Различие налицо и в самом духовном смысле искушений. Бог, искушаемый Своей же тварью, находится отнюдь не в той ситуации, что человек, которому противостоит бытийно вполне равноправный ему злой дух. Парадоксальным образом наибольшие идейные контрасты отмечаются как раз тогда, когда перед нами предстают сюжетно наиболее конкретные аналогии. Пример того — два варианта притчи о сеятеле. Согласно евангельской притче, сеятель сеет семя (слово Божие) в четыре почвы, из коих первая сопоставляется с теми, кого по нерадению обирает диавол, вторая — с теми, кто принимает семя, но скоро теряет его при искушениях, третья — с теми, кто лишается его, подавив житейскими заботами, а четвертая — с людьми, в терпении дающими этому семени произвести свой плод (Мф 13:3–23; Мк 4:3–20; Лк 8:5–15). Согласно буддийской притче (Самъютта-никая IV. 313–316) 42 , Будда говорит, что крестьянин обрабатывает не только лучшую землю, но и среднюю, а также худшую, “солон­­ча­ковую”, надеясь и с нее получить хотя бы корм для скота. Лучшей соответствуют монахи и монахини, второй — миряне, третьей — приверженцы других религиозных общин, которые также могут получить пользу (хотя и малую) от учения дхармы. Показательно, что в первом случае речь идет не об обработке, но о сеянии: различие отнюдь не случайное, касающееся расхождений мировоззренческого характера, — с антропоцентризмом буддизма контрастирует теоцентризм христианства. Важно и другое различие — в новозаветном тексте невозможно то половинчато-компромиссное решение вопроса о спасении человека, которое выражает буддийская идея частичного принятия истины частично верующим. Наконец, новозаветным текстам совершенно чуждо высокомерное деление людей по сортам, но каждый человек может быть одной из “почв” (совмещая и их качества) в зависимости от своего внутренне-духовного состояния. Столь же внушительны различия в параллелях хождения ученика по воде. Петр, желая испытать свою веру, идет по зову Иисуса в море и начинает, усомнившись, тонуть, а затем спасается, воззвав к своему Учителю и схватившись за Его руку (Мф 14:25–32). По версии комментария к джатакам, один из учеников Будды собирается идти к нему вечером и, не находя плота, идет по воде, но на середине реки со страхом видит волны и начинает тонуть, а затем спасается, восстановив в себе силу медитации (комментарий к джатаке 190). Хождение по воде со времен ведийского аскетизма считалось надежным признаком хорошей работы над собой опытного религиозного практика, а затем оценивалось как один из “побочных продуктов” йогической левитации. И в данном случае медитация на образ Будды свидетельствует лишь о высоком уровне психотехники адепта. В отличие от апостола Петра ученик Будды располагает “гарантирующими” духовными инструментами. Он не нуждается в протянутой руке Спасителя и сам становится своим спасителем.

http://pravmir.ru/mnimyie-vliyaniya/

Эта глава в основном содержит определения, данные Учительством Личности Христа. Направленные против ересей, где рассуждения обязательно заканчивались отрицанием того, что Бог действительно спас человека, они (определения) не разворачивают во всей полноте того, что находится в самом центре христианской веры: а именно того, что Христос – Спаситель людей и мира, собирающий их воедино, Который продолжает совершать в Церкви Свою Искупительную тайну. Здесь часто упоминается учение об Искуплении. Однако главные тексты об Искупительных Страстях и заслугах Христа включены в другие главы (см., например, догматические декреты Тридентского собора о первородном грехе [ХВ 275280] и об оправдании [ХВ 555–563]). В этой главе только отрывок из энциклики папы Пия XI [ХВ 379–380] дает краткий обзор учения об Искуплении. Учение Католической Церкви об Иисусе Христе, Сыне Божием, Спасителе: Христос – истинный Бог: ХВ 2–3, 8/1, 10, 24–25, 33, 214, 295, 308–312, 326, 386; рожденный от Отца: ХВ 10, 33, 212, 308, 313, 318, 335; и истинный человек: рожденный Марией: ХВ 10, 19, 33, 307, 308–312, 313, 318, 322, 335. Следовательно, во Христе есть две природы: природа Божественная и природа человеческая: ХВ 21–22, 143, 292, 309–312, 313, 315–316, 316/1, 316/3, 335–336, 386; не слитые в одну: ХВ 5, 10, 20, 33, 293, 307, 309–310, 323–324, 336–340; Поэтому в Нем двойное знание, двойная воля, двойное действие: ХВ 312, 341–347, 359–360. Обе природы Христа соединены в едином Лице Слова: ХВ 5, 10, 21, 30, 33, 294, 295–306, 307, 313, 316/2, 319–321, 328–330, 335, 347, 386, 386/1–386/4. Отсюда следует единое поклонение Христу: ХВ 302, 325; и что за вторым Лицом Троицы должны признаваться свойства и действия обеих природ: ХВ 33, 298, 306, 314, 316/5, 326, 333, 335. Для Христа нет Усыновления, даже по Его человечеству: ХВ 33, 291, 299, 361, 362. В силу своего соединения со Словом человеческая природа Христа освящена и безгрешна: ХВ 19, 26, 292, 313, 316/4, 328, 336, 359; и наделена несравненным знанием: ХВ 331, 385.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

В. Вавила , старец 328. Варжусская волость 313. Варсонофий , старец 297; старец казначей 330. Васильевы : Анисим (Онисим), старый подьячий сыскн. прик. 318, 324. Леонтий, подьячий прик. большого дворца 130. Никита, пристав дворц. патриарш. прик. 306, 316. Петр, скатертник 41, 302. Самуил, товарищ войсковой 319. Введенская богадельня, женская 303,334. Вележев , Самуил (Самойло), подьячий патриарш. дворц. прик. 308. Великосольския ловли рыбныя 314. Вешняков , Иван, дьяк дворц. прик. 129, 296, 303. Его рукой скреплена по листам вся книга кушаний. Владимировы (Володимеровы): Алексей, двор. патриарш. домов. 301, 308, 313, 315. Прасковья, вдова дворян. 301. Улита, вдова дворян. 301. Владимирский уезд 315. Владимирския (Володимерския) села опольныя 317, 331. Владыкино , село домовое 178, 184, 197, 204, 211, 229, 240, 261, 281, 287, 296, 303, 304, 309, 323, 324, 326, 328, 330, 333, 334. Владыкины: Андрей Денисов 128, 306, 309. Иван 311, 313; молодой подьячий разрядн. прик. 318. Иван Романович, двор. патриарш. домов. 300. Лука Романович 331. Власов , Матвей, дьяк земск. прик. 326. Возницины : Артемий, дьяк разрядн. прик. 318. Афанасий 330. Воинов , Михаил, дьяк прик. Большого дворца 318. Волковы : Алексей, дьяк поместн. прик. 316, 322. Иван, дьяк новгородск. прик. 324. Володимеровы . См. Владимировы . Володимерския села. См. Владимирския села. Воронеж , гор. 78–80, 149, 198, 226, 247, 307, 308, 310–313, 318–321, 329, 335. Вороновы : Герасим, ельчанин 329. Никита, подьячий корабельного строения 317. Воротников , Матвей, подьячий 311, 316. Востриков , Иван, лебедянец 313. Всеволодская , Акилина, вдова дворян. 301. Всеволодские : Аммос Ларионович, двор. патриарш. домов. 300. Василий, двор. патриарш. домов. 301, 310, 317, 327. Никифор 328. Петр 304. Яков Никитич, двор. патриарш.домов. 301. Вязевский , Кузма, молодой подьячий прик. большой казны 335. Вяземский , Петр, дьяк поместн. прик. 316. Вятская патриарш. волость 314, 315. Г. Гавриловы: Иван, молодой подьячий поместн, прик. 322. Потап, старый, подьячий сыскн. прик. 324. Гавриил , архиепископ вологодский и белозерский 305. Гедеон , игумен Боголюбова м-ря 314. Геннадий , игумен Воскресен. м ря 315. Георгиев , Никита, поддиакон 298. Герасимовы : Василий, подьячий мытной избы 329. Иван, молодой подьячий 317. Герасим , монах келейный 27, 46, 60, 72, 82, 91, 308, 309, 311; старец посельский 296. Гиржеда , вдова дворян. 301. Глебов , Михаил Иванович, окольн. 128, 149, 310. Говоров Исай, подьячий 307, 310. Годовиковы ; Даниил, старый подьячий прик. большой казны 335. Федор 322. Голицын кн. Борис Алексеевич, бояр. 322, 331. Головины : Иван, стольн. 311. Федор Алексеевич, бояр. 61, 319. Головковы : Алексей 310, 316. Григорий Дмитриевич, двор. патриарш. 300, 333. Иван Дмитриевич, подклюшник 212, 300; клюшник 248.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Монастыри : Благовещенский 315. Боголюбов домовый 315. Богоявленский 73. Борисоглебский, домовый 313. Воздвиженский 156, 261. Воскресенский, Ростовск. у., домовый 315. Воскресенский, в Караше 330. Зачатиевский, в Москве 311. Зилантов (Жилантов) 283. Козмин, домовый 248, 314. Моисеевский девичий 303, 333. Николаевский, домовый, в Веневе 75, 154, 281, 284, 294, 313, 318, 320, 325, 329, 333, 334. Николаевский Большие Главы 75, 294. Николаевский, на Перерве 27, 72, 130, 175, 269, 309. Новинский, домовый, в Москве 307, 308. Песочный 314. Покровский, на усть Нерли реки 313, 314. Песношский (Пестуский) 240. Рождественский, во Владимире 53, 83. Сновицкий 315. Троицкий-Сергиев 304, 327. Троицкий Яблоновой пустыни 314. Успнский девичий, в Александровск, слободе 321. Успеянский, во Владимире 52. Успенский, в Воронеже 308. Успенский, в Казани 135. Царе-Константиновский 314. Чудов, в Москве 296. Федоровский, домовый 2, 85, 163, 295. Москва , гор. 311, 313, 314, 329, 330, 333; в ней: Белый 39, 225, Земляной, Китай города 39; Кремль 39; ворота: Мясницкия 313, 330, Никитския 302, Тайницкия 318; пруды: Неглинный 302, Пресненские 173, 302–305, 307, 328. Москва , р. 334. Московский уезд 296, 298. Мухин , Павел, дьяк прик. холопья суда 324. Н. О. Назарьевы . Алексей, подьячий 2. Андрей 135. Василий, подьячий поместн. прик. 331. Иван 313. Михаил, старый подьячий преображ. прик. 313; молодой подьячий 317. Нанзин , Григорий, дьяк 73. Нарышкин , Лев Кириллович, бояр. 60, 209, 319, 334. Нарядчики земские 208, 268. Наталья Алексеевна ,-царевна, дочь ц. Алексея Михаиловича 288. Наумова , Агриппина, вдова дворян. 301. Наумовы : Василий, молодой подьячий судн. дворцов. прик. 318. Иван, двор. патриарш. 300. Стефан, двор. патриарш. 300, 308. Невежин , Онисим, дьяк. Поместн. прик. 308, 316. Нелидов , Иван Федорович, стольн. 312. Нелюбов , Тимофей, подьячий патриарш. разр. 333. Непогодин , Прокофий, подьячий патриарш. дворцов, прик. 306. Нерля , река 314. Нестеров , Василий, старый подьячий прик. большого дворца 317, 318. Нектарий , игумен Сновицк. м-ря 315. Нижний Новгород , гор. 315. Никитины (Микитины): Даниил, дьяк казен. дворца 323. Игнатий, елчанин 314. Иван, подьячий поместн, прик. 331. Иван Евфимьевич, клюшник 247, 251, 261, 283, 291, 299, 332. Федор Евфимевич, двор. патриарш. 300. Николай чудотворец, святой 73. Никонов , Яков, дьяк 310, 317, 326. Никон , игумен Покровск. м-ря 314.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При этом он делает еще весьма странное добавление в таком роде: «в тоже время ребенка причащают св. таин по их обыкновению, еще прежде крещения его, что в особенности делается у людей зажиточных» (стр. 113). 42 Здесь формула отречения излагается несколько короче, именно: отрекается ли дитя сатаны, всех его аггелов и дел, и желает ли оно во всю свою жизнь пребывать в чистой Христовой вере? 43 По Олеарию (стр. 313) делать плюновение должен и священник; а по замечанию Седерберга, восприемники «отплевываются с такою ревностию, как будто на него самого (диавола) плюют» (стр. 29). 44 Олеарий добавляет здесь: «в настоящее время, как уверяли меня, заклятие и изгнание сатаны из крещаемого совершается уже пред дверями церкви, для того, чтобы церковь не могла оскверниться нечистым духом (стр. 313). Седерберг перефразирует это место Олеария с тем только добавлением, что (русские) « думают, что диавол на самом деле присутствует в теле ребенка до его крещения» (стр. 29). 45 Олеарий упоминает только, что срезанные волосы закладываются в книгу (стр. 313), а Седерберг говорит только про остальное (стр. 29). 47 Тот же автор пишет правильнее: «берет от восприемников нагое дитя в обе руки, трижды погружает его вполне в воду, произнося: «Крещается (такой – то) во имя Бога Отца, Сына и Духа Святого» (стр. 313); ср. Маржерет, стр. 259; Корб, стр. 266 – 267; Седерберг, стр. 29. 49 Олеарий эти слова передает так: «теперь ты так же чисто и бело измылся от греха первородного!» (стр. 313), а у Седерберга: «таким образом, совершилось над тобою омовение и очищение от смертного греха!» (стр. 29). 51 Олеарий добавляет: « и крестик этот новорожденный должен носить потом на шее во всю свою жизнь, как доказательство того, что он христианин, так что, если, например, найдут, кого на улице мертвым и на шее у него не окажется креста этого, то такого не хоронят» (стр. 313); ср. Седерберг, стр. 29. 52 Он же говорит здесь так: «здесь же (после надевания креста) священник назначает новорожденному святого, именем которого названо дитя, и дает ему образ этого, святого. Образ этот новокрещенный должен сохранять, потом у себя во всю свою жизнь и чествовать его предпочтительно пред другими иконами» (стр. 313); ср. Седерберг (стр. 29); Майерберг. стр. 50.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Л. Лабердев , Семен, конюх стряпчий 320. Лазарев , Яков, двор. патриарш. 301, 313, 315, 316. Лапин , Федор, молодой подьячий 317. Ларионовы : Алексей, подьячий патриарш. разр. 313. Андрей, подьячий 324, 329. Лебедев , Стефан, монах, судия разрядн. прик. 129. Лебедянския села 322. Лебедянь , гор. 312; уезд 317. Левин , Тимофей, пятидесятник Азовских. конных казаков 306. Леонтьевы : Терентий, молодой подьячий 312. Тимофей, молодой подьячий дворц. судн. прик. 308, 318, 334. Лепендин , Федор, подьячий преображенск. полка 304, 317. Литаврин , Григорий, с. бояр. 319, 322. Литвиновские луга 332. Логин , старец посельский 305, 313. Лопухины : Борис, приказчик Лебедянских сел 322. Гавриил Григорьевич, двор. патриарш. 300, 310, 322. Леонтий Маркович, двор. патриарш. 300, 311, 320, 321, 333. Никифор, двор. патриарш. 300, 335. Лукеянов , Иван, молодой подьячий потешного двора 317. Луховский уезд 331. Лучаненко , Иван, сотник мояцкий 319. Львов , Василий, старый подьячий владимирск. судн. прик. 322, 331. М. Магнусов , Иван, двор. патриарш. 300, 314. Мазалевский , Андрей, подьячий патриарш. дворцов, прик. 307. Макарий , старец, казначей Венева Николаевскаго м-ря 334. Макарьевский , Тихон, монах, казначей 1, 28, 235, 303, 328, 335. Макарьевская ярмарка 231. Макидонский , Алексей Иванов, сеунженин 305. Макрина , игуменья Александровой слободы Успенскаго девичья м-ря 321. Манойлов , Василий, дьяк стрелецк. прик. 318. Матвеев , Иван, молодой подьячий сыскн. прик. 318. Межуев , Кузма, старый подьячий 313. Меншиков , Александр Данилович 321. Метельщики 208, 268. Микитин. См. Никитин . Микляев , Федор, старый подьячий стрелецк. прик. 318. Микулин , Федор, дьяк приказа большого дворца 318. Минин , Андрей, подьячий владимирск. судн. прик. 324. Минтер , Андрей Николаев, иноземец 304. Митрофанов , Василий, подьячий казанск. прик. 321. Митрофан , епископ воронежский 311. Митусов , Варфоломей, молодой подьячий потешн. прик. 317. Михаил , архистратиг 50. Михайловы : Андрей, дьяк печати, прик. 129. Иван, молодой подьячий земск. прик. 325. Могутов , Иван, подьячий 326, 329. Молчанов , Семен, подьячий патриарш. дворц. прик. 313, 320.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Игнатий , старец посельский 313. Игнатий , строитель Борисоглебова м-ря 313. Игнатовское , село 297, 309, 324, 334. Инехов , Иван, писарь генеральный преображенск. прик. 317. Иринарх , (Елинарх), старец 296. Исаев , Александр, книгописец 299. Исаия , митрополит нижегородск. и алаторск, 263. Исаков , Петр, старый подьячий преображеиск. прик. 310, 313, 317. Иоанн Богослов 193. Иов , архимандрит Цареконстантиновск. м-ря 315. Иона , св., митрополит московский 25, 227. Иосиф , митрополит псковский 12. Иосиф , архимандрит Венева Николаевского м-ря 319, 320. К. Казаки : Азовские 306. Гребенские 130. Донские 312, 319. Терские 130. Казань , гор. 135. Карачаров , Осип, молодой подьячий прик. сыскн. дел 327. Караш, Карашская волость 328, 330, 334. Карпов , Софрон, стольн. 318. Карташев , Иван, голова таможенный 323. Кесарь , старец подкеларный 295. Киндяков , Никифор, подьячий поместн. прик. 310. Кировская богадельня, мужская 303, 334. Кириловы : Андрей, молодой подьячий сыскн. прик. 318. Васька, приспешник 310. Иван, молодой подьячий дворцов, судн. прик. 312, 318, 334. Терентий, старый подьячий судн. дворцов, прик. 312, 318, 334. Клевцов , Василий, с. бояр. 329. Клоков , Федор, дьяк 307. Ключарев , Игнатий, подьячий 322. Кобылин , Степан 79; сержант преображенск. полка 305. Кобяков , Иван, дьяк разрядн. прик. 318. Козлов , Иван, дьяк поместн. прик. 110, 316. Козмин . См. Кузмин . Колзаков , Федор, межевщик 326, 331. Коломна , гор. 333. Колокол Успенский 306. Колнаков , Илья, дьяк ямск. прик. 307, 317. Комяков , Федор 304. Кондратов , Иван, дьяк стрелецк. прик. 318. Константинов , Григорий, серебряник 73, 82. Конюхи : домовый стадный 178; стремянной 184; стряпчий 178. Конюшенная слобода 323. Коптев , Андрей, подьячий помоста, прик. 110. Коптяев , Семен, старый подьячий казеннаго дворца 323. Коренев , Онисим, старый подьячий прик. большого, дворца 318. Короткий , Иван, подьячий служебный 301. Корюкин , Федор, старый подьячий поместн. прик. 327. Корякин , Иван 313. Косков (Коскав), Ефим, подьячий стрелецк. прик. 306. Костромской уезд 314. Красный Луг 192, 199, 213, 219, 225, 230, 236, 328–331, 334. Кружевников , Алексей 60, 73, 134, 169. Крутицкий , Иван, поддиак 315. Кудрявцев , Никифор, дьяк пушкарск. прик. 325. Кузмины (Козмины): Иван 306. Михаил, подьячий поместн. прик. 321, 331. Осип 306. Куймаки , село 305, 317. Кулижская богадельня, мужская 303. 334. Куликовы : Василий 313. Василий Васильевич, двор. патриарш. 301. Василий Никитич, двор. патриарш. 301. Дмитрий, двор. патриарш. 301. Куракина , боярыня 61. Кутазников , Леонтий, подьячий патриарш. дворцов, прик. 322, 333.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Однако, будучи силой перевезен в Константинополь, папа в конце концов в 548 г. сам осудил Три Главы. Эта своего рода капитуляция вызвала такое недовольство на Западе, что папа вынужден был предложить императору созвать Собор, который бы окончательно уладил конфликт. Но отношения между папой и императором чуть было не дошли до разрыва, и II Константинопольский Собор 156 открылся 5 мая 553 г. против желания папы и в его отсутствие. Осуждения, высказанные на первых сессиях, вынудили папу опубликовать свой Constitutum I и тем самым выразить частичное несогласие с собранием. Папа осудил 56 предложений Феодора Мопсуестийского, но не его лично. Он защищал также православие Феодорита и Ивы. Пять анафем дополняют этот документ. Они направлены против заблуждений несторианства вообще и используют выражения Кирилла [ХВ 296] и Халкидонского Собора [ХВ 313] для подтверждения единства обеих природ в едином Лице Христа. (316/1, 416) 1. Если кто-либо, уважая неизменность Божественной природы, не исповедует при этом, что Слово стало плотью и что с самого Своего Зачатия во чреве Девы Оно по Ипостаси соединило с Собой человеческую природу, как она была в начале, но говорит, что Бог Слово пребывал как бы с уже существовавшим человеком, так что доходит до неверия в то, что Пресвятая Дева – поистине Матерь Божия (Богородица), но полагает, что это лишь название, да будет отлучен от сообщества верных. (316/2, 417) 2. Если кто-либо отрицает, что соединение двух природ во Христе произошло по Ипостаси, но, напротив, говорит, что Бог Слово обитает в человеке, обладая отдельным существованием, как в одном из праведников, и поэтому не исповедует единство природ по Ипостаси, так что Бог Слово, вместе с плотью, которую Он принял, было и есть одна Ипостась, или Лицо, да будет отлучен от сообщества верных. (316/3, 418) 3. Если кто-либо, говоря о Едином Христе, разделяет слова Евангелия или Апостолов, так что вводит таким образом разделение природ, единых в Нем, да будет отлучен от сообщества верных. (316/4, 419) 4.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

Нищие : дворяне 102. дети боярские 88. служивые 77. Новиковы : Василий Тимофеевич, двор, патриарш. 301, 325, 335. Даниил Иванович, двор, патриарш. 300. Яков Павлович, двор. патриарш. 300. Новинския слободы 333. Ново-Богородицкое село 322. Ново-Никольское село 330. Новое , сельцо домовое 248. Ногавицын , Иван, двор. патриарш. 300. Обиходчики 163. Оборин , Яков, двор. патриарш. 300, 324, 329. Овдеев . См. Авдеев . Овиновы : Дмитрий, молодой подьячий поместн, прик. 307; старый подьячий поместн, прик. 318. Иван, молодой подьячий поместн, прик. 307, 318. Озерецкое , село 230, 297, 307, 330. Оловеников , Иван, подьячий оружейной палаты 324. Онуфриев (Ануфреев), Иван 322. Онучины : Михаил, двор. патриарш. 300. Иван, двор. патриарш. 300. Осиповы : Гавриил, старый подьячий потешн. двора 302, 304, 308, 317, 330. Дмитрий, подьячий 61, 135. Оскудин , Ларка, целовальник 313. Осташков , гор. 332, 335. Остолопов , Борис, дьяк разрядн. прик, 129. Охотники домовые 124. П. Паисий , судия 61. Палевский , Иван, симбирянин 316. Панфилов , Василий, скатертник 39, 40, 42, 50, 51, 77, 78, 102–104, 136, 141, 144, 148, 156, 160, 164, 183, 186, 198, 302. Патрикеевы : Алексей (Алешка), дьячек 316. Калина, дьяк приказа сыскных дел 327. Пахомий , старец 297, 324. Паюсов , Иван, старый подьячий стрелецк. прик. 318. Передоршики 180. Перерва , местн. 27, 72, 130, 175, 194, 269, 305, 309, 333. Перфильев , Андрей, подрядчик 325. Переяславль Залесский , гор. 78, 313; его уезд 327. Петрищево , деревня 327. Петровы : Андрей 60. Афанасий, подьячий 91, 244. Иван, поддиакон 298. Петр , св., митрополит. московск. 25, 83, 286. Питирим , игумен Покровскаго м-ря 313. Плещеев , Федор, стольник 55. Пляка , Никита 319. Повара домовые 187. Подвящики 274. Позневский , есаул 319. Покровская богадельня, мужская 303,334. Покровское , село домовое 327. Полки : гайдуцкий 268; Гордона 235; преображенский 23, 235, 305; русский 268. Полозов , Федор, подьячий 120. Полунин Никита, дьяк владимирск. судн. прик. 313. Полянские : Артемий, дьяк 182. Макар, дьяк казанск. дворца 323. Порецкий , Иван 314. Порецкое , село 315, 324. Посников , Григорий, дьяк прик. большого дворца 318. Потаповы : Алексей 335. Герасим, дьяк прик. большого дворца 318. Семен Савинов 315. Потешный двор 308. Поярков , Никита, дьяк прик. большого дворца 318. Прасковья Федоровна, царица 33. Приспешники 187. Прокопий , старец посельский 308, 320. Протасьев , Александр Петрович, окольн. 311, 317. Протопоповы : Василий, дьяк разрядн. прик. 128; старый подьячий судн. дворцов, прик. 312, 318. Иван, поддиак 332. Прутков , Федор, подьячий служебный 301. Пушкино , село 297.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

De mort. persecut. 33-35; Euseb. Hist. eccl. VIII 17; IX 1). Из-за скорой смерти имп. Галерия этот эдикт во мн. районах империи не успел вступить в силу. Власть над Н. вскоре перешла к имп. Максимину II Дайе (311-313), чья политика в вопросах религии была противоречива. В дек. 311 г. в своих главных столицах, Н. и Антиохии , он также издал эдикт о религ. свободе, подобный эдикту Галерия ( Euseb. Hist. eccl. IX 1). Тем не менее Максимин оставался приверженцем традиц. веры и стремился проводить реформы, укреплявшие единство корпорации языческого жречества; преследования христиан спорадически возобновлялись. В янв. 312 г. жертвой Максимина в Н. стал христ. богослов пресв. Лукиан Самосатский (Ibid. IX 6). В нач. лета 313 г. Максимин Дайя был разгромлен войсками имп. Лициния (313-324). 13 июня Лициний торжественно вступил в Н. Здесь им был провозглашен новый эдикт о веротерпимости, аналогичный Миланскому эдикту 313 г. ( Lact. De mort. persecut. 48; Euseb. Hist. eccl. X 5). Гонения на востоке Римской империи прекратились, христ. община Н. начала быстро восстанавливаться под покровительством толерантного имп. Лициния. Вероятно, ок. 313 г. в Н. вернулся Лактанций, к-рый провел неск. лет на Западе из-за преследований Галерия и Максимина Дайи. К нач. 20-х гг. IV в. новый еп. Н. Евсевий († 341/2) стал одним из видных советников имп. Лициния. Евсевий Никомидийский, впосл. в догматических спорах занявший сторону арианства , был первым в истории иерархом христ. Церкви, к-рый может быть охарактеризован как «придворный епископ». Он добился серьезного влияния как политик и советник, оказывавший заметное влияние на политику императоров (Лициния, а затем Константина и Констанция II), прежде всего в религ. сфере. В 323 г., с началом войны между императорами Лицинием и Константином, еп. Евсевий был включен Лицинием в состав посольства, к-рое отправилось в лагерь Константина под Фессалоникой обсудить условия перемирия. Однако Константин отказался от переговоров и впосл. вспоминал о появлении Евсевия с гневом.

http://pravenc.ru/text/2566234.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010