В самом деле, явившиеся два мужа не молчали, но говорили о славе, которую Он намерен был явить в Иерусалиме, то есть о страдании и о кресте, потому что страдание и крест всегда называются славой» 291 . Нередко, в том числе и в научной литературе, Моисей и Илия трактуются как две символические фигуры, соответствующие часто употребляемой Иисусом формуле «закон и пророки» ( Мф. 7:12; 22:40 ; Лк. 16:16 ): Моисей олицетворяет собой закон, Илия – пророков 292 . Эта интерпретация восходит к Оригену , утверждавшему, что «Моисей представляет закон, а Илия – не столько себя самого, сколько собирательно всех пророков» 293 . Оригену следует блаженный Иероним : «Здесь показываются закон и пророки, которые непрестанно повторяющимися пророчествами провозвестили как страдание Господа, так и воскресение Его» 294 . Еще одна формула, которой соответствует явление Моисия и Илии, встречается в Евангелии от Луки: Моисей и пророки ( Лк. 16:29, 31 ) 295 . Иисус неоднократно подчеркивал преемственность Своей миссии от миссии Моисея и пророков. В Нагорной проповеди Он говорил: Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все ( Мф. 5:17–18 ). В то же время основная часть Нагорной проповеди построена по принципу противопоставления учения Иисуса тому, что говорилось в законе Моисеевом: Вы слышали, что сказано древним… А Я говорю вам… ( Мф. 5:21–22, 27–28, 31–34, 38–39, 43–44 ). Учение Иисуса отнюдь не является лишь исправленной и дополненной версией закона Моисеева: по отношению к этому закону оно отличается радикальной новизной, в то же время сохраняя основные черты преемственности. Отношение Иисуса к Моисею характеризуется тремя факторами. С одной стороны, Он признает ценность Моисеева закона и важность его исполнения. С другой – позволяет Себе уточнять и дополнять закон, а в некоторых случаях изменять или отменять отдельные его предписания. С третьей стороны, Иисус сознает, что Моисей остается главным авторитетом для Его противников – фарисеев и книжников, считающих себя Моисеевыми учениками ( Ин. 9:28 ). Поэтому в беседах с ними Он апеллирует к авторитету Моисея, противопоставляя Свое понимание того, что сказал Моисей, их пониманию (например, Мф. 19:7–8 и Мф. 22:24–29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В сложности и множественности тела заключается его слабость в сравнении с духом, и эта слабость делает тело уязвимым для греха. Исаак говорит: «Телесною немощью увлекается человек в один из видов греха». 291 Тело становится седалищем греха. Два закона в человеке: закон Божий во внутреннем человеке и закон греха в теле. Ап. Павел говорит: «В членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах. Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?» ( Рим. 7, 23–24 ). Греховное тело становится центром притяжения для души и духа, может вести их к гибели и становиться для них «телом смерти», т. е. может быть причиною второй смерти, смерти души. Поэтому тело распинается, поэтому иногда нужно, чтобы погибло тело для спасения тримерии. Тело становится источником соблазна, страстей и помыслов, и тогда лучше ему умереть, чем увлекать в грех душу. Исаак говорит: «Пусть лучше гибнет телесное вместе с телом, только бы не потерпело вреда что-либо душевное» 292 . Это соответствует евангельскому: «Если соблазняет рука твоя… нога твоя, отсеки… и если глаз твой соблазняет тебя, вырви» ( Марк. 9, 43–47 ). Цельс, выражая точку зрения древней теософии, видел зло в материи и в теле. Ориген , возражавший ему, видит зло в «господствующем органе», в гегемоникон ( γεμινικν), в уме человека, а тело есть место «злого осквернения» ( τπος κακσεως). Он говорит дальше о катастасисе тела в связи с катастазом души: «Перстность и бренность немощного тела не есть зло само по себе. Тело после греха подверглось тлению и стало смертным, хотя и было создано бессмертным и нетленным. После греха душа померкла и остыла, в ней стало меньше огня и света, но она осталась бессмертною» 293 . Диадох выражает др.-церк. точку зрения на зло: «Зла нет в природе, и нет злого по природе. Бог не создал зла. Но в желании сердца нечто образует то, что на самом деле не существует, и тогда начинает быть, сколько желает тот, кто это делает. Нужно упражнением памяти Божьей пренебречь навыком зла ( εζις του κκου). Природа добра сильнее навыка зла» 294 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/o...

В частности, «облако» Славы, т.е. Дух Св., явно сходит ( Исх. 40, 34–35 , Числ. 9, 15 ) в скинию и храм Соломонов при его освящении ( 3Цар. 8, 10 ). И «постановление о богослужении» ( Евр. 9, 1 ) было дано Богом не только в его силе, но и в ограниченности («Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния», 9, 8), ибо все оно имеет лишь предварительно-преобразовательный характер ( Евр. 8 ), «тень будущих благ, а не самый образ вещей» (10, 1), «отменяет первое, чтобы постановить второе» (10, 9). Но не только боговоплощение в ветхозаветном богочеловечестве предваряется силою Духа Св., но и самая Пятидесятница, как Его схождение. Огненные языки, разделившись, почили на апостолах, даруя каждому особый дар Духа. Об этом распределении даров вообще говорит апостол: «дары различные, но Дух один и тот же, и действия различны, а Бог один и тот же, производящий псе во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу, одному дается Духом сила мудрости, другому слово знания тем же Духом, иному вера тем же Духом, иному дар исцеления тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все сие производит одни и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» ( 1Кор. 12,4–11 ). Нет оснований ограничивать силу этих слои одной лишь новозаветной Церковью, хотя бы уже потому, что большинство этих даров подавались и в церкви ветхозаветной. 294 (В частности, разве не ветхозаветным пророком ( Иоиль. 2,28–32 ) было изречено то пророчество, которое было применено Петром к Пятидесятнице?) Мы уже говорили выше об этих дарах, которые подавались в Ветхом Завете царям, пророкам, вождям или военачальникам, зодчим и художникам. Для уразумения этого факта важно отметить, что все эти дары подавались в соответствии личному призванию, как и особливой одаренности данного избранника. Тут имело место и чисто человеческое вдохновение, которое как бы встречается с Божественным и становится – в отношении духа – богочеловеческим, и эта-то богочеловечностъ боговдохновенности и есть здесь самое характерное. Помощь Божия, дар Св. Духа, приходит в ответ на творческое напряжение человека. Старейшины и цари: Саул, и Давид и Соломон – имели уже природный дар управления, как и судии: Гедеон, Иефеай и Самсон, дар воинствования, как Веселиил и помощники его, дары художества. И этот человеческий дар оплодотворяется даром Божиим: здесь мы имеем в духе богочеловеческое соединение двух природ, двух воль, двух энергий, нераздельно и неслиянно, при единой человеческой ипостаси. И тем самым даяние Духа уразумевается в свете Богочеловечества. Тем свидетельствуется открытость духа человеческого Духу Божественному и сообразность Духа Божия духу человеческому.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

" Вера - лекарство " июля 2019 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в Скорбященском храме   " Эти святые были врачами из Рима, жили в третьем веке и пострадали в 283-294 годах. Они привлекали внимание властей тем, что, в отличие от языческих врачей, лечили безвозмездно, - сказал владыка. - У них был особый дар от Бога исцелять болезни. Им завидовали и донесли на них императору. Он не смог заставить их отречься от христианства. А потом заболел и прибегнул к их врачеству. Они помолились, и Господь исцелил императора. Тот отпустил их, и Косма с Дамианом продолжили лечить людей. Но завистники убили святых врачей однажды в горах, где они собирали лекарственные травы " . " В воскресный день мы вспоминаем нашего небесного врача - Господа, который исцелил слугу сотника, - продолжил архипастырь. - Сегодня об этом говорилось в Евангелии. Спаситель, как обычно, вел беседы, к Нему подошел римский сотник, офицер, и рассказывал, как мучается болезнью его слуга, воин. Сотник не просил об исцелении, просто делился своей болью. Но понимал, что если через рассказ донесет эту боль до Христа, то Он обязательно поможет. Иисус сказал: " Я приду и исцелю его " (Мф. 8:7). Сотник и здесь явил смирение, сказав: " Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой " (Мф. 8:8). Ведь речь шла не о достоинстве сотника, а о достоинстве больного. Достоин ли больной, чтобы Господь пришел и исцелил его? Сотник же переживал о своем недостоинстве, и обратился ко Христу: " Скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает " (Мф. 8:8-9). Сотник признал власть божественную на Христе, видя, что Он - не простой человек, исцеляет болезни, воскрешает из мертвых, повелевает стихиями. Сотнику же власть дана от императора, он ею пользуется, командует, и все исполняют его приказы. Божественную власть Христа не хотели признавать фарисеи и книжники. А римский сотник признал ее. Спаситель удивился, что нашел такую веру в иудее, и сказал: " Иди, и, как ты веровал, да будет тебе " (Мф. 8:13). Слуга сотника тут же выздоровел. Вот какое значение в жизни имеет вера " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Видите, достаточно широкий перечень разнообразных законов. Можно подробным образом изучать их различные хозяйственные, социальные и другие аспекты, но нам интересно не это, а то, на что в первую очередь обращает наше внимание Новый Завет. Если вы помните, Господь Иисус Христос в обличительной речи против книжников говорит следующее: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» (Мф. 23:23). Действительно, помимо чисто внешних и формальных предписаний, закон содержит еще и указания, относящие непосредственно к нравственности человека. Рассмотрим это на конкретных примерах. При установлении Пасхи говорится, что «один закон да будет и для природного жителя и для пришельца, поселившегося между вами» (Исх. 12:49). Такое было редкостью в те времена, равенство прав между природным жителем и пришельцем. Обычно было (да и сейчас есть) совсем по-другому. «Не выдавай раба господину его, когда он прибежит к тебе от господина своего; пусть он у тебя живет, среди вас на месте, которое он изберет в каком–нибудь из жилищ твоих, где ему понравится; не притесняй его» (Втор. 23:15-16), потому что иначе его ожидает расправа. «Если найдешь вола врага твоего, или осла его заблудившегося, приведи его к нему; если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его; развьючь вместе с ним» (Исх. 23:4-5), – здесь речь об отношении к врагу. Преподобный Исидор Пелусиот, разъясняя смысл этой заповеди, пишет, что Бог дал ее «не столько имея попечение о животном, но наиболее ради самих людей. Враг, пришедший поднять павшее животное, без сомнения, вступит в беседу с врагом и скажет: «Там подними ты, а я подниму здесь». Беседа же есть начало примирения и путь, ведущий к дружбе. Посему Божественная Тишина постаралась достигнуть трех прекрасных целей: первой – чтобы животное не погибло, второй – чтобы не потерпел убытка владелец, и третьей – чтобы враги примирились и стали друзьями. Ибо, кому сделано добро, тот, если он и бесчувственнее камней, постарается вознаградить благодетеля, а признанного благодетелем, конечно, уже не будут более почитать врагом. Видишь ли, как неизреченная Премудрость узаконивает все, имея в виду благость и человеколюбие?» ч. 2–3, с. 293 – 294]

http://sedmitza.ru/lib/text/431018/

Возникает вопрос: изображение какого кесаря было на данной монете? Отвечая на этот вопрос, блаженный Иероним пишет: «Под кесарем не будем видеть указания на [кесаря] Августа, а на его пасынка Тиверия, его преемника на престоле, при котором пострадал Господь. А все римские государи (reges) от первого Каия кесаря, который захватил императорскую власть, назывались кесари [или: называются]. Затем, под Его словами: отдайте кесарево кесарю, мы должны понимать денежную подать, деньги, а Божие – Богу [указывают] на десятины от первых плодов, приношения и жертвы. И сам Он (Христос. – О.С.) подобным образом заплатил подать за Себя и за Петра, и Божие воздавал Богу, исполняя волю Отца » 294 . Выше мы уже сталкивались с подобной проблемой, напомню: «Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы? Он говорит: да. И когда вошел он в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних? Петр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак сыны свободны» ( Мф.17:24–26 ). В тексте из 17-й главы обращает на себя внимание то, что Христос воспринимает взаимоотношения между дающими налоги и берущими, как между посторонними (чужими) и сыновьями (своими). В контексте 22-й главы поведение иродиан (коллаборационистов) и фарисеев (лжепатриотов), действующих в общем враждебном по отношению ко Христу русле, в одной связке, показывает нам то кольцо ненависти, которое сжималось вокруг Сына Божия, – как последняя попытка дьявола бросить вызов Богу. Сатана, неспособный сам бросить вызов Богу (перед Которым он трепещет и преклоняется), всегда действует через человека. В той своей части, в которой человечество вступило на путь коллаборационизма, бросив вызов теократическим правам и приоритетам Бога, оно соделало себя чуждым для Него, но и тогда не были оставлено Его вразумляющими наставлениями, даже в моменты агрессивных выпадов против Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Вопрос 294. По какой причине человек теряет всегдашнее памятование о Боге? Ответ. Если он не памятует благодеяний Божиих, и оказывается непризнательным к Благодетелю. Вопрос 296 Как душа несомненно уверится, что она чиста от грехов? Ответ. Если кто приметит к себе расположение Давида, который сказал: «Ненавижу ложь и гнушаюсь ею» (Пс.118, 163), или приметит, что исполнилось в нем заповеданное апостолом, который сказал: «умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание… за которые гнев Божий грядет», и потом, распространяя подобный суд на всякий грех, присовокупил: «на сынов противления» (Кол. 3, 5–6), чтобы можно было сказать: «Сердце развращенное будет удалено от меня; злого я не буду знать» (Пс.100, 4). Познает же себя человек находящимся в таком расположении, если и к грешникам чувствует, как и святые, трепетное сострадание. Так и Давид говорил: «Вижу отступников, и сокрушаюсь, ибо они не хранят слова Твоего» (Пс.118, 158); и апостол Говорит: «Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?» (2 Кор. 11, 29). Ибо поистине, если душа лучше тела, а между тем видим, что всякой нечистоты на теле отвращаемся и гнушаемся и вид всякого терзания и всякого умышления на это производит в сердце сокрушение и скорбь, то кольми паче христолюбцу и братолюбцу свойственно чувствовать сказанное выше в рассуждении грешников, когда видит душу согрешающих как бы зверями изъявляемою и пожираемою и покрывающеюся как бы гноем и гнилостью, как и Давид сказал: «беззакония мои превысили голову мою, как тяжелое бремя отяготели на мне, смердят, гноятся раны мои от безумия моего. Я согбен и совсем поник, весь день сетуя хожу» (Пс.37, 5–7); и апостол говорит:»Жало же смерти — грех» (1 Кор. 15, 56). Посему когда приметит кто, что душа его при своих собственных или при чужих грехах, по сказанному в начале, приходит именно в такое расположение, тогда да будет несомненно уверен, что он чист от греха. Вопрос 297. Как надобно обращаться от грехов?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Вопрос: Меня крестили пять лет назад. Я ни разу не была на исповеди. Хочу исповедаться в Великий пост. Надо ли вспоминать и рассказывать о том, что я совершила еще до крещения? Слышала, что когда крестят человека, то считается, что он чист перед Богом, и не надо исповедовать то, что было до крещения, даже, если это было ужасно, я сделала аборт. Так ли это? Ведь душа моего убитого ребенка все равно существует. Разве крещение сняло с меня этот грех? Говорить ли мне о нем на исповеди? Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря: В таинстве крещения человек очищается от всех грехов, независимо от возраста. «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним» (Рим.6:3-8). Эта истина закреплена в Символе веры: «Исповедую едино крещение во оставление грехов». Преподобный Иоанн Дамаскин говорит: «Итак, отпущение грехов дается через крещение всем равно, а благодать Духа – по мере веры и предочищения» (Творения, М.,2002, с. 294). Если грехи (в том числе смертные) были совершены после крещения, прощение человек получает при искреннем покаянии. Святитель Димитрий Ростовский пишет: «Всегда ли прощаются грехи, если мы в них каемся по должном исправлении? – Всегда, в то самое время, когда грешник возопит к Господу с сердечным сокрушением, он и бывает услышан Им, как мытарь, Закхей, Манассия, Давид, блудница и проч.» (Келейный летописец, М.,2000, с. 595).    Нужно отличать прощение грехов и чувство вины перед Богом, которое может остаться на всю жизнь. Однако по милости Божией  это чувств постепенно перестает быть болезненным. Оно может стать постоянным источником благодарения Господа за Его любовь и долготерпение. Не надо также унывать об участи убиенного младенца. Должно все предоставить безграничному милосердию Господа. 11 марта 2004 г. Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/6299.html

Впрочем, Владыка наш и Бог , желая научить нас, что нам должно подходить к Богу через некоего посредника и поручителя, Сам стал для нас образцом и примером как во всем прочем, так и в этом, будучи назван первым посредником 290 и поручителем нашей природы, приведя ее к Собственному Отцу и Богу, а затем провозгласил Своих святых апостолов служителями сего посредничества и поручительства, и они обращали к Владыке Христу всех верующих, а эти, в свою очередь,  – других, а те снова – иных, и так доныне 291 сохраняется, и Бог хочет, чтобы мы не преступали Его предписание и предание, но пребывали в тех [пределах], которые Он установил, поскольку Он говорит: «Никто не приходит ко Мне, если не привлечет его Отец» 292 , и еще: «Никто не приходит к Отцу, как только через Меня» 293 , – так что никто не приходит к вере во Святую и единосущную Троицу, если не будет наставлен каким-нибудь учителем в вере. И никто не крестится без священника и без причащения от него Божественных Таин. А не причастившийся Тайнам никогда не сможет улучить вечной жизни, как сам Господь сказал: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» 294 , и еще: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» 295 . Итак, раз без Крещения и причащения Божественным Тайнам никто из верных не удостоится вечной жизни, а они преподаются не через святых апостолов или, бывших после них, святых праотцев наших, но через существующих ныне живых, общающихся с нами, совершенно очевидно: те, жившие тогда в мире, передали верующим то же самое, что они предоставляют нам, и эти равны тем. Каким образом? Как те крестили водою и Божественным Духом 296 , так и ныне сии делают. Те преподавали Тело и Кровь Христову, и сии преподают нам то же; и у оных не было ничего большего, и у нынче преподающих нам – ничего недостающего. Те учили вере во Христа и в Отца и Сына и Святого Духа 297 , Троицу нераздельную и единочестную, и отцы наши учат нас тому же.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

Все приношения святыни, которые приносят сыны Израилевы Господу, Я дал тебе и сынам твоим, и дочерям твоим с тобою, как законное на веки, и это вечный завет пред Господом для тебя и твоего потомства. И говорил Господь с Аароном, и сказал: В их земле не должен ты иметь удела и владеть какой-либо частью, ибо Я – твоя часть и твой удел между сынами Израиля. Но вот Я определил в удел левитам все десятины сынов Израиля за их службу, которую они совершают в скинии свидания. Сыны же Израиля не могут впредь приступать к скинии свидания, чтобы не навлечь на себя смертного греха, но левиты должны совершать служение при скинии свидания и взять на себя их грехи, как вечный закон во все роды. И между сынами Израиля они не должны получать никакого удела. Ибо десятины сынов Израиля и все приношения, которые они приносят Господу, дал Я левитам, как удел; поэтому Я повелел им, чтобы не имели между сынами Израиля никакого удела 293 . И Господь говорил с Моисеем, и сказал ему: «Объяви левитам и скажи им: если вы от сынов Израиля принимаете десятины, то отдавайте также и вы из этого дар Господу, десятину от десятин; и это должно быть вам зачтено, как ваш дар, как хлеб из гумна, и как излишек из точила. Таким образом, должны также и вы приносить возношение Господу от всех десятин ваших, которые получаете вы от сынов Израилевых и должны S 36/L 25//CA II. 25///давать из этого возношение Господнее Аарону священнику. Из всех (назначенных) для вас даров вы должны приносить дар Господу из самого лучшего, что посвящается Ему. И скажи им: Если вы лучшее из этого отдали Ему, то (остальное) будет засчитано левитам, как доход с гумна и как дохода с точила. Потребляйте его на всяком месте вы и принадлежащие к дому вашему, ибо это ваша награда за службу при скинии свидания. И не возьмете вы поэтому греха на себя, если вы (только) лучшее для Него отдадите, и вы не оскверните священных даров сынов Израиля, чтобы вам не умереть» 294 . Глава IX /Увещание к народу о почитании епископа 295 Итак, слушайте это и вы, миряне, избранная церковь Божия; хотя и прежде народ именовался церковью, но вы –//кафолическая, святая и совершенная церковь «царское священство, святое собрание, народ, определенный к наследию» 296 , великая церковь , «невеста украшенная» 297 для Господа Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prokoshe...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010