Способные казацкие дети часто поступали в киевскую академию, славившуюся в те времена науками: родители рассчитывали втянуть их через образование в ряды казацкой старшины, ставшей тогда новым дворянским сословием, или в ряды духовенства. Отданный отцом в академию, Сковорода скоро превзошел своих сверстников в успехах и похвалах от всех наставников. Митрополит киевский, Самуил Миславский, человек острого ума и редких способностей, будучи товарищем его по классу, во всем отставал от него. В бытность в академии Сковорода сразу же обратил на себя внимание регента певческого хора, и немедленно поступил в певчие. В то время царствовала императрица Елизавета Петровна, известная своей набожностью и любовью к музыке и духовному пению. Благодаря своему приятному дисканту и большим музыкальным способностям, Сковорода был взят из академии в придворную капеллу, еще со времен царя Алексея Михайловича, постоянно пополнявшуюся голосами из Малороссии, – куда он и отправлен был одним из первых при восшествии Елизаветы Петровны на престол. При дворе Сковорода остался в должности певчего, а потом – псаломщика недолго – около двух лет. Вероятно, здесь им положен был напев «Иже херувимы», известный под именем «придворного», который и ныне считается лучшим напевом и употребляется во многих церквах Малороссии. Напев этой церковной песни, по Высочайшему повелению, издан под руководством Бортнянского в 1804 году, и разослан по всем церквам, для единообразия в церковном пении. Сковороде же приписываю введение во всеобщее употребление веселого и торжественного напева «Христос воскресе» и канона на Пасху «Воскресения день»…, везде именуемого «Сковородинским», вместо прежнего унылого, ирмолойного напева. Сочинял Сковорода и духовные кантаты, не вошедшие в церковную практику, а употреблявшиеся впоследствии в частных собраниях киевского духовенства, любившего заветную старину. Но любовь к науке в нем взяла верх над любовью к музыке. Когда императрица Елизавета со всем двором посетила Киев, Сковорода, которому в то время было 22 года, также прибыл туда вместе с другими придворными певчими; но при возращении двора в Петербург, он, получив увольнение с чином «уставщика» (запевалы в хоре), дававшегося обыкновенно лучшим придворным певчим, при уходе их из капеллы, остался в Киеве и снова поступил в академию продолжать учение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Церковь Николы в Меленках представляет четырехстолпный, пятиглавый, первоначально с позакомарным покрытием храм, окруженный с трех сторон низкими одноэтажными закрытыми галереями. Никольский храм увенчан мощным пятиглавием на высоких барабанах, украшенных аркатурно-колончатым поясом. С западной и южной стороны расположены крыльца под двускатной крышей, с северной – придел. Фасады декорированы простыми пилястрами, окна на галерее имеют простые прямоугольные наличники. Росписи стен выполнены в 1705-1707 гг. ярославскими мастерами во главе с Федором Федоровым. В 1822 г. стенопись частично поновил Е.С. Камещиков. Колокольня церкви Николы в Меленках имела очень необычный силуэт с резким переходом от арок звона к шатру. Создавалось впечатление, что этот переход намечал второй ярус шатра. Нижний ярус колокольни был решен в виде аркады. Глухие вытянутые арки придавали колокольне неповторимую легкость и нарядность. В 1939 г. по решению городских властей она была снесена. Храм закрыли в 1931 г. В 1995 г. вернули православной церкви. Церковь Николы в Меленках была освящена в 1997 г. с приделом во имя вмч. Варвары. Николо-Мельницкая церковь находится там, где когда-то располагалось село Меленки, получившее свое название от " бывших тут ветряных мукомольных мельниц " . Владел этим селом с деревнями Творогово, Зверинец, Титовская, Ильцино, Полянки " Спасского монастыря архимандрит с братиею по грамоте Ивана Васильевича 1555 году " . До построения приходской церкви Николы в Меленках на этом месте существовал мужской монастырь, именовавшийся Николо-Сковородским, что на Глинищах. По местной традиции, название его произошло от чугунного била (сковороды), которым созывали монахов на службу, и от глинистой почвы, на которой стояла обитель. О времени основания монастыря сведений не сохранилось, впервые обитель упоминается в связи с разорением ее поляками в 1609 году. Подробности бедствия содержались в записях Самуила Миславского: " Леата 117 (1609) мая 3, на страсть св. Тимофея и Мавры, в соборной церкви св. Николы чудотворца монастырской на глинищах затворился игумен Варсонуфей с братиею и людие мирские; но супостатная литва коего изрубиша мечами, коих побиша, церковь св. Николы пограбиша, монастырь запалиша, но г, церкви токмя паперть обгоре, остался невредно и чюдотворный образ святителя Николы мирликийского. В заутрие плакаша людие мнози плачем великим и погребоша телеса убиенных на погости монастыря у колокол; образ великого Николы чудотворца изнесоша в церковь Рождества Христа Бога нашего... иже на Волге реце. И не бысть в монастыре св. Николы чудотворца никое время ни пения, ни звонения, никого же людей ходяще " .

http://sobory.ru/article/?object=01176

Уделяя главное внимание коллегиуму, преосвященный Самуил не отказывался и от подготовительных братских школ, открытых епископом Петром (Смеличем, † 1744), но ко времени служения преосвященного Самуила прекративших свое существование. По просьбам духовенства епископ Самуил разрешил вновь открыть подготовительные школы, и не только в прежних, но и в других местах. Причем, разрешая открывать школы, он требовал, чтобы они имели направление славяно-российское. Однако, несмотря на существование в епархии учебных заведений, образованного духовенства не хватало. Особенно печально было то, что и образованные священники нерадиво относились к своим обязанностям, почти не проповедовали в храмах слово Божие. Такое нерадение священства к исполнению важной обязанности их звания глубоко огорчало архипастыря, и он был вынужден строгими требованиями возбуждать их к просветительской деятельности. При епископе Самуиле была расширена архиерейская власть по отношению к приходскому духовенству, т. е. выборное начало в приходах стало терять свою силу. Возвышая свою власть над духовенством, епископ Самуил в то же время всегда был близок к нему, особенно к бедным духовного звания. Деятельность преосвященного Самуила коснулась и монашеской жизни. Во избежание нареканий на монашество, он своим указом от 24 апреля 1769 года запретил монахам занимать должности приказчиков и управителей в монастырских имениях и рекомендовал назначать на эти должности людей светских, достойных и способных к выполнению порученного дела. Вторым указом епископ Самуил запретил без излишней надобности выдавать отпуска монахам. Со строгостью преследовал архипастырь показное, лицемерное благочестие и самочиние в духовной жизни, ведущие к соблазнам среди простого народа. В то же время он благосклонно относился к благочестивым народным религиозным обычаям и оказывал при необходимости свое содействие. Так, когда из-за ссоры двух монастырей был запрещен крестный ход с иконой Знамения Божией Матери, в котором местные жители находили для себя духовное утешение, преосвященный Самуил обратился в 1770 году в Святейший Синод с прошением возобновить совершение крестного хода. Это прошение при нем удовлетворено не было, и крестный ход стал совершаться вновь только в 1790 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Некоторые, совсем краткие, сведения о себе Димитрий сообщил в «Летописце о ростовских архиереях», о котором необходимо сказать несколько слов. Это памятник, который, по мнению А.А. Титова , был составлен Димитрием Ростовским , а позднее дополнялся разными авторами; самые большие дополнения были сделаны ростовским архиепископом Самуилом Миславским, впоследствии ставшим киевским митрополитом 749 , после него «Летописец о ростовских архиереях» дополнялся другими, неизвестными нам лицами. «Все эти списки до св. Димитрия (т. е. списки архиереев включительно до описания Димитрия Ростовского – Μ.Φ.) одной редакции, – пишет А.А. Титов , со св. Димитрия до Самуила с большими или меньшими дополнениями. Но, начиная с Самуила, почти нет ни одного Летописца, который был бы одинаков по изложению с другим. Отсюда ясно, что после Самуила о нём и его заместителях писал каждый владелец рукописного Летописца, насколько имел сведений о данном архиерее» 750 . – Μ.Φ.), ианнуариа в 4 день, в неделю пред Просвещением, меж патриаршества. А на престол прииде в Ростов марта в 1 день, в неделю вторую Великаго Поста» 751 . Эта фраза имеется во всех списках, далее, по наблюдениям А.А. Титова , сведения варьируются. А.А. Титов полагал, что эта фраза – это всё, что приводит о себе Димитрий Ростовский в «Летописце о ростовских архиереях». Однако «Летописец» в составе прижизненного сборника (ГИМ, Синодальное собр., 147, л. 318−331) 752 , бесспорно принадлежавшего самому ростовскому митрополиту, даёт немного больше информации, в частности, о завершении работы над Четьими Минеями. Возможно, вставка о Четьих Минеях была сделана не Димитрием Ростовским (текст «Летописца» писан не его рукой, данная вставка, как и ряд других, писана рукой другого писца; для них в рукописи оставлено место), но, тем не менее, она была сделана при нём и читается в авторской рукописи. Более того, эта фраза в рукописи написана дважды – на л. 330 об., после текста самого «Летописца», и отдельно на л. 331 (вероятно, текст писан под диктовку ростовского митрополита, а потом был внесён в сам «Летописец»). Кроме того, некоторые даты уточнены на полях и вписаны рукой Димитрия Ростовского . Важно обратить внимание на дату составления сборника – 1705 г. 9 февраля 1705 г. Димитрий Ростовский закончил работу над Четьими Минеями, о которых сообщил в заметке о себе в «Летописце о ростовских архиереях», а значит, и сам «Летописец» был составлен не ранее 1705 г 753 . Вероятно, А.А. Титов при определении начального состава «Летописца о ростовских архиереях» взял усечённый текст и принял его за исходный. Однако А.А. Титов совершенно прав, утверждая, что в последующих редакциях «Летописца» (с дополнениями) количество сведений о Димитрии Ростовском увеличивалось.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Все, что мы знаем теперь под именем Ростовского Кремля, в течение многих веков –– со времени первоначального построения соборного храма в 990 году и до перевода архиерейской кафедры из Ростова в Ярославль в 1788 году –– служило резиденцией владык Ростовских и было известно под названием «Ростовского архиерейского дома». Древнейшее указание о нём, как о «дворе епископов», находим в летописях под 1212 годом, но с того времени, то разрушаемый татарами, то горевший в бесчисленные пожары в Ростове, то, наконец, разграбленный и пожжённый поляками в годы смутного времени, архиерейский дом восстановлялся и строился несколько раз. Сохранившиеся до нашего времени здания Кремля большею частию возведены в XVII столетии трудами приснопамятного Ростовского митрополита Ионы Сысоевича; другие – же, более древние, реставрированы им или вновь исправлены. Во времена Ионы Сысоевича Ростовская митрополия насчитывала в своём владении свыше 16.000 душ крестьян и богатейшие вотчины в уездах: Ростовском, Ярославском, Московском, Белозерском, Устюжском и Вологодском. Богатство это ясно отразилось в величественных Ионинских постройках, которые не только вызывали удивление посторонних зрителей, но в последствии, с уменьшением доходов митрополичьего дома, даже ставили в трудное положение самих обитателей роскошных палат. Так, в 1777 году Ростовский архиепископ Самуил Миславский писал князю А. Б. Куракину 2 : «Удивляетесь моего дома огромности? Оный построен митрополитом Ионой. Архитектура его совсем древняя; похожа на Кремль в Москве. Две грановитые палаты 3 площадь подле оных, так точно, как в кремлёвском дворце; семь церквей каменных, все альфреско, только не живописью, а старым иконописством расписаны... Весьма достопамятное строение – только великая сумма на содержание нужна». Преосвященный Самуил и сам имел желание несколько потрудиться над украшением архиерейского дома; на двухэтажном здании бывших митрополичьих покоев он наложил третий этаж с антресолями, но, получив назначение в Киев на кафедру митрополита, – вполне отстроить дома не успел, сообщив ему, однако, с того времени название «дома Самуилова».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/r...

В 1782 г. З. вошел в состав Главной комиссии уч-щ. В результате ее деятельности в 1783 г. было открыто Главное народное уч-ще в С.-Петербурге, в 1786 г. из него выделена Учительская семинария, переименованная в 1803 г. в Учительскую гимназию, а в 1804 г.- в Учительский ин-т. Значительную часть учащихся этих заведений по прямому требованию комиссии составили студенты духовных академий и семинарий. В 1784-1797 гг. З. возглавлял Комиссию об учреждении народных уч-щ. Устав народных уч-щ от 5 авг. 1786 г., разработанный комиссией, предусматривал создание заведений 2 типов: 4-классных главных народных уч-щ с 5-летним сроком обучения в губ. городах и 2-классных малых народных уч-щ - в уездных. В том же году главные народные уч-ща были открыты во мн. губерниях России. З. переписывался с Киевским митр. Самуилом (Миславским) о передаче в ведение комиссии учащихся духовных школ, необходимых для нужд народного образования. 30 окт. 1786 г. договорился с Новгородским и С.-Петербургским митр. Гавриилом (Петровым) о командировании ок. 100 учащихся из КДА, Черниговской и Переяславской семинарий и др. духовно-учебных заведений. Часть воспитанников была послана в Великобританию для усовершенствования в знаниях. По окончании учебы за границей они были направлены учителями во вновь открытые главные народные уч-ща. На педагогическую работу уходило так много воспитанников духовных школ, что в 1804 г. Новгородский и С.-Петербургский митр. Амвросий (Подобедов) был вынужден отказать З. в просьбе о переводе студентов из СПбДА в ведомство Мин-ва народного просвещения. В 1786 г. З. стал управляющим учрежденным по его проекту Гос. заемным банком (с 1794 - главным директором), 31 авг. 1787 г.- членом Совета при Е. И. В., 29 янв. 1791 г.- председателем Комиссии для обсуждения вопроса о заготовке и снабжении солью внутренних губерний России. В 1793 г. (по др. данным, в 1794) имп. Свящ. Римской империи Франц II даровал З. титул графа Свящ. Римской империи, позже имп. Павел I также возвел его в графское достоинство. 1 янв. 1795 г. З. получил чин действительного тайного советника. 8 авг. 1798 г. назначен главным директором Ассигнационного банка. Был инициатором преобразования Медико-хирургической школы в академию (1798), принял участие в разработке ее устава. По его предложению российские медики были отправлены за границу для стажировки. 6 нояб. 1799 г. уволен со службы вслед. хищения, совершенного сотрудником Ассигнационного банка, выслан в свое поместье с. Ляличи Малороссийской губ. под присмотр полиции. После прихода к власти имп. Александра I опала закончилась. 18 апр. 1801 г. З. вошел в состав Непременного совета и стал сенатором, 5 июня того же года назначен председателем Комиссии составления законов (до 1803). В 1801 г. дважды рекомендовал А. Н. Радищева в члены комиссии, ходатайствовал о повышении ему жалованья и о возвращении ордена св. Владимира 4-й степени. В результате Радищеву был возвращен орден, 6 авг. 1801 г. он был назначен членом комиссии.

http://pravenc.ru/text/182415.html

Наместники Патриаршей (Синодальной) области 16.10.1700 16.12.1701 16.12.1701 14.02.1721 27.01.1719 14.06.1721 14.06.1721 23.08.1721 23.08.1721 03.03.1722 03.03.1722 09.11.1731 29.11.1731 08.04.1735 08.04.1735 18.05.1739 29.07.1739 01.09.1742 Архиепископы и митрополиты Московские 01.09.1742 10.06.1745 10.06.1745 14.04.1748 14.04.1748 14.06.1754 14.06.1754 25.01.1758 22.10.1757 18.04.1767 18.04.1767 18.01.1768 18.01.1768 16.09.1771 16.09.1771 20.01.1775 в/у Самуил Миславский 20.01.1775 13.07.1811 13.07.1811 19.02.1818 19.02.1818 03.03.1819 15.03.1819 29.06.1821 03.07.1821 19.11.1867 05.01.1868 31.03.1879 31.03.1879 08.04.1879 08.04.1879 09.06.1882 09.06.1882 27.06.1882 27.06.1882 17.11.1891 17.11.1891 01.08.1893 01.08.1893 09.08.1893 09.08.1893 11.02.1898 21.02.1898 23.11.1912 26.04.1910 26.06.1910 25.11.1912 20.03.1917 11.1912 23.12.1912 01.06.1914 01.09.1914 20.03.1917 21.06.1917 23.06.1917 21.11.1917 Наместники Патриаршей Области 16.01.1918 21.01(03.02).1920 05(18)01.1922 01.1922 (23.06)06.07.1923 (30.10)12.11.1923 29.12.1923(11.01.1924) 30.03(12.04)1925 27.11(10.12)1925 18.02(03.03)1926 02.1926 04.1927 05.1927 26.01(08.02)1931 29.04(12.05)1932 01.1936 14(27)04.1934 30.08(12.09)1943 10.1941 12.1941 12.1941 02.1942 02.1942 09.1943 02(15)05.1944 06(19)09.1960 06(19)09.1960 28.07(10.08)1963 26.09(09.10)1963 21.05(03.06)1971 12(25)06.1971 29.05(11.06)1977 29.05(11.06)1977 Московская, григ. Основана в 1925 г. (местопребывание – в Московском Донском монастыре, в бывших покоях Патриарха Св. Тихона). Московская I, обн. Основана в 1922 г. Упразднена в 1946 г. Викарные кафедры: Богородская, Бронницкая, Можайская, Подольская, Дмитровская, Клинская, Коломенская, Каширская, Орехово-Зуевская, Серпуховская, Викариатство Московской епархии, Звенигородская, Загорская. 08.1922 12(25)06.1923 03(16)10.1924 06(19)05.1927 23.04(06.05)1930 27.04(10.05)1930 04.1931 12(25)09.1931 05.1933 17(30)12.1935 22.11(05.12)1935 27.12.1935 (09.01.1936) 27.12.1935 (09.01.1936) 23.06(06.07)1938 27.04(10.05)1941

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Наряду с преподаванием М. вел активную исследовательскую работу. Он 1-м из иностранцев ознакомился с собранием греч. рукописей московских Синодальной и Типографской б-к, получив разрешение Синода по ходатайству библиотекаря имп. двора иеродиак. Евгения (Булгариса) (впосл. архиепископ Славянский и Херсонский), с к-рым М. был знаком со времени учебы в Лейпциге. Поддержку научным изысканиям М. оказывал митр. Московский Платон (Левшин) , директор и протектор Славяно-греко-латинской академии , знаток и ценитель классической древности. Личная дружба связывала М. с ректорами академии - архим. Заиконоспасского мон-ря Амвросием (Подобедовым) (впосл. митрополит Новгородский и Олонецкий) и его преемником архим. Дамаскином (Семёновым-Рудневым) (впосл. епископ Нижегородский и Алатырский). В Синодальной б-ке М. познакомился с архиеп. Самуилом (Миславским) (впосл. митрополит Киевский), осуществлявшим по Высочайшему указу ревизию ее фондов, состояние к-рых во 2-й пол. XVIII в. современники признавали катастрофическим. Мн. кодексы не имели переплетов, открепившиеся тетради и листы находились в полном беспорядке. Разбор греческих рукописных книг (самой «непонятной» части фонда), на протяжении целого столетия пролежавших в Патриаршем дворце в Кремле, был поручен М., проявлявшему к ним интерес с самого начала пребывания в Москве. Это собрание сложилось преимущественно из рукописей, привезенных с Афона иером. Арсением (Сухановым) в 1655 г.; в 1693 г. к ним добавились манускрипты, доставленные в Москву архим. Хрисанфом Нотарой по распоряжению Иерусалимского патриарха Досифея II Нотары . Результатом 10-летней работы М. стало научное описание греч. фонда, составленное на лат. языке: 1-я ч. под названием «Notitia codicum manuscriptorum Graecorum bibliothecarum Mosquensium Sanctissimae Synodi» была издана в Москве в 1776 г.; краткий перечень рукописей «Index codicum manuscriptorum Graecorum bibliothecarum Mosquensium» опубликовали в С.-Петербурге в 1780 г.; полное издание каталога, озаглавленного «Accurata codicum Graecorum manuscriptorum...», вышло в 1805 г. в Лейпциге. Каталог составлен по результатам изучения 502 греч. манускриптов IX-XVIII вв., ранее неизвестных европ. ученому сообществу. Своим беспрецедентным для рус. науки трудом М. впервые ввел эти важнейшие фонды в научный оборот, и т. о. в этой области исследований Москва поднялась до уровня «филологических столиц» Европы (ранее были опубликованы описания греч. фондов только Парижа, Мадрида и Мюнхена).

http://pravenc.ru/text/2562622.html

12 апр. 1795 г. В. был назначен и 3 июня в Киеве хиротонисан во епископа Житомирского, викария Минской епархии; хиротонию возглавил Киевский митр. Самуил (Миславский) . В. поселился в г. Остроге, где 12 июля 1795 г. была учреждена и 14 мая следующего года открыта ДС, с 1798 г. при ней существовала особая школа для готовящихся к принятию священного сана, с 1799 г.- бурса. 16 окт. 1799 г. в связи с образованием Волынской и Житомирской епархии В. стал правящим епископом; в 1805 г. получил орден св. Анны 1-й степени. 20 дек. 1805 г. он был переведен в Могилёвскую епархию, 23 марта 1808 г. возведен в сан архиепископа. При В. в епархии были созданы неск. духовных уч-щ, архиерей занимался вопросами упорядочения монастырской жизни. В начале Отечественной войны 1812 г. В. остался в Могилёве, к-рый был оккупирован корпусом маршала Даву. 13 июля оккупанты приказали архиепископу вместе с духовенством принести присягу новым властям. Обсудив ситуацию с членами консистории и секретарем, В. 14 июля в кафедральном соборе присягнул Наполеону; консистория предписала духовенству сделать то же самое, и присягнуло 2/3 духовенства. После изгнания франц. войск из Российской империи имп. Александр I Павлович приказал Синоду освободить В. от управления епархией и провести расследование, в результате к-рого он был осужден и указом от 1 мая 1813 г. лишен сана архиепископа. Чин снятия сана совершил архиеп. Михаил (Десницкий) 29 июня (по др. сведениям, 12 июня) 1813 г. в кафедральном Спасском соборе Чернигова. В. был отправлен монахом в новгород-северский в честь Преображения Господня мон-рь, около к-рого впосл. был погребен. Лит.: Могилёвские епископы: С кр. биогр. о каждом из них сведениями. Могилев-на-Днепре, 1887. С. 10; Могилёвская епархия: Ист.-стат. описание. Могилев, 1910. Т. 1. Вып. 2. Ч. 2. С. 47-82; История РЦ. Кн. 8. Ч. 1. С. 682, 714; Icmopiя peлiriй в Ykpaïhi. Льbib, 2001. Кн. 1. С. 360-367. Е. Н. Филатова Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/154215.html

Д. пользовался славой незаурядного проповедника, знатока языков и эрудита. Собрал значительную по размерам б-ку. Состоял в переписке с рядом российских и европ. ученых. В период обучения за границей перевел сочинения Новгородского архиеп. Феофана (Прокоповича) на лат. язык, часть переводов была опубликована и принесла Д. известность. В 1743 г. в Бреславле был опубликован составленный им совместно с Иоанном Корниусом сб. «Lucubrationes Illustrissimi ac Reverendissimi Theophanis Procopovicz», содержавший переводы почти всех посвященных имп. Петру I произведений архиеп. Феофана, а также лат. соч. «Торжественная песнь на Полтавскую победу» и 18 писем к различным адресатам. В 1745 г. издал там же сб. «Miscellanea Sacra» - тематическую подборку апологетических сочинений архиеп. Феофана, написанных на латыни, а также перевод с польск. языка проповедей об аскетической жизни. Кроме того, в сборник вошли «Элегия к своей библиотеке» Рязанского митр. Стефана (Яворского) и нек-рые др. сочинения. Тогда же Д. начал работу над переводом на лат. язык труда архиеп. Феофана «Об иге неудобоносимом», к-рый был завершен архим. Иакинфом (Карпинским). На средства Н. Н. Бантыш-Каменского этот труд был напечатан в Лейпциге (1782) под заглавием «De Jugo intolerabili» одновременно с трудом «Догматическое богословие», к-рый явился продолжением соч. «Система богословия» архиеп. Феофана. По завещанию последнего этот труд был продолжен архимандритами Кассианом (Лехницким), Никодимом (Панкратьевым) и Самуилом (Миславским) и завершен Д. В 1762 г. Д. написал статьи на нравственно-философские темы: «Сотница правил христианского жития», «Лекарство на нечистоту и похоть плотскую» и «Полезное наставление о Священном Писании», известные в копии 1780 г. В 1766 г. составил кн. «Златой клейнод детей Божиих, то есть Правдивый путь к христианству» в 3 частях. В рукописи сообщалось, что текст «из английского языка на немецкий переведен, а из немецкого на российский перетолкован». Взятый из Гамалеевского монастыря автограф в нач. ХХ в. хранился в б-ке Черниговской ДС (в наст. время его местонахождение неизвестно).

http://pravenc.ru/text/168504.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010