Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАНИЛОВ Фома Никандрович (Никанорович?) (ок. 1846, с. Кирсановка Бугурусланского у. Самарской губ., ныне с. Кирсаново Пономарёвского р-на Оренбургской обл.- 21.11.1875, г. Маргелан, ныне Маргилан, Узбекистан), воин, пострадавший за веру. Происходил из гос. крестьян, в 1864 г. женился на крестьянке Евфросинии Филиповой, в 1865 г. у супругов род. дочь Варвара, возможно, позже еще одна дочь - Иулитта. В 1869 г. Д. был призван на военную службу, в 1873 г. произведен в унтер-офицеры. Служил во 2-м Туркестанском стрелковом батальоне в Ташкенте, как честный и исполнительный воин был назначен каптенармусом батальона. Участвовал в военных действиях 1874-1876 гг. по присоединению Кокандского ханства к России. При следовании отряда из Ташкента в Наманган из-за поломки арбы с имуществом Д. отстал от отряда, был захвачен в плен кипчаками и доставлен в Маргелан к провозглашенному ханом Коканда Пулат-беку (наст. имя Исхак Хасан-оглы). На городской площади при стечении народа доверенное лицо хана от его имени предложил Д. принять ислам и перейти на службу к хану, обещая богатство и высокую должность, в противном случае угрожал расстрелом. Д. отверг предложение, сказав, что он христианин, присягавший на верность рус. царю, не изменит вере и не нарушит присяги. После пыток и истязаний Д. был приговорен к расстрелу, перед казнью молился Богу за своих мучителей. При расстреле Д. преднамеренно был лишь смертельно ранен и еще ок. часа оставался в живых, истекая кровью, читал 90-й псалом. Свидетели казни говорили, что рус. воин умер как «батыр», т. е. как герой. По нек-рым данным, тело Д. бросили в мусорную яму. После занятия Маргелана рус. войсками тело Д. вместе с телами 6 рус. пленных, зарезанных по приказу Пулат-бека, было погребено по христ. обряду (Геройская смерть унтер-офицера... Данилова//Самарские ГВ. 1876. 33, 1 мая. С. 3). Место погребения неизвестно. Дознание об обстоятельствах пленения и смерти Д. было произведено по указанию ген.-майора М. Д. Скобелева, назначенного военным губернатором образованной на территории упраздненного Кокандского ханства Ферганской обл. Впервые подвиг Д. был описан в газ. «Русский инвалид» в 1876 г. Имп. Александр II назначил его вдове пожизненную пенсию - 120 р. в год. По инициативе самарского губернатора П. А. Бильбасова в пользу семьи Д. в губернии было собрано 1320 р., а его дочь была зачислена на гос. счет в Самарское епархиальное жен. уч-ще. О высоте подвига Д. как о «подлинном образе народной России, ее эмблеме» писал Ф. М. Достоевский : «В народе, конечно, эта великая смерть не забудется: этот герой принял муки за Христа...» (Дневник писателя. С. 442); о мученической кончине рус. воина упоминают персонажи романа «Братья Карамазовы» (Ч. 1. Кн. 3. 7). К 2007 г. в Самарской епархии существует панихидная память Д.

http://pravenc.ru/text/171329.html

Протестанты в Эстляндии с 95% уменьшились до 89%, в Лифляндии с 80% до 79%, в Курляндии с 82% до 76%. Несколько уменьшился их процент и в других местностях прежнего их скопления: в С.-Петербургской губернии он уменьшился с 13,78% до 12,59%, в Саратовской с 5,75% до 5,63%, в Таврической с 7,68% до 4,81%. В Привислине процент протестантов тоже понизился с 4,75 до 4,46. Но в ряде других местностей процент протестантов сильно возрос, вследствие очевидного движения с запада: Псковская губ. с 0,34% до 2,23% Ковенская „ Волынская „ Черниговск. „ Екатериносл „ 3,02%. Самарская „ Херсонская „ Очень усиливается процент их на Кавказе: в Терской Обл. с ничего до 1,01%, в Черноморской губ. с ничего до 2,65%. В Сибири процент их повысился незначительно. В общей сложности, увеличение числа протестантов доходит до тревожной быстроты и силы только в наших южных губерниях, особенно потому, что выражает не простое расселение наших же Немцев, (что конечно, даже желательно и полезно), но новый прилив их из-за границы. Из остальных исповеданий – процент Евреев увеличился решительно по всем губерниям, как в черте оседлости, так и вне её, до отдаленнейших пределов Империи. В Московской губернии он отмечен возросшими с 0,05% до 0,36%, то – есть в 7 раз. Огромный рост магометанского исповедания уже был отмечен выше. Он производит еще более грозное впечатление, когда рассматриваешь его по областям. Главным образом магометане в Европейской России облегают её восток, юго-восток и юг. На всем этом пространства только в немногих губерниях процент магометан несколько уменьшился: Нижегородская губ. с 2,97% до 2,62%.. Пензенская 3,98%. Самарская 10,37% Таврическая 13,14%. На Кавказе процент магометан также уменьшился с 46% до 34%. В остальных губерниях он повсюду возрос: Вятская губ. до 4,27% Пермская 4,96%. Казанская 28,75%. Симбирская Саратовская Астраханск. 30,60% В Уфимской и Оренбургской губерниях трудно определить движете магометан, но число их громадно. В Оренбургской губ. 22,00% населения, в Уфимской 50,03%. Далее же начинаются бесконечные пространства Киргизских степей и Средней Азии, где, в общей сложности, 90.29% магометан.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Tihomirov/...

В 1871 г. в результате колонистской реформы М. были лишены статуса иностранных поселенцев и соответствующего права на внутреннее самоуправление. В 1874 г. был подготовлен новый воинский устав, согласно которому М. были лишены освобождения от воинской службы. Они воспринимали обязанность носить оружие и служить в армии как действия, противоречащие их религ. убеждениям, и многие решили покинуть Россию. Однако гр. Э. И. Тотлебен был послан к М. с сообщением об обещанных льготах относительно прохождения военной службы. Из уважения к их религиозным воззрениям по Уставу о воинской повинности 1874 г. (статьи 157, 158) М. были освобождены от ношения оружия и потому не назначались в войска, а отбывали обязательные (общие) сроки службы в нестроевых командах: в мастерских морского ведомства, в пожарных отрядах и в особых подвижных командах лесного ведомства. Эта льгота распространялась на тех, кто присоединились к вероисповеданию М. или прибыли из-за границы для проживания в Российской империи до 1 янв. 1874 г. Но даже эти льготы не остановили начавшееся переселение М. К 1876 г. из одной только Таврической губ. в Сев. Америку переехало ок. 900 семейств М. и почти столько же - из Екатеринославской губернии, выехали все швейцарские и прусские М. из Волыни и Киевской губ. Однако дальнейшие переселения, вызванные, напр., голодом в 1879-1880 гг., были незначительными. Всего из России до 1880 г. в Сев. Америку выехало ок. 18 тыс. М. В самарских поселениях проведение реформы вызвало религиозное движение «Исход», последователи которого (ок. 1 тыс. чел.) устремились в Ср. Азию. Однако большинство из них (ок. 600 чел.) туда не доехали и приняли решение не возвращаться в свои колонии, а выехать в Сев. Америку. Меннониты в колхозе Бергталь (ныне с. Рот Фронт, Чуйская обл., Киргизия). Фо-тография. 1930 г. Меннониты в колхозе Бергталь (ныне с. Рот Фронт, Чуйская обл., Киргизия). Фо-тография. 1930 г. М., поселившиеся в России, принадлежали к фламандской и фризской общинам, на к-рые они разделились еще у себя на родине.

http://pravenc.ru/text/2562994.html

Однако, по признанию К., «жизнь показала, что комиссия, в рамках которой предполагалось объединить как представителей Русской Православной Церкви, так и представителей различных старообрядческих согласий, встречается с постоянными затруднениями в своей работе. И это затормозило развитие диалога» (Доклад митр. Смоленского и Калининградского Кирилла по вопросам взаимоотношений с РПЦЗ и старообрядчеством на Архиерейском Соборе РПЦ 3-8 окт. 2004//РПЦ: Офиц. сайт МП). Как отметил далее К. в докладе на тему «взаимоотношения с РПЦЗ и старообрядчеством» на Архиерейском Соборе 2004 г., «диалог со старообрядчеством более успешно развивается отдельно с каждым согласием» (Там же). Осенью 2000 г. в связи с 200-летним юбилеем учреждения первых единоверческих приходов в лоне Русской Церкви (см. Единоверие ) в Москве состоялась конференция на тему «200-летие канонического бытия старообрядных приходов в лоне Русской Православной Церкви». Конференция прошла под председательством К. и собрала делегатов от единоверческих общин Москвы и Московской обл., С.-Петербурга и Ленинградской обл., Нижегородской, Ивановской, Екатеринбургской и Самарской областей. В окт. 2004 г. тема диалога со старообрядчеством была обсуждена на Архиерейском Соборе РПЦ. Доклад К. на Соборе содержал подробный анализ истории старообрядчества, проблем и перспектив диалога. Как отметил митрополит, «проблема старообрядчества не является исключительно церковной, у нее есть и иные аспекты - социальный, политический, культурный. Церковный раскол нанес жесточайший удар по национальному самосознанию». Разделение, длящееся веками, становится привычным, отметил К. Но «даже если старая рана в какой-то момент почти перестает тревожить, она продолжает обессиливать организм, доколе не исцелена. Нельзя признать собирание Русской Церкви завершенным, пока мы не объединимся во взаимном прощении и братском общении во Христе с исконной ветвью русского Православия». Митрополит указал на 3 причины, по к-рым он считает своевременным развитие диалога со старообрядцами.

http://pravenc.ru/text/Патриархом ...

Постановлением Президиума ВЦИК от 6 апр. 1925 г. Оренбургская губ. была выделена из состава Киргизской АССР и напрямую вошла в состав РСФСР. 4 нояб. 1926 г. к губернии были присоединены Илекская и Ташлинская волости Илекского у. Уральской губ. Казакской АССР. Постановлением Президиума ВЦИК от 30 мая 1927 г. уездное деление упразднено, введено деление на 16 районов: Буртинский, Домбаровский, Ивановский, Илекский, Кваркенский, Каширинский, Краснохолмский, Ново-Покровский, Оренбургский, Орский, Петровский, Покровский, Соль-Илецкий, Софиевский, Троицкий, Шарлыкский. В 1922-1926 гг. Исаево-Дедово (с 1922 Каширинск, ныне с. Октябрьское), в 1923-1926 гг. Каргала и до 1927 г. Илек имели статус города; в 1926 г. этого статуса также лишился г. Илецк (Илецкая Защита). Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 14 мая 1928 г. Оренбургская губ. была упразднена, а ее территория передана в состав Средневолжской обл., туда же вошла и часть территории совр. О. о., входившая в Самарскую губ. В Средневолжской обл. территория совр. О. о. составляла Бугурусланский, Бузулукский и Оренбургский округа. В 1929-1934 гг. регион входил в состав Средневолжского края, где до 1930 г. составлял Бугурусланский и Оренбургский округа. Открыто движение по железнодорожным линиям Сара - Орск (1929), Золотая Сопка (Троицк) - Орск (1930), начато строительство ряда крупных предприятий, в т. ч. комбикормового завода, завода «Трактородеталь» (пущен в 1931) и др. В 1929-1931 гг. в окрестностях Орска открыты крупные месторождения железной руды (Орловское, Аккермановское, Промежуточное и др.), ставшие основой развития Орско-Халиловского промышленного р-на. В февр.-дек. 1934 г. в составе Средневолжского края существовал Орский промышленный округ. О. о. образована 7 дек. 1934 г. Согласно постановлению Президиума ВЦИК от 25 янв. 1935 г. и постановлению президиума Оренбургского облисполкома от 13 февр. 1935 г. «О новой сети районов Оренбургской области», включала 52 района: Абдулинский, Адамовский, Акбулакский, Александровский, Андреевский, Асекеевский, Белозерский, Бугурусланский, Бузулукский, Буранный, Буртинский, Гавриловский, Грачёвский, Державинский, Домбаровский, Екатериновский, Зиянчуринский, Ивановский, Илекский, Каширинский, Кваркенский, Кичкасский, Краснопартизанский, Краснохолмский, Кувандыкский, Курманаевский, Люксембургский, Матвеевский, Мордовско-Боклинский, Мустаевский, Новоорский, Новопокровский, Новосергиевский, Оренбургский, Орский, Павловский, Переволоцкий, Покровский, Пономарёвский, Сакмарский, Саракташский, Свердловский, Секретарский, Сок-Кармалинский, Соль-Илецкий, Сорочинский, Ташлинский, Тепловский, Тоцкий, Троицкий, Халиловский, Шарлыкский.

http://pravenc.ru/text/2581503.html

Только с профессиональной точки надо РЕШАТЬ ВСЕ ДЕЛА. И ОТСТАИВАТЬ свои ЗНАЧИМЫЕ варианты.ТОГДА у нас будет и культура и образование ДОСТОЙНОЕ. Ведь целая армия ученых в этой области ДЕЙСТВУЙТЕ, ТОЛЬКО с БОЖЬЕЙ ПОМОЩЬЮ. А то загрузили своим образованием так, что они и процента не знают от того образования, что было в советское время. Хают Союз, а образование было, ОТЛИЧНОЕ. фурсенко не уволят 9 марта 2011, 16:27 потому что фурсенко внедряет ту образовательную программу, которую ему заказали сверху. Образованные люди не нужны нашим правителям, т.к. образованные люди умеют думать, а думающими трудно управлять. Так что фурсенко просто винтик всеобщего механизма развала России. Сергей 7 марта 2011, 06:26 Что со всем этим хаосом в умах делать? Анастасия 5 марта 2011, 22:16 А почему не говорят об образовательном стандарте для начальной школы. На родительском собрании в школе нам сказали, что с сентября 2011 в первом классе изменилась программа обучения. Будет полная компьютеризация обучения грамоте. Наши дети, играя в электронные игры, не научились говорить на русском языке. Не умеют пересказывать прочитанное, не могут выражать свои мысли. А тут целью обучения в первом классе является обучение первоклассника " напечатать " текст. А как же советы докторов о вреде для здоровья сиденья за компьютером? Опять же не было обсуждения такой программы среди специалистов в средствах массовой информации. Меня, как бабушку пятерых школьников, очень волнует эта тема. И кто бы это все объяснил? Инна 5 марта 2011, 14:54 Чтобы развалить страну, надо начать со школы, что собственно и делается. У меня вопрос: что конкретно я в данной ситуации могу (и должна) сделать? Иначе все опять сводится к говорильне. Андрей 5 марта 2011, 09:21 Вообще-то эксперемент уже поставлен в Самарской обл., об успешном выполнении отчитались, наверно, года два-три назад. В Новокуйбышевске существует три " образовательных центра " , где должны быть только 10-11 классы, но на самом деле там учатся начиная с 5-го класса.

http://pravoslavie.ru/45095.html

Певч. книги поступали как вклады от приходящих на жительство и от жертвователей, но в большом количестве писались и в мон-рях. Существование собственной традиции создания певческих книг на Иргизе подтверждается как записями их создателей - иером. Трефилия (ОРКиР Зональной науч. б-ки Саратовского гос. ун-та. 2812. Л. VIII, 178, 227 об., Кон. XVIII в.), инока и головщика Гаврилы и подголовщика Иуды Иванова Аверина (БАН. Т. П. 625: Азбука, Октоих, Обиход. Воскресенский мон-рь, 1797 г. Л. 179 об.), инока Исаакия Донского (Пугачёвский краеведческий музей. 2398: Демественник. Спасо-Преображенский мон-рь, 1816 г. Л. 44), инока Антония (ОРКиР Зональной науч. б-ки Саратовского гос. ун-та. 139. Л. 84 об., 1817 г.), так и свидетельствами историков - Н. С. Соколова («Так называемые певчия книги, или ноты, писались большей частью в самих монастырях,- это искусство было довольно сильно развито на Иргизе, и в круг монастырского обучения входили между прочим уроки писанья крюков для певчих косым пером» - Соколов. 1888. С. 249; схожие сообщения оставили Н. С. Попов и Д. Н. Дубакин), П. И. Мельников (А. Печерский) («Наряду с слободскими рукописями стоят московские и иргизские, т. е. писанные в прежде бывших саратовских раскольничьих скитах» - цит. по изд.: Бобков Е. А., Бобков А. Е. Певческие рукописи с Ветки и Стародубья//ТОДРЛ. 1989. Т. 42. С. 448-451), М. Н. Тихомиров («Особенно охотно переписываются певчие книги - Октоих, Обиход, Праздники… Большинство рукописей такого содержания написано на Иргизе» - Тихомиров М. Н. Описание рукописей Иргизских монастырей: Ркп. Л. 5//ОР Самарской обл. универсальной науч. б-ки). С др. поповскими старообрядческими общинами наблюдается совпадение не только в догматических вопросах и чинопоследовании, но и в особенностях книгописания и книжного оформления. Большинство певческих книг предназначалось для частого употребления и имело скромное оформление - киноварную вязь и инициалы с травными элементами. Наиболее украшенными являются книги, предназначенные для литургии и праздничного богослужения. Стиль украшений не отличается особым изяществом, характерный прием - штриховка. Отдельные певческие рукописи имеют «старопечатный» стиль украшений чернилами без раскраски. В целом, как и для ветковских книг, здесь нетипично применение золота. Отдельные экземпляры пышно иллюминированы (ОРКиР Зональной науч. б-ки Саратовского гос. ун-та. 139: Обиход, 1817 г.; 2843: Ирмологий, 2-я пол.- кон. XVIII в.) в темной, густой и контрастной цветовой гамме. Крюковая нотация в иргизских книгах, как это типично для поповских старообрядческих толков, имеет пометы и признаки . Характерной чертой является более крупное письмо демественной нотации по сравнению со столповой. Текст песнопений истинноречный, что также характерно для практики старообрядцев, признающих священство.

http://pravenc.ru/text/673915.html

Закрыть Наталья Лясковская Читательский рейтинг: 495 Родилась на Украине в г. Умань Черкасской обл. Закончила Литературный институт им. А. М. Горького в 1986 г. (семинар Е. А. Винокурова, поэзия). Член Союза Писателей России с 1997 г. Работала в центральных изданиях разной направленности - и рядовым журналистом, и главным редактором. Несколько лет успешно исполняла обязанности литературного редактора и коммуникатора в кинопродюсерском центре «Всё хорошо». В настоящее время - руководитель пресс-службы Международного Союза православных женщин. Член Совета Союза православных женщин. 10 лет - Председатель жюри городского фестиваля детского и юношеского творчества «Юные таланты Московии». Автор множества поэтических публикаций в центральной и региональной прессе, участник нескольких знаковых поэтических антологий, составитель раздела современной поэзии в культовом издании «Русская поэзия. ХХ век». Участник Всесоюзных совещаний, международных фестивалей и симпозиумов по литературе. Автор нескольких поэтических книг для взрослых и детей. На стихи Н. Лясковской написана музыка, песни исполняют русская православная певица Татьяна Дашкевич, Зинаида Ильина, Вадим Мошин (самарский рок-клуб), болгарская певица Яна Лилова. Переводчик с украинского, болгарского, польского. Обладатель отличного диплома Софийского университета им. Климента Охридски по славистике. Автор многих опубликованных переводов с языков бывших республик СССР. Переводчик-синхронист Верховного Суда РФ с украинского и болгарского языка. В последние годы серьёзно занимается публицистикой, автор десятков статей в печатных и интернет-изданиях. Все статьи автора 26.10.2023 442 02.05.2023 1776 16.08.2019 667 02.06.2016 952 30.11.2015 581 22.10.2015 787 20.10.2015 467 11.08.2015 558 22.06.2015 482 18.05.2015 500 12.05.2015 494 15.04.2015 471 21.03.2015 348 03.02.2015 341 22.09.2014 503 25.08.2014 868 Главный редактор — А.Д.Степанов Учредитель Региональная общественная организация содействия объединению русского народа " Русское Собрание " , Москва Телефон: +7 (812) 950-92-09 Свидетельство о регистрации СМИ в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Эл ФС77-69161 от 29.03.2017 г. 18+

http://ruskline.ru/author/l/lyaskovskaya...

Тургайской обл. С началом первой мировой войны на средства лютеран. общины был открыт небольшой лазарет. По инициативе известного латыш. деятеля К. Бахманиса 30 сент. 1915 г. учрежден Оренбургский Латышский комитет по оказанию помощи беженцам. В связи с размещением в губернии военнопленных, интернированных граждан Германии и Австро-Венгрии, а также нем. колонистов, принудительно отселявшихся из районов боевых действий в Польше, на Украине и в Прибалтике, в регионе появились ок. 25 тыс. лютеран. 19 нояб. 1915 г. для духовного обслуживания 2 тыс. литов. реформатов, в т. ч. и в Оренбургской губ., был определен разъездной священник. В марте 1916 г. МВД командировало пастора для «отправления богослужения и исполнения треб» среди лютеран. беженцев в Самарской, Уфимской и Оренбургской губерниях. После отъезда в 1917-1921 гг. из региона мн. лютеран жизнь оренбургской общины практически замерла. В апр. 1922 г. ее обязали сдать гос-ву все изделия из драгоценных металлов, включая священные литургические сосуды, однако члены общины сумели выкупить их обратно, обменяв на равное по весу количество серебра. В кон. 1923 г. община получила регистрацию, был восстановлен церковный совет (кирхенрат), в 1929 г. успешно прошла перерегистрацию. 8 марта 1930 г. органами ОГПУ был арестован пастор Г. Я. Кох, возглавлявший общину с 1923 г., в 1931 г. он был осужден и приговорен к 5 годам ссылки в Сибирь. К этому времени община объединяла 88 чел. В янв. 1936 г. кирха в Оренбурге была закрыта (позднее здание снесено). В 40-70-х гг. XX в. элементы религ. обрядности сохранялись только на бытовом уровне, преимущественно в национальных селах на территории совр. Соль-Илецкого городского окр. В годы Великой Отечественной войны за счет депортированных лиц быстро сформировались новые общины в Орске и Соль-Илецке. В 50-х гг. XX в. они тайно собирались для проведения религ. обрядов в рабочих бараках и общежитиях Орска, за что подвергались преследованиям властей. В 1952 г. в Соль-Илецке сложилась объединенная религ.

http://pravenc.ru/text/2581503.html

Вера 24 марта 2010, 12:05 Интересно, а у агентов-ювенальщиков нет детей? Они за своих не боятся? Не знаешь, что хуже - ГУЛАГ или ювенальная юстиция... Елена Скуратова 24 марта 2010, 11:29 Недавно была на встрече с И.Медведевой и Т.Шишовой в редакции журнала " Благодатный огонь " . Ирина Медведева и Татьяна Шишова делают великое дело, низкий поклон им. На самом деле - скоро нельзя будет крестить маленьких детей без их согласия и согласия обдусмена. Благодарю сайт " Православие.ру " за эту публикацию. Андрей 24 марта 2010, 11:13 Когда в Самарской обл. начался эксперемент по переходу на двухуровневое среднее образование одна из " проталкивателей " чётко и ясно сказала, что всё делается ради денег. Никого не волнует ни качесвто образования, ни сами дети. С ювенальщиной тоже самое. Главное - деньги. Может быть стоит прописать в законе, чтобы под документом на лишение родительских прав стояла подпись президента России, да и под смертным приговором тоже. Пусть лично Президент указывает какую семью разрушить, и пока нет этого документа органы опеки должны только контролировать ситуацию в семье, подходя к ней не ближе 2-3 городских кварталов. Елена 24 марта 2010, 11:09 Очень выгодное это может быть дело. Настроить социальных приютов и размещать там временно отнятых детей. Под это дело сформировать огромный штат всяких социальных педагогов, педагогов-психологов и толпу обслуживающего персонала. Сейчас в Москве существуют такие приюты, но их пока мало, и детей там маловато, а вот работников раз в 10-15 больше, чем детей. Финансирование - огромное, работы - никакой. Департамент соц.защиты Москвы внедряет ювенальную заразу через эти социальные приюты и другие учреждения соц.защиты - организаций, которые кормят тунеядцев и дармоедов, но почти не помогают реально нуждающимся инвалидам. Всё зависит теперь от того, насколько народ будет протестовать. Валерий 24 марта 2010, 09:43 Почему на вопросы, затрагиваемые в статье, не отвечает Президент Медведев? Почему нет специальной встречи с ним по этому вопросу Святейшего Патриарха? Почему эти вопросы не отправляются в живой журнал Президента России?

http://pravoslavie.ru/34618.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010