Впрочем, Амори был не единственным, мечтавшим о Египте. Желая не допустить захвата пилигримами Египта, откликнувшись на призыв Шавара, в апреле 1164 г. Нур ад-Дин отправил на помощь египтянам большой отряд. Возглавлял его опытный военачальник курд Асад ад-Дин Ширкух, эмир Хомса (1154–1169), с которым следовал его племянник 26-летний Юсуф, позднее получивший почетное имя Салах ад-Дин («Благочестие веры») или Саладин (1138–1193), как его величали в Европе. Это был настоящий рыцарь ислама, мечтавший восстановить первенство своей религии в мире. Кроткий и очень снисходительный к слабостям других людей, Саладин был приветливым и прекрасно образованным человеком, хотя вел свою родословную от незнатных периферийных воинов. Саладин очень хорошо разбирался в военном деле и знал все битвы арабов, которые те ранее давали своим врагам. Но в мирные дни его можно было увидеть рядом с больными, которых вельможа утешал, и с сиротами 622 . Увидев этот цветущий край, Ширкух проникся тайной мечтой овладеть страной – как вассал Нур ад-Дина или даже самостоятельно – не суть. Правда, сам атабег не проявлял большого интереса к этой затее, и тогда Ширкух ловко разыграл тонкую комбинацию: втайне уведомил Багдадского халифа о том, что его клятый враг Фатимидский халиф может быть без труда низложен. И халиф не удержался от соблазна и приказал Нур ад-Дину направить в Африку армию под командованием хитрого курда. В ответ Шавар позвал на помощь Иерусалимского короля. Поразительно быстрая смена декораций! Тот немедленно откликнулся на зов – все в королевстве понимали, какая опасность угрожает латинским владениям, если сирийцы завладеют Египтом, и в январе 1167 г. крестоносцы двинулись в поход. Некоторое время стороны маневрировали, но, наконец, 18 марта 1167 г. у Ашмунейна состоялось генеральное сражение, закончившееся страшным разгромом пилигримов и их союзников египтян. Король Амори и Шавар бежали, зато многие их соплеменники нашли свою могилу на поле боя 623 . Оттуда Ширкух направился к Александрии, которую быстро захватил, а Амори вместе с Шаваром в это же время в Каире занимались организацией новой армии – благо, к ним прибыли пополнения из Палестины. Но едва удача начала улыбаться Иерусалимскому королю – ему удалось осадить армию Саладина в Александрии, как поступили известия о том, что Нур ад-Дин напал на Бейрут, Триполи и Трансиорданию. Пришлось возвращаться обратно, заключив предварительно мирный договор с Ширкухом. И тот тоже не стал рисковать, а потому вместе с племянником 10 августа 1167 г. отправился обратно в Дамаск с богатой добычей и отступными, полученными от короля Амори I.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Египту, к-рый в это время уже виделся как главная угроза существованию крестоносных гос-в. Планы М. К. и Амори включали захват всего Египта и его раздел (RegImp, N 1483). Осенью 1169 г. войско и флот М. К. из 200 кораблей во главе с мегадукой Андроником Кондостефаном соединились с силами иерусалимцев в Аскалоне, а 27 окт. начали осаду приморской крепости Дамиетта. Однако египтяне успели подготовиться к нападению; крепость имела большие запасы провианта, а между союзниками вскоре начались разногласия. Спустя неск. месяцев кор. Амори самостоятельно заключил мир с египтянами, что окончательно сорвало экспедицию. На обратном пути визант. флот попал в бурю и потерял часть кораблей. Тем не менее союз М. К. с Иерусалимом сохранился. В 1171 г. кор. Амори посетил К-поль. В 1177 г. объединенный флот союзников вновь пытался напасть на Египет, но план был сорван еще до начала военных действий, т. к. часть иерусалимской знати выступила против войны. Т. о., эти предприятия завершились неудачей и стали крупнейшим внешнеполитическим провалом для крестоносцев. Вместо попыток выстроить мирные отношения с егип. правителем Салах-ад-Дином (1169-1193) М. К. и крестоносцы в течение многих лет демонстрировали свою крайнюю враждебность, что в 80-х гг. XII в. привело к катастрофе всего сообщества крестоносных гос-в на Ближ. Востоке. Кроме того, атаки Египта явно не отвечали интересам Византии и стали одной из дорогостоящих и провальных авантюр М. К. Одновременно к 1170 г. М. К. вновь потерял большинство своих владений в Киликии, где преемник Тороса кн. Мжеж вступил в союз с Нур ад-Дином и захватил основные визант. крепости. В сер. 70-х гг. XII в. М. К. начал свой наиболее важный внешнеполитический проект, разорвав отношения с иконийским султаном Кылыч-Арсланом. В 1174 г., после смерти Нур ад-Дина, Кылыч-Арслан выгнал из их владений неск. султанов из рода Данишмандидов в Вост. Анатолии. Оскорбленные мусульм. правители бежали в К-поль, и их просьбы о защите М. К. использовал в качестве предлога для войны против Икония.

http://pravenc.ru/text/2561894.html

Но самый тяжелый удар нанесли Империи сицилийские норманны: в очередной раз они предприняли большой завоевательный поход против Византии. Тщетно Андроник заключил союз с могущественным Саладином (Салах ад-Дином), который с 1171 г., после ликвидации халифата Фатимидов, владел Египтом, а после смерти своего бывшего господина, великого сирийского правителя Hyp ад-Дина (1174), подчинил своей власти и Сирию 927 . Так же тщетно он, невзирая на свою враждебность к латинянам, стремился укрепить византийские позиции на Западе, возобновив прерванные в 1171 г. отношения с Венецией 928 . Как в свое время при Робере Гвискаре, норманны первым делом напали на Диррахий (июнь 1185). Город был быстро взят приступом, и норманнское войско двинулось на Фессалонику. К той же цели устремился и сицилийский флот, попутно заняв острова Корфу, Кефаллинию и Закинф. Оказалось, что теперь, через несколько лет после завершения славного правления Мануила, Византия была слабее, чем в те достопамятные дни, когда Алексей I после отчаянных неудач возобновил войну с Робером Гвискаром. Тогда при Диррахий, а после падения крепости – в глубине своей территории Алексей Комнин смог оказать противнику ожесточенное сопротивление: до Фессалоники норманны тогда дойти не смогли. Теперь же они во время своего марша не встретили никакого сопротивления и уже 6 августа достигли цели. 15 августа в гавань Фессалоники вошел норманнский флот, началась осада с суши и с моря. Оборона города была слабой, его снабжение недостаточным, командующий Давид Комнин оказался некомпетентен, а посланная из Константинополя помощь не смогла прибыть вовремя. Таким образом, 24 августа второй по значению город Империи попал в руки норманнов. Жадность и ненависть захватчиков не знали границ. В покоренном городе творились ужасающие насилия 929 . Как тремя годами ранее латиняне от греков, так теперь жители Фессалоники подвергались со стороны норманнов унижениям, пыткам и убийствам. Из Фессалоники часть норманнского войска направилась против Серр, в то время как большая часть двинулась маршем на Константинополь. А в самой византийской столице атмосфера становилась все напряженнее. Сильнее, чем когда-либо, свирепствовал правительственный террор, все большим становился страх перед вражеским завоеванием, которое после падения Фессалоники, казалось, приближается неумолимо. Буря разразилась 12 сентября 1185 г. Последний правитель из рода Комнинов умер страшной смертью: император, за несколько лет до того прославляемый как спаситель отечества, был зверски растерзан на улицах Константинополя возмущенной толпой. 4. Катастрофа

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В ночь на 5 июня 1967 года армия Израиля нанесла упреждающий удар по вооруженным силам трех арабских стран: Египта, Иордании и Сирии. В ходе этой «шестидневной войны» израильские войска заняли Восточный Иерусалим. Этому придавалось не только стратегическое, но и религиозное значение. Один из двух главных раввинов Израиля, Исер Иегуда Унтерман сказал о войне 1967 года: «Это война необычная. Это глава, которая будет добавлена к Библии» 72 . Израильские руководители торжественно отметили победу 1967 года, устроив выездное заседание правительственного кабинетав Иерусалиме с посещением Стены Плача. В те дни газета «Шеарим» писала: «Святой Иерусалим снова в руках Израиля. Мы освободили его от чужестранного владения и водрузили на его стенах флаг свободы и освобожденного Израиля, после того, как он пал у Эдома 1900 лет назад» 73 . В ходе войны 1967 года мусульманские святыни Иерусалима снова получили значительные повреждения. Говоря об этих печальных фактах, иорданский министр по делам религии и ислама Абдул Хамид аль-Сайех заявил: «Во время оккупации большие ворота мечети Омара были поражены артиллерийским снарядом и полностью разрушены Обстрелу подвергся также один из минаретов мечети Омара. Бомбардировки также повредили здание мечети» 74 . В августе 1969 года часть мечети аль-Акса была подожжена. 21 августа молодой религиозный фанатик из Австралии Денис Микаэль Рохан, действуя «по призыву свыше» с целью восстановления древнего иерусалимского храма, поджег мечеть аль-Акса; при этом были уничтожены бесценные резные кафедры, сделанные из ценных пород дерева восемь столетий тому назад, в эпоху Салах-ад-Дина 75 . Это преступление было совершено при неясных обстоятельствах. Обвиненный в поджоге с умышленной целью, этот австралиец вскоре был объявлен психически ненормальным и, после формального судебного разбирательства, был освобожден. Что касается арабской прессы, то она усматривала в этом деле аналогию с поджогом рейхстага в период прихода гитлеровцев к власти в Германии 76 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

«В рассказе о Фоме — я вам говорил о том, что Фома не мог поверить слову апостолов, потому что в них он видел только ликование, но не видел перемены. Таково и наше положение» (Митр. Антоний Сурожский). Твердое исповедание Бога выведет на ту дорогу, которая необходима и которую Бог знает. Исламский мир, уверен, будет сотрудничать с миром христианским, как это происходит уже два тысячелетия в Иерусалиме. Вспомним, что ислам был силен, когда он шел на мир с христианами (эпоха Салах ад Дина тому подтверждение), и христиане получали по заслугам, если творили беззакония (тот же Иерусалим был потерян из-за безумной гордыни, обуявшей рыцарскую крестоносную элиту). Кроме того, только тогда, когда Россия станет монархической державой, можно будет говорить о ее окончательном возрождении (кстати, формы монархии, могут быть, различные, желательно, конечно, помазание на Царство).. Именно этого страшно боятся в Европе и Америке. Они даже Путина боятся, потому что в нем развито сильное волевое начало. К сожалению, этого начала не хватило, чтобы успокоить Грузию. Но то, что признали Южную Осетию и Абхазию, вызывает искреннее восхищение. Это по-русски! Только танки надо было останавливать где-нибудь в Батуми, причем, ради грузинского народа, ставшего заложником больного человека по имени Миша. Печально, что великий христианский этнос также, как и Сербия, и Румыния, и Болгария, и Украина, стремится к европейскому корыту наперегонки. Не хотят понять, что этносы, воспитанные в православной традиции, войдя в систему европейских ценностей, потеряют свою самобытность, и будут вспоминать свое национальное лицо только на выставках народного хозяйства, на фольклорных и пьяных праздниках, в театре и оперетте. Разрешение говорить на родном языке еще не означает сохранения национального лица. Стиль мышления европейских народов становится примерно одинаковым. Мечта Ленина о Соединенных Штатах Европы сбывается в реальности. России не по пути с этими народами. Уже двадцать лет после развала Союза испытываем Христа.

http://ruskline.ru/analitika/2023/01/27/...

В ходе войны 1967 года мусульманские святыни Иерусалима сно­ва получили значительные повреждения. Говоря об этих печальных фактах, иорданский министр по делам религии и ислама Абдул Хамид аль-Сайех заявил: “Во время оккупации большие ворота мечети Омара были поражены артиллерийским снарядом и полностью разрушены Обстрелу подвергся также один из минаретов мечети Омара. Бомбардировки также повредили здание мечети” 74 . В августе 1969 года часть мечети аль-Акса была подожжена. 21 августа молодой религиозный фанатик из Австралии Денис Микаэль Рохан, действуя “по призыву свыше” с целью восстановления древнего иерусалимского храма, поджег мечеть аль-Акса; при этом были уничтожены бесценные резные кафедры, сделанные из ценных пород дерева восем ь столетий тому назад, в эпоху Салах-ад-Дина 75 . Это преступление было совершено при неясных обстоятельствах. Обвиненный в поджоге с умышленной целью, этот австралиец вскоре был объявлен психически ненормальным и, после формального судебного разбирательства, был освобожден. Что касается арабской прессы, то она усматривала в этом деле аналогию с поджогом рейхстага в период прихода гитлеровцев к власти в Германии 76 . До 1967 г. почти четверть миллиона паломников заполняла двор мечети аль-Акса во время дневной службы в пятницу в священный месяц рамадан. А в 1973 г. в праздник рамадан сюда смогло прибыть всего несколько тысяч человек. 11 апреля 1982 г. в мечети аль-Акса снова произошли трагические события. Утром, около 9 часов, сюда проник человек лет тридцати в израильской военной форме с автоматом в руках. Он открыл огонь по молящимся мусульманам; в результате 2 человека были убиты и более 35 ранены; все пострадавшие были арабами 77 . Стрелявшего арестовали после того, как полицейским и солдатам удалось ворваться в мечеть и ранить его в ногу. Террористом оказался некий Элиот Гутман, прибывший в Израиль из Нью-Йорка в 1976 году. 14 апреля 1982 г. Совет Безопасности ООН приступил к рассмотрению жалобы группы арабских и мусульманских государств в связи с террористическим актом в мечети аль-Акса, который отнюдь не являлся изолированным явлением, но представлял собой очередное звено в цепи ближневосточного конфликта.

http://pravmir.ru/svyatyinya-treh-religi...

короля заключить мир, сохранивший равновесие в регионе. В 1122 и в 1140-х гг. Византии пришлось отражать крупные набеги половцев на Балканы. Прочный союз Византии с крестоносцами не сложился. С момента разрыва с участниками 1-го крестового похода основным объектом визант. интересов стала Антиохия, занятая Боэмундом Тарентским. В 1107-1108 гг. Боэмунд предпринял вторжение из Италии на Балканы, но был блокирован у крепости Девол и вынужден заключить мир на условиях передачи Антиохии В. и. Но наследники Боэмунда не исполнили этого условия. Участники 2-го (1147-1149) и 3-го (1189-1192) крестовых походов поддерживали дружественные отношения с Византией, но на Ближ. Востоке действовали лишь в интересах крестоносных гос-в. Реальное признание роли К-поля зависело от активности самой империи. В XII в. византийцы провели в Сирии 4 крупные военные кампании, каждый раз стараясь не только упрочить союз с крестоносцами, но и навязать им вассальные отношения. В 1136-1138 гг. имп. Иоанн почти полностью захватил Киликийскую Армению, учредив там визант. дукат, и добился присяги от кн. Раймонда Антиохийского. В 1142-1143 гг. новый вост. поход византийцев был прерван из-за неожиданной смерти императора. В течение последующих 15 лет позиции империи постепенно ослабевали; армянское гос-во было восстановлено, а отношения с Антиохией стали враждебными. В 1158-1159 гг. имп. Мануил вновь захватил Киликию и добился вассальной клятвы от Антиохии. Наконец, в 1168-1169 гг., в период активных попыток крестоносцев захватить Египет, сложился союз К-поля с кор. Амальриком I Иерусалимским, к-рый женился на царевне Марии Комнине. Византийцы и крестоносцы предприняли экспедицию в Египет и осаждали Дамиетту, но не добились успеха. В 1171 г. Амальрик посетил К-поль, признав вассальный союз с империей; новая экспедиция, запланированная на 1177 г., не состоялась. В дальнейшем династический кризис в империи и быстрый рост могущества егип. султана Салах ад-Дина сделали совместные военные акции на Востоке невозможными.

http://pravenc.ru/text/372674.html

Св. Софии в Тарсе. По всей вероятности, корону на голову Левона возложил кард. Конрад (Ibid. P. 99-101). Тогда же усыновленный Левоном Раймонд Рубен, который воспринимался как наследник и К. А., и Антиохийского княжества, был крещен Конрадом. Левона поддержало и духовенство Армянской Церкви, католикос Григор VI Апират, Нерсес Ламбронаци. Сведения о церемонии коронации Левона содержит пространная редакция летописи Смбата (La chronique attribute au connétable Smbat/Ed. D. Dédéyan. P., 1980). Они позволяют определить структуру Армянской Церкви в К. А. в это время. В церемонии участвовали 6 архиепископов, представлявших Тарс, Аназарв, Мсис, Сис, Ламброн и Капан (ныне Гебен) и 12 епископов (Адана, Аяс, Андриасанк (мон-рь св. ап. Андрея; ныне Фенккёйю), Бардзраберд, Копитар, Кракка, Машкевор (не локализован), мон-рь Мелуос-Кастрон (Молевон; ныне Милван-Калеси), Мецкар, Санвиланк (не локализован), Селевкия и Йохнанк). Присутствовали также греч. митрополит Тарса и патриарх Сирийской яковитской Церкви. При этом значительная часть духовенства Армянской Церкви в Вел. Армении, мон-ри Гугарка и Арцаха выступили с осуждением Левона, обвинив его в византино- и латинофильстве. Архиеп. Ани Барсег принял титул католикоса вопреки Григору VI, и тем самым мог возобновиться раскол Армянской Церкви. После коронации Левон I на своих монетах именовался королем «всей Армении», подобным титулом официально пользовались также католикосы в Ромкле. Узнав о коронации Левона, визант. имп. Алексей III отправил ему корону от своего имени, призывая не надевать латинскую. Тем не менее возможность союза с К. А. для византийцев была потеряна. Монета кор. Левона I. XII в. Аверс, реверс Монета кор. Левона I. XII в. Аверс, реверс После фактического распада Иерусалимского королевства под ударами Салах-ад-Дина и ослабления др. крестоносных гос-в укрепившаяся К. А. приобрела особое значение для христиан на Ближ. Востоке. После коронации Левон I продолжал политику союза с Западом и крестоносцами. Он женился во 2-й раз - на дочери короля Кипра и Иерусалима Амальрика II.

http://pravenc.ru/text/1684612.html

Средневековье, протестантизм . Во II тыс. происходят серьезные изменения в восприятии И. Б. О., связанные прежде всего с оживлением эсхатологических настроений, Реформацией и началом собственно научного изучения книги. Эти изменения видны в применении к И. Б. О. таких методов толкования, согласно к-рым его образы представляют собой пророчества о конкретных событиях человеческой истории в их хронологической последовательности, в многочисленных отождествлениях тех или иных образов И. Б. О. с современными толкователям личностями и историческими реалиями, в возникших в эпоху гуманизма и Реформации новых сомнениях относительно канонического достоинства книги, в возрождении хилиазма и, наконец, в использовании при изучении И. Б. О. историко-критического метода. Первые проявления нового взгляда на И. Б. О. относятся к кон. XII в. и обнаруживаются в трудах Иоахима Флорского (ум. 1202). Иоахим первый увидел в И. Б. О. пророчество о ходе человеческой истории, эпохам и событиям которой соответствуют те или иные разделы и образы книги. Отображая весь ход истории человечества, И. Б. О., согласно Иоахиму, является также и ключом к пониманию всего Свящ. Писания. Иоахим смело соотносил отдельные образы И. Б. О. с современными ему реалиями. Так, в 6-м царе, соответствующем 6-й голове зверя (Откр 17. 9-10), он видит отвоевавшего Иерусалим у крестоносцев Салах-ад-Дина. Иоахим Флорский также неск. отклоняется, хотя и без прямой полемики, от господствовавшего в его время взгляда на тысячелетнее царство, предвосхищая будущее возрождение хилиазма. Он говорит о том, что полноценное открытие тысячелетнего царства произойдет лишь в будущем, после того как зверь и лжепророк будут брошены в огненное озеро, в наст. время сатана связан Христом лишь частично. Воспринимая И. Б. О. как символическое изображение человеческой истории, Иоахим предлагает при этом многоуровневое прочтение текста - в некоторых случаях он истолковывает один и тот же ряд видений применительно к событиям разных эпох, допуская в то же время, что разные видения могут относиться к одному и тому же событию.

http://pravenc.ru/text/471605.html

Тут вести приходят – 1119 год, лето, – что князя Рожера и почти все рыцарство Антиохийского княжества убивают тюрки, перебили в битве на Кровавом поле (Ager Sanguinis) – величайшая катастрофа. Бодуэн де Бург спешит со своей армией на север, разбивает эту армию тюрок в битве у источников Тель-Данита и становится – фактически – князем Антиохийским. Так Бодуэн II де Бург оказался единственным человеком, который фактически правил и Иерусалимом, и Антиохией, при этом оставаясь сюзереном Эдессы и Триполи, то есть неоспоримым главой, правителем и защитником всего латинского Востока. Спустя четыре года, правда, с королем Бодуэном де Бургом произойдет печальная история. Тюрки возьмут в плен Жослена де Куртенэ, графа Эдессы. Бодуэн отправляется на восточный берег Евфрата, кампания кампанией, но с соколами поохотиться хочется. И в 1123 году он во время соколиной охоты был взят в плен, во второй плен, где он будет оставаться два года. В этот самый период иерусалимские бароны добиваются, наконец-то, величайшей победы – взятия города Тир на северо-ливанском побережье. А Тир будет уже после завоевания Салах ад-Дина главным оплотом наряду с Акрой. Долгое время единственным оплотом иерусалимских франков и местом, впоследствии, когда Иерусалим будет утрачен, где будут короноваться иерусалимские короли. То есть Бодуэн пропустил величайшую экспансию своего правления в своем Иерусалимском королевстве, но, тем не менее, был выкуплен. Причем выкуплен в ходе очень доверительных и уважительных переговоров с мусульманами. Его должны выкупить у тюрок, посредниками выступают арабские эмиры Шейзара, сирийского города. Бодуэн дает очень доверительно заложников, в том числе свою младшую дочь. Его освобождают. Очень хитрый переговорный процесс шел, потому что никакого интереса мусульманам отпускать своего главного противника не было. Это требовало колоссальных усилий, знания Востока, лавирования в дипломатических переговорах и так далее. В этот момент Бодуэн показал еще раз себя очень честным человеком, вопреки войнам с Танкредом предшествующим, междоусобицам и так далее.

http://pravmir.ru/pervyie-koroli-ierusal...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010