По окончании в 1878 году четырехлетнего курса обучения в Санкт-Петербургской духовной академии А.П. Лопухин был оставлен при церковно-историческом отделении для подготовки к магистерской степени. 7 июня 1879 года его как человека, превосходно владевшего английским языком, назначили на место псаломщика при православной русской посольской церкви в Нью-Йорке на трехлетний срок . Свое пребывание в США А.П. Лопухин посвятил изучению светской и религиозной жизни североамериканского общества. Он регулярно публиковал материалы на эту тему в российских журналах " Церковный вестник " , " Православное обозрение " , " Странник " , " Берег " и др. Целый ряд статей был им опубликован и в периодическом издании Русской православной церкви в Нью-Йорке " TIF Oriental Church Magazine (Журнал восточной церкви) " . Свою магистерскую диссертацию А.П. Лопухин посвятил состоянию римско-католической церковной организации в США. В 1881 году эта работа была успешно защищена им в Санкт-Петербургской духовной академии. 5 октября того же года Санкт-Петербургский митрополит Исидор утвердил А.П. Лопухина в степени магистра богословия. В 1881 году текст магистерской диссертации Лопухина вышел в свет в виде отдельной книги . Тогда же были опубликованы и две другие его книги, написанные во время пребывания в США и посвященные религиозной жизни американского общества: " Религии в Америке " и " Жизнь за океаном. Очерки религиозной, общественно-экономической и политической жизни в Соединенных штатах Америки " . Кроме того, в 1882 году А.П. Лопухин напечатал книгу " Библия и научные открытия на памятниках древнего Египта " . После того, как в июне 1882 года истек трехлетний срок службы А.П. Лопухина при Русской православной церкви в Нью-Йорке, руководство Санкт-Петербургской духовной академии постаралось закрепить его в штате данного учебного заведения. Свободной кафедры здесь в то время не оказалось, и Александру Павловичу было предложено занять должность секретаря Совета и Правления академии. 30 октября 1882 года он был утвержден митрополитом Сидором в указанной должности. Спустя год в связи с уходом в отставку профессора И.Т. Осинина в Санкт-Петербургской духовной академии освободилась кафедра сравнительного богословия. 31 октября 1883 года А.П. Лопухин был избран Советом академии на должность доцента по названной кафедре, 2 ноября митрополит Исидор утвердил его в этой должности.

http://predanie.ru/book/219933-zakonodat...

Архив Пн Доклад епископа Гатчинского Амвросия на торжественном акте, посвященном 200-летию Санкт-Петербургской духовной академии и 30-летию Регентского отделения 9 октября 2009 г. 16:59 Ректор Санкт-Петербургских духовных школ епископ Гатчинский Амвросий выступил с докладом на торжественном акте , посвященном 200-летию Санкт-Петербургской духовной академии и 30-летию Регентского отделения. Ваше Святейшество, Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, возлюбленные о Господе братья и сестры, уважаемые выпускники, студенты и гости академии! Сегодняшний день подводит итог двухвековому развитию Санкт-Петербургской духовной академии — одного из старейших учебных заведений не только Русской Православной Церкви, но и Российского государства. Примечательно, что юбилей совпал с другой памятной датой академии — 30-летием со дня открытия Регентского отделения при ней. Такое парадоксальное, и в то же время логичное для церковной жизни сочетание торжества высокого академического богословия, с одной стороны, и практически-ориентированного литургического начала, с другой, дает возможность еще раз вспомнить важнейшие вехи на пути исторического развития академии, оценить ее нынешнее состояние, а также попытаться заглянуть хотя бы в ближайшее будущее. Духовная академия как самостоятельное высшее духовное учебное заведение была выделена из состава Александро-Невской академии во время реформы 1808-1809 годов. Особый импульс к развитию академии как научно-богословского центра придал Устав 1869 года, согласно которому профессором мог стать только выпускник, защитивший первую ученую степень — магистерскую диссертацию. Защита второй ученой степени — докторской работы — позволяла преподавателям перейти из разряда экстраординарных профессоров в ординарные и использовать все преимущества положения последних. Одним из важных моментов этой эпохи стало развитие научно-богословских журналов «Христианское чтение» и «Церковный вестник» — благодаря четкой системе гонораров авторы из числа профессуры и студентов имели дополнительный важный стимул к подготовке и публикации научных и публицистических статей.

http://patriarchia.ru/db/text/807522.htm...

Там же, л. 3. Там же, л. 20–20 об., 22. 21 апреля 1905 г. студент Санкт-Петербургского университета М. Галкин подал ректору заявление с просьбой разрешить ему вступить в законный брак. Давая подписку в том, что не будет «обращаться в Университет во все время продолжения… высшего образования за каким бы то ни было материальным вспомоществованием», он утверждал, что имеет «постоянный литературный заработок в редакции журналов: “Отдых Христианина”, “Трезвая жизнь”, “Воскресный благовест”… могущий обеспечить безбедное существование семьи» (Там же, л. 16, 18, 29). Там же, л. 16–18, 29; ф. 19, оп. 113, д. 4320, л. 138; оп. 115, д. 425, л. 2. Дети от первого брака: сын Александр (1906 г. р.) и дочь Наталья (1911 г. р.) (Там же, ф. 14, оп. 3, д. 42873, л. 138 об. – 139 об.). Как известно, семинаристы, окончившие полный курс обучения, делились на несколько разрядов. Лучшим присваивалось звание «студента семинарии». Аттестат «студента семинарии» открывал его обладателю путь в духовную академию, предоставлял возможность получения должности помощника инспектора в семинарии, преподавателя в епархиальном духовном училище и др. (Леонтьева Т. Г. Учебный процесс в духовных семинариях России XIX века по воспоминаниям выпускников//Вестник Тверского государственного университета. Серия «История». 2016. 3. С. 14; Мраморнов А. И. Духовная семинария в России начала ХХ века: кризис и возможности его преодоления (на саратовских материалах). Саратов, 2007; и др.). 7 февраля 1905 г. в Совет Санкт-Петербургского университета поступила официальная информация от Правления Уфимской духовной семинарии о том, что студент университета М. Галкин просит допустить его «до испытаний на звание студента духовной семинарии» (ЦГИА СПб, ф. 14, оп. 3, д. 42873, л. 19). В 1906 г. (возможно, вместо 1906-го, в документе должен быть указан 1905 г.) «по выдержании установленных экзаменов» он был «удостоен звания студента семинарии» (Там же, ф. 19, оп. 113, д. 4320, л. 137 об. – 139 об.). 9 сентября 1908 г. Галкин обратился в Санкт-Петербургскую духовную консисторию с просьбой выдать ему из ставленнического дела удостоверение «о выдержании экзаменов» на звание студента духовной семинарии для представления его в Санкт-Петербургскую духовную академию, в которую он на тот момент намеревался поступать (Там же, ф. 14, оп. 3, д. 42873, л. 9; ф. 19, оп. 115, д. 425, л. 9).

http://sedmitza.ru/lib/text/9950094/

Иннокентий (Смирнов, 1784–1819) — воспитанник, а потом префект главной Троице-Сергиевой семинарии, затем бакалавр и инспектор Санкт-Петербургской духовной академии, ректор Санкт-Петербургской духовной семинарии и профессор духовной академии, доктор богословия, член главного правления училищ и ученого комитета министерства народного просвещения, благочинный над законоучителями столицы; известен как друг митрополита Филарета Московского в пору его служения в Санкт-Петербурге и главный борец против мистицизма, господствовавшего в России при Александре I. По должности духовного цензора Иннокентий одобрил к печати книгу Станевича " Плач на гробе младенца " , содержавшую в себе резкие порицания по адресу тогдашнего министра народного просвещения и исповедания, князя А.Н. Голицына, и других властей, покровительствовавших мистицизму. Чтобы удалить опасного противника из Санкт-Петербурга, князь Голицын настоял на назначении его епископом сначала в Уфу, потом в Пензу, где он успел проявить необычайную энергию в упорядочении епархии (см. Библейские Его " Начертание церковной истории " — не перевод и не переделка, а труд вполне оригинальный, составленный непосредственно по анналам Барония и Магдебургским центуриям, при некотором лишь (по мнению профессора Терновского) руководстве сочинений Вейсмана " Memoriabilla ecclesiastica historiae sacrae " . Это " Начертание " служило до 60-х годов пособием по церковной истории в духовно-учебных заведениях и единственным сочинением по этому предмету в русской литературе. Иннокентию принадлежат еще: " Деятельное Богословие " , ч. 1-я: " Объяснение Символа веры " ; несколько проповедей, отчасти изданных при его жизни, отчасти напечатанных в " Страннике " , в 1863–1871 годах. Много осталось от него писем, важных для истории его эпохи; часть их (письма к княжне С.С. Мещерской) напечатана в " Чтениях Московского общества Истории и Древностей " 1874 г., часть — в " Полном собрании его сочинений " (изданных дважды — в 1821 и 1845–1847 годах); часть хранится в рукописях, в Императорской публичной библиотеке. Ср. статью А.Н. Пыпина " Российское Библейское Общество " ( " Вестник Европы " , 1868); " Житие Иннокентия " , составленное архимандритом Фотием в 1821 г. (рукопись); В.И. Жмакин " Биография Иннокентия " (в " Христианском Чтении " , 1884–1885 г.), но без библиографии и оценки его сочинений. Рекомендуем

http://azbyka.ru/fiction/russkie-podvizh...

Синодальный информационный отдел проводит в Санкт-Петербурге краткосрочные курсы повышения квалификации сотрудников православных СМИ 15 мая 2012 г. 13:59 14 мая 2012 года в Санкт-Петербургском епархиальном управлении начали работу четырехдневные курсы повышения квалификации для представителей церковного медиасообщества епархий Северо-Западного федерального округа. Курсы организованы Синодальным информационным отделом при поддержке информационно-издательского отдела Санкт-Петербургской митрополии и редакции журнала «Вода живая. Санкт-Петербургский церковный вестник». Перед началом занятий в Синем зале Митрополичьего корпуса Александро-Невской лавры председатель информационно-издательского отдела епархии, ответственный редактор журнала «Вода живая» протоиерей Александр Сорокин совершил молебен. Представители епархиальных информационных отделов и пресс-служб, а также аналогичных структур монастырей, духовных школ, руководители церковных СМИ получили возможность общения с сотрудниками Синодального информационного отдела и опытными мастерами в сфере PR. Вступительную лекцию об информационной политике Московского Патриархата прочитал председатель Синодальный информационного отдела В.Р. Легойда . По словам советника председателя Синодального информационного отдела, заведующей кафедрой журналистики и PR Российского православного университета Е.В. Жосул, политика епархиальных СМИ должна быть направлена на сокращение коммуникационного разрыва с коллегами из прочих изданий. В каждом информационном отделе нужно создать медиакарту и, исходя из этого, выстраивать работу. В информационных рассылках следует уделять больше внимания общественно-публичной деятельности, чем внутрицерковным событиям. Большой интерес у слушателей курсов вызвала деловая игра, посвященная связям с общественностью в работе церковной организации, а также мастер-класс по подготовке базовых PR-дokyмehmob для СМИ. Их провела старший преподаватель кафедры журналистики РПУ Ж.Л. Карлова. С октября 2011 года Синодальный информационный отдел практически ежемесячно проводит курсы повышения квалификации для руководителей местных церковных СМИ и PR-cmpykmyp . Сотрудники отдела побывали во всех федеральных округах России. Каждый раз обучение на курсах проходят представители 15-20 епархий. Лекции, мастер-классы, деловые и ролевые игры призваны обозначить главные направления развития единого информационного пространства Русской Православной Церкви и повысить профессиональный уровень православных СМИ. Сайт Синодального информационного отдела /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/2220240.ht...

Еженедельно, с 1901 года – 2 раза в месяц, с 1916 года – ежемесячно Ранее: «Рижский епархиальный листок», 1880–1887 Рижский епархиальный листок, издаваемый при Рижской Духовной консистории. Рига, 1880–1887 2 раза в месяц Далее: «Рижские епархиальные ведомости», 1888–1916 Рязанские епархиальные ведомости, издаваемые при Братстве святителя Василия Рязанского. Рязань, 1865–1917. 2 раза в месяц Самарские епархиальные ведомости, издаваемые при епархиальном Братстве святителя Алексия. Самара, 1867–1918 2 раза в месяц Санкт-Петербургский духовный вестник. Еженедельный журнал с «Известиями по Санкт-Петербургской епархии». СПб., 1895–1901 Изд.: Общество распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви. Саратовские епархиальные ведомости (официальный и неофициальный отделы). Саратов, 1865–1905; 1913–1917. Еженедельно, с 1867 года – 2 раза в месяц, с 1876 – 4 раза в месяц, с 1884 – 2 раза в месяц, в 1901–1905 годах – 2 раза в месяц, с 1913 года – 3 раза в месяц. В 1855–1905 годах официальный и неофициальный разделы выходили отдельно С сентября 1905 по март 1913 года заглавие: «Саратовский духовный вестник» Саратовский духовный вестник. Еженедельный журнал. Саратов, 1905–1913. Ранее и далее: «Саратовские епархиальные ведомости», 1901–1905; 1913–1917 Симбирские епархиальные ведомости. Симбирск, 1876–1917 2 раза в месяц Смоленские епархиальные ведомости. Смоленск, 1865–1918 2 раза в месяц Ставропольские епархиальные ведомости. Ставрополь, 1886–1918. 2 раза в месяц, с 1908 года – еженедельно Ранее «Кавказские епархиальные ведомости», 2 1886 Таврические епархиальные ведомости. Симферополь, 1869–1917. 2 раза в месяц; с 1894 года еженедельно; с 1901 года – 2 раза в месяц; с 1906 года – 3 раза в месяц. Изд.: Таврическая Духовная консистория. 1906–1907 Неофициальную часть см. «Таврический церковно-общественный вестник» Таврический церковно-общественный вестник (неофициальная часть «Таврических епархиальных ведомостей»). Симферополь, 1906–1917. 3 раза в месяц под общей обложкой с официальной частью «Таврических епархиальных ведомостей»

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

23 Рункевич Степан Григорьевич (1867–1924) – доктор церковной истории, с 1894 года – секретарь, с 1900 года – обер-секретарь Синода, с 1903 года – член Учебного комитета при Святейшем Синоде. См.: Г.Э. Щеглов. Степан Григорьевич Рункевич (1867–1924): Жизнь и служение на переломе эпох. Минск, 2008, 436с. 25 Согласно академическому уставу 1884 года, преподаватель, исполняющий должность доцента, в течение двух лет после назначения на ту или иную академическую кафедру должен был написать и защитить магистерскую диссертацию. См.: Устав и штат православных духовных академий, высочайше утверждённый 20 апреля 1884 года. Киев, 1884 (§55). 26 П.С. Смирнов. Внутренние вопросы в расколе в XVII веке: исследование из начальной истории раскола по вновь открытым памятникам, изданным и рукописным. СПб.: тов. «Печатня С.П. Яковлева», 1898, 504с. 27 П.С. Смирнов. Споры и разделения в русском расколе в первой четверти XVIII века. СПб.: типография М.Меркушева, 1909, VI, 364, 168с. 28 Николаевский Павел , протоиерей (1841–1899) – профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии по кафедре русской церковной истории. См.: Д.А. Карпук. Кафедра русской церковной истории в Санкт-Петербургской Духовной Академии на рубеже XIX–XX веков//Христианское чтение. 2015, с.176–182. 29 Жукович Платон Николаевич (1857–1919) – профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии по кафедре русской гражданской истории. См.: А. Берташ, свящ., Г.Э. Щеглов. Жукович Платон Николаевич//Православная энциклопедия. М., 2008, т. XIX, с.374–377. 32 Подробнее о магистерском диспуте и о дискуссии с В.Н. Прозоровым см. здесь: П.С. Смирнов. Магистерский коллоквиум в нашей академии//Церковный вестник. 1898, стлб.1832–1835; 1899; стлб.92–95; стлб.134–137; стлб.166–169; стлб.211–216; стлб.255–259; стлб.292–294. 35 Возможно, речь идёт о следующем издании: И. Малышев, свящ. Книга об антихристе: Опровержение старообрядческого об антихристе учения. СПб.: Синодальная типография, 1892, 240с. 37 На самом деле в среднем у П. С. Смирнова каждый год защищалось 3–4 студента.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

профессор Иван Иванович Соколов (11.12.1865–03.05.1939) Византология История России Каноническое право Литургика Общая церковная история Патрология профессор Иван Иванович Соколов Историк Церкви и канонического права, византолог, ординарный профессор Санкт-Петербургской духовной академии Биография Детство, юношество, студенчество Родился в селе Новая Алексеевка Саратовской губернии 11 декабря 1865 года, в семье священника. Первое образование он получил ещё в детстве. Как сын верующих родителей, он воспитывался в вере и благочестии. В 1880 году Иван окончил духовное училище в Саратове, после чего продолжил обучение в Саратовской духовной семинарии, а по её окончании, в 1886 году, поступил в Казанскую духовную академию на казённый счёт. Учился он хорошо. В 1890 году, по завершении обучения, удостоился степени кандидата богословия, и как один из лучших выпускников академии был оставлен при ней (при кафедре общей церковной истории) на один год, профессорским стипендиатом. В сентября 1891 года И. Соколов был определен на работу в Саратовскую духовную семинарию, на должность преподавателя философии. В июле 1894 года Иван Иванович удостоился степени магистра богословия (в 1896 году его магистерская работа была отмечена премией митрополита Макария). Преподавательская деятельность В период с 1894 по 1903 год И. Соколов трудился в Санкт-Петербургской духовной семинарии преподавателем греческого языка. При этом с 1895 года он возглавлял отдел в издании «Византийский современник», где опубликовал около семисот работ, и тогда же начал сотрудничать с журналом «Странник». В период с 1897 по 1904 год Иван Иванович руководил отделом в «Церковных ведомостях», а с 1904 возглавлял один из отделов журнала «Церковный вестник». Кроме того он создал несколько десятков статей для Православной Богословской энциклопедии по истории Византии. В октябре 1903 года Иван Иванович удостоился звания доцента Санкт-петербургской духовной академии, по кафедре Греко-Восточной Церкви. В начале двадцатого века И. Соколов проходил стажировку в Константинополе, работая под покровительством Патриарха Иоакима III. Плодом его научной деятельности стала докторская диссертация, которую он защитил в 1904 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/

Особое внимание в своей работе Епархиальный отдел по противодействию наркомании и алкоголизму обращает на профилактику. С этой целью мы проводим конференции, семинары, встречи, выпустили два документальных фильма. Нами организовывались передачи по радио Град Петров, Радио Мария, Радио Россия. Кроме того, по благословению Правящего Архиерея нами издана брошюра " В помощь гибнущему брату " , готовится к печати ряд книг, а также второй выпуск альманаха Теория и практика противодействия наркомании и алкоголизму. Одна из задач нашей работы оперативное донесение информации о деятельности нашего отдела до всех заинтересованных лиц. Для этого с помощью Епархиальной службы коммуникации мы постоянно размещаем всю значимую информацию на официальном сайте Санкт-Петербургской митрополии, где имеется наша страничка. Помимо постоянно обновляющегося информационного и новостного блока, на ней размещены также наши номера телефонов и адрес электронной почты. О деятельности нашего отдела периодически выходят в эфир информационные сообщения по петербургскому и региональному телевидению. Отдельные выступления и сюжеты прошли по каналам СТС, НТВ, кабельному телевещанию и в ряде других телевизионных каналов. О нашей работе выходят статьи в журналах Церковный вестник, Град духовный, а также в газетах " Трезвение " и " Православный Санкт-Петербург " . Широкое ознакомление с деятельностью нашего отдела происходило на десятой Всероссийской выставке Православная Русь. Хочется отметить установившееся взаимодействие между Епархиальным отделом по противодействию наркомании и алкоголизму и Администрацией Санкт-Петербурга. Как наглядный пример такого взаимодействия и высокой оценки городскими властями нашей работы можно по праву считать недавнюю победу Епархиального реабилитационного центра Саперное в конкурсе, проводимом Комитетом по молодежной политике. Конкурс проводился на право получения государственного целевого финансирования на оказание стационарной реабилитационной помощи наркозависмимым. Наш проект Обеспечение реабилитации наркозависимой молодежи, который победил в этом важном для Епархии конкурсе, предусматривает не только преображение личности наркомана на базе отказа от употребления наркотиков, но и восстановление физического здоровья, отношений с семьей, восстановление социального статуса, получение необходимой квалификации. Важнейшее и определяющее направление программы проекта духовная реабилитация.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=188...

Епископ Петергофский Маркелл: «Опыт жизни во Христе – драгоценное наследие само по себе» (к 30-летию митрополита Никодима (Ротова)) сентября 2008 " Вода живая " продолжает серию публикаций к 30-летию кончины митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова). Предлагаем вниманию читателей воспоминания о покойном владыке викария Санкт-Петербургской митрополии, епископа Петергофского Маркелла. " Вода живая "   продолжает серию публикаций к 30-летию кончины митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова) . Предлагаем вниманию читателей воспоминания о покойном владыке викария Санкт-Петербургской митрополии, епископа Петергофского Маркелла (текст опубликован также в журнала " Вода живая. Санкт-Петербургский церковный вестник " за 2008 год).   Мне выпала радость знать Владыку Никодима, быть и общаться с ним, смотреть на некоторые привычные моменты церковного бытия его взглядом, в чем-то поддерживать его - в той мере, в какой он мне определил. Его опыт церковной деятельности, пастырского служения, бе­скорыстного и самоотверженного вопреки всем трудностям и сложностям времени и собственным немощам был, есть и будет для меня и­сключительно примерным.   - Почему столь по-разному видится сегодня роль и значение митрополита Никодима в истории нашей Церкви?   В сложный период истории всегда кто-то восходит на крест, встречая осуждение и непонимание. Лишь немногим дано видеть в таком подвиге ­скорбь и страдание. Все зависит от того, каким взглядом, каким оком взирать. Кто смотрит любящим взором с желанием понять, оправдать, а кто - взором, полным ненависти и надменности, слепого ригоризма и непроницательности.   - Насколько актуальны результаты деятельности Владыки Никодима сегодня? Какими они воспринимаются из сегодняшнего дня?   Самоотверженное служение Христу и его Церкви, радение о людях и храмах, свидетельствование о Православии в России и за границей - разве может все это потерять актуальность сегодня? Большее из того, над чем трудился и работал митрополит, продолжает жить и давать свои церковные плоды. Это и защита от закрытия Духовных школ, и подготовка церковных служителей, которая не останавливалась в тяжелое время, когда многие семинарии закрывались. Многие встали на путь церковного служения под омофором митрополита Никодима.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=194...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010