Вторую половину этого тезиса можно доказывать лишь с изданием Б.А. Тураева в руках и по выяснении его отношения к «господину часов» авве Георгию. Отсюда же вытекает и дальнейший тезис: этот Часослов по всей вероятности имеет первостепенную важность для определения тех эфиопских рукописей, в которых сохранился священный текст в рецензии папаса Саляма 6 . Думаю, что Б.А. Тураев вполне прав и в том его суждении, что «второй тип» Часослова возник на эфиопской почве. Но вот вопрос: хронологически этот «второй тип» не предшествует ли часослову аввы Георгия? Благодаря любезности ученого издателя, я имел в руках его выписки из Brit. Mus. Orient. 557 (cl no каталогу Wright), – рукописи, представляющей этот «второй тип». В этих ex-cerpta меня, как историка, интересовали собственно стихотворные песнословия в честь преподобных, в целом 30 строф, которые, как я думаю 7 , начинаются 12-м хыдар (8 ноября) и оканчиваются едва ли не 4 хыдар (31 октября), т. е. дают некоторое представление о месяцеслове за целый год. Рукопись cl не древняя (писана в 1739 г.); самые строфы в честь преподобных окончательно редижировапы едва ли ранее XVI в. 8 . Тем не менее тип месяцеслова, по которому они расположены, представляется очень своеобразным. а) Подле общеизвестных эфиопских преподобных 9 встречаются имена малоизвестные, напр. «абба Багу», «праведные вацифские», «святые кыдихские», «святые из Дабра-Дегва» 10 ; некоторые из них, при всей их необщеизвестности, однако фантастично-легендарны (напр. «абба Йоханни», «царь Ясай», скончавший дни свои на древе «с птицами посреди птиц»). б) Отношение строф к легенде о «девяти святых» необычно: из девяти упомянуты лишь трое: абба Ликанос, абба Гарима и абба Панталевон, и в числе опущенных – не кто меньший, как сам За-Микаель Арагави! Но абба Либанос ублажается 11 . в) Звезда аввы Иясус-Моа 12 еще не исчезла в лучах превосходящей славы аввы Такла-Хайманот. Эта подробность, по моему мнению, говорит о том, что строфы стоят на архаистической почве. Наконец г) строфа в честь архангела Михаила упоминает о «Гольгота» и «Амануель», знаменитых храмах, высеченных в скале царем Лалибала 13 и, повидимому самого этого царя Лалибала, под его царственным именем Габра-Маскаль, ублажает строфа под 30 хыдар (26 ноября) 14 . Из всей совокупности отмеченных признаков, как кажется, следует тот вывод, что рассматриваемые строфы были предназначены для богослужебного употребления в одном из монастырей, возводивших свою «генеалогию» не к Замикаелю-Арагави, а к авве Матаы-Либаносу. Этот монастырь, по всей вероятности, лежал в области Ласта 15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

—173— что Игнатия и его партию он считал законно осужденными. Об этом, видимо, и говорит следующий случай, рассказанный Никитой Пафлагоном в его обычном тоне крайней вражды к Фотию. Неустанно преследуя ненавистного ему Игнатия, пишет Никита, Фотий сманивал на свою сторону подарками и должностями приближенных и подчиненных Игнатию лиц и чрез них выслеживал патриарха. Среди них был ученик Игнатия, тоже Игнатий, некоторое время занимавший должность начальника Пропонтидских монастырей и потом поставленный Фотием в митрополита иерапольского. Чтобы отблагодарить своего благодетеля, митрополит обратил его внимание на то, что ссыльный патриарх позволил себе освятить престол в храме Сорока мучеников, на острове Платее, разрушенный руссами во время их грабежей по Пропонтиде. Фотий не счел поступок патриарха Игнатия за маловажный; напротив, доложил правителям как о чем-то великом и страшном и, посоветовавшись с своею церковью, послал митрополитов Амфилохия Кизического и Феодора Патрасского и сенатора Панталеона Вофра, и руками нечестивых разрушил святой престол. Он приказал снести его на берег моря, сорок раз омыть и снова поставить 2758 . По поводу описанного поступка Никита делает убийственную характеристику Фотия и читает ему суровый урок, приходя к выводу, что Фотий хуже всякого ересиарха 2759 . Отложив в сторону мораль Никиты, нужно признать, что Фотий пытался последовательно проводить соборно-установленный взгляд на Игнатия, как на лишенного сана. Это впрочем не мешало Игнатию продолжать смотреть на себя как на епископа и священнодействовать 2760 . —174— Как оказалось, К-поль не пожелал оставить решение папы без ответа, и летом 865 г. 2761 император Михаил отправил в Рим протоспафария Михаила 2762 с очень резким письмом к папе 2763 . Письмо не сохранилось. Насколько видно из ответного послания папы, император писал между прочим 2764 , что папа должен был бы считать за честь получить от Византии приглашение на собор 2765 ; что папу звали (в 860 году) не для суда над Игнатием, который был уже осужден собором (859 г.) 2766 , а вследствие слухов, что и сам папа находится в борьбе с иконоборцами 2767 ; К-поль не нуждался в легатах, так как иконоборчество было уже осуждено седьмым собором 2768 . Император сообщал, что восточные патриархи в деле Фотия и Игнатия вполне согласны с К-полем 2769 ; что Фотий и помимо согласия папы останется патриархом, а положение Игнатия не улучшится 2770 ; настаивал на отмене постановлений папы 2771 , требовал выслать в К-поль

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В том же районе находится мон-рь Макараванк, наиболее раннюю его церковь, относимую исследователями к Х в., логично рассматривать в ряду памятников А. К. Это небольшая крестово-купольная постройка с 4 помещениями в углах, выложенная из отесанных блоков темно-розового андезита. Композиция подобна ранней ц. Григория (X-XI вв.) мон-ря Агарцин и мн. др. арм. храмам этой эпохи. Богатый растительный и плетеный орнамент присутствует на фронтальной стенке алтарного возвышения и на внутренних обрамлениях оконных проемов ( Халпахчьян. 1980. С. 413). На правом берегу р. Хачен в Арцахе при раскопках городища Гявур-кала (Агдамский р-н Азербайджана) выявлен однонефный храм VIII-IX вв. с полукруглой апсидой и дополнительным помещением с северо-востока. Стены сложены из известняка, пол вымощен камнем ( Геюшев. 1984. С. 85; Карапетян. 2000. С. 222). К раннему периоду монастырского строительства относится комплекс Акопаванка (X-XI вв.; Мартакертский р-н Нагорного Карабаха), состоящий из 2 однонефных сводчатых церквей и притвора. Входы в церкви открываются в галерею, оформленную снаружи 3 арками. В стену зап. церкви включен хачкар 853 г. ( Асратян. 192. С. 82-84). Отдельные археологические находки - каменные капители с орнаментами и мотивами креста в ободе, обнаруженные у мон-ря Бри Елци и в с. Чартар (Мартунийский р-н Нагорного Карабаха) и относимые к V-VII вв.,- подтверждают возможность выявления новых раннесредневек. построек. На юге Утика, в 3 км от с. Тазакенд (Алджабедский р-н Азербайджана), на холме Чататепе, раскрыты развалины трехнефной базилики с 2 парами крестообразных столбов, И-образной изнутри и полукруглой снаружи алтарной апсидой и пастофориями по сторонам от нее, к-рые также завершаются апсидами. Внешние размеры - 16,5×9,25 м. Сопутствующий археологический материал - керамика - позволил локализовать памятник в пределах VI в. ( Геюшев. 1984. С. 86-87) и идентифицировать постройки с ц. Панталеона, возведенной, согласно «Истории страны Алуанк», албан. католикосом Лазаром (до 551) ( Карапетян. 2000. С. 266). Отдельные черты плана Тазакенда, устройство алтарной части и форма окон сближают памятник с архитектурой церквей развитого средневековья. Ранняя церковь на этом месте, возможно, была перестроена.

http://pravenc.ru/text/64030.html

После рассказа «О расслабленем» Панталеон переходит к событиям визант. времени. В рассказе «О святем и велицем царе Константине» М. помогает подчинить язычников власти императора, а также в создании христ. державы и в строительстве храмов; упоминаются и уже существовавшие храмы М. в Анапле и Сосфенионе. В тексте «О видении праздногребца» (так переведено на славянский слово «аргонавт») подробно изложены рассказ Малалы и видение имп. Константина, из которого тот узнаёт, что это М. изображен в виде крылатого мужа (в греч. тексте имени Михаил нет); сообщается о постройке императором храма и об учреждении празднования Собору Небесных сил бесплотных (в греч. тексте (Guelf. 19. Fol. 1-89) указана дата - 8 нояб.). В рассказе «О глусем и немем детище» описан случай, когда во время богослужения в храме (в Сосфенионе) в присутствии имп. Константина глухонемой от рождения отрок возгласил вместо диакона: «Вонмем!». В повествовании «О безбожных аварех» архистратиг обратил в бегство язычников, явившись в виде огненного всадника, выехавшего из влахернской церкви Божией Матери. Эта же тема продолжена в рассказах о помощи христианам в борьбе с врагами («О Персех», «О неправедных Агарех», «О Наколии»), далее в греч. рукописи следует «Чудо в Хонех», в слав. переводе этого текста нет. В ВМЧ под 6 сент. (день памяти этого события) помещены 2 редакции «Чуда в Хонех»: анонимная (BHG, N 1282; ВМЧ. Сент., дни 1-13. Стб. 286-293) и Симеона Метафраста (BHG, N 1284; Там же. Стб. 299-306). Рассказ о чуде, содержащийся у Панталеона, не является отдельным произведением, вставленным автором в собрание (отсутствуют введение и заключение), или копией одной из известных редакций «Чуда в Хонех» (BHG, N 1282-1284). Видимо, это пересказ известного сюжета, сделанный самим Панталеоном, в к-ром он уделяет внимание непосредственно чуду об Архиппе. Затем тексты славянской и греческой редакций снова совпадают в рассказах «О исцелении в Гермиях», «О исцелении ипата Студия», «О исцелении имущаго белме», «О Маркиане-вощнике», «О враче», «О исцелении врача».

http://pravenc.ru/text/2563460.html

Она дважды упомянута в «Собрании чудес Михаила» диак. Панталеона (2-я пол. IX в.). В 1-м рассказе повествуется об осаде К-поля арабами при имп. Константине IV (668-685). Когда арабы подступили под стены города, жители столицы во главе с императором молились в церкви в квартале Евсевия. По их молитвам архистратигу арабский флот был уничтожен. Во время правления Константина IV арабы действительно были под стенами К-поля (673-677). Второй рассказ («Чудо о Маркиане-вощнике») относится ко времени правления имп. Михаила III (843-867) и его матери Феодоры. В церкви в квартале Евсевия хранился образ архангела, привлекавший паломников, поскольку масло из лампады, горящей перед ним, обладало целительной силой. Панталеон (современник этих событий) рассказывает, что в церкви был некий вощник (κηροφρος, т. е. изготовитель свечей или свещеносец) по имени Маркиан. Свои недуги он исцелял упованием на архангела и его чудотворную икону и никогда не обращался к врачам. Но однажды он так сильно заболел, что лежал в церковном притворе много дней. Советов врачей Маркиан не слушал. Один из лекарей все же изготовил снадобье для Маркиана и, оставив его, ушел. В ту же ночь внезапно отворились все церковные двери и Маркиан увидел с шумом сошедшего с неба мужа на огненном коне. Всадник спешился и вошел в церковь в сопровождении воинов, сам же он был облачен в одежды препозита (придворная должность, обычно занимаемая евнухами). Подойдя к ложу Маркиана, он нашел зелье и сурово спросил, что это и кто изготовил его. Выслушав ответ Маркиана, он приказал 2 своим воинам, чтобы те нашли врача, ударили его по голове и вылили зелье в рану. Сам же омочил перст в лампаде у иконы М., начертал крест на лбу Маркиана, вышел из церкви, сел на коня и вознесся на небо. Не дожидаясь утра, испуганный Маркиан позвал священника и все ему рассказал. Тот отправился в дом врача, где увидел множество народа и родственников, сокрушавшихся о его внезапной смертельной болезни. Лицо врача почернело, и он кричал, чтобы ему отсекли голову, потому что нет сил терпеть страшную боль.

http://pravenc.ru/text/2563460.html

3) Панегирик Генриху IV, императору, составленный Бензоном, епископом Альбийским, 441 основой своей имеет послания, памфлеты и другие произведения, в изобилии выходившие из-под пера Бензона, деятельного приверженца Генриха IV. Этот материал, рассчитанный на то, чтобы поощрить партию Генриха IV и уронить противников, был собран Бензо-ном, обработан, дополнен, и таким образом около 1087 г. явился панегирик. Он наполнен восхвалениями и лестью перед Генрихом, а также проникнут тщеславным желанием автора всюду выставить собственные свои заслуги. Из ненависти к противникам Бензон не останавливается перед выдумками и баснями и, наряду с достоверными фактами, у него находят себе место продукты фантазии и подложные документы. Между прочим, он сообщает сведения о сношениях византийского императора Константина Дуки с Генрихом IV и приводит копии писем, писанных будто бы по этому поводу Константином Дукой к нему, Бензону, и к антипапе Кадалу, и патрицием Панталеем к нему одному. Эти сведения и документы были бы весьма ценным вкладом в историю сношений между дворами, если бы не общее свойство сочинения Бензона, заставляющее ученых 442 недоверчиво смотреть на достоверность его сообщений и заподозривать подлинность документов. 4) Петра Дамиани оправдательный трактат 443 по поводу отказа от епископства, адресованный папе Николаю II (1058–1061), в числе примеров, которыми автор подтверждает свое право отказаться от сана, заключает интересную для нас ссылку на Дамасского митрополита. 5) Житие Макария Антиохийского, 444 составленное около 1067 г. по приказанию Сент-Бавонского (монастырьво Фландрии) аббата Зигера, важно по указаниям на одну из кафедр Константинопольского патриархата. 6) Сказание о том, как частица Животворящего Креста Господня доставлена в Верд, написанное аббатом Бертолъдом 445 не позже 1155г., 446 имеет предметом поездку в Константинополь Вернгера Страсбургского, в сопровождении Мангольда, основателя Вердского монастыря. Сказание наполнено легендарными подробностями, но за устранением их может служить дополнением к рассказу Випона и прояснить вопрос о цели и времени посольства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Став священником, важно остаться человеком – Не могу вас не спросить, какие места обязательно стоит посетить паломнику и туристу из России, если он окажется в Португалии. Ваш персональный список. – Город Порту, в котором мы живем, конечно. ( смеется ) Это очень древний город. Говорят, что в Порту жители добрее, чем в Лиссабоне. Здесь тебе больше уделят внимания и будут доброжелательны. Действительно, Порту – особенный, со своим характером и историей. Северный портовый город морских путешественников. В Порту есть мощи великомученика Пантелеимона. Это очень интересная история. В XV веке мощи святого в Порту привезли армянские купцы, которые спасались из Малой Азии, от турок. Корабль их прибыл в Порту. Они привезли с собой мощи, которые пребывали в одной из церквей, в районе Мирагайи, у океана. Святой Пантелеимон здесь себя прославил тем, что спас город от чумы, которая на него надвигалась. Чума действительно захватила разные районы города, но не дошла до тех мест, где находились мощи великомученика. И местные жители приняли это с благодарностью к святому. Мощи торжественно перенесли в кафедральный собор, где и сейчас находится их частица. Несколько десятилетий назад немало было жителей в Порту, которые носили имя Панталеау в честь целителя Пантелеимона. Паломники, приезжающие из России, стараются посетить места, связанные с памятью святого. И армянские купцы, прибывшие в город с мощами, позже поселились здесь, о чем свидетельствуют местные топонимы. Есть улица «Rua da Arménia», получившая название в честь армян, привезших в Порту мощи великомученика. Но есть и другие святыни. Недалеко от Порту находится город Брага, который называют португальским Римом. Когда-то он был церковной столицей не только Португалии, но и всего Иберийского полуострова. С этим городом связаны имена местных святителей Мартина и Фруктуоза. Жили они в V и VI веках соответственно и были архиепископами Браги. Сохранились частицы их мощей и места, связанные с их жизнедеятельностью. Святитель Мартин проповедовал христианство еще до Великого раскола. С его именем связана особенность португальского языка, которая состоит в том, что названия дней недели в нем – христианские, в отличие от других романских языков, где дни недели носят языческие названия. Святитель Мартин перевел названия дней недели на португальский с греческого. Например, воскресенье называется «domingo» – День Господень… В общем, святые места в городе Браге будут очень интересны для паломников.

http://pravoslavie.ru/138810.html

Рубрики Коллекции Святой Пантелеимон: кто он и в чем нам помогает На Афоне, в русском Свято-Пантелеимонове монастыре, этот день празднуют в каком-то смысле более торжественно, чем двунадесятые праздники. Неужели монахи так беспокоятся о своем здоровье? Вряд ли. Во всяком случае, прежде всего не о своем. Но что делать, чтобы помочь исцелиться другим? Как хотя бы в малой степени научиться этому у святого великомученика Пантелеимона? 09.08.2023 «Мне диагностировали астму, а я продолжала надеяться на чудо» — невыдуманная история о помощи целителя Пантелеимона Эти события поставили меня перед серьезными вопросами о том, как и зачем я живу. Я спросила себя: раз теперь я здоровая и полная сил, почему бы мне не пойти помогать людям? 09.08.2020 «На меня смотрел юноша. Оказалось, целитель Пантелеимон» — история врача о личном чуде Когда-то давно, лет 40 назад, моя бабушка молила целителя Пантелеимона о моем спасении. Несколько месяцев я, тогда трехлетний малыш, балансировал над пропастью в хирургическом отделении московской детской больницы им. Русакова. Шансов выжить, по прогнозам врачей, практически не оставалось. Мама уже думала о том, в чем же такого малютку хоронить, а бабушка не сдавалась. Была уверена,… 08.08.2020 Пантелеимон: Врач, христианин и мученик В конце III века в городе Никомедия на берегу Мраморного моря в семье знатного гражданина Евстрогия и его жены Еввулы родился мальчик. Назвали его Панталеоном – «подобный льву». Отец мечтал сделать сына мужественным и храбрым, оттого и дал ему такое имя 09.08.2018 Как повлияла Церковь на развитие медицины: 15 исторических фактов Ко дню памяти святого великомученика и врача Пантелеимона «Фома» подготовил подборку некоторых исторических фактов о пересечении истории медицины и Церкви. 08.08.2020 Святой Пантелеимон. Иконография Святой великомученик и целитель Пантелеимон изображается молодым юношей, без усов и бороды, что в целом является редкостью для православной иконописи. Однако именно так достигается историческая достоверность образа святого. 08.08.2015 Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне С именем святого великомученика и целителя Пантелеимона связано одно уникальное место – русский монастырь, который находится вне России, на Святой Горе Афон. По своему духовному значению для верующих он является одним из главных не только на Афоне, но и среди всех православных монастырей мира. Обитель во имя святого угодника Божия Пантелеимона была основана русскими монахами… 07.08.2015 Великомученик и целитель Пантелеимон — житие святого Исполняя заповеди Господа, Пантелеимон обходит темницы и узилища, лечит больных, наставляет тех, кто пал духом, помогает материально всем нуждающимся. К юноше идут со всех окрестностей, так как весть о его целительском даре облетела всю область. Более того, Пантелеимон лечит бесплатно, не беря за услуги денег. 07.08.2015 © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/tag/velikomuchenik-pantel...

На верху страницы изображены имена святых дня, затем на одной части ее описаны сокращенно деяния святых, а на другой они же изображены красками тщательно и изящно. Новейшие такую живопись называют миниатюрною, краски не масляные, но на воде и камеди. Изображения обязаны происхождением не одной руке, потому не одинаковы, но одно другого красивее, тщательнее и искуснее; живописцы выставляли имена свои на поле книги при изображениях, ими сделанных. Имена живописцев: Панталеон, Михаил влахернский, Георгий, Симеон, Михаил малый, Мина, Нестор, Симеон влахернский. Изображения так расположены, что они находятся не одно против другого, но против литер и жизнеописаний святых, так что, если на одной странице верхняя часть занята изображением, то нижняя жизнеописанием, а на другой противоположной верхняя часть занята жизнеописанием, а нижняя изображением 315 . Изображения писаны по золотому фону, каждое 6 дюймов в длину и 4 в высоту 316 . Описательная часть синаксаря была переведена на латинский язык Петром Аркудием, издана в 1659 в 6 томе свящ. Италии (Imalia Sacra) Уггелом, который составление месяц. Василия полагает около 984 года (Т. 6, р. 1049). Вскоре после того нашлась и вторая часть месяцеслова Василия (с марта по август включительно). Полагали, что она была совсем затеряна или скрывалась где либо в подвалах или заклепах. Но ее нашли болландисты, издатели Деяний святых. «Нашли мы, говорят они, не в пещерах сокрытою, но употребляемую при божественной службе в монастыре Василия (в криптоферратском в нынешней Кампании в Италии); она не украшена такими же изящными письменами и изображениями на каждой странице (как та, которая находится в Ватикане, о которой мы слышали, которую читали и видели), но древностию и достоверностию нисколько не ниже ее, и она носит имя императора Василияи, на основании совершенного сходства в слоге и по прочим признакам, не колеблясь полагаем, что она, если не родная сестра ватиканской и происходит не от одной руки или утробы, то принадлежит одному отцу или автору – близко родственна ей 317 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Будучи рожденной в семье христианских родителей и воспитанной в христианском правоверии, она была сопряжена браку с мужем неверным, то есть – язычником, которого звали Евсторгий. Родители надеялись, что таким образом на дочери их исполнятся слова апостольские: " святится муж неверен о жене верне " . И так, браком сочетавшиеся, были они сопряжены телесами, но духом – разделены. Муж приносил со усердием тучные жертвы языческим идолам, жена же – Истинному Богу жертву хвалы и благодарения на всякий час совершала. Когда же стяжала она во утробе долгожданный плод супружества, возблагодарила Господа и боголюбия ради, добродетели преумножила, всецело во дни и в ночи в молитве к Богу простираясь. Провидев скорое свое отшествие из временной жизни, стремилась святая еще от самой утробы посвятить сына своего Богу. Когда же родилось на свет отроча, Евсторгий, муж праведной Еввулы, нарек ему имя Панталеон, что означает – по всему подобный льву, в надежде, что сын его станет великим воином. Святая Еввула, воспитывала сына своего в благочестии, поучая его, по мере возможности, о Едином и Истинном Боге. Все поучения свои слагала блаженная матерь не столько в разум, сколько в тайники сердца отрока, надеясь, что когда придет на него благодать Святого Духа, тогда отверзет ему ум к разумению божественных таин и напомнит все сказанное некогда матерью. Немногим годам прошедшим, приблизилась святая Еввула к смертному одру и призвала сына своего, чтобы дать ему последнее наставление. Облобызав его и благословив, она, плачущи, говорила такие слова: " чадо, чадо мое любезное, вот, телом ко гробу ныне отхожу, душею же не отлучусь от тебя. Молю тебя, свете мой, да ничто в мире сем не отлучит тебя от любви Божией, на небо очи твои возводи, к Богу Единому взирай, памятуй всевидящее око Его, и помощи от Него взыскуй. Тому всем житием своим подражай, Он милостив, щедр и человеколюбив, так и ты милующее стяжи сердце и милосердию во все дни жизни твоей более всего прилежи. " В беседе этой слезы изливающая, исполнилась святая благодати Божией и пророческими словами стала говорить: " вижу взором духовным, насколько Господь мне подает, что лютое гонение на Церковь Божию предстоит, яростью и прещением дышащее. Но вижу, что Великий Бог наш чрез тебя, сын мой, злобу диаволову посрамит и уничижит. Ты бо, словно лев, против самого диавола изыдешь в выю его поперешь, и о имя Господа нашего Иисуса Христа, как о камень сотрешь. О, каковой чести сподобил меня Господь! И откуда мне сие, да нарекусь великомученикова матерь! Се уже ангели пресветлии предстоят и зовут душу мою к сладчайшему Владыке моему. От юности моей возлюбила я Его и хранила заповеди Его. " И так сына своего во объятиях держа, просветилась святая велиим светом и душу в руки Божии предала.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=23&iid=285...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010