По окончании Божественной литургии митрополит Иларион обратился к собравшимся с архипастырским словом: «Владыка Амвросий, ректор Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии! Ваши Преосвященства, дорогие владыки! Дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно приветствую от имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с престольным праздником и актовым днем Санкт-Петербургских духовных школ! Святейший Патриарх Кирилл, который в течение десяти лет был ректором Ленинградской духовной академии и семинарии, всегда хранит добрую память об этих духовных школах, всегда с любовью вспоминает годы, когда сам был здесь студентом, а потом преподавателем и ректором. Он всегда заботится о Санкт-Петербургских духовных школах как своей Alma Mater и, напутствуя меня, просил передать всем вам свою любовь, свое благословение и наилучшие пожелания: учащим в преподавании, а студентам — в учебе. Храм Санкт-Петербургской духовной академии посвящен апостолу и евангелисту Иоанну Богослову. Как вы сегодня слышали, Иоанн Богослов является апостолом любви, он с особой силой свидетельствовал нам, что Бог есть Любовь. Взирая на его образ, мы вспоминаем о том, что он был любимым учеником Иисуса, что на Тайной вечери он возлежал на груди Спасителя, что именно о нем после Своего Воскресения Господь сказал, обращаясь к Петру: Если Я хочу, чтобы он пребывал до момента, когда Я приду то, что тебе до этого? (см. Ин. 21:22). Именно этому ученику Господь, когда был распят, вручил Свою Пречистую Матерь, о чем мы также слышали в сегодняшнем Евангельском чтении. Он был свидетелем многих чудес Божиих; так, он был одним из трех апостолов, которые были возведены Господом на гору для того, чтобы те своими глазами увидели Его преобразившимся, чтобы им была явлена вся полнота Его Божественной славы. И когда мы задумываемся об этом великом апостоле, который оставил нам четвертое Евангелие, послания и Апокалипсис, мы думаем о той таинственной связи, которая существовала между ним и его Учителем: это была связь любви и, одновременно, связь, через которую Учитель передавал Своему возлюбленному ученику то, что Он хотел передать другим людям. Ведь мы знаем, что Господь Иисус Христос был лично знаком не очень большому числу людей — те, кто его видел и слышал в то время, когда Он находился на земле, исчисляются, может быть, несколькими тысячами, может быть несколькими десятками тысяч. Но Его слово должно было дойти до всех остальных, до будущих поколений, до нас с вами.

http://patriarchia.ru/db/text/3294945.ht...

Однако к началу 60-х годов прошлого века профессорско-преподавательская корпорация, состявшая в основном из выпускников старой духовной школы, стала постепенно редеть. Требовались новые кадры преподавателей, которые могли бы на достаточно высоком уровне решать стоявшие перед Русской Православной Церковью задачи. Делу созидания богословской школы на этом этапе ее существования немало трудов посвятил человек, совершавший архипастырское служение в трудные для Церкви годы административных гонений — митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим. По воле Божией, которая есть «благая, угодная и совершенная» (Рим. 12, 2), мне как Предстоятелю Русской Православной Церкви и выпускнику родной alma mater отрадно видеть, что ряды учащих и учащихся пополняются. Сюда вновь приходят люди, имеющие главное, что необходимо для духовных школ — призвание к пастырскому служению. Из стен Санкт-Петербургской Духовной Академии вышло немало архипастырей. Нынешний Санкт-Петербургский митрополит Владимир тоже является выпускником Ленинградских духовных школ. Пастыри не только Русской Православной Церкви, но и других Поместных Церквей получали и получают здесь знания. Отрадно сознавать, что научно-богословская и пастырско-педагогическая деятельность Санкт-Петербургских духовных школ во многом определила самые различные аспекты современной церковной жизни Росси и ближнего зарубежья. Сегодня ничто извне не сдерживает развитие духовного образования в России. Никто не диктует нам, в каких объемах и в каком направлении готовить священнослужителей. В целом наше взаимодействие с Российским государством развивается вполне благоприятно. На современном этапе церковной жизни духовные школы призваны обеспечить высокий уровень знаний. В связи с этим остановлюсь на вопросе, который в последнее время активно обсуждается — на преподавании в школах «Основ православной культуры». Вокруг этого сейчас идут споры в обществе, иногда слышны заявления о недопустимости преподавания Закона Божьего в школах. Еще раз подчеркну: «Основы православной культуры» — культурологический предмет, а каждый уважающий себя человек должен знать свою культуру. На недавней встрече с мусульманскими лидерами мы обсуждали этот вопрос. Руководители мусульманских общин высказались за то, чтобы в школах преподавалась история религий. Но подобный предмет не даст учащимся нравственного стержня. Поэтому мы выступаем за то, чтобы предоставить людям возможность узнать основы своей культуры. Мы не ставим вопрос о преподавании этого предмета священниками; сейчас есть, например, Свято-Тихоновский университет , где готовят светских преподавателей. Вспоминается время, когда мы готовились отмечать тысячелетие Крещения Руси. Тогда одним из самых популярных печатных изданий стали Библии для детей — настолько велик был интерес людей к духовной жизни и настолько малы были познания в этой области.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1203669...

Затем Святейший Патриарх посетил храм св. апп. Петра и Павла в Вырице. Этот храм Предстоятель Русской Церкви посещал в детстве вместе со своими родителями. Из Вырицы Святейший Патриарх направился в поселок Сиверский, где посетил церковь св. апп. Петра и Павла. В этом храме богослужения не прекращались и при советской власти. С 1950-х по 1980-е годы в нем служил протоиерей Валериан Дыргинт. С отцом Валерианом был дружен отец Святейшего Патриарха протоиерей Михаил Гундяев, который приезжал сюда с сыном несколько раз в год. Святейший Патриарх Кирилл совершил здесь литию по приснопамятному протоиерею Валериану. Затем Предстоятель Русской Церкви вернулся в Санкт-Петербург. В тот же день Патриарх Кирилл посетил Большеохтинское кладбище и совершил панихиду на могилах родителей — протоиерея Михаила и Раисы Владимировны Гундяевых. Вечером 3 апреля Святейший Патриарх посетил Санкт-Петербургскую православную духовную академию и семинарию (СПбДАиС). Перед входом в здание академии Святейшего Патриарха встречали митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, ректор Санкт-Петербургской духовной академии епископ Гатчинский Амвросий, епископ Петергофский Маркелл, студенты семинарии и воспитанницы действующего при СПбДАиС регентского отделения. После общего благословения всех встречающих Предстоятель Русской Церкви возглавил служение праздничной утрени с чтением акафиста Пресвятой Богородице в академическом храме св. ап. Иоанна Богослова. По окончании богослужения к Святейшему Патриарху обратился ректор СПбДАиС епископ Гатчинский Амвросий, который приветствовал Предстоятеля в его alma mater, подчеркнув, что здесь проходило духовное становление Святейшего Патриарха Кирилла, здесь он получил духовное образование и 10 лет был ректором Санкт-Петербургских духовных школ. Затем с ответным словом к ректору и учащимся обратился Святейший Патриарх. В своей речи Предстоятель коснулся проблемы развития духовного образования и выразил надежду, что «в духовных школах вновь возникнет крепкая монашеская община, поскольку ученое монашество — оплот духовной школы». На память о своем посещении Святейший Патриарх передал в дар СПбДАиС 70 облачений — по 10 комплектов каждого из семи цветов облачений, использующихся в церковных богослужениях.

http://e-vestnik.ru/church/vizit_v_peter...

Отец Антоний, Вы сказали, что много беседовали с тогда еще отцом Павлом о родной Санкт-Петербургской духовной академии. Каких преподавателей Вы вспоминали? Особенно много отец Павел говорил о протоиерее Николае Гундяеве, под руководством которого на протяжении более чем десяти лет он нес приходское послушание в Преображенском соборе тогдашнего Ленинграда. Человек удивительных дарований, блестящий проповедник, преподаватель патрологии, лекции которого были очень интересными и запоминающимися. К сожалению, я не сподобился учиться у отца Николая, хотя застал его в составе профессорско-преподавательской корпорации Санкт-Петербургских духовных школ, но тогда я был совсем юным семинаристом, а отец Николай преподавал уже в академии. В какой-то момент он покинул корпорацию, продолжив служение только в Преображенском соборе. Мы часто вспоминали архимандрита Софрония (Смука), который остался в памяти, наверное, всех студентов, учившихся в наших духовных школах, потому что искренне старался привить нам любовь к богослужению. Все мы помним, с какой ревностью он отдавался и отдается этому делу, которое так дорого для него. Взирая на эту ревность, вспоминая его назидания и уроки, я как священник стараюсь служить так, как учил нас он. На самом деле, таких преподавателей, которых можно вспомнить добрым словом, очень много. Кто-то из них, к сожалению, уже ушел из жизни: совсем недавно мы прощались с Игорем Цезаревичем Мироновичем, которого все мы очень хорошо помним. Это человек встретил нас, когда мы, совсем еще юные первокурсники, только-только переступили порог духовной школы. Игорь Цезаревич преподавал библейскую историю. Наверное, он был самым правильным человеком на этом месте для нас, еще совсем юных людей. Радостно, что годы, проведенные в Санкт-Петербургских духовных школах, оставляют самые лучшие воспоминания и чувство глубокой благодарности тем преподавателям, которые сделали очень много для того, чтобы вложить в нас свои знания, умения и помочь нам стать пастырями Церкви Христовой.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1619504...

— Что вас связывает с Санкт-Петербургом? — Этот город для меня был и остается довольно близким и понятным. Здесь в разное время учились, жили и работали мои предки и родственники. В царское время мои прадеды проходили обучение в школах военных кантонистов. В 1930-х годах один из моих дедов работал на Ленинградском заводе имени Молотова, откуда в 1939 году был призван в армию и направлен в Брестскую крепость, где затем, в начале войны, был взят в плен и погиб в концлагере. И до сих пор мои сродники продолжают жить в Петербурге. Самому мне неоднократно приходилось бывать здесь как по личным, так и по служебным поводам. Периоды пребывания были разными — и недолгими, и более продолжительными. За год моего служения в качестве председателя Синодального отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви по служебным делам я приезжал в Санкт-Петербург дважды — в июле и декабре 2017 года. Повестка была довольно насыщенной: совещание руководителей отделов по молодежной политике районных администраций Санкт-Петербурга и координаторов молодежной работы в благочиниях, конференция «Работа с молодежью — 2017», совещание руководителей епархиальных молодежных отделов Северо-западного федерального округа. — Вы — выпускник Московской духовной академии , преподавали в Смоленской семинарии. Приходилось ли близко общаться с преподавателями или выпускниками СПбДА? Есть ли, на ваш взгляд, какие-то особые черты у «петербургской школы»?Санкт-Петербургские духовные школы и их традиции очень дороги моему сердцу. В каком-то смысле я прикоснулся к ним с детства, поскольку находился в церковной среде, которую в большой степени составляли представители «петербургской школы». Прежде всего следует назвать нашего правящего архиерея — митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, ныне Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, период ректорства которого связан с расцветом Ленинградской духовной академии. Кроме того, многочисленные выпускники духовных школ города на Неве с середины 1980-х составили ядро клира Смоленской епархии и костяк преподавательского состава вновь создаваемой духовной семинарии.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5262219...

Уважаемые участники конференции, дорогие братья и сестры! Сердечно приветствую вас, собравшихся сегодня в славном граде Смоленске под покровом Божией Матери Одигитрии. Всемерно поддерживаю ваши усилия, направленные на осмысление путей развития русской духовной школы. У духовной школы всегда была и остается неизменной важная миссия – способствовать формированию служителей Церкви Христовой. От того, с каким духовным и интеллектуальным багажом выходит сегодня будущий священник на поприще своего служения во многом зависит успешность созидания церковной жизни в каждой общине верующих. Поэтому духовная школа должна быть в хорошем смысле консервативной и сохранять все то лучшее, что было накоплено в ней за предшествующие столетия. С другой стороны она должна интегрировать лучшие педагогические наработки, возникающие в процессе развития системы общего образования. Кроме того, ее важной задачей должно стать творческое накопление опыта по передаче церковной традиции в формах, учитывающих состояние современного человека и общества. Желаю вам, предстательством Царицы Небесной, помощи Божией в ваших трудах по обсуждению столь актуальных проблем для нашей Церкви. Благословение Божие да пребудет со всеми вами». В ходе конференции был зачитан ряд докладов, вызвавших оживленное обсуждение. Преподаватель Смоленской Духовной семинарии Д.В. Валуев представил доклад об истории духовного образования на смоленской земле и Смоленской Духовной семинарии. Острые проблемы, касающиеся преподавания церковно-исторических дисциплин в духовных школах, были затронуты в докладах протоиерея Георгия Митрофанова (Санкт-Петербургская Духовная академия) и С.Л. Фирсова (Санкт-Петербургский государственный университет). О месте академического образования в общей структуре церковных школ доклад представил преподаватель Санкт-Петербургской Духовной академии протоиерей Александр Ранне. Ректор Санкт-Петербургской Русской Христианской гуманитарной академии Д.К. Бурлака рассмотрел богословие как методологию гуманитарного образования, а директор Санкт-Петербургского православного института миссиологии протоиерей Владимир Феодоров предложил свои рассуждения о богословском и религиозном образовании как миссионерской задаче Церкви в XXI веке. Опытом государственного лицензирования и аккредитации своих учебных заведений поделились первый проректор института теологии Белорусского Государственного университета Белоруссии иеромонах Серафим (Белоножко) и проректор по внешним связям Свято-Тихоновского гуманитарного университета Л.А. Шамаро.

http://pravoslavie.ru/14844.html

В Москве действует строительная программа, которую часто называют " храмы шаговой доступности " . В этих словах для верующего человека нет чего-то странного, неестественного, ведь он всегда хочет иметь возможность зайти в церковь и помолиться, помянуть близких, побыть наедине с Богом, особенно в окружающем его шуме мегаполиса. - Из проблемы нехватки храмов вытекает проблема дефицита кадров. Хватает ли выпускников  Санкт-Петербургской духовной академии  для работы храмов региона? Увеличивается ли количество выпускников? Какова динамика? - Эти вопросы не совсем взаимосвязаны. Священство - это, в первую очередь, призвание. В Евангелии мы можем прочитать строки - " Не вы Меня избрали, а Я вас избрал " (Ин. 15:16). Если человек становится на путь служения Церкви, Господь его никогда не оставляет, хотя первое время трудиться бывает и непросто. На моей памяти много случаев, когда молодой священнослужитель назначался строить новый храм, а средств и помощников почти не было. Однако с Божией помощью по прошествии некоторого времени создавалась община, находились люди, которые оказывали поддержку, и совместными усилиями, всем миром богоугодное дело осуществлялось. В Санкт-Петербурге много молодых и активных священников, которые обладают необходимым образованием, талантами, а главное - горячим желанием служить Богу, отдавая на это все силы. В свою очередь епархия создает необходимые условия для передачи духовного, пастырского опыта молодому поколению: через богословское образование в наших духовных школах, где ведется полноценная научная работа и с недавнего времени пройдена государственная аккредитация, через общение и наставления опытных священнослужителей. - Вы говорили о необходимости создания при епархиях попечительских комиссий, которые помогали бы старым одиноким батюшкам, многодетным семьям священнослужителей. Существует ли такая комиссия в Санкт-Петербургской епархии? Какую деятельность она осуществляет? -  Санкт-Петербургская епархия  занимается большой социальной работой, оказывая помощь нуждающимся во многих областях - это и малоимущие, многодетные семьи, тяжелобольные люди, полноценно окормляются больницы и исправительные учреждения. С недавнего времени официально существует попечительская комиссия по оказанию всесторонней, в том числе материальной, поддержки внутри самой Церкви. Это очень важное дело, потому что в жизни случаются разные ситуации, возникают сложные обстоятельства - в том числе в семьях священников - внезапная смерть супруга, тяжелая болезнь, финансовые трудности, да и вполне естественные причины, например, пожилой возраст, когда физически тяжело полноценно нести пастырские труды. Связь поддерживается не только через приход или знакомых, это постоянная забота, постоянное попечение. Церковь - большая семья, и если у одного из членов этой семьи случается проблема, наш долг как учеников Христа - открывать сердце, отдавать силы и средства в помощь нуждающимся.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

День памяти Льва Гумилева. 15 июня, в 15-летнюю годовщину смерти великого ученого, к могиле Гумилева на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры пришли его коллеги, ученики и друзья. Чин заупокойного поминовения совершил настоятель храма во имя святых апостолов Петра и Павла Санкт-Петербургского университета, протоиерей Кирилл Копейкин. Он напомнил, что в перестроечное время Лев Гумилев вошел в «двадцатку» университетской церкви и много потрудился для ее возрождения. За панихидой были помянуты имена соратника и жены Гумилева Наталии Викторовны, которая покоится рядом с ним, а также ушедших из жизни друзей и учеников - академика Александра Панченко, убиенного ученого Константина Иванова, убиенного писателя Дмитрия Балашова. В Петербурге побывали мощи апостола и евангелиста Луки. С 17 по 22 июня святыня находилась в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры. Приложиться к ней смогли более 100 тысяч петербуржцев, а также множество паломников со всего Северо-Запада. Честная глава апостола была привезена в Россию с горы Афон по инициативе Фонда Святого Андрея Первозванного. Паломников оказалось так много, что насельникам Александро-Невской лавры пришлось организовать подход к святыне сразу с двух сторон. Помимо митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, мощам апостола поклонились специально приехавшие в Лавру правящие архиереи соседних епархий: архиепископ Псковский Евсевий и епископ Петрозаводский Мануил. Очередной выпуск в Санкт-Петербургских Духовных школах. Всего Духовные школы в текущем учебном году окончил 101 человек, из них 49 - в священном сане. Торжества по случаю выпуска, который в этом году промыслительно совпал с днем памяти святых, в земле Санкт-Петербургской и Ладожской просиявших, начались 16 июня Всенощным бдением в академическом храме св. ап. и ев. Иоанна Богослова. В воскресенье, 17 июня, ректор СПбДАиС архиепископ Константин совершил Божественную литургию в сослужении преподавателей Духовных школ и выпускников в священном сане. За богослужением в алтаре молился митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, по завершении Литургии он возглавил молебен по случаю окончания учебы. В связи с выпуском владыка наградил протоиерея Иоанна Белевцева, настоятеля Кресто-Воздвиженского храма в селе Ополье, преподавателя Духовной академии, патриаршей грамотой и орденом прп. Серафима Саровского второй степени, и протоиерея Владимира Мустафина, клирика Вознесенского (Софийского) собора Царского Села, преподавателя философии в СПбДАиС - орденом прп. Серафима Саровского.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/8/19...

О жизни Санкт-Петербургской епархии узнают телезрители в Екатеринбурге. Передачи о религиозной, культурной и научной жизни Петербурга планирует выпускать екатеринбургский православный телеканал «Союз». Это решение было принято в ходе визита в Санкт-Петербург делегации от Екатеринбургской епархии во главе с архиепископом Викентием. Руководитель телеканала протоиерей Димитрий Байбаков специально прибыл в Петербург по приглашению архиепископа Тихвинского Константина для освещения выпуска в Санкт-Петербургских Духовных школах 17 июня. На Дороге Жизни появится часовня. 17 июня строительство благословил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир. Часовня в память погибших на блокадной Дороге Жизни будет возведена в поселке Осиновец Ленобласти и приписана к храму иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на Шпалерной улице. В ближайшее время начнутся проектные работы. Часовня будет посвящена иконе Божией Матери «Взыскание погибших» и станет частью мемориального комплекса «Ладожская Волна», создаваемого усилиями фонда Защитников невского плацдарма. Александро-Невская Лавра вновь засияла крестами. Завершились реставрационные работы на колокольне главного храма Лавры - Свято-Троицкого собора, начатые еще 15 февраля. 19 июня в Святодуховском центре Александро-Невской Лавры состоялась торжественная презентация проекта. Предыдущий ремонт высотных конструкций собора проводился к трехсотлетию дома Романовых в 1913 году. Позолоту на куполах последний раз обновляли в 1957 году. Главным спонсором реставрации является компания «Петрохолод - пищевые технологии». По словам председателя Совета директоров компании Константина Худолея, следующим ее шагом станет восстановление Надвратной церкви Лавры во имя иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость». В Ассоциации «Покров» - прибавление. 20 июня в Санкт-Петербургской Духовной академии состоялось заседание Межвузовской ассоциации духовно-нравственного просвещения «Покров», посвященное подведению итогов работы за второе полугодие 2006-2007 учебного года. На этот раз в Ассоциацию вступили три новых члена - Северо-Западная академия государственной службы, Кадетский артиллерийско-ракетный корпус и Уральский институт бизнеса и права. Всего в состав Ассоциации в настоящее время входят свыше 30 военных и гражданских вузов. За успешную работу исполнительный директор Ассоциации, декан Психолого-педагогического факультета РГПУ им. А. И. Герцена, профессор Виктор Васильевич Семикин был награжден орденом святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского. Вручил орден президент Ассоциации архиепископ Тихвинский Константин.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/8/19...

Долгие годы он преподавал в духовных школах Санкт-Петербург­а, но когда Церковь призвала его на епископское служение, он оставил эту деятель­ность. Владыка всегда с трепетом относил­ся к семинарии и академии - там прошли годы его детства и от­рочества, так как его мама, Жанна Семено­вна Ветрова, была преподавателем немецко­го языка. Юного Герм­ана взял иподиаконст­вовать приснопамятный митрополит Никодим , правящий архиерей, который стал для него духов­ным отцом. Академические годы были дороги владык­е, и он старался пом­очь своей alma mater, всеми силами поддерживал и окормлял по­жилых преподавателей, покупал лекарства. Не один раз первокур­сники академии посещали Феодоровский Гос­ударев собор, где эк­скурсию проводил сам настоятель, так как лучше него это место не знал никто. Игу­мен Маркелл стал нас­тоятелем разрушенного войной и десятилет­иями безбожной власти собора в 1995 году­. Сегодня Феодоровский Государев собор один из красивейших хра­мов Санкт-Петербургс­кой митрополии, восс­тановленный в своем былом величии. В далекой северной деревне, на берегу ре­ки Свири, практически на границе с Респу­бликой Карелией влад­ыка также восстановил храм Преображения Господня в деревне Пидьма Подпорожского района Ленобласт­и. Он часто при­глашал сюда студентов проходить богослужебную практику. Пром­ыслом Божиим сейчас мне определено там служение настоятеля. Владыка и сам любил приезжать туда помо­литься, порыбачить - это было его лю­бимым хобби - и побы­ть вдали от городской суеты. Рыбачил он всегда один, говорил, что так отдыхает­. Владыка также любил футбол и был болельщиком команды " Зенит " , его можно было часто встретить на матчах. Любовь к футболу у него была с семинарских лет, тогда он отвечал за организацию спортивных мероприятий, а в даль­нейшем стал председателем отдела по взаимодействию со спортивными организациями Санкт-Петербургской епархии. Спортивные мероприя­тия стали прекрасной площадкой для встреч представителей конфессий: православные, католики, мусульмане, буддис­ты собирались на игровом по­ле, а потом за общим столом. Владыка счи­тал, что спорт объед­иняет людей, помогает найти точки соприк­основения для совмес­тных добрых дел.

http://mitropolia.spb.ru/docs/vladyka-ma...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010