московском Синодальном училище церковного пения». Смоленский ошибочно приписал Б. концерт «Небеса убо достойно», принадлежащий В. П. Титову ( Келдыш. С. 66-67). Крупные хоровые композиции Б. отличает развитое концертное письмо партесного стиля. Оно основано на контрасте разделов по хоровой фактуре (tutti и 3-4-голосные эпизоды), метру (четные - нечетные). В сочинениях Б. преобладает гомофонно-гармонический склад изложения, имитационно-полифонические эпизоды встречаются редко. Изд.: Ныне силы небесные. 12-гласен хор [без сопровождения]. София, 1971. Лит.: Смоленский С. В. О собрании древнепевческих рукописей в Московском Синодальном училище церковного пения//РМГ. 1899. 5; Финдейзен Н. Ф. Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до кон. XVIII в. М., 1928. Вып. 1. С. 325; Келдыш Ю. В. Русская музыка XVIII в. М., 1965. С. 62-72; Успенский Н. Д. Русский хоровой концерт кон. XVII - 1-й пол. XVIII в. Л., 1976; Протопопов В. В. О хоровой многоголосной композиции XVII - нач. XVIII в. и Симеоне Пекалицком// он же. Избр. исследования и статьи. М., 1983. С. 214-231; Вагнер Г. К. , Владышевская Т. Ф. Искусство Древней Руси. М., 1993. С. 232-233; Гарднер. Богослужебное пение. Т. 2. С. 77-96. Н. Ю. Плотникова Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР (Светлаков Андрей Иванович; 1839-1895), еп. Калужский и Боровский, автор духовн. хоров и статей по церк. музыке

http://pravenc.ru/text/77310.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь АЛЕКСАНДР (Орудов (Уродов) Георгий Андреевич; 1876-1961), архим., посл. наместн. Седмиозерной пуст., исп. (пам. 14 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Вятских святых) АЛЕКСАНДР (Павлович Андронник Иванович; 1798–1874), еп. Полтавский и Переяславский, организатор обороны Соловков в 1854 г. АЛЕКСАНДР (Светлаков Андрей Иванович; 1839-1895), еп. Калужский и Боровский, автор духовн. хоров и статей по церк. музыке АЛЕКСАНДР Михайлович Левитский (Левицкий; 1876 – 1937), прот., сщмч. (пам. 26 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Михайлович Любимов (1884 (по другим данным 1885) – 1918), свящ., сщмч. (пам. 31 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Псковских святых) АЛЕКСАНДР МЕЗЕНЕЦ (Стремоухов; нач. XVII в.– после 1667), мон. звенигор. Саввино-Сторожевского мон-ря, муз. теоретик АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АЛЕКСАНДР (ПЕРЕСВЕТ) И АНДРЕЙ (ОСЛЯБЯ) РАДОНЕЖСКИЕ (XIV в.), преподобные (пам. 7 сентября, в Соборе Брянских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Радонежских святых) АЛЕКСАНДР СВИРСКИЙ (Амос; 1448–1533), прп. (пам. 30 авг., 17 апр. и в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых) АЛЕКСАНДР СИЙСКИЙ († после 1556), прп. (пам. 7 дек. и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АЛЕКСАНДР СПАССКИЙ, МОСКОВСКИЙ († после 1427), 3-й игум. Андроникова мон-ря, прп. (пам. 13 июня, 6 июля в Соборе Радонежских святых) АЛЕКСАНДР И ФЕОДОР (Александр Смирнов и Феодор Ремизов; † 1918), священники, священномученики (пам. 1 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР Нилович Медведев (1889 – 1918), диак., сщмч. (пам. 28 авг., в Соборе Екатеринбургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/rubrics/121660_5.html

4:27. Стран. 757–758 и 802. 79 Главный город у набатеев был Петра, на севере Аравии, называвшейся «Петрейской». (т. е. Каменистой). Развалины этого города еще в долине Муса, в двух днях пути к С. В. от Акабы и от Мертвого моря. 85 История ислама с основания до новейших времен. Перевод с немецкого, под редакцией Н. А. Медникова. Спб. 1895 г. Т. 1, стр. 27. 88 В толковании на Коран (Рухуль-баян) сказано, что собствен­ное имя его было Юсуф, а Зу-Навас – прозвище, данное ему за длин­ные волосы. По другим источникам, он был выходцем из Медины и воспитан евреями. 92 Эти подробности повторяются и в толковании на Коран (Рухуль-баян), но вместо Арефы в этом толковании назван Абдулла бин-Тамар, человек благочестивый и последователь Христианской веры; Арьят же представляется начальником войска абиссинского царя; Абраха был в войске Арьята. 96 По другим известиям, Зу-Навас, последний туземный царь в Южной Аравии, был казнен Елезвоем. Более подробные сведения о Зу-Навасе можно читать в соч. А. Светлакова «История иудейства в Аравии и влияние его на учение Корана», стр. 50, 60. 97 Книга житий святых. Москва, 1855. Месяц октомврий, 24 день «Страдание св. мученика Арефы и иже с ним». 98 По догадкам ученых, войско Абраха погибло от оспы. См. примеч. на гл. 105 корана в переводе Сейля и в соч. М. Миропиева «Религиозное и политическое значение Хаджа (Казань, 1877) стр. 37 и след. В толковании на Коран, известном под именем «Рухуль-баян» говорится, что поражение Абрахи произошло в половине Мухаррама, т. е. в половине первого месяца года рождения Мухаммеда, а рождение Мухаммеда последовало в месяце Рабигуль-авваль, т. е. через 55 дней после поражения Абрахи. «Год слона» считается 53 годом до гиджры, т. е. годом рождения Мухаммеда. – Имя Абрахи с абиссинского языка толкуется в «Рухуль-баян», как имеющий белое лицо, но ему усвоено прозвище (лякаб) «отрубленный нос» (ашрам). 100 Несторианство, гностицизм, докетизм. В 626 году Мухаммед заключил с еменскими христианами договор, о котором упоминается в Коране (гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

АЛЕКСАНДР Александрович Уксусов (1874-1937), мч. (пам. 23 нояб., в Соборе святых Архангельской митрополии, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 488-490 490-491 АЛЕКСАНДР (кон. XIV в.), дьяк, автор краткого рассказа о святынях К-поля, включенного в Новгородскую IV летопись под 1395 (6903)г., не вполне точно называемого " Хождением " 491-492 492-493 493-494 494-495 АЛЕКСАНДР (Кременецкий Александр Стефанович (1842 или 1843 - 1918 ), архим., духовный писатель, проповедник 495-496 496-497 АЛЕКСАНДР (Окропиридзе Алексей Давидович; † 1907), еп. Гурийско-Мингрельский, свт. (пам. груз. 26 сент.) 497-498 АЛЕКСАНДР (Орудов (Уродов) Георгий Андреевич; 1876-1961), архим., посл. наместн. Седмиозерной пуст., исп. (пам. 14 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Вятских святых) АЛЕКСАНДР (Павлович Андронник Иванович; 1798–1874), еп. Полтавский и Переяславский, организатор обороны Соловков в 1854 г. 498-499 499-501 АЛЕКСАНДР (Похвалинский Александр Андреевич; 1865–1937 ), архиеп. Богородский, вик. Горьковской епархии АЛЕКСАНДР (Светлаков Андрей Иванович; 1839-1895), еп. Калужский и Боровский, автор духовн. хоров и статей по церк. музыке 501-502 АЛЕКСАНДР (Семёнов-Тян-Шанский Александр Дмитриевич; 1890-1979), еп. Зилонский (К-польский Патриархат), дух. писатель 502-503 503-504 504-505 АЛЕКСАНДР I (Александрион I Римский; † 115 или 118), еп. Рима (105 или 108 – 115 или 118), сщмч. (пам. 16 марта, зап. 3 мая) 505-506 506-507 507-508 508-509 509-512 512-513 513-515 515-516 516-520 АЛЕКСАНДР ВОЧСКИЙ (2-я пол. XIV - 1-я четв. XV в.), прп. (пам. 30 авг., 23 янв. - в Соборе Костромских святых) 521-522 523-524 524-525 АЛЕКСАНДР КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ (ок. 350 – ок. 430), первый игумен обители акимитов, прп. (пам. 23 или 20 февр., 3 июля, 15 янв.) 527-528 АЛЕКСАНДР МЕЗЕНЕЦ (Стремоухов; нач. XVII в.– после 1667), мон. звенигор. Саввино-Сторожевского мон-ря, муз. теоретик 528-530 АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (1200–1339), кн. тверской, вел. кн. владимирский (1326-1327), св. блгв., мч. (пам. в 1-ю неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Всех святых в земле Российской просиявших)

http://pravenc.ru/vol/i.html

Обретя это драгоценное сокровище божественной благодати, Преподобный, славя Господа, дивнаго во святых своих, и являющего такие дивные дела, слезами радости омочил землю и тело Преподобной, и находился в недоумении: время есть сотворить повеленное, но как сотворю, погребение, не имея ничего в руках; найдя вблизи одно небольшое деревце, начал им копать землю, но засохшая земля не поддавалась всем его усилиям. Глубоко скорбя об этом, он увидел огромного льва, стоящего близ тела Преподобной и лижущего ноги ее. В испуге от такого страшного зверя, он ознаменовал себя крестным знамением, с верою, что, зверь не нападет на него. Между тем лев начал тихо приближаться к старцу, и ласкался около него. Тогда Зосима сказал льву: так как сия великая угодница завещала мне предать ее тело земле, а я стар, и не могу копать землю, то выкопай ты, зверь, могилу ей, и я предам тело ее погребению. И едва лев услышал эти слова, как тотчас-же начал копать землю когтями своими и приготовил достаточную могилу. Снова старец омыл своими слезами тело Преподобной, и, с мольбою к ней – молиться за всех, положил тело ее, едва прикрытое ветхой одеждой, в приготовленную могилу и покрыл землей. После чего оба отошли от этого места: лев пошел в глубь пустыни, а Зосима, с славословием ко Господу на устах своих, возвратился в свою обитель. По заповеди Преподобной – никому не говорить о ее жизни до ее смерти, Зосима скрывал доселе это, как тайну; теперь же он с радостью и умилением открыл всем инокам дивную жизнь Марии, ничего не скрывая – ни того, что видел, ни того, что слышал, так что все дивились, слыша величие Божие, со страхом, верою и любовью творили память о ней и почитали день ее преставления. Вскоре после сего, будучи около ста лет, скончался и Преподобный Зосима, чрез которого Господь благоволил открыть, в поучение и назидание людям, дивную и полную благодатного освящения жизнь Преподобной Марии Египетской. Подлинно, дивен Бог во святых своих, и дивны дела Твои, Господи! Для верующего, хотя и величайшего грешника, не должно быть места отчаянию, как для язычника, не имеющего надежд в будущем. В любви Христовой, призывающей всех ко спасению, всегда он найдет источник утешения и ободрения. Обратитесь ко мне, и обращусь к вам, говорит Господь. Обратился ко Христу разбойник на кресте, и любовь Христова рекла ему: днесь со мной будешь в раю; обратилась преподобная Мария, и любовь божественная указала ей путь подвигов, на котором она достигла необычайной высоты совершенства – ангелоподобия, по словам Церкви, труды постническими мужественное явила души мудрование, мирови распяла себя, и к желанию ангельского жительства управила. Читать далее Источник: Жизнь преподобной Марии Египетской [Текст]/Еп. Александр. - 2-е изд. - Москва : Печатня А. И. Снегиревой, 1895. - 24 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Ряд субъективный состояние сознания Ряд транссубъективный личность ограниченная Человек божественное в личности Божество личность Иисуса Божественная жизнь Сын Человеческий Сын Божий самосознание Иисуса Богопознание Вот только приблизительный план предстоящей всем нам работы – -построения опытной догматики 507 . Только тогда, когда будет налицо убедительная догматика, только тогда каждый вполне сознательно ответит на дилемму «или – или» в отношении к Иисусу Христу, «пришедшему во плоти» ( 2Ин. 1:7 ); тогда только возможна будет дифференциация пшеницы от плевел. Понятие Церкви в Священном Писании 508 μν δ σμφωνος γνμη τ εχαριστι, κα εχαριστα βεβαιο τν γνμην – «Наше учение согласно с евхаристией, и евхаристия, в свою очередь, подтверждает учение». (Св. Ириней Лионский: Iren. Haer., IV, 18, § 5) 509 Список пособий и справочников для настоящей работы 510 Ι. Монографии о Церкви и курсы догматики 1 . Е. Аквилонов . Новозаветное учение о Церкви. Опыт догматико-экзегетического исследования. СПб., 1896. 2 . И. Мансветов . Новозаветное учение о Церкви. М., 1879. 3 . Ф. Тернер. Церковь (философско-исторический очерк). М., 1885. 4 . А.С. Хомяков. Полное собрание сочинений. Т. II. Сочинения Богословские. Прага, 1867. (Особенно см. с. 3–23. «Опыт Катехизического изложения учения о Церкви».). 5 . Священник Андрей Светлаков, законоучитель Нижегородской гимназии. Изложение учения Православной Церкви о Церкви, церковной иерархии, благодати и таинствах. Нижний Новгород, 1878. 6 . Архимандрит Сильвестр, профессор Киевской духовной академии. Учение о Церкви в первые три века христианства (Исторический очерк). Киев, 1872. 7 . Филарет (Дроздов) , митрополит Московский и Коломенский. Разговоры между Испытующим и Уверенным в Православии Восточной Греко-Российской Церкви. СПб., 1815. 8 . Филарет, митрополит Московский и Коломенский. Слова и речи. Т. IV, 1836–1848 гг. М., 1882. 9 . Филарет, митрополит Московский. Слова и речи. Ч. II. М., 1844. 10 . Проф. И. Корсунский . Определение понятия о Церкви в сочинениях Филарета, митрополита Московского. СПб., 1895.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Искусство АЛЕКСАНДР (ок. 250 – апр. 326 или 328), архиеп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. 29 мая, копт. 22 апр., зап. 26 февр.) АЛЕКСАНДР (Светлаков Андрей Иванович; 1839-1895), еп. Калужский и Боровский, автор духовн. хоров и статей по церк. музыке АЛЕКСАНДР МЕЗЕНЕЦ (Стремоухов; нач. XVII в.– после 1667), мон. звенигор. Саввино-Сторожевского мон-ря, муз. теоретик АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской) АЛЕКСАНДРИЯ центр Александрийской Православной Церкви, второй по величине город Арабской Республики Египет, крупный морской порт на побережье Средиземного моря, в зап. части дельты Нила АЛЕКСИЕВСКИЙ КРЕСТ был установлен Новгородским архиеп. свт. Алексием в XIV в. на зап. стене собора Св. Софии в Новгороде АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Собор всех святых, в Малой России просиявших) АЛПАТОВ Михаил Владимирович (1902–1986), историк искусств, специалист по искусству рус. и западноевроп. средневековья и Нового времени, художественный критик, педагог, проф., общественный деятель АЛФАНОВЫ Никита, Кирилл, Никифор, Климент и Исаакий (кон. XIV - нач. XV вв.), преподобные (пам. 4 мая, 17 июня, в неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых) АЛЬБА длинная белая льняная туника с узкими рукавами, к-рую носят клирики католич. и англикан. Церквей в качестве нижнего из церковных облачений

http://pravenc.ru/rubrics/123062_3.html

епископ Александр (Светлаков) (04.08.1839–08.10.1895) Жизнеописания Жития святых Слова и речи епископ Александр (Светлаков) Епископ Калужский и Боровский, проповедник, педагог, богослов, писатель и духовный композитор. Биография Родился в семье пономаря села Нижняя Мыза Сызранского уезда Симбирской губернии. Окончил Сызранском духовном училище. В 1860 году окончил Симбирскую духовную семинарию со званием студента. 27 сентября 1860 года рукоположен во священника к церкви села Городище и скоро переведён в село Кульдюшево. В 1870 году пережил утрату жены и детей, оставшись с единственным малюткой-сыном. В 1871 году поступил в Казанскую духовную академию, которую окончил в 1875 году. Служил законоучителем Нижегородской классической гимназии. В 1880 году защитил магистерскую диссертацию «История иудейства в Аравии и влияние его на учение Корана» (Каз., 1875). 24 сентября 1883 года принял монашеский постриг и был назначен ректором Вифанской духовной семинарии, 25 сентября возведён в сан архимандрита. 30 июня 1885 года рукоположён во епископа Можайского, викария Московской епархии. С 11 января 1892 года — епископ Дмитровский, первый викарий Московской епархии. C 1 августа по 9 августа 1893 года во время болезни митрополита Леонтия (Лебединского) временно управлял Московской епархией. Будучи назначен на Калужскую кафедру, распространял, как и в Москве, религиозные брошюры, искоренял в Калужских церквях «италианское» пение, открыл епархиальную библиотеку и учредил книжные склады по благочиниям. Будучи болен раком шеи, служил до тех пор, пока мог стоять. 8 октября 1895 года скончался. Погребён в Калужском Лаврентьевом монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010