Eccl. Orient. et occid. р. 985. 988. Бантыш-Каменский, Ист. Унии стр. 31). 240 Нила Сорского Предание ученикам своим или устав напеч. в Ист. Росс. Иер. Письма остаются в ркп. 241 При св. Ионе распространилось на севере употребление Печерского Патерика, чему содействовали и власть святителя в Киеве и родство киевского князя Александра с в. к. Василием. 242 Он описал в Новгороде и Москве жития пр. Варлаама Хутын., к. Ольги, Саввы Вишерского, новгор. архиеп. Евфимия и Моисея, пр. Кирилла Белоезер., Сергия Радонежского (частью сократив, частью дополнив Епифаниево описание), м. Алексия; Слово на перенесение мощей москов. святителей. Соф. Врем. 2, 136. 137. 343. О его службах § 29. 243 Ок. 1450 г. опис. житие пр. Димитрия Прилуцкого со слов ученика его. Житие в ркп. Толстова 2. 225; 3, 76. Замечательны также жизнеописания а) К. Феодора Яросл., сочин. неизвестным в 1465 г.; б) Пр. Дионисия Глушицкого, пис. неизвестным со слов учеников его; в) Пр. Ефрема Перекопского, пис. учеником Игум. Романом ок. 1530 г.; г) Пр. Александра Свирского, опис. Игум. Продионом в 1545 г. 244 В житии Сергия о Сергии: «не взыска царствующаго града, ни Св. Горы, или Иерусалима, якоже аз окаянный и лишенный разума, у люте мне! ползая семо и овамо и преплавая сюду и овамо и от места на место преходя». Епифаний, без сомнения, был в Афоне: там Пахомий нашёл его жизнеописание Сергия, начатое на 9-м году по смерти Сергия, но сообщенное другим не ранее 90 лет после того, и след., в 1418 г. Об отношениях своих к свят. Стефану: «некогда спирахся с тобою о некоих приключениих, или о слове стере, или о коемждом стисе, или о строце... Аз раб твой помню лишшую, юже име ко мне, любовь, еюже многажды ся и прослези». То, чтó говорит Епифаний о пермской Церкви, оставшейся без пастыря после Исаакия, удалившегося от гонений в 1416 г., (Пр. 69. 71.), показывает, что Житие Стефана и Плач о нём Перми писаны также ок. 1418 г. 245 Он описывал (1547–1549 гг.) жития Евфросина Псковского, к. Всеволода, Нифонта Новг., Исидора Юрьевского, Саввы Крыпецкого, Арсения Коневского.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Пример старшего брата, принявшего монашество с именем Арсения, и слава недавно почивших преп. Саввы и Евфросина, возбуждали в юной душе решимость отказаться от дозволенных утешений жизни и служить единому Господу. По смерти отца семнадцатилетний Никон убедил мать раздать имение частью храмам, частью бедным, и удалиться в обитель молитвы. Сам он обошел иноческие обители псковские, для назидания своего. Заметив в себе недостаточное уменье читать полезные книги, он поступил для работы в дом одного набожного псковского жителя, а тот отдал его для обучения опытному книжному учителю, и Никон приобрел «разумение писаний». Услышав о пустынном месте на р. Демьянке, между Псковом и Порховом, решился он удалиться туда на безмолвие. Блаж. Николай, встретив его на дороге, сказал ему, что ожидают его горечи: но это не остановило его, также как и дикость пустынного места не изменила намерения его. И теперь с трудом достигают Никандровой обители по болотистому грунту, покрытому лесом. Что же было тут в 16 веке?.. Поставив себе хижину на р. Демянке, Никон провел несколько лет в безмолвных подвигах молитвы и питался растениями пустыни. – Узнав о новом пустыннике, люди стали посещать его и невольно нарушили безмолвие его. Никон, избегая мирской известности, ушел в общежительную пустынь Саввы крыпецкого и принял здесь иночество с именем Никандра. – Строгостью жизни своей скоро обратил он на себя внимание братии и от того опять возвратился в прежнюю свою пустынь. Безмолвный и уединенный, без всякой защиты со стороны людей, отшельник жил в беседе с Господом и с надеждами на Него. Раз злые люди вошли в его келью, ограбили иконы, книги и другую бедную собственность отшельника, избили его самого немилосердо, а один пронзил копьем ребро его. Едва живой, покрытый кровию, он со слезами благодарил Господа и молил простить бедных, увлекшихся грехами корысти и злости. Он исцелел быстро; хищники, потеряв дорогу, блуждали три дня около озера; двое из них очувствовались и раскаялись в грехе своем против старца; а двое других, ожесточившись, осыпали имя его бранью и скоро упав в реку утонули.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Вскоре у преподобного Саввы появились ученики. Он стал строить для них келлии. Не стерпел этого лукавый враг и решил причинить преподобному зло. Разбойники пришли к святому и с ложным смирением стали просить благословения. Преподобный прозрел их замысел и попросил их помочь поднять бревно. Сам взялся за толстый конец бревна и легко поднял, а разбойники не могли все вместе поднять противоположный конец. Тогда преподобный с Божией помощью легко поднял бревно на стену. Пораженные разбойники поспешили удалиться, чтобы не потерпеть вреда от преподобного. По устроении обители в честь Вознесения Господня, святой Савва поставил себе столп и на нем проводил всю седмицу в посте и молитве, а в субботу сходил со столпа, причащался Святых Таин, молился с братией и разделял трапезу. После душеполезного поучения он вновь восходил на столп и снова подвизался до следующей субботы. Живя на столпе, преподобный своими молитвами охранял обитель. Однажды разбойники подошли к монастырю, чтобы ограбить его. Преподобный стал стучать жезлом по стене. Услыхав стук, объятые страхом, разбойники убежали и с того времени более не подходили к монастырю. Пребывая в подвигах, преподобный Савва на восьмидесятом году заболел. Готовясь к кончине, святой призвал братию и обратился к ней с душеполезными наставлениями, призывая их твердо и неизменно пребывать в Православии и соблюдении иноческих обетов и возрастать в смирении. Перед кончиной преподобный заповедал своим ученикам: «Когда душа моя разлучится с телом, не совершайте над ним никаких торжественных погребальных обрядов, но просто, без всяких приготовлений, отнесите тело до могилы и предайте земле». Причастившись Святых Христовых Таин, он мирно отошел ко Господу 1 октября 1460 года. Празднество Пресвятой Богородице в честь Ее иконы, именуемой Псково-Покровская Празднество Пресвятой Богородице в честь Ее иконы, именуемой Псково-Покровская, установлено в память чудесного избавления Пскова от нашествия войск польского короля Стефана Батория в 1581 году. Во время осады в город с крестным ходом принесли чудотворную икону Успения Божией Матери из Печерского монастыря. Накануне решающего сражения благочестивому слепому старцу Дорофею-кузнецу было видение Пресвятой Богородицы на том месте, где враги готовились к штурму – в углу крепости, у монастыря в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Пресвятая Дева явилась старцу Дорофею в предстоянии русских святых – равноапостольного князя Владимира и Псковских князей Всеволода-Гавриила и Довмонта-Тимофея, преподобных Антония Киево-Печерского, Корнилия Псково-Печерского, Евфросина Псковского и Саввы Крыпецкого, блаженного Николая Псковского и святителя Нифонта, архиепископа Новгородского, строителя Псковского Спасо-Мирожского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1 . Житие Михаила Клопского, новая редакция 1537г. Василия Михайловича Тучкова. Ключевский стр. 232 (Светская образованность Тучкова – стр. 233 fin.). Сочинение пророчеств – стр. 235. Макарий, VII, 434. 2 . Житие мученика болгарского Георгия, написанное пресвитером Илией в 1539г. Ключевский стр. 235 fin.. Противоречие с болгарским – стр. 236–237. Макарий, VII, 435. 3 . Житие Александра Невского после собора 1547г.: одна редакция, составленная во Владимире, состоит в прибавке к древнему сказанию чудес – Ключевский, стр. 238, вероятно инока Михаила Владимирского Рождественского монастыря, который написал канон Александру ibid.; другая – священника Василия Псковского ibid., стр. 239, 251, 258 (списывает), третья в Степенной книге – ibid. стр. 239. Макарий, VII, 439. 4 .  ↓ Житие митрополита Ионы: две редакции, – одна в Степенной книге, другая в Минеях, после собора 1547г. Ключевский, стр. 240. Третья редакция: полный свод известий, – стр. 241. Поздн.? Макарий, VII, 440. 5 . Житие митрополита Алексея: редакция (третья после Питиримовой и Пахомиевой) помощ. в Минее, Ключевский, стр. 245, другая в Степенной книге, – стр. 245. 6 . Житие Максима юродивого Московского – Ключевский, стр. 245 fin.. 7 . Житие Никона Радонежского, – вторая редакция, Ключевский, стр. 247 (распространение Пахомия – стр. 247). 8 . Житие Саввы Сторожевского, инока Маркелла, написано около 1550г., Ключевский, стр. 248 (247). По поручению митрополита Макария, стр. 248. Макарий, VII, 447. 9 . Летопись Псковского Печерского монастыря 1531г., Ключевский, стр. 249. Пропущено. 10 . Житие Евфросина Псковского священника Василия, 1547г. Ключевский, стр. 250 fin.. Первое житие – стр. 252, не позднее 1510г., – стр. 254. 11 . Житие князя Всеволода Псковского священника Василия, 1550–52 годы, Ключевский, стр. 250 fin., 257. 12 . Житие Саввы Крыпецкого священника Василия, 1555г., Ключевский, стр. 251, 258. 13 .  ↓ Житие Никиты епископа Новгородского священника Василия, Ключевский, стр. 252 начало. По поручению Макария. Макарий, VII, 450. После 1558г. – рукопись Царского, – стр. 61 fin. [См. ниже ].

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Из поучения, сказанного 27 августа в Крыпецком св. Саввы монастыре Празднуем память преподобного подвижника Крыпецких, когда-то великих и непроходимых, лесов Св. Саввы, наставника монахов и собеседника ангелов. Праздники, подобные настоящему, всегда собирают многочисленную толпу богомольцев, особенно из люда, где до сих пор еще не угас, но живет дух преподобного подвижничества, дух подражания пустынножительству, жажда правды, святости, жажда жизни, хотя бы несколько высшей, чем та, которую мы видим кругом себя ежедневно и которая отталкивает от себя сердца, еще не окончательно удалившиеся от Бога, от церкви, от вечного спасения. И вот, каждый раз, как ублажаешь подвижника Христова, кланяешься нетленным мощам его, призываешь его себе на помощь в молитве, хочется знать и поучиться, как, каким путем, преподобный достиг преподобия, святости, какая внутренняя происходила в его душе работа, закончившаяся оправданием у Бога и всеобщею любовью у людей. Хочется открыть хотя край завесы, скрывающей великие подвиги великих подвижников и угодников Божиих. Ведь, быть не может, чтобы святые угодили Богу только одними внешними трудами и подвигами, постом, бдением, стояниями и монастырским рукодельным послушанием. Быть не может, чтобы в эту пору дух их оставался праздным без работы, без борьбы, без подвигов. Это невозможно уже потому, что душа и тело тесно связаны между собою. Конечно, внутренняя жизнь людей преподобных, их постепенный рост в меру возраста Христова – это их тайна, священная тайна Духа Святого. Но священные писатели открывают нам некоторые черты этой жизни святых подвижников, людей угодных Богу. Так св. пророк Давид в покаянном псалме говорит следующее: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое... Яко беззаконие мое аз знаю и грех мой предо мною есть выну». Вот с чего начинается внутренняя подвижническая работа трудников Божиих – со сознания бедности, греховности своей души, с сознания своей нищеты духовной и постоянной молитвы к Богу о помиловании, о прощении. Чтобы подняться на высоту Христовой богоугодной жизни: человек подвижник прежде всего смиряет себя, ясно сознает свои грехи, притом так, что грех его есть выну пред его сознанием, – это своего рода душевное бремя, вериги, которые не дают покоя труднику Божиему до тех пор, пока он не почувствует, что грех перестал по милости Божией давить его. Так, чтобы подняться на высоту, нужно начинать с самой первой ступени. И чем меньше с человеком тяжести, тем легче он поднимается вверх. Вот почему все святые угодники Божии и начинают свой внутренний подвиг со смирения, сознания своей бедности духовной, с молитвы покаянной, с покаянного плача о своих грехах. «Отврати лицо Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти», день и ночь вопиют они со страхом и упованием на Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

Самым плодовитым биографом псковских и новгородских святых был пресвитер Василий, в иночестве Варлаам. Он рассеял в своих сочинениях скудные и неясные известия о себе. В 1547 г. он написал житие Евфросина по просьбе братии основанного этим святым монастыря, как сам рассказывает в предисловии. В 1550–1552 г. он описал жизнь и чудеса кн. Всеволода Мстиславича, погребенного в Пскове: последнее (21-е) чудо помечено 1550 г. и житие успело попасть в минеи Макария. Сохранилась редакция жития бл. Александра Невского, в конце которой составитель называет себя Василием. При сходстве литературных приемов есть и другие основания видеть в этом Василий биографа псковских святых: в рассказе о Ледовом бое вставлена чисто-местная подробность, содействие кн. Всеволода Александру: в сборнике, написанном в Пскове в начале второй половины XVI века, находим краткое житие Александра, которое составлено по редакции Василия, очень мало распространенной в древнерусской письменности 357 . По некоторым выражениям этой редакции видно, что она явилась после 1547 года. В предисловии к биографии Саввы Крыпецкого Василий говорит, что написал ее по просьбе Крыпецкой братий 1555 году, вскоре по обретении мощей 358 . К житию приложил он 10 чудес, из которых первые совершились еще до обретения мощей, последние после, между 1555 и 1564 г., следовательно описаны биографом позднее жития. Рассказывая о обретении и чудесах, ему предшествовавших, он ссылается на слова иноков монастыря и не выставляет себя очевидцем; но из рассказа о 10-м чуде, которое Василию сообщено было в 1555 г., видно, что он жил тогда в Крипецкой обители. В описании чудес 1558–1564 годов он называет себя уже священноиноком Варлаамом, замечая о преп. Савве и кн. Всеволоде, что он сподобился «и жития святых тех и чудодействия их и канон написати Саввин, еще ми в то время белыя ризы носяшу и в мире живущу». По-видимому, он постригся в Крыпецком монастыре вскоре после написания жития Саввы. Одновременно с позднейшими чудесами этого святого Варлаам писал жития новгородских владык Никиты и Нифонта и повесть о мученике юрьевском Исидоре. В каждом из этих произведений он говорит, что писал их по поручению митрополита Макария; но остается неизвестным, где в то время жил автор и почему на него пали эти поручения. Кроме канона Савве в рукописях, встречаются списки канонов Евфросину и Георгию болгарскому ст. именем автора пресвитера Василия 359 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

ли скоро расстаться со своими привычками, даже с одною привычкою к независимости? 132 Сверх того много вредили монашеству попечения об имениях недвижимых. Хотя управление ими возлагалось на немногие избранные лица: но разные неприятности и неустройства управления развлекали внимание и всей обители: притом смотреть на мир – не то что иметь в виду только Бога и святых Его: пример мира заразителен, по крайней мере для слабых. 133 Впрочем и в это время просияло несколько угодников Божиих, подобно звездам на тверди небесной, среди темной ночи. Так, в пустынном лесу, окруженном болотами, между Псковом и Порховом, поселился около 1530 года молодой отшельник, по имени Никон, сын благочестивых поселян из погоста Виделебья. В доме родителя обучился он чтению; с юности был богобоязнен и часто посещал храм Божий. Пример старшего брата, принявшего монашество с именем Арсения, и слава недавно почивших преп. Саввы и Евфросина возбудили в юной душе его решимость отказаться от мира и служить единому Господу. По смерти отца, семнадцатилетний Никон убедил мать раздать имение частью храмам, частью бедным, и удалиться в обитель молитвы. Сам он обошел обители иноческие в стране Псковской. Заметив в себе недостаточное уменье читать полезные книги, он поступил для работы в дом одного набожного Псковского жителя, а тот отдал его для обучения опытному книжному учителю и Никон приобрел «разумение писаний». Услышав о пустынном месте на р. Демьянке, решился он удалиться туда на безмолвие. Блаж. Николай, юродивый Псковский, встретив его на дороге, сказал ему, что ожидают его «горечи»: но это не остановило юношу, также как и дикость пустынного места не изменила его намерения. Поставив себе хижину, Никон провел несколько лет в безмолвных подвигах молитвы и питался растениями пустыни. Соседние жители услышали о новом пустыннике, стали посещать его и невольно нарушили его безмолвие. Отшельник, избегая мирской известности, ушел в общежительную пустынь преп. Саввы Крыпецкого и принял здесь иночество с именем Никандра. Строгостью жизни скоро обратил он на себя внимание братии и потому снова возвратился в прежнюю свою пустыню.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

На обитель вскоре обратили внимание псковские граждане и начальство ввиду уважения к ее основателю - Савве. Псковский князь Ярослав Васильевич Оболенский, посещавший преподобного Савву каждый воскресный день, устроил до обители через болото и мхи мост, который с тех пор назывался Ярославским. Потом, в 1487 г., по совету с посадниками, боярами и всем народом на вече и по согласию старшего духовенства, всех шести псковских соборов и всего священства, князь дал этой обители крепостную грамоту на землю с уставом монастырского строения. В ночь с 27 на 28 августа 1495 г. преподобный Савва скончался и был погребен около монастырской Иоанно-Богословской церкви, по правую сторону. Через 60 лет после кончины Саввы, в 1555 г., при игумене Феоктисте, когда вместо первоначальной деревянной церкви начали строить каменную, 23 апреля 1554 г. были обретены его мощи, которые в том же году Московским собором были признаны святыми по чудесам бывшим от них и по известию о богоугодном житии его. Память преподобного Саввы празднуется в день его преставления, 28 августа (ст. ст.). В 1581 г., когда Стефан Баторий осаждал Псков, один из его отрядов, грабивший в окрестностях города, решил поживиться за счет Крыпецкого монастыря. В лесу они поймали крестьянина, мучили его и расспрашивали о монастыре. Крестьянин сказал, что в монастыре никого нет; монахи из него ушли. Однако врагов там встретил русский отряд, от которого поляки в страхе разбежались. В XVII в. при царе Алексее Михайловиче в Крыпецком монастыре пребывал иноком Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин - крупный сановник, начальник Посольского приказа, любимец царя, здесь он скончался и был похоронен. Известно, что в начале XVIII в. Крыпецкий монастырь восстанавливали после длительного запустения, в 1782 г. он сильно горел " от варения монашествующей братией к празднику Иоанна Богослова квасу " . С самого начала монастыря и до учреждения в 1764 г. первых духовных штатов здесь было игуменское настоятельство, в иные годы было строительское, по штатам 1764 г. оставлено строительское настоятельство. В 1805 г., когда Снетогорский третьеклассный архимандритский монастырь был обращен в загородный Архиерейский дом, штат его с архимандрией был переведен в Елеазаровский монастырь, а Елеазаровский игуменский штат был присвоен Крыпецкому монастырю и с того времени сделано настоятельство игуменское.

http://sobory.ru/article/?object=00281

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Никандр Пустынножитель, Псковский Чудотворец (+ 1581) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 24 сент. в день преставления, 29 июля в день обретения мощей и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Псковских святых Прп. Никандр, в миру Никон, родился в 1507 г. в благочестивой семье села Виделебья в Псковском краю. Отец его, Филипп, умер рано, старший брат Арсений ушел в монахи, и Никон жил вдвоем с матерью своей Анастасией. Когда ему минуло 17 лет, он уговорил мать свою раздать имущество бедным и церквам и поступить в монастырь, а сам пошел на поклонение святыням Псковского края. Его влекла к себе жизнь иноческая, особенно же пример прпп. Евфросина Спасоелеазарского (память его 15 мая) и Саввы Крыпецкого (память его 28 авг.). Вернувшись с богомолья, он поступил на службу к псковскому купцу Филиппу и, живя у него, обучился грамоте по божественным книгам у одного диакона. Филипп полюбил смиренного и богобоязненного юношу. Но один благочестивый горожанин, Феодор Ситник, указал Никону в глухом лесу уединенную пустынь, огражденную мшистыми болотами, и они ушли туда вдвоем подвизаться. Однажды, придя во Псков к литургии, Никон услышал в церкви голос: «Никон, раб Мой, иди в пустынь, указанную тебе благочестивым мужем Феодором, и там обретешь себе покой; и после тебя расширится место то, и многие на нем спасутся!» В сильной радости поспешил Никон обратно в свою пустынь, указанную ему теперь Самим Богом. По дороге его встретил блаженный Николай Псковский (память его 28 февр.) и предупредил о всех ожидающих его трудностях. Прожил он здесь 15 лет, но, когда о нем узнали люди, он ушел в Крыпецкий монастырь прп. Саввы и там постригся с наречением ему имени Никандр. Феодор и Филипп поступили в тот же монастырь и скончались в нем иноками Феодосией и Филаретом. Об иноческой жизни прп. Никандр говорил так: «Пшеничному полю подобно иноческое житие. Оно требует частого дождя слезного и великого трудолюбия. Если хочешь принести обильный плод, а не терние, то трезвись умом и трудись; старайся быть доброй землей, а не каменистой почвой, чтобы всеянное свыше в сердце твое могло принести плоды, чтобы не иссыхало оно от зноя уныния и небрежности».

http://sedmitza.ru/lib/text/437681/

Сохранилась редакция жития кн. Александра Невского, в конце которой составитель называет себя Василием. При сходстве литературных приемов есть и другие основания видеть в этом Василис биографа псковских святых: в рассказе о Ледовом бое вставлена чисто местная подробность, содействие кн. Всеволода Александру; в сборнике, написанном в Пскове в начале второй половины XVI века, находим краткое житие Александра, которое составлено по редакции Василия, очень мало распространенной в древнерусской письменности 358 . По некоторым выражениям этой редакции видно, что она явилась после 1547 года В предисловии к биографии Саввы Крыпецкого Василий говорит, что написал ее по просьбе крыпецкои братии в 1555 году, вскоре по обретении мощей 359 . К житию приложил он 19 чудес, из которых первые совершились еще до обретения мощей, последние после, между 1555 и 1564 годами; следовательно, описаны биографом позднее жития. Рассказывая о обретении и чудесах, ему предшествовавших, он ссылается на слова иноков монастыря и не выставляет себя очевидцем; но из рассказа о 10-м чуде, которое Василию сообщено было в 1555 году, видно, что он жил тогда в Крыпецкои обители. В описании чудес 1558– 1564 годов он называет себя уже священноиноком Варлаамом, замечая о преп. Савве и кн. Всеволоде, что он сподобился «и жития святых тех и чудодействия их и канон написати Саввин, еще ми в то время белые ризы носящу и в мире живущу». По-видимому, он постригся в Крыпецком монастыре вскоре после написания жития Саввы. Одновременно с позднейшими чудесами этого святого Варла:ш писал жития новгородских владык Никиты и Нифонта и повесть о мученике юрьевском Исидоре. В каждом из этих произведений он говорит, что писал их по поручению митрополита Макария; но остается неизвестным, где в то время жил автор и почему на него пали эти поручения. Кроме канона Савве в рукописях встречаются списки канонов Евфросину и Георгию Болгарскому с именем автора пресвитера Василия 360 . За биографию Евфросина Василий подвергся суровому приговору церковно-исторических критиков.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010