Еще выше, по сторонам окон, представлены 4 сидящих евангелиста со своими символами. На арке перед входом в пресбитерий - медальоны с образами Иисуса Христа, апостолов и мучеников. Иконографическая программа пресбитерия базилики Сан-Витале необычна тем, что помимо традиционного для раннехрист. искусства эсхатологического аспекта здесь особо выделяется тема жертвоприношения и Евхаристии (расположенные друг против друга жертвоприношение Исаака, Авель с агнцем и Мелхиседек с хлебом). Хотя сцену «Встреча Авраама и Мелхиседека» можно видеть уже в рим. базилике Санта-Мария-Маджоре, где она расположена на стене главного нефа рядом с апсидой, евхаристический аспект акцентирован там не столь сильно, поскольку композиция наряду с другими входит в состав ветхозаветного цикла. Эта тема возникает вновь на мозаике нижней части юж. стены апсиды Сант-Аполлинаре-ин-Классе (ок. сер. VII в.): к стоящему за престолом Мелхиседеку подходят Авель, несущий агнца, и Авраам, ведущий Исаака. На симметричной панели на сев. стене представлен имп. Константин IV Погонат с братьями Ираклием и Тиберием, дарующий свиток с привилегиями архиеп. Репарату. Однако большинство мозаик, сохранившихся в апсиде этой базилики, были созданы ок. 549 г. В конхе апсиды изображен в позе оранта сщмч. Аполлинарий, 1-й еп. Равенны; с каждой стороны к нему подходят по 6 агнцев. Над ним в большом медальоне (или мандорле) на синем, с золотыми звездами фоне сияет золотой, украшенный драгоценными камнями крест. В перекрестье его ветвей - образ Иисуса Христа, очевидно послуживший образцом для изображения Спасителя на апсидной арке. Кресту, на к-рый указывает десница в небе, поклоняются 2 ангела, а все пространство между золотой полусферой небес и нижней орнаментальной границей конхи занимает райский сад с цветущими растениями; в верхней его части пребывают 3 агнца. Это символический образ «Преображения Господня», где традиц. образ Иисуса Христа заменяет Крест, а апостолов - 3 агнца, устремившие взгляды вверх, к Кресту. В нижней зоне апсиды, в простенках между окнами, представлены Равеннские епископы Север, Екклесий, Урс и Урсицин.

http://pravenc.ru/text/2033721.html

Руси. В подражание древним киевским храмам в конхе апсиды на золотом фоне помещены образ «Богоматери с Младенцем», ниже - композиция «Евхаристия». На боковых алтарных стенах изображены группы библейских пророков и рус. святителей, на пилонах перед апсидой - 2-частные композиции «Благовещение» и «Сретение». Обширная галерея рус. святых (князья равноап. Владимир Киевский, благоверные Александр Невский, Андрей Боголюбский, Михаил Черниговский, княгини равноап. Ольга, преподобные Евфросиния Полоцкая, Нестор-летописец и Алипий-иконописец) представляет разные формы подвижничества и духовного служения. На своде центрального нефа развернута 3-частная композиция «Единородный Сыне - Слово Божие», основой к-рой стало составленное Ф. И. Буслаевым описание иконы XVI в. На стенах боковых нефов и на хорах расположены сюжеты из жизни Христа, исполненные в манере академических религ. картин художниками П. А. Сведомским («Вход в Иерусалим», «Воскрешение Лазаря», «Распятие Христа», «Преображение Христа»), В. А. Котарбинским («Иисус Христос перед Пилатом», «Тайная Вечеря», «Моление о чаше», «Вознесение Христово»). М. В. Нестеровым на хорах написаны «Рождество Христово», «Воскресение Христово», «Богоявление», а также иконы в приделах. Ряд орнаментов выполнены М. А. Врубелем , А. Мамонтовым, незначительная часть росписей - А. А. Сведомским. Радость праведных о Господе. Преддверие рая. Фрагмент росписи Владимирского собора. 1885 - 1896 гг. Худож. В.М.Васнецов Радость праведных о Господе. Преддверие рая. Фрагмент росписи Владимирского собора. 1885 - 1896 гг. Худож. В.М.Васнецов В программе и художественном стиле росписей В. с. нет строгой приверженности правосл. символике и догматической традиции. Наряду с прямыми заимствованиями из древних визант. памятников (изображение в виме главного алтаря евангелистов в виде агнцев и Креста на фоне звездного неба по образцу мозаики в ц. Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне, сер. VI в. ), в роспись были введены такие элементы как изображение душ праведников, к-рые ангелы несут к райским вратам (в композиции «Преддверие рая» в кольце барабана центрального купола).

http://pravenc.ru/text/159092.html

Павла в Риме, а затем аббатом мон-ря в Салерно. Посетив Италию в 4-й раз, аббат Клюни реформировал мон-рь св. Илии близ Непи и, вероятно, способствовал утверждению в аббатстве Монте-Кассино франк. монастырских обычаев. Св. Одон скончался во время паломничества в Тур, к гробнице св. Мартина, и был похоронен в реформированном им аббатстве Сен-Жюльен. Жизнь св. Майоля подробно освещена в агиографических сказаниях (сохр. не менее 10 сочинений о нем - Iogna-Prat. 1992. P. 87-89). Наибольшую известность среди современников получило сообщение о пленении аббата провансальскими арабами в июле 972 г.: по дороге из Рима в Бургундию во время перехода через Альпы св. Майоль и его спутники были захвачены в плен и содержались в укреплении Ла-Гард-Френе. По просьбе аббата монахи выкупили его за 1 тыс. фунтов серебром. Это событие стало поводом для местных сеньоров окончательно изгнать арабов из Прованса ( Rodulf. Glab. Hist. I 4. 9). Как и св. Одон, аббат Майоль был умелым дипломатом: ему удалось наладить отношения с герм. императором и с местными епископами, в то же время поддерживая тесные контакты с Римскими папами. Св. Майоль укрепил положение Клюни в Бургундии: участники Собора в Ансе (994) запретили кому-либо покушаться на собственность мон-ря, в т. ч. на возникшее рядом с аббатством городское поселение (бург) ( Mansi. T. 19. Col. 99-101). Деятельность св. Майоля способствовала дальнейшему расширению влияния Клюни. По просьбе местных сеньоров аббат реформировал крупнейшие франц. мон-ри Лерен , Мармутье близ Тура (987), Сен-Бенинь в Дижоне (после 989), Сен-Жермен в Осере (ок. 990) и Флавиньи. Как правило, св. Майоль воздерживался от вмешательства в дела Французского королевства, хотя по просьбе Бурхарда I, гр. Вандома, он реформировал аббатство Сен-Мор близ Парижа. Незадолго до кончины св. Майоля кор. Гуго Капет (987-996) обратился к нему с просьбой восстановить дисциплину в аббатстве Сен-Дени. Не менее успешно Майоль действовал за пределами франц. земель. В 962 г. Берта Швабская, кор. Бургундии, и ее дочь имп. Адельгейда (Аделаида) (ок. 931-999), супруга имп. Оттона I , передали клюнийцам мон-рь Пайерн. В 967 г. Клюни получил неск. церквей в Павии, здесь был основан приорат св. Петра (впосл. именовался в честь св. Майоля); мон-рь св. Павла в Риме стал клюнийским приоратом. Весной 971 г. св. Майоль вновь посетил Павию и благодаря содействию имп. Адельгейды реформировал мон-рь Спасителя (Сан-Сальваторе). Затем св. Майоль направился в Равенну и по просьбе имп. Оттона I реформировал крупный мон-рь Сант-Аполлинаре-ин-Классе. В этой обители жил св. Ромуальд , впосл. ставший основоположником движения монастырской реформы в Италии (см. Камальдулы ).

http://pravenc.ru/text/1841530.html

Leuven, 2005. (Ancient and Medieval Philosophy; 35); Бармин А. В. Полемика и схизма: История греко-латинских споров IX-XII веков. М., 2006; Успенский Н. Д. Труды по литургике. М., 2006. Т. 2; Amahacuje еп. Божанствена лumypruja. Београд; 2007. 2 т.; Православное учение о церковных таинствах: Мат-лы V Междунар. богосл. конф. РПЦ, 13-16 нояб. 2007 г. М., 2008. Т. 1 [в печати]. Диак. Михаил Желтов Иконография Символические изображения трапезы верных появились уже в раннехрист. эпоху и встречаются, напр., в росписях катакомб. Однако не всегда возможно с точностью установить, являются ли они изображениями Е. (в т. ч.- Тайной вечери) или к.-л. иных трапез христиан. Одним из самых распространенных раннехрист. символов Е. можно считать рыбу (катакомбы Каллиста, Рим, III в.). ΙΧΘΥΣ (Иисус Христос Сын Божий Спаситель) - акроним (монограмма) имени Иисуса Христа, читающийся как греч. слово со значением «рыба», служит одновременно символом Христа и Его крестной смерти. Изображение рыбы как символа евхаристической Жертвы было распространено не только в раннехрист. эпоху, но и в средневизант. период (напр., рыба на дискосе в центре стола в композиции «Тайная вечеря» Спасо-Преображенского собора Мирожского мон-ря во Пскове, сер. XII в.). Др. символом Е. является хлеб. В росписях катакомб образы хлеба и рыбы часто соседствуют: напр., изображение рыбы, несущей на спине корзину хлеба (фреска катакомб св. Каллиста), и рыбы на столике рядом с хлебом (напр., прорись фрески катакомб; см.: Покровский. С. 358). На Е. указывают изображения: хлеба в потире (мозаика соборной базилики епископского комплекса в Аквилее, IV в.); ветхозаветной манны небесной (фрески рим. катакомб св. Кириака, IV в.); чуда насыщения 5 тыс. человек пятью хлебами, описанного в НЗ (фрески рим. катакомб св. Себастьяна, нач. IV в.; рельефы врат ц. Санта-Сабина, Рим, ок. 430); превращения воды в вино на браке в Кане (фрески рим. катакомб святых Петра и Марцеллина, 2-я пол. III - 1-я пол. IV в.); виноградных лоз и сцены выдавливания в точиле сока из винограда; птиц, клюющих фрукты (мозаика гробницы Юлии, III в., склеп в соборе св. Петра, Рим; саркофаг 3 пастырей, 2-я пол. IV в., Музеи Ватикана; мозаики свода ц. Санта-Констанца, Рим, сер. IV в. или 3-я четв. IV в.). В средневек. период в качестве символа Е. в композиции «Распятие» мог изображаться потир в руках жены, олицетворяющей Екклесию (Церковь), в к-рый изливается кровь и вода из раны Христа (ц. Богородицы Евергетиды в мон-ре Студеница, Сербия, 1208-1209). Встречаются изображения ветхозаветных прообразов Е.- напр., жертв праотцев Авеля, Авраама и Мелхиседека (мозаики вимы ц. Сан-Витале (ок. 547) и апсиды ц. Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне (ок. 549)).

http://pravenc.ru/text/351651.html

В 1059 г. Петр Дамиани посвятил Д. Л. и его братии соч. «О терпении во время преследования нечестивцами» (De patientia in insectatione improborum), в к-ром писал о конфликте Д. Л. с неким судьей из Озимо относительно монастырских владений. Д. Л. был вынужден покинуть пустынь для увещевания судьи. Подвижник был похоронен в своей келье. На следующий день, в воскресенье 22 окт., в пустынь прибыл Петр Дамиани, к-рый велел извлечь тело из могилы и перезахоронить в помещении для собраний капитула. В 1302 г. тело Д. Л. было перенесено в новый храм мон-ря, к-рый вскоре был освящен в честь подвижника. В 1663 г. мощи Д. Л. покоились на боковом алтаре церкви, в окованной железом раке с деревянными позолоченными изображениями. В раке находился деревянный гроб, на крышке к-рого был изображен Д. Л. Мощи Д. Л. были освидетельствованы в 1663, 1705 и 1737 гг. по инициативе епископов Сан-Северино. 1-е освидетельствование было совершено еп. Франческо Сперелли на том основании, что мощи Д. Л. почитались в народе как мощи Доминика , основателя монашеского ордена доминиканцев . В день памяти Доминика, 4 авг., совершалась процессия с мощами Д. Л. Несмотря на разъяснения духовных лиц, Д. Л. продолжали отождествлять с Домиником, о чем в 1694 г. монахи-камальдулы докладывали в Рим. После этого конгрегация обрядов приняла решение перенести мощи Д. Л. в пустынь камальдулов на горе Монте-Конеро близ Анконы. Несмотря на полученное разрешение епископа Сан-Северино, проект не был осуществлен. Д. Л. почитался как покровитель сел. Фронтале, расположенного неподалеку от его мон-ря. В приходской ц. св. Анны хранятся частицы мощей подвижника, а также сакраментарий, якобы подаренный Д. Л. Петром Дамиани. Часть мощей Д. Л. находится в коллегиальной церкви в Апиро. После освидетельствования мощей Д. Л. в 1737 г. Диониджи Пьераугусто, еп. Сан-Северино, передал часть их в базилику Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне. Память Д. Л. под 14 окт. присутствует в дополнениях к Мартирологу Узуарда в издании Иоанна Молана (Жана де Ла Моль; Usuardi Martyrologium. Lovanii, 1586). В Римском Мартирологе Д. Л. упоминается как блаженный под той же датой, однако литургическое празднование в его честь совершается в католич. Церкви 16 окт.

http://pravenc.ru/text/178854.html

Изображение иконы Аполлинарий Равеннийский, сщмч. #4186 Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Изображение иконы Аполлинарий Равеннийский, сщмч. #4186 Эта страничка относится к разделу   Аполлинарий Равеннийский, сщмч. Скачать или распечатать изображение 4186.jpg 568x977, 0.55 MPix, 154 Kb. 4.8x8.3cm @ 300DPI (7.2x12.4cm @ 200DPI) Максимальное качество Произвольное качество Рейтинг изображения: 4 (205) , (0) . в этом году (за прошлые годы с 2009-12-14) Происхождение изображения: Загружено 2009-12-14, анонимно. Описание: [Равенна. VI.] Сщмч. Аполлинарий. Мозаика. Равенна (Сант - Аполлинаре ин Классе). Середина VI в. Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Аполлинарий Равеннийский, сщмч. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/image-4186

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАТ [лат. Datus, Dathus] (II в.), св. (пам. зап. 3 июля), еп. Равеннский. Агнелл (Андрей) Равеннский в «Книге понтификов Равеннских», составленной в нач. IX в., сообщает, что Д. был 8-м епископом Равенны ( Agnellus. Liber Pontificalis Ravennatus. 8). Благочестивый, усердный в молитве и бдениях, Д. проповедовал христ. веру язычникам и многих обратил ко Христу. Погребен в древнем христ. некрополе при базилике св. Проба (впосл. ц. Сант-Аполлинаре ин Классе). В 963 г. его гробница была открыта Петром IV, архиеп. Равеннским, мощи перенесены в базилику Урсиана (кафедральный собор Равенны). Вероятно, это событие послужило началом почитания Д. Никогда не входившие в богослужебную практику литургические чтения в честь ранних архиепископов Равенны (XVI в.) сообщают, что Д. был избран на епископскую кафедру благодаря чудесному знамению: в знак достоинства буд. епископа на него спустился голубь. В чтениях указано, что Д. занимал кафедру 9 лет, при еп. Римском Елевферии (171 или 177-185 или 193) и имп. Коммоде (180-192). Возможно, датировка восходит к древним спискам Равеннских епископов, к-рые использовал Агнелл. Ист.: ActaSS. Iul. T. 1. P. 635; BHL, N 2103; Agnellus. Liber Pontificalis Ravennatus. 8//MGH. Scr. Lang. S. 282-283. Лит.: Lucchesi G. Note agiorafiche sui primi vescovi di Ravenna. Faenza, 1941. P. 97-110. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/171418.html

А. Н.- трехнефная базилика с открытой изнутри балочной кровлей, с повышенным средним нефом, отделенным от более низких боковых нефов аркадами на 24 колоннах греч. мрамора с капителями коринфского ордера, сделанными в кон. V - нач. VI в. мастерскими в окрестностях К-поля. Поклонение волхвов. Мозаика базилики Сант-Аполлинаре Нуово. 60-е гг. VI в. Поклонение волхвов. Мозаика базилики Сант-Аполлинаре Нуово. 60-е гг. VI в. Первоначальное (до 526) мозаичное убранство было изменено при еп. Агнелле (60-е гг. VI в.). От мозаичной росписи, украшавшей весь интерьер А. Н., в наст. время уцелели 3 горизонтальных регистра на боковых стенах центрального нефа. В верхнем регистре представлен самый ранний из известных в церковной декорации развернутый цикл евангельских событий. 26 сюжетов, относящихся к остгот. периоду росписей, расположены по 2 сторонам нефа: на сев.- Чудеса, на юж.- Страсти и Воскресение Христово. Ниже, между нишами окон, изображены 32 фигуры в рост, с нимбами, держащие в руках свитки и кодексы (до 526), в к-рых видят ветхозаветных пророков и новозаветных святых. Над аркадами помещены процессии праведных мужей (на юж. стене 26 фигур) и жен (на сев. стене 22 фигуры), принадлежащие 2-му периоду декорации. Фигуры святых показаны в легком 3-четвертном развороте, подчеркивающем их движение, к-рое направлено с запада на восток. Во главе шествия святых мужей - св. Мартин, еп. Турский, первым предстоящий Иисусу Христу, восседающему на троне в окружении 4 ангелов. На противоположной стене, впереди процессии святых жен, изображены волхвы - святые Валтасар, Мельхиор и Гаспар, предстоящие Богоматери на престоле с Младенцем Христом на руках, также в окружении ангелов. В зап. части нефа сохранились изображения дворца Теодориха и порта Равенны, Классе, к-рые, как и образы Спасителя и Богоматери, сохранились (в неск. измененном виде) с остгот. периода. Первоначально ряд с процессией святых занимали изображения придворных кор. Теодориха и его супруги, возглавлявших свою свиту. Фрагменты его можно видеть, напр., на фоне колоннады дворца, в нише к-рого сохранилась мозаика с предполагаемым изображением кор. Теодориха.

http://pravenc.ru/text/75640.html

Рисунок. См. изображение в оригинале Рисунок. См. изображение в оригинале Золотой фон – обязательный элемент мозаичного убранства, начиная с Арианского баптистерия,– «выталкивает» фигуры изображенных за пределы стенной плоскости и объединяет их с пространством интерьера. Уже здесь возникает эффект «магической идентичности», центральный для всей византийской монументально-декоративной системы. Мученики и мученицы воспринимаются как реально присутствующие в храме за литургией, если же предположение о закладке соименных мощей в стены базилики верно, то это присутствие обретало материальные параметры. Мотив «веризма» (то есть совпадения изображения с реальностью) некогда был усилен зрительно достоверными деталями: в западной части храма, там, где начиналась процессия святых, изображены дворец Теодориха и равеннский порт Порто ди Классе, а шествие снятых возглавлялось самим Теодорихом и его супругой, в арках же дворца были представлены придворные остготского владыки. По мнению Дж. Бовини. именно этот ярус более всего был обновлен при архиепископе Аньело (ок. 556–565 гг.), к этому времени относятся фигуры трех волхвов, которые появились во главе процессии мучениц, перед Богоматерью, и фигуры епископа с приближенными – на противоположной стороне. Во времена Теодориха церемониальное шествие святых включало реальных персонажей: Царь Небесный принимал поклонение вполне конкретного царя земного. Круг замыкался: земная жизнь превращалась в мистерию, а мировое бытие обретало формы космического ритуала. Рисунок. См. изображение в оригинале Несмотря на удаленность от Константинополя, четкость идейной программы Сант Аполлинарио Нуово достигает такой концентрации, что можно говорить о косвенном воздействии на создание ансамбля наиболее актуальных для этого времени идей, запечатленных в корпусе Ареопагитик, приписываемых неизвестному богослову VI столетия 20 . Одновременно происходит то, что можно было бы обозначить как сакрализацию стиля. Изображение намеренно стремится отрешиться от всех конкретных жизненных ассоциаций.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Равенна. Церковь Аполлинария Равеннийского новая. Сант-Аполлинаре Нуово /// Объект не принадлежит Православной Церкви Церковь. Действует.   Престолы: Аполлинария Равеннийского Год постройки:не ранее 493. Адрес: Via Roma, 51, 48020 Ravenna, Равенна, Italy Координаты: 44.41674, 12.20461 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Базилика была основана Теодорихом в 526 г., в то время это была арианская базилика, но после того, как готы осквернили церковь в 561 г., базилику освятили в католической вере. В IX в. храм обрел мощи Святого Аполлинария и стал называться именем святого. Но так как в Равенне уже была церковь, посвященная Святому Аполлинарию в Классе, то этот храм назвали Новым. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=28014

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010