В старости подвижники ощущали потусторонний мир как живую реальность, гораздо более привлекательную, чем жизнь земная, и потому отнюдь не унывали, сознавая: если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется . Священноисповедник Афанасий Ковровский (Сахаров; 18871962) всегда улыбался; настоятель храма в его честь, возведенного в Петушках, где епископ прожил заключительную часть жизни, поместил в иконостас не икону, а фотографию: на иконах изображать улыбку не принято, а без улыбки Владыку представить невозможно . Он отличался неиссякаемым чувством юмора; юмор как-то компенсирует фальшь, которой всюду хватает. Даже в поздравлении Патриарху святитель позволял себе шутливый тон: «Молю Бога да даст Вам достигнуть старости еще более маститой, и если не достигнуть лет отцев патриарха Иакова, то хотя бы сравняться годами жизни с его любимым сыном Иосифом». Иосиф жил 110 лет; Патриарх Алексий I преставился на 93м году. Бывало, что в глубокой старости тело, изнуренное болезнями, совсем отказывалось служить своему хозяину и, по утверждению очевидцев, управлялось исключительно силой духа. Игумен Филарет Глинский (1777 – 1841), как говорили, еще до смерти носил мертвую плоть, изможденную трудами и постническим воздержанием; только искрящиеся глаза показывали в нем живого человека. То же известно об о. Алексее Мечеве (1859 – 1923): физическое тело совершенно омертвело и казалось неживым, только глаза сияли. Есть свидетельства что он покидал бренную телесную оболочку и гулял по саду. Всегда и все имеют возможность, если захотят, стяжать жизнь вечную и уже не бояться смерти, сказал святитель Григорий Палама ; он подтвердил эти слова собственным блаженным исходом: удивительный неземной свет осветил комнату, где он лежал, и оставил сияние на его лице. Церковная служба содержит несколько прошений о христианской кончине, безболезненной, непостыдной, мирной: подразумевается напутствие к преставлению в новую жизнь: соборование, исповедь, непременное причащение; по древнему церковному преданию, душа человека, который причастился в день смерти, проходит к престолу Господню, минуя мытарства; предчувствуя смерть, многие священники и монахи причащаются ежедневно. Считается весьма полезной, ради очищения грехов и принесения последнего глубокого покаяния, «предсмертная болезнь, без непосильных страданий, без ропота, с благодарностью», как говорится в специальной молитве, составленной преподобным Алексием Зосимовским . Сам он скончался сразу же по принятии Святых Христовых Таин, на 83м году жизни.

http://azbyka.ru/fiction/rifmuetsya-s-ra...

Почти десять лет Михаил Ефимович Губонин был духовным сыном великого святого, исповедника и подвижника, святителя Афанасия (Сахарова), пребывавшего на покое епископа бывшего Ковровского. Сподвижник святителя Тихона, патриарха Московского, свидетель всей эпохи великих гонений, сам испытавший все унижения и страдания узника тюрем и концлагерей, составитель службы всем святым в Земле Российской просиявшим, епископ Афанасий (18871962) был духовником, наставником и старшим другом М.Е. Губонина. В отдаленные подмосковные Петушки, где, пребывая на покое, подвизался святитель Афанасий, Михаил Ефимович приезжал регулярно, вплоть до самой кончины великого старца-епископа. Михаил Ефимович Губонин не имел формального высшего образования, но был высокообразованным человеком с обширным творческим диапазоном и тонким эстетическим вкусом. Его знания были энциклопедичны. Он превосходно знал мировую литературу, его любимыми авторами были Гоголь и Грибоедов, Пушкин и Достоевский, Шиллер и Диккенс. «Горе от ума», «Ревизор», «Мертвые души» и «Записки писателя» цитировал обильно на память. Мог неожиданно, к случаю, вспомнить стихи Тютчева, Ахматовой или … Зинаиды Гиппиус. Он был тонким ценителем симфонической музыки Гайдна и Бетховена, опер Россини и Доницетти, классического русского романса. Не любил музыку Чайковского, которого воспринимал как «нытика» и пессимиста, в его романсах отмечал много некачественной литературной основы. Очень высоко ставил творчество А. П. Бородина, в особенности, его второй квартет. Бетховенские «Торжественная месса», Девятая симфония были любимейшими произведениями М.Е. Губонина. Высоко ценил Вторую симфонию Бетховена, считая ее недооцененной, и мотет Моцарта «Ave verum corpus», в музыке которого находил совершенно «православное» звучание. Любимейшей из певцов у него была Надежда Андреевна Обухова, в искусстве которой отмечал многое такое, что прошло мимо у критиков и почитателей. Он хорошо знал искусство великих артистов Художественного и Малого театров, в особенности, самого Станиславского, Москвина, Ливанова, Яншина. Удостоил своим посещением спектакль «Разбойники» Ф. Шиллера, когда в Москву приезжал знаменитый Мюнхенский театр. Эта пьеса отмечалась Михаилом Ефимовичем как профетическое произведение.

http://pravmir.ru/me-gubonin-xudozhnik-i...

(Сахаров Сергей Григорьевич; 2.07.1887, с. Паревка Кирсановского у. Тамбовской губ.- 28.10.1962, Владимир), священноисп. (пам. 15 окт., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых), еп. Ковровский. Род. в семье надворного советника, делопроизводителя гимназии. Лишившись отца в раннем детстве, воспитывался матерью, желавшей, чтобы сын посвятил себя служению Церкви в монашеском чине. С отроческих лет полюбил богослужения, молитву, научился вышивать церковные облачения (в архиве Владимирской епархии сохранилась вышитая А. в детстве Плащаница Спасителя). В 1896-1902 гг. обучался в Шуйском ДУ, где написал свое первое литургическое произведение - тропарь Божией Матери ради Ее чтимой Смоленской Шуйской иконы , в 1902-1908 гг. учился во Владимирской ДС. В 1908 г. поступил в МДА, к-рую окончил в 1912 г. со степенью канд. богословия за соч. «Настроение верующей души по Триоди Постной». 12 окт. 1912 г. ректором академии еп. Феодором (Поздеевским) пострижен в монашество с именем в честь свт. Афанасия III Пателлария , Патриарха К-польского. 14 окт. рукоположен во иеродиакона, 17 окт.- во иеромонаха. В нояб. 1912 г. назначен преподавателем Полтавской ДС по кафедре гомилетики, литургики и практического руководства для пастырей. В 1913-1918 гг. преподавал во Владимирской ДС по кафедре гомилетики, в 1913-1915 гг. состоял зав. религиозно-нравственными чтениями и народными собеседованиями при кафедральном владимирском Успенском соборе , с 1914 г. был членом совета правосл. братства св. кн. Александра Невского. На епархиальном съезде духовенства и мирян в 1917 г. избран членом Владимирского епархиального временного исполнительного комитета и делегатом на Всероссийский съезд духовенства и мирян. В том же году на 2-м Всероссийском монашеском съезде, проходившем в ТСЛ (см. Съезды монашествующих в России ), избран первым в списке заместителей членов Поместного Собора Российской Православной Церкви от монашествующих. В янв. 1918 г. вошел в состав членов Собора вместо настоятеля Белогорского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря сщмч. Варлаама (Коноплёва) , к-рый 20 дек. 1917 г. заявил о сложении с себя полномочий члена Собора.

http://pravenc.ru/text/76846.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Персоналии гимнографов АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона АРСЕНИЙ греческое имя, которым надписаны каноны и самогласные стихиры богослужебных текстов византийского обряда АФАНАСИЙ (Сахаров Сергей Григорьевич; 1887-1962), еп. Ковровский, священноисп. (пам. 15 окт., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВАРФОЛОМЕЙ (мирское имя - Иоанн; ок. 981 г. - ок. 1050), игум. мон-ря Гроттаферрата (Криптоферратского), прп. (пам. греч. 11 нояб.) ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ГЕННАДИЙ II СХОЛАРИЙ (в миру Георгий Куртесий; 1403/05 - 1472/73), патриарх К-польский (1454 - 1456; 1463; 1464 - 1465) ГЕННАДИЙ СВЯТОГОРЕЦ (XV в.), серб. иером., доместик одного из крупных афонских мон-рей, агиограф, гимнограф, переводчик (?), книгописец ГЕОРГИЙ СИКЕЛИОТ гимнограф и мелод VII-VIII вв. или VIII в., один из итало-греч. гимнографов, переселившихся в Сицилию после араб. завоевания Востока ГЕРМАН I (630-650...653-658 - † до 754), патриарх К-польский (11 авг. 715 - 17 янв. 730), свт. (пам. 12 мая) ГРИГОРИЙ Цамблак (ок. 1364-1365 - зима 1419/20), митр. Киевский Западнорусской митрополии, дипломат, болг., серб., молдав. и рус. писатель (проповедник, агиограф, гимнограф), представитель тырновской книжной школы ДАНИИЛ III Баньский, Младший (ок. 1350 - кон. 90-х гг. XIV в.), патриарх Сербский (1390/91 - не позднее 1400), агиограф, гимнограф ЕВФИМИЙ МНОГОТРУДНЫЙ [Еквтиме Натлисмцемели; груз. - Креститель] (Мчеделашвили; † ок. 1805), архим., настоятель (1775 - ок. 1805) мон-ря св. Иоанна Крестителя (Натлисмцемели) в Гареджи, гимнограф, прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 8 авг.) ЗНОСКО Алексей Константинович (1912 - 1994), митрофорный прот. Польской Автокефальной Православной Церкви, гимнограф, церковный писатель, д-р богословия ЗОСИМ СВЯТОГОРЕЦ [Мтацмидели, Афонский, Недостойный], (2-я пол. XI в.) груз. гимнограф, представитель афонской литературно-просветительной школы ИОАНН [Иване, Иованее] (Конкозисдзе), груз. гимнограф, представитель тао-кларджетской богословско-лит. школы (X в.)

http://pravenc.ru/rubrics/129693.html

(Если праздник Первоверховных Апостолов случится в среду или пяток, молитва сия читается пред трапезой на следующий день). ЕПИСКОП АФАНАСИЙ — СТАРЕЦ И ПОСЛУШНИК Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский (2 июля 1887— 28 октября 1962) — архиерей тихоновского поставления, в судьбе которого отразилась вся трагическая послереволюционная судьба Русской Православной Церкви. По воспоминаниям современников, “старец-епископ был один из тех редчайших людей, которым хочется поклониться до земли и припасть к коленям, ища у них неоскудевающего мужества и неугасимого тепла. А поклониться можно было бы, даже если знать только одни чисто внешние факты его жизни”. [ 1 ] Сам Владыка писал в конце 50-х годов, на склоне своей жизни, что он провел “на епархиальном служении 33 месяца, на свободе, не у дел — 32 месяца, в изгнании — 76, в узах и горьких работах — 252 [месяца]”. [ 2 ] У архиерея-исповедника в лагере была “любимая работа” — уборка отхожих мест и вывоз нечистот; он понимал это “послушание” лагерным властям как роднящее его со святым гимнографом Православной Церкви — преподобным Иоанном Дамаскиным. Гимнографическое наследие самого епископа Афанасия еще ждет своих исследователей. Но и не зная имени молитвенника о земле Русской, прихожане часто всем храмом, соборно поют стихиры на стиховне из службы “Всем Святым, в земле Российской просиявшим”: “Новый доме Евфрафов, уделе избранный, Русь Святая, храни веру Православную, в нейже тебе утверждение”. [ 3 ] Составитель этой службы, владыка Афанасий, является еще автором величаний многим святым и иконам Божией Матери, особенно чтимым в Русской Церкви, службы иконе Божией Матери “Максимовской”, замечательного исследования “О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви”. На Поместном Соборе 1917-1918 годов в Соборный Совет тогда еще иеромонахом Афанасием был представлен доклад “О внесении в церковный месяцеслов всех русских памятей”, по которому было вынесено определение: 1. Должен быть издан полный месяцеслов с полным указанием всех празднеств в честь икон Божией Матери и всех памятей святых, как вселенских, так и местно чтимых, с тропарями и кондаками, с краткими сведениями о святых иконах и из житий святых, с указанием места их почитания. Означенный месяцеслов должен быть разослан во все храмы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

402 Вестник РСХД, 1973, 107. С. 187. Автор статьи «Крестный путь преосвя­щенного Афанасия Сахарова (1887–1962)» утверждает, что эта история с влады­кой Кириллом произошла после разговора с Тучковым в вятской тюрьме в 1927 г. Однако в верховьях реки Вычегды, т. е. в коми-зырянской ссылке, митрополит Кирилл пребывал именно с 1923 г. (и находился там не позднее, чем до конца 1926 г.); из вятской тюрьмы митрополит Кирилл был направлен в ссылку в Туруханский край. Поэтому описанная история могла произойти: либо в 1923 году, либо после собеседования с Тучковым в Москве в июне 1924 года, после чего ми­трополит Кирилл вновь был сослан в Коми-Зырянский край; либо в мае 1925 го­да, когда после своего прибытия в Усть-Сысольск митрополит Кирилл без суда был сослан в Переволок Усть-Ухтинской волости Ижемского уезда Зырянского края. 403 Усть-Сысольск – город в бывшей Вологодской губернии, расположенный на берегу рек Сысола и Вычегда; с 1921 центр АО Коми (Зырян), с 1930 носит на­звание Сыктывкар. С 1936 Сыктывкар – столица Коми АССР, с 1991 – Республи­ки Коми. 407 Епископ Афанасий передал доставшиеся ему в 50-х годах рукописи архи­мандрита Неофита в Московскую Патриархию, но их затеряли. Владыка Афана­сий по этому поводу писал даже письмо архиепископу Пимену (Извекову), буду­щему патриарху. В архиве ПСТБИ имеется один машинописный труд архимандрита Неофита. 408 Мощи епископа Василия (Преображенског о) были обретены 5 (18) октя­бря 1985 г. и перенесены в Москву, а в 1993 г. мощи владыки были перенесены в Свято-Введенский женский монастырь г. Иванова. В августе 1993 г. епископ Ва­силий был причислен клику местночтимых святых. Епископ Василий был в чис­ле тех, кто был канонизирован РПЦЗ в 1981 г. (его имя надписано на полях ико­ны Собора святых новомучеников Российских, от безбожников избиенных). 411 Архив УФСБ РФ по Кемеровской обл. д. П-17429, л. 32–42. Цит. по: «Это есть скорбь для Церкви, но не смерть ее»//Богословский сборник. Вып. VIII. М.: ПСТБИ, 2001. С. 335. 412 Вестник РСХД, 1973, 107. С. 186. См. также Регелъсон Л. Трагедия Русской Церкви. М.: Крутицкое патриаршее подворье, 1996. С. 359–361.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Не поминающие своего Патриарха остаются вне Церкви». Письмо епископа Афанасия (Сахарова) духовным чадам/Публикация и вступительная статья Е. Апушкиной//К Свету. Патриархи смутных времен. 13. М., 1994. С. 96–99. Письма разных лиц к святителю Афанасию (Сахарову) : в двух книгах. Книга 1. А–Н/авт. предисл., авт. примеч. О. В. Косик. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. – 800 с. Письма разных лиц к святителю Афанасию (Сахарову) : в двух книгах. Книга 2. О–Ю/авт. предисл., авт. примеч. О. В. Косик. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2014. – 792 с. После Туруханской ссылки: Письма священномученика митр. Кирилла Казанского к священноисповеднику еп. Афанасию Ковровскому/Публ., примеч. и подгот. текста О. В. Косик//Богословский сборник. 2001. Вып. 8. С. 352–363. Русская Православная Церковь в советское время (1917–1991). Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью /Сост. Герд Штриккер. М.: Пропилеи, 1995. – 400 с. Русская Православная Церковь и коммунистическое государство 1917–1941: Документы и материалы/Отв. ред Я.Н. Щапов. Отв. сост. О.В. Васильева. М.: ББИ, 1996. Священный Собор Православной Российской Церкви 1917–1918 гг.: Обзор Деяний. 3-я сессия/Сост. А. Г. Кравецкий, Г. Щульц. М., 2000. С. 163–168, 177–178, 357. Собрание писем святителя Афанасия (Сахарова) , епископа Ковровского, исповедника и песнописца. М., 2001. «Я боролся с неверием». Следственное дело по обвинению епископа Афанасия (Сахарова) /Публ. О. Косик//Богословский сборник. Вып. III. М.: 1999. С. 254. Исследования: Беглов А.Л. В поисках «безгрешных катакомб»: церковное подполье в СССР. – М.: Издательский совет РПЦ: Арефа, 2008. – 350 с. Житие святителя Афанасия, еп. Ковровского, исповедника и песнописца (1887–1962). – М.: Отчий дом, 2000. – 70 с. Каледа Глеб , протоиерей. Очерки жизни православного народа в годы гонений: (Воспоминания и размышления)//Альфа и Омега. 1995. 3(6). С. 127–144. Катышев Г.И. Славы Божия ревнитель: жизнеописание и труды исповедника епископа Афанасия (Сахарова) . – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2006. – 495 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

27 сентября расстрелян в пос. Бутово Ленинского р-на Московской обл. Арсений III (Черноевич; 1636–1706), Патриарх Печский Сербской Православной Церкви (1672–1706). С 1665 г. настоятель Печского монастыря. С 1669 г. митрополит Хвостенский. В 1690 г. возглавил переселение сербов, находившихся под турецким игом, в австрийские земли, где была основана самостоятельная сербская митрополия, стал первым ее митрополитом. Афанасий (Любимов Алексей Артемиевич; 1641–1702), архиепископ. В 1682 г. рукоположен в архиепископа Холмогорского и Важеского. Построил Холмогорский Преображенский собор и Успенский женский монастырь. Содействовал царю Петру I в его государственных делах. Афанасий (Протопопов Александр Федорович, 1783–1842), архиепископ. В 1823 г. хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии. С 1826 г. епископ Нижегородский и Арзамасский. С 1932 г. архиепископ Тобольский и Сибирский. В 1836 г. преобразовал Кондинский Троицкий монастырь в миссионерский и основал при нем духовное училище для детей ненцев, коми и хантов. Афанасий (Сахаров Сергей Григорьевич; 1887–1962), священноисповедник, епископ Ковровский. Член Священного Собора Русской Православной Церкви 1917–1918 гг. Вместе с проф. Б. А. Тураевым по решению Собора составил Службу Всем святым, в земле Российской просиявшим. В 1921 г. хиротонисан во епископа Ковровского, викария Владимирской епархии. С этого времени свыше 20 лет с небольшими перерывами в ссылках и лагерях. С июля 1947 г. в Дубравлаге, где познакомился с митрополитом Нестором. В мае 1954 г. перемещен в Зубово-Полянский дом для инвалидов заключенных. Был председателем Богослужебно-календарной комиссии. На Архиерейском Юбилейном Соборе 2000 г. причислен к лику святых. Афанасий (Соколов Андрей Григорьевич; 1801–1868), архиепископ. В 1841 г. хиротонисан во епископа Томского и Енисейского. С 1853 г. архиепископ Иркутский и Нерчинский. С 1856 г. Казанский и Свияжский. Баклановский Михаил, протоиерей. Находился вместе с митрополитом Нестором в Дубравлаге, после освобождения служил в г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Владыка АФАНАСИЙ Коаровский (Сахаров) Род. в 1887 г. Как и архиеп. Серафим принадлежал к " непоминающим " митр. Сергия. Провел более 20 лет в лагерях и ссылках. В 1944 г., на- 195 ходясь в сибирских лагерях, примирился с Московской патриархией, но освобожден был лишь в 1956 г. В краткой автобиографии " Даты и этапы моей жизни " (см. фотоальбом " Русские православные иерархи-исповедники и мученики " , YMCA-Press 1986, стр. 81), есть упоминание об этапах совместно с еп. Серафимом и еп. Николаем с 10.9.1922 по 15.5. 1923 г. Скончался в 1962 г. Митрополит ВЛАДИМИР (Богоявленский) Род. в 1848 г. в семье священника. Окончил Киевскую духовную академию. В 1882 г. был рукоположен во священники, овдовев, был в 1888 г. поставлен во епископы. Был экзархом Грузии, занимал последовательно Петербургскую, Московскую и Киевскую кафедры. Скончался мученически 24 января 1918 г. Епископ ГЕРМАН (Вейнберг) Род. в 1885 г. Окончил СПб-скую Духовную академию, хиротонисан в 1926 г; с 1930 г. епископ Алма-Атинский. С августа 1933 г. епархией не управлял. Арестован после убийства Кирова. В последний раз, в состоянии крайнего истощения, его видели до войны в лагере Караганды. Преосвященный ЕВЛОКИМ (Мещерский) Род. в 1869 г. Окончил Московскую Духовную академию. Был ректором Московской Духовной семинарии. Хиротонисан во епископы в 1904 г. В 1922 г. уклонился в обновленчество, которое в следующем году возглавил в сане митрополита. Умер в 1935 г. 196 Владыка ЗИНОВИЙ (Лроздов) Род. в 1875 г. Окончил СПб Духовную академию. Хиротонисан в 1911 г. С 1918 г. епископ Тамбовский. С 1923 г. епархией не управлял. Как и архим. Серафим был " непоминающим " митр. Сергия. Год смерти неизвестен. Митр. Казанский КИРИЛЛ (Смирнов) Род. в 1863 г. Окончил СПб Духовную академию. Вдовым священником был хиротонисан в 1904 г. В завещании патриарха Тихона митр. Кирилл был поставлен первым кандидатом на местоблюстительство, но, будучи в ссылке, должности принять не мог. Митр. Сергия не признавал " за учрежденный при нем синод " , в чем он видел превышение местоблюстительских прав.. Есть свидетельство, что в 1938 г. он сидел в одном из сибирских политизоляторов. По сведениям митр. Мануила Лемешевского (см. " Биографический словарь русских епископов с 1893 по 1963 " ), скончался в 1941 г. от укуса змеи.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2438...

Краткая биография . «... Он на себе одном нёс всю тяжесть Церкви в последние годы. Им мы живём, движемся и существуем как православные люди... ...Один он безбоязненно шёл прямым путём служения Христу...» Из слова митрополита Сергия (Страгородского) , сказанного над гробом Святейшего Патриарха Тихона 29 марта (11 апреля) 1925 г. Посвящается светлой памяти Преосвященного Афанасия (Сахарова) , епископа Ковровского (1887–1962)     От редакции Настоящий сборник представляет собой уникальный свод документов, большинство из которых являются бесценными свидетельствами истории Русской Православной Церкви 20 в. Но это не просто научно-исторически архив, очень часто это – потрясающие мученические акты наших новых святых мучеников, нашей истории Церкви в целом, это – бесценные материалы для житий и церковных служб новым святым, для богословия, прежде всего – для экклезиологии. Многие разделы книги читаются с захватывающим интересом, как ещё малоизвестная летопись страшных гонений, обрушившихся на Русскую Православную Церковь в 20 веке. Собранные материалы прокомментированы составителем, снабжены предисловиями, приложениями, содержащими важные хронологические и биографические сведения, «Схему канонического преемства высшей церковной власти...» и другие дополнения. Биографические приложения к «Схеме канонического преемства высшей церковной власти» редакцией дополнены: приведены фотографии и краткие информативные сведения о жизни ряда выдающихся иерархов и некоторых известнейших деятелей новейшей церковной истории, ряд новых документов. В целях скорейшего обнародования уникальных и необходимых сведений, редакция добавила в Публикуемую рукопись материалы, собранные составителем в другом труде, явившемся продолжением известного словаря П. Строева «Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския Церкви» (СПб., 1877) и осуществлённом с помощью его ученика – П.Н. Грюнберга. Это справочный список всех епархий и правивших ими архиереев, а также всех архиереев с перечнем по годам епархий, на которых они были, – в период с 1917 по 1944 гг. Труд составителя потребовал существенной компьютерной доработки, проведённой редакцией. В результате создан и публикуется обширный банк данных по епархиям и архиереям исследуемого периода.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010