135 Жизнь митрополита Филиппа//Душеполезное чтение. 1861. Июнь. С. 146, 149, 151, 155, 163. Ещё до смерти митрополита Филиппа многие митрополиты были низведены с престола и заключены в монастыри. По смерти его гонение Грозного постигло многих иерархов Русской Церкви, игуменов и священников; по словам Курбского, Грозный “убил архиепископа великого Новгорода Пимена в реце его утопити повелел. Потом поставлена другаго архиепископа в того место, мужа, якоже слышахом, нарочита и кротка, но по дву летех и того повелел убити со двема игумены великими, або архимандриты”. Это был Леонид архиепископ, которого Иван Васильевич велел зашить в медвежью шкуру и затравить собаками. “В то же время множество презвитеров и мнихов различне помучено и погублено. Тогда убиен от него Корнилий, игумен Печерского монастыря, муж святой и во преподобии мног и славен. И тогда вкупе убиен с ним другий мних, ученик того Корнилия, Васьян именем, по наречению Муромцов: муж был ученый и искусный. Оба они в один день орудием мучительским некаким раздавлены”. — Сказания князя Курбского. СПб., 1833. Т. I. С. 162–164. 137 Из его послания неизвестному лицу в сборнике Императорской публичной библиотеки. 50. Л. 240 об. 139 Максим Грек в своём послании “Благоверному Великому Князю Ивану Васильевичу”, “смея не смея челом бьет”. — Москвитянин. 1842. 11. Неизвестный автор послания к Великому Князю Василию Ивановичу молит его: “да не зазрит твоя честность грубому моему сему писанию, подобно Валаамову осляти, еже бессловесное словеснаго учаше, и скотина пророка наказаваше”. — Сборник НСБ. 1444. Л. 444. Феодосий, архиепископ Новгородский, в послании к Великому Князю говорит: “пишу тебе богоутвержденный владыко, не яко уча и наказуя твое остроумие и благородную премудрость, не бо лепо нам забыти своея меры и на таковыя дерзати, но яко ученик учителю, яко раб государю, молю ныне беспрестани. Царское твое остроумие большу имать всех силу изрядне управити благое твое царствие, и страшен будеши сана ради власти царские”. — ДАИ. Т. 1. 41. С. 56. Иосиф Волоцкий в послании к вельможе о миловании рабов говорит: “те прилично мне, господине, писать тебе об этом и восхищать учительский сан на себя; я грешен, не имею ни разума, ни смысла. Прости меня, господине, за это, как безстуднаго и дерзкаго”. — ДАИ. Т. 1. 213. С. 361. Даже протоиерей Сильвестр, заправлявший важными делами в государстве, в послании к Казанскому воеводе называет себя “последния нищеты грешным, неключимым непотребным рабом попом Сильвестришком” и убедительно просит этого вельможу “аще благоугодно будет” прочитать это послание. — Рукопись НСБ. 1281. Л. 282 и 399.

http://pravmir.ru/russkaya-propoved-v-xv...

156 История Русской Церкви преосвященного Филарета. С. 134 примеч. “Одни священники наставляют юношество чтению и письму, чем, впрочем, не многие занимаются”. — Маржерет. В той школе, где учился в детстве архиепископ Иона, учителем был диакон. Стоглавым собором предписывалось всем священникам, дьяконам и дьячкам устроить у себя училища, где бы они могли учить своих детей и приготовлять их к духовному званию. — Стоглав. С. 93, 94, 256. 158 Из послания старца Филофея Псковского монастыря к князю дьяку Мисюрю Мунехину. — Православный Собеседник. 1861. Май. С. 84. 159 В “Исторические очерки народной словесности” занесены Буслаевым указания на то, что сельские священники в случае каких-нибудь важных обстоятельств ходили с проповедью по своему приходу (Т. 1. С. 279). В сборнике НСБ 1454 в сказании о явлении Тихвинской иконы Божией Матери замечено, что когда на месте явления иконы поставили церковь, “послаша священницы в веси и села проповедати милость Божию и чудеса Пречистыя Его Матери” (Л. 262). 162 В житии святителя Димитрия Прилуцкого читаем о нём: “Простоту сердца всегда святый и неухищренно имея. Иногда нецыи от братии помянуша ему, яко мало есть книг; он же отвеча по обычаю своему: довольно есть, братие, утешительныя душам обычныя книги”. — Макарьевские Четьи-Минеи. Февраль; Рукопись НСБ. 1320. Л. 77. 163 Так отозвался о себе и о своих трудах преподобный Нил Сорский. См.: Сочинения Нила Сорского/Изд. Елагина. СПб., 1864. С. 21. 164 Духовный Вестник. 1862. Июль. С. 160: “Поучения об иноческой жизни” изд. Невоструева; судя по контексту речи и содержанию поучения, можем сказать, что правило это имело в виду удалить монахов от соблазна, который вносили в их жизнь молодые люди “голоусые”, которые ходили к ним в кельи, и притом правило это шло против келейного книжного учения. 165 Сочинения Нила Сорского. С. 10, 20. В “Поучении новопостриженным инокам”, составленном, как видно по содержанию и характеру его, под влиянием идей Нила Сорского, иноку предписывалось постоянно “тружатися в молитве и в чтении книжнем, аще ли грамоте не умеет — в рукоделии”; здесь упоминается даже и о заучивании наизусть. — Духовный Вестник. 1862. Июль и август. С. 171, 174.

http://pravmir.ru/russkaya-propoved-v-xv...

Алла 11 декабря 2017, 16:55 Сергей, вы всерьез думаете, что греки менее благочестивые, чем русские, только потому, что они сидят в храмах и не носят платки? Ужас какой. " У нас 99% не знают, что Указ Петра 1, уже отменили и ...продолжают брить бороды. " А что плохого, что русские мужчины бреются? Это эстетически выигрышней, чем борода, а с духовной точки зрения не имеет значения. Алексей 11 декабря 2017, 12:54 Спаси Господи, Владимир, за статью! Христиане, молю, успокойтесь! Не осуждайте друг друга! Эта тема намного важнее и глубже, чем кается на первый взгляд. Прежде чем вешать ярлыки и составлять поверхностное время очень советую изучить историю. Вы узнаете много важного и душеполезного. Только не спешите с выводами, помните, что во всём нужно рассуждение. Спаси вас Христос! Павел 11 декабря 2017, 12:28 Добавлю по поводу воспитания детей: в последней семье уже есть повзрослевшие дети, и их взгляд на воспитание и семейную жизнь более реалистичный, на мой взгляд. Но все семьи разные и дети все разные, и каждый учится на своих ошибках и традиция 300 летней давности здесь не помошник. У нас, новообрядцев, есть семьи стремящиеся к такому укладу, как у семей в статье, за исключением быть может подрушников, подзор, лестовка и пр. Ничего особого нового. И повторю, уже высказанную здесь, мысль: задача родителей не изолировать ребенка от мира, а научить его жить в мире, различать добро и зло, и осознанно выбирать добро. Собственно, это задача любого христианина. Павел 11 декабря 2017, 12:21 Согласен с Александр НСБ. И добавлю от себя. Мне кажется, что совсем не обязательно следовать традиции, особенно, что касается устройства быта, которая была актуальна 300 лет назад. В то время она была естественна. А если убрать все второстепенное, на мой взгляд, о чем много написано в данной статье, остается все то, что есть и у нас новообрядцев: участие в Таинствах, домашняя молитва, попытка строить свою семью на любви, воспитывать детей в любви, и постараться им помочь, или не помешать, сделать в свое время осознанный выбор в сторону к Богу.

http://pravoslavie.ru/108975.html

Новообрядец 10 декабря 2017, 22:46 Владимир, если б все так было прекрасно в русском православии 17 века, то не было бы ни раскола, ни таких жестких гонений, не были бы готовы люди к самоубийству и погибели души ради следования обряду. По факту русская Церковь была несколько изолирована в течении полутора столетий и в церковную жизнь вкрались неправильности. Кстати сколь бы высокодуховно ни жили старообрядцы (исключая единоверцев), то не могут спастись из-за того самого раскола. В этом плане единоверие крайне полезная штука, это миссионерский проект, который присоединяет старообрядцев Церкви. Но это некоторое послабление, уступка и странно эту уступку превозносить,как что то превосходнейшее, если учесть историю старообрядцев. Александр НСБ 10 декабря 2017, 21:58 Автор почему-то пытается делить нас на группы внутри единой Церкви. Подобное можно писать о каждом приходе, у кого воскресная школа лучше, а у кого поют красивее. Вместо того, чтобы подчеркивать единство Православия и единоверчества, он выделяет какой-то, как ему кажется, уникальный единоверческий опыт. Вместо того, чтобы, например, написать об общем положительном опыте воспитания детей и о том, как мы все преодолеваем современные проблемы, он создает какой-то идеалистический памфлет из статьи в статью (интересно, что в данной статье собеседники его в этом не поддерживают). Мы члены единой Церкви, давайте объединять, а не разделять. Михаил Климов 10 декабря 2017, 21:49 Юлии, 9 декабря 2017, 11:37 Раскол стал самым большим духовным бедствием для России. И он возник между людьми, одинаково верующими в Бога-Отца, Бога-Сына, Бога-Святаго Духа. И до сих пор эти люди не могут примириться, тогда как после недавних кровавых войн воевавшие стороны уже почти примирились. И скажите после этого, что из-за этой распри не торчат рога лукавого. И одни христиане по-прежнему с пренебрежением смотрят на других, зачем нам " возлюби ближняго " , ведь с той стороны раскола нам совсем не ближние. Они оттуда, из той, уже ветхой, истории, или - они из этих, которые в джинсе и бритобородые. И в расколе мы по-прежнему пляшем под дудку лукавого, а ангелов не слышим.

http://pravoslavie.ru/108975.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНСТАНТИН Виссарионович Словцов († 2.08.1918, ст. Егоршино Северо-Восточной Уральской железной дороги), сщмч. (пам. 20 июля, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и Соборе Екатеринбургских святых), свящ. Окончил Тобольскую ДС. 22 окт. 1912 г. был рукоположен во диакона, а 24 окт.- во иерея. Направлен на служение священником в Вознесенскую ц. при Полевском заводе Екатеринбургского у. Пермской губ. В сент. 1913 г. К. перевели в храм во имя прор. Илии с. Егоршина (Егоршинского) Ирбитского у. Пермской губ. (ныне г. Артёмовский Свердловской обл.). В июле 1918 г., во время гражданской войны, в с. Егоршине вспыхнуло восстание. Против советской власти выступили мобилизованные в Красную армию железнодорожные рабочие и служащие, которых собирались вывезти в Екатеринбург. Местный революционный комитет запросил помощи для подавления восстания. Прибывший в Егоршино карательный отряд во главе с А. О. Павловским провел аресты. Вместе с др. подозреваемыми был схвачен и К., хотя он всегда старался держаться в стороне от политики. Красноармейцы расправились с ним с особой жестокостью. Перед смертью его мучили, кололи штыками, отрубили ему нос вместе с верхней губой и только затем расстреляли. Епитрахиль и дароносицу убитого священника красноармейцы одели на корову, к-рую стали водить в таком виде по селу. Решением Свящ. Синода РПЦ от 17 июля 2002 г. имя К. включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Арх.: ГААОСО. Ф. 1. Оп. 2. Д. 16854; ЦДООСО. Ф. 41. Оп. 2. Д. 120; Ф. 76. Оп. 1. Д. 780; ЦГИА РБ. НСБ. Газетный фонд. Оп. 3. Ед. хр. 52. Лит.: Мохов В. В., прот., Зимина Н. П., Баширов Э. С. Новомученики различных епархий РПЦ периода гражданской войны (по мат-лам газ. фонда ЦГИА РБ)//ЕжБК. 1999. С. 318; Лавринов В., прот. Екатеринбургская епархия: События. Люди. Храмы. Екатеринбург, 2001. С. 177; Жития святых Екатеринбургской епархии. Екатеринбург, 2008. С. 274-277.

http://pravenc.ru/text/1842020.html

Все эти поучения встречаются и в сборниках Новгородской Софийской библиотеки; они даже собирались вместе и в рукописях помещалось одно за другим. Так в сборнике НСБ 1454 за поучением к новопоставленному иерею на л. 13, сразу следует “поучение епископле ко иереом”, а на об. 103 л. помещено “наказание Василия Великаго о божественней службе”, буквально сходное местами с вышеприведёнными поучениями, и начало его: “подщися, о презвитере! Представити себе делателя непостыдна”, точно такое же, как и в поучении в АИ. Т. 1. 109. С этими поучениями сходно небольшое “поучение Василия Великаго ко иереом” (Сборник НСБ. 1466. Л. 36) и сразу же следующее за ним “поучение к иереом”, приписываемое в рукописи Иоанну Златоусту (Там же. Л. 38). Сборник НСБ. 1319. Л. 684. Там же. Л. 223. НСБ. 1321. Л. 485 и об. Там же. Л. 535. Сборник НСБ. 1323. Л. 18. Там же. Л. 193. Сборник НСБ. 1321. Л. 531. Сборник НСБ. 1323. Л. 47. Сборник НСБ. 1150. Л. 54. Сборник НСБ. 1289. Л. 351 и сл. “Послах вы епистолью на землю”. — Там же. Л. 353 об. Преосвященный Макарий относит время появления этого слова ко временам татарского ига, см.: Духовный Вестник. 1862. Март. АИ. Т. 1. 20. С. 40. Там же. 64. С. 115. НСБ. 1289. Л. 351 об. АИ. Т. 1. 261. С. 491. Буквально сходны с этим местом слова Геронтия митрополита (АИ. Т. 1. 97. С. 141). ДАИ. Т. 1. 28. С. 28; 43. С. 58. Сборник НСБ. 1466. Л. 38 из “Поучения к иереом”. Из поучения митрополита Даниила (ЧОИДР . 1847. АИ. Т. 1. 64. С. 115. Там же. 112. С. 167. Из поучения митрополита Даниила одному епископу (Сборник НСБ. 1456. Л.5:6). АИ. Т. 1. 97. С. 141; 262. С.491:492. ДАИ. Т. 1. 28. С.27:28; 43. С.57:58. АИ. Т. 1. 35. С. 69. Из поучения Даниила епископу. — НСБ. 1454. Л. 5 об.; 1281. Л. 227. “Поучение епископле ко иереом”. — Сборник НСБ. 1454. Л. 13. “Поучение новопоставленному иерею”. — Там же. Л. 11 об.; ср. “поучение священнослужителям”. — АИ. Т. 1. 109. С. 160. Те же мысли постоянно проводил митрополит Фотий в своих посланиях и поучениях (ДАИ. Т. 1. 181. С.325:326, 327; Сборник НСБ. 1281. Л. 16 и сл.; Православный собеседник. 1860. Октябрь и ноябрь. С.237:362; 1861. Июль. С. 317. АИ. Т. 1. 20. С. 40–46; Т. 30. С. 59–60). Те же мысли проводили и другие архипастыри русские (АИ. Т. 1. 298. С. 541; 267. С. 499; 109. С. 163).

http://azbyka.ru/propovedi/russkaya-prop...

Сборник НСБ. 1454 из “поучения епископля к иереом” (Л. 15). Ср. АИ. Т. 1. 109. С. 160. АИ. Т. 1. 298. С. 542–543. Там же. 109. С. 161. Там же. 109. С. 159. Ср. с “поучением новопоставленному иерею” в: Духовный Вестник. 1862. Май. С. 100. АИ. Т. 1. 112. С. 167. АИ. Т. 1. 109. С.159:161, ср.: Духовный Вестник. 1862. Май. С. 99; Сборник НСБ. 1454. Л. 15 об.; ААЭ. Т. 1. 369. С. 461. АИ. Т. 1. 109. С.159:160, 161, 162; Духовный Вестник. 1862. Май. С. 99, в “поучении епископли к иереом” (Рукопись НСБ. 1454. Л. 15 об.–17) епископ, убеждая новопоставленного к постоянному чтению священных книг, указывает на то, что многие иереи хулят Церковь пред внешними, живя в пьянстве, и не в состоянии бывают отвечать на слова неверных, укоряющих нас в многобожии, смеющихся над нашей ошибкой в ожидании близкой кончины мира, над учением о воскресении мёртвых и почитании Богородицы. “И того много, что хулят нас и незнание и хулят невернии, а сами христиане не ведаются, како веруя а священники не учатся, и не хотят спросить епископа”; в заключение Святитель просит обращаться к нему за советами и обещает удовлетворить им: “аще кто не умеет, мене вопросите; аз не ленюсь глаголати вам”. АИ. Т. 1. 109. С. 162; Духовный Вестник. 1862. Май. С. 100. Митрополит Даниил, раскрывая подробно ту же мысль, увещевает особенно духовенство московского Успенского собора отстать от этого порока. — Сборник Толстовской библиотеки. Отд. II. Л. 338 об., 339. НСБ. 1281. Л. 225–230. АИ. Т. I. 33. С. 64. ДАИ. Т. 1. 28. С. 29; 43. С.59:60. Из поучения Сильвестра в Казань (Рукопись НСБ. 1281. Л. 393). ДАИ. Т. 1. 181. С. 329; ААЭ. Т. 1. 369. С. 461; АИ. Т. 1. 97. С. 141; 109. С. 161; 112. С. 167; 298. С. 543. ААЭ. Т. 1. 369. С. 462. Там же. АИ. Т. 1. 64. С. 116; 97. С. 141; 261. С. 492; ДАИ. Т. 1. 28. С. 30; 43. С. 60. История Русской Церкви. Т. III. С. 139–142. Щапов А. П. Русский раскол старообрядчества. Казань, 1859. С.71:140, 165, 399. Editio Starzevscis. P. 11; также отозвался и Маржерет. См.: Сказания современников о Дмитрии Самозванце. III. С. 26.

http://azbyka.ru/propovedi/russkaya-prop...

166 Иоанн Кобеленц писал около 1576 года, что во всей Московии нет школ и других способов к изучению наук, кроме того, что учат в обителях. — De legat. ad. Mosc. edit. Starcievsky. 169 ААЭ. Т. 1. 383. Древняя Российская Вивлиофика. Т. 14. С. 207. Ещё раньше этого собора писали об этом предмете митрополит Фотий и Иосиф Волоколамский. — Стоглав. С. 235–243. — Авт. — См. также: Архимандрит Макарий (Веретенников). Из истории русской иерархии второй половины XVI века//Альфа и Омега. 2002. 2(32). С. 140. — Ред. 179 См. об этом, что митрополит Фотий писал во Псков (Макарьевские Четьи-Минеи; Рукопись НСБ. 1323. Л. 367. Стоглав. С. 244; Неволин. О пятинах и погостах Новгородских//Записки Географического общества. Т. XIII. С. 151, 165, 171, 173; Стоглав. С. 57, 44, 166. 182 АИ. Т. 1. 267. В рукописном сборнике НСБ за 1466. Л. 346–347 об. помещено поучение иноку расстригающемуся и оставляющему монастырь. В житие Пафнутия Боровского внесён рассказ о том, как один инок его монастыря пошёл в город за сбором подаяний и впал в грех. — Сборник НСБ. 1424. Л. 5. 187 Так, Фотий по приезде в Вильно освящал походную церковь и говорил поучение в присутствии Витовта. — ДАИ. Т. 1. 182. Послания Фотия и Ионы изданы в Актах исторических. 188 Из последующих епископов западно-русских известны своею пастырскою деятельностью митрополит Сильвестр Белькевич и Гедеон Балабан, епископ Галицкий и Львовский. — Обзор русской духовной литературы преосвященного Филарета. С. 217–229. 194 Книга о вере. Л. 130, 131. О всём этом подробно изложено в статье: Начало унии в Юго-Западной России//Православный Собеседник. 1858. Май. С. 60, 70. 203 Неволин. О пятинах и погостах Новгородских, приложения. С. 70, 72, 75, 76, 78, 79, 83, 84, 86, 89, 91, 93, 94, 95, 97, 98, 103, 107, 108, 111, 112, 114, 115, 118, 119, 143, 144, 148, 149, 150, 153, 156, 157, 158, 159, 160, 167, 168, 179, 251, 252, 255, 274, 275, 276, 277. 204 Карамзин. История государства Российского. Т. V. С. 125, прим. 222; С. 143, 144; Т. VI. С. 9, прим. 10, 11. С. 225; Т. VII. С. 117; Т. VIII. С. 60, 61, прим. 170, 171, 172, 173. С. 123.

http://pravmir.ru/russkaya-propoved-v-xv...

   001    002   003