Речь идет не о всеобщем государственном лицензировании школ, а только о добровольном. В принятых документах эти школы имеют наименование «центры духовно-нравственного воспитания». Они отличаются от обычных воскресных школ тем, что, приобретая статус учреждения дополнительного образования, получают от государства финансирование и определенные права, как, например, признание рабочего стажа для педагогов. Утвержденный пакет документов является очередным этапом стандартизации православного образования, необходимой для повышения его престижа и качества. Все документы прошли широкое внутрицерковное и общественное обсуждение, в том числе и на международном уровне. В ходе дискуссии поступили замечания от представителей различных епархий. Так, в Московской (областной) епархии полагали, что воскресные школы в случае их государственного лицензирования как учреждений дополнительного образования могут быть закрыты органами государственной власти. Представители Санкт-Петербургской епархии говорили о перегруженности учебного плана. В результате в документы были внесены необходимые уточнения, касающиеся наименования воскресной школы, имеющей статус юридического лица. Были отредактированы основное содержание программ и учебный план. Принятые в 2012 году документы определяют необходимый минимум знаний, который должен получить каждый обучающийся в воскресной школе. Вместе с тем Стандарт представляет собой ориентир для всех приходских и монастырских воскресных школ. Весь пакет документов для воскресных школ является руководством к созданию учебно-воспитательной среды, формируя которую мы стремимся к главной нашей цели — воспитанию ребенка в Церкви. Следующий важный этап на пути к созданию полноценной системы воскресных школ — разработка нового, современного, доступного учебно-методического комплекта к указанным в Стандарте программам по основам православной веры. Стандарт не преследует цели сделать школы однотипными, исключая из них авторские и инновационные подходы, а, наоборот, приветствует их, так как именно они и создают индивидуальный облик школы. Искренняя вера и личный пример преподавателя помогают ребенку заинтересоваться опытом Церкви и стать полноправным Ее членом. Воскресная школа должна воспитать христианина, который при желании сможет реализовать себя в качестве приходского миссионера, социального работника или катехизатора, работая при этом в светском учреждении.

http://e-vestnik.ru/analytics/pravila_ra...

Принципы организации духовно-нравственного микроклимата в воскресной школе. Литургический принцип устроения воспитательного процесса в воскресной школе. Роль духовника в воскресной школе. Церковные документы, регулирующие деятельность воскресных школ. Положение о деятельности воскресных школ (основные положения). Стандарт учебно-воспитательной деятельности регулирующий деятельность воскресных школ. Виды воскресных школ, основные типологические отличия. Программа учебно-воспитательной деятельности воскресной школы. Учебный план, Государственное лицензирование воскресных школ (необходимость, нормативно-правовые аспекты лицензирования, пошаговая инструкция для получения лицензии на образовательную деятельность). Особенности организации дошкольной ступени в воскресной школе. Православный компонент основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Примерное содержание программы православного воспитания детей дошкольного возраста (основные положения). Особенности организации учебно-воспитательного процесса на начальной ступени. Основные особенности организации учебно-воспитательного процесса на основной ступени. Учебно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса (основные учебные пособия, рабочие тетради, используемые в практике). Дополнительная часть учебно-воспитательного процесса (кружки, секции их место в учебно-воспитательном процессе). Принципы организация промежуточной и итоговой аттестации воспитанников воскресной школы. Требования к организации учебно-воспитательной деятельности (подбору кадров, материально-техническому и информационному обеспечению). Организация летнего отдыха воспитанников. Организация школьных, межшкольных, благочиннических, епархиальных мероприятий. Семейная воскресная школа. Православная педагогика Основы православной педагогики Теория христианского воспитания. Основные факторы и условия христианского воспитания. Принципы христианского воспитания. Формы и методы воспитательной работы. Принципы и методы обучения. Типы и виды уроков.

http://mitropolia.spb.ru/docs/primernaya...

Архив Пн Слово митрополита Санкт-Петербургского Варсонофия на заседании рабочей группы по подготовке воспитанников духовных школ к пастырскому служению 16 марта 2018 г. 11:44 15 марта 2018 года управляющий делами Московской Патриархии  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий   выступил на первом заседании рабочей группы по подготовке воспитанников духовных школ к пастырскому служению. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие владыки! Мы собрались в стенах Сретенской духовной семинарии на первое заседание рабочей группы по подготовке воспитанников духовных школ к пастырскому служению. Она создана по благословению Святейшего Патриарха Кирилла в составе ректоров духовных семинарий и академий. Мы будем внимательно рассматривать ваши предложения по совершенствованию пастырской подготовки учащихся, обобщим лучшие из них, разработаем действенные рекомендации. К сожалению, мы столкнулись с тем, что многие выпускники не готовы заниматься пастырской деятельностью во всем ее многообразии, как того требуют вызовы времени. Это касается не только отсутствия должного умения заниматься пастырским душепопечением, используя знания святоотеческих творений и опыт подвижников благочестия. Нет у студентов и достаточных навыков пастырской работы в светских учреждениях (школах, больницах, вузах, исправительных учреждениях), где можно нести Слово Божие на понятном языке. Вместе с тем нужно быть реалистами и не ожидать от выпускников всего и сразу, навыки приобретаются с опытом жизни и служения. Проблема практической неподготовленности студентов в профессиональной сфере не сугубо церковная — она повсеместная. Есть даже такая шутка: при приеме на работу кандидата просят забыть все, чему его учили по специальности. Эта шутка говорит о том, что студенту нужно чаще выходить из комфортной зоны учебного заведения и идти в среду, где он остается один, без поддержки. Духовные семинарии — это школы для тех, кто должен не только знать Евангелие, но и жить по нему, проповедовать его истины людям. Помню, когда мы учились в семинарии, сама обстановка, учебный процесс давали правильный настрой для формирования пастырских качеств. Этому способствовал и добрый пример старцев, просвещенных светом Христовой Истины, а также людей, пострадавших за веру в Бога, многие из которых сидели в лагерях. Они, живые исповедники, с кем мы беседовали, жизнь которых видели, вдохновляли нас на искреннее служение Богу.

http://patriarchia.ru/db/text/5162893.ht...

В Санкт-Петербурге ищут нарушения при выборе модулей курса «Основы религиозных культур и светской этики» 30 сентября, 2012. Новостная служба В настоящий момент в школах северной столицы проводится повторный опрос родителей для выявления тех, чье желание по выбору того или иного модуля курса ‘Основ религиозных культур и светской этики’ (ОРКиСЭ) не было удовлетворено. 30 сентября. ПРАВМИР. 28 сентября 2012 года в епархиальном управлении Санкт-Петербургской митрополии состоялось второе собрание епархиальной коллегии по религиозному образованию и катехизации. На повестке дня стоял в том числе вопрос о повторном опросе родителей для выявления тех, чье желание по выбору того или иного модуля курса «Основ религиозных культур и светской этики» (ОРКиСЭ) не было удовлетворено, сообщает Патриархия.ru . В мероприятии приняли участие председатель епархиального отдела религиозного образования, ректор Санкт-Петербургских духовных школ епископ Гатчинский Амвросий, вице-губернатор Санкт-Петербурга Василий Кичеджи, начальник отдела по связям с религиозными объединениями Санкт-Петербурга Владимир Иванов, заместитель председателя комитета по образованию Санкт-Петербурга Юрий Соляников, руководители и педагоги православных учебных заведений. Епископ Амвросий сообщил, что в настоящий момент в школах северной столицы проводится повторный опрос родителей для выявления тех, чье желание по выбору того или иного модуля курса «Основ религиозных культур и светской этики» (ОРКиСЭ) не было удовлетворено. «Важно помнить, что участие религиозных конфессий, в том числе Православной Церкви, в процессе подготовки к введению данного курса и в дальнейшем курировании процесса преподавания в сотрудничестве со светской образовательной системой предусмотрено законодательством и нормативными документами Министерства образования и является одним из условий этого государственного проекта», — отметил он. Вице-губернатор Василий Кичеджи зачитал доклад о действиях, которые предпринимаются в целях организации взаимодействия между государством и Церковью в вопросах духовно-нравственного воспитания и образования. Он сообщил, что в сентябре этого года было завершено формирования нового состава межведомственного координационного совета по изучению курса ОРКиСЭ, в который вошли представители четырех основных конфессий, а также органов власти и общественных организаций, ученые и педагоги.

http://pravmir.ru/v-sankt-peterburge-ish...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Во встрече Святейшего Патриарха Кирилла с молодежью в Ледовом дворце северной столицы приняли участие свыше восьми тысяч человек 29.05.2009 В завершение своего визита в Санкт-Петербургскую епархию вечером 29 мая 2009 г. в Ледовом дворце северной столицы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев) выступил перед студентами высших учебных заведений Санкт-Петербурга, учащимися духовных школ, членами молодежных организаций. Во встрече приняли участие митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, вице-губернатор Санкт-Петербурга А.И. Вахмистров, председатель Совета ректоров Санкт-Петербурга В.Н. Васильев. Ведущим вечера был председатель Синодального информационного отдела, главный редактор журнала «Фома» В.Р. Легойда. Прямую трансляцию встречи осуществлял телеканал «Вести». На вечере присутствовали свыше 8 тысяч студентов и представителей молодежных организаций, развернувших на трибунах плакаты «Кирилл — наш Патриарх», «В будущее — с верой!», «Православный храм — в каждый вуз» и др. Вице-губернатор А.И. Вахмистров в начале мероприятия обратился с приветствием к присутствующим и поблагодарил Его Святейшество за посещение Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Затем Святейший Патриарх обратился к молодежи с речью, в которой, в частности, поделился размышлениями о счастье, природе юношеских ожиданий и их изменениях по мере взросления человека. По словам Его Святейшества, каждый человек в юности имеет свою мечту. Затем в какой-то момент оказывается, что ее трудно или невозможно реализовать, и происходит изменение вектора жизни, что может приводить к разрушению четких нравственных ориентиров. Часто человек теряет верность своим юношеским идеалам, становится совсем другим, в нем развиваются цинизм и недоверие к жизни, он подвергает самой разрушительной внутренней критике, осмеянию и забвению свою мечту, называя высокие идеалы чем-то наивным и нереалистичным. Святейший Патриарх постарался донести до умов и сердец молодых людей значение сознательного духовного делания и православной веры, которые позволяют сохранить верность нравственным идеалам на протяжении всей жизни.

http://drevo-info.ru/news/6663.html

«Слава Богу, в нашей Церкви существует целый цветник прекрасных пастырей-ораторов. В настоящее время основу радио «Радонеж» составляют в основном московские пастыри, которые, отличаясь друг от друга различными мнениями, составляют единый костяк нашей радиостанции. Мы были бы рады, если бы такое же сотрудничество-соработничество у нас сложилось и в Санкт-Петербурге», —  подчеркнул Евгений Никифоров. Отвечая на вопрос о том, какие информационные передачи будут выходить на «Радонеже» в ближайшее время и смогут ли они отражать местную, петербургскую специфику, гендиректор «Радонежа» отметил, что «в этом плане у радиостанции сложились добрые отношения с редакцией «Русской линии». «Конечно, мы будем стараться развивать это сотрудничество, хотя надо отметить, что база Санкт-Петербургских духовных школ позволяет поднять уровень наших программ на очень высокий профессиональный уровень, и в этом плане мы будем стараться двигаться в заданном направлении», — заявил Евгений Никифоров. Вместе с тем, он подчеркнул, что у радиостанции в настоящее время нет планов расширения ежедневного вещания. Вечерний эфир и отсутствие вещания в остальное время суток, по его словам, объясняется тем, что редакция стремится предлагать слушателю «оригинальный контент». «Мы могли бы расширить наше вещание, но в таком случае радио «Радонеж» тут же потеряет свою изюминку и быстро превратится из глубокого смыслового радио, в поверхностное фоновое», — отметил он. В заключение Евгений Никифоров сообщил, что «в планах радиостанции создание телеверсии собственных радиопрограмм, и мы активно работает на этом поле, хотя у нас еще есть здесь кое-какие проблемы». Православная радиостанция «Радонеж», отмечает в своем сообщении «Русская линия», вышла в эфир в 1991 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Около 10 лет радио осуществляло трансляцию своих программ в Санкт-Петербурге на волне 684 кГц, принадлежавшей ООО «Караван». Однако 4 марта 2007 года «в связи со сменой арендодателя», вещание «Радонежа» в Санкт-Петербурге прервалось. С 26 марта радио возобновило свое вещание на средних волнах 1323 кГц с 20 до 23 часов. Возобновление вещания в Санкт-Петербурге стало возможным благодаря братской помощи, оказанной радио «Радонеж» со стороны петербургской радиостанции «Град Петров». В настоящее время, по результатам состоявшегося конкурса, радио «Радонеж» вновь начало вещать на прежних волнах — 684 кГц.

http://patriarchia.ru/db/text/408607.htm...

Студенты Санкт-Петербургской духовной академии выступают в поддержку Егора Бычкова Мы видим, что представленное на рассмотрение суда уголовное дело было составлено без четких формулировок, а потому рушилось в ходе судебного заседания. 27 октября, 2010 Мы видим, что представленное на рассмотрение суда уголовное дело было составлено без четких формулировок, а потому рушилось в ходе судебного заседания. 25 октября 2010 года по благословению ректора Санкт-Петербургской православной духовной академии епископа Гатчинского Амвросия прошло внеочередное собрание студенческого собрания. Главной темой совещания стал вопрос, который активно обсуждается в СМИ, разными религиозными и общественными деятелями нашей страны по осуждению активиста фонда «Город без наркотиков» Егора Бычкова. После обсуждения вопроса его деятельности, методов реабилитации и результатов его работы студенческий совет решил обратиться к общественности с открытым письмом, где выразил озабоченность нарастающей в нашей стране проблеме употребления наркотических средств. Из приведенной на совещании статистики очевидна необходимость создания подобных реабилитационных центров. В итоговом решении студенческого совета Санкт-Петербургских духовных школ было особо отмечено: «Исходя из изложенных фактов, просим обратить особое внимание общественности на сложившуюся ситуацию, поскольку в случае наказания Егора Бычкова и его соратников появится крайне негативный прецедент наказания гражданской инициативы в нашем государстве». После обсуждения дела Егора Бычкова студенческое совещание перешло к решению текущих вопросов учебной и культурной жизни духовных школ. ЗАЯВЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ ПО ВОПРОСУ ОСУЖДЕНИЯ ЕГОРА БЫЧКОВА Мы, студенты Санкт-Петербургской православной духовной академии, глубоко обеспокоены происходящим в настоящее время процессом над активистом фонда «Город без наркотиков» Егором Бычковым и его соратниками, которые были реабилитантами этого центра, отошли от пагубного пристрастия употребления наркотиков и стали активно помогать Егору.

http://pravmir.ru/studenty-s/

ВИЗИТ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГ ПРОФЕССОРА А.Л.ДВОРКИНА декабря 2003 С 23 по 25 декабря 2003 г. по приглашению епархиального Миссионерского отдела в Санкт-Петербурге находился Президент Центра религиоведческих исследований во имя сщмч. Иринея Лионского (Москва), зав. кафедрой Сектоведения Свято-Тихоновского Богословского института, профессор Александр Леонидович Дворкин. С 23 по 25 декабря 2003 г. по приглашению епархиального Миссионерского отдела в Санкт-Петербурге находился Президент Центра религиоведческих исследований во имя сщмч. Иринея Лионского (Москва), зав. кафедрой Сектоведения Свято-Тихоновского Богословского института, профессор Александр Леонидович Дворкин. В ходе визита профессор Дворкин провел ряд встреч и прочитал несколько лекций. 23 декабря А.Л.Дворкин был приглашен в Центр Апологетических исследований (АЦ), где провел беседу с сотрудниками Центра о современном положении тоталитарных сект в России и мире и о способах противодействия им. В ходе беседы была отмечена разница в подходах АЦ и Центра Иринея Лионского к определению основных терминов ( " культ " и " тоталитарная секта " ) и, соответственно, к методам противодействия этим деструктивным организациям. Вместе с тем, общность позиций по многим основополагающим вопросам помогает продолжать конструктивное сотрудничество в этой сфере. Затем состоялась встреча со студентами СПбДАиС в Актовом зале Духовных школ, где А.Л.Дворкиным была прочитана лекция о трех ступенях противодействия сектам (профилактика, консультирование по выходу и реабилитация). После лекции профессор Дворкин ответил на вопросы слушателей. А.Л.Дворкин был принят Ректором Санкт-Петербургских Духовных школ архиепископом Константином и подарил для библиотеки СПбДАиС последнее издание своей книги " Сектоведение. Тоталитарные секты " . Вечером состоялись занятия на епархиальных Миссионерских курсах, где обсуждались все вышеперечисленные темы. Занятия на епархиальных Миссионерских курсах 24 декабря по приглашению баптистского Христианского Университета, проф. Дворкин принял участие в круглом столе, где обсуждались темы дозволенных методов противодействия тоталитарным сектам и межцерковные пути сотрудничества по этой проблеме. В ходе беседы А.Л.Дворкин выразил сожаление в том, что все большее количество евангелистских общин, с которыми возможно дискутировать и проводить богословский диалог, попадают под влияние неохаризматического движения, которое настолько извращает евангельское учение, что не может уже называться христианским.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=171...

Закрыть В Санкт-Петербурге прошла конференция «Русско-Византийский Логос» 10:52 15.09.2022 675 Время на чтение 4 минуты Фото: spbda.ru 13 сентября в Санкт-Петербургской Духовной академии состоялась международная научно-богословская конференция «Русско-Византийский Логос», объединяющая преподавателей и студентов высших духовных и светских учебных заведений из разных стран, сообщает сайт учебного заведения . Конференция проходила в Книжной гостиной Издательства Санкт-Петербургской духовной академии в очно-дистанционном режиме. Цель форума — презентация научных исследований в области византийской богословско-философской мысли и русской религиозной философии. В организации мероприятия приняли участие кафедра богословия, кафедра иностранных языков и кафедра древних языков Духовных школ Северной столицы. Перед началом конференции участников приветствовал кандидат исторических наук, кандидат богословия, проректор по научно-богословской работе, доцент кафедры церковной истории Санкт-Петербургской Духовной Академии протоиерей Константин Костромин, который огласил тему и регламент мероприятия. Далее состоялось пленарное заседание. С докладами выступили: Скотникова Галина Викторовна (доктор культурологии, профессор, профессор кафедры теории и истории культуры Санкт-Петербургского государственного института культуры; ведущий научный сотрудник Российского института истории искусств): «Петербургские византинисты — преподаватели духовных и светских образовательных учреждений»; Котельников Владимир Алексеевич (доктор филологических наук, профессор, главный научный сотрудник Института русской литературы Российской академии наук, член экспертного совета Патриаршей литературной премии): «Болеслав Маркевич как консервативный публицист и литератор. К 200-летию со дня рождения»; Гаврилов Игорь Борисович (кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии): «Презентация журнала " Русско-Византийский вестник " 4 (7) за 2021 г.». После пленарного заседания конференция продолжила свою работу в формате секций «Русская религиозная мысль» и «Византия и русская культура». 

http://ruskline.ru/politnews/2022/09/15/...

Архив Пн Патриарший Местоблюститель встретился с преподавателями и студентами Санкт-Петербургских Духовных школ 2 января 2009 г. 22:17 2 января 2009 года Патриарший Местоблюститель митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл посетил Санкт-Петербургские Духовные школы. У входа в здание Патриаршего Местоблюстителя встречали ректор СПбДАиС епископ Гатчинский Амвросий , преподаватели и студенты академии и семинарии, воспитанницы Регентского отделения. В храме академии владыка Кирилл обратился к учащимся со словом назидания. Отметив, что в этих стенах он провел лучшие годы своей жизни, иерарх сказал: «Куда бы Господь меня затем ни посылал, я вспоминал Санкт-Петербургские Духовные школы». «Мы жили в трудное время, которое отличалось особыми по сложности отношениями Церкви и государства. Позже этот период назвали временем застоя. Но в нашей Духовной академии не было никакого застоя, здесь бурлила жизнь, здесь рождались новые подходы, в том числе в изучении богословия. Часто мы спорили, отстаивали разные точки зрения, но это была благодатная и творческая дискуссия. И в результате нашу духовную школу многие отметили как, наверное, лучшую богословскую школу в православном мире», — подчеркнул митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Патриарший Местоблюститель выразил надежду, что великие традиции Санкт-Петербургской Духовной академии, получившие свое осуществление в веке двадцатом, еще будут воплощены в новых условиях исторического бытия Церкви. «Сегодня есть все для того, чтобы развивалась богословская мысль, чтобы юношество наше получало не только хорошее богословское, но и духовное образование. Исходя из своего опыта, скажу: нужно, конечно, владеть методом богословского исследования, нужно уметь писать богословские тексты, но самое главное — научиться сопрягать богословие с жизнью. Если это происходит, то смысл богословия становится очевидным, тогда богословие становится духовным и интеллектуальным оружием». Как отметил митрополит Кирилл, в свое время выдающийся богослов и архипастырь, кандидат на Патриарший Престол Высокопреосвященнейший митрополит Киевский Антоний (Храповицкий) мечтал о том, чтобы на место, как он говорил, прогнившей российской либеральной интеллигенции пришла интеллигенция духовная: «Он мечтал о том, чтобы место тех, кто разрушал сознание нашего народа, займут созидатели интеллектуальной его жизни. Митрополит Антоний готовил так называемое ученое монашество, и многое из задуманного ему удалось сделать, но это стройное течение жизни было прервано катастрофой революции и гражданской войны».

http://patriarchia.ru/db/text/519962.htm...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010