Альманах “Альфа и Омега”/10 января 2012 г. Список сокращений ААЭ — Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедицею АН. АИ — Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. ДАИ — Дополнения к Актам историческим, собранным и изданным Археографическою комиссиею. НСБ — Новгородская Софийская библиотека. ПСРЛ — Полное собрание русских летописей. ЧОИДР — Чтения в Обществе истории и древностей Российских при Московском университете. Примечания История Карамзина. Т. VIII . СПб., 1842. С. 120. Церковная история преосвященного Филарета. Кн. 3. С. 130. История Карамзина. Т. VII. С. 129. В один XIV век монастырей на Руси образовалось 80; в одну первую половину XV века 70, тогда как с X до XIV века их было только 87; см.: Православный собседник. 1860. Октябрь. С. 196–221. Рукопись НСБ. 1491. Л. 243 об. из Жития Михаила Клопского; Л. 253 из Жития Александра Свирского . Ср.: “Просвятитель Иосифа Волоцкого”. Казанская Духовная академия, 1857. С.42:43. Рукопись Императорской Публичной Библиотеки. 50. Л. 18. Просвет. изд. Казанской Академии. С. 60. ДАИ. Т. 1. 239. С. 251. Рукопись Кирилловской, ныне С.-Петербургской Духовной академии библиотеки. 1108. Л. 4. “Истины показания”. Соч. Зиновия. Изд. Казанской Академии, 1863. С.12:13. ААЭ. Т. 1. 238. С.246:248, 249. Там же. 180. С. 320. Там же. 172. С.141:143. Рукопись Соловецкой библиотеки. 857. Л. 151 об. НСБ. Митрополита Макария Четьи-Минеи. 1320. Из жития Дмитрия Прилуцкого. Л. 78 об. “Псковичи бедные не знали правды московской”, читаем в Псковских летописях. См. статью “О характере русских летописей”//Православный собеседник . 1858. Кн. 2. С. 180–182. В плаче Пермской земли о святом Стефане читаем: “За что обидела нас Москва? Это ли ея правосудие?”. — Духовный Вестник. 1862. Март. С. 314. Рукопись НСБ. 1491. Л. 317. Преосвященный Леонид . Жизнь Филиппа, митрополита Московского и всея России//Душеполезное чтение . 1861. Июнь. С. 129. Православный собеседник. 1863. Декабрь. С. 406–420.

http://azbyka.ru/propovedi/russkaya-prop...

270 Сочинения Нила Сорскаго, ср. С. 170 и 171 с 70–77; С. 90 и 91 с 172 и 173; С. 200–202 с 92–94; С. 203–206 с 62–70. 272 Некоторые послания митрополита Даниила находятся в сборнике НСБ. 1456 и 1281. Когда старцы Иосифова монастыря просили у митрополита Даниила наставления себе, он указывает им на “многа предания Иосифа Волоколамского о иноческом и общежительном пребывании” и говорит: “я могу только повторить его Божественныя писания” (Сборник НСБ. 1456. Л. 39 об.). 274 Дионисий Глушицкий склонял в Ростове 12-летнего сына одного гражданина, у которого всегда останавливался в доме: “остави родителя и все имение преподобный приведе и в монастырь, иноческаго жития сподобляет и взя к себе во внутреннюю келью иже и бысть после лавры игумен”. — Житие Дионисия Глушицкого//Сборник НСБ. 1491. Л. 15 об., 17; 1424. Л. 61. 276 Идиотизм — здесь в значении своеобразного выражения, непереводимого или с трудом переводимого в связи с отстутствием соответствующей реалии. — Ред. 277 В Императорской публичной библиотеке есть рукопись XV века, содержащая творения Иоанна Лествичника по сербскому переводу, и при ней помещён словарь в конце: “пропись к лествци о речех покръвених”. Появление словарей на Руси восходит к XIII веку; чем дольше они переписывались, тем больше они увеличивались в своём содержании и объёме (Сахаров. Сказания русск. нар. Т. II. С. X, XI, XIX, 7–9, 121, 122, 137). Попытки к очищению русского церковного языка и упрощению его для народа встречаются ещё в ранние времена Руси. Святослав, поручивший дьяку Иоанну составление сборника, велел обновить речь иначе: “повеле мне немудроу ведию пременоу сътворити речи инако, набъдяште тождьство разоумъ его”. Митрополит Кирилл III на соборе 1274 года сказал: “помрачении беаху прежь сего облаком мудрости елиньскаго языка, ныне же облисташа, рекше истолкованы быша, и благодатьею Божьею, ясно сияют, неведения тмоу отгоняще”. Но и с этого времени не было полного света в чтении отеческих творений. В 1371 году сербский перевод сочинений Дионисия Ареопагита оказался на Руси совершенно неудобным для чтения, и не мудрено: сербы переводили с болгарского языка и тут же сознавались: “велма ни е било усилно преставлети я на сръбскы езык” (Там же. С. VII и III).

http://pravmir.ru/russkaya-propoved-v-xv...

150 “Бога ради, да не потакаем безумным, паче же лукавым, мнящимся быти учительми, паче же прелестникам. Яко сам аз от них слышах, еще будучи в оной русской земли под державою Московскаго царя; глаголют бо они прельщающи юнош тщаливых науце хотящих навыкати писания, понеже в оной земли ещё многие обретаются пекущеся о своём спасении, и с прещением заповедывают им глаголюще: не читайте книг многих, и указуют на тех, кто ума изступил, и онсица во книги замолился, а онсица в ересь впал. От чего беси бегают и исчезают, и чим еретицы обличаются, а некоторые исправляются, сие они оружие отъемлют, и сие впачество смертоносным ядом нарицают”. — Описание рукописей Румянцевского музеума. С. 557. 151 Свидетельство преподобного Максима Грека, см.: Москвитянин. 1842. 11. С. 74. Максим Грек против этого шарлатанства издал 16 стихов “на искушение хвалящегося всякаго”. 152 Один из таких рассказов занесён в житиё преподобного Александра Свирского (Рукопись НСБ. 1491. Л. 257 и об.); другой, почти буквально подобный первому, в житиё преподобного Сергия Радонежского (Рукопись НСБ. 1274. Л. 376 об.) 153 “Мы-де учимся у своих отцев или мастеров, а инде-де нам учится негде: сколько отцы наши и мастеры умеют, потом и нас учат”, — так отвечали ставленники попы о своём ученьи. — Стоглав. Изд. Кожавчикова. Гл. 25, 26. 154 В приведённых рассказах из жизни Сергия Радонежского и Александра Свирского упоминается о многих их сверстниках; а в житии Ионы, Новгородского архиепископа, о детстве его говорится, что он “от учителя исхождаше с множеством ученическим”. — Духовный Вестник. 1862. Кн. 1. С. 33. 155 Стоглавый Собор засвидетельствовал, что в прежние времена в Москве, Новгороде и других городах бывало много училищ, где учились грамоте, читать, писать и петь. Указаний на существование школ в течение двух столетий много можно собрать в житиях святых, живших в XV и XVI веках. При открытии новой епархии открывались и училища; так Гурий завёл училища в Казани (Прибавления к Творениям святых Отцов. Т. 3. С. 290, 291), Макарий в Каргополе (Православный Собеседник. 1863. Февраль. С. 202–203).

http://pravmir.ru/russkaya-propoved-v-xv...

ААЭ Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедицею АН. Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. Дополнения к Актам историческим, собранным и изданным Археографическою комиссиею. Новгородская Софийская библиотека. Полное собрание русских летописей. Чтения в Обществе истории и древностей Российских при Московском университете. 4 В один XIV век монастырей на Руси образовалось 80; в одну первую половину XV века 70, тогда как с X до XIV века их было только 87; см.: Православный собседник. 1860. Октябрь. С. 196–221. 5 Рукопись НСБ. 1491. Л. 243 об. из Жития Михаила Клопского; Л. 253 из Жития Александра Свирского. Ср.: “Просвятитель Иосифа Волоцкого”. Казанская Духовная академия, 1857. С. 42, 43. 6 Рукопись Императорской Публичной Библиотеки. 50. Л. 18. Просвет. изд. Казанской Академии. С. 60. 15 “Псковичи бедные не знали правды московской”, читаем в Псковских летописях. См. статью “О характере русских летописей”//Православный собеседник. 1858. Кн. 2. С. 180–182. В плаче Пермской земли о святом Стефане читаем: “За что обидела нас Москва? Это ли ея правосудие?”. — Духовный Вестник. 1862. Март. С. 314. 17 Преосвященный Леонид. Жизнь Филиппа, митрополита Московского и всея России//Душеполезное чтение. 1861. Июнь. С. 129. 24 Там же. 267. С. 498. На свой долг учить и наставлять заблудших Иона указывает и в послании к Евфимию Новгородскому (Там же. 44, 88), в послании новгородцам (Там же. С. 90), литовским панам (Там же. 45. С. 92), во Псков (Там же. 60. С. 107). 29 Там же. Л. 249 об. и 250. Ту же мысль приводит митрополит Даниил во многих других своих посланиях (см. Л. 236, 271, 282 об. 289 и сл.) 33 Там же. 63. С. 112; о том же и по тому же поводу он писал Новгородскому епископу Ионе 65). 38 «Аз смиренный архиепископ Феодосий слышал глас Господа нашего Иисуса Христа: “пастырь да взыщет своя овца со всякою крепостию и усердием”, и убоявся осуждения, и с всяким тщанием и усердием подвигнулся семо приити к любви вашей». — АИ. Т. 1. 64. С. 115. См. ДАИ. Т. 1. 221. С. 400.

http://pravmir.ru/russkaya-propoved-v-xv...

101 Editio Starzevscis. P. 11; также отозвался и Маржерет. См.: Сказания современников о Дмитрии Самозванце. III. С. 26. 103 Павел Ионий писал со слов Дмитрия, московского посланника в Риме (История Карамзина. Т. VII. С. 131). 112 Такой взгляд высказывал преосвященный Макарий в “Обзоре духовной литературы за монгольский период”; у нас он несколько усилен и распространён на проповедников всего последующего времени до патриархов русских. См.: Духовный Вестник. 1862. Кн. 1. С. 35; ср. след. примеч. 113 Такой отзыв сделал И. Д. Беляев о трудах митрополита Даниила, см.: Известия II Отд. Академии Наук. Т. V. С. 194, 195; то же говорит преосвященный Макарий о Максиме Греке, см.: Москвитянин. 1842. Ч. VI. 11. С. 65. Так смотрит на проповедничество того времени и Ф. И. Буслаев, см.: Исторические очерки русской народной словесности и искусства. СПб., 1861. Т. 1. С. 66, 67, 253, 254, 259. 114 Отзыв г. Стоюнина о духовных писателях XV и XVI веков. См.: О преподавании русской словесности. СПб., 1864. С. 106. 115 Церковная история митрополита Платона. Ч. 1. С. 256, 231, 260. “Сей Киприан митрополит всякаго любомудрия и разума божественнаго исполнь, и вельми книжен, и духовен зело; учением и наказанием наслажаше всех; много бо тщание ему и подвиг бяше непрестанно учити всех слову Божию, неж праздная вещати и суетная глаголати, и смехливых человек уши наполняти”. — Никоновская летопись. С. 2. 117 Сборник НСБ. 1491. Л. 174 об. По словам Иосифа Волоколамского, Иона, когда ещё был в Симоновом монастыре, видев обычаи монастырские изменёнными и благочиние нарушенным, не молчал, но всегда вооружался против бесчиния и мятежа и за это много скорбей перенёс от бывших тогда архимандритов. — Прибавления к Творениям святых Отцов. Т. 4. С. 221–267. 118 В 1480 году писал к нему Иерусалимский патриарх Иоаким: “Ведомо есть святыни ти, еже дошел до нас, до Иерусалима купец Григорий Русин и от того слышали о тебе величайшую хвалу и множество благодати яко твориши и учиши свою паству, христоименитое людство много: ибо хвалу той Григорий нам явил и премудрости, и слова, и добродетели, и разума”. — АИ. Т. 1. 89. С. 137.

http://pravmir.ru/russkaya-propoved-v-xv...

58 По церковным правилам всякому вновь поставленному священнику делается наставление от архиерея. В наше время священнику даётся грамота, в которой от имени святителя излагаются обязанности новопоставленного; кроме этой грамоты иногда в наше время архиереи дают и устные наставления посвящённым ими. В древнее время на Руси наставления вновь поставленным священникам и диаконам давались так: “Егда предстоит новопосвященный поп урок свой у соборныя церкви, якоже обычай есть, епископ, отпущая к порученней ему церкви, наказая и, даст ему от руку своею молитвенная словеса и прочая, прочтет ему свиток, положить на олтари, велит ему взяти видение память священия”. Свитки эти и носили название “поучения новопоставленному иерею”. — Сборник НСБ. 1454. Л. 6 об., 12. Это поучение встречается во множестве других сборников и имеет несколько редакций. Оно издано преосвященным Макарием в Духовном Вестнике (1862. Май. С. 99) и археографической комиссией (АИ. Т. 1. 109). 59 Все эти поучения встречаются и в сборниках Новгородской Софийской библиотеки; они даже собирались вместе и в рукописях помещалось одно за другим. Так в сборнике НСБ 1454 за поучением к новопоставленному иерею на л. 13, сразу следует “поучение епископле ко иереом”, а на об. 103 л. помещено “наказание Василия Великаго о божественней службе”, буквально сходное местами с вышеприведёнными поучениями, и начало его: “подщися, о презвитере! Представити себе делателя непостыдна”, точно такое же, как и в поучении в АИ. Т. 1. 109. С этими поучениями сходно небольшое “поучение Василия Великаго ко иереом” (Сборник НСБ. 1466. Л. 36) и сразу же следующее за ним “поучение к иереом”, приписываемое в рукописи Иоанну Златоусту (Там же. Л. 38). 69 Сборник НСБ. 1289. Л. 351 и сл. “Послах вы епистолью на землю”. — Там же. Л. 353 об. Преосвященный Макарий относит время появления этого слова ко временам татарского ига, см.: Духовный Вестник. 1862. Март. 73 АИ. Т. 1. 261. С. 491. Буквально сходны с этим местом слова Геронтия митрополита (АИ. Т. 1. 97. С. 141). ДАИ. Т. 1. 28. С. 28; 43. С. 58.

http://pravmir.ru/russkaya-propoved-v-xv...

2018 Вакиди, стр. 5. Muir, The life of Mohammed. Vol. I, p. CGLV1–CCLYII. Cp. Azraqi, p. 52, 283–286. Dozy, Die Israeliten zu Mekka, p. 91. 2030 Вакиди 15½; Табари, р. 73 Muir, The life etc. Vol. I, p. CCLVII, cp. Perceval, Essai etc., t. I, p, 199. Ибн Хальдун, Proleg. Partie. II, p. 262. 2034 Толвование на Коран Шейха Абу Мухаммедъ Хусеин бну-Масгуд-аль-Ферра эль-Багави. Рукопись Каз. Дух. Акад. Гл. VI. ст. 137. 2037 См. Геродот, I, 89; Aurelius Victor, Сяр. VI; Диодор Сиц. XX, 14, Rossenmüller, Das alte und neue Morgenland. Bd. II, p. 222–224. 2044 Камус, под этим словом. Здесь замечаетса: «Умьнвисин идол у колена хаулян, ему посвящали часть скота и посевов». 2051 Бейзавий объясняет это слово выражением: «Верблюдицы, которые составляли самые лучшие стада арабов». Бейзавий, Толкование на К58:2. 2058 Дамма это огласовка , соответствующая русскому звуку «у». Возможно, речь идёт про постановку огласовок в слове , что читается нсб. Если поставить две даммы – две «у», то получится слово , которое читается как «нусуб». – прим. электронной редакции. 2059 Если в слове , что читается нсб, поставить одну дамму – «у» над «н», то получится слово , которое читается как «нусб». – прим. электронной редакции. 2070 В Камусе, впрочем, придаётся этому слову исключительно значение идола. См. Камус, под словом 2078 Бейзавий в толковании на К22:38 замечает: «говорят, что люди времён неведения (арабы до ислама), когда закалали жертвы, то мазали Каабу кровью их. Этим соблазнялись и мусульмане». 2080 Creuzer, Symbolik. I, p, 126. Крейцер видит в этом цвете краски для идолов символическое изображение «полной жизни природы», но нам не понятно, почему это так. Данное нами в тексте объяснение кажется решает этот вопрос гораздо естественнее. 2087 Ибн-Гишам, стр. 100. Коран сохранил арабо-языческий обычай угощать мясом жертвенных животных бедных. См. К22:29. 2109 Стоящее здесь слово , которое мы перевели словом «путы», собственно значит: Vinculum,,quo colligantur simul pes et brachium cameli Freylag, Lexicon.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

Сборник НСБ. 1281. Л. 393. Стоглав. Изд. Кожавчикова. С.50:82, 113, 117, 119, 120, 121, 126. ААЭ. Т. 1. 232. С. 229. Те же правила раскрыты и в наказной грамоте митрополита Макария, данной в Каргополь поповским старостам (Православный собеседник. 1863. Январь). ААЭ. Т. 1. 241. С. 259. Сильвестр пишет в послании к воеводе Казанскому: “Вручи тебе благочестивый царь сие Казанское царство Утвердити и укрепити во благочестии и тебе убо достоит прося у Бога разума и крепости священническому чину возвещати, чтобы у них было церковное благочиние по уставу и своё жительство по святительскому наказанию и по преданию, что им предана хиротония от святителя, взирая в ню всегда, исправляти себе и духовных детей, и вся христианы поучати и наказывати по правилом святых Апостол и святых Отец, по божественному Писанию; якоже святыми Отцы предано, и соборному уложению; а та книжка соборная есть списана в новом городе в Свияжском у протопопа”. — Рукопись НСБ. 1281. Л. 390 об., 391. ДАИ. Т. 1. 43. С. 59. “Поучение священникам и инокам о важности священства и об обязанностях священнослужителей”. — ДАИ. Т. 1. 181; Сборник НСБ. 1281. Л. 16 и сл. “Послание к некоему епископу, понежи нецыи человеци принесоша ему речи на епископа яко небрежно и лихоимственно житие имать и сего ради скоро вкратце изложив посылает”. Нач.: “Понеже мой возлюбленный и духовный брате епископе…”. — Сборник НСБ. 1281. Л. 225. “Тогож послание к тому ж епископу яко святильной приемлющим сан много подобает попечение имети о себе же и о пастырстве и не от себе учити или от своего разума составляти что, но от свидетельства божественных Писаний”. Нач.: “Послах в кратце любимиче мой и преж спешно послание…”. — Там же. Л. 227. Оба эти послания находятся и в сборнике сочинений митрополита Даниила. — Рукопись НСБ. 1456. Л. 9 и сл. По церковным правилам всякому вновь поставленному священнику делается наставление от архиерея. В наше время священнику даётся грамота, в которой от имени святителя излагаются обязанности новопоставленного; кроме этой грамоты иногда в наше время архиереи дают и устные наставления посвящённым ими. В древнее время на Руси наставления вновь поставленным священникам и диаконам давались так: “Егда предстоит новопосвященный поп урок свой у соборныя церкви, якоже обычай есть, епископ, отпущая к порученней ему церкви, наказая и, даст ему от руку своею молитвенная словеса и прочая, прочтет ему свиток, положить на олтари, велит ему взяти видение память священия”. Свитки эти и носили название “поучения новопоставленному иерею”. — Сборник НСБ. 1454. Л. 6 об., 12. Это поучение встречается во множестве других сборников и имеет несколько редакций. Оно издано преосвященным Макарием в Духовном Вестнике (1862. Май. С. 99) и археографической комиссией (АИ. Т. 1.

http://azbyka.ru/propovedi/russkaya-prop...

Саратов: Изд-во Саратовской епархии, 2010. С. 330. 328 Цит. по: Казаков О.А. Православная этика. Нравственное поведение христианина. Краткая практическая энциклопедия. СПб.: Сатис, 2005. С. 187. 332 См.: Новосёлов М.А. Догмат и мистика в православии, католичестве и протестантизме. М., 2004. С. 10. 333 Светлаков А., свящ. Образ Иисуса Христа и Его благотворное влияние на нравственную жизнь человечества. Н. Новгород, 1880. С. 26. 344 Филарет (Вахромеев), митр. Всеобщее призвание церковной 357 Спасо-Преображенский мужской 358 Ключаревская летопись: История о начале и возобновлении Астрахани, случившихся в ней происшествиях, об архиереях в оной бывших, а также о воеводах, градоначальниках и губернаторах. Астрахань, 1887. С. 7. 359 Памятники дипломатических и торговых сношений Московской Руси с Персией. СПб., 1892. С. 220, 229. 361 Саратовский край, исторические очерки, воспоминания, материалы. Саратов, 1893. Вып. 1. С. 27, 28. 365 Труды Саратовской учёной архивной комиссии (СУАК). Т. III. Вып. 1. Саратов, 1889. С. 243–244. 370 См.: Саввинский И., свящ. Историческая записка об Астраханской епархии за 300 лет её существования//http://www.astrakhan- ortodox.astranet.ru/history/letopis01.htm 377 Бреусов А. Монастыри Саратовской 380 Лепехин И.И. Дневные записки путешествия доктора из Академии наук адъютанта Ивана Лепехина по разным провинциям Российского государства в 1768 и 1769 году. Ч. I. СПб., 1771. 386 Леопольдов А.Ф. Летопись Саратовской губернии, со времени присоединения сего края к России до 1821 года. Саратов, б. г. С. 46; соколов В.П. Указ. соч. С. 15. 388 См.: Известия Саратовского Совета. 1918. 7 августа//ГАСО. НСБ. 315; Саратовские епархиальные ведомости. 1918. 23–24//ГАСО. НСБ. 01275. С. 386. 414 Сочинения Преосвященнейшаго Иннокентия, епископа Пензенского и Саратовского, собранные после его смерти: В 2 ч. СПб., 1821. Ч. 1. С. XXI. 420 См.: Новиков А.П., Барзилов С.И. Святители земли Русской: Биогр. очерки саратовских архиереев (1799–1832). Саратов, 2000. С. 174.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

140 # Таково послание к Великому князю Филофея, игумена Псковского Елеазарова монастыря (Православный Собеседник. 1863. Март), Кирилла Белозерского (АИ. Т. 1. 12), Иосифа Волоколамского (Сборник Императорской публичной библиотеки. 50. Л. 36–39), послание неизвестного автора к Василию Ивановичу (Сборник XVI в. НСБ. 1444. Л. 443–447). 141 Кроме примеров из жизни митрополитов Филиппа и Иоасафа, можем указать на преподобного Максима Грека: он из своего заточения послал “слово на князей последняго века”, слово “к начальствующим на земли” (Москвитянин. 1842. 11). 142 Таковы: “слово ко всему миру — эпистолия, низшедшая с неба на землю” (Сборник НСБ. 1289. Л. 351), “словеса Максима Грека, аки от лица Пресвятыя Богородицы к лихоимцем скверным” (Толстовской библиотеки. Отд. I. 190. Л. 115–118), “увещание от амвона к восходящим на него” (Там же. Л. 11 и 12); таково же описание состояния русского государства и Русской Церкви под образом жены, сидящей на пути в одежде чёрной, приличной вдовицам, неутешно плакавшей о своей судьбе и окружённой со всех сторон волками, медведями, лисицами, которые готовы были растерзать её (Там же. Л. 214–216); в этом последнем сочинении Максима Грека замечательно одно место, где жена высказывает своё опасение за жизнь лица, выспрашивавшего о её положении и решившегося письменно заявить миру о несправедливости, которую она терпела: “я боюсь, чтобы писание обо мне не воздвигло ненависть на тебя” (Л. 216). 144 См. “Судебник” Ивана Васильевича//АИ. Т. 1. 153, статьи 17, 19, 26, 55, 61, 76, 84, 87, 88, 91, 100, 155 и “Уложение” Алексея Мхайловича. Гл. 28. Ст. 14; Гл. 10. Ст. 30–89, 95–98. 147 Архиепископ Макарий предписывал по всем церквам и улицам в Новгороде старостам и уличанам избрать попов и дьяконов на праздные места, выбранных приводить к архиепископу, и архиепископ, поучив и наказав их, благословлял священнодействовать (ААЭ. Т. 1. 229). Но выбранные ставленники у своих архиереев “поучившись немного просились прочь, не хотели учиться и бежали. Вот и теперь у меня, писал Геннадий Новгородский, побежали четверо ставленников — Максимка, да Куземка, да Афанаська, да Емельянка мясник, этот и с неделю не поучился, побежал”.

http://pravmir.ru/russkaya-propoved-v-xv...

   001   002     003