Протоиерей Кирилл Копейкин — о физике без ответа и самом большом чуде Когда Дон Кихот и Санчо Панса обсуждают замысел романа Сервантеса… 30 января, 2014 Когда Дон Кихот и Санчо Панса обсуждают замысел романа Сервантеса… Как соотносятся наука и Библейское Откровение? Есть ли место для чуда в научной картине мира? Как жить по-христиански в мире современных материалистических стереотипов? На эти и другие вопросы отвечает кандидат богословия и кандидат физико-математических наук, директор Научно-богословского центра междисциплинарных исследований Санкт-Петербургского государственного университета, доцент кафедры богословия Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии протоиерей Кирилл Копейкин. Познать Истину — Отец Кирилл, у Вас был долгий и непростой путь к Православию. И сейчас Вы не только служите в церкви, но и преподаёте в Духовных школах, и имеете степень кандидата физико-математических наук. Расскажите, пожалуйста, немного о себе и о том, чем Вы сейчас занимаетесь. — Я в детстве был воспитан в семье… можно сказать, агностиков. Но я был крещён во младенчестве, бабушка была верующая, она меня водила в храм в раннем детстве. А потом я в церкви не бывал. И я воспитывался в убеждении, что самое главное — познать Истину. А поскольку я рос в материалистической среде, то для меня «познать Истину» означало познать, как всё устроено. Поэтому я решил, что надо заниматься физикой, что я через физику эту Истину я познаю. После восьмого класса я пошёл в физико-математическую школу, а закончив её, поступил на физический факультет Санкт-Петербургского университета. Потом поступил в аспирантуру, защитил диссертацию. Но ещё во время учёбы на факультете мне стало понятно, что есть вопросы, на которые физика не способна дать ответы. В первую очередь, это вопрос о душе и вопрос о том, почему душа болит и почему мы не можем найти счастья и покоя в этом мире. И в поисках ответа на этот вопрос я пришёл к вере. Причём у меня было такое ощущение, что я возвращаюсь в утраченный рай, вспоминаю детские впечатления, которые глубоко-глубоко хранились, но находились за пределами моего сознания. Они как-то снова всплыли… Запах храма, потрескивание свечей… И я поступил в семинарию, закончил её, стал священником.

http://pravmir.ru/samoe-bolshoe-chudo-et...

Состоялось ежегодное собрание духовенства Санкт-Петербургской епархии декабря 2016 Ежегодное собрание духовенства состоялось 14 декабря в Синем зале епархиального управления . Его открыл митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий . В докладе владыки было уделено внимание общецерковным и епархиальным событиям, планам на будущее. Правящий архиерей привел статистические данные по епархии, осветил вопросы пастырского служения, дал духовные наставления, поблагодарил участников собрания за труды, которые они понесли в 2016 году. В выступлении ректора СПбДА архиепископа Петергофского Амвросия были приведены цифры и факты по духовной академии. На очном отделении сейчас 385 студентов, на заочном - 519. В этом году академия прошла госаккредитацию. В советское время такой возможности не было. Сейчас на государственном уровне признано, что образование в духовном вузе не хуже, что и в светских учебных заведениях. У выпускников появилось право поступления в магистратуру других вузов, устранена проблема приема иностранных студентов. После передачи академии ее исторического здания на Обводном канале ведется ремонт крыши и перекрытий, весной начнутся восстановительные работы. Как председатель епархиального ОРОиК , владыка Амвросий отметил небольшой рост показателя выбора родителями школьников для изучения курса ОПК, указал на необходимость развивать на уровне благочиний взаимодействие с районными отделами образования. Он поблагодарил методистов благочиний, в основном, работающих на общественных началах. Владыка назвал важными событиями этапы Рождественских чтений, которые в этом году проведены почти во всех благочиниях совместно с районными властями. Актуальным остается вопрос качества преподавания вероучительных дисциплин в приходских воскресных школах, более того - не на всех приходах есть такие школы. Епископ Кронштадтский Назарий отчитался по трем направлениям своей работы: как благочинный монастырей , председатель богослужебной комиссии и церковного суда. Он отметил, что существенных изменений в численности насельников монастырей нет.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

- Повлияло ли как-то появление светских учёных в духовной академии на методику и организацию учебного процесса? Как осуществляется синтез в преподавании между светскими и церковными преподавателями? - Что касается преподавания церковно-исторических дисциплин в Санкт-Петербургской духовной академии, то за последние несколько лет в организации преподавания этих дисциплин произошли существенные перемены. Традиционные общие курсы церковно-исторических дисциплин, такие как история Древней Церкви, византология, история западных исповеданий, история Русской Православной Церкви по-прежнему читаются нашими кадровыми преподавателями, которые имеют богословское образование и которые имеют многолетний опыт преподавания в духовных школах. Это обстоятельство принципиально важно, потому что эти предметы формируют церковное мировоззрение студентов. Что же касается таких предметов как история Древнего мира, история Средних веков, Новая и Новейшая история, история России, многочисленные вспомогательные исторические дисциплины, спецкурсы и спецсеминары, число которых по мере интеграции духовных школ в систему современного высшего образования все более возрастает, то на их преподавание приглашаются преподаватели из числа наиболее авторитетных светских ученых Санкт-Петербурга. В настоящее время на кафедре церковно-исторических дисциплин преподают 10 докторов исторических и филологических наук и 3 кандидата исторических наук из Санкт-Петербургского государственного университета и нескольких научно-исследовательских институтов Российской Академии Наук. Так, например, общие лекционные курсы по истории древнего мира и по истории древнерусской литературы читают соответственно профессор, доктор исторических наук А.Б. Егоров и профессор, доктор филологических наук Г.М. Прохоров, такие вспомогательные исторические дисциплины как историография русской церковной истории, агиография, греческая и латинская палеография, славяно-русская палеография читают соответственно профессор, доктор исторических наук С.Л. Фирсов, ведущие научные сотрудники институтов РАН, доктор филологических наук М.В. Рождественская, доктор исторических наук Л.А. Герд, доктор исторических наук Е.К. Пиотровская, спецкурсы " Художественная литература как исторический источник " и " История приходского духовенства в России " читают соответственно профессора, доктора филологических наук П.Е. Бухаркин и А.Н. Розов, спецкурс " Протестантизм и государственность в США " читает старший научный сотрудник, кандидат исторических наук С.А. Исаев, спецкурс " История Русской Православной Церкви за границей " читает ведущий научный сотрудник, доктор исторических наук М.В. Шкаровский.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

В то же время, как заметил референт петербургского филиала ОВЦС МП, священник Владимир Хулап, инициатива участия Церкви в общественной жизни сегодня исходит не столько от Церкви, сколько от самих светских организаций: " Мы постоянно завалены приглашениями на различные светские мероприятия, и до 90 процентов из них мы оставляем без ответа, так как у нас нет такого количества людей, чтобы их всюду посылать " . Выраженное столкновение взглядов было заметно лишь при обсуждении участия Церкви в системе государственного образования. В частности, возможного введения курса " Основ православной культуры " в российских школах. " Мы считаем, что навязывание - именно навязывание в форме откровенной пропаганды - людям догм сегодня отравляет общественный климат, а не создает условие для духовности " , - заявила председатель петербургского регионального отделения политической партии " Гражданская Сила " Светлана Забеляева. " Я негативно отношусь к попытке проникновения Церкви в систему государственного образования. Вместо преодоления духовного кризиса введение нового предмета обрекает россиян на духовный раскол " , - сообщил ответственный секретарь Санкт-Петербургского отделения Российского общественного молодежного движения " Оборона " Дмитрий Избицкий, и рассказал о случаях протестов верующих неправославных конфессий и атеистов против введения ОПК в школах Брянской, Калужской и Смоленской областей. В то же время, протоиерей Александр Сорокин подчеркнул, что " речь может идти о культурологическом предмете " . " У истоков российской культуры в любом случае стоит Православие, и такой предмет нужен. Но, конечно, он не должен преподаваться в той форме, в которой преподавался Закон Божий в России до 17-го года - к чему это может привести, хорошо известно. Я считаю, что именно навязывание Церкви обществу стало одной из многих причин революции " . В целом, участники встречи не только вежливо обращались друг к другу, но и проявляли явную заинтересованность в позициях собеседника. Как заметил отец Александр, " иногда со стороны Церкви раздаются голоса раздражительные и неадекватные " . В то же время, по его словам, " замечательно, что ученые мужи начали диалог на таком культурном уровне, - его необходимо продолжать " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Воспитанникам духовных школ важно не только передать знания о православном Предании, но и, что особенно значимо, укрепить их в любви к Церкви и к Богу. Они призваны духовно развиваться внутри этого Предания, учиться жить опытом исполнения евангельских заповедей. Обучаясь в духовных школах, студенты должны получать такие знания, которые будут востребованы и Церковью, и обществом. Нам следует научиться интерпретировать нашу традицию таким образом, чтобы она становилась понятной для современного человека. Не последнее место в связи с этим занимает подготовка новых качественных переводов святоотеческого наследия, которые бы раскрывали людям дивную красоту и неисчерпаемое духовное богатство православной традиции. Как ты знаешь, в своей время Санкт-Петербургская духовная академия внесла бесценный вклад в переводы святоотеческих текстов на русский язык. Конечно, духовное образование немыслимо без развития церковной науки, без серьезных академических исследований. Отрадно отметить, что усилиями твоих предшественников, и не в последнюю очередь стараниями Преосвященного архиепископа Амвросия, принимавшего ныне участие в твоей хиротонии, Санкт-Петербургские духовные школы стали одним из крупнейших центров богословской мысли в нашей Церкви. А если говорить конкретнее, сегодня Санкт-Петербургская духовная школа занимает верхнюю строчку рейтинга среди всех духовных школ Русской Православной Церкви. Тебе предстоит войти в эти труды и успешно продолжать все те замечательные дела, которые были совершены твоими предшественниками. Поощряй талантливых молодых людей, стремись, чтобы они становились учеными, дабы с пользой для Церкви реализовывать свои дарования на научном поприще. Вместе с тем важно не замыкаться в отвлеченном академизме, а направлять развитие богословия таким образом, чтобы оно сопрягалось с реальной жизнью, отвечало на вопрошания времени. Ты имеешь за плечами ценный опыт деятельности в Сретенской духовной семинарии. Убежден, что приобретенные тобою знания будут весьма востребованы и на новом месте твоего послушания.

http://patriarchia.ru/db/text/5473414.ht...

17.04.2006 14:06 Благовест-инфо В школах Орловской области будут преподавать «Основы православной культуры» 27.03.2006 11:12 Благовест-инфо Президент Башкортостана выступает против преподавания ОПК в школах и введения института военных священников в армии 11.07.2005 11:09 Благовест-инфо " Основы православной культуры " должны стать обязательным предметом в школах, считают в фракции " Родина " Материалы в данном сюжете 01.05.2019 21:22 Путин разрешил духовным вузам реализовывать программы дополнительного образования 11.12.2016 15:48 Московская и Санкт-Петербургская духовные академии получили госаккредитацию 11.04.2011 19:57 " Патриархия.Ру "/" Нескучный сад " Архимандрит Кирилл (Говорун): Признание церковных дипломов российскими и западными вузами является одной из целей нынешней реформы 15.12.2010 12:51 " НГ-Религии " Открытое письмо к дискуссии о государственном признании теологических дипломов, кандидатских и докторских диссертаций в Российской Федерации 05.10.2010 13:19 Благовест-инфо Ректор РПИ просит Минобрнауки заверять дипломы религиозных вузов гербовой печатью 30.03.2010 23:42 " Татьянин день " Богословское образование: разомкнуть систему 01.07.2009 10:54 Свято-Филаретовский институт получил государственную аккредитацию 24.02.2009 14:25 Ректор МДА прокомментировал вопрос о возможном получении духовными школами госаккредитации 18.03.2008 10:48 " Время новостей " Божественная дисциплина 05.03.2008 14:14 " Интерфакс-религия " Архиепископ Верейский Евгений: «Пока мы только начали наш путь к государственной аккредитации» 05.03.2008 12:54 " Российская газета " Изменения в законы, касающиеся лицензирования и аккредитации духовных образовательных учреждений 03.03.2008 12:43 " Российская газета " Диплом на веру 29.02.2008 11:45 Путин подписал закон о госаккредитации религиозных учебных заведений 20.02.2008 15:57 Сенаторы одобрили закон, согласно которому духовные школы наделяются правом на получение госаккредитации 08.02.2008 11:02 Госдума разрешила духовным образовательным учреждениям выдавать госдипломы

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

С.Б. Шиндаров 1. На рубеже двух эпох В 2009 г. Санкт-Петербургская православная духовная академия отметила 200-летний юбилей со дня своего основания. За двухвековой период своего существования высшая духовная школа внесла большой вклад в развитие богословской науки. Несмотря на множество испытаний и преобразований высшая богословская школа всегда следовала своей главной цели – это воспитание и образование высококвалифицированных специалистов для преподавательской деятельности в духовных школах. Уместно вспомнить 1909 г., когда Санкт- Петербургская духовная академия праздновала 100-летний юбилей. Это было время её расцвета, когда в профессорско-преподавательский состав входили крупные учёные богословы. Некоторые из них занимались не только научно-богословской деятельностью, но и преподавали в светских высших учебных заведениях. В настоящее время некоторые из известных богословов прошлого века, к сожалению, забыты, и их литературное наследие требует серьёзного анализа и изучения. Например, не было ни одного исследования посвященного заслуженному профессору психологии, доктору богословия Виталию Степановичу Серебреникову (1862–1942). Не публиковались его труды, не сохранилось точных фактов биографии. Потому целью и задачей данной статьи является попытка проанализировать научное наследие В.С. Серебреникова1 , связав с фактами его биографии, и тем самым восполнить существующий пробел. 2. Ученая и учебная деятельность профессора СПбДА В. С. Серебреникова Христианский богослов и психолог, профессор Санкт-Петербургской духовной академии Виталий Степанович Серебреников родился 18 апреля 1862 г. в селе Нижне-Ильинское Нолинского уезда Вятской губернии в семье дьячка Стефана Серебреникова 2 . Из двух детей в семье он был младшим. Христианское воспитание будущий профессор получил главным образом под руководством своего отца. В 1872 г. отец В.С. Серебреникова скончался, и вся тяжесть воспитания сына легла на плечи матери Фелицаты Александровны, которая сделала всё необходимое для дальнейшего образования сына. В этом же году В.С. Серебреников поступил в Глазовское уездное духовное училище, которое через четыре 3 года успешно закончил 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Serebr...

Архив Пн Слово митрополита Санкт-Петербургского Варсонофия на заседании рабочей группы по подготовке воспитанников духовных школ к пастырскому служению 16 марта 2018 г. 11:44 15 марта 2018 года управляющий делами Московской Патриархии  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий   выступил на первом заседании рабочей группы по подготовке воспитанников духовных школ к пастырскому служению. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие владыки! Мы собрались в стенах Сретенской духовной семинарии на первое заседание рабочей группы по подготовке воспитанников духовных школ к пастырскому служению. Она создана по благословению Святейшего Патриарха Кирилла в составе ректоров духовных семинарий и академий. Мы будем внимательно рассматривать ваши предложения по совершенствованию пастырской подготовки учащихся, обобщим лучшие из них, разработаем действенные рекомендации. К сожалению, мы столкнулись с тем, что многие выпускники не готовы заниматься пастырской деятельностью во всем ее многообразии, как того требуют вызовы времени. Это касается не только отсутствия должного умения заниматься пастырским душепопечением, используя знания святоотеческих творений и опыт подвижников благочестия. Нет у студентов и достаточных навыков пастырской работы в светских учреждениях (школах, больницах, вузах, исправительных учреждениях), где можно нести Слово Божие на понятном языке. Вместе с тем нужно быть реалистами и не ожидать от выпускников всего и сразу, навыки приобретаются с опытом жизни и служения. Проблема практической неподготовленности студентов в профессиональной сфере не сугубо церковная — она повсеместная. Есть даже такая шутка: при приеме на работу кандидата просят забыть все, чему его учили по специальности. Эта шутка говорит о том, что студенту нужно чаще выходить из комфортной зоны учебного заведения и идти в среду, где он остается один, без поддержки. Духовные семинарии — это школы для тех, кто должен не только знать Евангелие, но и жить по нему, проповедовать его истины людям. Помню, когда мы учились в семинарии, сама обстановка, учебный процесс давали правильный настрой для формирования пастырских качеств. Этому способствовал и добрый пример старцев, просвещенных светом Христовой Истины, а также людей, пострадавших за веру в Бога, многие из которых сидели в лагерях. Они, живые исповедники, с кем мы беседовали, жизнь которых видели, вдохновляли нас на искреннее служение Богу.

http://patriarchia.ru/db/text/5162893.ht...

В.Г.Храпко не только принял предложение приехать и участвовать в Крестном ходе-2018, но и проинформировал своих московских коллег. Надеемся, что на следующий год делегация от Москвы и Московской митрополии будет значительно солиднее. За товарищеским чаепитием по окончании Крестного хода Виктор Григорьевич пригласил членов Братства участвовать в мероприятия миссионерского отдела Московской митрополии. Вопросы межрегионального сотрудничества на товарищеском чаепитии поднимались не раз. Это касалось и сотрудничества с Музеем Ижорской земли и города Колпино, поскольку на Крестный ход прибыли инициаторы создания этого замечательного музея Л.А.Бирбкова и М.П.Смагина. Большая делегация в этом году прибыла для участия в Крестном ходе из Подпорожья, которые шли в колонне Алексадро-Невского братства. Были представлены и другие районы Ленинградской области. Братчики шли также в составе колонн епархий области и других общественных объединений. Тему значения Крестного хода поднял старейшина Братства Олег Николаевич Мартынов, прибывший к участию в Крестном ходе с женой и дочерью. Олег Николаевич отметил важность Крестного хода для Санкт-Петербурга как государственно-церковного праздника в память о Святом покровителе нашего любимого города. Не беда, что многие еще не понимают его значения... Осмысление значения празднования этого дня придет со временем. Он также рассказал о практической работе со школьниками и предложил только наращивать этот сегмент работы Братства. Олега Николаевича поддержал и профессор С.А.Кирсанов. Он сказал, что его практический опыт проведения накануне этого дня опроса в 16 группах, где он преподает экономические дисциплины студентам, показали, что многие не знают роль и значение А.Невского для города Санкт-Петербурга. Член Братства С.П.Попсуй поделился анализом образовательных программ и учебников Минобразования РФ, по которым изучается история в школах и ВУЗах России. Естественно требуется работа и работа над ними. Руководитель Санкт-Петербургского отделения Братства Борис Сергуненков отметил важность духовно-философских исследований и обсуждений. И не только на больших научно-практических конференциях, а и на таких вот практических братских чаепитиях, поскольку практический выхлоп возможно будет больше, а результаты работы будут достигнуты быстрее.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/09/14/ed...

«Перед переходом к апробации общецерковного регентского стандарта мы сначала изучили учебные планы на местах, — рассказывает проректор СПбДА по культуре, декан факультета церковных искусств, заслуженный деятель искусств РФ Елена Гундяева. — Столкнулись с тем, что будущим регентам преподают и домоводство, и основы кулинарии… После утверждения программ обучения на уровне общецерковного стандарта определили апробационные площадки в различных духовных школах Русской Православной Церкви, которые реализуют регентские образовательные программы. И, естественно, контролировали их внедрение». Сейчас апробацию общецерковного стандарта регентского обучения успешно прошли около десятка духовных школ, в других эта работа продолжается. Параллельно Санкт-Петербургская духовная академия активно участвует в осуществлении общецерковных программ повышения квалификации преподавателей региональных духовных учебных заведений, в том числе реализуя их и на базе факультета церковных искусств.  А еще к 300-летнему юбилею академии здесь разработана масштабная концепция развития, предусматривающая освоение исторически принадлежавших духовной школе зданий на Монастырском острове. Ее уже благословил Святейший Патриарх Кирилл, а Президент России Владимир Путин дал рабочие указания соответствующим ведомствам. И хотя это задача не сегодняшнего и даже не завтрашнего дня, факультет, выпускающий регентов-бакалавров, обязательно отпразднует новоселье в одном из пустующих корпусов на набережной Обводного канала: нынешняя, введенная в эксплуатацию 18 лет назад двухэтажная постройка и тесновата, и морально устарела.  Удивительно, но всей этой грандиозной работы и впечатляющих результатов никогда бы не было, если бы не «катакомбный» регентский класс, «тайнообразующе» организованный 43 года назад нынешним Предстоятелем Церкви… Дмитрий Анохин История регентского обучения в Санкт-Петербурге ведет отсчет с 1847 года, когда при Придворной певческой капелле открылись курсы обучения певчих. Одним из их выпускников в 1905 году стал К.М. Федоров, после Великой Отечественной войны преподававший церковное пение в восстановленной Ленинградской духовной семинарии; он был регентом академического храма и много лет вел регентский кружок в Ленинградских духовных школах. Его трудами удалось обеспечить преемственность регентского образования в северной столице.

http://patriarchia.ru/db/text/5863956.ht...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010