М.— А. С.) можно было упрекнуть: что он соблазнил чужую жену, увез ее от мужа и женился на ней сам» (MGH. Script. Rer. Germ. T. 16. P. 64). Кандидатуру К. М. поддержал его двоюродный племянник, франц. кор. Филипп II Август (1180–1223), в то время как кандидатуру Ги де Лузиньяна отстаивал англ. кор. Ричард I Львиное Сердце. Согласно достигнутому компромиссу, корона осталась у Ги де Лузиньяна, но после его смерти должна была перейти К. М. и Изабелле. При этом К. М. сохранял власть над Тиром. После отъезда кор. Филиппа II Августа во Францию К. М. пытался вести сепаратные переговоры с Салах-ад-Дином. Недовольный его действиями Ричард Львиное Сердце вынес на голосование баронов вопрос о кандидатуре иерусалимского короля. 13 апр. 1192 г. бароны провозгласили королем К. М., однако он спустя 2 недели (28 апр.) был убит ассасинами в Тире. По распространившимся по Зап. Европе слухам, заказчиком убийства К. М. был Ричард Львиное Сердце (в 1192 в Вене по приказу герц. Леопольда V Австрийского возвращавшийся со Св. земли англ. король был схвачен и заключен в замок Дюрнштайн; освобожден под давлением папы Римского Целестина III и имп. Генриха VI в 1194, после выплаты 50 тыс. марок). Назывались и др. предполагаемые заказчики убийства К. М.: Салах-ад-Дин, Ги де Лузиньян, Генрих Шампанский (король Иерусалима в 1192–1197), женившийся на вдове К. М., но причастность их к убийству доказать не удалось. Родившаяся уже после смерти К. М. дочь Мария унаследовала Иерусалимское королевство (1205–1212; до 1210 правила вместе с регентом Жаном Ибелином, в 1210–1212 — вместе с мужем Иоанном Бриеннием ). Лит.: Ilgen Th. Corrado, marchese di Montferrato. Casale, 1890; Crousset R. Histoire des croisades et du royaume franc de Jérusalem. P., 1936. Vol. 3: La monarchie musulmane et l’anarchie franque. P. 45–130; Brand C. M. Byzantium Confronts the West, 1180–1204. Camb. (Mass.), 1968; Riley-Smith J. Corrado, marchese di Monferrato//Dizionario biografico degli Italiani. R., 1983. Vol. 29. P. 381–387; Jacoby D.

http://pravenc.ru/text/2454255.html

Он провозгласил себя защитником и покровителем 14-летнего Алексия II - и вскоре заставил его подписать смертный приговор собственной матери. В сентябре 1183 г. он короновался вторым императором, а в ноябре убил 14-летнего Алексия II и женился на его 12-летней вдове, дочери французского короля Людовика VII. Несмотря на эти преступления, правление Андроника империей началось с мудрых и разумных мер. Он провел глубокие реформы в администрации, оказал помощь малоземельным крестьянам, понизил налоги для бедных и повысил их для богатых. Никогда еще за долгие столетия провинции не управлялись столь справедливо. Особое внимание император уделял искоренению коррупции. Он повысил чиновникам жалование, чтобы не брали взяток. Известна его фраза: «Выбирайте: либо вы перестанете брать взятки, либо вы перестанете жить...» Однако Андроник не чувствовал себя прочно на троне. Его маниакальная подозрительность все возрастала. Жестокие казни восстановили против него население. Восстал и отделился Кипр. Турки наступали в Малой Азии, венгры отторгли Далмацию, сербы отложились, а сицилийские норманны вторглись в Империю, взяли штурмом Салоники и разграбили город. В частности, они увезли оттуда 500 шелкоделов, основав, таким образом, свою собственную шелковую индустрию. Теперь и в этой важной области экономики была нарушена византийская монополия. В сентябре 1185 г. произошло новое восстание, и Андроник был буквально разорван на части толпой, которая всего три года назад провозгласила его спасителем отечества. Новым императором стал его дальний родственник Исаак II Ангел (1185-1195). Он был слабым и неэффективным правителем. Империя продолжала распадаться. Вслед за сербами восстали и отложились болгары. 11. В 1174 г. умер султан Нур-Эд-Дин - главный враг франков на Востоке. Новым лидером мусульман стал Салах-Ад-Дин (Саладин). Он был курдом, а не турком по происхождению, великим полководцем и великим правителем. При этом Саладин был очень справедливым и даже по-своему мягким человеком - настоящим рыцарем, учтивым, щедрым, милосердным и верным данному им слову.

http://sedmitza.ru/lib/text/434805/

В 639 г. Н. захватили войска халифа Умара, и город стал частью Халифата. В 717 г. в Н. произошло землетрясение, разрушившее большинство рим. построек. С X в., после распада Халифата, Н. переходил от одних властителей к другим - его захватывали карматы (927/8), византийцы (942, 972), Хамданиды, Марваниды, Укайлиды, Артукиды. В эпоху крестовых походов власть над Н. оспаривали сельджуки и крестоносцы Эдесского графства. В 1170/71 г. Н. без сопротивления захватил сельджукский правитель Нур ад-Дин Занги; он жестоко обошелся с христ. населением, приказав разрушить все новые церковные постройки; была разграблена церковная сокровищница и сожжено множество книг ( Mich. Syr. Chron. T. 3. P. 339-340). После захвата Салах ад-Дином (1182) город переходил от Айюбидов к Зангидам и обратно. Конец процветанию Н. положило его завоевание монгольским ханом Хулагу (1259), когда город подвергся новому разграблению, а затем пришел в упадок. После распада Монгольской империи Н. владели племенные тюрк. союзы Ак-Коюнлу и Кара-Коюнлу, а в нач. XVI в. он был захвачен иран. гос-вом Сефевидов. В 1515 г. Н. был взят войсками османского султана Селима и с этого времени в течение 4 веков находился в составе Османской империи. Город стал столицей санджака в составе эялета Диярбакыра, позднее был присоединен к санджаку Мардин в эялете Багдад. В Н. сформировалось полиэтничное население из ассирийцев, курдов, армян, евреев и турок. Описания Н. оставили мн. путешественники - арабские в кон. IX - XIV в. ( Honigmann, Bosworth. 1993. P. 984) и европейские в XVII - нач. XX в. ( Fiey. 1977. P. 114-129; Wilmshurst. 2000. P. 44-45). В результате раздела Османской империи, продолжавшегося до 1923 г., Н. был включен в состав владений Турецкой республики. Через Н. по старой Багдадской железной дороге прошла граница, отделившая его от Сирии, где на др. стороне из ассир. дер. Бет-Залин (букв. «Камышовое») и Старого города возник городок Эль-Камышлы (Камышовый). Цитадель оказалась в Бет-Залине, а 2-я часть Старого города - в Н. С этого времени большую роль в социальной и экономической жизни Н. играли отношения с Эль-Камышлы. Н. оказался провинциальным поселением вилайета Мардин, отличительной особенностью которого была полиэтничность населения. В 1948 г. окончательно исчезла большая евр. община, последние представители к-рой выехали в новосозданное гос-во Израиль. В 2015 г., в ходе гражданской войны в Сирии, сиро-тур. граница была закрыта. В Н. начались беспорядки, городской совет был распущен, введен комендантский час. Большая часть населения (ок. 60 тыс. чел.) была эвакуирована из-за опасности близких военных действий в Сирийском Курдистане. Христианство в Н.

http://pravenc.ru/text/2577685.html

Придут крестоносцы – и результатом нового 200-летнего синтеза станут смелые заимствования восточных мотивов в готическую архитектуру Европы, основным структурным и символическим элементом которой будет арабская стрельчатая арка. Излишне напоминать здесь о том, что через арабское культурное посредство в эти века вновь становится достоянием европейских народов наследие античной философии, культуры, искусства. Крестоносцы превратили мусульманские мечети в христианские храмы, курд Саладин (Салах ад-Дин) вновь обратил их в мечети. Но религиозно-цивилизационный конфликт на ближневосточном перекрестке и на этот раз не разрушил исторического образа города. Стена Плача Наконец, завершая обзор, подходим к расположенным в юго-западном углу Харама «Маврским воротам» (Баб-аль-Магриб), от которых открывается вид на Стену Плеча. Окружающая местность сильно изменилась после 1967 г. Тогда, после Шестидневной войны, 400 семейств были выселены из Магрибского квартала, и археологи, во главе с профессором Мазаром, приступили к раскопкам. Копали, главным образом, на площади перед Стеной Плача и на большом участке у южной стены. В результате мы можем теперь видеть 26 рядов циклопической Иродовой кладки в районе Стены Плача и 23 – с южной стороны. Стена Плача представляет собой западную подпорную стену холма, «подсыпанного» строителями Ирода для увеличения площади Храма (Ирод расширил его более чем в 2 раза). В Иерусалиме ее так и называют «Западная Стена». Когда Храм был разрушен, евреи приходили плакать у этой стены – единственного, что осталось тогда от Храма и от Иерусалима. Были раскрыты также глубокие подземелья под аркой Вильсона, которая представляет собой, как оказалось, арку одного из древнейших мостов в мире. Другая арка, Робинсона, фрагмент которой виден высоко в стене у юго-западного угла, составляла, видимо, часть моста, по которому восходили на Храмовую Гору цари Иудеи. Интересно, что этот гипотетический «мост Робинсона» опирался, как думают археологи, на своды стоявших в низине зданий.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Так что никоим образом не могло случиться, что еврей либо христианин по собственной воле устанавливал законы в каких бы то ни было делах, касающихся Сирии (Палестины). И говорить либо писать (официально) о том или ином событии он мог лишь после того, как истинное положение дел установлено было мусульманином. То есть еврей либо христианин подготавливал отчет, а один из видных (мусульман) своей подписью подтверждал правдивость этого документа. И вот весьма скоро мусульмане начали приучать своих детей, дабы те умели распознать всяческую ложь, производимую этими подлыми и невежественными людьми, и, набираясь мудрости, достигали высоких степеней совершенства и отличались в обнаружении (чужого) обмана так же, как они уже отличались в религиозных познаниях. И в духе вышесказанного они создали тысячи трудов, где развивали взгляды, непостижимые ни для еврея, ни для христианина. Они в состоянии были распоряжаться мусульманской казной так, как того требует мусульманское Писание и традиции, завещанные пророком Аллаха. И так казна возрастала – с благословления (Аллаха) и благодаря высокой честности (правителей казначейства). Искоренены были все пагубные предрассудки и все неправедные пути были закрыты. Все их установления были разрушены, и сами позорные следы их начисто стерты. Господин наш султан ал-Малик ал-Ашраф Салах ад-Дин (делая все это) следовал традициям пророка и поступал точно так, как поступали благочестивые халифы и праведные султаны. Ведь, как пишет Малик 49 в своем Китаб ал-Мудаввана ал-Кубра, предводитель верных Омар ибн ал-Хаттаб сказал: «Да не изберете себе предсказателей либо менял ни из евреев, ни из христиан; удаляйте их от наших торговых площадей; Аллах создал их ненужными для мусульман». Так вот, если верно это в делах обычной купли-продажи, не имеющих значения и не сопряженных с нравственными ценностями, насколько же важнее соблюдать сей закон там, где речь идет о первенстве в серьезном деле! Евреи считают, что с тех, кто не принадлежит к их религии, можно брать проценты, ибо, по их понятиям, накопление богатства есть вещь дозволенная.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

В ряде штатов этот и подобные ему прецеденты вызвали волну законов, запрещавших судам руководствоваться иностранным правом, прежде всего законами шариата. Первым из них стал закон 714 штата Луизиана, подписанный 29 июня 2010 года губернатором и вступивший в силу 18 августа того же года. Согласно публикации в журнале USA Today за 12 сентября 2010 года, аналогичные законы были инициированы также в шести штатах – Аризоне, Оклахоме, Теннесси, Флориде, Южной Каролине и Юте. К началу 2011 года, согласно публикации в журнале Colorlines за 9 февраля 2011 года, к ним присоединились еще девять штатов – Аляска, Вайоминг, Арканзас, Джорджия, Индиана, Миссисипи, Небраска, Техас и Южная Дакота. В большинстве штатов эти ограничения были проведены как законы, но в Оклахоме отказ от шариата решили узаконить как поправку 755 к Конституции штата, в которой прямо, говорилось о «запрете судам рассматривать дела или выносить приговоры на основании шариата». 2 ноября 2010 года на референдуме за эту поправку проголосовали 70,8% избирателей. Однако введение поправки в действие заблокировала федеральный судья Вики Майлс Ла Гранж, усмотревшая в ней нарушение первой поправки к Конституции США, запрещающей «принимать законы, касающиеся религии». 10 сентября 2011 года 10-й федеральный суд в Оклахоме приступил к рассмотрению вопроса об этой поправке, названной жителями «Спасите наш штат!». 33 Афроамериканцы и мусульмане могут повторять ленинскую фразу, «граничащую с гениальностью»: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино». В августе 2002 года активисты по защите прав человека в Ванкувере накинулись на кинокомпании: те якобы ущемляют права наркоманов, проституток и бомжей во время съемок, поскольку выдворяют их со съемочных площадок. Активисты требовали уплаты огромной компенсации… В этом плане нужно воспринимать и кинокартину американского режиссера Ридли Скотта «Царство небесное», в которой жестокость крестовых походов «подслащена» эпизодами толерантности, которые вполне можно трактовать как средневековую форму «диалога цивилизаций». В одной из сцен знаменитый исламский правитель и воин Салах-ад-Дин (Саладин) в разрушенном дворце поднимает с пола крест, давая зрителю почувствовать, сколь велико его уважение к религии своих врагов. 34

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

— Тебе надо немедленно к доктору, — сказала Алиса. — Нет, — ответила Мариам. — Я боюсь доктора. Я хочу найти маму. Мама знает, к какому хакиму я пойду. Она отведет меня. Алиса решительно подошла к двери и постучала. Фидай в черном халате сразу приоткрыл дверь. — Поглядите! — произнесла Алиса. — Поглядите, в каком состоянии эта девочка. Срочно принесите мне чистой воды. Вы меня слышите? Ничего не ответив, фидай закрыл дверь. Алиса подождала несколько минут и, хоть Мариам просила ее не сердить фидаев, снова постучала в дверь. Правда, ей и самой было страшновато, но она боялась за здоровье и даже жизнь девочки — ведь на такой жаре в пустыне можно получить заражение крови. На этот раз в ответ на ее стук дверь почти тотчас открылась, и в сопровождении фидая вошел пожилой горбун в синем халате и высокой шапке. Как Алиса поняла — хаким, тамошний доктор. Он заговорил с Мариам вежливо, тихо, а потом послал фидая за водой, а сам достал из своего широкого пояса бутылочки и баночки и занялся ранами девочки. Алиса успокоилась за судьбу Мариам. Она решила, что теперь можно не спешить — ведь наверняка специалисты из Института Времени достигли уже замка графа де Шатильона, скоро они будут здесь. Хаким разговаривал с Мариам вежливым и мягким голосом. Он спросил у нее, где она родилась, где жила, почему с ней случилась такая беда. А Мариам доверчиво рассказала ему то, что Алиса уже в общих чертах знала: — Я родилась в великом городе Дамаске и жила в достатке с моей мамой. — А твой отец? — Мой отец погиб в боях с франками, — ответила Мариам. — Но это было давно, и я этого не помню. — И что случилось дальше? — Моя мама поехала в Египет, где живут ее сестры и дядя, и взяла меня с собой. Мы поехали с большим караваном, и водитель каравана имел золотой пропуск от всех государей. Включая повелителей франков, которые приехали к нам на кораблях и хотят воевать с моим дядей. — Кто же твой дядя, с которым хотят воевать неверные? — спросил хаким. — Мой дядя — повелитель миллиона воинов, — тихо произнесла Мариам, — лев пустыни, гроза неверных, Салах-ад-дин.

http://azbyka.ru/fiction/vojna-s-liliput...

Второй Крестовый поход возглавили: Еще по пути к Иерсуалимскому королевству воинство сильно поредело. Этому способствовали: Поход оказался на редкость неудачным. Крестоносцы потерпели ряд поражений от арабов и были вынуждены вернуться домой. В 1173 году на территории Египта появилось новое государство, правителем которого стал талантливый полководец и дипломат султан Салах ад-Дин (Саладин). Он начал войну против Иерсуалимского королевства и в битве при Хаттине разбил войско крестоносцев. После этого армия Саладина взяла в осаду Иерусалим, который вскоре капитулировал. Иерсуалимское королевство перестало существовать. Третий Крестовый поход (1189-1192 гг.) В 1189 году начался Третий Крестовый поход. Его главной целью было повторное отвоевывание Святой земли. Третий Крестовый поход тоже оказался неудачным. Немецкие рыцари по пути лишились своего предводителя. Во время переправы через речку Селиф в Малой Азии, Фридрих Барбаросса, облаченный в тяжелые доспехи, упал с коня и утонул. После этого большая часть немецких крестоносцев повернула домой. Английские и французские рыцари добрались до территории, где еще недавно было Иерусалимское королевство, но не пошли сразу освобождать Иерусалим, а решили осадить крепость Акру. Осада продолжалась два года. Французский король не дождался окончания осады и отбыл домой со своими рыцарями. Ричард «Львиное сердце» остался под Акрой в окружении войск Саладина. Несмотря на то, что английский король все-таки взял Акру и даже одержал победу над войсками Саладина в битве при Арсуфе, дело закончилось мирными переговорами. Ричарду нужно было срочно вернуться домой, так как французский король Филипп воспользовался отсутствием английского короля и захватил почти все владения Англии на материке. Результаты Третьего Крестового похода были весьма скромны. Христианским паломникам разрешили свободно посещать Иерусалим, но он по-прежнему принадлежал мусульманам. Акра и часть прибрежной полосы от Тира до Яффо оставались в руках крестоносцев. Четвертый Крестовый поход (1202-1204 гг.)

http://pravmir.ru/krestovye-pohody/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МЕДРЕСЕ [Араб. мадраса], мусульм. учебное заведение. Первые М. появились в Хорасане и Ср. Азии в X в. К XI-XII вв. они стали ведущим типом среди ислам. учебных заведений. М. специализировались на преподавании мусульм. права (фикх), по одному из толков (мазхаб) суннитского ислама, хотя позднее в одном М. могли изучать фикх по неск. мазхабам. В М. поступали после окончания мектеба или домашней коранической школы. Преподавателей (мударрисы) набирали из знатоков этико-правовых норм ислама и методики фикха. Обучение велось в форме лекций и диспутов. Программ в М. не было. В дополнение к праву изучали Коран, хадисы, арабский язык и литературу, богословие (калам), а также светские дисциплины. М. существовали обычно за счет частных пожертвований (вакфов), которые выделялись и на б-ки при М. Среди учредителей М. были известные правители Низам аль-Мульк и Салах-ад-Дин. К числу наиболее знаменитых М. относятся Низамия в Багдаде, Эль-Азхар в Каире, Эз-Зейтун в Тунисе, Бу-Инания в Фесе, Мисбахия в Марокко, Улугбека в Самарканде, Мири-Араб в Бухаре. М. оказали влияние на становление системы колледжей в средневек. Зап. Европе. В Новое время М. на Ближ. и Ср. Востоке пришли в упадок. Традиц. набор изучаемых в них предметов, содержание учебных пособий и методика преподавания стали обновляться лишь в посл. трети XIX-XX в., с распространением движения джадидизма и появлением использующих новые методы обучения М. Во 2-й трети XX в. часть М. сливаются с ун-тами. В СССР все мусульм. школы были закрыты, за исключением бухарского М. Мири-Араб и ташкентского Баракхан (закрыт в 1961; открыт в 1971 как Ташкентский исламский ин-т им. имама Аль-Бухари, ныне Высший исламский ин-т имени имама аль-Бухари), в которых велась подготовка духовенства. Сеть М. была восстановлена в 90-х гг. XX в. В постсоветское время программа обучения в М. секуляризируется за счет включения в нее дисциплин общеобразовательных школ. Выпускники М. продолжают образование в частных и гос. вузах. Лит.: Мец А. Мусульманский ренессанс. М., 1966; Medieval Education in Islam and the West/Ed. G. Makdisi e. a. P., 1977; Islamic Education in the Soviet Union and Its Successor States/Ed. M. Kemper e. a. L.; N. Y., 2010. В. О. Бобровников Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2562772.html

В 969 г. Фатимиды покорили Египет и перенесли столицу халифата в основанный ими Каир. Фатимидам удалось включить в состав халифата страны от Магриба до Хиджаза, Палестины и Сирии и на один год (1058/59) взять под контроль Багдад, столицу Аббасидов. В 1094 г., после смерти халифа аль-Мустансира, И. раскололись на сторонников его старшего сына Низара (низаритов) и младшего сына Мустали (мусталитов), к-рый был признан очередным халифом. Низар поднял восстание в Александрии, но был схвачен и казнен в 1095 г. Низариты стали преобладающим направлением среди И. Ирана и стран арабского Машрика, а мусталиты - в Сев. Африке, включая Египет, и др. странах, подчиненных Фатимидам. С кон. XI в. отмечается постепенный упадок Фатимидского халифата. Все поздние халифы были, как правило, марионетками в руках везиров, последний из к-рых, Салах-ад-Дин , в 1171 г. упразднил власть Фатимидов. На севере Ирана в 1090 г. низаритский проповедник даи Хасан ибн ас-Саббах (1055-1124) создал гос-во с центром в горной крепости Аламут. В качестве религ. языка И. Ирана Хасан ибн ас-Саббах утвердил персидский, а не арабский, что стало 1-м подобным прецедентом для столь значительной мусульм. общины. На протяжении аламутского и более поздних периодов низариты Ирана, Афганистана и Ср. Азии создавали свою лит-ру исключительно на персид. языке. Сведения об иерархии и орг-ции И., к-рые присутствуют в исмаилитских и антиисмаилитских источниках, достаточно противоречивы и не могут рассматриваться как полностью достоверные. Представленная в исмаилитских источниках строгая градация посвящения (араб. «ал-балаг») отражает скорее идеальную модель, нежели реальную практику. Орг-ция, возглавляемая имамом, строилась по принципу соответствия ее звеньев системе чисел, к-рые в свою очередь соответствовали явлениям физического мира. Так, по аналогии с числом месяцев, созвездий и т. п. мир делился на 12 «островов» (араб. «ал-джазаир»), во главе каждого стоял назначенный имамом верховный проповедник (араб. «даи дуат ал-джазира» или «ан-накиб»).

http://pravenc.ru/text/674985.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010