Указатель статей, помещенных в «прибавлениях» к «Творениям святых отцов» за 1843–1864, 1871, 1872, 1880–1886 годы, м.: Тип. м. г. Волчанинова, 1887. 36 с. Указатель к журналу «Богословский вестник»: первое десятилетие, 1892–1901 гг./Сост. К. м. Попов. Издание Московской Духовной Академии. СП, СТСЛ: Собств. тип., 1903. 80 с. Указатель к журналу «Богословский вестник»: второе десятилетие, 1902–1911 гг./Сост. К. м. Попов; Издание Московской Духовной Академии. СП, СТСЛ: Собств. тип., 1912. Указатель к журналу «Богословский вестник», издаваемый Московской Духовной Академией 1912–1918 гг. л., 1951. 34 с. (Машинопись). Философское содержание русских журналов начала XX в.: статьи, заметки и рецензии в литературно-общественных и философских изданиях 1901–1922 гг.: библиогр. указ, в 2 вып./Отв. ред. А. А. Ермичев. СПб.: Изд-во Рус. христиан, гуманит. ин-та, 2001. 480 с. Флоренский П., свящ. Библиография по агиологии/Публ., предисл., примеч. иером. Леонтия (Козлова), с. ю. Акишина//БВ 5–6. 2005–2006. С. 628–641. Центральный исторический архив г. Москвы (ЦИАМ). Фонд 229. [М,] б. г. (Машинопись из ЦИАМ). Опись части архива Московской духовной академии и семинарии, большую часть занимают личные дела преподавателей, студентов и служащих Академии Энциклопедический словарь Московского университета. Исторический факультет, м., 2004. II. Хроники, уставные материалы, отчеты Журналы заседаний совета православного богословского института и Богословско-пастырских курсов за 1944–1945 гг.//БВ 13 (н. с.). 1. 1945–1946. 2013. с. 261–324. Отчетный доклад о жизни Богословского института за 1944–1946 гг.//БВ 13 (н. с.). 1.1945–1946. 2013. с. 245–260. Проект Устава духовных академий. СПб.: Медиц. тип., 1810. 35 с. Проект устава православных духовных академий/Ведомство православного исповедания Санкт-Петербургского духовно-учебного округа. Конференция СПбДА, 1869. 140 с. Проект Устава Православных Духовных Академий, выработанный Советом Московской Духовной Академии. СП: Тип. тел, 1906. 41 с. Проект Устава Православной Духовной Академии, составленный комиссией профессоров С.-Петербургской Духовной Академии, рассмотренный и измененный Советом Академии, и объяснительные записки к нему. СПб., 1907. 37 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Барсуков Н.П. Жизнь и труды М. П. Погодина. Кн. 10. СПб., 1896. Волков А.А. Амфитеатров Яков Космич//Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 2. С. 206. ГринченкоН.А., ПатрушеваН.Г., РаскинД.И. Цензура в России XIX – начала XX вв.//Русские писатели, 1800–1917: биогр. слов. М., 2007. Т. 5. С. 775–791. Карпук Д.А. Духовная цензура в России во второй половине XIX в. (по материалам фонда Санкт-Петербургского духовного цензурного комитета)//Христианское чтение. 2015. С. 210–251. Котович А.Н. Духовная цензура в России (1799–1855 гг.). СПб., 1909. Лесков Н. С. Церковные интриганы. Исторические картины//Исторический вестник. 1881. Т. 8. 5. С. 364–390. Макарий (Булгаков) , еп. История русского раскола, известного под именем старообрядчества. СПб., 1855. Письма Филарета, митрополита Московского, к Макарию, митрополиту Московскому//Церковный вестник. 1883. 13. С. 10–11. Полунов А. Ю, Соловьев И. В. Жизнь и труды академика Е. Е. Голубинского с приложением «Воспоминаний» Е. Е. Голубинского. М., 1998. Раздорский А. И., Д. Б. К. Илиодор (Чистяков) , архиеп. Курский и Белгородский//Православная энциклопедия. М., 2009. Т. 22. С. 233–235. Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам. Т. V. Ч. 1. М., 1887. Титов Ф. Макарий (Булгаков) , митрополит Московский и Коломенский. Историко-биографический очерк. Киев, 1895. Т. I: Годы детства, образования и духовно-училищной службы митр. Макария (1816–1857 г.). Титов Ф. , прот. Московский митрополит Макарий Булгаков . Киев, 1915. Т. III: Литовский период в жизни митрополита Макария (1868–1879 гг.). Епархиальная деятельность митрополита в Литве и приложения. Чистович И.А. История Санкт-Петербургской духовной академии. СПб., 1857. Dmitry Karpuk. Metropolitan Macarius (Bulgakov) and Ecclesiastical Censorship in the 19th Century. Metropolitan Macarius (Bulgakov) is one of the most eminent bishops of the 19th century. He was best known, not only in the Russian Empire but also beyond its borders, for his fundamental studies in dogmatic theology and church history.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Викторин (Асеев), иером . Нравственное состояние учащихся духовных школ начала XX века в дневниках архиепископа Никона (Рождественского)//Церковный историк. 2023. 2 (12). С. 35–46. Автор статьи исследует свидетельства о нравственном состоянии учащихся церковно-приходских школ, духовных семинарий и академий в начале ХХ века, которые содержатся в дневниковых записях архиепископа Никона (Рождественского), члена Святейшего Синода и председателя Издательского совета при Синоде. Илюхина О. А . Профессора церковного права в российских университетах и духовных академиях в 1906–1917 гг.//Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2023. Вып. 113. С. 47–65. В статье исследуется научный потенциал университетов и духовных академий Российской империи в области церковного права во время обсуждения церковных реформ в 1906–1917 гг. Автор приходит к выводу, что в этот период можно говорить о трех развитых научных школах церковного права: Санкт-Петербургском университете, Московском университете и Казанской академии, в то время как Санкт-Петербургская и Московская духовные академии испытывали трудности с развитием собственных научных традиций из-за жесткого административного контроля и частой смены профессоров. Научные достижения в области церковного права оказались актуальны при подготовке церковной реформы в предсоборном обсуждении. Ларионов Д. С., свящ . Участие профессора П. В. Знаменского в научно-исследовательской и преподавательской жизни Казанской духовной академии с 1860 по 1870 гг.//Труды Коломенской духовной семинарии. 2023. 2 (21). С. 70–82. В статье дается обзор жизни и анализ первого периода научной и преподавательской деятельности профессора русской церковной истории П. В. Знаменского. Автор приходит к выводу, что проф. П. В. Знаменский был человеком высокой эрудиции, и в первый период своей научной деятельности он стал инициатором нового пути для исследовательской и преподавательской деятельности академических кафедр. Мозгов К. А . Катехизическое просвещение в традиции Русской церкви XVIII–XIX веков: по материалам катехизической литературы//Вестник Свято­-Филаретовского института. 2023. Вып. 47. С. 31–48.

http://bogoslov.ru/article/6194203

Главный редактор журнала «Русско-Византийский вестник» кандидат философских наук, доцент И.Б. Гаврилов: «Идея выпуска нового журнала родилась в ходе работы научного проекта Издательства СПбДА " Византийский кабинет " , ведущего свою деятельность с 2016 года под руководством заведующего кафедрой иностранных языков священника Игоря Иванова. Отец Игорь и выступил первым главным редактором нового издания. Будучи широко известным и авторитетным исследователем византийской культурной и философской традиции, автором многочисленных трудов по византинистике, он первоначально планировал назвать журнал " Византийский вестник " . Однако в процессе обсуждения на заседании редколлегии было предложено нынешнее название. Оно органично соединило два главных направления научной деятельности журнала — византийскую и русскую религиозную мысль. Новое имя журнала отразило ключевую идею его создателей — стремление к познанию православной цивилизации и возрождению духовных ценностей России и Византии. Выбранный синтез оказался весьма удачным, что убедительно подтвердил успешный опыт проведения двух международных научных конференций " Русско-Византийский Логос " в 2019 и 2020 годах, материалы которых украсили номера журнала. Первый номер объемом 223 страницы вышел в свет 1 июля 2018 года, в нем были представлены статьи 19 авторов. Второй номер объемом 374 страницы вышел первого апреля 2019 года, количество авторов — 20 человек. В рамках " Византийского кабинета " была проведена презентация номера с участием авторов и членов редакционного совета. Член редакционного совета, профессор РГПУ им. Герцена доктор философских наук А.А. Корольков выразил общее мнение всех участников о том, что издание обещает в скором времени превратиться в " учено-литературный " " журнал духовной преемственности " . Третий номер объемом 383 страницы вышел 28 августа 2020 года, а количество авторов достигло двадцати пяти человек. К сожалению, пандемия внесла свои коррективы и помешала проведению традиционной презентации в стенах СПбДА. Среди опубликованных материалов, получивших широкий читательский отклик, отметим подборки статей, посвященные выдающимся русским мыслителям М.Н. Каткову и Ю.Ф. Самарину, украсившие рубрику " Памятные даты России " .

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

287 Γενικο κανονισμο περ διευθετσεως τν εκκλησιαστικν και θνικν πραγμτων τν π τν οικουμενικν θρνον διατελοντων ορθοδξων χριστιανν πηκων το σουλτνου. Κωνσταντινοπολ, 1900. Подробнее о преобразованиях см.: Σταματπουλος Δ. Μεταρρθμηση και κκοσμκευση. Πρς μα ανασνθεση της ιστορας του Οικουμενικο Πατριαρχεου τον 19ον αινα. Αθνα, 2003. Σ. 77–152. 289 Кн. Г. Т[рубецкой]. Россия и Вселенская Патриархия после Крымской войны 1856–1860 гг. По неизданным материалам//Вестник Европы. 1902. Т. 3. С. 9–10. 291 Герд Л. А. Константинополь и Петербург. Церковная политика России на православном Востоке (1878–1898). М., 2006. С. 167–170. 292 Предложение Св. Синоду. 10 апреля 1910 г. 11683. РГИА. Ф. 796. Оп. 191. VI отд. 1 ст. Л. 1–5 об. 294 Выписка из определения Св. Синода от 13 июля – 2 августа 1912 г. 6231. РГИА. Ф. 797. Оп. 82. 2 отд. 3 ст. Д. 437. Л. 1–2 об. 296 Архим. Иаков – митрополиту Санкт-Петербургскому. 3 октября 1910 г. РГИА. Ф. 796. Оп. 191. VI отд. 1 ст. Д. 268. Л. 2–2 об. 297 Хозяйственное управление при Св. Синоде – Св. Синоду. 29 марта 1911 г. 11157. Там же. Л. 18–18 об. 299 Как отмечает исследователь П. Конортас, оттоманское правительство ставило вопрос о привилегиях Церкви в полную зависимость от текста бератов и тем вынуждало и Патриархию поступать так же. Κονρτας П. Η εξλιξη των «εκκλησιαστικν» βερατων και το «Προνομιακν Ζτημα»//Τα ιστορικ. 1988. N. 5. Τεχ. 9. Σ. 259–286. 300 Τ κατ τ ζτημα τν κκλησιαστικν προνομων π τς 19 φεβρουαρου 1883 μχρι τς πιβραβεσεως το ρχαου καθεσττος. ν Κωνσταντινουπλει, 1884. 304 Иером. Павел – С. М. Лукьянову. Санкт-Петербург, 15 июня 1910 г. РГИА. Ф. 796. Оп. 187. VI отд. 1 ст. Д. 7087. Л. 30–31 об. 305 Взгляды о. Петра (Троицкого) находились в созвучии с позицией обер-прокурора Св. Синода А. П. Толстого. П[етров] Н. Взгляд очевидца на греко-болгарскую распрю//Исторический вестник. 1886. Август. Т. 7. С. 274–286. 306 Архим. Антонину (Капустину) посвящена большая библиография, отражающая преимущественно его научную деятельность и иерусалимский период жизни. Афинский и константинопольский периоды только начинают систематически изучаться. См .-.Дмитриевский А. А. Начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин) как деятель на пользу Православия на Востоке и в частности в Палестине (По поводу десятилетия со дня его кончины)//СИППО. 1904. T. XV. Вып. 2. С. 95–148; Киприан (Керн) , архим. О. Антонин Капустин, архимандрит и начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (1817–1894). Белград, 1934; Παπουλδης К. К. О ελληνικς κσμος του Αντωννου Kapustin (1817–1894): Συμβολ στην πολιτικ της Ρωσας στη Χριστιανικ Ανατολ το 19° αινα. Θεσσαλονκη, 1993; Герд Л. А. Архим. Антонин Капустин и его научная деятельность (по материалам петербургских архивов)//Рукописное наследие русских византинистов. СПб., 1999. С. 8–35; Дневник архимандрита Антонина (Капустина). 1881/Изд. подг. Η. Н. Лисовой , Р. Б. Бутова. М., 2011 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 10, 2009 год ТРУДНОСТИ СТАНДАРТА В 1988 году Смоленская семинария одной из первых возобновила работу после перестройки. А совсем недавно, также одной из первых в России, получила лицензию на реализацию государственного стандарта «Теология». Какие сложности стоят перед Духовной школой на этом пути? Что нужно для того, чтобы семинария стала полноценным высшим учебным заведением? Об этом размышляет ректор Смоленской Духовной семинарии протоиерей Георгий Урбанович. Лекции он-лайн Учебно-методическая деятельность Смоленской семинарии стала ориентироваться на систему работы высшего учебного заведения с прошлого учебного года. Решено было начать с изменения недельной лекционной нагрузки. Главная задача преподавателей заключалась в том, чтобы сохранить прежний объем изучаемого материала при сокращении аудиторных часов за счет увеличения времени для самостоятельной работы. Но для организации самостоятельной этого нужно было обеспечить студентов современными учебными пособиями, что на данном этапе было не так легко. Выходом из сложившейся ситуации стало создание собственных электронных учебно-методических пособий в системе e-learning на основе технологий и опыта Московского государственного университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ). Согласно методике e-learning , вуз создает электронный учебный портал на собственном сервере или в интернете. Курс каждой дисциплины на этом портале представляет собой мини-сайт, где студент имеет доступ к следующим разделам: основные требования к изучению курса и учебная программа; рекомендуемое электронное учебное пособие или авторские лекции по всем темам; примерные темы и планы семинарских занятий; литература для обязательного чтения и электронная библиотека по предмету; контрольные вопросы; рейтинг студентов. При таком подходе студент обеспечен всеми материалами для овладения знаниями. Электронный вариант лекций преподавателя не является статичным, а постоянно обновляется и совершенствуется. Студент может ознакомиться с лекцией еще до ее прослушивания в аудитории, это позволяет строить занятия в режиме диалога. Преподаватель избавляется от необходимости «пересказывать себя» и может предложить на лекциях анализ первоисточников, детальное рассмотрение тех или иных аспектов темы, дискуссию по интересующим вопросам. В Смоленской семинарии такая технология была апробирована в 2008/2009 учебном году в качестве экспериментальной по предметам патрология, методика преподавания теологии, Священное Писание Ветхого Завета, Священное Писание Нового Завета и доказала свою эффективность. Вуз или семинария?

http://old.aquaviva.ru/archive/2009/10/6...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 1, 2008 год Аксиос! Какова мера аскетизма христианина в быту? На вопрос «ВЖ» отвечают новорукоположенные клирики Петербургской епархии Иеродиакон Иларион (Качур): Мера аскетизма у каждого православного христианина, разумеется, своя. Она должна быть по его силам и не должна превышать его возможностей. Все нужно подвергать разумному рассмотрению. У мирянина такая мера должна соответствовать степени его послушания своему духовнику, который в результате помогает ему стать здоровой духовной личностью. На уровне мирянина, безусловно, возможно и необходимо бывает разумное использование любых благ цивилизации, поскольку в наше время необходимы многие технические средства и в том числе, например, различные средства связи. А для священника машина, например, является просто средством передвижения, как и для множества самых обычных людей в наше время. Священник Даниил Василевский: Аскетизм в быту, очевидно, связан с милостыней. Своей щедростью мы и благодарим Бога за Его бесчисленные благодеяния. С другой стороны, она помогает побороть привязанность к тленному. Господь наш Иисус Христос сказал: «У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же». Хорошо, если мы стараемся ограничить себя в потребностях, чтобы отдать что-то ближнему. А мера щедрости определяется нашей совестью и верой в Промысл Божий. Священник Павел Исаков: «Все мне дозволено, но не все полезно», - говорит апостол Павел. Аскетика в быту возможна и в наше время, как и во все другие времена. Например, потерпеть давку в транспорте или без раздражения посидеть в длинной очереди к участковому врачу в поликлинике. Что касается современных технических средств, то сами по себе они нейтральны, их можно использовать, хотя в целом развитие современной техники может разрушительно действовать на нервную систему человека. Но и в древние времена, и в средние века соблазном могли служить какие-либо новшества, а роскошь могла соблазнять и порабощать тех, кто ею пользовался. Ведь все должно быть в меру. И воздержание должно быть разумным, и пользование благами цивилизации не должно стать пристрастием. Христианин во все времена должен быть воздержан, а степень его воздержания должна соответствовать уровню его духовного развития.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/1/35...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 6, 2008 год Русские Пятидесятники Анастасия Коскелло Руководитель информационной службы «Вода живая» Русское сектантство - неотъемлемая часть духовной жизни русского народа. Знаю твердо, что Россия немыслима без этих людей, что без них душа России лишилась бы самых характерных, существенных и ценных своих черт. Николай Бердяев, «Духовное христианство и сектантство в России» (1916) «ТУЧИ НАД БОРСКОМ» Пятидесятники» - кто они? Большинство людей, посещающих сегодня православные храмы, почти ничего не знают о них и никогда не сталкивались с ними в жизни. Информации о пятидесятниках в прессе и на телевидении крайне мало, а та, что есть, обычно носит характер некоей «страшилки». «Беснующиеся» проповедники, массы агрессивных «прозомбированных сектантов», плюс закадровый голос, вещающий об использовании «психотропных средств», «подавлении личности» и невероятных финансовых потоках, которые вращаются в «сектантском бизнесе». Естественно, что от просмотра таких публикаций и роликов у психически здорового человека возникнет отторжение к самому слову «пятидесятники». То же касается «баптистов», «евангелистов», а заодно и «иеговистов» с «мормонами» (хотя первые два течения принадлежат к христианскому миру, а вторые - уже очень далеко от него отстоят, в массовом сознании все они стоят словно бы в одном ряду). По моим личным наблюдениям, подчас даже те из нас, кто критически относится к содержимому телеэфира, не могут избавиться от почти подсознательного ужаса перед «страшными сектантами». Например, моя покойная бабушка, образованный человек, известный врач, не сомневалась, что баптисты практикуют жертвоприношения младенцев, и рассказывала, как в больнице, где она работала, лечили женщину из баптистской общины, пытавшейся это самое жертвоприношение совершить. Видимо, таким убеждениям есть много причин, не последняя из которых - атеистическая пропаганда прошлых лет, мощный «осадок» от которой ощущается нами и по сей день. «Союз воинствующих безбожников» и его идейные последователи немало потрудились для этого, фабрикуя яркие, запоминающиеся мифы о сектантской «кровожадности». Один из поздних вариантов такого мифа - известный многим «антирелигиозный» фильм «Тучи над Борском» 1960 года выпуска (время от времени его до сих пор транслируют центральные телеканалы). Сам по себе этот фильм - удивительная «гримаса истории». К слову, сценаристом картины является Семен Лунгин, по иронии судьбы - отец режиссера знаменитого сегодня «Острова». Среди многих популярных актеров снимался в фильме и ныне известный православный режиссер Никита Михалков: там он играет роль «попа» в «антирелигиозной» театральной постановке в школе…

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/6/52...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 6, 2010 год ОТРОК ИИСУС Евангелие от Луки немного приоткрывает завесу над тайной отроческих лет Спасителя, о которых молчат остальные евангелисты. Эти библейские строки помогают не только понять, как во Христе соотносились божественные и человеческие свойства, но и уяснить значение «нежного возраста» в жизни человека. «Господь воспринял все свойственное человеку, кроме греха». Мы повторяем эту формулу, но не всегда продумываем до конца, что из нее следует. Он, как и мы, радовался и грустил, уставал и отдыхал, страдал от боли и умер. Но это ведь частные следствия того главного, в чем Он уподобился нам. «Свойственное человеку» — это постоянная необходимость продвигаться от менее совершенного к более совершенному. Мы преодолеваем сопротивление земного вещества, которое после грехопадения стремится к разъединению. Мы должны становиться лучше, хотя весь мир смотрит в бездну распада. В нас пребывает дух, который не может следовать за материей и потому неизбежно страдает. Конечно, физически мы развиваемся и помимо своей воли. Но у этого процесса есть и обратная сторона: всякое улучшение в природе предполагает умирание. Поэтому душевное совершенствование все равно происходит вопреки развитию плоти. Иисус, будучи человеком, учился ходить и разговаривать, читать и писать. Он не сразу воспринял ремесло своего приемного отца, а вынужден был какое-то время слушать, наблюдать и запоминать. Даже духовная мудрость приходила к Нему постепенно (Лк. 2, 40. 52). Иисус был сначала младенцем, потом отроком, юношей и, наконец, зрелым мужчиной. Можно сказать, что Он достиг вершины жизненного пути, с которой мог обозревать все этапы становления человеческого существа. Но один из Его периодов жизни остается загадкой: каким был для Иисуса переход из детства в отрочество? Как постепенное развитие души подростка совместимо со всеведением Сына, которым Он обладает подобно Отцу? С другой стороны, если Сам Иисус был «несмышленышем», то, может быть, наша ограниченность, постепенное перемещение из одной возрастной категории в другую, физическое и умственное созревание — это не неизбежное зло, а нечто необходимое для спасения? За ответом обратимся к Священному Писанию.

http://old.aquaviva.ru/archive/2010/6/75...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 11, 2010 год СЕРДЦЕ ВОЛОНТЕРА Мы привыкли, что люди переосмысливают свою жизнь, становятся неравнодушными, когда с их здоровьем случается что-то серьезное. Но есть и те, кто во внешне благополучном состоянии спешат помогать ближнему, делать добро. Когда их собственное здоровье в полном порядке, задумываются о здоровье других. Их называют волонтерами — добровольно помогающими. Что движет ими? Что происходит в душах этих людей? Некоторое представление о волонтерской работе я имел: геронтологическому центру немного помогал, пытался работать в фонде помощи ВИЧ-инфицированным, собирал книжки для детского дома... Но все это как-то по касательной, недолго и не совсем серьезно: я не чувствовал, что способен проникнуться болью другого человека, отдать ему часть своего личного пространства и времени. Именно не чувствовал. Это ведь как с доказательством бытия Божия: можно усвоить несколько силлогизмов и признать их неопровержимость, но не иметь душевного позыва к богообщению. Понимать, что жизнь только для себя и для своей семьи пуста, что душевные силы, прибереженные «на всякий случай», только выжигают изнутри, — совсем не то же самое, что иметь желание делать что-то хорошее. Откуда берется это желание, внутренняя потребность помогать другому? Я спросил об этом двух волонтеров петербургского фонда «АдВита»  — Сергея Шороха и  Екатерину Воронову  — людей с разным опытом, по-разному этот опыт осмысливающих. «Что-то, что-то не так...» Первое, что меня интересовало, — момент душевного сдвига, когда человек, закованный в треугольник «работа-семья-досуг», выходит за его пределы, ставит себя в ситуацию каждодневного стресса и большой духовной опасности. Мои собеседники, конечно, не смогли указать конкретную точку во времени, когда этот сдвиг произошел, но кое-что я понял. Еще до встречи с Сергеем я узнал, что четыре года назад он тяжело заболел (острый лейкоз), и именно фонд «АдВита» помог ему, собрав деньги на трансплантацию костного мозга. В моей голове сработал шаблон: понятное дело, человека подтолкнула к помощи ближнему собственная болезнь... Но Сергей решительно отказался от подобной установки: «Когда я болел, думал только о том, как бы побыстрее выздороветь, и после выздоровления еще долго продолжал жить по-старому». «А что же произошло потом?» — спрашиваю я. «Возникло ощущение, что у меня во всем что-то не так: проблемы с девушками, с профессией... Короче говоря, пришло осознание, что я все делаю неправильно, хотя внешне все было в порядке».

http://old.aquaviva.ru/archive/2010/11/8...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010