День памяти праведного Феодора Ушакова отметили в Санаксарском монастыре августа 2014 Божественную литургию возглавил митрополит Варсонофий В день памяти праведного воина Феодора Ушакова, 5 августа,  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий  совершил Божественную литургию в Рождество-Богородичном Санаксарском монастыре. Его Высокопреосвященству сослужили митрополит Саранский и Мордовский Зиновий, епископ Краснослободский и Темниковский Климент, настоятель монастыря архимандрит Иннокентий (Руденко) с братией, духовенство Саранской и Краснослободской епархий. Владыка Варсонофий приветствовал молящихся, пожелав им молитвенного предстательства святого Феодора.  В ответном слове владыка Климент поблагодарил гостей за совместную молитву и на память о посещении монастыря преподнес им в дар барельефы с изображением обители. Святой воин Феодор Ушаков родился 13 (24) февраля 1745 года в сельце Бурнаково Романовского уезда Ярославской губернии и происходил из небогатого, но древнего дворянского рода.  Его дядя Иван Ушаков, который также родился и вырос в Бурнаково, поначалу выбрал офицерскую карьеру, но бежал из столицы в пустынные двинские леса, где укреплялся в подвиге поста и молитвы. Затем был сыскан, доставлен к императрице Елизавете Петровне, которая благоволила оставить его в Александро-Невском монастыре, где он принял монашеский постриг с именем Феодор в 1748 году.  В 16-летнем возрасте Феодор был зачислен в Морской кадетский корпус, но дяди в Александро-Невском монастыре уже не застал - монах Феодор подвизался в то время в Санаксаре, на берегу Мокши, в Тамбовской губернии. Дядя адмирала был прославлен 10-11 июля 1999 года в лике местночтимых святых Саранской епархии как преподобный Феодор Санаксарский. Прославлен Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2004 году.  После выпуска из Морского корпуса Феодора Ушакова направили на Балтийский флот. В 1775 году, в правление императрицы Екатерины II, было принято решение о создании на Черном море регулярного линейного флота. Был основан порт и город Херсон, куда прибыл капитан Феодор Ушаков.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Александр Санаксарский (Уродов/Орудов/), прп. - житие Преподобноисповедник архимандрит Александр, игумен Санаксарский. Преподобноисповедник Александр (в миру Георгий Андреевич Уродов) родился 4 апреля 1882 года в селе Невежкино Чембарского уезда Пензенской губернии в крестьянской семье. В юные годы стал послушником в Санаксарском монастыре. 30 августа 1911 года он был пострижен в монашество с именем Александр в честь благоверного князя Александра Невского. Вскоре становится иеромонахом. Когда ему едва исполнилось тридцать лет, стал казначеем монастыря. В мае 1915 года скончался настоятель монастыря Архимандрит Августин, и братия на общем собрании тайным голосованием выбрала его в настоятели. Вскоре Архиепископ Кирилл (Смирнов), будущий Священномученик, возвел отца Александра в сан игумена. Ему в ту пору исполнилось только 33 года. Не долго настоятельствовал в Санаксарском Рождества Богородицы монастыре игумен Александр. Он старался вернуть монастырь к тому строгому уставу, по которому жила обитель при известном подвижнике Феодоре Санаксарском (ныне причислен к лику святых). Не всем это нравилось. К тому же «дух времени» – безбожного, революционного – проник и в стены святой обители. Духовная судорога, прошедшаяся по всей России, не миновала и этот монастырь. Часть братии во главе с казначеем отцом Венедиктом стали писать на настоятеля доносы Архиерею и светским властям (впоследствии обвинения против отца Александра не подтвердились). На поводу у горстки смутьянов пошли и другие монахи. Игумена Александра сместили с должности настоятеля. Законно избранного настоятеля держали в одиночном заключении в келье. Место настоятеля занял бывший казначей отец Венедикт. Большевики одобрили смещение преданного Церкви игумена. Их больше устраивал новый настоятель. Потерпев гонение от лжебратии в своей обители, игумен Александр переходит в Казанскую епархию, где его духовный наставник, Владыка Кирилл (Смирнов), в то время уже Митрополит Казанский, назначает его наместником Седмиезерской пустыни в сане Архимандрита.

http://pravicon.com/info-1699

XXVIII, Тамбов, 1890). Это вполне естественно, ибо современные рукописи не привлекали интереса археографов. Судьба и местонахождение рукописей после закрытия Вышенской пустыни неизвестны. См.: А.И.Рогов. " Сведения о небольших собраниях славяно-русских рукописей в СССР " . М., 1962, стр. 181, 310. 10 10. Отец Тихон, в миру Яков Григорьевич Ципляковский, был игуменом Темниковского Санаксарского монастыря и .умер в 1896 году. Первое издание его книги вышло в свет в 1889 году, тоже в Москве. Его " Искатель непрестанной молитвы " не носит характера рассказа, но является сборником изречений и примеров из писаний древних и современных отцов и делателей умной молитвы. Поэтому книга эта не соответствует краткому описанию рукописи о. Михаила, сделанному архиепископом Вениамином, и ее нужно считать самостоятельным произведением, по той же самой теме и с одинаковым названием. Можно предположить, что о. Тихон познакомился с рукописью о. Михаила и перенял после публикации " Рассказов странника " ее название для своей книги. Отец Тихон написал еще следующие книги: 1) " Историческое описание Темниковского Санаксарского монастыря. Настоятеля Санаксарского монастыря игумена Тихона " . Темников, 1885 г. 2) " Кто кроток и смирен сердцем - подражатель и ученик Христов. (Из сокровищницы слова Божия и Святых Отцов и Учителей Церкви) " . Издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, М., 1896. 3) " Святое высокое служение иерея Божия, мирянина и монаха, добровольное мученичество " . Издание 2-е Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, М., 1894.   11 11. См.: " Символ " , 15, Париж, июль 1986г., стр.205-208. Фрагменты находятся на стр. 201-204. 12 ервое издание вышло в свет там же в 1882 год 13 1. Василий (Гролимунд), иером.: 1) " Откровенные рассказы странника духовному своему отцу " - новые открытия разных редакций текста//Тысячелетие крещения Руси. Международная церковная научная конференция " Богословие и духовность " . Москва, 11-18 мая 1987 года. М., 1989. С. 318-322; 2) Послесловие//Откровенные рассказы странника духовному своему отцу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

В День ВМФ России в Морском соборе Кронштадта молились перед принесенными из Санаксарского монастыря мощами праведного воина Феодора Ушакова 30 июля 2018 г. 12:11 29 июля 2018 года, в Неделю 9-ю по Пятидесятнице, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в Николаевском Морском соборе Кронштадта. В последнее воскресенье июля также отмечается День Военно-Морского флота Российской Федерации. Главе Санкт-Петербургской митрополии сослужили: секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, председатель отдела Санкт-Петербургской епархии по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, настоятель Николаевского Морского собора архимандрит Алексий ( Ганьжин), архимандрит Иероним ( Тестин), духовенство Санкт-Петербургской митрополии. В алтаре молился епископ Краснослободский и Темниковский Климент . Среди молящихся за Литургией были спикер Законодательного собрания Вячеслав Макаров, военнослужащие 907-го учебного батальона. За богослужением пел хор Исаакиевского собора. К Дню ВМФ из Санаксарского монастыря в собор были принесены мощи праведного воина Феодора Ушакова. У ковчега было пропето величание небесному покровителю моряков. Митрополит Варсонофий поздравил молящихся с воскресные днем, гражданским праздником и произнес проповедь. «Мы пропели величание прославленному флотоводцу — святому Феодору Ушакову, мощи которого прибыли сюда стараниями владыки Климента, священноархимандрита Санаксарской обители, — сказал глава Санкт-Петербургской митрополии. — К празднику моряков вы, владыка, привезли сюда мощи праведного воина, который благословляет военнослужащих на службу Отечеству. Желаю вам помощи Божией, процветания Краснослободской епархии и Санаксарскому монастырю». «В этот день мы чествуем моряков, желаем им помощи Божией в служении. Святая Церковь всегда окружала воинов молитвой, вниманием, заботой, понимая, какое важное послушание они несут для Отечества. Желаем, чтобы вы никогда не столкнулись с настоящей войной, но если случится, смогли бы пожертвовать собой ради Родины, ради народа. Чтобы совершить подвиг, надо быть нравственно сильным. Порочные люди подвигов не совершают, наоборот, всячески избегают опасности. А люди высокой нравственной жизни всегда к нему готовы, как святой воин Феодор Ушаков, который совершал подвиги вдали от Родины, но во славу ее. Пусть Господь молитвами праведного воина Феодора, адмирала Российского флота, укрепляет каждого из вас, кто сегодня стоит здесь, у его мощей», — добавил митрополит Варсонофий.

http://patriarchia.ru/db/text/5245380.ht...

Отчет о проведении археологических работ на территории Санаксарского монастыря 3–5 мая 1999 года. Страница 7. Отчет о проведении археологических работ на территории Санаксарского монастыря 3–5 мая 1999 года. Страница 8. В результате проведенных работ в Житие второй редакции была добавлена страница 24 (а), где говорилось: «В 1904 году на месте погребения иеромонаха Феодора была возведена часовня. Во время гонений на Русскую Православную Церковь в 1920–х годах монастырь был закрыт, в 1930–х годах часовня над могилой преподобного была разрушена. В 1991 году Санаксарский монастырь был возобновлен. 4 мая 1999 года были обретены честные мощи преподобного Феодора, которые впоследствии были перенесены в храм, им воздвигнутый». Все указанные материалы вместе с проектом иконного изображения святого и новым проектом Деяний о его канонизации были отправлены в Синодальную Комиссию по канонизации святых. Таким образом, в ответ на свой запрос более чем годичной давности «Комиссия получила дополнительные сведения об иеромонахе Феодоре (Ушакове; 1719–1791)» и повторно «обсуждала вопрос о возможности (его) канонизации в лике местночтимых святых Саранской епархии» на своих заседаниях 12–13 мая 1999 года. «На основании представленных материалов члены Комиссии, учитывая праведное житие, чудотворения и непрекращающееся народное почитание, не нашли препятствий для благословения (Святейшим Патриархом Алексием II) канонизации в лике местночтимых святых Саранской епархии иеромонаха Феодора». Кроме того, «Комиссия рассмотрела и одобрила проект Деяния о канонизации преподобного Феодора, старца Санаксарского и представленный проект (его) иконного изображения», о чем и направил Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Председатель Синодальной Комиссии по канонизации святых Святейшему Владыке свой рапорт от 13 мая 1999 года. В тот же день Высокопреосвященнейший Владыка Ювеналий отправил официальный ответ Комиссии Преосвященнейшему Варсонофию, епископу Саранскому и Мордовскому представленный ниже.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Sanaksa...

Вовремя уйти – большое искусство. Ушаков им владел. Придет время, и по проторенному им пути пойдут Сенявин, Лазарев, Корнилов, Нахимов, Макаров – великие адмиралы России. И память о непобедимом и благоверном Федоре Федоровиче будет им ярким, никогда не угасающим маяком. Дождался «Храни незлобие и всех люби нелицемерно… Хранись сребролюбия и всякого лихоимства, гордости и гнева и злопамятства, скупости и немилосердия… Никогда же празден буди, но что-нибудь сделай, кроме ночного покоя, да и в сон не вдавайся…» – Федор Федорович читал и перечитывал. Он стоял в монастырской келье и медленно перелистывал записную тетрадь с поучениями святого человека: Санаксарский монастырь весной «Терпение есть еже во всех нужных случаях не стужати и не опечалится как в трудах темных, так и в помыслах душевных, но мужественно и благодушно все злострадания претерпеть даже до смерти, за надежду милосердия Божия, по словеси Господню: приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Аз упокою вы. И паки претерпевают же до конца, тот спасен будет». Ушаков понимал: молитва родного дяди – преподобного Феодора Санаксарского – сопутствовала ему всю жизнь. И теперь привела его сюда – к стенам Санаксарского Рождество-Богородичного монастыря. «Для пребывания моего купил я в Тамбовской губернии в Темниковском округе землю в сельце Алексеевке – 160 десятин, на ней поселены семь дворов крестьян, между которыми построил я себе хижину, где желаю провести последние дни моей жизни», – писал Ушаков. Огород и фруктовый сад, погреб с ледником, деревянный каретный сарай, кирпичная конюшня. И сама «хижина» – небольшой каменный дом южной архитектуры. Дом стоял на холме, и с веранды, протянувшейся на весь второй этаж, открывался далекий вид на леса и поля и восходящие над ними маковки монастырских церквей. А когда по весне до горизонта разливалась река Мокша, монастырь казался стоящим на рейде линейным кораблем – флагманом Феодора Санаксарского. И подняться на его борт Ушакову предстоит совсем скоро. «Помятуя час смертный, с каковою внезапностью оный приключается», еще в Петербурге в 1810 году Федор Федорович пишет завещание. Все свои владения, купленные и полученные в дар за годы службы, он передал в собственность племянникам, «которых почитаю я вместо детей моих и о благе их стараюсь, как собственный отец». 500 десятин плодороднейшей земли в красивейшем месте Крыма – по северную сторону севастопольского рейда, омываемых с одной стороны морем, с другой – рекой Бельбек, пожалованных еще Екатериной II, он передал «для надобностей» города Севастополя. В место «последних лет жизни» Федор Федорович прибыл налегке.

http://pravoslavie.ru/56152.html

Храмы: во имя святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси; в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия»; во имя святых мучеников 14000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных. Святыни: иконы преподобной Анны Кашинской и преподобного Антипы Валаамского с частицами их святых мощей; частицы святых мощей святого апостола и Евангелиста Марка, святого равноапостольного Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, святителя и исповедника Луки (Войно-Ясенецкого), святого великомученика Димитрия Солунского, преподобного Феодора Санаксарского, святого преподобноисповедника Александра, архимандрита Санаксарского, святого праведного воина Феодора, адмирала флота Российского, преподобного Кукши Нового, преподобного Амвросия Оптинского, трех неизвестных мучеников III – IV веков, одного из Вифлеемских младенцев; частицы от гроба преподобного Феодора Санаксарского и гроба святой праведной Иулиании Муромской; частица облачения преподобного Иова Почаевского; частица мантии святителя Игнатия (Брянчанинова); частицы покровов с мощей святых благоверных князей Константина и чад его Михаила и Феодора Муромских и святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских; икона преподобного Серафима Саровского с частицей его святых мощей. В настоящее время продолжается благоустройство территории монастыря и восстановление его хозяйства. К празднику Крещения Господня 1999 года был сооружен баптистерий, возведен келейный сестринский корпус. 25 июня 2000 года состоялось освящение нового придела старого храма в честь великой княгини Анны Кашинской. 20 сентября 2004 года на строящийся в обители новый храм были установлены купола. 4 декабря 2008 года в Свято-Алексиевском женском монастыре Саратова Епископ Саратовский и Вольский Лонгин совершил Великое освящение храма в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия», а затем в стенах нового храма была отслужена первая литургия. 11 января 2011 года Епископ Саратовский и Вольский Лонгин совершил Великое освящение храма во имя святых мучеников 14000 малденцев, от Ирода в Вифлееме избиенных, расположенного под храмом в честь Смоленской иконы Божией Матери " Одигитрия " .

http://sobory.ru/article/?object=08191

игумен Тихон (Ципляковский) Содержание Период первый 1. Сведения об основании Санаксарского монастыря и о первоначальнике его Игумене Феодосии 2. Строители: Зосима и Трифон 3. Строители: Иеросхимонах Петр и Филагрий 4. Строитель Иеромонах Порфирий Период второй. Сведения о возобновлении Санаксарской пустыни 1. Возобновитель первоначальник Иеромонах Феодор (Ушаков) 2. Настоятель Иеромонах Иоиль 3. Настоятель Иеромонах Венедикт 4. Настоятель иеромонах Вениамин 5. Настоятель Иеромонах Филарет 6. Настоятель Иеромонах Нафанаил 7. Настоятель Игумен Димитрий 8. Настоятель Игумен Иоасаф 9. Настоятель Игумен Ксенофонт 10. Настоятель Игумен Иларий 11. Настоятель Игумен Тихон 12. 13. Храмы монастыря 14. Святыня монастыря 15. Утварь, ризница и библиотека 16. Чин церковный и устав монастыря 17. Достояние монастыря и средства к содержанию 18. Грамоты и акты     Общежительный Темниковский, Рождество-Богородичный, мужской Санаксарский монастырь, находится в Тамбовской епархии, в трех верстах от города Темникова, на левом берегу реки Мокши, протекающей почти под стенами монастыря. Название свое: Санаксарский, или Сеноксарский монастырь, получил от малого озерца «Санаксар», находящегося под стенами монастыря, с восточной стороны, или от окружающих его сенокосов. Местоположение монастыря прекрасное. С востока, севера и юга, окружают его обширные заливные луга, – Темниковские, и частью монастырские. К юго-востоку, на возвышенном берегу – Мокши, раскинут город Темников, с окрестностями его живописными; к северо-востоку, за лугами и озерами, на горе в красивой роще, приютился Темниковский Богородичный женский монастырь, с живописными видами, – вдаль, до самых Саровских темных лесов. С западной стороны: – ряд монастырских хозяйственных построек, сад, и за садом в особенной каменной ограде, небольшая, красивая, кладбищенская церковь . За нею тянется большой сосновый монастырский лес, рассекаемый большою дорогою, из г. Темникова в города Касимов и Шацк. В весеннее цветущее время, окрестности монастыря восхитительны, от окружающих разнородных лесов. В разливе воды из города Темникова и с горы женского монастыря, Санаксар с трех сторон залитый водою, кажется плавающим в воде.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Назначить настоятельницей Свято-Вознесенского женского Жапского монастыря Флорештского района Молдовы монахиню Арсению (Борденюк) с возложением наперсного креста по должности. СЛУШАЛИ: 3. Прошение Преосвященного митрополита Саранского и Мордовского Варсонофия о назначении игумена Иннокентия (Руденко) на должность наместника Рождество-Богородичного Санаксарского монастыря. ПОСТАНОВИЛИ: Назначить наместником Рождество-Богородичного Санаксарского монастыря игумена Иннокентия (Руденко). СЛУШАЛИ: 4. Прошение Преосвященного митрополита Ташкентского и Среднеазиатского Владимира об освобождении игумена Григория (Палехова) от должности наместника Свято-Троице-Георгиевского мужского монастыря города Чирчика в Узбекистане и о назначении на эту должность иеромонаха Нектария (Блинова). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Освободить игумена Григория (Палехова) от должности наместника Свято-Троице-Георгиевского мужского монастыря города Чирчика в Узбекистане. 2. Назначить наместником Свято-Троице-Георгиевского мужского монастыря города Чирчика в Узбекистане иеромонаха Нектария (Блинова). СЛУШАЛИ: 5. Прошение Преосвященного митрополита Пермского и Соликамского Мефодия об освобождении игумена Антония (Щукина) от должности наместника Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря Пермского края по состоянию здоровья. ПОСТАНОВИЛИ: Освободить игумена Антония (Щукина) от должности наместника Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря Пермского края по состоянию здоровья. СЛУШАЛИ: 6. Прошение Преосвященного митрополита Тульского и Белевского Алексия о благословении на переименование Спасо-Преображенского мужского монастыря города Белева Тульской области в связи с включением в его состав комплекса зданий бывшего Крестовоздвиженского женского монастыря в Спасо-Преображенский-Крестовоздвиженский мужской монастырь города Белева Тульской области. ПОСТАНОВИЛИ: Благословить переименование Спасо-Преображенского мужского монастыря города Белева Тульской в Спасо-Преображенский-Крестовоздвиженский мужской монастырь города Белева Тульской области.

http://pravoslavie.ru/43745.html

Свято-Успенская Саровская мужская пустынь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Успенская Саровская пустынь основана в начале XVIII века, здесь подвизался преподобный Серафим Саровский. Принадлежит Нижегородской и Арзамасской епархии Русской Православной Церкви. При монастыре имеется комплекс подземных пещер . Содержание История [ править править код ] Первым монахом-отшельником, поселившимся на Саровской горе, стал пензенский инок Феодосий, пришедший на «старое городище» в 1664 году и устроивший себе здесь келью. Пожив здесь около шести лет, Феодосий задумал удалиться в Пензу. Около этого времени на «старом городище» поселился монах Герасим из Краснослободского монастыря (по другим данным — Арзамасского Спасского монастыря). Некоторое время оба отшельника жили вместе, однако вскоре Феодосий «отошёл» в Пензу, и Герасим остался один на «старом городище». Прожив здесь более десяти лет, Герасим удалился в Краснослободский монастырь, очевидно, из боязни воров и разбойников, которые стали делать ему «многия пакости» (по версии Леонида Денисова — насельники упросили стать у них строителем), после чего «старое городище» вновь запустело. Около 1683 года приходили иеромонах Савватий и монах Филарет, из основанного в 1659 году Санаксарского монастыря, но вскоре они вернулись в свой монастырь. «Старое городище» снова обезлюдело. Основателем Саровской пустыни стал иеромонах Исаакий (в миру Ионанн Фёдоров, сын дьяка села Красного Арзамасского уезда), который по благословению настоятеля оставил Введенский монастырь и вместе с иноком Филаретом Санаксарского монастыря поселился в «старом городище». Вскоре у Исаакия появились сподвижники, и отец Исаакий возбудил ходатайство об учреждении в Сарове иноческой обители. В 1705 году князь Кугушев, владелец «старого городища», передал отцу Исаакию в дар участок между реками Сатисом и Саровкой для будущей обители. В январе 1706 года митрополит Рязанский Стефан Яворский удовлетворил прошение отца Исаакия об устроении церкви на «старом городище». 28 апреля 1706 года отцом Исаакием был заложен деревянный храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». 16 июня 1706 года совершилось освящение нового и первого храма Саровской обители, этот день (29 июня по новому стилю) считается днём основания Саровской пустыни.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Успенска...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010