Здание ИМКА. Архит. А. Хармон. 1927-1933 гг. Фотография. Сер. XX в. Топография, структура населения и социальная жизнь города снова претерпели резкие изменения. Основное внимание мусульм. правители уделяли Храмовой горе, где всем главным сооружениям были возвращены прежние функции; мон-рь августинцев, построенный крестоносцами в сев. части Храмовой горы, был снесен. Купол скалы перед возобновлением мусульм. богослужений был омыт розовой водой. Салах ад-Дин восстановил мраморы и мозаики мечети Аль-Акса, устроил мозаичный михраб и установил резной кедровый мимбар (изготовлен в Халебе (Алеппо) в 1168, сгорел в 1969). При султане Малике аль-Адиле к мечети был пристроен портик (1217-1218). Патриарший дворец, построенный латинянами ок. 1120 г., был обращен в ханаку (суфийскую обитель) Салахия; церковь иоаннитов - в госпиталь. Несмотря на то что в Патриаршем квартале начали селиться мусульмане, в первую очередь семьи воинов гарнизона и служители культа, там осталось араб. христ. население, так же как и в Армянском квартале. Мусульмане полностью заселили территории к северу (там до 1099 жили евреи) и западу от Храмовой горы, где сформировался совр. Мусульманский квартал. Население постепенно увеличивалось, открывались новые религ. школы и суфийские завии. Шафиитские медресе были устроены в зданиях ц. св. Анны и при ц. св. Марии Латинской. Были построены 1-е ханафитское медресе Муаззамия (1218), мечеть Афдаля Али (1192; ныне Омара) к югу от храма Гроба Господня. Возникли 2 небольших квартала - Магрибский и Еврейский ( Hiyari. 1990. P. 166-170; Little. 1990. P. 179-180). Однако и мусульмане чувствовали себя в Палестине крайне неуверенно ввиду постоянной угрозы со стороны крестоносцев, владевших побережьем, и слабости военных сил, занятых междоусобными конфликтами. После начала 5-го крестового похода (1217-1221) и взятия крестоносцами Дамиетты (ныне Думьят, Египет) айюбидский эмир Дамаска аль-Муаззам Иса приказал разрушить стены И., чтобы город не стал опорным пунктом «франков» в случае занятия ими Палестины. В 1219 г. стратегически важные участки городских укреплений, за исключением цитадели, были снесены. Значительная часть населения, не чувствуя себя более в безопасности, покинула И. В восприятии нек-рых араб. средневек. историков И. надолго потерял свой городской статус. Впосл. дважды (1239, 1244) предпринимались безуспешные попытки восстановить стены, но до XVI в. город оставался незащищенным.

http://pravenc.ru/text/293782.html

Этот праздник символизировал торжество мусульман над крестоносцами, у которых Салах ад-Дин аль-Айюби отбил в 1187 г. Иерусалим. После отмены каффаров османское правительство решило в качестве адекватного ответа на массовое христианское паломничество стимулировать посещение мусульманами (зияру) третьей святыни ислама, алъ-Харам аги-Шарифа, чтобы повысить таким образом доходы казны иерусалимского паши (мутасаррифа). По возвращении каравана паломников из хаджа (паломничества) к двум святыням в Мекке и Медине власти пытались стимулировать заход паломников в Иерусалим к третье мусульманской святыне. Отсутствие достоверной информации, кто с кем воюет в Крымской (Восточной) войне в 1854 г. (даже после того, как Порта, Англия и Франция объявили войну России) привело к массовым столкновениям мусульман с иудеями и христианами всех исповеданий. Причем досталось не только православным христианам-арабам, которые поддерживали Россию, но и католикам и протестантам, которые вступили в войну против " Третьего Рима " на стороне Османской империи. Несмотря на поражение России в Восточной войне Западу не удалось ее вытеснить с Ближнего Востока и Средиземноморья, поскольку первыми туда пошли дипломаты, паломники с русским духовенством. Российский император Александр II усилил российское духовное, консульское и общественное присутствие путем развития русских учреждений в Святой земле. В 1882 г. по инициативе императора Александра III было учреждено Императорское Православное Палестинское Общество во главе с братом царя великим князем Сергием Александровичем, которое занималось не только паломничеством российских верующих (христиан, мусульман и иудеев), но и организацией школ в Сирии, Ливане и Палестине, преподавание в которых велось на арабском языке. В конце XIX в. в южной провинции Сирии возникло новое наднациональное понятие - " Русская Палестина " . В Иерусалиме на огромном участке земли для русских паломников был построен огороженный стеной город " Московия " (аль-Москобийа) со своей автономной инфраструктурой.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/1...

Но вот наступает период крестовых походов, которые оказали свое влияние на жизнь восточных христиан, испытывавших теперь преследования не только со стороны мусульман, но и единоверных 30 христиан Запада. При патриархе Михаиле IV (1092–1102) Иерусалим был взят (1099) крестоносцами, и мусульмане в отмщение за смерть семидесяти тысяч единоверцев воздвигли на христиан Востока гонение. Однако постоянные грабежи, насилия и убийства христиан вызвали моральное разложение среди самих мусульман. Это начавшееся было разложение приостановил египетский эмир Саладин 31 , который низложил фатимидов и воцарился в Египте и аббасидской Сирии. Тогда крестоносцы повернули оружие и против него, и против восточных христиан, которых заставляли подчиниться Риму даже путем насилия. Однако христиане Востока не могли спокойно переносить гонения со стороны христиан. В результате переворота Египет по существу стал независимым государством со своим султаном во главе, если не принимать в расчет формальной религиозной зависимости Египта от багдадского халифата, который в этот период уже переживал кризис. Хозяевами положения стали турки-сельджуки, которые раньше были наемной гвардией багдадского халифа, а потом, вплоть до уничтожения Багдадского халифата монголами во главе с Хулагу-ханом (1258), по своему желанию ставили и низлагали халифов. В истории Египта сельджуки и берберы тоже сыграли значительную роль. Саладин (Салах ад-Дин), основатель династии Эйюбидов (1171–1250), сначала запретил христианам занимать общественные должности и оставил в силе законы, запрещавшие всякие виды христианского богослужения вне храма. Для христиан Египта снова наступила пора гонений. Их положение улучшилось после взятия Саладином Иерусалима (1187) 32 , когда он убедился, что между крестоносцами и местными христианами нет никакой связи и что копты были его верными подданными. 6. Коптская Церковь под властью турок Восстание в Египте 1250 г. привело к власти турок-мамлюков ( мамлюк — ‘раб’), которые были выходцами из гвардии султанов-эйюбидов и правили страной более двух с половиной столетий, то есть вплоть до оттоманского господства (1517).

http://pravmir.ru/drevnie-vostochnyie-ts...

Маронитский собор апостолов Иоанна и Марка в Джубайле. XIII в. Маронитский собор апостолов Иоанна и Марка в Джубайле. XIII в. Правители мусульманской Сирии - атабеки Дамаска, а после них Зенгиды - переселяли в горы Юж. Ливана новые арабские племенные группы в качестве заслона от крестоносной угрозы. Вскоре после падения Бейрута в горном р-не Эль-Гарб, охватывающем Бейрут полукольцом с юга, утвердился клан Бухтуридов; южнее, в р-не Эш-Шуф,- род Маан (1120); в р-не Вади-эт-Тайм - род Шихаб (1174). Правители Дамаска предоставили главам племенных групп переселенцев титулы эмиров, они получили право сбора налогов с подвластных территорий и должны были защищать эти земли от крестоносцев. Ключевую роль в ливан. политике XII-XIV вв. играли Бухтуриды благодаря непосредственной близости к Бейруту. Правящие кланы восприняли друзскую религию местного населения, но, следуя шиитской практике сокрытия своих убеждений (такийя), не демонстрировали свою религ. принадлежность перед суннитскими сюзеренами. Пограничное положение друзских эмиров и отсутствие у них больших военных ресурсов вынудили Бухтуридов вести сложную политическую игру, балансируя между крестоносцами, Айюбидами Каира и Дамаска, позже - монголами и мамлюками. В 1170 г. главы клана Бухтуридов были вероломно убиты во время визита в Бейрут, р-н Эль-Гарб опустошили крестоносцы. После разгрома армии крестоносцев в битве при Хаттине (июль 1187) айюбидский султан Салах-ад-Дин появился на побережье и быстро овладел Бейрутом и Сайдой. Однако Сур, где собрались гарнизоны крестоносцев, отступившие из оставленных крепостей, оказал упорное сопротивление и отразил осаду мусульман. Прибытие на Восток воинов 3-го крестового похода и последующих крестоносных контингентов изменило баланс сил на побережье. В 1197 г. крестоносцы вернули Бейрут ( Ришар Ж. Латино-Иерусалимское королевство. СПб., 2002. С. 172, 176-179, 197). Долина Бекаа оставалась во владении мусульман: в частности, в 1-й пол. XIII в. Баальбек был уделом одной из ветвей клана Айюбидов.

http://pravenc.ru/text/2463663.html

При том что коптская знать и некоторые представители средних и низших слоев глубоко интегрировались в мусульм. культуру и были абсолютно лояльны к айюбидским султанам, многие копты сохраняли сильное чувство идентичности. Реакцией на приобщение христиан к культуре правящего большинства стал культ новомучеников, нацеленный на обособление и консолидацию копт. общины. Исследователи Мученичества Иоанна Фаниджойтского утверждают, что коптская среда создавала механизмы этнокультурного самоутверждения, собственную идеологию, конфронтационную по отношению к мусульм. большинству, к-рое воспринималось не в религиозных, а в этнических категориях, как иной народ. Характерно, что Мученичество было написано на копт. языке, непонятном арабам-мусульманам; возможно, автор исходил из соображений безопасности для себя и читателей. В айюбидскую эпоху происходило дальнейшее падение политической роли патриархов. Делами общины все более руководила светская элита, чиновники, а высшая церковная иерархия осуществляла лишь представительские функции. Показательно, что патриарх Иоанн VI (1189-1216) до возведения в сан был купцом, славившимся своим благочестием. После того как Салах-ад-Дин прекратил гонения и вернул христиан на гос. службу, высокопоставленные писцы-копты стали покровителями своих единоверцев. Структура копт. общины во многом определялась патерналистскими связями с теми или иными влиятельными писцами. Христ. бюрократическая элита часто образовывала целые династии из нескольких поколений. Светская знать сплеталась с церковной иерархией. Так, известны шейхи, носившие прозвище Сын Епископа или Сын Игумена. Уникальной фигурой в копт. истории 30-40-х гг. XIII в. был чиновник военного ведомства ас-Сана Абу-ль-Маджд, впосл. принявший монашество с именем Петр (Бутрус), но снова возвращенный на гос. службу из мон-ря св. Антония. В условиях затянувшегося междупатриаршества Бутрус, обладавший огромным неформальным авторитетом, взял на себя управление церковными делами. Штурм крестоносцами башни Дамиетты во время 5-го крестового похода. Ок. 1625 г. Худож. Корнелис Клас ван Вириген (Музей Франса Халса, Харлем)

http://pravenc.ru/text/2057208.html

Церковь св. Архангелов в Армянском квартале построена, вероятно, на остатках ранневизант. ц. св. Архангелов. Церковь XII в.- 3-нефная базилика с 2 парами прямоугольных в сечении столбов. Центральный неф повышен и освещен боковыми окнами. Как и узкие боковые, он перекрыт 3 крестовыми сводами. Здание восстанавливалось в 1286 и 1371 гг. Необычна в ряду базилик композиция церкви в квартале Эль-Майдан (в черте совр. Еврейского квартала), ныне включенной в структуру частного дома. Сохранилась только вост. часть церкви с 3 апсидами. Постройка реконструируется как 4-колонная, с крестовыми сводами во всех 9 ячейках. Находящийся в сев.-зап. углу Старого города мон-рь св. Николая упоминается в описании И., составленном после 1187 г. (De locis hierosolymitanis. 8//PG. 133. Col. 981). В 1189 г. Салах ад-Дин передал его грузинам, а с 1685 г. он перешел ИПЦ. От храма XII в. сохранились алтарная часть, состоящая из 3 апсид, и фрагмент юж. стены. В руинированном состоянии находится базиликальная часовня св. Петра в веригахк югу от Новой церкви; ее нефы разделялись круглыми столбами. Зальные бесстолпные церкви, близкие к базиликам организацией пространства и системой перекрытий, представлены неск. образцами. Церковь св. Марии к востоку от цитадели (ныне сиро-яковитская ц. св. Марка) могла быть построена в XII в. Вытянутый зал, завершенный полукруглой изнутри и 3-гранной снаружи апсидой, разделен на 2 перекрытые крестовыми сводами зоны с помощью подпружной арки на паре пилястр коринфского типа. Выше капителей проходит профилированная тяга, огибающая все пространство. Непосредственно над тягой расположены крупные окна, вписанные в тимпаны под сводами. Часовня лат. патриарха вблизи храма Гроба Господня была построена, вероятно, патриархом Арнульфом (1112-1118); нижний ярус 2-этажного здания сохранился и является ханакой Салахия. Она перекрыта крестовыми сводами, отделенными друг от друга подпружными арками. Наос арм. ц. св. Феодора перекрыт 2 квадратными в плане крестовыми сводами, храм имеет полукруглую апсиду. Близкая к ней по архитектуре ц. Бичевания на Крестном пути была восстановлена в 1928-1929 гг. Свод зальной постройки (11,5×7,2 м) с полукруглой апсидой (сохр. основание) разделен подпружными арками на 3 зоны, в каждой из к-рых устроены распалубки. Развалины завии Шейх-Якуб-аль-Аджами к востоку от цитадели могут идентифицироваться с ц. св. Иакова Персидского. Ее прямоугольный зал перекрыт крестовым сводом с поперечными распалубками, под которыми расположены окна. Так же устроена и вима апсиды. Не все исследователи относят это сооружение к рассматриваемому периоду ( Vog üé . 1860. P. 303; Schick. 1895. P. 324-325; Pringle. 2007. P. 189-192). Зальная ц. у Овчей купели, поставленная на более древнюю сводчатую структуру, сохранилась без сводов, но со стрельчатой аркой апсиды ( Pringle. 2007. P. 389-397). Еще одним примером является ц. св. Стефана Первомученика на горе Сион, в наст. время разрушенная.

http://pravenc.ru/text/293782.html

земле. Он не был допущен лат. властями к служению в храме Гроба Господня и мог посещать его лишь как простой паломник. Эмир Дамаска (в Житии не назван по имени, но это, несомненно, Салах-ад-Дин) предлагал Л. поселиться в его владениях, обещая передать ему кафедральный собор Дамаска и назначить денежное содержание, но патриарх отклонил это приглашение. Только уступив призывам имп. Мануила I Комнина к возвращению и не желая провоцировать межконфессиональные столкновения в Палестине, Л. вернулся в К-поль (летом 1178) (Из жизни патриарха Леонтия. 1889. С. XXV-XXXVII; Планк. 2000. С. 187-188). По пути Л. из Палестины на Родос случился шторм, во время которого шлюпку с людьми унесло в море. Л. помолился и предсказал, что с пропавшими не случится ничего плохого. Не все ему поверили, однако его предсказание в точности сбылось. Известие об этом дошло до имп. Мануила, и по прибытии Л. в столицу он встретил святого очень тепло. Оставшиеся 7 лет жизни Л. провел в К-поле, поддерживая связи с мон-рем на Патмосе. Антоний просил Л. обратиться к императору с ходатайством о выдаче Патмосскому мон-рю хрисовула для облегчения налогов. Но Л. отказал ему, предсказав, что он получит хрисовул после смерти самого Л. и императора. Так и случилось при имп. Исааке II Ангеле . У Антония на языке появился нарост, мешавший ему говорить и есть. Врачи советовали ему сделать операцию, но Л. приказал ученику стать на время его канонархом, и после исполнения послушания болезнь отступила. Еще он рассказал Антонию о 2 монахах, к-рые вели на Патмосе пагубный образ жизни. Также Л. стяжал от Бога дар повелевать ангелами. Когда патриарх Антиохийский Кирилл I (II) был при смерти, у его одра собралось множество архиереев, в т. ч. К-польский патриарх Феодосий I Ворадиот и Л. Агония умирающего длилась 6 дней, но душа не могла покинуть тело. Л. повелел ангелу Господню поскорее забрать душу патриарха, чтобы прекратить страдания, и ангел его послушался. Л. сохранил принципиальность до конца своих дней. Он был одним из немногих архиереев, кто после смерти Мануила I выступал против организованного имп.

http://pravenc.ru/text/2463535.html

Другая еврейская легенда гласит, что Соломон устроил Давиду роскошные похороны, построил для его погребения отдельный склеп и выстелил могилу отца листами чистейшего золота, а затем такими же листами укрыл его тело. Когда еврейскому царю Иоханану Гиркану (135–109 годы до н. э.) понадобилось уплатить огромную дань сирийскому царю Антиоху Сидету, он с величайшей осторожностью вскрыл могилу Давида и взял из нее часть лежащего там золота. Затем, по той же легенде, могилу Давида решил вскрыть, чтобы забрать оставшееся в ней золото, Ирод Великий (37–4 годы до н. э.), однако, опасаясь наказания за это святотатство, Ирод сначала велел войти внутрь склепа двум рабам, а сам остался стоять у входа. Со своего места он увидел, как обоих слуг вдруг охватило пламя и через мгновение от них остался только пепел. Ирод в страхе бежал от склепа, а затем повелел надстроить над ним величественное здание. Там и сегодня лежит Давид на листах золота, такой же, каким он был в день смерти, ибо, согласно преданию, его тело не подвержено тлению, и в день воскрешения из мертвых ему не придется проходить через все стадии этого процесса — царь Давид просто откроет глаза и встанет со своего смертного ложа. Как считается, здание, возведенное Иродом над могилой Давида, было затем разрушено византийцами, а на его месте построена церковь — та самая, которую потом потребовалось ремонтировать. Вскоре персы разрушили эту церковь, но крестоносцы ее восстановили. После того как Салах-ад-Дин выбил из Иерусалима крестоносцев, могила Давида долгое время находилась в запустении — пока монахи-францисканцы в XIV веке вновь не построили на месте гробницы церковь, что, в свою очередь, привело к конфликту между мусульманами и христианами. В 1524 году турки разрешили этот конфликт предельно просто — объявили церковь “мечетью Эль-Дауд” (“мечетью Давида”). Понадобилось более четырех столетий, чтобы изменить это положение. Причем на протяжении всего этого времени могила Давида, а точнее, окутывающие ее легенды о сокровищах привлекали к себе всё новые поколения расхитителей могил, пытавшихся проникнуть в нее, и это опять-таки порождало новые легенды.

http://azbyka.ru/fiction/tsar-david/4

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Иерусалим: обострился конфликт между Коптской и Эфиопской Церквами из-за монастыря Дейр-эс-Султан 31.10.2018 Обострился конфликт между Коптской и Эфиопской Церквами из-за прав на монастырь Дейр-эс-Султан в Иерусалиме . И копты, и эфиопы считают, что обитель, расположенная на крыше базилики Воскресения Христова (храма Гроба Господня) , принадлежит им. Синод Эфиопской Церкви, заседание которого состоялось на днях, одобрил текст письма, в котором выражается благодарность правительству Израиля за готовность начать неотложные реставрационные работы в монастыре Дейр-эс-Султан вопреки сопротивлению со стороны представителей Коптской Церкви. Источники в Аддис-Абебе также сообщают, что Эфиопская Церковь начала информационную кампанию с целью доказать принадлежность иерусалимского монастыря именно эфиопам, а не коптам, как утверждает противная сторона. Конфликт вокруг обители Дейр-эс-Султан может свести на нет процесс укрепления отношений между Коптской и Эфиопской Церквами, наметившийся в последние годы. В январе 2015 года эфиопский Патриарх Матиас посетил Египет, что стало важным шагом в преодолении былых противоречий между двумя Церквами. Церковь Эфиопии находилась под юрисдикцией Коптской Церкви вплоть до 1959 года, когда ей была предоставлена автокефалия. 24 октября этого года коптские монахи, устроившие в храме Гроба Господня сидячую забастовку с целью не пропустить в монастырь Дейр-эс-Султан сотрудников израильского управления по делам древностей, были насильственно эвакуированы израильскими полицейскими. Весь мир облетели фотографии коптского монаха в наручниках. Монастырь на крыше храма Гроба Господня был основан в годы правления султана Абд-аль-Малика ибн Мервана (684-705) и в честь него получил название Дейр-эс-Султан – Монастырь султана, пишет английская Википедия. Другой султан – Салах-ад-Дин ибн Айюб (известный в Европе как Саладин), правивший в XII веке, подтвердил права коптов на эту обитель. Однако в 1970 году – во время конфликта Израиля с арабскими странами и, в частности, с Египтом – он был захвачен эфиопскими монахами. В 1971 верховный суд Израиля удовлетворил иск коптов, требовавших вернуть им обитель, но на практике судебное решение не имело никаких последствий. Новый виток конфликта начался после того, как израильское Управление по делам древностей решило осуществить реставрацию монастыря, согласовав ход работ с эфиопскими монахами. Со своей стороны, копты решительно воспротивились ремонту, посчитав, что он может стать косвенным подтверждением нынешнего статуса обители. Благовест-Инфо / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 31.10.2018 17:09:12

http://drevo-info.ru/news/24235.html

XIII–XVIII вв. Заняв Иерусалим, султан Салах-ад-Дин не стал разрушать храм, но закрыл его на время. Он заменил лат. клир греческим; перестроил входы, сократив доступ в храм паломников (закрыл вост. портал главного входа, вход через «капеллу франков»; зап. вход с улицы Патриархов на галерею ротонды); уменьшил высоту колокольни (и, возможно, снял колокола). В дальнейшем здание, несмотря на значительные пожертвования (напр., в 1555 папы Юлия III и имп. Карла V с разрешения султана Сулеймана), приходило в упадок. 1800-е гг. – настоящее время От нижних уровней была переложена эдикула; в новом стиле, близком к оттоманскому барокко, перестроили часовню Ангела, свод погребальной камеры, внешние стены и купол. Копт. часовня была уничтожена греками, но по повелению султана восстановлена к 1818 г. В 1868 г. переделан купол ротонды и закрыт его окулос. В 1-й пол. ХХ в. храм находился в плохом состоянии, к-рое усугубили землетрясение (1927) и пожары (1937; 1948-1949, в первую израильско-араб. войну пострадал также от снаряда израильской армии, и погибла часть свинцовой кровли). В марте 1947 г. инженеры правительства брит. мандата укрепили эдикулу, стянув ее снаружи стальной арматурой. После пожара 1949 г. правительство Иордании договорилось с представителями 3 христ. конфессий (Греческой Православной, Римско-католической и Армянской), контролировавших святыню, о необходимости проведения реставрации и раскопок. В 1952 г. была созвана 1-я из предварительных 3-сторонних комиссий по выработке проекта ремонта храма. В 1960 г. начались археологические работы, с 1968 по 1980 г.- восстановительные. По завершении основного объема ремонтных работ, в 1977 г., приступили к реконструкции купола, к-рый представляет собой систему стальных арок, скрытых тонким слоем армированного бетона, снаружи - свинцовое покрытие; окулос застеклен. Лит.: Willis R. The Architectural History of the Church of the Holy Sepulcher at Jerusalem. L., 1849; Pierotti E. Jerusalem Explored, being a Description of the Acient and Modern City.

http://pravenc.ru/text/Гроба Господня ...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010