Наконец, 11 мая 1889 г. на подаренном А.У. Джамусовой участке началась постройка столичного подворского храма Благовещения Пресвятой Богородицы в память о спасении при железнодорожной катастрофе 17 октября 1888 г. около станции Борки императора Александра III и царской семьи 227 . Заложил церковь 8 сентября 1889 г. Санкт-Петербургский митрополит Исидор (Никольский) . Пятиглавый двухэтажный храм на 1500 человек в 1889–1890 гг. возвел в московско-ярославском стиле XVII века петербургский епархиальный зодчий Н.Н. Никонов, по проекту которого рядом также был построен жилой флигель для монахов. Смета строительства составила 150 тыс. рублей, главный фасад и вход в храм были устроены с 5-й Рождественской ул. На первом этаже здания в 1890 г. была освящена небольшая церковь в честь чтимой иконы Божией Матери «В скорбех и печалех утешение» с приделом во имя св. Алексия Человека Божия 228 . В этом году чудотворную икону, ставшую как бы целительницей России, снова привезли в страну в сопровождении будущего игумена Свято-Андреевского скита иеромонаха Иосифа (Беляева) для постоянного пребывания в столице Российской империи. С 3 марта 1890 г. образ Божией Матери «В скорбех и печалех утешение» в течение месяца провезли по многим городам России и, наконец, доставили на петербургское подворье скита, где и поместили в храм на первом этаже. Везде к иконе устремлялось огромное количество верующих, происходили новые исцеления. Накануне отправления чудотворной иконы в Санкт-Петербург в Свято-Андреевском скиту был изготовлен и оставлен список с нее. 17 октября 1890 г. на колокольню Благовещенской церкви петербургского подворья были подняты колокола, самый большой из которых весил 73 пуда. 19 января 1891 г. ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии и будущий известный митрополит епископ Выборгский Антоний (Вадковский) освятил в главном храме на втором этаже правый придел во имя св. ап. Андрея Первозванного и вмц. Феклы (перед престолом располагался прекрасный образ «Моление о чаше»). 4 февраля 1892 г. митрополит Исидор освятил левый придел в честь прп. Исидора Пелусиота и св. равноап. Марии Магдалины. Наконец, 22 октября 1892 г. новый Санкт-Петербургский митрополит Палладий (Раев) освятил главный престол Благовещения Пресвятой Богородицы 229 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В состав делегации Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии входили: Архиепископ Турку и Финляндии Юкка ПААРМА — глава делегации; епископ епархии Миккели Войтто ХУОТАРИ; епископ епархии Тампере Матти РЕПО; профессор Богословского факультета Або-Академии Гуннар аф ХЯЛЛСТРОМ; профессор Богословского факультета Хельсинкского университета Яана ХАЛЛАМАА; доцент Богословского факультета Хельсинкского университета, доктор богословия Юри КОМУЛАЙНЕН; пастор Хета ХУРСКАЙНЕН; советник, профессор богословского факультета Або-Академии Антти ЛААТО. Секретариат Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии: руководитель Отдела внешних связей Церковного управления, церковный советник Ристо Кантелл; директор Исследовательского центра, доктор богословия Киммо Кяарияйнен; директор службы по коммуникации и информации Туомо Песонен; секретарь Архиепископа старший пастор Хейкки Яаскеляйнен; специалист Отдела внешних связей Церковного управления, доктор богословия Каисамари Хинтикка; секретарь канцелярии Архиепископа пастор Тимо Росквист. В качестве советников от Русской Православной Церкви в собеседованиях участвовали: председатель Издательского отдела Санкт-Петербургской епархии протоиерей Александр СОРОКИН; преподаватель Санкт-Петербургской духовной семинарии протоиерей Георгий ШМИД; настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» в Санкт-Петербурге протоиерей Вячеслав ХАРИНОВ; сотрудник Миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархии протоиерей Георгий ИОФФЕ; руководитель информационной службы епархиального журнала «Живая вода» Анастасия КОСКЕЛЛО. По приглашению Русской Православной Церкви в собеседовании в качестве наблюдателей от Евангелическо-Лютеранской Церкви Ингрии участвовали: епископ Аарре КУГАППИ; генеральный секретарь синода, кандидат философских наук Александр ПРИЛУЦКИЙ; пастор Олаф ПАНЬЧУ. Переводчиками на собеседовании были Маргарита Кюллестен, Марина Лачинофф, Тарья Леппяахо и Екатерина Власова. В секретариате работали начальник протокола Санкт-Петербургской епархии Иван Николаевич Судоса и сотрудники Санкт-Петербургского филиала ОВЦС МП священник Игорь Катаев и Тамара Донцова, а также секретарь-архивист Отдела внешних церковных связей Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии Минна Вялиахо.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1208350...

Затем Святейший Патриарх посетил храм св. апп. Петра и Павла в Вырице. Этот храм Предстоятель Русской Церкви посещал в детстве вместе со своими родителями. Из Вырицы Святейший Патриарх направился в поселок Сиверский, где посетил церковь св. апп. Петра и Павла. В этом храме богослужения не прекращались и при советской власти. С 1950-х по 1980-е годы в нем служил протоиерей Валериан Дыргинт. С отцом Валерианом был дружен отец Святейшего Патриарха протоиерей Михаил Гундяев, который приезжал сюда с сыном несколько раз в год. Святейший Патриарх Кирилл совершил здесь литию по приснопамятному протоиерею Валериану. Затем Предстоятель Русской Церкви вернулся в Санкт-Петербург. В тот же день Патриарх Кирилл посетил Большеохтинское кладбище и совершил панихиду на могилах родителей — протоиерея Михаила и Раисы Владимировны Гундяевых. Вечером 3 апреля Святейший Патриарх посетил Санкт-Петербургскую православную духовную академию и семинарию (СПбДАиС). Перед входом в здание академии Святейшего Патриарха встречали митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, ректор Санкт-Петербургской духовной академии епископ Гатчинский Амвросий, епископ Петергофский Маркелл, студенты семинарии и воспитанницы действующего при СПбДАиС регентского отделения. После общего благословения всех встречающих Предстоятель Русской Церкви возглавил служение праздничной утрени с чтением акафиста Пресвятой Богородице в академическом храме св. ап. Иоанна Богослова. По окончании богослужения к Святейшему Патриарху обратился ректор СПбДАиС епископ Гатчинский Амвросий, который приветствовал Предстоятеля в его alma mater, подчеркнув, что здесь проходило духовное становление Святейшего Патриарха Кирилла, здесь он получил духовное образование и 10 лет был ректором Санкт-Петербургских духовных школ. Затем с ответным словом к ректору и учащимся обратился Святейший Патриарх. В своей речи Предстоятель коснулся проблемы развития духовного образования и выразил надежду, что «в духовных школах вновь возникнет крепкая монашеская община, поскольку ученое монашество — оплот духовной школы». На память о своем посещении Святейший Патриарх передал в дар СПбДАиС 70 облачений — по 10 комплектов каждого из семи цветов облачений, использующихся в церковных богослужениях.

http://e-vestnik.ru/church/vizit_v_peter...

«Мы верим, что и сегодня она с Вами и будет Вам помогать, Ваше Святейшество, и как мать любвеобильная будет укреплять Вас духовно и поддерживать, что она будет Вашей покровительницей», — сказал протоиерей Виктор Московский. Он преподнес Предстоятелю образ блаженной Ксении Петербургской. Затем Святейший Патриарх проследовал к часовне святой Ксении Петербургской на Смоленском кладбище. У места упокоения блаженной Ксении Предстоятель совершил молебен. За службой молились митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир , ректор Санкт-Петербургских Духовных академии и семинарии епископ Гатчинский Амвросий , епископ Смоленский и Вяземский Феофилакт , епископ Петергофский Маркелл . Также Святейший Патриарх совершил литию по своим родственникам, покоящимся на Смоленском кладбище. Далее Святейший Патриарх Кирилл направился в храм Успения Пресвятой Богородицы на Николаевской набережной, являющийся подворьем Оптиной пустыни в Санкт-Петербурге. В настоящее время в церкви ведутся обширные реставрационные работы. До революции храм являлся подворьем Киево-Печерской лавры , он был освящен митрополитом Киевским Иоанникием в 1897 году и затем служил местом пребывания митрополитов Киевских в Санкт-Петербурге. Храм был закрыт в 1935 году, а в 1965 году в нем был устроен искусственный каток. Восстановление храма, в котором было фактически уничтожено все внутренне убранство, началось в 1991 году. В настоящее время в храме ведутся восстановительные работы, проводящиеся бригадами Российской академии художеств. По словам Его Святейшества, этот храм также имеет для него особое значение — здесь пела на левом клиросе его мать, в этом храме она встретилась со своим будущем супругом Михаилом Гундяевым. Следующим местом посещения стал Князь-Владимирский собор. Святейшего Патриарха Кирилла приветствовал настоятель храма протоиерей Владимир Сорокин, рассказавший Его Святейшеству о том, чем занимается в настоящее время община храма и какие трудности возникают в связи с необходимостью строительства воскресной школы. Настоятель храма продемонстрировал Святейшему Патриарху электронный каталог священнослужителей Санкт-Петербурга, репрессированных и пострадавших за веру, а также погибших во время блокады Ленинграда. Затем Предстоятель посетил храмовую крестильню, где он был крещен в 1946 году.

http://patriarchia.ru/db/text/605603.htm...

" Современная медицина: проблема смены нравственности парадигм " . 16.50-17.10 8. Г. Л. Микиртичан. Заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин и биомедицинской этики СПб ГПМА, профессор, доктор медицинских наук (Санкт-Петербург). " Мнение врачей на проблемы биоэтики в зависимости от религиозных взглядов " . 17.10-17.30  Обсуждение докладов. 18.00-19.00  Ужин в Санкт-Петербургских Духовных Академии и Семинарии (по приглашениям). 19.00    Праздничный концерт в честь открытия II Международной духовно- медицинской конференции " Церковь и медицина " . Актовый зал Санкт-Петербургских Духовных Академии и Семинарии 15 июня (среда) 4 ЗАСЕДАНИЕ   9.00-11.30 Вопросы организации охраны здоровья Российских граждан в свете социальной доктрины РПЦ в области медицины. Вопросы взаимодействия Русской Православной Церкви и государства. Председатель: Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий. Сопредседатель: протоиерей Александр Степанов. 9.00-9.30 1. В.З. Кучеренко. Член-корреспондент Российской Академии Медицинских Наук, профессор, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой социальной медицины, организации и экономики здравоохранения Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова (Москва). " Современное состояние Российского здравоохранения и перспективы его реформирования " . 9.30-10.00 2. А. Е. Черкасова. Заведующая медицинским сектором Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата, ассистент кафедры общественного здоровья и здравоохранения с курсом экономики Московской Академии им. И. М. Сеченова, доктор медицинских наук (Москва). " Церковно-государственные отношения в сфере здравоохранения: прошлое, настоящее и перспективы развития " . 10.00-10.30 3. Иеромонах Серафим (Кравченко). Ответственный секретарь Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата (Москва). " Современное состояние социального служения и благотворительной деятельности Русской Православной Церкви " . 10.30-11.00 4. Протоиерей Сергий Филимонов.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=188...

Видео доклада «Правовое обоснование возвращения внутреннего убранства усыпальниц (на примере храмов Александро-Невской лавры)» Бохонский Дмитрий Олегович — помощник ректора Санкт-Петербургской духовной академии по реставрации, начальник научного отдела ООО «СтройПроект», один из авторов концепции развития комплекса зданий Санкт-Петербургской духовной академии. Докладчик подчеркнул, что возрождение храмов Александро-Невской лавры подняло целый ряд вопросов в сфере сохранения и реставрации захоронений, скрытых при использовании церковных зданий под различные нужды в советский период. Особо в докладе было отмечено восстановление захоронения Т. В. Барсова. Видео доклада «Несколько замечаний к проблеме эстетики церковного суда (домонгольская Русь)» Гайденко Павел Иванович — доктор исторических наук, профессор кафедры исторических наук и архивоведения Московского государственного лингвистического университета, председатель редакционного совета журнала Санкт-Петербургской духовной академии «Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях», действительный член Барсовского общества. Докладчик затронул тему, связанную с проблематикой церковного суда, представив оригинальное видение наименее изученных и разработанных вопросов об эстетике и символике церковного суда в домонгольской Руси. Видео доклада «Церковноправовая наука и культура научного творчества в России» Дорская Александра Андреевна — доктор юридических наук, заместитель директора по научной работе, заведующий кафедрой общетеоретических правовых дисциплин Северо-Западного филиала Российского государственного университета правосудия (г. Санкт-Петербург), действительный член Барсовского общества. Доклад представлен в виде десяти программных тезисов, в которых полно и ясно изложены ориентиры церковно-правовой науки и отмечены особенности научного творчества в России.  После перерыва работа конференции продолжилась в формате панельной дискуссии, проводившейся параллельно по двум темам. Д. В. Волужков выступил модератором по теме «Право и церковь в зеркале нормативности» , начав обсуждение с обозначения актуальности вопросов, рассматриваемых в рамках панельной дискуссии и передав слово первому выступающему.

http://bogoslov.ru/event/6175946

28 мая 1908 года после успешной защиты диссертации на тему «Афанасий, архиепископ Холмогорский. Его жизнь и труды в связи с историей Холмогорской епархии за первые двадцать лет её существования и вообще Русской Церкви в конце XVII века» он был утвержден в степени магистра богословия. Сама диссертация вышла в 1908 году в Санкт-Петербурге отдельным изданием. В том же году работа молодого ученого была удостоена Макарьевской премии. Отзыв на соискание премии дал профессор, академик Академии Наук Н.К. Никольский. С 1901 по 1903 год - помощник инспектора Санкт-Петербургской духовной семинарии, с 1903 по 1913 год - преподает в Санкт-Петербургской духовной семинарии сравнительное богословие и историю и обличение русского раскола. Одновременно он являлся библиотекарем фундаментальной семинарской библиотеки. За свои труды в области духовного образования В.М. Верюжский был награжден орденом святой Анны III степени. 13 октября 1909 года он принимает сан священника и становится иереем церкви Воскресения Христова на Екатерининском канале Петербурга («Спаса на крови»). Несмотря на сложную пастырскую деятельность и дополнительную загруженность, молодой иерей не оставляет научной и педагогической работы. В 1913-1918 годы занимал кафедру истории славянских Церквей в Санкт-Петербургской духовной академии. В 1913 году он становится доцентом этой кафедры. В 1915 г. удостаивается звания экстраординарного профессора. Высокому научному и преподавательскому уровню профессора способствовало знание им греческого, латинского, французского и немецкого языков. Особым событием в научной деятельности профессора-протоиерея Верюжского стало его участие в работе Комиссии по научному изданию славянской Библии (Библейской Комиссии) при Петроградской духовной академии в 1915 - 1918 годах. 29 апреля 1916 года он возведен в сан протоиерея. В 1920-1923 гг. является профессором в Богословском институте Петрограда по кафедре Истории славянских Церквей. Он также работал старшим архивистом в Главархиве. В 1923 году протоиерей Василий Верюжский отказался перейти в обновленчество. За «нежелание быть в единение с Петроградским ЕУ» он был в июне 1923 года указом обновленческого епископа Лужского Артемия (Ильинского) уволен с должности священника Воскресенского собора. В том же 1923 году за «распространение контрреволюционных листовок» он был приговорен к одному году заключения. После недолгого ареста, а также возвращения Воскресенского собора в ведение Православной Церкви и присвоении ему статуса кафедрального, протоиерей Верюжский с 9 августа 1923 года становится его настоятелем.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veryuz...

По сравнению с этой новой инициативой, общегородской праздник на площади Александра Невского 12 сентября, в день памяти святого благоверного великого князя, воспринимается как уже устоявшаяся многолетняя традиция. В этом году праздник 12 сентября дал старт последнему подготовительному году перед празднованием 300-летия святой Невской обители. В связи с этим, в августе нашей епархии были переданы митрополичий сад, два здания в Лаврском переулке, бывшее здание бань Александро-Невской лавры, территория " делового двора " между Исидоровской церковью и бывшим зданием Санкт-Петербургской Духовной Академии. В Лавре открыт пресс-центр, где можно получить исчерпывающую информацию о подготовке к юбилею. Желаю владыке Назарию как можно более успешно воспользоваться поводом, когда к Лавре приковано самое широкое внимание, и как можно полнее совершить дело обновления обители. В уходящем году имели место и другие юбилеи, связанные с храмами нашей епархии. 100-летие со дня освящения отметил Феодоровский Государев собор в Царском Селе, а Благовещенский храм на Васильевском острове - 250-летие. Празднования прошли архиерейским чином, на должном уровне, с участием большого числа гостей. А Санкт-Петербургской епархии, учрежденной в 1742 году, исполнилось 275 лет. Торжества по этому случаю состоялись в сентябре в Николо-Богоявленском морском соборе. Прошедшие юбилеи - это, конечно, лишь мимолетные поводы привлечь внимание к тому или иному храму или историческому событию. Церковная же практика складывается из ежедневных трудов, забот, общения и взаимодействия. И здесь, конечно, наша проповедь, наши новые инициативы приносят добрые плоды. Об этом мы услышим сообщения руководителей епархиальных отделов и комиссий. Хочу лишь с радостью отметить, что просвещением, социальным служением, взаимодействием с различными силами нашего общества занимаются не только соответствующие епархиальные структуры и отделы, но и, в меру своих сил и возможностей, отдельные приходы и монастыри в лице настоятелей рядовых священнослужителей и, что не менее важно, мирян.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=253...

По словам Мартина Дадли, его знакомство с православием началось много лет назад в Бирмингеме. " Я тогда еще не был священником, но интересовался различными христианскими традициями и решил посетить греческий православный храм. Меня тогда ждало разочарование. Богослужение совершалось только на греческом языке, священник вообще не говорил по-английски, а прихожане всем видом показывали, что не рады, что в их общину зашел англичанин. Я понял, что они в первую очередь - киприоты, во вторую очередь - греки, в третью - православные и лишь в четвертую - христиане " . Позже Мартин решил посетить сербский приход, там его встретили намного теплее, и неприятный осадок от опыта общения с греками стал пропадать. Тем не менее, православие казалось ему далеким экзотическим греко-славянским вариантом христианства. Важным этапом стало для Мартина знакомство с трудами митрополита Антония Сурожского, а также осознание, что этот замечательный человек живет не где-то далеко, а здесь, в Англии. " Он живет, как англичанин, но при этом остается русским православным митрополитом " , - думал он. Но сама идея стать православным возникла у отца Мартина во время его посещения Санкт-Петербурга в 2003 году. В то время в Санкт-Петербургской духовной академии преподавали английский язык англиканский священник Клайв Мортон и его супруга Патриша. Они организовывали визиты групп из Лондонской епархии в Санкт-Петербург, поскольку тоже хорошо относились и к России, и к Православной Церкви и хотели, чтобы как можно больше англичан, особенно англиканских клириков, познакомились с православием вживую. Группы приезжали ежегодно и останавливались в общежитии духовной академии. В 2003 году отец Мартин приехал вместе с такой группой. " Санкт-Петербург мне очень понравился, он не был таким уж восточно-экзотическим, как Москва, но при этом этот город явно принадлежал к православной культуре, несмотря на обилие храмов разных конфессий и западноевропейское влияние, - вспоминает он. - Я тогда подумал, что православие, оказывается, может быть совсем не чуждо западной европейской культуре.

http://mitropolia.spb.ru/docs/anglikansk...

12 сентября 1831 года определением Святейшего Синода он был назначен епископом Ревельским, викарием Санкт-Петербургской епархии. Хиротония состоялась 20 сентября 1831 года в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Одновременно новому епископу было передано и управление Троице-Сергиевой пустынью (близ Санкт-Петербурга). Обязанности его значительно расширились и усложнились, поэтому епископу Смарагду пришлось отказаться от преподавания в академии, а также и от управления Пинским монастырем. В 1832 году епископ Смарагд был избран действительным членом Санкт-Петербургской духовной академии. Киевская академия сохранила о своём бывшем ректоре добрую память, и в 1835 году епископ Смарагд был избран почётным членом её конференции. Не имея возможности заниматься научно-литературной деятельностью, преосвященный Смарагд никогда не относился к науке с пренебрежением. Напротив, он заботился об образовании духовенства и везде привлекал просвещённых духовных лиц. В первые годы епископского служения всё шло благополучно, хотя на долю викария выпадала лишь исполнительная роль при митрополите Серафиме (Глаголевском; † 1843), однако он за это время завоевал репутацию рассудительного и доброго человека. Но такая спокойная жизнь продолжалась недолго. В 1833 году было решено восстановить Полоцкую православную епархию, которая насильственно была отторгнута при образовании в 1596 году унии. Епархия была открыта 30 апреля 1833 года. Архипастырем для новой епархии был определён епископ Смарагд (14 мая 1833 года), соединяющий в себе отличное образование и достаточный опыт в административных делах. На епископа Смарагда была возложена тяжёлая, ответственная и почётная обязанность. Полоцкая паства находилась под влиянием униатов и католиков, поэтому задача епископа сводилась к тому, чтобы отторгнуть униатов, объединить её и восстановить Православие в епархии. Новый архипастырь сразу же отнёсся с чрезвычайным вниманием к своей трудной миссии. Ещё находясь в Санкт-Петербурге, он начал улаживать необходимые дела по своей епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010