Между другими язвами церкви особенно сильно сокрушало св. Григория корыстолюбие епископов и симонианская ересь, в то время господствовавшая. Он ратовал против неё письменными увещаниями и угрожающими распоряжениями. Эту борьбу против симонии продолжали после него и другие. Но болезнь, раз начавшись, упорно не поддавалась действию лекарств. Больше внешней силы было у Карла Великого, чем у св. Григория Двоеслова : этот великий государь всеми зависящими от него средствами старался очистить епископство от этого пятна; но полным успехом не увенчались его усилия. «Какие жестокие дела отягощают нас (говорит св. Григорий в церкви пред епископами и народом)! Вам, епископам, я говорю со слезами; потому что мы узнали, что некоторые из вас рукополагают за награды, продают духовную благодать, и от чужих беззаконий с вредом греха собирают временные выгоды. Почему же не приходит на вашу память то, что глас Господень, заповедуя, говорит: туне приясте, туне дадите ( Мф. 10:8 )? Почему не представляете пред очи ума вашего, что Искупитель наш, вошед во храм седалища продающих голубей опрокинул, и деньги у меновщиков рассыпал ( Ин. 2:15–16 )? Кто ныне в храме Божием продавцы голубей, если не те, которые в церкви принимают мзду за рукоположение?» 294 Не один грубый вид симонии вызывал против себя обличительное слово со стороны св. Григория. Ему казалось порочным, заслуживающим наказания Божия и то, когда епископы дают рукоположение, хотя не за деньги, но из-за человекоугодничества, чтобы исполнить чью-либо просьбу или заслужить чью-либо благодарность. «И есть некоторые (говорил он), которые хотя и не берут денег за рукоположение, однако же даруют степени священства по человекоугодию, и за эту щедрость ищут в награду только похвалы. Эти люди не дают туне, что туне ими получено; потому что за исполнение святой обязанности желают монеты, – благорасположенности к ним. Пророк, описывая мужа праведного, говорит, что он отрясает руце свои от всякаго дара ( Ис. 33:15 ). Он не говорит: руце свои отрясает от дара, но прибавляет: от всякаго, потому что есть дар от послушания, есть дар от руки, есть дар от языка. Дар от послушания состоит в подчинении, простираемом за пределы долга; дар от руки состоит в деньгах; дар от языка – в похвале. И так рукополагающий на степени священства отрясает руце свои от всякого дара тогда, когда, в делах божественных, не только денег не желает, но и благодарности человеческой» 295 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

Вопросы экзегезы Священного Писания занимают значительное место уже среди ранних творений Иоанна Златоуста – в период до принятия священства, и особенно в первые годы его священнического служения. Следует отметить, что Златоуст обращается к толкованию текстов Писания не только в специально посвящённых этим проблемам проповедях: экзегетические отрывки рассыпаны практически по всем творениям святого, поскольку именно Священное Писание стоит в центре его духовной жизни и пастырской деятельности. Служение Иоанна Златоуста как антиохийского пресвитера продолжалось двенадцать лет (386–398 годы), и именно к этому периоду относятся его главные экзегетические труды 291 . И это не удивительно, поскольку именно в антиохийский, относительно спокойный период жизни и деятельности Златоуста, он имел и время, и силы посвятить себя литературной работе. В период епископского служения в Константинополе у святителя такой возможности не было: большая часть его времени была поглощена решением церковно-политических проблем 292 . Как Златоуст произносил свои проповеди и каким образом они дошли до нас в письменном виде? Он произносил их публично с кафедры, и стенографы, присутствовавшие в церкви, делали записи. Затем, перед обнародованием проповеди, Златоуст просматривал текст и вносил свои замечания. Тексты некоторых проповедей дошли до нас в исправленном и отредактированном виде; некоторые же из них представляют собой недостаточно или вообще не отредактированную стенографическую запись. Таково, например, толкование на книгу «Деяний апостолов» 293 . Экзегетические творения Златоуста на ветхозаветные темы в антиохийский период Златоуст создал относительно мало толкований на Ветхий Завет. К самым значительным его ветхозаветным толкованиям следует отнести беседы на книгу Бытия 294 , беседы на псалмы 295 , беседы на книгу пророка Исайи 296 . Из шестидесяти семи слов на книгу Бытия, тридцать два слова были произнесены во время Великого поста 388 года, а остальные тридцать пять – после Пятидесятницы. Эти шестьдесят семь слов являются расширенной версией восьми слов на ту же книгу, произнесенных в 386 году. Некоторые отрывки восьми «Слов на книгу Бытия» почти буквально повторяются в расширенной версии «Бесед». На то, что «Беседы» были произнесены именно в Антиохии, в их тексте существует несколько указаний: например, Златоуст упоминает о присутствие среди слушателей братьев, говорящих по-сирийски, или говорит о братьях не твёрдых в вере, принадлежавших к Церкви лишь формально, но по сути бывших иудеями 297 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Как уроженец Олонецкой епархии, о. Вениамин сохранял связи со своими земляками. Одним из самых уважаемых олончан в столице был настоятель Казанского собора протоиерей Димитрий Тимофеевич Мегорский. Он окончил Олонецкую духовную семинарию в 1863 году, то есть всего двумя годами позже о. Павла Казанского. Протоиерей Д. Мегорский долго преподавал в С.-Петербургской семинарии. С открытием при ней братства св. Иоанна Богослова он вошел в число братчиков и постоянно избирался членом ревизионной комиссии. Умер о. Димитрий 26 января 1909 года, и 29 января архимандрит Вениамин участвовал в его отпевании 291 . 29 ноября 1909 года о. Вениамин, как и многие олончане, лично приветствовал земляка протоиерея Николая Алексеевича Лебедева († 9 июня 1914), справлявшего редкий юбилей – 60-летие служения в священном сане 292 . На посту ректора семинарии архимандрит Вениамин оставался и «членом-деятелем» Общества распространения религиозно-нравственного просвещения. Уже через месяц после возвращения в Петербург, 6 и 11 декабря 1905 года, он проводил беседы в молитвенном доме Общества в селе Александровском за Невской заставой 293 . Своим возникновением этот молитвенный дом был обязан семинарскому преподавателю гомилетики иеромонаху Геннадию (Туберозову). В Крещение, 6 января 1906 года, о. Вениамин был среди сослужащих за литургией, совершенной митрополитом Антонием с епископом Ямбургским Сергием (Тихомировым) , ректором С.-Петербургской Духовной академии, в лаврском Троицком соборе. Из Лавры на Неву направился большой крестный ход. Такое торжественное крещенское водосвятие здесь, на городской окраине, представляло редкость. На него собралось множество народа, но из «высокопоставленных лиц» не было никого 294 . В тот же вечер епископ Сергий и архимандрит Вениамин положили начало духовным беседам на фабрике Варгуниных, где они часто проповедовали еще в 1890-х годах, студентами академии. «Молебен и беседа были в церкви, и народу собралась масса. Были все очень довольны таким торжественным открытием бесед» 295 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сей же прежде реченный иерей Борис, видев такое тщание юноши к учению, дивляшеся вельми и во едине от дни от некоего откоровения проразуме хотящая сему быти напоследок и рече: да возсяет ти чадо, свет разума от ныне и до века... И тако разыдосшая. И паки на многи дни совокупльшеся ко оному иерею ради поучения мног народ, такоже и блаженный Мина не оставляше, но с великим тщанием послушаше ей, и в дом часто к нему притекая, духовнаго отца его себе учини и сподобися, сему же иерею поствящу люди многая лета не яко наемнику, но яко истинному пастырю, по преданию святых отец» 294 . По смерти жены Борис постригся в монахи с именем Боголепа, но и в монастыре он не оставлял дела учительства. «Мина же ревноваше во всем учителю своему и вся в наказание себе приемля, и к своему наставнику прихождаше духовныя ради беседы, и многими словесы от преподобного Боголепа учим бываше, еже восприяти иноческий образ» 295 . Под влиянием наставлений Боголепа, Мина действительно постригается и до самой смерти Боголепа подвизается с ним и под его непосредственным руководством 296 . Преимущественными пунктами откуда распространялось религиозное просвещение в древней руси, по житийной литературе, однако являются монастыри 297 . Монастыри древней Руси находились в весьма живых сношениях с мирянами. Миряне любили навещать монастыри и проводить здесь «не малое время в общении с иноками» Пример здесь подавали сами князья. В житии Феодосия Печерского разсказывается, что князь Изяслав «зело любяше блаженного, часто же и призываше к себе и множицею же сам прихождаше к нему, и тако духовных тех словес насыщашеся и отхожаше» 298 . Житие изображает даже и обстановку одной из бесед князя с иноком. «И в един день полудню сущу прииде по обычаю христолюбец Изяслав с малым, (егда хотяше поехати к блаженному, тогда распустяше вся бояры в домы своя, и токмо с шестию или с пятию отрок прохожаше к нему). Паче по сих шедшима има в церковь и сътворив молитву седоста; ти тако христолюбивый князь насыщашеся медоточных тех словес иже исхождаху от уст преподобного отца нашего Феодосия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

В 1528-1529 гг. по поручению Новгородского архиеп. св. Макария Д. трудился в Вел. Новгороде над исправлением Синайского патерика . Хотя ряд списков патерика имеет греч. приписку: «Досифеос Осифитис», исследователи установили, что Д. при работе не использовал греч. оригиналы. В предисловии Д. изложил стилистические принципы, к-рым он следовал: он «очистил» древнеслав. перевод патерика «от поселянских речей» и «старых и иностраньских пословиць, иная же смешана небрежением и неисправлением преписающих» (ГИМ. Увар. 960(883). Л. 294 об.), т. е. от непонятных архаизмов, грецизмов и южнославянизмов, и переложил тексты на «чистый» и «сладостный» книжный язык («ученая и искусная словеса»). Как установил В. В. Калугин, Д. в данном случае следовал установке архиеп. Макария, к-рая позднее нашла отражение не только в трудах святителя, но и в сочинениях др. книжников его круга: Новгородского архиеп. Феодосия , Зиновия Отенского , троицкого инока Нила (Курлятева) ( Калугин. 1998. С. 121, 127, 128, 238). Тексты патерика, отредактированные Д., были включены под 30 июня в Великие Минеи-Четьи, позднее положены в основу 2 изданий «Лимонаря» (К., 1628 и 1632), выпущенных по благословению Киевского митр. Иова (Борецкого) . Последние лит. труды Д. в Иосифовом Волоколамском мон-ре датируются 1545-1547 гг. Полученный ранее опыт Д. обобщил при написании Волоколамского патерика (его оригинал, изданный в 1915, утрачен в 1941). В этом произведении Д. не только дал агиографическую характеристику деятельности связанных с обителью подвижников, но и изложил историю мон-ря, написанную в контексте истории г. Волока Ламского и Новгородской земли, описал деятельность здесь прп. Иосифа и др. волоцких старцев («Сказание о русских пустынножителях»), привел ряд уникальных сведений, заимствованных из предания - из бесед с прп. Иосифом и его братом Ростовским архиеп. Вассианом II (Саниным) , сохранившими в памяти слова их духовного наставника прп. Пафнутия Боровского, из разговоров с Паисием (Ярославовым) . Нек-рые уникальные известия Волоколамского патерика (напр., о вел. кн. Иоанне I Данииловиче Калите) имеют, по всей видимости, лит. происхождение (см.: Турилов А. А. «Гарун-ар-Рашидовский» сюжет в слав. лит-рах XV-XVI вв.: (Серб. деспот Стефан Лазаревич и вел. кн. Московский Иван Калита)//ДРВМ. 2004. 2. С. 8-11). К последнему периоду творчества Д. относится «Надгробное слово» прп. Иосифу Волоцкому. Оно, как и Волоколамский патерик, содержит ряд уникальных известий: описание внешности преподобного, редкие биографические сведения о нем (напр., дату рождения - 12 нояб.) и о его ближайших родственниках (о выезде из Литовского великого княжества в Москву в 1408 деда прп. Иосифа - Александра (Сани), о получении им за службу земель под Волоком Ламским, об уходе в конце жизни в мон-рь мн. родственников прп. Иосифа и др.).

http://pravenc.ru/text/180347.html

Многословие Понудим себя крепкую приставить стражу к устам своим, чтоб о ком-либо не сказать чего-либо худого, потому что худая речь хуже всяких ядов (прп. Антоний Великий , 89, 58). Кто не может хранить уст своих и языка, пусть позаботится, по крайней мере, не мног быти в словесех своих (ср.: Иов. 11, 3 ). Блюдись, человек, возьми власть над языком своим и не умножай слов, чтоб не умножить грехов. Положи перст на уста твои и узду на язык твой, потому что многоречивый человек не оставляет в себе места Духу Святому (прп. Антоний Великий , 89, 58). Те... которые говорят все, что ни приходит им в голову, походят на двор без ворот, на который всходит кто ни захочет, подходит к стойлу и отвязывает осла (прп. Антоний Великий , 89, 133). Источник. ...Более люби молчать, нежели говорить: ибо молчание собирает, а многословие расточает (прп. авва Исаия , 59, 216). Источник. ...Многословие рождает уныние (разленение) и умоисступление (прп. авва Исаия , 89, 350). Многоглаголание, брат, помрачает ум; помраченный же ум ведет к бесстыдству; а бесстыдство есть матерь блуда (прп. Ефрем Сирин , 31, 294). Источник. Многословие не лишено греха; многоречивость есть показатель недостатка мудрости и знания (прп. Ефрем Сирин , 37, 342). Источник. Открывай уста свои для слова Божия; и обуздай язык от многословия (авва Евагрий, 89, 615). Как двери в бане, часто отворяемые, скоро выпускают внутреннюю теплоту вовне, так и душа, когда много кто говорит, хотя бы говорил все хорошее, испускает память свою (сознательное стояние в строе духовных вещей) словесною дверию. От сего ум лишается наконец чистейших помышлений и по беспорядочному наплыву помыслов смятенную ведет речь к прилучившимся. В таком случае он не имеет уже Духа Святаго, хранящего нашу мысль в немечтании, ибо сей Дух Благий, как чуждый всякого мятежа и мечтания, бегает многословия (блж. Диадох, 91, 47). Источник. Как от чревоугодия рождается мятеж помыслов, так от многословия и бесчинных бесед – недоразумие и исступление ума (прп. Исаак Сирин , 58, 305). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Макарий Афонский — Макарий (Сушкин) (1821–1889) — иеромонах (с 1851 г.), монастырский духовник (с 1853 г.) и игумен (с 1868 г.) русского Пантелеймонова монастыря на Афоне (см.: Красковский И. Ф. Макарий Афонский, игумен и священно–архимандрит Афонского Св. Пантелеймоновского монастыря. М., 1889) — 81 Макарий Египетский (Великий) (301–391) — отец церкви; аскет, поселившийся в египетской пустыне; автор «бесед» о благодати — 196 Максимов, знакомый отца Николая по Амуру — возможно, фамилия сокращена и речь идет о Карле Ивановиче Максимовиче (1827–1891), ботанике, первом исследователе флоры Дальнего Востока; о его отношениях с о. Николаем см. ниже, в дополнениях К. Накамура — 294 Максодонов — Максидонов Николай Васильевич (? –1858) — выпускник (со степенью магистра) Санкт–Петербургской Духовной академии (1857); священник в Царском Селе — 131 Малафеев Василий Малафеевич (Малахиевич) (1822–1899) — купец; владелец площадного театра во время масленичных и пасхальных гуляний на Царицыном лугу (Марсовом поле) — 181 Малинин Александр Федорович (1834–1888) — педагог, директор Московского учительского института; автор учебных пособий по математике и физике — 273 Малиновский Анатолий Иванович — член Московской судебной палаты — 244, 247, 254, 255, 259 Малов Александр Васильевич (1840/1841–1901) — архитектор — 154 Малов Алексей Иванович (1787–1855) — выпускник (со степенью магистра) Санкт–Петербургской Духовной академии (1814); протоиерей и настоятель Исаакиевского собора (с 1836 г.); известный проповедник и законоучитель, духовный писатель — 154, 155 Малов Евфимий Александрович (1835–?) — выпускник (со степенью магистра) Казанской Духовной академии (1862), профессор этой академии (с 1868 г.); священник (с 1869 г.) и протоиерей казанской Богоявленской церкви, благочинный Казанского Духовного женского училища (в 1870–х гг.); член Совета Казанского Братства Святого Гурия; автор «Миссионерских заметок» (Казань, 1867) и других сочинений — 297, 301 Малышевский Иван Игнатьевич (1828–1897) — выпускник (со степенью магистра) Киевской Духовной академии (1853), бакалавр (1854) и профессор истории русской церкви в этой академии (с 1861 г.), доктор богословия (с 1873 г.) и помощник ректора Киевской Духовной академии; староста киевского Владимирского собора; член множества научных и благотворительных обществ (см.: Корольков И. Н. Иван Игнатьевич Малышевский, заслуженный профессор Киевской Духовной академии. Киев, 1897) — 314

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2435...

В дальнейшем Толстой приезжал в Оптину в 1896 и 1910 годах. Фёдор Михайлович Достоевский побывал у старца Амвросия в июне 1878 года. Он ездил в Оптину с Владимиром Сергеевичем Соловьёвым , известным философом. Весной этого года Достоевский пережил тяжелую утрату – похоронил скончавшегося во время припадка эпилепсии своего трехлетнего сына Алексея. Жена писателя, Анна Григорьевна, писала в своем дневнике: «Чтобы хоть несколько успокоить Фёдора Михайловича и отвлечь его от грустных дум, я упросила Вл. С. Соловьёва, посещавшего нас в эти дни нашей скорби, уговорить Фёдора Михайловича поехать с ним в Оптину пустынь, куда Соловьёв собирался ехать этим летом. Посещение Оптиной пустыни было давнишнею мечтою Фёдора Михайловича» 294 . Они отправились 23 июня. В Оптиной пробыли двое суток. На обратном пути Фёдор Михайлович навестил в селе Прыски близ Оптиной своего давнего знакомого (они были связаны по делу Петрашевского) помещика Н.С. Кашкина. «С тогдашним знаменитым старцем отцом Амвросием, – писала А.Г. Достоевская, – Фёдор Михайлович виделся три раза: раз в толпе, при народе, и два раза наедине – и вынес из его бесед глубокое и проникновенное впечатление. Когда Фёдор Михайлович рассказал старцу о постигшем его несчастии и о моем слишком бурно проявившемся горе, то старец спросил его, верующая ли я, и когда Фёдор Михайлович отвечал утвердительно, то просил его передать мне его благословение, а также те слова, которые потом в романе (“Братья Карамазовы”. – Сост.) старец Зосима сказал опечаленной матери. Из рассказов Фёдора Михайловича видно было, каким глубоким сердцеведцем был этот всеми уважаемый старец» 295 . В 1878–1880 годах Достоевский писал свой последний роман «Братья Карамазовы», в котором так или иначе отозвались некоторые моменты оптинской жизни, но все – в переработанном и приспособленном к художественным авторским задачам виде. От духа оптинского в романе не осталось ничего. К.Н. Леонтьев в 1885 году писал: «Я готов верить, что, поживи Достоевский еще два-три года, он еще гораздо ближе, чем в “Карамазовых”, подошел бы к Церкви и даже к монашеству, которое он любил и уважал, хотя, видимо, очень мало знал и больше все хотел учить монахов, чем сам учиться у них» 296 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

π Φιλοθου Βρυεννου Κωνσταντινουπ. 1883, κεφ. 4; σελ. 16; 1, 29. Pott. 1 p. 427. lin. 28; II. 15. Pott. 1. p. 465. lin. 6; II. 9. Pott. 1. p. 452 lin. 38; ibid. 453. lin. 2–4; III 4. Pott. 1 p. 253. lin. 15; VII. 13. Pott. II. p. 882. lin. 1–2; и др.). Однако ж эти явления у Климента, как и у других древне-церковных писателей, ни мало не говорят против того, что четвероевангелие всегда было в соборно-церковном самосознании или веросознании, и притом достоверным свидетельством земной жизни Господа Искупителя. 313 Главнейшее свидетельство Оригена , как о четвероевангелии, так и вообще о новозаветном каноне сохранил Евсевий в Ист. Ц. VI, 25. § 3–14 (Hein. р. 294–295) из первого тома толкований Оригена на евангелие Матфея. В этом свидетельстве Ориген, как и его предшественник Климент, стоит на твердой почве предания. » ν τ πρτ τν ες τ κατ Ματθιον, τν κκλησιαστικν φυλττων καννα, μνα τσσαρα εδναι εαγγλια μαρτρεται, δ πως γρφων «ς ν παραδσει μαθν περ τν τεσσρων εαγγελων, κα μνα ναντρρητ στιν ν τ π τν ορανν κκλησ το θεο, τι πρτον μν γγραπται τ κατ τν ποτε τελνην, στερον δ πστολον ησο Χριστο Ματθαον, κδεδωκτα ατ τος π ουδασμο πιστεσασιν, γρμμασιν βρακος συντεταγμνον. Δετερον δ τ κατ Μρκον, ς Πτρος φηγσατο ατ, ποισαντα, ν κα υν ν τ καθολικ πιστολ δι τοτων μολγησεν φσκων 1Пет. 5, 13 . Κα τρτον τ κατ Λουκν, τ π Παλου παινομενον εαγγλιον τος π τν θνν ωννην»... (Cp. Migne Patr. Gr. t. ХШ. col 829). Затем следует у Евсевия выдержка из пятого тома толкований Оригена на евангелие Иоанна, где названы: послания Павла вообще, одно общепризнаваемое (μολογομενον) послание Петра и другое сомнительное (μφιβλλεται) послание с именем того же апостола, апокалипсис Иоанна, первое и несомненно подлинное (γνσιον) послание его. Наконец Евсевий делает третью выдержку, а именно из бесед Оригена на послание к Евреям, где послание это приписывается ап. Павлу только по мыслям, а не по изложению, неизвестно кому принадлежащему – Клименту ли, как думают одни, или Луке, как другие, написавшему евангелие и Деяния (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

527 Знам. 10, л. 51. В другом месте частнее выражается мысль, что «Адам в раи брашном прелстися» (Там же л. 69 об.). 528 Эти слова Кириллицы составляют объяснение или, как сама она говорит, толкование на учение о том же предмете Св. Кирилла Иерусалимского . По мнению этого св. Отца, антихрист восхитит Римскую власть посредством волшебства (15 огл. поуч. чл. 12 л. 147 об.). 543 «Великороссийская Церковь , говорит Пешехонов, исповедует Сына Божия Отцу единородна и сопредвечна, и единосущна, и Творца всея твари, и ради человеческого спасения, сшедшего с небес и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы вочеловечшася», и в доказательство этого ссылается на символ веры , содержимый прав. Церковью (отв. 31, л. 60). И в другом месте: «Великороссийская Церковь догмат о вочедовечении Сына Божия и о предвечности и единосущии Его с Отцем исповедает и содержит православно» (там же отв. 32, л. 63.) 549 Справедливость слов Преосв. Никифора подтверждают и палеографические Монфоконовы списки с древних Греческих рукописей. См. у Герберта de cantu sacro в 1 томе. 552 Таковы особенно книги, указанные в беседах к глагол. старооб. Христ. Чт. 1834 г. ч. 1, стр. 297–301; Хр. Чт. 1835 г. ч. II, стр. 164–179; ч. III, стр. 285–287. 553 Как и от чего усилился этот обычай, показано в рассужд. о ерес. и раск. Руднева стр. 180–182; также в Бесед. к глагол. старооб. Хр. Чт. 1834 г. ч. 1, стр. 294–295; истор. Русск. раск. Макар, Еп. Винницк., стр. 77 и 78; Ист. св. Солов. обит. Преосв. Игнат. стр. 49. 554 Автор рассуждения о ересях и расколах указывает в этом случае на списки Максимовых сочинений, хранящ. в Моск. Дух. акад., где имя Иисус писано и с итою и без нее (примеч. 160). Мы с своей стороны можем указать на слово пр. Иосифа Волокол., жившего в последней половине XV и в начале XVI в. (род. 20 Ноябр. 1440 г. умер 9 Сент. 1515 г.), писанное им против Новгородских еретиков и помещенное в Прав. Собес. за 1855 г. кн. 4, стр. 73–118. Текст этого слова (как сказано в Собес. кн. 3, стр. 33 и 37) напечатан по рукописи Соловецк. библиот. 326, которая относится к самому началу XVI в. (1514 г.), при чем удержаны особенности правописания, словосокращения, титлы и др. исторические формы славянского языка. В этом слове, или лучше-рукописи есть след. место: «Дух Святый Елисею подать чудеса творити, Иезекеиля настави, и мертвым встание показа, Иисуса Наввина исполни премудрости, и Веселеила исполни разума и художества» (стр. III), хотя выше (стр. 109) написано: же сын Наввин исполнися Духа Свята и премудрости».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/o...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010