В праздник Преображения Господня совершена Литургия у мощей праведного воина Феодора Ушакова в Свято-Иверском монастыре г. Ростова-на-Дону 20 августа 2016 г. 09:18 19 августа 2016 года, в праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий совершил Божественную литургию в Троицком храме Свято-Иверского женского монастыря г. Ростова-на-Дону. Митрополита Меркурия встретили заместитель губернатора Ростовской области Сергей Бондарев, глава Администрации г. Ростова-на-Дону Сергей Горбань, глава Октябрьского района г. Ростова-на-Дону Юрий Золотарев. Главе Донской митрополии сослужили благочинный приходов Юго-Западного округа, секретарь митрополита Ростовского и Новочеркасского по Ростову-на-Дону протоиерей Иоанн Осяк, настоятель Рождество-Богородичного Санаксарского мужского монастыря архимандрит Иннокентий  (Руденко), председатель пастырской комиссии по рассмотрению вопросов церковного брака и молитвенного поминовения лиц, «живот самовольно скончавших», протоиерей Анатолий Аухимик, руководитель информационного отдела Ростовской-на-Дону епархии протоиерей Даниил Азизов, благочинный Северо-Западного округа протоиерей Константин Макаренко, благочинный приходов Юго-Восточного округа иерей Алексий Осяк, руководитель Службы протокола главы митрополии иерей Владимир Осяк, клирики епархии. Песнопения Литургии исполнил хор под управлением протодиакона Ростовского кафедрального собора Владимира Зубрицкого. За богослужением молились атаман Всевеликого войска Донского Виктор Гончаров, настоятельница Свято-Иверского женского монастыря игумения Рахиль (Ковалева) с сестрами обители, представители Южного военного округа, студенты Института водного транспорта им. Г.Я. Седова, многочисленные прихожане и паломники. На малом входе во внимание к пастырским трудам глава митрополии удостоил настоятеля храма св. мч. Екатерины иерея Иоанна Ваша ношения наперсного креста. После заамвонной молитвы архипастырь совершил традиционное освящение плодов. По окончании Литургии митрополит Меркурий совершил молебен у честных мощей праведного адмирала Феодора Ушакова. Затем к присутствующим обратился настоятель Рождество-Богородичного Санаксарского мужского монастыря архимандрит Иннокентий  (Руденко), возглавляющий делегацию крестного хода со святыней по городам России. Священнослужитель передал в дар образ св. Феодора Ушакова и книги, повествующие о славных подвигах и жизни адмирала. Митрополит Меркурий приветствовал молящихся с праздником Преображения Господня. Глава митрополии поблагодарил участников делегации, доставивших в Ростов-на-Дону честные мощи святого Феодора. На память об этом светлом дне и Донской земле Его Высокопреосвященство преподнес архимандриту Иннокентию  икону праведного Павла Таганрогского с частицей мощей святого. Затем состоялся брифинг для журналистов. Ростовская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 САНАКСАРСКИЙ МОНАСТЫРЬ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Санаксарский монастырь Расположен в излучине реки Мокши, в трех километрах от города Темникова , ниже по течению реки. С северной и западной сторон к нему примыкают боры и рощи, с юга и востока за Мокшей - богатые разнотравьем пойменные луга и безчисленное количество больших и малых озер. Монастырь и получил свое название от лежащего в низине у его стен озера Санаксар. История монастыря насчитывает без малого три с половиной века. В 1659 году житель города Темникова, писец и служилый дворянин Лука Евсюков, владея землею на берегу Мокши, нашел место сие весьма удобным для уединенной жизни иноческой, а потому, имея любовь и усердие к монашескому чину, вздумал основать монастырь. Для этой цели пригласил он из опустелого Старо-Кадомского монастыря старца игумена Феодосия, который впоследствии решил остаться тут навсегда. С помощью Луки Евсюкова и, вероятно, пришедших из Старо-Кадомской обители братий и еще присоединившихся пустыннолюбцев, игумен Феодосий сначала построил часовню для отправления в ней молитвенного богослужебного чина, потом стали расчищать лес и место для устройства монастыря, построили необходимые для жилья келии. Собравшееся о Господе малое братство, под руководством игумена Феодосия, прожило таким образом в убожестве около десяти лет. В 1669 году жители Темникова вместе с игуменом Феодосием просили Святейшаго Патриарха Иоасафа II благословить и разрешить им построить в Санаксарской пустыни церковь, во имя Пречистой Богородицы, Сретения чудотворной иконы Ея Владимирския, и быть тут пустынному для иноков монастырю, выставляя, кроме насущной нужды для собравшихся пустынников в церкви, еще и ту причину, что по близости к ним нет ни мужских, ни женских монастырей, а желающим пострижения негде сие желание исполнить. По этому общему прошению в том же году 30 октября от Святейшего Патриарха Иосафа II дана благословенная грамота на построение церкви и монастыря. Вероятно, скудна крайне была первая обитель, ибо строительство затянулось, и только в 1676 году, по прошению игумена Феодосия с братиею, дана была грамота от Святейшего Патриарха Иоакима на освящение Сретенской церкви, а монастырь получил название Сретенской Санаксарской пустыни.

http://drevo-info.ru/articles/13851.html

О последних годах жизни легендарного адмирала мы знаем намного меньше, чем о его походах. Настоятель Санаксарского монастыря вспоминал: «Ушаков частенько живал в монастыре, в келье, по целой седмице и всякую продолжительную службу с братией в церкви выстаивал неопустительно и слушал благоговейно». Для адмирала переход с капитанского мостика в келью Санаксарского монастыря был вполне естественным. Да и сами военные походы Федора Федоровича напоминают паломничества по святым местам. Так, изгнав французов из Бари, российские моряки первым делом отслужили молебен у мощей Николая Чудотворца. На покоренном острове Корфу был проведен грандиозный крестный ход, во время которого прославленный адмирал вместе со своими офицерами нес раку с мощами святого Спиридона Тримифунтского. Скончался Федор Федорович 2 октября 1817 года как настоящий христианин, исповедавшись и причастившись Святых Таин. Хоронили его всем миром. Когда гроб с телом усопшего адмирала после отпевания был вынесен на руках из собора, его хотели положить на подводу, но народ продолжал нести его более пяти верст – до самой Санаксарской обители. Федор Федорович был погребен у стены соборного храма рядом со своим дядей, преподобным Феодором Санаксарским . М.В. Первушин Александр Васильевич Суворов Само имя этого великого полководца затмевает все возможные титулы и награды, которыми он обладал. «Суворов – один из самых необыкновенных людей своего века», – писали о нем современники. Его любили и ненавидели, о нем слагали песни и сатирические куплеты. В России его портреты украшали крестьянские избы, а страницы западных газет пестрили карикатурами на него. Но ни в России, ни за ее пределами о нем не говорили равнодушно. Ни один русский полководец не имеет за плечами такого количества блестящих побед. В течение своей многолетней военной службы Суворов ни разу не был побежден. У потомков имя его стало нарицательным. В детстве, глядя на хилого и болезненного ребенка, предпочитавшего подвижным играм книги, трудно было предположить, что он станет величайшим полководцем в истории России.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

В келлиях же по многолюдству живут сест(е)р по()десяти обще, и не должны по заповеди отца своего одна другой, кроме любовнаго редкаго слова(,) лишнее что говорить, а досаднаго (–) отнюдь не произносить, и()ниже мнения какаго подавать ни()от взору, ни()от поступков, а()чтоб им все было по Апостольскому учению, любовию, яко спасение наше в ближнем есть(.) (И)з монастыря()ж, кроме десяти человек старушек, кои выходят за()необходимыми для монастыря покупками, никто не выходит, иныя лет по()двадцати живши во()обители, и()будучи лишены мирских утешений, в терпении пребывают, чающе воздаяния в будущей жизни, яже уготова (Б)ог любящим (Е)го» 304 . Принося свои извинения за пространную цитацию уставов Санаксарского братства и Алексеевского сестричества, мы оправдываем ее лишь тем немаловажным обстоятельством, что здесь по сути дела из первоисточника приводятся те требования, которые предъявлял старец Феодор к своим ученикам и ученицам, ведя их тесным и многоскорбным путем спасения. В его уставах все было подчинено внутреннему деланию – молитве в храме и келье, рукоделию и иному монастырскому труду, духовному чтению и, что особенно важно, – незамедлительному откровению смущающих совесть помыслов, устранению любых проявлений нецеломудрия, небрежения, зависти и вражды. За это и ценили боголюбивые ученики и ученицы своего богомудрого старца. Не забывали преподобного и его почитатели в Петербурге и Москве, их иждивением строились храмы для умножающегося братства Санаксарской обители, содержалась Алексеевская община вдовиц и дев – учениц старца, которых он трогательно называл своими «бедными нищими». Как истинный добрый пастырь старец никогда и никому не позволял расхищать вверенное ему от Бога словесное стадо. Ради соблюдения своего Санаксарского братства от рассеяния он не побоялся открыто возражать Тамбовскому преосвященному Пахомию, рукоположившему его самого в иеромонахи. Когда тот призвал святого к себе «и между речей сказал: как у тебя, Отец Феодор, довольно монахов, а у меня в них нужда, то дай мне сколько будет потребно. Отец Феодор на сие ответствовал: Ваше Преосвященство, мои монахи поручили мне свои души, потому сие отлучение будет для них не без прискорбия и вреда. Не угодно ли Вашему Преосвященству взять в Саровской пустыне, где монахов несравненно более нашего? На сие Преосвященный говорит: в Саровской пустыни я совещусь взять: ибо там братия пострижены по старанию Преосвященнаго Димитрия Сеченаго, – против чего Отец Феодор сказал: у нас же, Ваше Преосвященство, пострижены по Именному повелению. За такие ответы Преосвященный хотя и погневался, однако не судил никого взять» 305 . И за такую пастырскую ревность святого Феодора Пастыреначальник Христос утверждал Санаксарское братство и благословлял его Своими явными знамениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Sanaksa...

В 1992 году силами братии было выпущено в свет растиражированное простым репринтным способом отпечатанное на печатной машинке старое «Жизнеописание и наставления старца иеромонаха Феодора (Ушакова)», вышедшее скромной брошюрой, как издание Саранской епархии и Рождество–Богородичного Санаксарского монастыря. В следующем 1993 году обитель совместно с Саранским братством преподобного Серафима переиздала таким же образом «Историческое описание Темниковского Санаксарского монастыря» игумена Тихона (Цыпляковского). Это было третье за всю историю ее существования издание книги, небольшой тираж которого стремительно разошелся среди многочисленных паломников 366 . Случаи чудесной помощи братии и богомольцам по молитвам старцу Феодору расположили владыку Варсонофия благословить отца Варнаву готовить материалы к канонизации преподобного, а несколько позже – начать (по рекомендации Комиссии по канонизации святых) запись наиболее достоверных свидетельств исцелений и чудес. В 1997 году обитель посетили более тридцати пяти тысяч паломников и экскурсантов! 367 А количество ее насельников выросло до дореволюционного уровня в 60–70 человек. К 1998 году была составлена первая редакция «Жития преподобнаго и богоноснаго отца нашего Феодора, Санаксарскаго чудотворца» на 22 машинописных страницах, набранного компьютерным способом. Она представляла собой русский перевод книги «Жизнь отца Феодора…» 1847 года издания. Кроме того, были составлены два варианта тропаря и один кондак святому. Преосвященный епископ Варсонофий отвез их вместе с проектом Деяний освященного собора Саранской и Мордовской епархии Русской Православной Церкви «О канонизации преподобного отца нашего Феодора в Санаксарстей пустыни просиявшего» к Святейшему Патриарху Алексию II, который передал их в Комиссию по канонизации святых, сопроводив проект Деяний следующей собственноручной резолюцией: «18.II.1998 ЕВП Митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию, Председателю Синодальной Комиссии по канонизации святых. Прошу разобрать для возможной канонизации в лике местно чтимых святых. Подпись».

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Sanaksa...

А.В. Журавский Часть III. Жизнеописания духовных чад митрополита Кирилла Последователями и духовными чадами митрополита Кирилла были епископ Красноярский и Енисейский Амфилохий (Скворцов), епископ Ковровский Афанасий (Сахаров) , епископ Чистопольский Иоасаф (Удалов), епископ Кинешемский Василий (Преображенский), епископ Тамбовский и Шацкий Зиновий (Дроздов), епископ Дамаскин (Цедрик), епископ Гавриил (Абалымов), архимандрит Неофит (Осипов) и многие другие клирики и миряне. Жизненный путь и христианское служение многих из них нашли своих благодарных исследователей и издателей. Было издано несколько книг об исповеднической жизни епископов Афанасия (Сахарова) , Василия (Преображенског о). В этой части мы публикуем жизнеописания двух последователей и духовных чад митрополита Кирилла: епископа Иоасафа (Удалова) и архимандрита Александра (Уродова). Первый познакомился с митрополитам Кириллом в июле 1920 года, когда владыка Кирилл возглавил Казанскую епархию, второй – еще до революции, в бытность свою насельником Санаксарского монастыря Тамбовской епархии. Епископ Иоасаф принял мученическую смерть в Казани в 1937 году, архимандрит Александр после ссылок и концлагерей поселился в с. Соболеве Кировской области, где мирно скончался в 1961 году. Архимандрит Александр прославлен как исповедник и включен в собор Новомучеников и исповедников Российских. Автор выражает глубокую признательность архивной службе Санаксарского монастыря и лично наместнику обители архимандриту Варнаве (Сафонову) и архивариусу иеромонаху Венедикту (Кулешову) за предоставленные документы и дополнения, позволившие уточнить многие события жизни архимандрита Александра (Уродова). Епископ Чистопольский Иоасаф (Удалов), викарий казанской епархии Когда 5 апреля 1886 года в городе Уфе в благочестивой семье купца Ивана Александровича Удалова родился мальчик и нарекли его Иваном, то вряд ли кто провидел грядущий крестный путь будущего святителя. Воспитание Иван получил в духе любви к православной вере с неопустительным соблюдением постов и посещением служб. Такое воспитание было традиционным для большинства русских семей того времени и посему, когда Иван решил избрать себе путь священнический, не многие в его роду были тому удивлены.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В Саранске прошли торжества по случаю 20-летия канонизации праведного Феодора Ушакова 6 августа 2021 г. 16:13 4-5 августа 2021 года в Мордовии прошли торжества по случаю 20-летия канонизации праведного Феодора Ушакова и 30-летия образования Саранской епархии . Вечером 4 августа, в канун дня памяти праведного воина Феодора Ушакова, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил всенощное бдение в нижнем храме главного собора Рождество-Богородичного Санаксарского монастыря — в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Его Высокопреосвященству сослужили:  митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий , митрополит Тверской и Кашинский Амвросий , митрополит Саранский и Мордовский Зиновий , епископ Краснослободской и Темниковский Климент , епископ Павлодарский и Экибастузский Варнава , а также наместник обители архимандрит Иннокентий (Руденко), председатель издательского совета Санкт-Петербургской епархии игумен Силуан (Туманов), секретарь митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского священник Павел Ермошкин, духовенство Мордовской митрополии . 5 августа, в день памяти праведного воина Феодора, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил Божественную литургию в кафедральном соборе Саранска, посвященном святому флотоводцу. К праздничному богослужению из Санаксарского монастыря в собор была доставлена рака с мощами святого. Его Высокопреосвященству сослужили: митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий, митрополит Саранский и Мордовский Зиновий, епископ Краснослободской и Темниковский Климент, епископ Павлодарский и Экибастузский Варнава, епископ Ардатовский и Атяшевский Вениамин , епископ Выксунский и Павловский Варнава , а также секретарь Саранской епархии протоиерей Виктор Хохлов, председатель издательского совета Санкт-Петербургской епархии игумен Силуан (Туманов), священник Павел Ермошкин, духовенство Мордовской митрополии. На богослужении присутствовал исполняющий обязанности главы Республики Мордовия Артем Здунов.

http://patriarchia.ru/db/text/5834321.ht...

Архив Пн Архимандрит Варнава (Сафонов) избран епископом Павлодарским и Усть-Каменогорским 6 октября 2010 г. 17:30 На состоявшемся 6 октября 2010 года в Чистом переулке заседании Священного Синода Русской Православной Церкви был рассмотрен вопрос об учреждении новых епархий в Республике Казахстан. Синод постановил образовать в пределах Павлодарской и Восточно-Казахстанской областей Павлодарскую епархию, выделив ее из состава  Алма-Атинской  епархии. Епископом Павлодарским и Усть-Каменогорским избран архимандрит Варнава (Сафонов) , наместник Рождество-Богородичного Санаксарского монастыря Саранской епархии  ( журнал 97 ). Решением Священного Синода место наречения и хиротонии архимандрита Варнавы во епископский сан оставлено на благоусмотрение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Архимандрит Варнава (Василий Алексеевич Сафонов) родился в хуторе Троицком Урюпинского района Волгоградской области 21 февраля 1957 г. в семье служащих. В 1972-1974 гг. учился в СПТУ-1 г. Урюпинска. С 1975 по 1977 гг. проходил службу в рядах Вооруженных сил СА. С 1977 по 1978 гг. работал в г. Находка Приморского края в рыболовном флоте. С 1978 по 1981 гг. обучался в Московской духовной семинарии . С 1981 по 1985 гг. обучался в Московской духовной академии. Защитил кандидатскую работу «Феномен религиозного секуляризма». 2 ноября 1979 г. был принят послушником в Троице-Сергиеву лавру . 28 февраля 1980 г. пострижен в монахи наместником Троице-Сергиевой лавры архимандритом Иеронимом (Зиновьевым) с именем Варнава. 20 июля 1980 г. рукоположен во иеродиакона архиепископом Владимиром (Сабоданом) , ныне Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины. 14 марта 1982 г. рукоположен во иеромонаха архиепископом Владимиром (Сабоданом). 4 апреля 1987 г. возведен в сан игумена. С 1988 по 1991 гг. проходил послушание в Оптиной Пустыни и Свято-Даниловом монастыре . 10 января 1990 г. назначен экономом Свято-Данилова монастыря с возведением в сан архимандрита. 1 апреля 1991 г. назначен наместником Рождество-Богородичного Санаксарского мужского монастыря г. Темникова Саранской епархии. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 9 апреля 2024 г. (27 марта ст.ст.) вторник 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/1292039.ht...

О. Сергий Четвериков упоминает Марию Петровну Протасьеву, которая «была духовной дочерью известного старца Феодора Ушакова и по его благословению была избрана сестрами начальницей женской Алексеевской общины в Арзамасе», а по смерти старца Феодора обращалась за руководством к старцу Паисию, который отвечал ей письменно, а также архимандритов Игнатия, Макария и Феофана, через которых распространялись Паисиевы предания, но лишь первого из них называет бывшим учеником Феодора Санаксарского 1 . В своей последней работе о старчестве И.М. Концевич уделяет отцу Феодору (Ушакову) четыре с лишним страницы (С. 62–66), пересказывая то, что вспоминал о нем бывший его ученик Новоезерский архимандрит Феофан (Соколов) . Повествуется в том же «Предварительном обзоре» его книги и о двух других учениках старца Феодора – архимандритах Игнатии и Макарии, с указанием тех суровых воспитательных мер, к которым прибегал преподобный, закаляя их дух. На странице 69 Концевич повторяет следом за проф. Субботиным 2 , что «в Санаксарской обители … послушник (учился) терпению, трудолюбию, строгому исполнению монашеских правил и безпрекословному послушанию…» 3 . Заслугу знакомства послушника Феодора Соколова с практикой умного делания автор целиком и полностью относит на счет старца Введенской островной пустыни Клеопы, старца Тисманского молдавского монастыря Феодосия и других учеников преподобного Паисия 4 . А сам Субботин к тому же противопоставляет суровости Феодора Санаксарского любвеобильность и кротость старца Клеопы, и вообще ставит второго выше первого, говоря о получаемых от отца Клеопы «более совершенных уроках монашеской жизни» 5 . И.М. Концевич так не считает, но приводит 16 кратких наставлений архимандрита Феофана, который передавал «то, что сам слышал, как сам научился: слышанное от старцев простых и неученых, и говорит вам неученый» 6 и, высоко оценивая их, находит здесь отражение духа древнего заволжского монашества. Евангельского духа любви, кротости и смирения, являющегося как там, так и тут основным мотивом, ибо это плод того же умного делания 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Sanaksa...

В храм военного городка в Саратовской области доставлена икона Феодора Ушакова Саратов, 22 августа 2005 г . Икона святого праведного воина Феодора Ушакова с частицей его мощей доставлена из Санаксарского монастыря, где покоятся мощи святого российского флотоводца, как благословение для городка военных химиков Шиханы-2, сообщает пресс-служба Саратовской епархии . Первый этап пути иконы был завершен в Благовещенском соборе города Вольска, где образ святого праведного воина находился несколько дней. 31 июля, в День Военно-морского флота России, состоялся крестный ход с иконой праведного воина Феодора Ушакова. Она была перенесена в воинский Крестовоздвиженский храм, находящийся на территории Вольского высшего военного училища тыла. В крестном ходе вместе с сотнями прихожан двух вольских храмов приняли участие преподаватели-офицеры и курсанты ВВВУТ. Затем святыня посетила еще один воинский храм: в честь иконы Божией Матери, именуемой " Скоропослушница " , в поселке Шиханы-1. Отсюда крестным ходом святыня и была перенесена " на вечное хранение " в Свято-Никольский храм военного городка Шиханы-2. Здесь икону встречали 5 августа, в день прославления святого праведного воина Феодора. В числе участников крестного хода, который возглавил священник Вячеслав Голощапов, были и командующие, и военнослужащие воинских частей, расквартированных в Шиханах, прихожане местного храма во имя Святителя Николая Чудотворца. Прибыли гости и из других военных городков области: со станции Сенная, верующие Саратова, Вольска. Участники крестного хода молились о мире и возрождении духовных традиций русского воинства. Российский флотоводец Феодор Ушаков, командовавший Черноморским флотом, прославивший Отечество в войнах с Оттоманской империей на рубеже XVIII и XIX столетий, вошел в сонм святых воинов, прославленных Церковью, несколько лет назад. С детства имевший перед собою пример святой жизни родного дяди – преподобного Феодора Санаксарского, воин Феодор Ушаков с помощью Божией, молитвами преподобного Старца и своим усердием стал великим флотоводцем. " Благодаря Богу " , как любил говорить святой воин Феодор, он не потерпел ни одного поражения в морских баталиях с превосходящими силами неприятеля, не потерял при этом ни единого корабля, ни один из его моряков, бывших у него на службе, не был взят в плен.

http://pravoslavie.ru/14318.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010