Базилика Сант-Аполлинаре ин Классе. Мозаика алтаря. Ок. 549 г. Базилика Сант-Аполлинаре ин Классе. Мозаика алтаря. Ок. 549 г. К сер. VI в. относятся изображения 4 епископов (Урсицина, Урса, Севера, Экклезия), помещенные в простенках окон апсиды, на крайних из к-рых сохранились композиции 2-й пол. VII в. «Жертвоприношение Авеля, Мелхиседека и Авраама» (справа) и «Передача привилегий Равеннской Церкви имп. Константином IV с братьями аббату Репарату» (слева). На триумфальной арке мозаики IX в.: в верхнем регистре - медальон с изображением Господа Вседержителя в окружении символов евангелистов; ниже - символическое изображение городов Иерусалима и Вифлеема, из врат к-рых выходят 12 агнцев-апостолов; на боковых сторонах - архангелы Михаил и Гавриил с лабарумами в руках (VI в.) и погрудные изображения евангелистов Матфея и Луки (XII в.). Из А. К. происходит коллекция каменных резных саркофагов (погребения епископов VI-VII вв.) т. н. равеннского типа, дающая представление о переходном итало-визант. этапе от античных форм к христ. погребальным сооружениям. Значительная часть их сохраняется в боковых нефах базилики вместе с памятниками ранней эпиграфики. Интерес для истории христ. искусства представляет собрание архитектурных деталей А. К., среди к-рых престол времени архиеп. Максимиана (1-я пол. VI в., реставрация 1753), 8 колонн от первоначальных кивориев и др. Лит.: Mesini G. La basilica di Sant " Apollinare in Classe. Ravenna, 1949; Benini A. La basilica di Sant " Apollinare in Classe. Ravenna, 1950; Mazzotti M. La basilica di Sant " Apollinare in Classe. Vat., 1954; Dinkler E. Das Apsismosaik von S. Apollinare in Classe. Köln; Opladen, 1964; Л. Мозаици равенских базилика//ЗРВИ. 1966. Т. 9. С. 257-293; Demus O. Zu den Apsismosaiken von Sant " Apollinare in Classe//JÖB. 1969. Bd. 18. S. 229 ff.; Лазарев В. Н. История византийской живописи. М., 1986. C. 47, 206 [Библиогр.]. Базилика Сант-Аполлинаре Нуово. До 526 г. [итал. Sant " Apollinare Nuovo] (далее А. Н.), воздвигнута кор. остготов Теодорихом Великим как дворцовая (до 526) и посвящена Спасителю; после утраты арианами Равенны переосвящена в честь св. Мартина Турского . Освящение престола в память сщмч. Аполлинария, еп. Равеннского, состоялось в сер. IX в., после перенесения в А. Н. мощей святого. тогда же базилика получила название «Новая» (Nuovo или In Nuovo), дабы отличить ее от др. городских церквей с тем же посвящением, гл. обр. от А. К., где первоначально покоились мощи священномученика.

http://pravenc.ru/text/75640.html

Уже в ранневизант. период облик В. меняется, вместо лиственного или цветочного все чаще, особенно в композициях увенчания святых и мучеников, он, отличаясь обилием драгоценных украшений, подобен короне (напр., на мозаиках Равенны: Христос-Эммануил держит В. в вытянутой правой руке - в апсиде ц. Сан-Витале; праведные мужи и жены в богатых одеяниях направляются ко Христу, неся В. в покровенных руках,- на боковых стенах главного нефа ц. Сант-Аполлинаре Нуово, 60-е гг. VI в.; Божественная десница протягивает В. из небесной сферы - в апсиде ц. Сант-Аполлинаре ин Классе, ок. 549). Мн. саркофаги ранневизант. времени украшены фигурами апостолов с В. на головах или в руках либо фигурами праведников, к-рые на покровенных руках подносят В. Христу, сидящему на возвышении (напр., в композиции «Traditio legis» на рельефах саркофагов «Ринальдо», V в., Равенна, и из ц. Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне, V в.). В христ. искусстве также претерпел изменение античный мотив крылатой богини Победы (Нике), вручающей В., приняв образ ангела, несущего в., напр. украшения креста на диптихе из слоновой кости VI в., происходящем из Эчмиадзина (Археологический музей, Ереван). В памятниках рус. позднего средневековья В. часто имеет форму зубчатой короны, как, напр., на иконе с изображением 40 Севастийских мучеников, местного образа придела Собор Пресв. Богородицы Благовещенского собора Московского Кремля (90-е гг. XVI в.). На религ. картинах Нового времени В., обычно лавровый или цветочный, иногда наряду с короной присутствует в сценах с изображением коронования мучеников и святых, в сценах мучений (О. Риминальди «Мучение св. Цецилии», нач. 30-х гг. XVII в., Палаццо Питти, Флоренция) или чудотворений. В изобразительном искусстве мотив В. связан с темой Страстей Христовых . В. как символ таинства Брака (см. статьи Брак , Венчание брака ), возлагается в обряде венчания на головы жениха и невесты. В. в форме короны (на Руси - шапки) входит в состав средневек. чинов венчания на царство (см. ст. Царь ).

http://pravenc.ru/text/150241.html

Доступ к колоколам осуществлялся по внутристенным каменным или открытым деревянным и металлическим лестницам. Колокольня Флорентийского собора. 1298–1359 гг. Колокольня Флорентийского собора. 1298–1359 гг. В христианстве практика созыва прихожан на богослужение колокольным звоном появилась не ранее V в. По преданию, у ее истоков стоял свт. Павлин Милостивый, еп. Ноланский. Вероятно, колокола помещались на небольших деревянных звонницах простейшего устройства. Появлению высоких колокольных башен предположительно предшествовало возведение невысоких каменных звонниц на стенах христ. базилик. Наиболее ранними примерами высоких многоярусных К. считаются башни при базиликах VI в. Сант-Аполлинаре ин Классе и Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне. Их башни относятся к IX-X вв. и первоначально использовались как дозорные. Обе К. цилиндрические, стоят отдельно от храмов, имеют сходное архитектурное решение. Гладкие стены прорезаны арочными окнами: одинарными в нижних ярусах, двойными - в средних и тройными - в верхних. Равеннские кампанилы повлияли на формирование типа итал. К. В романский период в Италии строили высокие, как правило отдельно стоящие, К. Чаще они были квадратными в плане. Большинство имели гладкие стены без деления на ярусы, с арочными окнами вверху и плоскими, иногда шатровыми крышами (К. собора Сан-Дзено-Маджоре в Вероне, XI-XII вв.; храма Санта-Мария-Ассунта на о-ве Торчелло, XII в.). Нек-рые были расчленены на неск. ярусов с учащающимися кверху аркадами (К. аббатства в Помпозе, XI в., ц. Сан-Джорджо в Велабро, XI в.). Всемирную известность получила К. в Пизе (1173-1360), т. н. падающая башня. Ее цилиндрический объем имеет 8 ярусов, украшенных аркадами на колонках, придающих башне изящную ажурность. Верхний, более узкий ярус прорезан арками звонов. Иногда К. непосредственно примыкали к собору (базилика Сант-Амброджо в Милане (XI-XII вв.) имеет 2 К. у зап. фасада; в базилике Сант-Аббондио в Комо (XI в.) 2 К. фланкируют алтарную часть). Башня Ла-Хиральда в Севилье.

http://pravenc.ru/text/1841778.html

Церковь Сан-Джованни-Эванджелиста (424-434, клеристорий ок. 600, многократно перестраивалась) имеет ряд греч. черт, в частности граненую апсиду и 2 башни на зап. фасаде (предположительно реконструированные). То же можно сказать и о ц. Сант-Аполлинаре-Нуово (ок. 490 - ок. 505), совмещающей зап. план с граненой апсидой, а также включающую привезенные из К-поля капители ( Krautheimer. 1986. P. 185-187). Церковь Сан-Микеле-ин-Аффричиско (545), полностью перестроенная в светское здание, имела характерное для Сирии разделение нефов арками большого пролета на массивных столбах. Церковь Сант-Аполлинаре-ин-Классе (532-549), наиболее сохранная из равеннских базилик, также имеет полигональную апсиду и даже небольшие пастофории с апсидами на концах боковых нефов. Вост. черты проникали и в архитектуру соседних с Равенной земель. Так, базилика Санта-Мария-делле-Грацие в Градо близ Аквилеи (обл. Фриули-Венеция-Джулия) имеет апсиду, скрытую с востока стеной, что характерно для христ. Востока. При этом стоящая по соседству, прекрасно сохранившаяся базилика Сант-Эуфемия (после 571-580) имеет обычную для И. полуциркульную апсиду. Полигональную апсиду имеет редкая, хорошо сохранившаяся однонефная ц. Сан-Микеле-ин-Ачерволи в Сантарканджело-ди-Романья близ Римини (кон. VI в.). Наиболее выдающейся постройкой Равенны является центрический храм Сан-Витале (525-547), относящийся к наивысшим достижениям архитектуры христ. Римской империи. Развивая традиции, заложенные в ц. Сан-Лоренцо в Милане и храмах Св. Софии (532-537) и Сергия и Вакха (после 527 - до 536) в К-поле, зодчий создал огромное, осененное куполом пространство, окруженное 2-ярусной арочной галереей. Здесь это пространство решено в виде октаконха с 7 идентичными арочными экседрами и углубленной вимой с полуциркульной апсидой. Октаконх вписан в пониженный октагон внешних стен, из к-рого пространственно выделяются вима с граненой апсидой и 2 диагонально примыкающие к ней ротондальные капеллы, а также нартекс с 2 боковыми апсидами и 2 лестничными башнями.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

Равенна. Церковь Аполлинария Равеннийского в Классе. Сант-Аполлинаре ин Классе /// Объект не принадлежит Православной Церкви Церковь. Действует.   Престолы: Аполлинария Равеннийского Год постройки:Между 532 и 549. Адрес: Via Romea Sud, 224, 48124 Classe, Равенна, Italy Координаты: 44.3803, 12.23304 Проезд:Выехать из исторического центра Равенны на юг по Via Classicane прибл. 10 км. На развязке Classe повернуть на север. Проехать прибл. 500 м. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Базилика святого Аполлинария в Классе находится в 5 км к юго-востоку от центра Равенны, в когда-то портовом районе Классе. Базилика была построена в первой половине 6 века (с 535 по 538 года) на средства Юлиана Аргентария по распоряжению архиепископа Урсицина, епископа Равеннского, и была освящена в 549 году архиепископом Максимианом, который за год до этого освятил базилику святого Виталия. Базилика посвящена святому Аполлинарию, первому епископу Равенны. Там же хранятся его мощи. Изначально это была дворцовая церковь Теодориха. Это трёхнефная базилика с приподнятым центральным нефом и апсидой, рядом с которой расположены две капеллы. Фасаду предшествует гармоничный портик, пристроенный в 16 веке. Зрительно разгружает конструкцию фасада огромное трёхстворчатое окно над портиком. Слева от церкви находится колокольня 9 века, высотой 37,5 метров, имеющая цилиндрическую форму (фото). Окна колокольни внизу одностворчатые, выше – двустворчатые и наверху – трехстворчатые. Колокольня соединена с церковью оригинальным проходом. В скупом интерьере церкви взоры посетителей сразу устремляются на апсидную часть, покрытой великолепной разноцветной мозаикой различных эпох, от середины 6 до 9 века. В верхней части триумфальной арки, над конхой, изображен Христос в медальоне. По бокам от Христа в стилизованных облаках показаны символические изображения четырех евангелистов: орла (Иоанн Богослов), ангела (Матфей), крылатого льва (Марк) и крылатого тельца (Лука). Ниже показаны города Иерусалим и Вифлеем, откуда исходят 12 апостолов в образе агнцев. Стены городов выполнены из драгоценного камня. Внутренние части арки украшены изображением пальм, которые в библейской литературе символизируют праведность и мученичество. Под ними находятся фигуры архангелов Михаила и Гавриила и поясное изображение апостола Матфея и неизвестного святого.

http://sobory.ru/article/?object=28013

В иконографии символические изображения Преображения (базилика Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне, VI в.) довольно рано заменяются непосредственной передачей евангельского события. Однако Евангелие дает два описания Преображения. Согласно свв. Марку и Матфею апостолы пали ниц, услышав голос Отца и увидев облако света. Святой Лука же говорит, что они увидели славу Христову, пробудившись ото сна. Последний вариант передан в стенной росписи Токалы (Каппадокия, IX–X вв.), где апостолы изображены сидящими. В комментарии свт. Иоанна Златоуста обе версии часто сливаются вместе 403 : «сон» (по Луке) понимается как оцепенение, произведенное видением. В этом смысле описывает мозаику Преображения в константино­польском храме Святых Апостолов Николай Месарит (XII в.) 404 . Положение апостолов различно. Но с XI столетия св. Петр изображается всегда коленопреклоненным. Он опирается на левую руку и поднимает правую, чтобы защититься от света (или же делает жест, сопровождающий его слова ко Христу). Святой Иоанн (изображается всегда посередине) падает, отвернувшись от света. Святой Иаков (обычно слева) убегает от света или падает на спину. В XIII в.часто встречаются иконы, на которых особенно подчеркивается выразительность поз апостолов: они стремительно падают с высокой горки, потрясенные видением. Этот иконографический тип распространяется в XIV в., когда в ответ на споры о Фаворском свете в иконографии пытались указать на нетварность света Преображения. Это мы видим и на нашей иконе (Россия, XVI в.): св. Петр упал на колени; св. Иоанн распростерт; св. Иаков упал на спину, закрывая глаза рукой, глядя на Христа. Преображение. Мозаика в апсиде базилики Сант-Аполлинаре ин Классе. Равенна. VI в. Преображенный Господь изображен стоящим на вершине горки, беседующим с Моисеем и Илией. Одежда Его ярко-белая. Геометрическая фигура (на нашей иконе это пятиконечная звезда), вписанная в мандорлу, образно передает «облако света», указывающее на трансцендентный Источник божественных энергий. На нашей иконе Моисей (справа) держит в руке книгу; обычно же он изображается со скрижалями Завета. Илия (слева) – длинноволосый старец. Святитель Иоанн Златоуст приводит несколько основных причин, объясняющих присутствие Моисея и Илии при Преображении 405 . К этой же теме обращаются и некоторые литургические тексты.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Евангелие было написано И. Б. в Асии после возвращения с о-ва Патмос. В прологе отмечалось, что евангелист скончался в Эфесе - после молитвы он спустился в выкопанную могилу и велел засыпать его землей; в связи с этим в прологе отмечается, что И. Б. была «столь же чужда смертная скорбь, сколь и плотское повреждение». Неясно, имел ли автор в виду последующее чудесное исчезновение тела И. Б., связанное с его вознесением на небо во плоти, или же нетленность мощей апостола (Das Muratorische Fragment und die Monarchianischen Prologe zu den Evangelien/Hrsg. H. Lietzmann. Bonn, 1902). Орел — символ евангелиста ап. Иоанна Богослова. Мозаика в ц. Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне. 671–677 гг. Орел — символ евангелиста ап. Иоанна Богослова. Мозаика в ц. Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне. 671–677 гг. Блаженный Иероним Стридонский включил рассказ об И. Б., основанный на «Церковной истории» Евсевия Кесарийского, в соч. «О знаменитых мужах» ( Hieron. De vir. illustr. 9). Уделив особое внимание сочинениям И. Б., блж. Иероним поднимал вопрос о существовании пресв. Иоанна, к-рый также был похоронен в Эфесе и к-рому принадлежали 2 послания, известные под именем Иоанна (сообщая о 2 гробницах в Эфесе, блж. Иероним следовал информации свт. Дионисия Великого ). По свидетельству блж. Иеронима, при имп. Домициане И. Б. был сослан на о-в Патмос, где написал Откровение. Возвращение апостола из ссылки блж. Иероним объясняет тем, что Домициан считался дурным императором и после его гибели все его указы были отменены. При имп. Нерве (96-98) И. Б. вернулся в Эфес, основал множество Церквей в Асии и скончался на 68-м году по распятии Христа. Это указание основано на датировке Евсевия - Христос был распят в 32 г., И. Б. скончался в 3-й год правления Траяна, т. е. в 100 г. Среди учеников апостола Иероним называл сщмч. Поликарпа Смирнского (Ibid. 17), сщмч. Иринея Лионского и Папия Иерапольского (Ibid. 18). В русле той же традиции лежит и рассказ блж. Иеронима об обстоятельствах написания Евангелия по настоянию асийских епископов для опровержения лжеучений ( Idem.

http://pravenc.ru/text/469832.html

Культурная жизнь византийского двора была строго упорядочена рамками придворного этикета. Неотъемлемой частью церемониала, не только дворцового, но и религиозного, являлся костюм. Императорский двор устанавливал каноны в одежде. Церемониальная одежда демонстрировала социальный статус владельца и предназначалась, как правило, для определенных торжественных обрядов. Приближенные к императору лица получали при вступлении в должность одежды, подобающие высшим придворным чинам Римской империи, и к ним различные знаки отличия. Церковное богослужение, являясь отголоском пышных придворных церемоний, становилось более торжественным. Епископам оказывались внешние знаки почтения 12 . Государство начинает предоставлять церковным служителям разные привилегии. В Византии было особое отношение к одежде. Императоры часто преподносили ее в качестве дара или награды своим приближенным или иноземным вельможам. Отличительными знаками в облачении духовенства становятся предметы лентообразной формы. У епископа это был омофор 13 , подобный лору 14 высших сановников, в Латинской Церкви названный «паллиум» 15 . В Западной Церкви ношение паллиума имело характер награды, даруемой папой только архиепископам, что и отражают памятники изобразительного искусства. На южной стене центрального нефа базилики Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне (VI в.) над аркадами расположена мозаичная композиция с изображением процессии святых во главе со святителем Мартином, епископом Турским (ил. 4). Епископ изображен в облачении, но без паллиума. Как и на мозаике южной стены капеллы Сан-Виттореин-Чьел-д’Оро в Милане (V в.), миланский епископ Матерн представлен без паллиума (ил. 5). Судя по фрескам и мозаикам доиконоборческого периода, паллиум, как и омофор, имел вид узкой белой ленты, наброшенной на плечи, спускающейся концами спереди и сзади и украшенной крестами. Примером могут служить изображения святого Аполлинария, равеннского епископа 16 , в конхе алтарной апсиды базилики Сант-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне (ок. 549 г.) (ил. 6) и папы Гонория в апсиде церкви Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура в Риме (VII в.) (ил. 7).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

35-49), из к-рых по крайней мере Андрей и Иоанн прежде были учениками Иоанна Крестителя (Ин 1. 35-40). Хотя пребывание со Христом уже пробудило в них веру (Ин 2. 11), после первой встречи с Учителем они еще на нек-рое время возвращаются к своим привычным делам. Следуя описанию призвания А., предложенному евангелистом Лукой, можно предположить, что, продолжая заниматься рыболовством, будущие А., как и проч. ученики, видели чудеса Господа в Галилее, слышали Его проповедь (ср.: Лк 4. 31 - 5. 1). Переломным событием, после к-рого рыбаки превратились в «ловцов человеков» (Мк 1. 17; Лк 5. 10), явился чудесный улов рыбы (Лк 5. 2-12). Пережив мистический «ужас» (Лк 5. 9), они смогли «оставить все» (Лк 5. 11) и последовать за Учителем. Евангелист Лука в этом рассказе говорит о Петре, Иакове и Иоанне (Лк 5. 10), др. синоптики еще указывают и на четвертого - Андрея (ср.: Мф 4. 18-22; Мк 1. 16-20). По сообщению синоптических Евангелий, следующим был призван Матфей в Капернауме (Мф 9. 9; Мк 2. 14; Лк 5. 27), что произошло еще до 2-й Пасхи общественного служения Господа. И наконец, уже после 2-й Пасхи, когда число последователей Христа умножилось и люди, жаждавшие назидания, были «изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря» (Мф 9. 36), из множества учеников (ср.: Лк 6. 13) Господь избрал 12 А. Перед этим событием Он молился Отцу всю ночь (Лк 6. 12). С этого времени и вплоть до заключения Христа под стражу Двенадцать уже не отлучались от Господа, даже когда от Него уходили мн. смутившиеся новым учением (ср.: Ин 6. 66-69). Даяние закона. Рельеф саркофага. V в. (ц. Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне) Даяние закона. Рельеф саркофага. V в. (ц. Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне) Окончательное избрание А. произошло между 2-й и 3-й Пасхами общественного служения Господа, когда устами ап. Петра (Мф 16. 16) была исповедана их общая вера в мессианское достоинство Спасителя. Однако и после этого события Христос продолжал укреплять их веру (Мк 4. 34). В Евангелиях описаны примеры маловерия А.

http://pravenc.ru/text/Апостолы.html

Сщмч. Аполлинарий, еп. Равеннский, в облачении с паллием. Мозаика базилики Сант-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне. Ок. 549 г. Сщмч. Аполлинарий, еп. Равеннский, в облачении с паллием. Мозаика базилики Сант-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне. Ок. 549 г. В античном Риме лат. слово pallium (или palliolum) обозначало покров ( Apul. Metamorph. III 9. 7; Scr. hist. Aug. Aurelian. 5. 3; Amm. Marc. Res gest. XXII 9. 10-11), в т. ч. женский ( Apul. Metamorph. X 31. 1), или одеяло ( Ovid. Amores. I 2. 2), но чаще всего плащ, к-рый считался типично греч. одеждой (греч. μτιον, но также и др. виды верхней одежды) и обычно противопоставлялся римской тоге ( Cicero. Philip. or. V 5. 14; Quint. Inst. orat. XI 3. 143). П. считался также атрибутом философов (Scr. hist. Aug. Marc. Aurel. 2. 6; Epict. Diss. IV 8. 4; см. соч. Тертуллиана «О плаще», рус. перевод: СПб., 2000). В раннехрист. традиции слово использовалось в разных значениях. В Вульгате оно обозначает покров (Исх 36. 18) или верхнюю одежду (Мф 5. 40), а также милоть прор. Илии, к-рую он оставил прор. Елисею (4 Цар 2. 11-14). По этой причине слово pallium использовалось при переводе на лат. язык греч. термина μηλωτ, который относился к монашеской одежде (мантии) (см., напр.: Hieron. Vita Paul. 12; 21-й канон Аврелианского Собора 511 г. (CCSL. 148A. P. 10); основные свидетельства собраны в: Oppenheim Ph. Das Mönchskleid im christlichen Altertum. Freiburg i. Br., 1931. S. 104-119). Кроме того, П. называли облачения для престола ( Vict. Viten. De persecut. Vandal. I 39 (12); Coll. Avel. 187. 6//CSEL. 35/2. P. 645; LP. T. 1. P. 343), а также прототип манипула (pallium linostinum), которым пользовались рим. диаконы (LP. T. 1. P. 171, 225). По отношению к особому облачению папы термин стал систематически употребляться только с VI в., хотя само облачение появилось, вероятно, раньше (церковные предания относят его появление по крайней мере к IV в.: напр., о Римском еп. св. Марке (336) сообщается, что он позволил носить П. субурбикарному епископу Остии - LP. T. 1. P. 202). В раннее средневековье встречаются также синонимы pallium - infula и superhumerale.

http://pravenc.ru/text/2578749.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010