игумен Тихон (Ципляковский) Период первый 1. Сведения об основании Санаксарского монастыря и о первоначальнике его Игумене Феодосии Начало свое Санаксарский монастырь, – или Санаксарская пустынь, получил в 1659 году, в Царствование Благочестивейшего Царя Алексея Михайловича. Некто житель г. Темникова писец, служилый дворянин, Лука Евсюков, владея местом, где теперь монастырь, по любви и усердию к монашескому чину, нашел дачу свою весьма удобною для уединенной жизни иноческой, а потому и вздумал основать на ней монастырь. Для этой цели пригласил он, из опустелого монастыря, находившегося близ посада Кадома, в селе старом Кадоме, старца игумена Феодосия, который пришедши, и пленившись прекрасным уединенным местом, согласился остаться здесь. С помощью г. Евсюкова, и вероятно пришедших из Старо-Кадомской обители братий, и еще присоединившихся пустыннолюбцев, игумен Феодосий, сначала построил часовню, для отправления в ней молитвенного богослужебного чина, потом стали расчищать лес и место для устройства Монастыря, построили необходимые для жилья хижины – келлии. Собравшееся о Господе малое братство, под руководством игумена Феодосия прожило таким образом, в убожестве, около десяти лет. Смиренная, благочестивая жизнь подвижников Санаксарской пустыни привлекла к ним внимание и любовь жителей города Темникова и окружных – уездных боголюбивых людей. Прибывали по не многу и братия, любители пустынного жития. И вот, в 1669 году, городские Темниковские и уездные, разных чинов и звания люди обще со старцем игуменом Феодосием, просили Святейшего Патриарха Иоасафа 2-го благословить и разрешить им, построить в Санаксарской пустыни церковь , во имя Пречистой Богородицы, Сретения Чудотворной Иконы Её Владимирской, и быть тут пустынному для иноков монастырю, выставляя, кроме насущной нужды для собравшихся пустынников в церкви, еще и ту причину, что по близости к ним нет, ни мужских, ни женских монастырей, а желающим, пострижения негде исполнить это желание. По этому общему прошению, в том же году, 30 октября, от св. Патриарха Иоасафа дана благословенная грамота, на построение церкви и монастыря. Подлинный текст этой грамоты приводится здесь в точности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А.В. Журавский Часть III. Жизнеописания духовных чад митрополита Кирилла Последователями и духовными чадами митрополита Кирилла были епископ Красноярский и Енисейский Амфилохий (Скворцов), епископ Ковровский Афанасий (Сахаров) , епископ Чистопольский Иоасаф (Удалов), епископ Кинешемский Василий (Преображенский), епископ Тамбовский и Шацкий Зиновий (Дроздов), епископ Дамаскин (Цедрик), епископ Гавриил (Абалымов), архимандрит Неофит (Осипов) и многие другие клирики и миряне. Жизненный путь и христианское служение многих из них нашли своих благодарных исследователей и издателей. Было издано несколько книг об исповеднической жизни епископов Афанасия (Сахарова) , Василия (Преображенског о). В этой части мы публикуем жизнеописания двух последователей и духовных чад митрополита Кирилла: епископа Иоасафа (Удалова) и архимандрита Александра (Уродова). Первый познакомился с митрополитам Кириллом в июле 1920 года, когда владыка Кирилл возглавил Казанскую епархию, второй – еще до революции, в бытность свою насельником Санаксарского монастыря Тамбовской епархии. Епископ Иоасаф принял мученическую смерть в Казани в 1937 году, архимандрит Александр после ссылок и концлагерей поселился в с. Соболеве Кировской области, где мирно скончался в 1961 году. Архимандрит Александр прославлен как исповедник и включен в собор Новомучеников и исповедников Российских. Автор выражает глубокую признательность архивной службе Санаксарского монастыря и лично наместнику обители архимандриту Варнаве (Сафонову) и архивариусу иеромонаху Венедикту (Кулешову) за предоставленные документы и дополнения, позволившие уточнить многие события жизни архимандрита Александра (Уродова). Епископ Чистопольский Иоасаф (Удалов), викарий казанской епархии Когда 5 апреля 1886 года в городе Уфе в благочестивой семье купца Ивана Александровича Удалова родился мальчик и нарекли его Иваном, то вряд ли кто провидел грядущий крестный путь будущего святителя. Воспитание Иван получил в духе любви к православной вере с неопустительным соблюдением постов и посещением служб. Такое воспитание было традиционным для большинства русских семей того времени и посему, когда Иван решил избрать себе путь священнический, не многие в его роду были тому удивлены.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Так уж получилось, что составление проекта службы святому связано с именем автора данной работы. История ее написания вкратце выглядит следующим образом. По рекомендации послушника Свято–Троице Сергиевой лавры Николая Неседова (ныне иеродиакона Филиппа) ранней весной 1999 года, вскоре после обретения честных останков старца Феодора (Ушакова), за помощью ко мне обратился уставщик Рождество–Богородицкого Санаксарского мужского монастыря Саранской и Мордовской епархии иеромонах Тихон (Коберник). Не имея тогда опыта составления служб и подготовки святых мощей к облачению, братия обители искала того, кто взялся бы за столь ответственное дело. В ответ на это я вызвался помочь в вопросе, связанном с мощами преподобного, и ничего не обещал по поводу службы. После завершения весенней сессии, по разрешению и с благословением Преосвященнейшего ректора Московской Духовной Академии, епископа Евгения (Решетникова) я прибыл в Санаксарскую обитель, провел медицинское освидетельствование честных останков старца Феодора и подготовил их к облачению. После этого наместник монастыря архимандрит Варнава (Сафонов), благочинный иеромонах Варсонофий (Клейменов) и уже упомянутый иеромонах Тихон повторно обратились ко мне с просьбой о составлении полной бденной службы святому. А ныне покойный старец, бывший тогда духовником обители схиигумен Иероним (Верендякин, † 6.06.2001 года) высказал мне свое пожелание, чтобы в будущей службе особенно был отмечен дар духовного рассуждения, который стяжал от Бога преподобный Феодор. С таким напутствием я и принялся за работу и за три с половиной недели проживания в Санаксарской обители, в промежутках между участием во всех проходивших в ней продолжительных уставных богослужениях, к концу июня 1999 года, перед самым прославлением святого, составил черновой вариант указанной службы. Это оказалось весьма своевременным, так как некоторые из ее песнопений и молитва преподобному Феодору нашли себе применение во время торжественного прославления великого Санаксарского старца 10–11 июля 1999 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Sanaksa...

Закрыть itemscope itemtype="" > Драгоценный венок для вечности Рецензия на книгу " Старец Иероним " 16.01.2008 263 Время на чтение 8 минут Книга " Старец Иероним " издана в Самаре в 2004 году по благословению архиепископа Самарского и Сызранского Сергия. Автор-составитель книги - Антон Жоголев, редактор самарской православной газеты " Благовест " . Эта книга - сборник воспоминаний об известном духовнике Санаксарского монастыря (Мордовия) схиигумене Иерониме, почившем в 2001 году. Именно после публикаций А.Жоголева в " Благовесте " схиигумен Иероним получил широкую известность по всей России. Тысячи людей стали съезжаться в Санаксары, чтобы посетить современного подвижника. Читая воспоминания людей, близко знавших схиигумена Иеронима, действительно убеждаешься в том, что санаксарский духовник был благодатным молитвенником и прозорливцем, настоящим духовным отцом. С благоговением его чада говорят о главном даре старца - великой простоте и любви ко всем: Богу, ближним и даже врагам. Фотографии старца в книге молчаливо говорят о том же - лучезарные, сияющие глаза, ласковая отеческая улыбка... От фотографий исходит благодатное тепло, проникающее в душу и согревающее её. Мне самому довелось впервые побывать в августе 2006 года в Санаксарском монастыре и помолиться на могилке старца. Вернее, в прекрасной часовне, выстроенной почитателями старца над местом его упокоения. Далеко не каждый подвижник сподобляется того, чтобы над его могилой уже через 5 лет после кончины возвышалась каменная златоглавая часовня. Это о многом говорит. Но... Как это, к сожалению, часто бывает - в бочку мёда обязательно постарались запустить пару половников дёгтя. В книгах о современных старцах, известных священниках у авторов нередко возникает соблазн заставить светлый образ подвижника " поработать " на собственном поле. Эта беда не обошла и данную книгу. Уже в предисловии книги автор-составитель (напомню - редактор православной газеты) призывает нас запомнить и усвоить следующее: " Последние годы жизни санаксарского старца совпали с горячим обсуждением в церковной среде двух судьбоносных (! - свящ.

http://ruskline.ru/analitika/2008/01/16/...

Архив Пн Вышел в свет 71-й алфавитный том «Православной энциклопедии» 7 февраля 2024 г. 10:47 Вышел в свет 71-й алфавитный том  «Православной энциклопедии» . Новый том продолжает публикацию статей на букву «Ф». Открывает настоящее издание статья об архиепископе Феодоре (племяннике преподобного Сергия Радонежского), основателе московского Симонова монастыря, и завершает подробный материал о великом православном святом Феофане Затворнике, духовном писателе и богослове. Особенностью тома является его преимущественно биографический характер. В частности том содержит информацию об аскетическом писателе епископе Эдесском Феодоре; благоверном князе Феодоре Стародубском, убитом в Орде; преподобном Феодоре, игумене монастыря Хора в Константинополе; египетском подвижнике Феодоре, основателе нитрийского монашества; преподобном Феодоре Молчаливом, подвизавшемся в Киево-Печерском монастыре; преподобномученике Феодоре, умученном князем Мстиславом Святополчичем; пострадавшем при Юлиане Отступнике Феодоре Антиохийском; мученике Пергийском Феодоре, убитом при императоре Антонине Пие; преподобном Феодоре (Иване Ушакове), дяде адмирала Федора Ушакова, прославленном в Санаксарском монастыре. Том также содержит статью о самом выдающемся русском флотоводце Федоре Ушакове. Приводятся подробные биографические данные, рассказывается о канонизации и иконографии святого. В статье о епископе Мопсуестийском Феодоре рассказывается о предшественнике несторианства, выдающемся представителе Антиохийской школы, почитаемом в Церкви Востока. Подробно рассматриваются его сочинения, антропология, христология и мариология. Читатель сможет узнать о деятельности выдающегося византийского писателя Феодора Метохита, византийского исповедника второго периода иконоборчества Феодора Начертанного, византийского церковного историка Феодора Чтеца. Российскому читателю, вероятно, будут знакомы жития боярина Феодора, умученного в Орде вместе с князем Михаилом, а также благоверного княжича Феодора Ярославича, старшего брата Александра Невского. К числу сербских святых относится Феодор (Сладич), сожженный турками в Боснии в 1788 г. Сербскую тему продолжают биографии агиографа и гимнографа Феодосия Хилендарца и архиепископа Белградского и митрополита Сербского Феодосия (Мраовича), короля Стефана Драгутина (в монашестве Феоктиста). Болгария представлена известным исихастом, продолжателем дела преподобного Григория Синаита Феодосием Тырновским.

http://patriarchia.ru/db/text/6101202.ht...

В.Г. Добронравов Предисловие Память о строителе иеромонахе Клеоне сохраняется и чтится в Введенской пустыни до настоящего времени. Богомольцы, посещающие пустынную обитель, считают всегда своим долгом помолиться у его могилы, отслужить, по нем панихиду. У надгробного камня почившего строителя всегда теплится лампада, и нередко возжигаются благочестивыми чтителями свечи. Нам приходилось наблюдать, с каким живым любопытством богомольцы расспрашивают о жизни и деяниях старца Клеопа и с каким глубоким и благоговейным вниманием выслушивают сообщаемое им иногда довольно скудные сведенья. Посему издание возможно полного жизнеописания иеромонаха Клеопы является насущной потребностью для обители, которой управлял в течение нескольких лет, особенно в виду приближающегося двухсотлетия ее существования. Первоисточником сведений об иеромонахе, Клеопе служат „Записки о. Феофана, архимандрита Кирилло-Новоезерского монастыря», бывшего келейника Митрополита С.-Петербургского Гавриила. О. Феофан (в мире Феодор Соколов) в 1774–75 г. поступил из Санаксарской пустыни послушником в Введенскую Островскую пустынь, когда строителем ее был иеромонах Клеопа, и оставался здесь до 1777 года. Таким образом, о. Феофан в течении двух слишком лет жил под руководством старца Клеопы и имел возможность хорошо познакомиться с ним. Свои воспоминания о Клеопе и характеристику его о. Феофан внес в свои „Записки, в которых он описывает свою жизнь 1 . Сведение о. Феофана, как современника Клеопы и свидетеля-очевидца, имеют, конечно, весьма важное значение, но это значение их ценно главным образом для характеристики нравственного настроения о. Клеопы, для характеристики его, как инока-подвижника. Что же касается фактических подробностей жизни о. Клеопы, то в сведениях о. Феофана есть значительные пробелы и неточности. Покойный профессор Московской Духовной Академии Н. И. Субботин в своей статье „Архимандрит Феофан, настоятель Кириллова-Новоезерского монастыря " 2 , излагая биографию Феофана, обработал и его сведение об иеромонахе Клеопе, но не привнес в них ничего нового.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

игумения Никона (Перетягина) Настоятельница Казанской Свято-Амвросиевской женской пустыни в Шамордине. 28 мая 2012 года на 71-м году жизни отошла ко Господу настоятельница Казанской Свято-Амвросиевой женской пустыни игумения Никона (Перетягина). Двадцать два года матушка несла настоятельский крест. Игумения Никона (в св. крещении – Раиса) родилась в уральском городе Лысьва 12 октября 1941 года, по неисповедимому промыслу Божию в тот самый день, когда ее отец, Георгий Михайлович Перетягин, погиб на Ленинградском фронте. Это стало первым крестом ее жизни – сиротство в тяжелейшие военные годы. Столь же рано она узнала голод и нужду, в тисках которых оказалась маленькая семья – овдовевшая молодая мать, Анна Игнатьевна Перетягина (в будущем – схимонахиня Анна), и старшая сестра Валентина (ныне – игумения Митрофания, настоятельница Пензенского Свято-Троицкого монастыря). Тяжкий труд, поднятый матерью, чтобы сохранить жизнь ее детям в скудной обстановке военного тыла, был бы невыносимым без Божией помощи, к которой она неизменно прибегала с живой и теплой верой. В той же вере она сумела воспитать дочерей, вопреки усилиям со стороны враждебной всему церковному советской власти. Будущая монахиня, завершив учебу в восьмом классе, перешла в вечернюю школу, чтобы днем работать и по возможности вносить свой вклад в скромный доход семьи. Тогда вместе с женщинами в доме на положении дедушки уже много лет жил на покое игумен Иаков (Ушаков) – бывший насельник Санаксарского монастыря, прошедший через лагеря и ссылки и принятый Христа ради в их дом. Благодаря ему девочки впервые познакомились с клиросом, с ранних лет пели в церковном хоре. Дома усилиями старца почти никогда не прекращалась молитва. И хотя отец Иаков почил в 1961 году, он, несомненно, остался незримым покровителем приютившей его вдовы и ее детей. Надежды Раисы, успешно закончившей десятилетку, поступить в Ленинградский железнодорожный институт оборвались из-за серьезной болезни. Последовало долгое лечение, после которого Анна Игнатьевна, чтобы помочь дочери выйти из тяжелого душевного кризиса, в 1964 году совершила с ней в паломничество в Троице-Сергиеву Лавру на праздник Рождества Христова. Это стало поворотным моментом в судьбе девушки. Обретя в Лавре духовного отца, она передала свою жизнь и душу ему в полное послушание, продолжавшееся до последнего дня ее земной жизни. По его благословению последовал переезд в Сергиев Посад (в те годы – Загорск), учеба в техникуме связи и регентской школе при Лавре, затем (с 1976 по 1988 годы) работа в Издательском отделе Московской Патриархии под началом митрополита Питирима (Нечаева). Одновременно шла постепенная, но неуклонная подготовка к монашескому подвигу.

http://e-vestnik.ru/persons/id3823/

     В русской традиции издревле воинские подвиги, совершенные в защиту отечества, стояли в одном ряду с подвигами во имя веры и Христа. Положивший жизнь свою на поле брани «за други своя» в глазах соотечественников становился мучеником, принявшим от Бога небесный венец святости. Можно вспомнить древнерусские сказания о Мамаевом побоище, где описывается, как ангелы увенчивают венцами Небесного Царства множество погибших на Куликовом поле русских воинов. И в недавнем прошлом нашим святым подвижникам бывали подобные видения в годы Первой мировой войны и Великой Отечественной. А из XIX столетия звучат слова святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского: «Тот истинно воин непобедим, которому венец мученичества за Веру, Царя и Отечество также любезен, как и венец победы» и «подвизающийся в сей брани оружием совершает подвиг веры и правды, который христианские мученики совершали исповеданием веры и правды, страданием и смертию за сие исповедание». В русской истории было немало полководцев — князей, военачальников, — для которых долг воина и долг христианина оказывались неразделимы. Немало из них и прославлено Церковью в лике святых. Но венец святого праведного адмирала Федора Ушакова в этом сонме сияет особенно ярко. По непобедимости, отсутствию поражений он стоит рядом с Александром Невским. Но победы Ушакова служили не выживанию страны и народа, они совершались в те времена, когда Россия восходила на пик своего державно-имперского величия. А значит, в них отсутствует тот привкус горечи и трагической героики, который присущ деяниям князя Александра Ярославича. По святости жизни, поглощенности верой, совершенной отдаче себя на волю Божью, аскетической суровости характера адмирал Ушаков ближе стоит к какому-нибудь преподобному, к монашескому подвижничеству. И такое соседство в его житии имеется — в лице родного дяди преподобного Феодора Санаксарского, настоятеля монастыря, рядом с которым отставной адмирал прожил последние годы и где был похоронен. Однако от Александра Невского Ушакова отделяют столетия и не особо знатное происхождение, а от монашеских подвигов — звание мирянина. И получается, что ближе всего Федор Федорович стоит к нам. К тем, кого отделяют от адмирала всего каких-то 200 лет, кто так же, как он, проводит свою жизнь в мирских трудах, отдает ее служению, притом не только воинскому, — отечеству, Богу, ближним.

http://pravoslavie.ru/107302.html

архим. Кирилл (Павлов) О маршале Г.К. Жукове Душа человека – великая тайна, к которой окружающие могут только лишь прикоснуться. Духовная жизнь скрыта от глаз людских. Тем более жизнь людей, отличившихся великими земными деяниями, жизнь полководцев. Немногие, наверно, знают о том, что генералиссимус Суворов, истинный христианин, собирался окончить свой путь в монастыре, о чем подавал прошение Государю, а перед смертью написал покаянный канон, в котором он умолял Христа дать ему место «хотя при крае Царствия Небесного», взывая «Твой есмь аз и спаси мя». Могущественный Потемкин, которому, по словам Пушкина, мы обязаны Черным морем, чувствуя дыхание смерти, писал в своем «Каноне Спасителю» : «И ныне волнующаяся душа моя и уповающая в бездне беззаконий своих ищет помощи, но не обретает. Подаждь ей, Пречистая Дева, руку свою, ею же носила Спасителя моего и не допусти погибнуть вовеки». Адмирал Ушаков в конце жизни стал насельником Санаксарского монастыря в Мордовии. Есть свидетельства о том, что маршал Василевский, сын протоиерея, которому революция не дала окончить семинарию, тайно приезжал в Троице-Сергиеву Лавру и причащался Святых Христовых Таин. Господь Иисус Христос невидимо обитал в сердцах полководцев и помогал одерживать победы над врагами. Недавно мне пришлось прочитать в одной книге, что нет свидетельств, веровал ли Жуков в Бога. Поэтому, мне, кажется, что пора сказать о том, что таких свидетельств немало. «Я скоро умру, но с того света я буду наблюдать за тобой и в трудную минуту приду», – сказал он, чувствуя приближение неотвратимого конца, мне, 16-летней тогда девочке, оставшейся уже без матери. Много лет пришлось мне осмысливать эти слова. Почти четверть века, что отца нет в живых. Они всегда были в моем сознании. Мне казалось это самым важным, что оставил после себя отец. Только недавно я осознала, что этими (странными, как мне тогда казалось) словами посеял отец во мне веру в вечную жизнь души и в невидимую связь нашего мира с миром загробным – и не только в связь, но и в помощь наших усопших родных нам, их молитвы о нас. В этих словах не было сомнения (он не говорил «может быть»), они были сказаны кротко, спокойно, но и со знанием и силой. Это и есть, по-моему, главное свидетельство его веры.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blizhe...

игумен Тихон (Ципляковский) Период второй. Сведения о возобновлении Санаксарской пустыни 1. Возобновитель первоначальник Иеромонах Феодор (Ушаков) 2 Возобновителем пустыни Санаксарской, был приснопамятный старец, Иеромонах отец Феодор. Родился он 1719 г. и при крещении имя его было Иоанн. Происходил из дворянского рода, Ушаковых, Ярославской губернии, живших близ г. Романова, в своем родовом имении. Когда достиг совершеннолетия, родители определили его в Гвардейский Преображенский полк, в котором сделан он вскоре сержантом. В одно время был Иоанн в обществе молодых веселых товарищей. Внезапно один из них упал и умер. Этот ужасный случай имел такое потрясающее влияние на душу Иоанна, что он положил твердое намерение, бросив все, бежать в пустыню ради спасения души. Собравшись наскоро, со служителем своим выехал из С.-Петербурга, как будто в дом родителя. Но с дороги, отпустив слугу обратно в Петербург, сам, в нищенской одежде, ушел на берега Двины, в поморские леса. Здесь, найдя опустелую келлию в одном месте, – прожил в ней одиноко три года, работая Богу в молитвах, посте и всяком злострадании, имея от роду двадцать лет. Пищу самую скудную, доставляли ему окрестные боголюбивые жители. По причине преследования пустынников от начальства по подозрению в расколе и различных притеснений от окрестных жителей, Иоанн вынужден был уйти из своей пустыни, и прошел в Площанскую пустынь Орловской губернии. За неимением вида, настоятель долго не соглашался принять пришельца, назвавшегося церковником; но по усиленной его смиренной просьбе, наконец согласился, – принял и приказал читать в церкви последование Богослужебное. Из чтения он узнал, что пришлец не церковник, а какой-нибудь дворянский сын. Опасаясь, как бы из-за него не было обители какой неприятности, настоятель велел Иоанну поселиться в одной из келлий в лесу, сделанных прежде жившими там, Бога ради, пустынниками. Не долго пожил любитель безмолвия в пустыни. По высочайшему повелению, сыскная команда, для разорения тайных жилищ, и забрания живущих в них по лесам, подозреваемых в расколе взяла Иоанна, как не имеющего вида. При допросе он откровенно сказал, что тайно ушел из службы в гвардии, а потому и представлен был к Императрице Елизавете Петровне.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010