Вестготское королевство и обращение вестготов из арианства в Православие История Европы дохристианской и христианской Протоиерей Владислав Цыпин Сайт «Православие.ру» продолжает публикацию фрагментов книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской». Покорение кантабров королём Леовигильдом. Плита реликвария из слоновой кости. Сан-Мильян-де-ла-Коголья. XI век      Вестготское королевство в правление короля Леовигильда Одним из значимых событий раннесредневековой истории Запада стало обращение правивших в Испании вестготов из арианства в Православие. Это произошло в конце VI века при короле Реккареде, но предпосылки к перемене вероисповедания стали складываться в правление его отца Леовигильда. Вестготское королевство включало тогда территорию современной Испании без Галисии и Эстремадуры, входивших, как и Лузитания (Португалия), в состав королевства свевов, и без Бетики (Андалусии), отошедшей к империи в результате поражения вестготов в войне с армией императора Юстиниана: по мирному договору вестготы уступили империи юг Пиренейского полуострова, где население было монолитно православным; малочисленные там и ранее ариане после раздела страны перебрались в центральную и северную часть полуострова. В состав королевства вестготов входила также Септимания (Семиградие) на юге Галлии с городами Нарбон, Каркасон, Ним, Магалон, Лодев, Агд и Безье. Вестготы-ариане составляли тонкий господствующий слой, возвышавшийся над массой покоренных испано-римлян православного исповедания. В делопроизводстве королевства использовался латинский язык, несмотря на то, что в результате просветительской и переводческой деятельности Ульфилы готский язык имел письменность. Дело в том, что среди вестготов, давно уже обосновавшихся в пределах Римской империи, знание языка их предков сходило на нет, и в VI веке даже в своем кругу они общались уже обычно на местном варианте вульгарной латыни. Во второй половине VI века вестготское королевство переживало процесс разложения. Правители провинций – герцоги – мало считались с королевской властью, превращаясь в феодальных князей со своими воинскими отрядами, со своей региональной администрацией и судом, не зависевшими от центрального правительства. Православное население страны не обнаруживало преданности покорившим их иноверцам-арианам и видело своих потенциальных защитников в иностранных государях православного исповедания: императоре Римском, франкских королях и даже в короле свевов Харарихе, принявшем вместе со своим народом в середине VI века Православие.

http://pravoslavie.ru/94020.html

рукописях последования вечерни, утрени и мессы, как правило, помещаются вместе. Все нотированные рукописи были составлены после вторжения арабов и отражают уже сложившийся репертуар. Рукописи из Кастилии и Леона относятся к периоду до запрета испано-мосарабского богослужения на Соборе в Бургосе. Каталонских источников сохранилось немного, поскольку староиспан. традиция была быстро вытеснена римско-каролингской. Источники из Арагона неизвестны, Антифонарий X в. из Сан-Хуан-де-ла-Пенья или из Санта-Мария-ла-Реал-де-Нахера (Zaragoza. BGU (Fac. de Derecho). M-418), вероятно, не использовался в местном богослужении. В Наварре центром создания рукописей была область Риоха (долина р. Эбро в районе г. Логроньо) с мон-рями Сан-Мильян-де-ла-Коголья, Альбельда и Сан-Пруденсьо-де-Монте-Латурсе. Сходство со списками из Риохи имеют рукописи из мон-ря Силос (Кастилия), к-рые отличаются хорошей сохранностью и непрерывностью традиции; с этим согласуется тот факт, что аббат Доминик ( 1072/73), возродивший мон-рь Силос, прежде был настоятелем в Сан-Мильян-де-ла-Коголья. Др. центром создания певч. рукописей в Кастилии был мон-рь Сан-Пруденсьо-де-Валераника. Из Леона помимо известного Антифонария происходят фрагменты рукописей, оказавшиеся впосл. в разных хранилищах, а также, возможно, некоторые рукописи (или их протографы), находящиеся в Толедо. Списки Библии (Matrit. Univ. 31, IX-X вв., и Burgos. Catedr. s. n., Х в.; фрагменты Библии из Оньи - Silos. s. n. и Salamanca. Archivio de los Sacerdotes Operarios diocesanos. s. n.) содержат лекционарную разметку, маргиналии к различным стихам, относящимся к песнопениям оффиция, а также нотацию к отдельным стихам Плача Иеремии, мелодии которых совпадают с содержащимися в Антифонарии из Силоса (Silos. Arch. mon. 9, XI в.; хранился в мон-ре Сан-Росендо-де-Селанова). Лекционарий (Liber commicus), в к-ром нотированы каденции некоторых чтений, представлен древнейшими фрагментами (Autun. Bibl. municip. 27 (нач. VIII в.), Paris. lat. 2269 (VIII-IX вв.; палимпсест)) и полными списками (Tolet.

http://pravenc.ru/text/674999.html

Вероятно, она была принесена с юга, из Севильи, христианами, бежавшими от гонений мусульман в IX-X вв. или в XII в. (в ранних работах исследователь склонялся к 1-й датировке, в более поздних - ко 2-й). На Севилью как источник этой традиции, по мнению Пинеля, указывает рубрика в рукописи Lond. Brit. Lib. Add. 30.844 (X в.) - Ad Sanctus spalitanos (т. е. подразумевается некая особенность богослужения в Гиспалисе). Рукописи традиции А происходят в основном с севера Пиренейского п-ова - из Таррагоны, Каркасона, Леона, мон-рей Санто-Доминго-де-Силос, Сан-Хуан-де-ла-Пенья и Сан-Мильян-де-ла-Коголья. Расхождения между 2 традициями прослеживаются на всех уровнях (лекционарий, структура служб суточного круга и мессы, гимнография и т. д.; подробней см.: Pinell. 1978). Против теории Пинеля выступил Х. Ханини. По его мнению, традиция В является поздним сокращением традиции A. Традиция В происходит не из Севильи, а из Толедо, представляя приходской вариант богослужения, и Ортис использовал ее специально, чтобы архаизировать свое издание ( Janini, Gonzalves. 1977). Однако, вопреки мнению Ханини, состав Санкторала традиции В явно указывает на ее южноиспан. (кордовское или севильское) происхождение. Описание рукописей см.: Gamber K. Codices liturgici latini aniquiores. Freiburg, 1963, 19682. P. 52-68. N 301-393. (Spicilegii Friburgensis Subs.; 1); Idem. Codices liturgici latini aniquiores: Suppl. Freiburg, 1988. P. 32-47. N 301-399. (Ibid.; 1a); уточненные датировки рукописей см.: Hispania Vetus. 2007. Лекционарий в И.-м. о. называется Liber commicus (от лат. comma - единица членения текста на отрывки, к-рые можно прочитать вслух на одном дыхании). К числу полных Лекционариев, содержащих чтения из ВЗ и НЗ на весь литургический год (начиная с Адвента), относятся рукописи Paris. Nouv. acq. lat. 2171, 1067 г. (происходит из аббатства Санто-Доминго-де-Силос, является копией с оригинала VII в.) и Matrit. Acad. Hist. 22 (Aemil. 4), 1073 г. (происходит из мон-ря Сан-Мильян-де-ла-Коголья; отражает более позднюю традицию, чем первая).

http://pravenc.ru/text/674997.html

Лиуву II (601-603) и объявил себя новым королем вестготов (603-610). Благодаря Виттериху нападение было остановлено отрядом Клавдия. Участников заговора схватили, одни из них были убиты, другие жестоко наказаны. По распоряжению короля Сеггу приговорили к отсечению рук; затем он был сослан в Галлецию (ныне Галисия). Сунна был передан на суд М. и правосл. общины. Отказавшись перейти в православие, Сунна был изгнан из Вестготского королевства и, вероятно, уехал в Мавританию, где погиб, проповедуя арианство. После подавления восстания арианская кафедра Эмериты Августы была упразднена (хотя на остальной территории Вестготского королевства арианские епископы сохраняли свое положение до III Толетского Собора (май 589; см. Толедские Соборы )), все ее имущество перешло правосл. общине. М. сохранил и укрепил свою власть в митрополии. Некоторые исследователи видят в деятельности епископа скрытое противоборство процессу централизации Вестготского королевства и после обращения Реккареда I в правосл. веру. Один из участников заговора, Вакрила, укрылся от преследователей в базилике св. Евлалии. По решению Реккареда I заговорщик, его семья и близкие должны были лишиться всего имущества и стать рабами мон-ря св. Евлалии. Однако М. сохранил Вакриле свободу и имущество ( Stocking. 2000. P. 95-96). Хотя М. назван святым уже в Житиях Эмеритских отцов (VII в.), самые ранние сведения о его почитании относятся к X-XI вв. Вероятно, формирование культа М. и других епископов Эмериты Августы, живших в эпоху Вестготского королевства, было связано с распространением Житий Эмеритских отцов. Так, неск. рукописей этого произведения были созданы в аббатстве Сан-Мильян-де-ла-Коголья (Madrid. Real Academia de la Historia. Aemil. 13, сер. X в.; Aemil. 10, рубеж XII и XIII вв.; возможно, Lond. Brit. Lib. Add. 17357, нач. XIII в.) и в аббатстве Санто-Доминго-де-Силос (Paris. lat. Nouv. acq. lat. 2178; Madrid. Bibl. Nacional. 822, X-XI вв.). Поминовение М. указано в миссале ( F é rotin M. Le Liber Mozarabicus Sacramentorum et les manuscrits mozarabes.

http://pravenc.ru/text/2562544.html

Однако позднее А. Мундо передатировал эти толедские рукописи XII-XIII вв. ( Mund ó . 1965). Согласно Суньолю, 2-я фаза той же эпохи представлена рукописями из Леона, Риохи и Силоса; 3-ю фазу, относящуюся ко 2-й эпохе, составляют списки с григорианским репертуаром, выполненные в XI-XII вв. вестгот. письмом (прежде всего Антифонарий из Силоса - Lond. Brit. Lib. Add. 30.850, кон. XI в.). К. Рохо и Г. Прадо классифицировали староиспан. нотацию по скрипториям: 1-я группа - рукописи из Толедо с наклонными невмами, 2-я - из Риохи (скрипторий в Альбельде, основной источник - Liber ordinum Silos. Arch. mon. 4) и Сан-Мильян-де-ла-Коголья, 3-я - из Леона (Антифонарий León. Catedr. 8), 4-я - из Силоса (делится на 2 подгруппы: древнейшие рукописи, выполненные до принятия григорианского репертуара, и Антифонарий Lond. Brit. Lib. Add. 30.850). Эти же исследователи опубликовали 21 испано-мосарабскую мелодию по палимпсестам Matrit. Acad. Hist. Aemil. 50 и Silos. Arch. mon. 4, в к-рых выскобленные староиспан. невмы были заменены диастематической квадратной нотацией ( Rojo, Prado. 1929). С классификацией Рохо и Прадо соотносятся староиспан. певч. традиции, выявленные Д. Ранделем на основе изучения псалмовых тонов респонсориев: леонская, риохская (к ней же относятся и рукописи из Силоса), толедская, североиспанская (к к-рой относятся и нек-рые толедские рукописи), арагонская ( Randel. The Responsorial Psalm Tones. 1969). Позднее Рандель скорректировал классификацию Суньоля, разделив староиспан. нотацию на 2 типа с условными названиями «североиспанская» и «толедская». Североиспан. нотация, к-рая имеет сходство в начертании невм с др. западноевроп. нотациями и в к-рой используются вертикальные невмы с вертикальными штилями, встречается гл. обр. в рукописях из Леона (напр., в Леонском Антифонарии) и Кастилии (напр., в сборнике из Силоса Lond. Brit. Lib. Add. 30.851). В толедской нотации, характеризующейся наклоном невм вправо и почти полным отсутствием вертикальных штилей, Рандель выделил 2 подтипа: 1-й, с изящными скругленными штилями, отражает традицию А, к-рая была распространена на севере Испании; 2-й, с более грубым и угловатым начертанием невм, относится к традиции B ( Randel.

http://pravenc.ru/text/674999.html

Галерея внутреннего двора мон-ря Санто-Доминго де Силос Галерея внутреннего двора мон-ря Санто-Доминго де Силос В 1036 г. настоятель Гарсия вызвал Д. в Сан-Мильян де ла Коголья и назначил вел. приором мон-ря. Д. приложил большие усилия для строгого соблюдения в мон-ре Устава прп. Венедикта Нурсийского . В распоряжении подвижника оказалось также управление имуществом мон-ря. Через неск. месяцев покровитель Д. скончался, и настоятелем стал друг кор. Гарсии V Санчеса Гомесан, бывш. вел. приор, отстраненный Гарсией в пользу Д. Агиографы писали, что Гомесан ненавидел Д., однако в Житиях упоминается, что настоятель не раз помогал подвижнику, уважая его как строгого поборника монашеской дисциплины и умелого администратора. В 1040 г. кор. Гарсия V Санчес прибыл в Сан-Мильян де ла Коголья и потребовал от настоятеля денег, поскольку королевская казна истощилась. Д. заявил королю, что это требование противоречит церковным канонам и никто не имеет права претендовать на имущество, принадлежащее Церкви. Король возразил, что может не только даровать что-либо Церкви, но и взять дары обратно, поскольку они являются его законной собственностью, передаваемой Церкви во временное пользование. Между королем и Д. разгорелся спор, однако настоятель Гомесан попытался замять конфликт. Д. взял самые ценные предметы и положил в раку с мощами прп. Емилиана. После богослужения, на к-ром присутствовал король, Д. призвал его забрать у святого имущество, к-рое считает своим, если имеет для этого достаточно дерзости. Король счел поступок Д. оскорбительным и потребовал от Гомесана наказать подвижника. Настоятель был вынужден сместить Д. с должности вел. приора и направил его в маленький приорат св. Христофора в Трес-Сельдас, куда за ним последовали нек-рые монахи. Король счел наказание слишком мягким и обвинил подвижника в распространении порочащих слухов. Д. продолжал отстаивать мнение, что церковные учреждения не являются вассалами короля, а их имущество - условной собственностью, предоставляемой монархом на время несения определенной службы. Спор начал переходить в политические обвинения, поэтому настоятель Гомесан благословил Д. покинуть Наварру, назначив его управляющим небольшим монастырским имением близ г. Бургос, в королевстве Кастилия.

http://pravenc.ru/text/178840.html

Bibl. Capit. 35.8 (IX-X вв.); Paris. Nouv. acq. lat. 2171 (1067 г.; из Силоса); León. Bibl. Capit. 2 (1071 г.); Matrit. Acad. Hist. 22 (Aemil. 4) (1073 г.; из Сан-Мильян-де-ла-Коголья). В Псалтири кроме псалмов содержатся певшиеся вместе с ними антифоны и респонсории, в ряде случаев нотированные (полные списки - Matrit. Acad. Hist. Aemil. 64 bis, 64 ter., X в.; из Сан-Мильян-де-ла-Коголья). Из сохранившихся фрагментов Псалтири нотацию для псалмов и антифонов содержит список Hacinas. Arch. municip. 5 (кон. XI в.). Существование в испано-мосарабской традиции отдельного Гимнария не доказано, т. к. гимны, как правило, присоединяются к Псалтири или к Книге библейских песней (Liber canticorum). В сохранившихся полных списках (Matrit. Bibl. Nac. 10.001, IX-X или XII-XIII вв. (из Толедо); Lond. Brit. Lib. Add. 30.851, XI в. (из Силоса)) гимны в отличие от антифонов не нотировались. Антифонарий дает представление о певч. практике соборного богослужения в целом, т. к. содержит не только антифоны, но и все виды песнопений мессы и оффиция (за исключением седмичных). Ему предположительно предшествовал Кантаторий - сборник мелизматических песнопений для солиста, более простые песнопения для хора распределялись по разным видам книг. Орационал (Liber orationum) вместе с молитвами оффиция содержит антифоны (наиболее полный состав - в списке Brit. Lib. Add. 30.852, IX-X вв.), иногда нотированные или размеченные для пения, или только инципиты антифонов и респонсориев (напр., в Веронском Орационале). Liber ordinum (аналог римских Понтификала и Ритуала) также может содержать нотацию (рукописи: Silos. Arch. mon. 4, 1052 г.; 3, 1039 г.; Matrit. Acad. Hist. Aemil. 56, кон. X в.). Списки Liber horarum (аналог рим. монашеского Бревиария; самый полный список - Silos. Arch. mon. 7, XI в.) и Liber misticus (mixtus) (сборник молитв и песнопений на весь год) чаще всего содержат нотацию. В капелле Тела Христова собора в Толедо сохранились неск. рукописных книг для хора, выполненных в кон. XV - нач.

http://pravenc.ru/text/674999.html

В сер. X в. благодаря покровительству короля Памплоны Гарсии Санчеса I активно развивался мон-рь прп. Емилиана (Сан-Мильян-де-ла-Коголья), в соседней Кастилии при участии гр. Фернана Гонсалеса был основан монастырь св. Себастиана (впосл. Санто-Доминго-де-Силос). На территории формировавшегося в X в. королевства Арагон верховным церковным иерархом оставался титулярный епископ Уэски (город до 1096 удерживали арабы, епископская резиденция находилась в Хаке). На землях Арагона существовал ряд крупных мон-рей, в т. ч. Сан-Хуан-де-ла-Пенья и Сан-Педро-де-Сиреса (в сер. IX в. здесь побывал Евлогий Кордовский). Церковь мон-ря Сан-Хуан де ла Пенья. После 1071–1094 гг. Церковь мон-ря Сан-Хуан де ла Пенья. После 1071–1094 гг. В сер.- 2-й пол. XI в. наибольших успехов в Реконкисте добилось Леоно-Кастильское королевство - новое гос. образование, к-рое сложилось при Фернандо I Великом (1035-1065, с 1038 король Леона). В первые годы правления Фернандо I в Кастилии возобновился конфликт с королем Леона из-за земель между реками Сеа и Писуэрга. Спор разрешился в битве при Тамароне в сент. 1037 г. На стороне Фернандо выступил его брат, король Памплоны Гарсия. Армия короля Леона потерпела поражение, а сам кор. Бермудо III погиб. Поскольку наследников у него не было, права на корону предъявила его сестра Санча, жена кор. Фернандо I. Из-за недовольства знати Фернандо был помазан на царство в Леоне спустя почти год, летом 1038 г. В начале правления ему пришлось подавить многочисленные мятежи. После умиротворения Леона у Фернандо I начались конфликты с братом, кор. Гарсией, из-за земель на границе Кастилии и Памплоны (обл. Ла-Риоха). В 1054 г. в сражении при Атапуэрке победу одержал Фернандо I, а Гарсия погиб. Спорные земли достались леоно-кастильскому королю - граница между его королевством и Памплоной проходила теперь по р. Эбро, а новый король Памплоны Санчо Гарсес IV (1054-1076) стал вассалом Фернандо I. Важным результатом политики Фернандо I было приведение к вассальной присяге эмиров крупнейших мусульм.

http://pravenc.ru/text/674995.html

Голгофа. Миниатюра из Беатуса из Сан-Сальвадор-де-Табара. 975 г. (Gerona, Cathedral (Archives). MS 7. Fol. 16v) Голгофа. Миниатюра из Беатуса из Сан-Сальвадор-де-Табара. 975 г. (Gerona, Cathedral (Archives). MS 7. Fol. 16v) В VIII-IX вв. культурная ситуация на Пиренейском п-ове изменилась. С юга И., завоеванной арабами, на христ. север бежали не только отдельные семьи, но и монастырские общины с б-ками. Через Астурийское королевство и Наварру проникало влияние каролингского и ирл. искусства. Христ. скриптории, оставшиеся на территории, завоеванной арабами, попали под воздейстие араб. искусства. Т. о., в Леоне, Кастилии и Ла-Риохе встретились разные группы населения и произошло смешение различных художественных и культурных влияний, что к сер. X в. привело к возникновению такого феномена, как испан. миниатюра. Миниатюра X-XI вв. получила не совсем корректное название «мосарабская», т. к. в строгом смысле этот термин относится к искусству христиан в Андалусии, а область ее сложения и распространения значительно превосходила территорию Арабского халифата. Миниатюра сер. X-XI в. представляет собой синтез неск. традиций, она эклектична и неоднородна. Основные источники ранней испан. миниатюры: позднеантичная научная иллюстрация; иудейская изобразительная традиция, повлиявшая на сложение иллюстративных циклов ветхозаветной части Библии и «Толкования»; миниатюры ирл. и каролингских Четвероевангелий; вестгот. ювелирное искусство, для к-рого характерны яркие контрастные цвета и схематизация формы; а также некоторые сюжеты и орнаменты из раннего араб. искусства. Особенность испан. рукописей - подробные колофоны с указанием года и месяца создания, а также имен писцов и миниатюристов. В 214 рукописях X-XI вв. можно найти 59 имен каллиграфов и художников. Скриптории в X-XI вв. существовали в основном при мон-рях, реже при соборах. На территории Леона главные скриптории находились при Леонском соборе и монастырях Сан-Сальвадор в Табаре (совр. пров. Самора), Санта-Мария-де-Валькавадо (совр. пров. Паленсия) и Сан-Мигель-де-Эскалада (совр. пров. Леон); на территории Кастилии - при мон-рях Сан-Педро и Санто-Томас в Валеранике и Сан-Педро-де-Карденья (совр. пров. Бургос); на территории Ла-Риохи - при монастырях Сан-Мильян-де-ла-Коголья (см. в ст. Емилиан , прп.) и Сан-Мартин-де-Альбельда. Большая часть писцов - местные монахи и клирики, но были и странствующие мастера.

http://pravenc.ru/text/2007791.html

Д. род. ок. 1000 г. в сел. Каньяс, в королевстве Вигера (совр. пров. Ла-Риоха), впосл. входившем в состав королевства Наварра. Отец подвижника Хуан, представитель младшей ветви знатного рода де Лос Мансо, принадлежал к обедневшим дворянам. О матери Д., Тоде, сведений не сохранилось. С 5 лет Д. пас скот, принадлежавший отцу, в возрасте 9 лет был отдан на обучение приходскому священнику, к-рый научил его латыни. Юноша читал Свящ. Писание, Жития святых и творения св. отцов, сборники к-рых имелись у священника. В 26 лет Д. был рукоположен Санчо, еп. Калаорры, резиденция к-рого в то время располагалась в Нахере, во пресвитера для родного селения, после чего продолжал жить в родительском доме. Престарелый священник возложил основные пастырские обязанности на Д., к-рый стал известен как талантливый проповедник. Д. служил приходским священником полтора года. Стремясь к подвижничеству, он решил покинуть дом, чтобы жить отшельником в горах. Понимая, что это вызовет протест родственников и всех жителей селения, Д. бежал из дома, «подобно разбойнику достославному» (Гримальд), взяв с собой только книги. Д. поселился в пещере на склоне хребта Сьерра-де-Сан-Лоренсо, перенося различные тяготы и болезни. Через 3 года подвижник решил стать киновитом и поступил в бенедиктинский мон-рь прп. Емилиана (Сан-Мильян де ла Коголья) (ок. 1030). Агиографы сообщают, что Д. осознал свою неподготовленность к подвигу отшельничества. По мнению Гонсало де Берсео, Д. пришел в монастырь для того, чтобы получить формальный монашеский постриг (de licencia asmó de ferse monje). В мон-ре прп. Емилиана Д. продолжил изучение творений отцов Церкви. Через 2 года настоятель мон-ря Санчо назначил Д. преподавателем обучавшихся при обители отроков (infantium magister). Новый настоятель Гарсия решил восстановить приорат Богородицы в Каньясе и назначил Д. приором (1035). Церковь Богородицы в Каньясе некогда принадлежала мон-рю прп. Емилиана, однако впосл. перешла в юрисдикцию епископа Калаорры и стала приходской. При поддержке кор. Наварры Гарсии V (III) Санчеса (1035-1054) настоятель Гарсия решил вернуть церковь мон-рю. Из послушания настоятелю Д. согласился принять служение приора и вернулся в родное селение. Жители Каньяса и даже родственники Д. приняли его враждебно, однако подвижник простотой обхождения, незлобивостью, благочестием и усердными трудами по восстановлению приората вскоре расположил к себе местных жителей, и они стали помогать ему в деле устроения жизни монашеской общины. При их помощи Д. построил в Каньясе новую церковь, на освящение к-рой из Нахеры прибыл еп. Санчо. Епископу донесли, что Д. нек-рое время жил в одном доме с матерью и сестрой. Еп. Санчо обвинил подвижника в недостойном монаха поведении и покинул Каньяс, отказавшись освящать церковь. В Житиях сообщается, что по пути некое дикое животное, рыча, преградило дорогу епископу. Попытки епископской свиты прогнать зверя не увенчались успехом. Тогда епископ вернулся в Каньяс и извинился перед Д.

http://pravenc.ru/text/178840.html

  001     002