И ничто не говорит о невиновности Веспуччи яснее, чем молчание сына о том злосчастном искажении текста, из-за которого его отец был лишен заслуженной славы и не дал своего имени открытому им Новому Свету: сын Колумба знал, это произошло без ведома и желания Веспуччи. Америго Веспуччи – третий сын нотариуса Чернастазио Веспуччи – родился во Флоренции 9 мая 1451 года, то есть через сто тридцать лет после смерти Данте. Веспуччи происходил из почтенного, хотя и обедневшего семейства и получил обычное для его круга гуманистическое образование, характерное для раннего Возрождения. Он изучал латынь, но не владел ею настолько свободно, чтобы писать по-латыни; его дядя, фра Джорджо Веспуччи, доминиканский монах из Сан-Марко, передает ему некоторые научные познания по математике и астрономии. Ничто не говорит о выдающихся способностях или чрезмерном честолюбии молодого человека. В то время как его братья посещают университет, он довольствуется службой в банке Медичи, возглавляемом Лоренцо Пьеро Медичи (не смешивать с его отцом, Лоренцо Великолепным). Таким образом, во Флоренции Америго Веспуччи не считался выдающимся человеком и тем более крупным ученым. Его письма к друзьям свидетельствуют, что он был занят своими личными делами и скромными интересами. При ведении коммерческих операций в банке Медичи он тоже как будто не выдвинулся, и только случайность приводит его в Испанию. Подобно Вельзерам, Фуггерам и другим немецким и фламандским купцам, Медичи имели свои отделения в Испании и в Лисабоне. Они финансировали экспедиции в новые страны, стараясь получить необходимые сведения и прежде всего вкладывать свои капиталы туда, где они приносят больше всего прибыли. Но вот у хозяев явилось подозрение, что один из служащих их севильской конторы совершил растрату. А поскольку хозяева считают Веспуччи, так же как и все, с кем он имел когда-либо дело, человеком исключительно добросовестным и надежным, то 14 мая 1491 года этого мелкого служащего и посылают в Испанию, где он поступает в филиал фирмы Медичи – торговый дом Хуаното Беральди. И здесь, у Беральди, занятого главным образом снаряжением кораблей, положение Веспуччи также остается скромным. Веспуччи отнюдь не самостоятельный купец с капиталом и собственной клиентурой, хотя он и называет себя в письмах «Mercante florentino» , а всего лишь «фактор» конторы Беральди, который, в свою очередь, подчинен Медичи. Не занимая высокого положения, Веспуччи, однако, приобретает личное доверие и даже дружбу своего начальника. В 1495 году, чувствуя приближение смерти, Беральди назначает в завещании своим душеприказчиком Америго Веспуччи, которому после смерти Беральди и приходится заняться ликвидацией фирмы.

http://azbyka.ru/fiction/amerigo-povest-...

В конце XIII века Италия уже просто-таки кишит личностями; запрет, налагавшийся на индивидуализм, здесь полностью попран; тысячи лиц рознятся выражением до безграничности» (Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. Опыт. М., 1996, с. 122). 43 Полное название автобиографии Б. Челлини – «Жизнь Бенвенуто, сына маэстро Джованни Челлини, флорентинца, написанная им самим во Флоренции» (М.-Л., 1931; перевод М. Лозинского). 44 Челлини, будучи заключен в замке св. Ангела, замыслил покончить жизнь самоубийством; явившийся ему во сне «ангельский образ» удержал его от исполнения этого намерения. См.: Жизнь Бенвенуто Челлини. Указ. изд., с. 382–386 (кн. 1, гл. CXVIII–CXIX). 45 Кватроченто (итал. quattrocento, букв. – четыреста) – принятое в итальянском языке наименование XV в., т.е. 1400-е годы. 46 Отношения Н. В. Гоголя и отца Матвея стали предметом специального исследования Д. С. Мережковского («Гоголь и черт», 1906), на которое, по-видимому, и опирается в данном случае Бердяев. Сам Мережковский считал, что «окончательная формула» о христианстве Гоголя была найдена С. Т. Аксаковым: «Религиозная восторженность убила великого художника и даже сделала его сумасшедшим». «Вопрос о влиянии отца Матфея на Гоголя, – пишет далее Мережковский, – решается большинством критиков с чрезвычайной легкостью: ржевский протоиерей – грубый изувер, которому Гоголь подчинился будто бы вследствие своей душевной болезни, «мистического бреда». Стоит, однако, несколько пристальнее вглядеться в то, что произошло между этими двумя людьми, чтобы не удовлетвориться подобным решением вопроса». Сам он решает этот «вопрос» следующим образом: «В ту минуту, когда Гоголь сидел у печки и смотрел, как буквы тлеющих рукописей рдеют, точно кровью наливаются, в этом страшном кровавом отблеске не предстал ли ему образ о. Матфея?.. Не понял ли он, наконец, кто скрывался под этим образом – образом «ангела света»? Не узнал ли под этою последнею, самою соблазнительною маскою того, с кем боролся всю жизнь оружием смеха? Борьба была окончена, совершилась «Страшная месть»: не-человек победил человека, посмеялся над тем, кто думал над ним посмеяться» (Мережковский Д. С. В тихом омуте. Статьи и исследования разных лет. М., 1991, с. 271, 290:301). 47 Приверженцем «секты» Савонаролы, – рассказывает Джорджо Вазари, – Боттичелли «стал в такой степени, что бросил живопись и, не имея средств к существованию, впал в величайшее разорение. Тем не менее он упорствовал в своих убеждениях и сделался, как их называли тогда, «плаксой», отошел от работы и в конце концов постарел и обеднел настолько, что, если бы о нем не вспомнил, когда еще был жив, Лоренцо деи Медичи,., а за ним и друзья его и многие состоятельные люди, поклонники его таланта, он мог бы умереть с голоду» (Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих эпохи Возрождения. Спб., 1992, с. 173). См. также: Муратов П. П. Образы Италии. М., 1994, с. 125–132: «Судьба Боттичелли»).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Berdya...

В механизмах, которые породили мировое господство неолиберальной экономической мощи, особое место занимает религиозная структура, утверждающая себя в повседневной жизни с беспрецедентной ясностью. Например, стоит задуматься о том, что механизмы создания стоимости финансового сообщества полностью зависят от системы полномочий институтов, которые сами зависят от доверия его участников. Вера в фондовый рынок гораздо важнее реальной экономической стоимости ценных бумаг, которые обмениваются. Важную роль в этом процессе, в определении того, как финансовые сообщества общаются и ведут себя играет кредит. Его особенность не просто приписывают факту верования, но также и происхождением особой веры, оснащенной инновационной эффективностью, определяющей поведение людей в том, как они производят факты. Поэтому крайне важно выработать понимание того, какой именно тип «веры» лежит в основе мирового экономического господства, что позволит нам выявить условия, которые позволили экономической мощи капитала утвердиться в глобальном масштабе. Основы экономической теологии как предмета исследования были заложены Максом Вебером. Влияние религии на становление капитализма Вебер выразил в терминологии «моральной бухгалтерии», осуществляющей методический контроль над протестантской аскетической практикой, делающей процесс «освящения жизни, по сути, обретением характера делового предприятия , успех которого сам по себе является признаком избранности. . Новый импульс в разработке «экономической теологии» связан с выходом в свет книги Джорджо Агамбена «Царство и слава. К теологической генеалогии экономики и управления » К определению экономической власти Агамбена ведет богословская концепция «экономики». Греческое слово oikonoma´, используемое в античности, как обозначение сферы внутренней администрации, исключенной из политики, начало использоваться в богословском смысле отцами-основателями Церкви, во-первых, как экономика спасения, как божественный план спасти мир. Во-вторых, способ, которым Бог проявляется в Троице. Таким образом, в Агамбене возникает «Ойкономия» как стратегический оператор, посредством которого совершенство божественной власти связано с действием Бога в «невидимой руке» (А.Смит), принимающей форму «провиденциальной машины» в смысле господства экономической сферы над остальными сферами общества.

http://ruskline.ru/analitika/2020/02/21/...

Учитывая новую политическую обстановку, султан приступил к консолидации сил для восстановления своего влияния к северу от Дуная. Михай II решил первым нанести удар по Трансильвании: 18 окт. 1599 г. у Шелимбэра он и объединенные войска Габсбургов разбили трансильванское войско, Андраш был убит (3 нояб.). Заняв Алба-Юлию, Михай II провозгласил себя господарем Валашского княжества и Трансильвании. В Трансильвании он, сохранив гос. собрание (диету), подчинил его своим интересам. Михай II ввел валашских бояр в княжеский совет, организовал подчиненную ему военную администрацию, основал православную митрополию в Алба-Юлии ( Neagoe. 1994). В нач. мая 1600 г. Михай II вступил в Молдавское княжество, к-рым на тот момент управлял господарь Иеремия Мовилэ, заключивший вассальный договор с Речью Посполитой, а также уплачивавший дань турецкому султану и крымскому хану. В княжестве было поднято восстание, и Мовилэ бежал, в течение 3 недель княжество полностью перешло под власть Михая II, 27 мая в Яссах он провозгласил себя «господарем Валахии, Трансильвании и всей земли Молдовы» - т. о. впервые в истории румынские гос-ва были объединены под управлением одного господаря. Объединение не устраивало ни соседей, желавших подчинить себе румын. земли, ни местное боярство и нобилитет, чьи привилегии были ущемлены. Осенью 1600 г. против Михая II поднялось трансильванское дворянство, поддержанное имперским ген. Джорджо Бастой. Потерпев поражение у Мирэслэу 18 сент., Михай II отступил к Фэгэрашу. Воспользовавшись моментом, поляки вступили в Молдавское княжество, восстановили на престоле Иеремию Мовилэ и вошли в Валашское княжество, где валашские бояре перешли на их сторону и признали господарем Симеона Мовилэ (1600-1601). Михай II отступил в Вену, надеясь на помощь имп. Рудольфа II. В Трансильванию вернулся Жигмонд Батори, занявший враждебную позицию по отношению к Габсбургам и изгнавший ген. Басту. Получив от имп. Рудольфа II войско наемников и корпус ген. Басты, Михай II вступил в Трансильванию, где преданные ему бояре Бузеску изгнали Симеона Мовилэ и польск. войско. 3 авг. 1601 г. у Гуруслэу (Горосло) Жигмонд Батори был разбит. Не желая нового объединения Михаем II румын. земель, ген. Баста (очевидно, заручившись согласием имп. Рудольфа II) организовал заговор, в результате которого Михай II был убит 9 авг. 1601 г. в лагере недалеко от Турды ( Panaitescu. 1936. P. 237). Его правление имело для румын. гос-в значительные социально-политические последствия, позитивно повлияв на их отношения с Портой в XVII в. Кроме того, фигура Михая II вышла за рамки истории румын. земель: он был одним из руководителей Священной Лиги, сумевшим привлечь к освободительному движению против османского владычества народы Балкан. С его именем связано строительство и устройство посвященного свт. Николаю монастыря Михай-Водэ в Бухаресте (1591, одно из древнейших сохранившихся в городе зданий) (Mihai Viteazul. 1982. P. 81). Валашское княжество в 1-й пол. XVII в., правление Матея Басараба.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Панорамный план Генуи. Фрагмент росписи Галереи географических карт. Худож. Э. Данти (Музеи Ватикана) Панорамный план Генуи. Фрагмент росписи Галереи географических карт. Худож. Э. Данти (Музеи Ватикана) Мощный импульс для развития Г. получила в 1261 г., заключив союзный Нимфейский договор с никейским имп. Михаилом VIII Палеологом. После восстановления Византийской империи Г. обрела права беспошлинной торговли на всей территории империи и свободный допуск в порты Причерноморья. Главным генуэзским форпостом в Византии стала Пера (Галата). Опираясь на соглашения с золотоордынскими правителями Крыма, в нач. 70-х гг. XIII в. Г. основала факторию в Кафе (Феодосия), затем в Тане (Азов) и Трапезунде. После падения владений крестоносцев в Сирии и Палестине (1292) гавани Причерноморья стали основными терминалами торговли Г. с Востоком. Усиливалась роль Г. и генуэзских факторий и во внутрирегиональной торговле Причерноморья и Византии, в частности зерном, вином, рыбой, икрой, солью. В узловых пунктах торговли возникали новые фактории генуэзцев. Они находились под опекой и финансовым контролем созданного в 1313 г. ведомства Officium Gazariae (Газария - Крым и примыкающие к нему территории в низовьях рек Днестр, Днепр и в Зап. Приазовье), с кон. XIV - нач. XV в.- Officium Romaniae. Г. успешно использовала в торговле различные формы кооперирования партнеров, институт комменды, морского товарищества, одной из первых применила наиболее прогрессивные формы кредита, финансового учета, т. н. двойную бухгалтерию. Однако после победы над Пизой Г. пришлось столкнуться с мощной конкуренцией Венецианской республики, стремившейся не допустить установления монополии генуэзской торговли в Вост. Средиземноморье. Войны 1261-1270, 1294-1299, 1351-1355, 1378-1381 гг. способствовали размежеванию сфер влияния: Г. закрепила свое преобладание в Причерноморье (но не вытеснила оттуда венецианцев, опиравшихся на фактории в Тане и Трапезунде), Венеция потеснила соперницу в Сирии и Египте. В 1346 г. флот генуэзских пополанов под командой Симоне Виньозо овладел о-вом Хиос и Нов. Фокеей (ныне Ени-Фоча, Турция), богатейшим месторождением квасцов, необходимых для фиксации красителей сукна. Эксплуатацией и управлением этих территорий руководило частное об-во - маона Хиоса. В 1348-1349 гг. генуэзцы нанесли ощутимое поражение Византии на Босфоре и построили укрепления в Галате, усилив контроль над входом в Чёрное м. В 1352 г. на рейде К-поля произошло крупнейшее морское сражение генуэзцев и венецианцев, после к-рого контроль над визант. коммуникациями стал целиком принадлежать Г. и Венеции. В 1372-1373 гг. Г. выиграла войну с Кипрским королевством и овладела г. Фамагустой, управление к-рым сначала осуществляла маона частных лиц, а с 1464 г.- Банк Сан-Джорджо. Генуэзское семейство Гаттилузи правило о-вом Митилина (Лесбос, 1355-1462), а в 1-й пол. XV в. также Тасосом, Лемносом, Самофракией и Имбросом.

http://pravenc.ru/text/162152.html

В 1396 г. генуэзский дож Антониотто Адорно, желая избежать нового обострения борьбы группировок, передал власть над Г. франц. кор. Карлу VI. От его имени городом управлял франц. губернатор с функциями дожа и титулом «защитник коммуны и народа». Совет старейшин и др. органы власти также сохранили свои функции. Безуспешную попытку централизации системы управления Г. предпринял франц. губернатор маршал Франции Жан Ле Менгр де Бусико II. Народное выступление 1409 г. свергло власть франц. короля, и управление Г. было передано маркизу Монферрата Теодоро II Палеологу (1409-1413). С 1421 по 1435, с 1463 по 1478, с 1488 по 1499 г. Г. находилась под властью герцогов Миланских, в 1458-1461, 1503-1512 гг.- франц. короля. Среди высших администраторов Г. кон. XV в. был католич. прелат архиеп. и кард. Паоло Фрегозо (дож 1462, 1463, 1464, 1483-1488). Базилика Санта-Мария Ассунта ин Кариньяно. Архит. Г. Алесси. XVI в. Фотография. 1960–1970 гг. Базилика Санта-Мария Ассунта ин Кариньяно. Архит. Г. Алесси. XVI в. Фотография. 1960–1970 гг. К XV в. резко вырос гос. долг Г. Ассоциации частных кредиторов гос-ва были объединены в 1407 г. в Банк Сан-Джорджо, ставший вскоре крупнейшим в Европе. В 1453 г. Г. передала банку власть над черноморскими факториями и Корсикой. Падение К-поля в 1453 г., потеря крымских владений Г. в 1475 г. и о-ва Хиос в 1566 г. подорвали позиции республики на Востоке и заставили ее активно развивать судостроение, банковское дело и морскую торговлю в Зап. Средиземноморье и Атлантике, особенно в Испании и Португалии. Так, Х. Колумб , уроженец Г., опираясь на традиции итал. мореплавания и картографии, возглавил экспедицию, открывшую в 1492 г. Америку. Во время Итальянских войн (1494-1559) Г. много раз находилась под властью Франции. В 1522 г. была взята испанцами, а в 1527 г. освобождена флотоводцем Андреа Дориа с помощью французов. Перешедший затем на сторону имп. Карла V Габсбурга Дориа вытеснил французов из Г. и в 1528 г. провел конституционную реформу. Власть напрямую перешла к основным семейным кланам генуэзского патрициата (т.

http://pravenc.ru/text/162152.html

Из многоголосия и многообразия героев, сюжетных поворотов, обрядовых традиций возникает эпическая фреска, богатейшая мозаика, огромный пласт российской истории, российской жизни, русского менталитета, выходящего далеко за рамки временных границ, очерченных местом и временем действия. Конечно же, все три вечера тогда в Ленкоме зал долго аплодировал стоя. «Абрамов, – подчёркивает Лев Додин, – обнаружил существенное, тревожное в главном – что делается с душой человека сегодня. Он взглянул на человека с вечной точки зрения высокой литературы – гуманизма: жизнь делают, создают, губят или сохраняют люди – с домом на земле, с домом в душе, и от того, какие это дома, зависит, каким будет наш общий большой дом». Легендарные «абрамовские» спектакли, где были воплощены главные черты творческого метода Льва Додина – глубина, естественность и правда, стали по праву выдающимися явлениями сценического искусства ХХ века, удостоены многих премий (Государственная премия СССР в 1986 году, премия «Лучший иностранный спектакль года Великобритании» (1991), Итальянская театральная премия «UBU» (1995). Идеальный актёрский ансамбль, блестящая режиссура Льва Додина, простота и ясность художественного оформления Эдуарда Кочергина сделали эту сценическую дилогию близкой и понятной зрителям Европы, США и Японии. Джорджо Стрелер назвал спектакль «Братья и сёстры» одним из величайших спектаклей ХХ века: «Это эстетическое переживание немыслимой высоты. Этот спектакль – пронзительное послание о том, что все люди – братья, о ценности человеческой жизни, о необходимости солидарности людей перед лицом всё новых и новых политических катастроф». Многие годы актёрский ансамбль «Братьев и сестёр» (Татьяна Шестакова, Пётр Семак, Сергей Власов, Сергей Бехтерев и другие), который Питер Брук признал лучшим в мире, покорял сердца зрителей всего земного шара. Ныне настал черёд окрепшего молодого поколения прославленной труппы Льва Додина. Не обошлось и без традиционной экспедиции на родину Фёдора Абрамова – в деревню Веркола: именно там артисты черпали силы и вдохновение для своей новой сценической работы. В марте 2015 года состоялась премьера Второй редакции дилогии «Братья и сёстры» с участием молодых артистов МДТ.

http://ruskline.ru/opp/2023/05/15/40_let...

Герметизм, эксперимент, чудо: три аспекта генезиса науки нового времени (В. П. Визгин) Интеллектуализм и волюнтаризм: религиозно-философский горизонт науки нового времени (В. Н. Катасонов) Антропный принцип: истоки и следствия в европейской научной рациональности (А. Н. Павленко) Наука и религия глазами христианского богослова С. Яки (Л. А. Маркова) Христианская метафизика как фактор становления и прогресса науки нового времени (М. А. Киссель) « Высочайшая бедность. Монашеские правила и форма жизни » — книга выдающегося современного философа Джорджо Агамбена, где он исследует монашеские правила Пахомия, Василия, Бенедикта, Франциска. Главная тема — право и собственность в христианском монашестве, притом оказывается, что монашеская жизнь задает основную проблематику политической жизни Запада. Сборник работ выдающегося мыслителя и психолога Эриха Фромма о гуманизме. Фромм — фрейдомарксист, и именно будучи таковым, изводит гуманизм из библейского наследия. Согласно Фромму, граница пролегает не между верой и неверием, религией и материализмом, а между гуманистической этикой (этикой бытия) и авторитарной этикой (этикой владения). Примеры первой — первохристианство, марксизм Маркса, примеры второй — кальвинизм, сталинизм. В конечном итоге для Фромма образцовым примером гуманистической этики выступают библейские пророки с их посланием свободы, справедливости, направленном против поклонения идолам и богам (то есть во фроммовском понимании — против авторитарной этики). Отсюда самый интересный текст этой книги — «Мейстер Экхарт и Карл Маркс. Об обладании или бытии», где великий христианский мистик и основатель марксизма оказываются на «одной стороне», оказываются представителями одной и той же гуманистической этики. « Русское мировоззрение » — собрание разных текстов выдающегося христианского мыслителя Семена Франка о русской философии. Книга имеет четыре раздела: «Философия и жизнь», куда вошли тексты «Предсмертное. Воспоминания и смысл», «Абсолютное», «Ересь утопизма», «Из письма С. Л. Франка В. Федоровскому», «О невозможности философии», «Два письма Вяч. Иванову», «Письмо Г. П. Федотову»; раздел «Сущность и ведущие мотивы русского мировоззрения» включил в себя тексты «О национализме в философии», «Еще о национализме в философии. Ответ на ответ В. Ф. Эрна», «Религиозно-исторический смысл русской революции», «Большевизм и коммунизм как духовные явления», «Сущность и ведущие мотивы русской философии», «Русское мировоззрение», «Это не “русский взгляд” на мир!»; раздел «XIX век» включает тексты о Пушкине, Гоголе, Тютчеве, Достоевском, Соловьеве, Леонтьеве, Лопатине, Эртеле, Толстом; раздел «Современники» включает тексты о Струве, Мережковском, Философове, Шестове, Бердяеве, Сологубе, Иванове, Блоке и т. п.

http://blog.predanie.ru/article/hristian...

217. Jean-Pierre Dupuy, Petite metaphysique des tsunami, Paris: Seuil 2005, p. 19. 218. В.И. Ленин. ПСС, изд. 5. Т. 44. С. 415–416. 219. Там же. С. 418. 220. Автор отсылает к названию одной из работ Алена Бадью «Скрытая катастрофа: о конце истины государства» (D " un desastre obscur: Sur la fin de la verite d " Etat, 1998). — Прим. ред. 221. Badiou, Alain. De quoi Sarkozy est-is le nom? Paris: Lignes, 2007. p. 153. 222. Peter Sloterdijk, Zorn und Zeit, Frankfurt: Suhrkamp 2006. 223. Человек священный (лат.). Жижек использует это понятие архаического римского права в той интерпретации, которую дает ему Джорджо Агамбен: изгой, лишенный всяких гражданских прав, homo sacer символизирует пространство пассивной «голой жизни», у которой нет собственного политического оправдания. — Прим. ред. 224. Из выступления на конференции «Идея коммунизма». Birckbeck College, London, March 13–15, 2009. 225. Jon Meacham and Evan Thomas,We Are All Socialists Now//Newsweek, Febr. 16, 2009. 226. См.: earth.html. 227. Иммануил Кант, Сочинения: В 8 т. Т. 7. М.: Чоро, 1994, С. 102. 228. Памятный, демонстративный и прогностический знак (лат.) — Прим. перев. 229. Впервые опубликовано как эссе в Critical Inquiry, затем в расширенном виде в форме книги: Susan Buck-Morss, Hegel, Haiti, and Universal History, Pittsburgh: University of Pittsburgh Press, 2009. Приводимые в скобках числа обозначают страницы данного издания. 230. «Звезды и полосы» — государственный гимн США. — Прим. перев. 231. Sadri Khiari, La conmre-rйvolumion coloniale en France. Paris: La fabrique, 2009. p. 11. 232. Стокли Кармайкл (1942–1998) — чернокожий американский правозащитник. — Прим. перев. 233. Карамиты — шиитская секта, оппозиционная халифам дома Аббасидов (750 — 1258 гг.). Исмаилиты («шииты Семерки») — одно из направлений в шиизме, выделившееся в VIII b. в ходе дискуссий о наследовании среди потомков Пророка. — Прим. перев. 234. Хариджиты — раннеисламская секта, члены которой выступали за возрождение чистой исламской общины (уммы). — Прим. перев.

http://predanie.ru/book/220964-razmyshle...

В нач. 1543 г. К. выпустил трактат «Защита истинного и правоверного учения о рабстве и освобождении человеческой воли против клеветы Альберта Пигге Кампензе» (Defensio sanae et orthodoxae doctrinae de servitute et liberatione humani arbitrii adversus calumnias Alberti Pighii Campensis//CO. Vol. 6. Col. 225-404; научное изд.: CODR. Ser. 4. 2008. Vol. 3); это сочинение было ответом на антипротестант. трактат Пигге «О свободной воле человека и божественной благодати» (De libero hominis arbitrio et divina gratia) в 10 книгах, в котором Пигге последовательно критиковал взгляды Лютера и К. (подробнее о дискуссии К. и Пигге см.: Melles. 1973). В «Защите...» К. предложил рассмотрение первых 6 книг сочинения Пигге. В центре внимания находился вопрос о состоянии человеческой воли после грехопадения. Согласно Пигге, она остается свободной и способна выбирать добро; согласно К., сохраняя свободу в смысле самодетерминации или спонтанности (spontaneus), у падшего человека воля вместе с тем находится в рабстве греху, поэтому всегда «добровольно» выбирает зло, пока не будет подвигнута к добру действием спасающей божественной благодати. К. подробно разбирал все аргументы Пигге, следуя ходу его рассуждений и показывая несправедливость упреков Пигге в том, что протестантское учение не согласуется с традицией. По убеждению К., протестантское учение укоренено прежде всего в Свящ. Писании; в отношении традиции К. заявлял, что протестанты с большей точностью следуют взглядам блж. Августина, чем католики, а потому пребывают внутри христ. традиции (подробнее см.: CODR. Ser. 4. 2008. Vol. 3. P. 40-62; Melles. 1973. P. 92-206; Lane. 1998; Helm. 2004. P. 157-183; Pinard. 2009). Поводом к продолжению дискуссии с Пигге стал спор К. о предопределении с Больсеком в 1551 г., после завершения к-рого в 1552 г. К. выпустил специальный трактат «О вечном предопределении Божием» (De aeterna Dei praedestinatione//CO. Vol. 8. Col. 249-366; научное изд.: CODR. Ser. 3. 1998. Vol. 1), в котором предложил ответ на оставшиеся не рассмотренными ранее 4 книги трактата Пигге, а также ответил другим своим оппонентам, выступавшим с критикой учения о предопределении - Больсеку и Джорджо Сикуло. Для придания содержанию трактата большего веса К. издал его с подзаголовком «согласие (consensus) пасторов женевской церкви, изложенное Иоанном Кальвином» (CODR. Ser. 3. Vol. 1. P. 1), тем самым подчеркнув, что выражает не личные взгляды, а единогласное мнение женевской протестант. общины. В предисловии К. предостерегал читателей от спекулятивных размышлений о предопределении, призывая их довольствоваться знанием того, что они избраны, поскольку услышали истинное Евангелие и следуют ему в своей жизни, и не пытаться постичь ограниченным человеческим разумом сокровенные суды Божии (ср.: Greef. 2008. P. 145-146).

http://pravenc.ru/text/1320173.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010