В визант. эпоху Б. входил в состав Антиохийской Православной Церкви , по данным кон. VI в., был автокефальной митрополией, подчинявшейся непосредственно Патриарху, но не имевшей подчиненных епископов. В 551-555 гг. город был разрушен серией землетрясений и цунами, впосл. восстановлен имп. Юстинианом I, но уже не достиг прежнего блеска. В 635 г. Б., не имевший укреплений, был взят араб. армией Абу Убайды. В составе мусульм. халифата город пережил новый расцвет. Халиф Муавия (661-681) заселил побережье выходцами из Ирана, создал верфи, строившие корабли для первых араб. морских экспедиций. Б. стал играть роль морских ворот Дамаска и всей внутренней Сирии, снова превратился в центр оживленной торговли и интеллектуального творчества, тут работал ряд известных араб. ученых, в т. ч. крупный богослов и правовед аль-Авзаи (707-774). В 975 г. Б. был на короткое время захвачен войсками визант. имп. Иоанна I Цимисхия , однако византийцы не смогли удержать его, и городом вскоре овладели правители Египта Фатимиды . В 1099 г. крестоносцы, направлявшиеся в Св. землю, прошли мимо Б. Однако новообразованное Иерусалимское королевство крестоносцев нуждалось в широком выходе к морю для постоянной связи с Европой. Кор. Балдуин I при поддержке пизанского и генуэзского флотов предпринял завоевание ливан. побережья. В мае 1110 г., после 11 недель осады, им был захвачен и Б., ставший самым сев. владением королевства. В городе было учреждено лат. еп-ство, подчинявшееся Иерусалимскому лат. патриарху, госпитальеры построили ц. св. Иоанна Крестителя, ныне это крупнейшая мечеть Джами аль-Умари. В 80-х гг. XII в. Б. подвергался нападениям Салах ад-Дина, стремившегося пробить брешь между государствами крестоносцев. В 1187 г. город был взят мусульманами, в 1197 г. отбит обратно иерусалимским кор. Аймериком Лузиньяном и оставался в руках крестоносцев до кон. XIII в. 21 июля 1291 г., уже после падения Акры, Б. сдался егип. мамлюкам. В мамлюкском султанате Б. был важным адм. центром пров. Дамаск. Ценность Б. определялась, среди проч., и запасами железных руд и строевого леса в прилежащих районах. С кон. XIII до кон. XV в. городом управляли эмиры династии Бухтуридов из араб. племени Танух. Ливан. города в XIV в. находились в упадке - страна была опустошена мамлюками, побережью угрожали генуэзцы и каталонцы. В XV в. масштабы торговых операций с Кипром и итал. городами неск. увеличились, население выросло до 10 тыс. чел. Через Б. шли паломники в Иерусалим, в городе существовали венецианская колония и консульство.

http://pravenc.ru/text/77828.html

Скачать epub pdf Главизна (начало) христианских праздников – Благовещение Пресвятой Богородицы настолько чтился в России, что, по народной поговорке, в этот день даже «птица не вьет себе гнезда». «Какова погода на Благовещение, такова будет она и в Светлое Христово Воскресение», – говорили русские верующие, празднуя Благовещение и связывая этот день с еще более радостным «праздником праздников» – Пасхой Христовой. Две тысячи лет отделяет нас от того времени, когда впервые была возвещена благая весть о Боговоплощении. Уже в глубокой древности христиане стали отмечать это событие, причем первоначально праздник носил разные названия: «Зачатие Христа», «Начало искупления», «Благовещение о Христе», «Благовещение Ангела Марии». Ныне принятое название праздника – «Благовещение Пресвятой Богородицы» окончательно утвердилось в христианской Церкви в VII веке 1 . Как все дома того времени в Палестине, дом плотника Иосифа в Назарете – это естественная пещера в толще скалы, приспособленная для жилья. «Таким домом, как полагают, был и тот, в котором жила Приснодева Мария по Своем обручении со старцем Иосифом, – писал один из палестиноведов в конце XIX в. – Домов этих не осталось, но сохранились те вертепы, к которым эти жилища были пристроены, и эти-то пещеры, обращенные в христианские храмы, составляют и вечно будут составлять предмет поклонения для всех христиан» 2 . Участники первого крестового похода (1096–1099 гг.) нашли Назарет в полном упадке. «Город Назарет совершенно разорен и опустошен сарацинами; но, тем не менее, весьма прекрасный монастырь указывает на место Благовещения Господня» 3 , – сообщал англосаксонский паломник Зевульф в записках, относящихся к 1102–1103 гг. Восстановлением базилики Благовещения занялся знаменитый рыцарь Танкред (†1112 г.). Возрожденный храм стал считаться соборным. В Назарет была перенесена митрополия из Скифополя (Вефсан), и католический епископ основал свою резиденцию в монастыре при храме Благовещения 4 . Дальнейшая судьба Назарета была печальной: в 1187 г. город перешел под власть мусульманского военачальника Салах-ад-Дина (Саладина); в 1229 г. крестоносцы освободили Назарет, но в 1263 г. он подвергся новому разорению. Войска египетского султана Бибарса ворвались в Назарет с приказом всем жителям принять ислам : за отказ мужественные христиане были умерщвлены, а храмы уничтожены. Поэтому особую ценность представляет описание назаретских святынь, составленное «игуменом земли Русской» Даниилом, который посетил Палестину в 1104–1107 гг., то есть во время господства крестоносцев в Святой Земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

[Ивр. Моше бен Маймон, акроним Рамбам; араб. Муса ибн Маймун] (1135/38, Кордова - 13.12.1204, Фустат, ныне Каир), талмудист, врач, разносторонний ученый, философ, знаток евр. Закона, чьи толкования приобрели силу учительного авторитета. Род. в семье религ. судьи и знатока евр. права Маймона бен Йосефа (ок. 1110-1165/70). После захвата части юга Пиренейского п-ова берберской династией Альмохадов в 1148 г. семья М. была вынуждена бежать из Кордовы, спасаясь от начавшихся преследований евреев. После 12-летних скитаний М. и его близкие поселились в г. Фес (Марокко). Здесь М. написал «Послание об отступничестве» (Игерет его называют также Словом об освящении Божия Имени), в к-ром доказывал, что при возникновении угрозы вероотступничества еврею следует немедленно покинуть эту местность. В 1165 г. семья М. была вынуждена снова искать более спокойное место для жизни: посетив Акру, Иерусалим и Хеврон, они обосновались в г. Фустат (Египет). С 1177 г. М. стал офиц. главой евр. общины (нагидом) Египта. В 1185 г. он был назначен одним из личных врачей аль-Фадиля, фактического правителя Египта, а затем и врачом султана Салах-ад-Дина (Саладина). Он вел переписку с евр. общинами по всему миру, к нему обращались при решении сложных вопросов еврейской религ. жизни. В «Йеменском послании» (ок. 1172, араб. Ар-Рисала ал-йаманийя; иврит Игерет Тейман) М. попытался обнадежить евреев Йемена, где шиитский правитель начал гонения на иудеев и принуждал их к принятию ислама. М. призывал евреев укрепиться в вере, не соблазняться ни посулами мусульман, ни доводами появившегося в их общине лжепророка, возвещавшего наступление мессианских времен. Написанное в конкретной исторической ситуации, «Йеменское послание» сохраняло значение на протяжении неск. веков, являясь ответом на вопрос, как поступать евр. общинам по всему миру, попадавшим под угрозу уничтожения. После кончины М. его останки были перевезены в галилейский г. Тиверия; до сих пор могила остается местом паломничества. На надгробии выбита эпитафия: «От Моше [Моисея] до Моше [Маймонида] не было такого, как Моше».

http://pravenc.ru/text/2561240.html

Симфонический оркестр Мариинского театра даст концерт «С молитвой о Пальмире. Музыка оживляет древние стены» 5 мая. ПРАВМИР. Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением народного артиста России Валерия Гергиева выступит в четверг вечером в сирийской Пальмире. Симфонический оркестр Мариинского театра даст концерт «С молитвой о Пальмире. Музыка оживляет древние стены» на площадке всемирно известного амфитеатра сирийской Пальмиры, сообщили в Мариинском театре. Выступление начнется сегодня, 5 мая, в 17:00 по московскому времени. Пальмира была освобождена от боевиков «Исламского государства» (ИГ, запрещена в России) при поддержке российских военных 27 марта 2016 года. Древний город, включенный в список культурного наследия ЮНЕСКО, находился под контролем террористов почти год. Ранее министр обороны России Сергей Шойгу заявил, что российские специалисты закончили работы по разминированию памятников архитектуры сирийской Пальмиры. В городе расположены памятники архитектуры I и II века нашей эры: более тысячи колонн, римский акведук, множество гробниц. До начала конфликта в Сирии Пальмиру ежегодно посещали более 150 тысяч туристов. По первым оценкам, сохранилось порядка 80% исторической части Пальмиры. Террористы разрушили триумфальную арку, храмы Бэла и Баал Шамина, погребальные колонны и ряд дорожных колонн. Пострадали от рук террористов и здания Цитадели Салах ад-Дина и национальный музей. Готовность участвовать в восстановлении исторического облика Пальмиры выразили специалисты Государственного Эрмитажа и Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева (Институт Наследия). По оценкам экспертов, на восстановление Пальмиры может потребоваться около 5 лет. Для восстановления Пальмиры в ЮНЕСКО был создан чрезвычайный фонд по Сирии. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/valeriy-gergiev-dast-k...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСЕЙ III АНГЕЛ КОМНИН (ок. 1153-1211 или 1212), визант. имп. (апр. или июнь 1195 - 17 или 18.07.1203). Третий сын визант. вельможи Андроника Дуки Ангела, пытавшегося выступить против имп. Андроника I Комнина (1183-1185). Опасаясь немилости последнего, А. А. К. должен был вместе с отцом искать спасения в бегстве в Сирию, где жил при дворе султана Салах ад-Дина. Благодаря содействию своего брата Исаака II Ангела , в 1185 г. ставшего императором, А. А. К. смог в 1191 г. вернуться в К-поль, где немедленно получил высший титул севастократора и соответствующее денежное содержание. 4 года спустя, во время военного похода против болгар, А. А. К. возглавил мятеж в армии и с легкостью овладел имп. троном, предав Исаака ослеплению. Вступив на престол, А. А. К. в отличие от брата предпочел именоваться не Ангелом, а Комнином , чтобы подчеркнуть свое родство с прежней династией. Отличительной чертой нового василевса оказалось отсутствие всякого интереса к внутренней политике. В то же время значительным влиянием пользовалась его жена, Ефросиния Дукена, к-рая, несмотря на натянутые отношения с супругом, с большой энергией способствовала утверждению его власти. В 1201 г. А. А. К. удалось с легкостью подавить мятеж Иоанна Комнина, прозванного Толстым, однако его власть в отдаленных провинциях империи становилась все более призрачной. В Македонии и Фессалии визант. армии пришлось вести длительную борьбу с независимыми слав. княжествами Иванко и Добромира Хриса, некогда находившимися на службе у империи, а также с мятежниками Иоанном Спиридонаки и Мануилом Камицей. На Пелопоннесе сложилось полунезависимое владение Льва Сгура, к-рый к концу правления А. А. К. вовсе перестал считаться с центральным правительством. Неудачи преследовали императора и во внешней политике. Хотя поначалу А. А. К. и пользовался репутацией более воинственного человека, нежели его брат, ему не удалось добиться к.-л. успеха в продолжавшейся войне с Болгарией.

http://pravenc.ru/text/64536.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРУСАЛИМСКИЙ ПАТРИАРХАТ АРМЯНСКОЙ АПОСТОЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ [арм. (?) (?) - Апостольский Престол св. Иакова в Иерусалиме], патриаршая кафедра Армянской Апостольской Церкви в Иерусалиме , окормляющая армян в Израиле, Палестине и Иордании, а также совершающих паломничество в Святую землю . Резиденцией патриарха ИП ААЦ является Иаковов святых армянский мон-рь (в честь апостолов Иакова Зеведеева и Иакова, брата Господня). Мон-рь расположен в Армянском квартале Старого города Иерусалима, на горе Сион. Мон-рь св. Иаковов и ряд др. зданий ИП ААЦ обнесены общей внутригородской стеной и образуют единое Армянское подворье. Арм. патриарх Иерусалима избирается общим собранием братии мон-ря св. Иаковов; выбор утверждается католикосом всех армян в Эчмиадзине и светскими властями Иерусалима. При резиденции патриарха размещается арм. ДС, основанная в 1843 г. в Рамле и переведенная в Иерусалим в 1845 г. В 1976 г. на средства благотворителя А. Манукяна (США) было построено новое здание семинарии. В мон-ре св. Иаковов хранится 2-е по величине после Матенадарана собрание арм. рукописей. Точное время основания ИП ААЦ не установлено. Первый известный арм. патриарх - Абраам (традиционно 638-669). В средние века колония армян в Иерусалиме была многочисленна и состояла в основном из купцов и ремесленников. Вокруг мон-ря св. Иаковов сформировался Армянский квартал: улица под названием Ruga Armenorum упоминается в источниках эпохи крестоносцев (XII в.). В 1187 г., когда Иерусалим был отвоеван мусульманами, в городе было ок. 1 тыс. домов армян и 500 арм. священнослужителей. Патриарх Абраам (1180-1191) получил подтверждение своих прав от Салах ад-Дина. В XIII в. ИП ААЦ покровительствовали правители Киликийской Армении ; паломничество в Св. землю совершил киликийский царь Левон III (1270-1289). Права Армянской Церкви на владения в Иерусалиме и Палестине признавались властями Османской империи, Британского протектората Палестины и подтверждаются совр. правительствами Израиля и Иордании.

http://pravenc.ru/text/293794.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСАИЯ архиеп. Кипрский (не позднее 1204 - между 17 июня 1209 и 14 сент. 1222). Занимал епископскую кафедру г. Тивериада (ныне Тиверия, Израиль; В. Лоран ошибочно называл его архиепископом Лиддским), откуда бежал на Кипр после завоеваний Салах-ад-Дина. Из-за сложной политической ситуации, сложившейся после 4-го крестового похода и падения К-поля в 1204 г., Кипрская кафедра нек-рое время пребывала без архиепископа, поскольку ранее его избирал и присылал К-польский патриарх. Каноническому избранию препятствовало бегство патриарха Иоанна X Каматира в Дидимотих. В результате киприоты обратились к иерусалимскому королю и получили разрешение самостоятельно избрать нового предстоятеля Кипрской Церкви. Это разрешение было получено до 1 апр. 1205 г., даты смерти Амори (Амальрика) де Лузиньяна, т. к. он был последним из кипрских королей, носившим титул короля Иерусалимского (этот титул Лузиньяны возвратили только в 1268, при кор. Гуго III). И. был избран Кипрским архиепископом местными епископами, представителями монашества, низшего духовенства и мирян без санкции К-польского патриарха. Точное время его избрания неизвестно, в трактате «О перемещениях епископов» это событие относится к правлению визант. имп. Исаака II Ангела (1185-1195, 1203-1204) ( Darrouz è s. 1984. P. 185). Положение И. было крайне шатким из-за отсутствия одобрения патриарха, из-за недовольства греч. населения Кипра религ. притеснениями со стороны латинян, а также из-за того, что крестоносцы подозревали нового архиепископа в симпатиях к Никейской империи. Благодаря действиям епископа Саввы Пафосского, обязанного своим избранием И., вопрос о каноничности поставления архиепископа был вынесен на Собор 1209 г. и 17 июня решен в пользу И.: были подтверждены его избрание и сделанные им назначения. Остается неизвестным, до какого срока И. занимал архиепископскую кафедру. Нек-рые кипрские исследователи считают, что лат. соборы в Лимасоле (17 окт. 1220) и в Фамагусте (12 сент. 1222), на к-рых было заявлено о подчинении правосл. клириков католич. духовенству и феодалам, проводились во время архиепископства И. ( Παυλδης. 1986. Σ. 337).

http://pravenc.ru/text/674822.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЙЮБИДЫ [Аййубиды; араб.  ], мусульм. династия курдского происхождения, различные ветви к-рой правили в Египте, Сирии, В. Месопотамии и Йемене в кон. XII - 1-й пол. XIII в. Родоначальник А. Шази ибн Марван из арм. г. Двин был одним из полководцев у багдадских Аббасидов . В 1138 г. его сыновья Наджм ад-Дин Айюб (давший имя династии) и Асад ад-Дин Ширкух перешли на службу к правителю Мосула Занги (Зенги), участвовали в походах этого выдающегося полководца и гос. деятеля и достигли высокого положения при его сыне, атабеке Hyp ад-Дине (правил в 1146-1174), утвердившем свою власть во всей Сирии. В 1164 г. Hyp ад-Дин оказался вовлечен в междоусобную борьбу в Египте, осложненную вторжением туда крестоносцев Иерусалимского королевства. По просьбе егип. везира Шавара Hyp ад-Дин отправил ему на помощь отряд во главе с Ширкухом и его племянником Салах ад-Дином Юсуфом ибн Айюбом (в европ. традиции - Саладин). После неск. военных кампаний и сложных политических комбинаций Ширкух изгнал из Египта «франков», сверг интриговавшего против него Шавара и в янв. 1168 г. получил от халифа из династии Фатимидов пост везира. Вскоре Ширкух неожиданно умер и везиром стал Салах ад-Дин (март 1168). Первоначально его положение в Египте было весьма неустойчивым. Однако он сумел, опираясь на пришедшие с ним из Сирии тюрк. и курдские отряды, разгромить взбунтовавшуюся против него фатимидскую гвардию, лишив правящую династию последней опоры. В 1171 г. Салах ад-Дин низложил последнего фатимидского халифа аль-Азида (вскоре умершего), провозгласил себя султаном и приказал поминать в пятничной молитве имя аббасидского халифа аль-Мустади, что означало отказ от исповедуемого фатимидами шиизма и восстановление в Египте суннизма как господствующего толка ислама. По мере укрепления власти Салах ад-Дина нарастали противоречия между ним и его сюзереном Hyp ад-Дином. Собрав в Каире всех членов своего клана, султан Египта проводил независимую политику, к-рая неизбежно должна была закончиться столкновением с могущественным атабеком. На случай поражения Салах ад-Дин даже готовил себе убежище в Йемене (завоеванном в 1173 его братом Тураншахом и остававшемся под властью Айюбидов до 1228). Однако в самый критический момент противостояния Hyp ад-Дин умер (1174). Его держава начала распадаться, и Салах ад-Дин без большого труда подчинил себе владения Зангидов - Дамаск (1174), Хаму, Хомс (1175), Халеб (1183) и др. При том что образованное Салах ад-Дином гос-во было достаточно централизованным, его сир. территории представляли собой ряд автономных эмиратов, управлявшихся членами династии А.- сыновьями и братьями Салах ад-Дина и потомками Ширкуха.

http://pravenc.ru/text/63746.html

Страна, которой больше нет Часть 2. Воспоминания о довоенной Сирии и ее христианском прошлом Алексей Гунькин                  Алеппо Первое, что мы увидели в Сирии, – невероятный по своим размерам слет мотоциклистов. Все склоны окрестных гор были покрыты спортивными мотоциклами, на которых восседали арабы в красных и черных арафатках. К каждому железному верблюду было приторочено несколько объемных канистр. Ревя моторами, арабы носились в разные стороны, поднимая тучи пыли, так что из-за холмов могло показаться, что наступает армия Салах-ад-Дина. Учитывая национальные костюмы, всё это выглядело весьма колоритно. Если каждому дать копье, то сходство со средневековой конницей было бы впечатляющим. Пыльная и совершенно безлюдная дорога уходила куда-то на восток. Мы прошли меньше километра, когда нас догнал беленький «пикап». Водитель, не говоря ни слова, показал на кузов, где уже сидел по-европейски одетый парень. Минут через двадцать нас высадили на большом перекрестке рядом с автобусной остановкой. Очевидно, это был уже пригород Алеппо. Почти сразу рядом остановилась маршрутка, куда нас снова пригласили жестами. Евгений на всякий случай перестраховался: «Отостоп! Ноу мани!» Водитель, ничуть не смутившись, показал на свободные сидения. В маршрутке сидел студент, понимающий по-английски. Узнав, что мы – «русья», он очень обрадовался, чем заразил и водителя. Оба сообщили нам, что «русья» – это хорошо! Парень угостил бутылкой минералки и рассказал о студенческой жизни в Сирии. – Можно получить хорошее бесплатное образование, которое дает возможность продолжить обучение за рубежом, – говорил он. – Правительство не препятствует, а, напротив, помогает таким студентам, и, повысив квалификацию на Западе, многие возвращаются домой. Популярно лингвистическое и медицинское направление. Маршрутка часто делала остановки, и внутрь влезали добропорядочные граждане, с удивлением взирая на европейцев с огромными рюкзаками. На автовокзале водитель пожелал «русье» всего хорошего, и мы расстались.

http://pravoslavie.ru/62052.html

Фавор, гора. Преображенский женский монастырь. Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1854. Адрес: Израиль, гора Фавор Координаты: 32.688102, 35.390447 Проезд:С шоссе повернуть по указателям Mt. Tabor. Проехать через селение Deburiya до большой автобусной парковки у туристического центра. Далее подниматься вверх по узкому " серпантину " . На первой же развилке на вершине выбрать левую дорогу (правая приведет вас к католическому монастырю). Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В северо-восточной части вершины Фавора расположен действующий православный греческий женский монастырь Преображения Господня. История его основания связана с именем архимандрита Иринарха, выходца из Молдавии, в прошлом монаха лавры Саввы Освященного. Не ранее 1854 года, после бывшего ему видения, он поселился на вершине Фавора. Вскоре, обнаружив остатки древней византийской базилики (её сооружение связывается с именем святой Елены), он начал её восстанавливать со своим помощником, иеродиаконом Нестором, однако довести работу до конца не успел, потому что скончался 25 декабря 1859 года, в Рождество, в возрасте 93 лет, и был похоронен на месте своих трудов. Храм достроили и освятили 6 августа 1862 года, он имеет три престола: центральный в честь Преображения, южный в честь пророков Моисея и Илии, северный в честь святых Георгия Победоносца и Дмитрия Солунского. Колокольня построена в 1911 году. Строительство храма и монастыря во многом велось на деньги присылаемые из России. В монастырском храме хранится чудотворная Акафистная икона Божией Матери, а в приделе пророков Моисея и Илии, в апсиде, видны камни древнего храма и фрагменты византийской мозаики. На принадлежащей монастырю территории находится пещерный храм Мелхиседека. Прежде всего, Фавор притягивает паломников как место Преображения Господа Иисуса Христа перед учениками. В Евангелиях место это названо только «горой высокой» (Мф. 17:1, Мк. 9:2), поэтому в первые христианские века в качестве альтернативных вариантов указывались горы Фавор и Хермон. Но уже в 348 г. свт. Кирилл Иерусалимский освятил именно Фавор как место Преображения. Предание приписывает строительство здесь первого храма равноап. Константину и Елене. В VI–VII вв. на вершине горы находились церкви, посвященные Преображению и пророкам Моисею и Илие. В 1099 г. Танкред, князь Галилеи, построил здесь укрепленный монастырь для монахов Бенедиктинского ордена. Греки основали рядом с латинским свой небольшой монастырь. Малик-Адил, брат Салах ад-Дина, разорил оба монастыря, а на месте латинских укреплений построил мощную крепость. В XIII в. христиане были изгнаны с Фавора. Францисканцы смогли вернуться сюда в XVII в., а православные монахи — лишь в середине XIX в.

http://sobory.ru/article/?object=54350

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010