Я не побоюсь так сказать, это не громкие слова. Когда я здесь учился и даже когда я был здесь ректором, произнести такие слова было невозможно, потому что они показались бы абсолютно фантастическими. Церковь жила в изоляции, в гетто; конечно, все мы верили в то, что наступит другое время, но связать наши мечты и надежды с какой-то конкретикой было просто невозможно. Но эти времена наступили, и сегодня мы можем ставить и перед школой, и перед Церковью нашей, перед образованным нашим духовенством совершенно конкретные задачи, без всякого прожектерства, опираясь на реальную интеллектуальную и духовную базу. От качества духовенства — да простят мне слушатели именно это слово, — от их способностей, от их умений, от их профессионализма, но, самое главное, от их духовного состояния зависит во многом будущее нашей Церкви. Санкт-Петербургская академия, насчитывающая уже 300 лет истории и замечательных педагогических традиций, всегда была флагманом православного духовного образования в России. И в XIX веке, и в начале XX века академия являлась не только престижным учебным заведением, но и крупным научно-исследовательским центром. Профессора и студенты Санкт-Петербургских духовных школ вели масштабную переводческую работу. Это и знаменитый Синодальный перевод на русский язык Священного Писания, выполненный в 1876 году, и перевод многих святоотеческих творений, в частности, свт. Иоанна Златоуста, прп. Феодора Студита, прп. Иоанна Дамаскина. Уверен, каждому из здесь присутствующих студентов хорошо известна «Толковая Библия» Лопухина. Однако профессор Санкт-Петербургской академии Александр Павлович Лопухин был известен не только как крупный издатель, редактор авторитетных для своего времени академических изданий «Христианское чтение» и «Церковный вестник», но и как инициатор издания «Православной богословской энциклопедии». Над составлением и написанием статей для этой энциклопедии трудились профессора всех четырех дореволюционных академий, профессора некоторых университетов, видные ученые начала XX века, но при всем том именно Санкт-Петербургская духовная академия являлась тогда своеобразным флагманом в этом столь важном для развития русской богословской науки деле. К сожалению, в дореволюционный период завершить этот проект не удалось. Но, как вы знаете, он был возобновлен и очень хорошо, на мой взгляд, реализуется в настоящее время. В стенах духовных школ Северной столицы трудились многие выдающиеся богословы, церковные историки, литургисты и правоведы. Имена таких профессоров, как Василий Васильевич Болотов, Николай Никанорович Глубоковский, протоиерей Герасим Павский, Николай Васильевич Покровский известны не только в России, но и за ее пределами. Программы обмена студентами из других Поместных Церквей, широкое взаимодействие со светскими университетами, активное развитие научной и издательской деятельности — все это было реальностью академической жизни в ΧΙΧ и особенно в начале XX века.

http://patriarchia.ru/db/text/5927716.ht...

Завершил пленарное заседание проректор по научно-богословской работе Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Константин Костромин, который зачитал тезисы совместного доклада кандидатов богословия, доцентов кафедры церковно-практических дисциплин СПбДА протоиерея Алексия Балакая и священника Александра Миронова на тему «Преподавание церковного права в Санкт-Петербургской духовной академии. История, современное положение, перспективы». Сами авторы не смогли принять участие в конференции в виду экстренно возникших обстоятельств. После пленарного заседания работа конференции продолжилась в рамках двух секций: «Становление церковного права и церковного суда в средневековой России» и «Актуальные проблемы теории и практики церковного права в России». Во время работы первой секции участники конференции подробным образом рассмотрели особенности формирования церковно-правовых отношений в Русской Православной Церкви, начиная с до-московской эпохи и завершая началом XXI века. При этом обсуждение коснулось таких диаметрально противоположных явлений, как присущая древнерусскому суду соборность и феномен «митрополичьей неправды», который порой нарушал не только соборность суда, но и каноны Церкви. Также доклады осветили вопрос возрастных границ «детства» согласно имеющимся древнерусским памятникам канонического права XI-XIII веков и принципы применения церковной епитимии к мирянам. Общие вопросы формирования канонического права авторы докладов проиллюстрировали конкретными примерами: наказанием новгородских еретиков в 1490 году архиепископом Геннадием (Гонзовым), особенностью деятельности архиерейского суда во второй половине XVII века и понимания права на земельную собственность в структуре русской киновии XI века. Также в рамках секции прозвучали сообщения студентов Академии, которые рассказали о деятельности церковного суда Вологодской епархии в 1980-е годы, а также о современном положении дел указанного церковного органа в Пятигорской епархии . Ведущим секции выступил доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры исторических наук Института гуманитарных и прикладных наук Московского государственного лингвистического университета, старший научный сотрудник Института украинской историографии и источниковедения им. М.С. Грушевского Национальной академии наук Украины, председатель Редакционной коллегии научного журнала Санкт-Петербургской духовной академии «Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях» П.И. Гайденко.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5732537...

3 ноября в профессорской гостиной Санкт-Петербургской духовной академии в формате видеоконференции на платформе Zoom состоялась встреча членов комиссии со слушателями курсов, в которой приняли участие насельники Иоанно-Богословского Череменецкого мужского монастыря, Староладожского Успенского девичьего монастыря, Тихвинского Богородичного Успенского женского монастыря, Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря, Введенского мужского монастыря г. Тихвина, Константино-Еленинского женского монастыря, Никольского Киприано-Стороженского скита д. Сторожно. Архимандрит Феофилакт рассказал собравшимся о курсах для монашествующих, об их значении в жизни послушников. Он привел примеры результатов обучения слушателей из других монастырей, разъяснил доступность курсов. Отец Феофилакт дал рекомендации предметам, которые будут изучаться на курсах, а также отметил необходимость чтения дополнительной литературы. По окончании видеоконференции прошла встреча членов комиссии с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием , в ходе которой состоялось обсуждение текущих вопросов по образованию монашествующих, представлены результаты работы комиссии. По итогу совещаний предыдущего дня и предложений викарных и правящих архиереев Санкт-Петербургской митрополии было принято решение изменить форму обучения на курсах с заочной на очную, закрепив за каждым монастырем свой преподавательский состав. В период карантина временно занятия проводить посредством видеоконференций на платформе Zoom. Через год, по окончании карантинных мер, владыка митрополит пригласил членов комиссии приехать повторно, чтобы посетить все учебные площадки митрополии лично, оценить качество получаемых знаний и их усвоение монашествующими. Всего с февраля 2021 года обучение на очных трехгодичных курсах базовой подготовки в области богословия монашествующих на 13 учебных площадках начнут 69 насельников и насельниц монастырей Гатчинской , Санкт-Петербургской и Тихвинской епархий Санкт-Петербургской митрополии.

http://patriarchia.ru/db/text/5715421.ht...

Возблагодарим же Милостивого и человеколюбивого Господа и Владыку жизни нашей! Будем помнить, что наше спасение, вечная радость и блаженство в обителях небесных зависит от нас самих. Если мы очистим свои чувства от скверны и греха, то сподобимся увидеть Носителя Божественного Света. Преподобный Симеон Новый Богослов так раскрывает значение сегодняшнего соучастия в празднике: " Светоносное присутствие Духа показывает на совершившееся в нас Воскресение Господне, еще больше дает нам благодать видеть самого Воскресшего Христа Господа… Итак в тех, в которых явился Христос Воскресший, всеконечно Он и виден бывает духовно, и видится духовными очами. Ибо, когда приходит в нас Христос благодатию Святого Духа, то воскрешает нас из мертвых, какими бываем до того, и животворит, и делает, что мы видим в себе живым Его Самого, бессмертного и нетленного " (Слово 42-е). Приветствую вас, всечестные отцы, насельники и насельницы монастырей, церковные труженики, учащие и учащиеся Санкт-Петербургских Духовных академии и семинарии, Регентского класса и Иконописного отделения и всех вас, верные чада Русской Православной Церкви Санкт-Петербургской епархии, с праздником светлого Христова Воскресения Пасхальным приветствием: Х Р И С Т О С      В О С К Р Е С Е ! Вместе со святителем Григорием Богословом обращаюсь к Вам с призывом: " Уподобимся Христу, ибо и Христос уподобился нам: соделаемся богами ради Него, ибо и Он стал человеком для нас. Он восприял худшее, чтобы дать лучшее; обнищал, чтобы нам обогатиться Его нищетою; принял зрак раба, чтобы нам получить свободу; снизшел, чтобы нам вознестись; был искушен, чтобы нам победить; претерпел бесславие, чтобы нас прославить; умер, чтобы спасти; вознесся, чтобы привлечь к Себе долу лежащих в греховном падении " (Слово 1 на Пасху). Желаю всем насладиться радостью ПАСХАЛЬНОГО ПИРА ВЕРЫ ! МИТРОПОЛИТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ И ЛАДОЖСКИЙ Пасха Христова, 2004 г. Санкт-Петербург. Поделиться В «сей нареченный и святый день» мы все вместе в мыслях и вслух повторяем радостные слова, подтверждающие наше благочестивое ожидание. Удивительные слова: сколько в них торжества, надежды и свидетельства о величайшей победе! Архиепископ Константинопольский Григорий Богослов приглашает нас войти в эту радость: «Христос из мертвых - восстаньте с Ним и вы; Христос во славе Своей, - восходите и вы; Христос из гроба, освобождайтесь от уз греха; отверзаются врата ада, истребляется смерть, отлагается ветхий Адам, совершается новый; аще кто во Христе, новое творение (2 Кор. 5, 17); обновляйтесь» (Слово 45-е на святую Пасху).

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=187...

Высота храма - 37 метров, вместимость тысяча человек. Архитектор проекта - Георгий Васильев. Храм построен в нововизантийском стиле, что делает его уникальным для архитектуры Санкт-Петербурга. Венчает храм бронзовый позолоченный крест, выполненный также согласно византийской традиции и освящённый митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром в 2006 году. Возведение храма началось в 1999 году, но до 2003 года особых успехов достигнуто не было, всё ограничилось забивкой свай. Лишь после того, как непосредственное руководство строительством перешло к настоятелю храма протоиерею Георгию Полякову и старосте храма Дмитрию Лушникову, преподователю Санкт-Петербургской Духовной академии и семинарии, строительство сдвинулось с мёртвой точки. Несмотря на трудности, обусловленные сложностью архитектуры и недостатком финансирования, строительно-монтажные работы уже не останавливались и практически были закончены к концу 2008 года. Первое богослужение в новом храме было проведено в праздник Рождества Христова в 2009 году. В настоящее время продолжаются отделочные, интерьерные работы и благоустройство территории. Росписью храма занимается творческая мастерская художников под руководством Георгия Шереметьева, а выполненные работы уже получили высокую оценку Союза художников Санкт-Петербурга. Славится храм своей звонницей, которая представлена одиннадцатью колоколами, отлитыми по возрождённой древней технологии на заводе Николая Шувалова в г. Тутаеве Ярославской области. Благодаря этому в храме проводятся ежегодные концерты колокольного звона, собирающие лучших звонарей Санкт-Петербурга. Отрадно, что на протяжении всего строительства находились люди, готовые помочь благому делу. Возведению храма Сретения Господня помогали крупные предприниматели, администрация Калининского района и простые петербуржцы. Так появилась специальная акция под названием " Твой кирпич в стене храма " . И сегодня в стенах храма находятся тысячи кирпичей с именами самых разных людей, ставших участниками строительства. Неоценимую помощь строительству оказал Президент РФ Владимир Путин, который прямым своим распоряжением решил вопрос подключения храма к городским электросетям. Информация из храмового буклета Сретенской церкви Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=08927

По завершении заседания Святейший Патриарх Кирилл посетил собор Святой Живоначальной Троицы Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, а затем проследовал на Никольское кладбище монастыря, где совершил литию на могиле своего духовного наставника приснопамятного митрополита Никодима (Ротова). Его Святейшество также совершил литию на месте погребения новопреставленного епископа Царскосельского Маркелла и побеседовал с родственниками почившего. Затем Святейший Владыка посетил могилы архимандрита Елеазара (Иванова), духовника Лавры (1936-2011) и протодиакона Павла Герасимова (1930-2002), а также ряд могил преподавателей Санкт-Петербургских духовных школ. В тот же день Предстоятель Русской Православной Церкви побывал на Большеохтинском кладбище Санкт-Петербурга, где совершил литию на месте погребения своих благочестивых родителей — протоиерея Михаила и Раисы Владимировны Гундяевых. 31 мая 2019 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин великого освящения собора Воскресения Христова — главного храма Воскресенского Новодевичьего женского монастыря Санкт-Петербурга и Божественную литургию в нем. Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Тверской и Кашинский Савва, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии митрополит Сингапурский и Юго-Восточно-Азиатский Сергий, архиепископ Калининградский и Балтийский Серафим, архиепископ Якутский и Ленский Роман, архиепископ Корсунский и Западноевропейский Антоний, епископ Выборгский и Приозерский Игнатий, епископ Туровский и Мозырский Леонид, епископ Кронштадтский Назарий, епископ Сочинский и Туапсинский Герман, епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав, епископ Гатчинский и Лужский Митрофан, ректор Санкт-Петербургской духовной академии епископ Петергофский Серафим, заместитель управляющего делами Московской Патриархии епископ Зеленоградский Савва, а также духовенство Санкт-Петербургской митрополии.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5467411...

Провожая 2006 год и вступая в новое лето - год 2007 от Рождества Христова, - мы с благодарностью вспоминаем все то замечательное, чем посетил нас Господь в ушедшем году и что послужило для нашего утверждения в вере, благочестии и церковном общении. Так, для верных чад нашей Епархии, а также для многочисленных гостей и паломников знаками милости Божией стали пребывание в нашем городе великих христианских святынь. В середине лета в Санкт-Петербурге находилась десница святого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, принесение которой из Черногории было организовано Фондом святого апостола Андрея Первозванного по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, Святейшего Патриарха Сербского Павла и митрополита Черногорского Амфилохия. Тысячи людей смогли почтить святыню своей молитвой и поклонением. В сентябре мы вновь имели возможность прикоснуться к первоначальной христианской древности, когда в Воскресенском Новодевичьем монастыре пребывали частица Честного Животворящего Креста Господня и мощи равноапостольной Марии Магдалины и мучеников Кирика и Иулитты. Безусловно, заметным событием как для Санкт-Петербургской епархии, так и для всего города, стал визит к нам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в конце сентября. Главными деяниями Патриаршего визита стали рукоположение архимандрита Маркелла (Ветрова) во епископа Петергофского, еще одного викария Санкт-Петербургской епархии, а также участие Его Святейшества в праздновании 60-летия возрождения Санкт-Петербургских Духовных школ, освящение академического храма после ремонта и перезахоронение праха Государыни Императрицы Марии Феодоровны в соборе святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Петропавловской крепости рядом с её супругом Государем Императором Александром III. Отрадно сознавать, что нашими совместными трудами в Епархии неуклонно продолжает расти число приходов и монастырей. Восстанавливаются или строятся новые храмы, открываются или возрождаются монастыри. В 2006 году к числу обителей нашей Епархии прибавилась еще одна - Констатино-Еленинский женский монастырь в Выборгском районе Ленинградской области, учрежденный на основе уже действовавшего в течение нескольких лет прихода.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=189...

Справка: Со времени предшествующего заседания Священного Синода Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил следующие епархии Русской Православной Церкви: 15 апреля 2016 года начался визит Предстоятеля Русской Православной Церкви в Санкт-Петербургскую митрополию. В этот день Святейший Владыка побывал на Большеохтинском кладбище, в Александро-Невской лавре, а также в Смольном Воскресенском соборе, где ознакомился с планами по его восстановлению. Кроме того, Святейший Патриарх Кирилл посетил Санкт-Петербургскую духовную академию, где осмотрел исторический корпус учебного заведения с домовым храмом Двенадцати апостолов и совершил утреню с чтением акафиста Пресвятой Богородице в академическом храме во имя святого апостола Иоанна Богослова. По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл прибыл в Иоанновский ставропигиальный женский монастырь на Карповке. 16 апреля 2016 года в историческом здании Святейшего Правительствующего Синода в Санкт-Петербурге состоялось заседание Священного Синода. В этот же день Его Святейшество и члены Священного Синода ознакомились с расположенной в историческом здании Святейшего Правительствующего Синода экспозицией выставки, посвященной Святейшему Правительствующему Синоду и его значению в истории российского общества и государства. 17 апреля 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Тихвинскую епархию. В Свято-Троицком Александро-Свирском мужской монастыре Его Святейшество в сослужении управляющего делами Московской Патриархии митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, митрополита Новгородского и Старорусского Льва, митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия, ректора Санкт-Петербургских духовных школ архиепископа Петергофского Амвросия, председателя Синодального отдела по делам молодежи епископа Выборгского и Приозерского Игнатия, епископа Царскосельского Маркелла, руководителя Административного секретариата Московской Патриархии епископа Солнечногорского Сергия, наместника Свято-Троицкой Александро-Невской лавры епископа Кронштадтского Назария, епископа Тихвинского и Лодейнопольского Мстислава, епископа Гатчинского и Лужского Митрофана, духовенства Санкт-Петербургской митрополии совершил Божественную литургию.

http://pravmir.ru/zhurnalyi-zasedaniya-s...

Справка: Со времени предшествующего заседания Священного Синода Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил следующие епархии Русской Православной Церкви: 26 июня 2016 года — Сыктывкарскую; 26 июня 2016 года — Воркутинскую. 15 апреля 2016 года начался визит Предстоятеля Русской Православной Церкви в Санкт-Петербургскую митрополию. В этот день Святейший Владыка побывал на Большеохтинском кладбище, в Александро-Невской лавре, а также в Смольном Воскресенском соборе, где ознакомился с планами по его восстановлению. Кроме того, Святейший Патриарх Кирилл посетил Санкт-Петербургскую духовную академию, где осмотрел исторический корпус учебного заведения с домовым храмом Двенадцати апостолов и совершил утреню с чтением акафиста Пресвятой Богородице в академическом храме во имя святого апостола Иоанна Богослова. По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл прибыл в Иоанновский ставропигиальный женский монастырь на Карповке. 16 апреля 2016 года в историческом здании Святейшего Правительствующего Синода в Санкт-Петербурге состоялось заседание Священного Синода. В этот же день Его Святейшество и члены Священного Синода ознакомились с расположенной в историческом здании Святейшего Правительствующего Синода экспозицией выставки, посвященной Святейшему Правительствующему Синоду и его значению в истории российского общества и государства. 17 апреля 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Тихвинскую епархию. В Свято-Троицком Александро-Свирском мужской монастыре Его Святейшество в сослужении управляющего делами Московской Патриархии митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, митрополита Новгородского и Старорусского Льва, митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия, ректора Санкт-Петербургских духовных школ архиепископа Петергофского Амвросия, председателя Синодального отдела по делам молодежи епископа Выборгского и Приозерского Игнатия, епископа Царскосельского Маркелла, руководителя Административного секретариата Московской Патриархии епископа Солнечногорского Сергия, наместника Свято-Троицкой Александро-Невской лавры епископа Кронштадтского Назария, епископа Тихвинского и Лодейнопольского Мстислава, епископа Гатчинского и Лужского Митрофана, духовенства Санкт-Петербургской митрополии совершил Божественную литургию.

http://pravoslavie.ru/95414.html

Только благодаря скрупулезной работе в архивах, с сохранившейся старой литературой, предпринимаются попытки воссоздать, представить, как выглядел тот или иной храм, являвшийся частью архитектурного ансамбля и предназначенный не для прихода, соборного присутствия, не для многих, а для отдельной семьи или корпорации. Этот вопрос находит освещение в небольших работах (в качестве примера приведу несколько разделов в книге В. В. Антонова и А. В. Кобак о храмах Санкт-Петербурга и работу Е. П. Ключевской, опубликованную в «Православном собеседнике», периодическом издании Казанской духовной семинарии и посвященную храму во имя великомученицы Александры при Родионовском институте благородных девиц в Казани) . Как показывает рецензируемая книга, облик и образ домового храма оказывал влияние и на другие домовые храмы. В данном случае первый храм-зал Санкт-Петербургской духовной семинарии послужил образцом для храмовых внутренних помещений, как правило, учреждений благотворительного и просветительского характера – малолетнее отделение Сиротского института, Военно-чертежная школа (С. 22–23); а если взять, например, историю домового храма Казанского императорского университета, то она окажется важна для понимания причин появления определенных деталей в других более поздних храмах Казани и Казанской епархии. Так что работа, предпринятая по истории храма Санкт-Петербургской духовной семинарии и академии, являет своего рода образец сочетания архивных и исторических изысканий и обобщений, которые могут стать ориентиром для дальнейших работ в этой области церковной истории и археологии. По сути, истинным альбомом, с крупными цветными иллюстрациями является именно завершающая часть книги, представляющая торжественные страницы современного дня учебного заведения – посвящения в сан, посещения почетных гостей, праздничные службы. Эти красочные моменты повседневности – возрожденная, свободная жизнь в восстановленном храме, весь облик которого является исторически подтвержденным и традиционным – создают тот настрой, который примиряет с прошлым и вселяет веру в будущее.

http://sedmitza.ru/lib/text/4511212/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010