Аминь. Издатель рукописи сообщает: «Примечание на полях рукописи, которое могло быть сделано рукою самого Неофита, заканчивает рассказ достаточно интересным образом: По истечении 18 лет, некий монах, пришедший из пределов Антиохийских, сообщил нам об оном монахе, что он был освобожден от искушения и (в настоящее время) подвизается в святом молчании в пределах Антиохии, и — слава Богу. Аминь. Итак, выздоровление его было полным, и монах Гавриил возобновил свою жизнь в подвиге святого молчания в окрестностях Антиохии. Это примечание — снабжено датой: 1205 год; 18 лет спустя после занятия Иерусалима»  . Перевод с греческого архимандрита Амвросия (Погодина). Перевод сделан по изданию: Narratio de Monacho Palaestinensi. Analecta Bollandiana. т. 26 (1907) , р. 162–175. Примечания и комментарии архимандрита Амвросия.   notes Примечания 1 Ориг.: το υπουργουν εργαστριον, т. е. — «мастерская», лат. «officina». 2 Фраза вставлена нами. 3 Слово «беззаконий» вставлено нами. 4 Т.е. — «свели на нет», «истощили». 5 Текст в скобках вставлен нами для большей ясности смысла сказанного. 6 Фразу в скобках мы считали уместным поместить здесь от себя в дополнение к тексту. 7 Диоптр или диоптра — древний инструмент, применяющий зеркало для измерения высот и солнечных теней. Лат. перевод: «Зеркало, отнюдь не могущее быть разбитым». 8 Т.е. равным числу дев в притче Господней о мудрых девах (Мф. 25, 1–12). В данной проповеди св. Неофит помещает 10 восхвалений Божией Матери, начинающихся словом: «Радуйся». 9 Согласно примечанию монсеньера Жюжи: «Возможно, здесь имеется в виду Архангел Михаил или Великомученик Димитрий». Patrologia Orientalis, т. 16, р. 538, nota 3. 10 «Новым Сионом» был назван монастырь, основанный преп. Неофитом. 11 В конце XII века Иерусалим попал в руки мусульман. Предводитель турок Саладин (Салах–ад–дин, т. е. «Благо веры») нанес поражение крестоносцам, в 1187 г. занял Иерусалим, и тем положил конец латинскому королевству Иерусалимскому, которое было создано крестоносцами в 1099 году.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=698...

Впрочем, Амори был не единственным, мечтавшим о Египте. Желая не допустить захвата пилигримами Египта, откликнувшись на призыв Шавара, в апреле 1164 г. Нур ад-Дин отправил на помощь египтянам большой отряд. Возглавлял его опытный военачальник курд Асад ад-Дин Ширкух, эмир Хомса (1154–1169), с которым следовал его племянник 26-летний Юсуф, позднее получивший почетное имя Салах ад-Дин («Благочестие веры») или Саладин (1138–1193), как его величали в Европе. Это был настоящий рыцарь ислама, мечтавший восстановить первенство своей религии в мире. Кроткий и очень снисходительный к слабостям других людей, Саладин был приветливым и прекрасно образованным человеком, хотя вел свою родословную от незнатных периферийных воинов. Саладин очень хорошо разбирался в военном деле и знал все битвы арабов, которые те ранее давали своим врагам. Но в мирные дни его можно было увидеть рядом с больными, которых вельможа утешал, и с сиротами 622 . Увидев этот цветущий край, Ширкух проникся тайной мечтой овладеть страной – как вассал Нур ад-Дина или даже самостоятельно – не суть. Правда, сам атабег не проявлял большого интереса к этой затее, и тогда Ширкух ловко разыграл тонкую комбинацию: втайне уведомил Багдадского халифа о том, что его клятый враг Фатимидский халиф может быть без труда низложен. И халиф не удержался от соблазна и приказал Нур ад-Дину направить в Африку армию под командованием хитрого курда. В ответ Шавар позвал на помощь Иерусалимского короля. Поразительно быстрая смена декораций! Тот немедленно откликнулся на зов – все в королевстве понимали, какая опасность угрожает латинским владениям, если сирийцы завладеют Египтом, и в январе 1167 г. крестоносцы двинулись в поход. Некоторое время стороны маневрировали, но, наконец, 18 марта 1167 г. у Ашмунейна состоялось генеральное сражение, закончившееся страшным разгромом пилигримов и их союзников египтян. Король Амори и Шавар бежали, зато многие их соплеменники нашли свою могилу на поле боя 623 . Оттуда Ширкух направился к Александрии, которую быстро захватил, а Амори вместе с Шаваром в это же время в Каире занимались организацией новой армии – благо, к ним прибыли пополнения из Палестины. Но едва удача начала улыбаться Иерусалимскому королю – ему удалось осадить армию Саладина в Александрии, как поступили известия о том, что Нур ад-Дин напал на Бейрут, Триполи и Трансиорданию. Пришлось возвращаться обратно, заключив предварительно мирный договор с Ширкухом. И тот тоже не стал рисковать, а потому вместе с племянником 10 августа 1167 г. отправился обратно в Дамаск с богатой добычей и отступными, полученными от короля Амори I.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Религ. политика А. была в целом типичной для мусульм. Востока того времени. Христиане и иудеи сохраняли важные позиции в торговле, финансах, культуре, администрации, хотя подвергались давлению мусульм. среды и ощущали растущую нетерпимость, спровоцированную крестовыми походами. Салах ад-Дин начал свое правление с гонений на коптов - увольнения христиан с гос. службы, введения для них отличительной одежды, наложения тяжелых штрафов. Многие копты уступали свое имущество арабам, чтобы получить их покровительство; другие ради сохранения высокого социального статуса принимали ислам. В 1173 г. Салах ад-Дин отправил карательную экспедицию против коптов В. Египта и христ. гос-ва в Нубии . Мусульм. армия разрушила неск. городов и укрепленных мон-рей, увела в плен многих жителей, в т. ч. монофизитского епископа. Однако после побед над крестоносцами Салах ад-Дин, укрепивший свое положение, вернулся к политике веротерпимости: копты восстановили свои позиции в экономике и администрации и в кон. XII - 1-й пол. XIII в. играли заметную роль в окружении айюбидских султанов. После овладения Иерусалимом и изгнания из города латинян Салах ад-Дин, умело играя на противоречиях крестоносцев и вост. христиан, передал последним святые места, ранее принадлежавшие католикам. Именно тогда егип. копты получили во владение участок в храме Воскресения (Гроба Господня), принадлежащий им до наст. времени. Визант. правительство, используя дружественные отношения с А. (что определялось наличием общих врагов - крестоносцев и Сельджукидов ), пыталось добиться передачи мест поклонения в безраздельную собственность правосл. Церкви, однако Салах ад-Дин отклонил это притязание, а впосл. даже допустил пребывание в Иерусалиме неск. лат. клириков. Султан стремился играть роль верховного арбитра в спорах христ. конфессий за обладание святыми местами. Правление А. было одной из героических эпох в истории мусульм. мира. Салах ад-Дин в глазах позднейших араб. и европ. хронистов превратился в эпического героя, «рыцаря без страха и упрека», хотя отношение к нему современников было не столь однозначным. При А. в Египте и Сирии произошел относительный подъем экономики, торговой активности и культурного творчества, сложились многие формы гос. орг-ции, унаследованные позднейшими поколениями.

http://pravenc.ru/text/63746.html

Победа Салах-ад-Дина над крестоносцами и отвоевание Иерусалима (1187) совпали с наивысшим расцветом средневек. Грузии в правление царицы св. Тамары (1184-1213). Грузия выдвинулась на лидирующие позиции в ближневост. политике, а св. Тамара, подобно визант. императорам, позиционировала себя как покровительница вост. христианства и, в частности, грузинских мон-рей Палестины. После прибытия ко двору Салах-ад-Дина посольства царицы Тамары (ок. 1190) между Грузией и Айюбидами были установлены дружественные отношения: аль-Испаани, придворному султана Салах-ад-Дина, была передана «Клятвенная книга» св. Тамары ( Абу Бакр Ибн Ал-зак Кунави. 1975. С. 226), составленная в 1190 г. Документ позволяет установить, что грузины получили льготы либо сразу в 1190 г., либо до конца правления Салах-ад-Дина (1193). Св. Тамара предложила султану 200 тыс. динаров в качестве выкупа за «Святой Крест», но он отказал ей, так же как и англ. и визант. послам ( Цагарели. 1888. С. 49; Джапаридзе. 1995. С. 135; Мамиствалишвили. 2002. С. 20-21), тем не менее св. Тамара смогла вернуть грузинам К. м. и др. груз. обители в Иерусалиме ( Перадзе. 1995. С. 32; Мамиствалишвили. 2002. С. 22). Груз. монахи получили все исторические привилегии и пользовались ими до нач. XVII в. Груз. мон-рям была возвращена собственность, утраченная после захвата Палестины Салах-ад-Дином. Паломники из Грузии получили возможность посещать Св. землю, не выплачивая податей, и въезжать в город с поднятыми знаменами. В 1192 г. Салах-ад-Дин передал во владение груз. клирикам участок в храме Гроба Господня. В это время произошло обновление внутреннего убранства кафоликона К. м. Новые фрески были написаны исходя из первоначальной программы росписи церкви. Стиль росписи считается настолько близким к иконографии афонских монастырей, что было выдвинуто предположение об обучении иконописцев К. м. на Афоне. Сведения арм. историков Киракоса Гандзакеци и Вардана Великого (Аревелци) подтверждают, что в нач. XIII в. положение грузин в Палестине улучшилось. После подписания соглашения между св. Тамарой и Хлатским государством грузины находились в привилегированном положении ( Вардан Великий. 1861. С. 181-182; Киракос Гандзакеци. 1946. С. 155-157).

http://pravenc.ru/text/2459035.html

В сев. части города был возведен лат. кафедральный собор, впосл. обращенный Айюбидами в мечеть (в 1929 здание снесли). Внутри цитадели сохранилась часовня, ее фрески были описаны путешественниками нач. XIX в., однако в наст. время росписи полностью утрачены. Неподалеку от лат. собора стояла правосл. церковь, возможно на месте прежнего визант. храма. Церковь была перестроена в 1848 г. после пожара, однако изначальная планировка и часть средневек. конструкций сохранились. Это 3-нефная базилика размером 19×12,9 м. В наст. время она освящена во имя вмч. Георгия. Вторая, меньшего размера, православная церковь К. (Эль-Хидр) также носит имя св. Георгия. Сохранились сведения, что она почиталась и мусульманами. Здание средневековой постройки представляет собой не очень ровный параллелограмм (6,8×11,3 м). В XVIII-XIX вв. строение, начавшее разрушаться, укрепляли арками и подпорками. В 1177 г. во главе Заиорданской сеньории встал Рено де Шатильон, энергичный и агрессивный военачальник, на к-рого хронисты возлагают вину за развязывание войны с мусульманами, принесшей поражение Иерусалимскому королевству. В любом случае после установления в Египте власти Салах-ад-Дина и присоединения им Сирии (1174) Юж. Заиорданье, разделявшее владения Айюбидов, неизбежно должно было стать объектом постоянных атак мусульм. армий (в 1170, 1173 и др.). В 1183 и 1184 гг. Салах-ад-Дин непродолжительное время осаждал К. После разгрома крестоносцев в битве при Хаттине (1187) и завоевания Салах-ад-Дином большей части Палестины заиорданские крепости оказались в глубоком тылу мусульман и сдались одна за другой после продолжительной осады. К. был захвачен в нояб. 1188 г. По итогам раздела айюбидских земель между наследниками Салах-ад-Дина в 1192 г. К. отошел под власть дамасского эмира аль-Адиля, к-рый рассматривал этот замок как возможное убежище и перевез туда казну. Айюбиды продолжили строительные работы в цитадели, стремясь прежде всего исправить повреждения, причиненные предшествующими осадами. Периодически К. выделялся из дамасского удела в самостоятельный эмират (в 1229-1249 и 1250-1263). С приходом на Ближ. Восток монголов (1260) эмир К. аль-Муглис Умар объявил им о своей покорности и т. о. сумел сохранить власть. После победы егип. мамлюков над монголами мамлюкский султан Бейбарс захватил остатки айюбидских владений в Сирии. В 1263 г. он вероломно взял в плен аль-Муглиса, а его сыновья сдали К. мамлюкам. Население города присягнуло на верность Бейбарсу, причем хронисты отдельно упоминают христиан, присягавших на Евангелии. Подобная церемония уникальна для той эпохи и свидетельствует о преобладании христиан в К.

http://pravenc.ru/text/1470395.html

При перестройке в нач. XII в. была защищена и главная святыня комплекса - погребальная скамья («лавица», как ее называет игум. Даниил). Повреждения эпохи аль-Хакима закрыли каменными плитами. Горизонтальную поверхность погребальной скамьи скрыла порфировая плита с бортиками по бокам и полосой посередине (возможно, сохр. до наст. времени). Фасад «лавицы» прикрыли защитным экраном-трансенной с 3 сквозными круглыми отверстиями, через к-рые паломники могли прикасаться к святыне, не имея более возможности, как указано в ряде источников, отколоть от нее часть. Трансенна с отверстиями стала символом Г. Г. в средневековье, ее многочисленные повторения включались в оформление рак и усыпальниц, ставших шедеврами церковного искусства или предметами массового производства в Иерусалиме, в Европе и на Руси. Впервые об отверстиях упоминал игум. Даниил; ранние изображения трансенны встречаются на печатях крестоносцев (печать патриарха Иерусалима Вармонда, 1118/19-1128); последний раз о них пишет Николай из Поджибонси (весна 1347). Вероятно, отверстия исчезли в 1-й пол. XV в., при переделке облицовки францисканцами, к-рые приспособили погребальную скамью для служения мессы (до этого, как и в наст. время, пользовались переносным деревянным алтарем). Основной период оформления эдикулы крестоносцами приходится на 60-80-е гг. XII в.: не позже 1170 г. над низким входом в погребальную камеру появились мозаики «Положение во гроб» и «Жены-мироносицы», а стены внутри и снаружи украсили лат. надписи на часовне Ангела (на погребальной камере и в алтаре, против зап. конца эдикулы, их было не менее 14). В сер. XII в. визант. имп. Мануил I Комнин покрыл погребальную скамью золотом. К 1187 г. эдикула превратилась в роскошный реликварий, однако уже осенью того же года серебряные пластины кровли пришлось снять, чтобы отчеканить из них монеты для рыцарей, защищавших город. 2 окт. 1187 г. Иерусалим сдался султану Салах-ад-Дину. В течение 3 дней, до подтверждения права христиан на владение Г. Г., храм был закрыт, при нем оставались 4 сир. священника. По договору 1192 г. все паломники-христиане могли посещать Иерусалим, поскольку Салах-ад-Дин, сохраняя за собой право управления св. местами, не желал, чтобы одной из Церквей отдавали предпочтение. Он разрешил (по просьбе Губерта, еп. Солсберийского) служить вместе с сирийцами 2 лат. священникам «с таким же количеством дьяконов» и принимать приношения от паломников. Позднее Салах-ад-Дин отказал имп. Исааку II Ангелу в просьбе передать контроль над Г. Г. правосл. Церкви.

http://pravenc.ru/text/168157.html

Султан Салах ад-Дин в начале своего царствования наложил на «неверных» особенно жесткие ограничения. По его указам христиане изгонялись с государственных должностей, им было вновь предписано носить отличительную одежду, запрещено ездить на лошадях; против христианской Нубии был предпринят ряд опустошительных походов. 177 Очередной всплеск мусульманского фанатизма прокатился по Ближнему Востоку после победы Салах ад-Дина над крестоносцами при Хаттине в 1187 г. «Нет слов, – писал тот же Михаил Сириец, – чтобы передать, сколь большой урон, ущерб, унижения претерпели от мусульман христиане в Дамаске, Халебе, Харране, Урхай, Амиде, Мардине, Мосуле и других местах мусульманского владения». 178 Однако, после побед над крестоносцами, Салах ад-Дин, укрепивший свое политическое положение, отошел от политики нетерпимости и вернул не мусульман в административный аппарат Египта. 179 Новые бедствия постигли христиан во время Пятого крестового похода. Копты Каира были обложены тяжелым сбором на военные расходы. Мусульманская армия, шедшая к Дамиетте, разрушала по дороге все церкви. В ответ на взятие крестоносцами Дамиетты, по всему Египту было уничтожено 115 церквей. 180 В 1229 г. императору Фридриху Гогенштауфену удалось договориться с Айюбидами о возвращении крестоносцам Иерусалима, Вифлеема и коридора, соединяющего их с побережьем. При этом оговаривалось сохранение мусульманского присутствия в Св. граде, в частности в культовом комплексе на Храмовой горе, а также запрет возведения в городе оборонительных сооружений. Положение «франков» в Иерусалиме было весьма шатким; латинский иерусалимский патриарх предпочитал оставаться в Акре. В этой ситуации позиции православной церкви не были поколеблены. Иерусалимский патриарх Афанасий II (до 1229–1244 гг.) – предположительно, выходец с Балкан – поддерживал тесные контакты со всем православным миром. Известна его переписка с константинопольским патриархом по вопросу обрядовых расхождений с латинянами, а также участие в утверждении автокефалии Болгарской церкви в 1235 г. В 1229 и 1234–1235 гг. Св. землю посетил сербский архиепископ Савва Неманич, состоявший в близкой дружбе с патриархом Афанасием и игуменом Мар Сабы Николаем. Житие св. Саввы Сербского донесло до нас детальную информацию о положении ближневосточного православия и, в частности, монастырей и монашества первой трети XIII века Савва делал богатые пожертвования палестинским монастырям и местам поклонения, сам основал несколько монастырей, в том числе обитель в Акре, которая должна была служить гостиницей для православных паломников. Неоднократно упоминаемые в «Житии» богослужения патриарха Афанасия в храме Воскресения, а также факт основания Саввой, совместно с патриархом и игуменом Мар Сабы, монастыря Иоанна Богослова на горе Сион свидетельствуют о прочных позициях православной церкви в Иерусалиме во время вторичного владычества там крестоносцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Однако высокопреосвященный митрополит Димитрий в начале 1906 г. отказался от мысли открыть монашескую школу в Студенице, и решил открыть ее в монастыре Раковице близ Белграда. 10 апреля 1906 г. действительно открыта здесь первая монашеская школа, в присутствии митрополита, для приготовления монахов кандидатов священства. Курс учения четырехлетний. Особенное внимание уделяется сельскому хозяйству. На первых порах записалось в школу 12 учеников. Заведует школой временно настоятель монастыря архимандрит Арсений (бывший на- —170— стоятель сербского подворья в Москве). В школу принимаются ученики не моложе 14 и не старше 18 лет, прошедшие по крайней мере основную школу и представившие а) письменное дозволение от своих родителей на принятие монашества по окончании учения, б) свидетельство о своем поведении и занятии и в) докторское свидетельство о здоровье 2617 . Столица сербского королевства Белград в более или менее близком будущем украсится двумя новыми величественными храмами. Первый храм, сооружаемый на общенародные пожертвования, – во имя св. Саввы, архиепископа и просветителя Сербии. Из отчета главного комитета общества, ведающего дело построения этого храма, за 1904 г. видно, что имущества общества к концу отчетного года исчисляются в сумме 383.263 дин., из коих на лицо 89.843 дин., в недвижимом имуществе 182 тыс. дин. и в долгу – 111.420 дин. 2618 В течение 1904 г. капитал возрос на 17.214 дин. Крупные пожертвования в сем году поступили от короля Петра 10 тыс. дин., от наследника 2 тыс. и по 1 тыс. див. От детей короля Елены, Александра и Павла. В марте 1906 г. высокопреосвященный митрополит Димитрий, председатель главного комитета общества по построению храма св. Саввы, издал воззвание к духовенству и учителям Сербии, как и к остальным родолюбам, приглашая их образовывать подкомитеты на своих местах для сбора пожертвований на означенный предмет 2619 . Другой храм во имя преп. Симеона Немани строит на берегу Дуная белградская община на собственный счет, по обязательству от 1891 г., когда для городских надобностей по- —171— требовалось снести старый храм и использовать принадлежавшее ему место 2620 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Об этом походе 1242 г., окончившемся договором, по которому Иоанн сложил с себя знаки царского достоинства и стал деспотом, подчинившись верховной власти Ватаци, было изложено в главе о западном царстве Ангелов Дук. Но поход 1242 г. мог закончиться уничтожением Салоникского государства и присоединением Македонии к царству Ватаци, если бы не были получены грозные известия с Востока. Оставленный регентом юный Феодор Ласкарь, сын Ватаци, с его советниками (по хозяйственным делам – Музалоном, по военным – Ливадарием) доносил, что монголы напали на сельджукское мусульманское государство. Последним правил с 1237 г. малодушный, преданный пьянству и разврату Гиас ад-дин Кейхозрев II, сын могущественного Ала ад-дина, при котором было отбито первое нападение монгольского тумана (корпуса в 10 000 всадников). Всегда превосходно осведомленные монголы, видя слабое правление Гиас ад-дина, осмелели, сначала напали на область Эрзерума (1240), а затем в 1243 г. полководец великого хана Угедея Яртагунойон с 30 000 всадников вторгся в пределы сельджукского Иконийского султаната. Гиас ад-дин в ужасе сзывал под свои знамена турок и наемных франков; последних у него было до 2000 под начальством Иоанна из Кипра и Бонифация из Генуи. Ко всем вассалам султаната Иконии (Рум) были разосланы гонцы с требованием прислать их контингент, но князь Малой Армении отделался обещаниями, сирийские и месопотамские эмиры не пришли, кроме алеппского; лишь Мануил Трапезунтский, кажется, прислал своих грузин и лазов. Под Сивасом (Севастией) 40 000 монголов разбили наголову Гиас ад-дина (1243), хотя у последнего было тысяч шестьдесят; сельджуки и франки должны были биться храбро, но тактика монголов была первая в свете. Начался разгром султаната Рум. Эрзерум к тому времени уже пал (1241–1242); жители Сиваса выдали все имущество и срыли городские стены; Кесария, вторая столица султанатов Конии, была сровнена с землею, и население ее перебито. Гиас ад-дин в отчаянии обратился к Ватаци за помощью против врага, грозного для них обоих, и в Триполисе на Меандре состоялось их свидание. Благоразумный Ватаци ограничился дружескими уверениями, и хорошо сделал, иначе мог бы навлечь на свою державу судьбу, которая постигла Русь за помощь половцам. Вернувшись в свою Конию, Гиас ад-дин послал послов к монголам, прося о мире, стал данником великого хана Угедея и скоро умер (1245). При его малолетних детях некогда грозный султанат Рум стал управляться монгольскими перванами и баскаками.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

В годы правления Балдуина III (1143 (с 1153 единолично) - 1162) и Амори I (1162-1174) И. к. сблизилось с Византийской империей и фатимидским Египтом, но крах последнего привел к подчинению объединившихся Сирии и Египта Салах-ад-Дину , к-рый провозгласил себя султаном. Кор. Балдуин IV Прокаженный (1174-1185), а затем его племянник Балдуин V (1185-1186) могли бы выступить против Салах-ад-Дина, но политика последующих правителей (Ги Лузиньяна и др.) привела И. к. к краху. В 1187 г. Салах-ад-Дин разгромил войско крестоносцев при Хаттине и захватил большую часть королевства, в т. ч. и Иерусалим. В руках крестоносцев оставался лишь порт Тир, откуда Конрад Монферратский начал военную кампанию против мусульман. В ходе 3-го крестового похода (1189-1192), в к-ром приняли участие западноевроп. государи (герм. имп. Фридрих I Барбаросса , франц. кор. Людовик VII, англ. кор. Ричард I Львиное Сердце), христианами были отвоеваны некоторые важные стратегические пункты, в частности Акра. Возникло новое королевство (т. н. Второе И. к.). Оно сохранило прежнее название, несмотря на то что Иерусалим был утрачен (столицей нового гос-ва стала Акра, или Сен-Жан-д " Акр, ныне г. Акко , Израиль). Первый правитель нового гос-ва Конрад Монферратский 24 апр. 1192 г. был убит асассинами (см. Неоисмаилиты ). Его преемники, короли Генрих Шампанский (1192-1197), Амори II Лузиньян (брат Ги Лузиньяна; 1197-1205), стремились защищать границы И. к. Амори II удалось восстановить прибрежную полосу И. к. от Яффы до Бейрута. Преемницей Амори II стала Мария Монферратская (1205-1212; до 1210 правила вместе с регентом Жаном Ибелином). Ее муж Иоанн Бриенний в 1210-1212 гг. как король, а после смерти супруги как регент (1212-1225) при дочери Изабелле (Иоланте) возглавлял военную кампанию в Египте. В 1219 г. ему удалось взять порт Дамиетту (ныне Думьят, Египет) и добиться от султана Египта согласия обменять его на Иерусалим. Сделка не удалась из-за сопротивления папского легата. Чтобы получить помощь с Запада, Иоанн Бриенний выдал дочь Изабеллу замуж за герм.

http://pravenc.ru/text/293802.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010