Самуил, митрополит Киевский и Галицкий (Миславский Симеон Григорьевич) Родился 24 мая 1731 года в селе Полошки Глуховского полка в семье священника. В 1742 году поступил в Киевскую духовную академию. 12 апреля 1754 года пострижен в монашество; 25 ноября рукоположен во иеродиакона. По окончании духовной академии оставлен преподавателем при ней. 6 января 1756 года рукоположен во иеромонаха. 7 ноября 1757 года назначен префектом Киевской духовной академии и преподавателем философии. С 1 сентября 1759 года исполнял обязанности ректора Киевской духовной академии. 16 января 1761 года возведен в сан архимандрита Киево-Братского Богоявленского монастыря и назначен членом консистории. 12 августа 1768 года переведен в Киевский Николаевский Пустынный монастырь. 28 декабря 1768 года хиротонисан во епископа Белгородского и Обоянского. В 1769 году он разработал новую инструкцию о порядке, методах и объеме преподавания в каждом учебном классе Харьковского коллегиума. Получили признание при епископе Самуиле и «прибавочные» классы коллегиума, к которым так неблагосклонно отнесся его предшественник епископ Порфирий (Крайский, † 1768). Особое значение преосвященный Самуил придавал изучению иностранных языков в этих классах. Не имея преподавателей иностранных языков, он послал на свой счет двух наиболее способных студентов в Германию для изучения немецкого языка и подготовил к преподаванию его в коллегиуме. Французский язык преподавал в коллегиуме преподаватель-француз. С ним был заключен договор, и он готовил способных студентов в преподаватели французского языка. Вместе с изучением иностранных языков было обращено внимание и на более тщательное изучение русского языка, т. к. до этого времени он изучался очень мало, уступая место господствующему тогда в школах латинскому языку. Епископ Самуил изменил существовавшее положение и введением новой инструкции возвысил русский язык над латинским. С изменением и усовершенствованием учебного процесса епископ Самуил заботился и о хозяйственном благоустройстве коллегиума, а особенно находящегося при нем сиропитательного дома. Этот дом был предметом постоянных его забот. Он построил для него новое здание на средства паствы и свои личные.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Содержание Письма к преосвященному Арсению (Верещагину) Архиепископу Ростовско-Ярославскому, бывшему епископу Тверскому и Кашинскому Письма к преосвященному Арсению (Верещагину) 1. Гавриила (Петрова), митрополита Новгородского 2. Самуила (Миславского), митрополита Киевского 3. Платона (Левшина), митрополита Московского 4. Иннокентия, архиепископа Псковского 5. Кирилла (Флоринского), викария Севского 6. Симона (Лагова), епископа Рязанского 7. Вениамина (Румовского-Краснопевкова), епископа Архангельского 8. Иринея (Братановича), епископа Вологодского 9. Тихона (Малинина), епископа Воронежского, впоследствии Тверского 10) Павла (Зернова), епископа Костромского 11. Амвросия (Подобедова), архиепископа Казанского 12. Виктора (Онисимова), епископа Владимирского и Суздальского 13. Дамаскина (Семенова-Руднева), епископа Нижегородского 14. Амвросия (Серебреникова), архиепископа Екатеринославского 15. Феоктиста (Мочульский), епископ Севского 16. Феофила (Раева), епископа Тамбовского 17. Арсения (Тодорского), епископа Вологодского 18. Не известного 19. Серапиона (Александровского), архимандрита Московского Богоявленского монастыря, потом епископа: Дмитровского, впоследствии митрополита Киевского 20. Арсения, архимандрита Тверского Успенского Желтикова монастыря 21. Варлаама (Миславского), архимандрита Киево-Братского монастыря и Ректора Академии 22. Иринея (Клементьевского), архимандрита Новгородского Юрьева монастыря и члена Св. Синода 23. Иннокентия (Лаврова), архимандрита Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря 25. Варлаама архимандрита Богоявленского Голутвина монастыря и ректора Коломенской Дух. Семинарии 25. Иоанна (Терликова), архимандрита Ниловой Пустыни, потом настоятеля Московского Симонова монастыря 26. Михаила (в монашестве Августина) Сахарова     Архиепископ Арсений (Верещагин), к которому адресованы были напечатанные ниже письма, был один из видных деятельных и уважаемых русских архипастырей второй половины XVIII столетия 1 . Он родился 27-го января 1736 года 2 в г. Кашин от священника Успенского собора Иоанна Алексеева (Верещагина) 3 и при крещении наречён Василием.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Курская Основана в октябре 1657 и сразу же упразднена в ноябре 1657. Возобновлена в 1666 г. «...Царь Алексий Михайлович и Патриарх Иосиф, с согласия Собора (1666–1667 гг.– Сост.), изволили отдать в Белгородскую епархию 37 украинских городов. Часть их отделена от Патриаршей области, другая составилась из вновь присоединенных и вновь построенных городов Слободской Украины...» (Курска, Обояни, Волхова, Старого и Нового Оскола, Валуек, Чугуева, Харькова, Нежина, Змиева, Ахтырки и др.; Покровский И. М. Ук. соч. С. 280). Митрополия. С 1722 г. обычно замещалась епископами. С 1771 г. архиереи перемещались на другие кафедры. Местопребывание – в г. Белгород, с 1833 г. – в г. Курск, после чего Белгород обращается в Курское викариатство. Именовалась: Белгородская и Обоянская; с 15.03.1787 – Белоградская и Курская; с 16.10.1799 – Курская и Белоградская (Белгородская); с 25.02.1905 – Курская и Обоянская; с 26.01(08.02)1954 – Курская и Белгородская, паки; с 09(22)02.1993 – Курская и Рыльская. Викарные кафедры: Белгородская, Рыльская, Уразовская, Дмитриевская, Новооскольская, Старооскольская. 09.11.1657 23.11.1657 17.05.1667 20.08.1671 14.09.1671 23.02.1684 13.07.1684 06.08.1702 Авраамий Юхнов 23.01.1704 17.08.1709 Иустин Базилевич 11.03.1711 04.04.1720 Иларион Властелинский 09.07.1722 02.07.1731 Епифаний Тихорский 28.11.1731 18.07.1733 30.09.1735 03.01.1736 20.06.1736 01.09.1742 06.09.1742 01.01.1748 02.06.1748 10.12.1754 01.1755) 09.10.1755 09.10.1755 01.01.1758 26.04.1758 30.06.1763 29.10.1763 07.07.1768 28.12.1768 24.09.1771 Самуил Миславский 09.02.1774 28.11.1786 28.11.1786 09.02.1787 29.04.1818 14.07.1818 27.02.1822 Евгений Казанцев 12.04.1822 28.03.1831 Владимир Ужинский 31.03.1831 10.02.1832 Иннокентий Коровин-Сельнокринов 13.03.1832 05.11.1860 01.01.1861 11.01.1880 Сергий Ляпидевский 11.01.1880 19.03.1883 Ефрем Рязанов 19.03.1883 20.03.1887 28.03.1887 03.09.1893 Иуаин II Охотин 03.09.1893 07.03.1898 Иувеналий Половцев 22.03.1898 17.06.1904 Лаврентий Некрасов 17.06.1904 04.10.1911

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Виктор (Садковский), архиеп. Минский. Портрет. Кон. XVIII в. (ГРМ) (Садковский Василий Семенович; ок. 1741 - 11.11.1803, Чернигов), архиеп. Черниговский. Род. на Уманщине в семье униатского священника из дворянского рода. Отец В. во 2-й пол. 40-х гг. XVIII в. переселился в Киев, присоединился к правосл. Церкви и стал священником при Преображенской ц. на Подоле. В. Садковский учился в Киево-Могилянской академии (см. ст. Киевская духовная академия ) во время ректорства архим. св. Георгия (Конисского) , в 1755 г. поставленного во главе Могилёвской (Белорусской) епископии. В 1758 г. Садковский по приглашению свт. Георгия приехал в Могилёв и 17 лет состоял личным секретарем архиерея. В 1764 г. Садковский был назначен кафедральным проповедником, префектом и профессором Могилёвской ДС. Весной 1768 г. рукоположен во иерея, стал членом Могилёвской консистории, именуясь «наместником кафедры Могилёвской». С 18 авг. 1774 г. игумен мстиславского Тупичевского мон-ря, с 12 дек. 1775 г. (по др. данным, с 23 янв. 1775) священник при российском посольстве в Варшаве. 25 окт. 1783 г. В. был поставлен во главе Слуцкой архимандритии в Польше, в февр. следующего года получил презенту на архимандритию от виленского воеводы и владельца Слуцка кн. К. Радзивилла. 19 мая 1784 г. в Киеве, в Софийском кафедральном соборе, митр. Киевским Самуилом (Миславским) возведен в сан архимандрита, в июле прибыл в Слуцк. Занимался устроением монастырской жизни и учреждением церковных школ. В нач. 1785 г. между Россией и Польшей было достигнуто соглашение о восстановлении в пределах Речи Посполитой правосл. Переяславской и Бориспольской епископской кафедры в юрисдикции РПЦ, во главе к-рой указом имп. Екатерины II от 27 марта 1785 г. был поставлен В., хиротония состоялась 9 июня в киевском Софийском соборе, одновременно В. стал коадъютором Киевского митрополита. Местом пребывания архиерея являлся слуцкий во имя Св. Троицы мон-рь . Территория Переяславской епархии занимала почти всю Правобережную Украину и часть Белоруссии, включала в себя 323 храма, 365 священно- и церковнослужителей. В 1786 г. В. получил королевский привилей на управление кафедрой. Будучи российским подданным, с согласия российского правительства 7 мая 1787 г. принес в Тульчине присягу на верность королю и Речи Посполитой. В 1786-1787 гг. В. активно занимался церковными делами: ходатайствовал перед Синодом о строительстве церкви при рус. посольстве в Варшаве, совершал инспекционные поездки по мон-рям епархии, сопровождал имп. Екатерину II в ее поездке на Украину. При В. были освящены храмы в Слуцке, Мозыре, Осовцах, заложена церковь в Копыле, открыт ряд жен. и муж. мон-рей. В Слуцке в 1785 г. возобновила свою деятельность консистория, начались занятия в ДС.

http://pravenc.ru/text/158548.html

Материалы к истории трехлетнего заключения православного епископа Виктора (Садковского) в польских тюрьмах Источник 22 числа июля сего года исполняется сто лет со времени освобождения западнорусского епископа Виктора Садковского из трехлетнего тяжелого заключения в польских тюрьмах. Биографические сведения о жизни и деятельности этого епископа известны печати 1 ; но история его ареста и страданий в польских казематах остается еще мало раскрытой. Для разъяснения этой истории приводим ниже два документа, вышедших из под пера его современника, вместе с ним разделявшего тюремное заключение, братского игумена Киприана Островского, управляющего наместничеством слуцкой кафедры и затем в 1807 году назначенного в архимандриты пустынного Николаевского монастыря в Киеве. Предлагаемые документы извлечены из рукописей московского главного архива министерства иностранных дел (картон 8 «духовных дел»). Первый из них представляет собою список с обширного письма игумена Киприана, отправленного им из Варшавы в Киев сряду по освобождении из варшавского заключения и содержит подробное описание этого заключения; второй документ содержит речь того же игумена при встрече епископа Виктора в Слуцке 20 марта 1793 года. Ввиду научной важности указанных документов и уяснения их содержания, приводим здесь необходимые исторические указания. Виктор Садковский был родом киевлянин, воспитанником киевской академии, 15 лет учителем и префектом могилевской духовной семинарии; по рекомендации архиепископа Георгия Конисского , назначен в Варшаву исправлять должность капеллана при русском посольстве; в ноябре 1783 года киевским митрополитом Самуилом Миславским переведен в город Слуцк в архимандриты Слуцкого Троицкого монастыря и сделан администратором над всеми православными церквями и монастырями, бывшими тогда в пределах польских; с открытием же здесь православного епископства, посвящен 09 июня 1785 г. в сан епископа переяславского и бориспольского, коадъютора киевской митрополии. Положение епископа Виктора в латино-польском государстве, фанатически настроенном против православия, было весьма тяжелым.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

Московская См. митрополиты и патриархи всея Руси (992–1700) Московская и Владимирская С 1742 года Кафедра в Москве Иосиф (Волчанский) архиепископ, бывший еп. Мстиславский, Оршанский и Могилевский с 1.09.1742 † 10.06.1745 Платон (Малиновский) архиепископ Сарский и Подонский с 10.06.1745 по 5.04.1748 временно управлял архиепископ с 5.04.1748 по 16.05.1748 архиеп. Московский и Владимирский переименован архиеп. Московский и Севский Московская и Севская С 16 мая 1748 года Платон (Малиновский) архиепископ, бывший архиеп. Московский и Владимирский с 16.05.1748 † 14.06.1754 Иларион (Григорович) архиепископ Крутицкий и Подонский 14.06.1754–22.10.1757 временно управлял Тимофей (Щербацкий) митрополит, бывший митр. Киевский, Галицкий и всея Малыя России с 22.10.1757 по 29.05.1764 переименован митр. Московский и Калужский Московская и Калужская С 29 мая 1764 года Тимофей (Щербацкий) митрополит, бывший митр. Московский и Севский с 29.05.1764 по 3.01.1767 на покое; † 18.04.1767 Амвросий (Зертис-Каменский) архиепископ, бывший архиеп. Крутицкий и Можайский с 18.01.1768 † 16.09.1771 (убит) Самуил (Миславский) епископ Крутицкий и Можайский с 16.09.1771 по 20.01.1775 временно управлял Платон (Левшин) архиепископ, бывший архиеп. Тверской и Кашинский с 21.01.1775 митрополит с 29.06.1787 по 16.10.1799 переименован митр. Московский и Коломенский Московская и Коломенская С 16 октября 1799 года Платон (Левшин) митрополит, бывший митр. Московский и Калужский с 16.10.1799 по 13.06.1811 на покое; † 11.11.1812 Августин (Виноградский) епископ Дмитровский, викарий Московской епархии управлял Московской митрополией, с 13.06.1811 временно управлял Московской епархией с 28.12.1812 архиепископ Дмитровский с 30.08.1814 архиепископ Московский и Коломенский с 19.02.1818 † 3.03.1819 Лаврентий (Бакшевский) епископ Дмитровский, викарий Московской епархии с 3.03.1819 по июнь 1819 временно управлял Серафим (Глаголевский) митрополит, бывший архиеп. Тверской и Кашинский с 15.03.1819 по 19.06.1821 митр. Новгородский и Санкт-Петербургский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

«Род царствия благословится». Роспись свода крыльца северной галереи церкви Ильи Пророка в Ярославле. Около 1716 г. ЖМП 7 июль 2016 /  14 августа 2017 г. 18:30 Родъ правыхъ благословися С середины XVII века в русской культуре наблюдается особый интерес к киевской теме, к образам истории и искусству Киевской земли. Великую Русь с этим регионом объединяло общее прошлое, общие моменты славы и скорби, общие предки, в том числе герои и святые. Память о богоспасаемом Киеве, о «первопрестольной матери градам» (как называли его уже древнейшие источники времени Киевской Руси — Повесть временных лет, Слово на обновление Десятинной церкви середины XII века, тропарь святому равноапостольному князю Владимиру и др.) навсегда сохранилась в русской истории. Открытие мощей митрополитом Петром (Могилой) На протяжении нескольких веков непрерывная преемственность с Киевом традиционно подчеркивалась в письменных источниках и в изобразительном искусстве Великой Руси. В московской культуре образы святых князей — равноапостольного Владимира, его мученически погибших сыновей Бориса и Глеба — оказываются своеобразными архетипами, собирательными образами великого киевского прошлого. В русском искусстве середины — второй половины XVII века в иконографии этих святых возникают новые акценты и новые варианты, связанные со ставшей вновь актуальной киевской темой. Немало способствовала этому деятельность киевского митрополита Петра (Могилы) (1632–1647), боровшегося с униатством и стремившегося укрепить позиции Православия в Киевской митрополии. В 1632–1636 годах по его инициативе проводились раскопки лежавшей в руинах со времен татаро-монгольского нашествия Десятинной церкви, что киевский митрополит, несомненно, рассматривал как одно из важнейших дел. По сведениям митрополита Киевского и Галицкого Самуила (Миславского; †1796), во время раскопок тогда были найдены предполагаемые гробы с мощами князя Владимира и княгини Анны. В 1640 году киевский митрополит отправил в Москву посольство за «царской милостыней» с посланием Михаилу Феодоровичу. В нем митрополит Петр сообщал государю об открытии мощей равноапостольного князя и «посылал царю часть от этих мощей и два резных креста собственного рукоделия». Кроме того, он просил московского царя помочь с устройством драгоценной раки для новооткрытых мощей, которые предполагал перенести после Пасхи из Десятинной церкви в Софийский собор, и просил прислать покрывало на гроб преподобного Феодосия Печерского. Присланная Петром (Могилой) частица мощей князя Владимира («исподняя кость с зубами») упоминается в описи Успенского собора Московского Кремля 1701 года в большом ковчеге в жертвеннике среди других мощей 1 . О частице мощей князя говорится также в описи Образной Палаты при Московском дворце 1669 года, где описывается «крабица серебреная, на подножках, на ней по краям и ножки золочены, а в ней мощи благоверного князя Владимера, да в крабице образ ево шит на отласе, около главы венец и риза низана жемчугом мелким» 2 .

http://e-vestnik.ru/history/svyatoy_knya...

святитель Антоний (Смирницкий) (29.10.1773–20.12.1846) Нравственно-аскетические труды Слова Аудиокниги святитель Антоний (Смирницкий) Архиепископ, много потрудившийся на благо Воронежской епархии. Способствовал канонизации святителей Тихона Задонского и Митрофана Воронежского. В миру Смирницкий Авраамий Гаврилович, родился в селе Повстино Пирятинского уезда Полтавской губернии в день преподобного Авраамия Ростовского (в крещении получил его святое имя) и был старшим сыном в многодетной семье протоиерея. Его отец по окончании Киевской духовной академии вначале учительствовал на дому, а по принятии сана пятьдесят лет верой и правдой служил Церкви, став примером для своего старшего сына. В детстве Авраамий учился грамоте по Часослову и Псалтири, читал и пел на клиросе, помогая отцу как псаломщик, тогда же проявилось его усердие к молитве и богослужению. Однажды чудом Господь сохранил отроку жизнь, когда тот по дороге в храм упал в прорубь. В 1783 году Авраамий поступил в Киевское духовное училище, где за смиренный и тихий характер получил фамилию Смирницкий. Хорошо подготовленный дома, он учился примерно, поэтому после окончания училища поступил в Киевскую духовную академию. По окончании с отличием, одним из лучших студентов богословского курса академии, в августе 1796 года Авраамий поступил послушником в Киево-Печерскую Лавру, «желая учиться у тех учителей, которые почивают в пещерах». Авраамий ежедневно молился за ранней литургией в Лавре, избегал студенческих увеселений. Предполагающийся брак Авраамия не был благословлен митрополитом Киевским и Галицким Самуилом (Миславским; † 1796): «Смирницкому другие пути назначены». 21 февраля 1797 года митрополитом Киевским и Галицким Иерофеем (Малицким; † 1799) он был пострижен в монашество с наречением имени в честь преподобного Антония Печерского, 12 апреля 1797 года тем же Преосвященным рукоположен в сан иеродиакона. Заведовал библиотекой, в качестве послушания читал собственные проповеди, впоследствии был известен как блестящий проповедник.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Smirni...

Святитель Антоний (Смирницкий) архиепископ Воронежский и Задонский чудотворец (в миру, Авраамий Гаврилович, 29.10.1773, с. Повстин близ Пирятина на территории Лубенского полка – 20.12.1846, Воронеж), свт. (пам. 10 мая, 20 дек. и в Соборе Воронежских святых). Старший сын в многодетной семье протоиерея, дома учился грамоте по Часослову и Псалтири, читал и пел на клиросе, помогая отцу как псаломщик; тогда же проявилось его усердие к молитве и богослужению. Однажды Господь чудом сохранил отроку жизнь, когда тот по дороге в храм упал в прорубь. В 1783 г. Авраамий был отдан в школу, где за смиренный и тихий нрав получил фамилию Смирницкий. По окончании КДА одним из лучших студентов богословского курса в авг. 1796 г. А. Г. Смирницкий поступил послушником в Киево-Печерскую лавру, «желая учиться у тех учителей, которые почивают в пещерах». Не получил благословения на вступление в брак от митр. Киевского Самуила (Миславского), сказавшего: «Смирницкому другие пути назначены». 21 февр. 1797 г. митр. Киевским Иерофеем (Малицким) Смирницкий был пострижен в монашество с наречением имени в честь прп. Антония Киево-Печерского, 21 апр. 1797 г. тем же архиереем рукоположен во иеродиакона. Заведовал б-кой, в качестве послушания проповедовал, впосл. был известен как блестящий проповедник. 20 нояб. 1799 г. митр. Киевским Гавриилом (Банулеско-Бодони) рукоположен во иеромонаха, 25 янв. 1808 г. митр. Киевским Серапионом (Александровским) назначен зав. лаврской типографией. Был строгим постником, благодетелем для бедных, молитвенником, аскетом (носил власяницу, ночи проводил в бдении). 20 сент. 1814 г. А. был определен начальником Ближних пещер, тогда же подал прошение о постриге в схиму, но разрешения не получил. 2 янв. 1815 г. назначен наместником лавры и в 1817 г. митр. Серапионом возведен в сан архимандрита. В лавре установил еженедельное чтение братией акафиста Успению Божией Матери в благодарность за спасение Киева в 1812 г. от нашествия франц. войск (см. Отечественная война 1812 г.). В 1816 г. принимал в лавре вел. кн. Николая Павловича (см. Николай I) и имп. Александра I, в течение всей жизни пользовался благоволением как императора, так и царского двора.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Smirni...

Скачать epub pdf Будущий светоч Русской Церкви, архиепископ Антоний, был сыном отца Гаврилова, скромного священника в с. Повстине, Пирятинского у., Полтавской губ. Родился он 29 октября 1773 г. в день памяти пр. Авраамия Ростовского, имя коего и дано было новорожденному. Войдя с юных лет в церковный быт, он рано обнаружил любовь к богослужению. Подросши же старался отрок Авраамий не пропускать Богослужения. Однажды, еще будучи маленьким, он не был в день нового года взят отцом в церковь . Проснувшись, Авраамий побежал в храм. На пути, пробираясь по льду реки, он свалился в прорубь, откуда вытащили его проезжие и доставили матери. Научившись грамоте, он начал читать, а обладая хорошим голосом, и петь на клиросе, заменяя иногда псаломщика. Школьное учение началось с 10 лет. За смирение Авраамий получил фамилию Смирницкого. В бытность его в Киевской Духовной Академии, он был назначен старшим и получил право брать под надзор воспитанников. В таких семинарских квартирах соблюдался порядок общих молитв, ознакомления с житиями дневных святых. Смирницкий умел назидательно излагать жития и старался внушать опекавшимся им желание следовать примеру святых. Подражая страноприимному Аврааму, он принял на квартиру старца и заботился о нем. Им установлено было чтение акафистов. Каждое утро ходил Авраамий к ранней обедне, а уже потом в класс. По воскресным же и праздничным дням направлялся он в Лавру, где любил посещать пещеры. Один из заслуженных протоиереев желал видеть его мужем дочери, с передачей своего места. Просил он благословение на это у своего товарища по учению, митр. Самуила (Миславского), бывшего в то время при смерти. Выйдя из забытья и открыв глаза, старец митрополит произнес ясно: «Не благословляю. Смирницкому указаны другие пути». К этому времени еще не определился жизненный путь Авраамия. Впоследствии он вспоминал: «Когда я был молод, я долго колебался, поступать ли мне в монахи. Все жаль мне было разстаться с миром, но когда прочел Ефрема Сирина о страшном суде, все веселое в мире мне опротивело, и я скорее, бегом-бегом, в монастырь». 13 августа 1796 г. он пришел окончательно в Лавру. В первую же ночь, проведенную в святой обители, он видел во сне Пр. Антония, который приобщил его из чаши, что понято было им как указание на трудность иноческой жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010