Марию Ивановну вместе с членами общины архимандрита Арсения (Корди) 401 арестовали 26 октября 1937 года в Алма-Ате как «участницу антисоветской монархической террористической группы церковников» 402 и приговорили к 10 годам 403 . Срок она отбывала в сельскохозяйственной колонии 9 на станции Чамолган Туркестано-Сибирской железной дороги. В семье Синицких сохранились ее пасхальное послание 1936 года и письма из колонии с 1940 по 1942 год. По всей видимости, Мария Ивановна умерла в 1942 году, так как в последних письмах сообщала о своем тяжелом болезненном состоянии 404 . После того как моя мать вместе со мной уехала из Казахстана, бабушка оставалась у владыки еще недели две. Больше никто из многочисленной родни митрополита Иосифа ничего не слышал о его судьбе. И если раньше до нас доходили какие-то весточки через посещавших его в Казахстане прихожан или клириков, то после сентября 1937 года все, как отрезало. Бабушка (сестра митрополита) неоднократно обращалась к власть имущим – ответа о судьбе брата не было; она умерла в 1972 году, так и не узнав ничего об участи брата. В 1956 году во время хрущевской «оттепели» дело по обвинению митрополитов Кирилла, Иосифа и епископа Евгения было «пересмотрено», и в «Заключении по следственному делу» помощника прокурора Южно-Казахстанской области по спецделам утверждалось: «Исходя из изложенного полагал бы: решение тройки УНКВД от 19/XI–37 г(ода) считать правильным, к пересмотру данного дела оснований не имеется " 405 . И лишь спустя более тридцати лет митрополиты Кирилл и Иосиф и епископ Евгений были реабилитированы. 7 мая 1989 года «Заключение 1609 о реабилитации митрополита Иосифа (Петровых) » было утверждено прокурором Чимкентской области Казахской ССР В. Ф. Шведюком. Заместитель начальника УКНБ по Южно-Казахстанскому округу в ответ на мои запросы сообщил: «В соответствии со ст(атьей) 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имеющих место в период 30–40-х и начале 50-х годов» Петровых И. С. реабилитирован. В соответствии со статьей 16 Закона Республики Казахстан от 14 апреля 1993 года «О реабилитации жертв массовых политических репрессий» родственники имеют право на ознакомление с документами только не процессуального характера. В этой связи выслать, к сожалению, в Ваш адрес копии допросов, протоколов не представляется возможным» 406 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

член Президиума Центрального совета Всероссийского об-ва охраны памятников истории и культуры. С 1956 г. член Археографической комиссии АН СССР (с 1974 член бюро); член Ученого совета Музея древнерусского искусства им. Андрея Рублёва (1959), Государственного Русского музея (1960), член Советского (Российского) комитета славистов (1960). С 1955 г. Л. являлся главным редактором «Трудов Отдела древнерусской литературы» (ИРЛИ), с 1971 г.- председателем редколлегии серии АН СССР «Литературные памятники», с 1974 г.- председателем редколлегии ежегодника «Памятники культуры. Новые открытия» и председателем Научного совета по комплексной проблеме «История мировой культуры» АН СССР, с 1975 г.- членом редколлегии изд. «Вспомогательные исторические дисциплины», с 1976 г.- членом редколлегии ж. «Palaeobulgarica» (София), с 1983 г.- председателем Пушкинской комиссии АН СССР, с 1990 г.- Почетным председателем Всесоюзного (Российского) Пушкинского об-ва, с 1994 г.- председателем Государственной юбилейной Пушкинской комиссии. В 1987 г. Л. стал членом редколлегии ж. «Новый мир», а в 1988 г.- ж. «Наше наследие». В 1989-1991 гг. Л. был народным депутатом СССР от Советского фонда культуры. С 12 нояб. 1986 г. Л. являлся председателем правления Советского фонда культуры; был одним из инициаторов создания и руководителем Российского международного Фонда культуры (1991 - май 1993). С 1955 г. Л. регулярно выступал в печати с публикациями, посвященными сохранению памятников старины (1-е выступление в защиту «памятников народного зодчества» - «Литературная газета», 15 янв. 1955). Л. был против перестройки Невского проспекта, проекта поворота течения сев. рек, исключения А. Д. Сахарова из АН СССР и т. д. Начиная с 80-х гг. XX в. выходят в свет книги Л., обращенные к подрастающему поколению и к широкой публике (Заметки о русском. М., 1981; Письма о добром и прекрасном. М., 1985; Память истории священна. М., 1986, и др.), а также мемуары, заметки и наблюдения (Я вспоминаю. М., 1991; Книга беспокойств.

http://pravenc.ru/text/2110621.html

32 . Симеон Новый Богослов . Божественные гимны. С изображ. св. отца, вступит. статьей, предисловием к гимнам ученика преп. Симеона Никиты Стифата . Сергиев Посад. 1917. 280. [Книга выпущена в двух вариантах. Первый: XXXIII, 280, IX с. Второй: XXXII, 280, XXXII, 68, IX с. (добавлены приложения и указатели). В Прил. I. иером. Пантелеймон впервые издал по аф. рукописям древнегреч. текст ряда гимнов 57–60) и предисловия Никиты Стифата к гимнам. Ср. Предисловие, XXIX и отчет Пантелеймона о поездке на Афон: 6 .63. Этот факт до сих пор остается неизвестным европ. ученым (Камбилису книга Пантелеймона была недоступна). Приложение II: Алфав. указ. предметов (к Словам и Гимнам, составлен П. А Флоренским)]. (без греч. Приложения): СТСЛ 1993 [Творения. 3]. Евпраксия (Шиленкова), монахиня. Симеон Новый Богослов и Симеон Благоговейный . Минск 2002. 98 [старые переводы еп. Феофана «Гимнов» Симеона Нового Богослова (в выдержках также переводы иером. Илариона Алфеева) и «Подвижн. слова» Симеона Благоговейного ]. Частичные рус. пер.: 33 . Симеон Новый Богослов , преп. Божественные гимны//ВРЗПЭ 1953. 15.133–135 6,48]; 1954. 17. 13–20 1; сопров.заметка – см. 9 .1132]. [Пер. иером. Софрония (Сахарова) , прозаич., но с сохранением строк; скорее всего, с новогреч., так как др.-греч. подлинник еще не был издан; нумерация гимнов старая]. Стих. переводы С. С. Аверинцева : 34 . Симеон Новый Богослов , преп. Из «Гимнов Божественной любви»//Символ. 1990. 23. 321–324. [Гимны: без номера («Коль желаешь, так послушай, что творит любви горенье...»), 3, 6]. 35 . Симеон Новый Богослов . Из «Гимнов Божественной любви»//ПВЛ 6 .16). 129–131 17, фрагменты]. Стих. переводы иером. Илариона (Алфеева) : 36 . Симеон Новый Богослов , преп. Избранные гимны//Символ. 1991. 26. 276–282. 3, 5, 6, 7, 16 по изд. SC]; Избранные гимны в стихотворном переводе//ЦиВ 1998. 1(4). 125–134 35, 44]; 1998. 2(5). 148–159 5, 11, 40, 45]; Преп. Симеон Новый Богослов . Избранные гимны в стихотворном переводе иеромонаха Илариона Алфеева //Иларион (Алфеев) 1998, 6 .58). 597–667. переизд: Минск 1998; СПб. 2001. [Гимны, по нумерации SC, 3, 6, 7, 10, 11, 19, 40, 42, 44, 45, 57, 58]. Nota. Все стихотворные переводы иером. Илариона, встреченные в периодике (в осн., в правосл. газетах, см. напр.: Алексеев В. Добрый доктор Бармалей. О нетрадиционности в патрологии//Радонеж 1998. 9(74). Июнь. 2–3) с резкой критикой (в частности, за стилистич. модернизм), осуществлены по изд. SC без привлечения более надежного изд. Камбилиса, отсутствующего даже в библиографиях, сост. Алфеевым. Подр. сводку многочисл. неточностей и ошибок в пер. Алфеева см. во вступ. статье к готовящемуся к печати новому полному стихотв. рус. пер. гимнов.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Тропарь, глас 6: Един естеством сый Животворец, Христе, и благости воистинну неизследимая пучина, ныне преставльшагося раба Твоего Царствия Твоего сподоби: Ты бо Един еси имеяй множество щедрот и безсмертие. Слава, и ныне: Богородичен: Источник живота рождшая, Владычице, Избавителя миру Иисуса Господа, Того прилежно моли, безконечнаго живота преставльшагося ныне раба Твоего сподобити: Ты бо христиан Едина еси известнейшая Помощница. Господи, помилуй. (12 раз) И молитву сию: Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имярек) и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная; избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящим Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца, и Сына, и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице, и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя, вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки; и Ты еси Един Бог милости и щедрот, и человеколюбия; и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Псалтирь следованная. М., 1993. Ч. I. С. 218-225.- Сост. Молитвы при келейном чтении псалтири по усопшем Молитва по 1-й и 2-й " Славе " [ 1 ] Помяни, Господи, души усопших раб Твоих (поклон), елико в житии своем, яко человецы согрешиша, Ты же, яко Человеколюбец Бог, прости их и помилуй (поклон), вечныя муки избави (поклон), и Царствия причастники учини (поклон), и душам нашим полезное сотвори (поклон). [Молитва читается трижды] По окончании всей кафизмы По окончании чтения кафизмы читается молитва " Помяни, Господи Боже наш, в вере… " , которая напечатана выше, на с. 251. Афанасий (Сахаров), еп.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2157...

24 марта, второй день работы съезда молодежи Якутии, был посвящен подвижничеству в минувшем столетии. В течение двух часов Алексей Беглов рассказывал о тайных монашеских общинах 1920-1930-х годов. Ученый особо обращал внимание молодежи на то, что большая часть тайных монахов делали свой выбор в ситуации, когда он был напрямую связан с жизнью и смертью, свободой и тюрьмой, когда он мог стать поводом для пыток и унижений — нередко в молодом возрасте, в том числе в возрасте участников съезда. Тему личного подвига продолжила лекция проректора Якутской духовной семинарии инокини Евгении (Сеньчуковой), посвященная аскетике в современном мире. Лектор отметила, что в современной аскетике можно наблюдать два направления: традиционная, молитвенная аскетика и аскетика «добрых дел», связанная с деятельным служением к ближнему, которое понимается уже не просто как благотворительность, но как служение Самому Богу, Которого мы встречаем в ближнем. Второе направление берет свое начало в Русской Церкви в деятельности преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны. Похожим образом за рубежом, в милосердии до смерти, действовала русская эмигрантка во Франции монахиня Мария (Скобцова). Традиционное первое направление получило свое развитие, в частности, в трудах ученика преподобного Силуана Афонского архимандрита Софрония (Сахарова; +1993). После лекций делегаты отправились сами совершать добрые дела — проводить самостоятельно подготовленные социальные акции в различных социальных учреждениях. В этом им помог в том числе прошедший накануне мастер-класс Аллы Романовской, которая провела презентацию фонда «Старость в радость» и подробно объяснила, как человек выбирает объект своей деятельности: у кого-то лежит душа к работе с детьми-сиротами, у кого-то — к общению с пожилыми людьми, у кого-то — с бездомными. На своем мастер-классе А. Романовская продемонстрировала и предложила присутствующим поиграть в простейшие игры, участие в которых может увлечь даже пожилого человека: интерактивная постановка сказки «Репка», когда к «вытягиванию репки» присоединяются не только персонажи, но и зрители; народная игра «Ручеек» и т.д. Также гостья из Москвы предложила найти ответ на вопрос «Что мешает тебе быть волонтером?» и дала множество практических советов: что петь подопечным, что дарить и что не дарить, какие темы затрагивать в разговоре, а каких избегать. К концу мастер-класса ответ поставленный вопрос был найден сам собой: многие молодые люди просто не задумываются о том, куда можно направить свою добрую энергию.

http://drevo-info.ru/news/23472.html

Т. 2, с. 291. 911 Диспут. 1992, Январь-март. с. 86-87. 912 Назаретян А. Похороны богов. Либо они состоятся, либо цивилизация погибнет.//Огонек. 1995. 913 Сегодня. 25.2.1995. 914 Величко В. Л. Владимир Соловьев. Жизнь и творения. – СПб., 1904, с. 170. 915 Внешняя печать, несомненно, есть проявление, запечатление внутреннего отчуждения от Христа. Московский священник Николай Карасев рассказывает о таком совмещении внутреннего и внешнего: «Однажды я крестил двух девиц. И у одной из них я увидел на правой руке штамп, на котором было написано „оплачено“. Это был пропуск в один из музыкальных рок-клубов. При дальнейшем выяснении оказалось, что девицы интересуются учением буддизма, так как в клубе его пропагандируют. Когда же я поставил условие: или крещение, или клуб с его песнями и учением, одна из них, у которой был штамп на руке, отказалась креститься и ушла от купели крещения» (священник Николай Карасев. Аспирантский отчет на тему «Теософия и практический оккультизм». – М., ОВЦС МП, 1995, с. 9. Рукопись). 916 Например, Эли Визель, президент «Гуманитарного фонда Эли Визеля», бывший узник нацистского концлагеря, затем известнейший еврейский писатель, лауреат Нобелевской премии мира (1986 год, вместе с А. Д. Сахаровым), чрезвычайно влиятельный, хотя и теневой политический лидер Америки, работает по такому адресу: «666. Fifth avenue, 10h floor, New-York». Он мог бы выбрать любой другой оффис Нью-Йорка. Но он сделал жест – и поселился в трех шестерках, что стоят на всех его письмах. 917 Авдеев В. Преодоление христианства. – М., 1994, с. 99. 918 Авдеев В. Преодоление христианства. с. 110. 919 Ломакина И. Голова Джа-ламы. 1993, сс. 208-209. 920 Черняк И. У «охотников за головами».//Огонек. 1995, сс. 68-71. 921 Авдеев В. Преодоление христианства. с. 71. 922 Авдеев В. Преодоление христианства. с. 168-170. Слова о «пощаде», которой не будет, станут особенно значимы, если вспомнить, что активнейший рассадник оккультных идей в России и во всем мире – это кружки «восточных единоборств».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Особняком среди произведений о. Феоклита стоят работы, где он полемизирует с всемирно известным греческим ученым Христосом Яннарасом . Они содержат опровержение критики последнего в адрес Никодима Святогорца , представляющей, как считает Феоклит, угрозу «искажения духовной сути православия» 265 . Феоклит критикует Яннараса также за искажения православного учения о любви и нравственности, называя своего оппонента «неониколаитом» и «неоправославным» 266 . Полемика этих авторов стала одной из центральных тем греческой историографии второй половины XX в. Произведения о. Феоклита уже при его жизни фактически перешли в статус источников, а буквально через год после его кончины было опубликовано сразу несколько исследований, посвященных этому авторитетнейшему церковному писателю. В случае с Феоклитом Дионисиатским мы имеем дело с обычным для греческой действительности явлением: писатель-историк или писатель-богослов еще при жизни или сразу после своей смерти сам становится объектом научного исследования. Мы можем назвать десятки таких примеров, достаточно вспомнить архим. Софрония (Сахарова) (1896–1993) 267 , архим. Епифания (Федоропулоса) (1930–1986) 268 и св. Нектария Пентапольского (1846–1920) 269 . Новый расцвет традиционализма сказался прежде всего на исторической науке. Представители «паламитского возрождения» затронули широчайший круг церковно-исторических проблем. Выдающиеся историки и богословы Христу, Зисис, Металлинос, Романидис предложили новые универсальные концепции греческой и мировой церковной и политической истории. Во многом благодаря работам этих ученых, изучение православной традиции заняло адекватное место в современной греческой историографии. Особо следует отметить фессалоникскую богословскую и церковно-историческую школу, основанную выдающимся греческим ученым второй половины XX в. Панайотисом Христу (1917–1996). Он смог собрать вокруг себя талантливых учеников-единомышленников, которые впоследствии стали крупными богословами и церковными историками.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1208 . Breck Fr. J. St Silouan and the Mystery of God//Sourozh: A Journal of Orthodox Life and Thought. L. 1999. 78. 1–19. 1209 . Cervera C. D. Silvano del Monte Athos, il monaco che amavo teneramente la Madre di Dio//Mater Ecclesiae. 1980. 16. 45–54. 1210 . Clément O. La spiritualità dello «starec» Silvano//SA 9 .1230). 41–62. 1211 . Cremaschi L. La vergogna di stare agli inferi secondo Silvano del Monte Athos//Parola, Spirito e Vita. 1989. 20. 285–303. 1212 . Egger M. Archimandrite Sophrony: le moine pour le monde//Contacts. 1993. 163. 163–177. же://Buisson Ardent. 1995. 1. 23–41. пер.: Эггер М. Архимандрит Софроний: монах для мира//Континент. 1994. 80. 304–316. же:// Софроний (Сахаров) , архим. Духовные беседы. СПб. 1997. 72–86. пер.: Archimandrite Sophrony: A monk for the world//Sourozh. 1995. 59. 1–11. 1213 . Enzo Bianchi. «Tieni il tuo spirito all’inferno e non disperare»//SA 9 .1230). 19–39. пер.: Бьянки Э. Значение преподобного Силуана Афонского /Пер. с ит. Заварнова В.//ЦиВ 2000. 2(11). 239–255. 1214 . Epin R. Vie et message d’un saint. Saint Silouane l’Athonite//Le Chemin. Bar le Due. 1990. 7. 37–54. 1215 . Evdokimov M. Le starets Silouane//La prière des chrétiens russes. Chambrayles-Tours 1988. 89–106. 1216 . Gooskens B. L’expérience de l’Esprit Saint chez le starets Silouane. Diepenveen [Hollande] 1971. 130. (Mémoire de l’Institut catholique de Paris. Institut supérieur d’Études Oecuméniques). 1217 . Ioannis Zizioulas. La teologia di san Silvano dell’ Athos//SA 9 .1230). 117–130. пер.: Иоанн (Зизиулас), митроп. Богословие преподобного Силуана Афонского //ЦиВ 2000. 2(11). 270–282. 1218 . Kallistos Ware, bp. «We must pray for all»: salvation according to St. Silouan//Sobornost. 1997. 19(1). 34–55. пер.: Каллист, еп. Диоклийский. Мы должны молиться за всех людей. Спасение мира по учению старца Силуана/Пер. Казачкова Ю.//АО 1998. 3(17). 113–117. же, др. пер.: «Нужно молиться за всех». Спасение по учению преподобного Силуана Афонского /Пер. Илариона (Алфеева) , иером.//ЦиВ 1999. 2(9). 231–258.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Сократ (ок. 470—399 до н. э.), древнегреческий философ. Солженицын, Александр Исаевич (р. 1918), русский писатель, лауреат Нобелевской премии (1970). Соловьев, Владимир Сергеевич (1853—1900), философ, поэт, публицист, родоначальник русской религиозной философии, создатель поэтического символизма, один из предшественников религиозного экзистенциализма. В центре философской системы С. находится религиозно-антропологическая проблема богочеловечества — личного и общественного спасения человека в сотрудничестве с Богом. Разрабатывая систему метафизических гарантий спасения, С. приходит к концепции положительного всеединства, «полной свободы составных частей в совершенном единстве целого». Гносеологический аспект этой концепции — теория «цельного знания», то есть познание Абсолютного. Единство всех живых элементов творения С. определяет мифо-поэтическим понятием мировой души, которую иногда отождествляет с Софией, а иногда характеризует как бессознательное стремление к единству, как потенциальную личность. София — вечно женственное начало Божества, мистическое тело Логоса, и вместе с тем идеальный совокупный человек. Этика и эстетика С. тесно связаны с философией эроса. Свобода человека реализуется, во-первых, в любви, а во-вторых — в нравственном поступке. Любовь осознается С. как спасение человеческой индивидуальности через жертву эгоизма, благодаря перенесению центра личной жизни из себя в другого («Смысл любви»). В личности Христа С. видит свидетельство и гарантию окончательного торжества добра на земле. Основные сочинения С.: «Критика отвлеченных начал», «Чтения о Богочеловечестве», «Оправдание добра». Софроний (Сахаров Сергей Семенович) (1896—1993), схиархимандрит. Афонский монах, ученик старца Силуана (см.), автор книги «Жизнь и учение старца Силуана. Писания старца Силуана». С 1960 руководитель монашеской общины в Англии. Сэйерс, Дороти (1893—1957), английская новеллистка, драматург, автор детективных рассказов, религиозно-философских эссе. Одна из первых женщин, получивших оксфордское образование. Создала цикл радиопьес на евангельские сюжеты.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=703...

«Внутренняя антропологизированность» исихастского богословия создает предпосылки его приложения и к другой актуальной сегодня проблематике, персонологической. Кризис концепции Декартова субъекта и шире, классической европейской модели человека обратил европейскую мысль к поискам новых модусов субъектности и новой парадигмы конституции человека. Но духовная практика – и, в частности, исихазм – есть именно конститутивная антропологическая практика, ибо в ней формируются структуры личности и идентичности человека. При этом, реализуемая в ней парадигма конституции человека является заведомо неклассической, поскольку не опирается на понятие сущности человека, лежащее в основании классической модели. В свете этого, раскрытие парадигмы конституции человека, заложенной в исихастской практике и реализуемой в восхождении по ее ступеням, составило бы ценный вклад не только в исихастское богословие, но и в решение проблемы отыскания новых модусов субъектности – проблемы, насущность которой сегодня быстро растет. Но пока в изучении личностных структур, конституируемых в исихастской практике, сделаны только первые шаги. Можно констатировать, что сегодня исихазм – и, в частности, «исихастское богословие» – отнюдь не только древнее наследие, изучаемое современной наукой. Налицо значительные примеры плодотворного развития исихастского богословия современными представителями традиции. В трудах игумена Софрония (Сахарова, 1896-1993) классические предметы исихастского опыта представлены заново на языке современного сознания, притом с особым вниманием к опыту высших ступеней аскезы, Богообщения и приближения к обожению: здесь перед нами доподлинное исихастское богословие ХХ века, столь же твердо как прежде стоящее на почве опыта подвига. Для трудов же митрополита Каллиста (Уэра), присутствующего на нашей конференции, характерно особое внимание к исихастской парадигме возврата, согласно которой подвижник-исихаст, по достижении искушенной зрелости в подвиге, вновь обращается к миру и обществу для помощи им на путях духовного наставничества, просвещения исихастским опытом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=116...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010