Ист.: BHL, N 100-104; CPL, N 1231; Braulio. Vita S. Aemiliani Confessoris cognomento Cucullati//PL. 80. Col. 699-714; Gonzalo de Berceo. Estoria de San Millán/Hrsg. G. Koberstein. Münster, 1964; Gonzalo de Berceo. La Vida di San Millán de la Cogolla: Estudio y ed. crit./Ed. B. Dutton. L., 1967. Лит.: Minguella y Arnedo T. San Millán de la Cogolla: Estudio histórico-religioso acerca de la patria, estado y vida de San Millán. Madrid, 1883; Gárate Arriola J. San Millán de la Cogolla: Fue monje y abad benedictino//Príncipe de Viana. Pamplona, 1957. N 69. P. 519-532; Fernández de Bobadilla F. Recuerdo de San Millán en un obra dramática//Ibid. 1960. N 57. P. 490-496; Gómez I. M. Emilien//DHGE. T. 15. Col. 406-412; Sotomayor M., Raggi A. M. Emiliano//BiblSS. Vol. 4. Col. 1186-1189; Alonso Avila A. Visigodos y romanos de la provincia de La Rioja//Berceo. Logroño, 1985. N 108/109. P. 7-31; Olarte J. B. España en ciernes: O la vida de San Millán. Léon, 1998; Lomas Salmonte F. J. Analisis y funcionalidad de la «Vita Aemiliani» (BHL 100)//Studia historica: Historia antigua. Salamanca, 1998. N 16. P. 247-266; Castellanos S. Poder social, aristocracias y hombre en la España Visigoda: La «Vita Aemiliani» de Braulio de Zaragoza. Logroño, 1998; idem. Hagiografia y sociedad en la Hispania visigoda: La «Vita Aemiliani» y el actual territorio riojano. Logroño, 1999; Grande Quejigo F. J. Hagiografía y difusión en la Vida de San Millán de Gonzalo Berceo. Logroño, 2000. Монастыри прп. Емилиана т. н. Верхний (Сан-Мильян де Сусо) и Нижний (Сан-Мильян де Юсо), расположены близ сел. Сан-Мильян-де-ла-Коголья в адм. пров. Ла-Риоха в Испании. В 1997 г. оба монастыря включены в список памятников всемирного наследия ЮНЕСКО. Верхний мон-рь восходит к киновии подвижников, возникшей вокруг кельи и часовни с погребением Е. В VI в. в естественных скальных полостях размещались кельи отшельников. Сохранилось более 120 монашеских захоронений в каменных саркофагах. Свт. Евгений III , архиеп. Толетский († 657), посвятил стихотворение церкви, построенной во имя Е., где совершались чудесные исцеления ( Eugenius Toletanus. Carm. XI: De basilica S. Aemiliani//MGH. AA. T. 14. P. 241). В 714-759 гг. территория совр. пров. Ла-Риоха, где находится мон-рь, была захвачена арабами, но в 923 г. отвоевана кор. Памплоны Санчо I. В г. Нахера, расположенный недалеко от мон-ря, была перенесена столица королевства (925). В X в. обитель именовалась по названию хребта Дирцеций (ныне Сьерра-де-ла-Деманда), где находилась келья Е. С сер. X в. мон-рь обозначался по названию сел. Вергегий. Слово «Коголья» (куколь) в названии упоминается с 1192 г. (в 1180 так была обозначена одна из окрестных островерхих горных вершин - Gómez Moreno. 1919. P. 290). В 929 г. была освящена базилика, находившаяся, вероятно, в долине, на месте буд. Нижнего мон-ря (Ibid. Р. 293).

http://pravenc.ru/text/189935.html

«Житие» было написано Браулионом через шестьдесят лет после смерти Емилиана, когда еще были живы его ученики. Их свидетельства о жизни святого и о совершенных им чудесах легли в основу произведения Браулиона. Родившись в семье пастуха, Емилиан не получил надлежащего образования (по свидетельству Браулиона Сарагосского, он едва ли знал Псалтирь), однако благодаря своей благочестивой жизни ему удалось завоевать уважение современников. Долгое время Емилиан жил в горах отшельником, затем, когда молва о нем дошла до епископа Тирасоны Дидимия, тот пожелал посвятить его в сан пресвитера. Однако пребывание Емилиана в этом сане закончилось скандалом: как можно заключить из текста «Жития», он раздавал имущество Церкви бедным, так что настроил против себя других клириков и самого Дидимия. В конце концов, лишенный сана, он вместе с некоторыми своими последователями основал монашескую общину, ставшую центром паломничества. Скончался Емилиан в возрасте ста лет. Мощи святого хранятся в монастыре Сан-Мильян де ла Коголья, объединившем обители Сан-Мильян де Сусо и Сан-Мильян де Юсо. Предлагаемый читателю перевод выполнен по изданию: Sancti Braulionis Caesaraugustani episcopi vita S. Emiliani//L.Vazquez de Parga. Madrid, 1943. При подготовке этого перевода учитывался перевод на английский язык и примечания к нему: Lives of the Visigothic Fathers/Transl. and ed. by A. T. Fear. Liverpool, 1997. Браулион Сарагосский. Божьему человеку, господину моему и брату пресвитеру Фрунимиану епископ Браулион [шлет] приветствие неисчислимое множество раз. 1. Во время благочестивого воспоминания о господине моем и родном старшем брате, а еще и наставнике в святой жизни и святом учении, епископе Иоанне, 699 повинуясь как его приказаниям, так и твоим предписаниям, я замыслил в соответствии с правдивым источником, который (я не сомневаюсь в этом) был составлен со слов досточтимого аббата Цитоната, пресвитеров Софрония и Геронтия и святой памяти благочестивой женщины Потамии, 700 описать, насколько позволяют мне силы моего невежества и здоровье, житие необыкновенного отца и защитника святого епископа Емилиана, особо избранного Христом в наше время. Ho поскольку почти в самом начале, скажем так, из-за небрежности слуг, было прерван мой старательный рассказ о его добродетелях, и, наконец, когда меня захватили различные подвернувшиеся заботы и начали сотрясать бури, случилось так, что это желание как будто бы выскользнуло у меня, и, хотя ты и подгонял меня, я не мог приступить.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Почитание Б. началось лишь с XIII в., после того как еп. Сарагосы Валерий в 1290 г. обрел мощи святителя. В XIV в. было составлено житие Б., вошедшее в сборник житий др. испан. епископов вестгот. периода: Исидора Севильского, Леандра Севильского и др. Б. обладал познаниями в области античной словесности, святоотеческого наследия. В Цезаравгусте он собрал крупную б-ку сочинений христ. авторов, а также устроил скрипторий, где переписывались тексты Свящ. Писания и творения отцов Церкви, рукописи высылались всем, кто просил об этом. Корпус сочинений Б. состоит из 44 посланий, Жития святого Емилиана и гимна в честь этого подвижника, впосл. вошедшего в вестгот. (мосарабскую) литургию. Послания Б. весьма разнообразны: это и дружеская переписка, и наставления в духовной жизни, и слова утешения, и обсуждение различных богословских и научных вопросов из области экзегетики, литургики, аскетики, хронологии. Житие св. Емилиана, монаха, к-рый основал обитель, впосл. названную Сан-Мильян-де-ла-Коголья, Б. написал по просьбе своего брата еп. Иоанна. Ок. 680 г. Валерий Бергиденский включил это житие в составленный им сборник аскетическо-агиографических сочинений. Б. также приписываются «Эпитафия Антонине» - элегия, написанная на смерть жены знатного гота Вистремира, и «Страдания Цезаравгустинских мучеников». Соч.: CPL. 1203, 1230-1233, 1268; Opera Omnia//PL. 80, Col. 639-720; Epistolarium/Ed. L. Riesco Terrero. Sevilla, 1975. Ист.: Ildefonsus episcopus Toletanus, St. De Viris Illustribus//PL. 96. Col. 195; Eugenius episcopus Toletanus. Carmen 21//MGH. AA. T. 14. P. 284 sqq.; Acta SS. Mart. T. 2. P. 635-638. Лит.: Lynch C. -H. Saint Braulio. Wash., 1938; Perez de Urbel J. Braulio//DHGE. T. 10. Col. 441-453. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: ИСИДОР СЕВИЛЬСКИЙ († 636), еп. Гиспальский, лат. церковный писатель, богослов, энциклопедист; католич. св. (пам. 4 апр.) АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/153371.html

Галерея внутреннего двора мон-ря Санто-Доминго де Силос Галерея внутреннего двора мон-ря Санто-Доминго де Силос В 1036 г. настоятель Гарсия вызвал Д. в Сан-Мильян де ла Коголья и назначил вел. приором мон-ря. Д. приложил большие усилия для строгого соблюдения в мон-ре Устава прп. Венедикта Нурсийского . В распоряжении подвижника оказалось также управление имуществом мон-ря. Через неск. месяцев покровитель Д. скончался, и настоятелем стал друг кор. Гарсии V Санчеса Гомесан, бывш. вел. приор, отстраненный Гарсией в пользу Д. Агиографы писали, что Гомесан ненавидел Д., однако в Житиях упоминается, что настоятель не раз помогал подвижнику, уважая его как строгого поборника монашеской дисциплины и умелого администратора. В 1040 г. кор. Гарсия V Санчес прибыл в Сан-Мильян де ла Коголья и потребовал от настоятеля денег, поскольку королевская казна истощилась. Д. заявил королю, что это требование противоречит церковным канонам и никто не имеет права претендовать на имущество, принадлежащее Церкви. Король возразил, что может не только даровать что-либо Церкви, но и взять дары обратно, поскольку они являются его законной собственностью, передаваемой Церкви во временное пользование. Между королем и Д. разгорелся спор, однако настоятель Гомесан попытался замять конфликт. Д. взял самые ценные предметы и положил в раку с мощами прп. Емилиана. После богослужения, на к-ром присутствовал король, Д. призвал его забрать у святого имущество, к-рое считает своим, если имеет для этого достаточно дерзости. Король счел поступок Д. оскорбительным и потребовал от Гомесана наказать подвижника. Настоятель был вынужден сместить Д. с должности вел. приора и направил его в маленький приорат св. Христофора в Трес-Сельдас, куда за ним последовали нек-рые монахи. Король счел наказание слишком мягким и обвинил подвижника в распространении порочащих слухов. Д. продолжал отстаивать мнение, что церковные учреждения не являются вассалами короля, а их имущество - условной собственностью, предоставляемой монархом на время несения определенной службы. Спор начал переходить в политические обвинения, поэтому настоятель Гомесан благословил Д. покинуть Наварру, назначив его управляющим небольшим монастырским имением близ г. Бургос, в королевстве Кастилия.

http://pravenc.ru/text/178840.html

Мосарабская ц. ап. Луки в Толедо. Кон. XII — нач. XVII в. Мосарабская ц. ап. Луки в Толедо. Кон. XII — нач. XVII в. После переноса вестгот. столицы в г. Толет (ныне Толедо) и победы над арианством именно этот город стал главным литургическим центром Испании. Попытку унификации богослужения (вероятно, также направленную против рим. влияния) предпринял IV Толедский Собор (633) (2-й канон подчеркивал необходимость сохранения литургического единства во всей Испании и Нарбонской Галлии). Как составители служб и авторы молитв и песнопений прославились Конанций, еп. Палланции (ныне Паленсия) ( Hildef. Tolet. De vir. illustr. 11//PL. 96. Col. 203), св. Евгений II Толетский (Ibid. 14//PL. 96. Col. 204; см. ст. Евгений III ) и св. Ильдефонс Толетский (согласно его Житию - CSMA. Vol. 1. P. 59-66). С именем св. Иулиана Толетского связывают редакцию литургических книг (Vita seu Elogium S. Juliani. 11//PL. 96. Col. 450). Араб. нашествие 711 г. не прервало сразу развития И.-м. о., поскольку значительное количество населения на завоеванных территориях оставалось христианским, однако дальнейшая эволюция богослужения происходила на севере полуострова при епископских кафедрах (Луго, Овьедо, Асторга, Леон и др.) и в мон-рях (Санто-Доминго-де-Силос (в тот период - Сан-Себастьян-де-Силос), Сан-Мильян-де-ла-Коголья, Сан-Хуан-де-ла-Пенья и др.), многие из к-рых были основаны в VIII-X вв. На юге же, в Севилье и Кордове, богослужение на лат. языке сохранялось в архаичных формах, поскольку христ. общины постепенно переходили на араб. язык. В кон. VIII в. И.-м. о. оказался в центре адопцианских споров (см. ст. Адопцианство ). Поскольку Элипанд Толедский в качестве обоснования своего учения ссылался на богослужебные тексты (MGH. Conc. Aevi Karolini. Bd. 2. S. 113), во Франции испан. литургические книги попали под подозрение и стали характеризоваться каролингскими богословами как еретические (особенно после осуждения адопцианства на Франкфуртском Соборе 794 г.). Несмотря на это, И.-м. о. получил поддержку в Астуро-Леонском королевстве, правители к-рого стремились возродить вестгот. традицию.

http://pravenc.ru/text/674997.html

Bibl. Capit. 35.8 (IX-X вв.); Paris. Nouv. acq. lat. 2171 (1067 г.; из Силоса); León. Bibl. Capit. 2 (1071 г.); Matrit. Acad. Hist. 22 (Aemil. 4) (1073 г.; из Сан-Мильян-де-ла-Коголья). В Псалтири кроме псалмов содержатся певшиеся вместе с ними антифоны и респонсории, в ряде случаев нотированные (полные списки - Matrit. Acad. Hist. Aemil. 64 bis, 64 ter., X в.; из Сан-Мильян-де-ла-Коголья). Из сохранившихся фрагментов Псалтири нотацию для псалмов и антифонов содержит список Hacinas. Arch. municip. 5 (кон. XI в.). Существование в испано-мосарабской традиции отдельного Гимнария не доказано, т. к. гимны, как правило, присоединяются к Псалтири или к Книге библейских песней (Liber canticorum). В сохранившихся полных списках (Matrit. Bibl. Nac. 10.001, IX-X или XII-XIII вв. (из Толедо); Lond. Brit. Lib. Add. 30.851, XI в. (из Силоса)) гимны в отличие от антифонов не нотировались. Антифонарий дает представление о певч. практике соборного богослужения в целом, т. к. содержит не только антифоны, но и все виды песнопений мессы и оффиция (за исключением седмичных). Ему предположительно предшествовал Кантаторий - сборник мелизматических песнопений для солиста, более простые песнопения для хора распределялись по разным видам книг. Орационал (Liber orationum) вместе с молитвами оффиция содержит антифоны (наиболее полный состав - в списке Brit. Lib. Add. 30.852, IX-X вв.), иногда нотированные или размеченные для пения, или только инципиты антифонов и респонсориев (напр., в Веронском Орационале). Liber ordinum (аналог римских Понтификала и Ритуала) также может содержать нотацию (рукописи: Silos. Arch. mon. 4, 1052 г.; 3, 1039 г.; Matrit. Acad. Hist. Aemil. 56, кон. X в.). Списки Liber horarum (аналог рим. монашеского Бревиария; самый полный список - Silos. Arch. mon. 7, XI в.) и Liber misticus (mixtus) (сборник молитв и песнопений на весь год) чаще всего содержат нотацию. В капелле Тела Христова собора в Толедо сохранились неск. рукописных книг для хора, выполненных в кон. XV - нач.

http://pravenc.ru/text/674999.html

R., 19952. Col. 911-912) и в календаре (Madrid. Real Academia de la Historia. Aemil. 18) - книгах рим. обряда, созданных в кон. XI в. в мон-ре Сан-Мильян-де-ла-Коголья. Среди реликвий, хранившихся в этой обители в XIII в., были реликвии М. и его преемника Иннокентия (Madrid. Real Academia de la Historia. Aemil. 24. Fol. 125v; см.: Gaiffier. 1935). О почитании М. в аббатстве Санто-Доминго-де-Силос свидетельствует наличие его памяти под 11 дек. в монастырском миссале XIII в. (Paris. Nouv. acq. lat. 2194. Fol. 110v) и упоминания в литаниях в составе бревиариев XIV в. (Paris. Nouv. acq. lat. 2190. Fol. 145v; 2193. Fol. 139v). Поминовение М. указано также в бревиарии кон. XII в., созданном скорее всего в Арагоне (Escorial. L. III. 3). Однако в средние века и в Новое время почитание святого почти не получило распространения. Память М. отсутствует в Римском Мартирологе и в календаре Римско-католической Церкви для Испании. В наст. время поминовение св. епископов и архиепископов Мериды совершается 11 дек. в архиепископстве Мерида-Бадахос. Иногда в качестве дня памяти св. епископов Павла и М. указывают 1 или 14 нояб. (напр.: L ó pez L ó pez T. A. Paulo y Masona//Diccionario de los Santos/Ed. C. Leonardi et al. Madrid, 2000. Vol. 2. P. 1854-1856). Ист.: Joannes Biclarensis. Chronicon//PL. 72. Col. 864-865; Idem [ Iohannes Biclarensis. Chronica]/Ed. T. Mommsen//MGH. AA. T. 11. Pars 1. P. 213; Paulus Emeritanus. De vita patrum Emeritensium//PL. 80. Col. 137-161; Vitas sanctorum patrum emeritensium/Ed A. Maya Sánchez. Turnhout, 1992. (CCSL; 116). Лит.: [Fl ó rez E.] España sagrada: Teatro geográfico-histórico de la Iglesia de España. Madrid, 18162. Vol. 13. P. 18-206; Gaiffier B., de. Les reliques de l " abbaye de San Millán de la Cogolla au XIIIe siècle//AnBoll. 1935. T. 53. P. 90-100; L ó pez Prudencio J. S. Masona, arzobispo de Mérida, colaborador en el cimiento de la Hispanidad. Badajoz, 1945; Fern á ndez Alonso J. Emeritensi, santi//BiblSS. Vol. 4. Col. 1169-1172; Garc í a Moreno L.

http://pravenc.ru/text/2562544.html

Рекареда и вестготов в кафолическую веру (589), когда церковные иерархи стремились активно сотрудничать с вестгот. монархией. Составитель «Житий святых эмеритских отцов» не только умалчивает об обращении Е. и о его смерти, но также намеренно искажает приведенный им текст свт. Григория Великого, в к-ром Е. именовался мучеником. Свт. Григорий Великий в «Диалогах» придает истории Е. исключительно религ. окраску, помещая в центр повествования те события, к-рые замалчиваются вестгот. писателями (обращение Е. под влиянием свт. Леандра Гиспальского, негодование Леовигильда на кафоликов и на собственного сына, мученическая смерть Е.). Григорий Великий лишь упомянул о восстании, сосредоточив внимание на поведении Е. перед лицом смерти. Драматизм событий в передаче свт. Григория усиливается тем, что они происходили в пасхальные дни. Сведения Григория Великого подтверждаются рассказом Григория Турского, который подробно описывает брак Е. с Ингундой и притеснения, к-рые ей пришлось пережить от Госвинты, пытавшейся обратить ее в арианство. Восстание под рук. Е. Григорий Турский рассматривал как реакцию кафоликов на религ. гонения, начатые Леовигильдом. До XIII в. сведения испан. источников о мученике ограничиваются краткими заметками о его кончине в нек-рых монастырских хрониках («Овьедская эпитома» в ркп. 883 г. из мон-ря Сан-Мильян-де-ла-Коголья (Epitome seu Compilatio Ovetensis//MGH. AA. T. 11. P. 288), Силосская хроника, XII в., и «Всемирная хроника» Луки из Туя, XIII в.). Испан. аскетический писатель кон. VII в. Валерий Бергиденский назвал Е. среди невинно убиенных лиц царского происхождения ( Valerius, abbas. De vana saeculi sapientia//PL. 87. col. 426-427). Почитание Е. возникло, вероятно, в Риме благодаря авторитету Григория Великого. Беда Достопочтенный в хронике назвал Е. королем-мучеником, пострадавшим за веру. В IX в. почитание мученика утвердилось во Франкском королевстве, память Е. была внесена в Мартиролог Флора Лионского (сер. IX в.) и в последующие каролингские Мартирологи - Адона Вьеннского, Узуарда, Ноткера Заики.

http://pravenc.ru/text/190161.html

рукописях последования вечерни, утрени и мессы, как правило, помещаются вместе. Все нотированные рукописи были составлены после вторжения арабов и отражают уже сложившийся репертуар. Рукописи из Кастилии и Леона относятся к периоду до запрета испано-мосарабского богослужения на Соборе в Бургосе. Каталонских источников сохранилось немного, поскольку староиспан. традиция была быстро вытеснена римско-каролингской. Источники из Арагона неизвестны, Антифонарий X в. из Сан-Хуан-де-ла-Пенья или из Санта-Мария-ла-Реал-де-Нахера (Zaragoza. BGU (Fac. de Derecho). M-418), вероятно, не использовался в местном богослужении. В Наварре центром создания рукописей была область Риоха (долина р. Эбро в районе г. Логроньо) с мон-рями Сан-Мильян-де-ла-Коголья, Альбельда и Сан-Пруденсьо-де-Монте-Латурсе. Сходство со списками из Риохи имеют рукописи из мон-ря Силос (Кастилия), к-рые отличаются хорошей сохранностью и непрерывностью традиции; с этим согласуется тот факт, что аббат Доминик ( 1072/73), возродивший мон-рь Силос, прежде был настоятелем в Сан-Мильян-де-ла-Коголья. Др. центром создания певч. рукописей в Кастилии был мон-рь Сан-Пруденсьо-де-Валераника. Из Леона помимо известного Антифонария происходят фрагменты рукописей, оказавшиеся впосл. в разных хранилищах, а также, возможно, некоторые рукописи (или их протографы), находящиеся в Толедо. Списки Библии (Matrit. Univ. 31, IX-X вв., и Burgos. Catedr. s. n., Х в.; фрагменты Библии из Оньи - Silos. s. n. и Salamanca. Archivio de los Sacerdotes Operarios diocesanos. s. n.) содержат лекционарную разметку, маргиналии к различным стихам, относящимся к песнопениям оффиция, а также нотацию к отдельным стихам Плача Иеремии, мелодии которых совпадают с содержащимися в Антифонарии из Силоса (Silos. Arch. mon. 9, XI в.; хранился в мон-ре Сан-Росендо-де-Селанова). Лекционарий (Liber commicus), в к-ром нотированы каденции некоторых чтений, представлен древнейшими фрагментами (Autun. Bibl. municip. 27 (нач. VIII в.), Paris. lat. 2269 (VIII-IX вв.; палимпсест)) и полными списками (Tolet.

http://pravenc.ru/text/674999.html

Лиуву II (601-603) и объявил себя новым королем вестготов (603-610). Благодаря Виттериху нападение было остановлено отрядом Клавдия. Участников заговора схватили, одни из них были убиты, другие жестоко наказаны. По распоряжению короля Сеггу приговорили к отсечению рук; затем он был сослан в Галлецию (ныне Галисия). Сунна был передан на суд М. и правосл. общины. Отказавшись перейти в православие, Сунна был изгнан из Вестготского королевства и, вероятно, уехал в Мавританию, где погиб, проповедуя арианство. После подавления восстания арианская кафедра Эмериты Августы была упразднена (хотя на остальной территории Вестготского королевства арианские епископы сохраняли свое положение до III Толетского Собора (май 589; см. Толедские Соборы )), все ее имущество перешло правосл. общине. М. сохранил и укрепил свою власть в митрополии. Некоторые исследователи видят в деятельности епископа скрытое противоборство процессу централизации Вестготского королевства и после обращения Реккареда I в правосл. веру. Один из участников заговора, Вакрила, укрылся от преследователей в базилике св. Евлалии. По решению Реккареда I заговорщик, его семья и близкие должны были лишиться всего имущества и стать рабами мон-ря св. Евлалии. Однако М. сохранил Вакриле свободу и имущество ( Stocking. 2000. P. 95-96). Хотя М. назван святым уже в Житиях Эмеритских отцов (VII в.), самые ранние сведения о его почитании относятся к X-XI вв. Вероятно, формирование культа М. и других епископов Эмериты Августы, живших в эпоху Вестготского королевства, было связано с распространением Житий Эмеритских отцов. Так, неск. рукописей этого произведения были созданы в аббатстве Сан-Мильян-де-ла-Коголья (Madrid. Real Academia de la Historia. Aemil. 13, сер. X в.; Aemil. 10, рубеж XII и XIII вв.; возможно, Lond. Brit. Lib. Add. 17357, нач. XIII в.) и в аббатстве Санто-Доминго-де-Силос (Paris. lat. Nouv. acq. lat. 2178; Madrid. Bibl. Nacional. 822, X-XI вв.). Поминовение М. указано в миссале ( F é rotin M. Le Liber Mozarabicus Sacramentorum et les manuscrits mozarabes.

http://pravenc.ru/text/2562544.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010