Крыпецкое. Иоанно-Богословский Савво-Крыпецкий мужской монастырь. Собор Иоанна Богослова. Собор. Действует.   Престолы: Иоанна Богослова , Саввы Крыпецкого , Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста Севастийских , Саввы Сербского Год постройки:1557. Адрес: 180550, Россия, Псковская область., Псковский район, Торошинская волость, д. Крипецкое-1. Координаты: 57.989773, 28.494198 Проезд: До монастыря можно добраться несколькими путями: 1. Приехать в Псков на подворье, расположенное по улице М. Горького 5-а. Далее на ближайшей монастырской машине до обители. 2. На собтвенном автотранспорте по стрелкам, указанным на схеме. 3. От Псковского Кремля на автобусе до дер. Тупицы, далее ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда До монастыря можно добраться несколькими путями: 1. Приехать в Псков на подворье, расположенное по улице М. Горького 5-а. Далее на ближайшей монастырской машине до обители. 2. На собтвенном автотранспорте по стрелкам, указанным на схеме. 3. От Псковского Кремля на автобусе до дер. Тупицы, далее попутками или пешком 14 км. 4. От Псковского Кремля на автобусе до дер. Ваулино, далее попутками или пешком 21 км. 5. От Псковского автовокзала на автобусе до дер. Крипецкое, далее 7 км. по бездорожью. С трассы М20 свернуть на новую объездную дорогу на Изборск. Дальше - правый поворот на Ваулино и следовать по указателям на монастырь.. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Иоанно-Богословский собор в советское время сильно был порушен и во время Великой Отечественной войны потерял свою кровлю. В конце 1950-х гг. встал вопрос о полном уничтожении собора и трапезной храма Успения Божией Матери. Усилиями Е.Н. Морозкиной и ее знакомых удалось сохранить памятник. Государство в 1960 году храмы Крыпецкого монастыря взяты были под охрану и выделены средства для реставрации. Частичная реставрация и консервация была проведена проведена под руководством Б.Н. Скобельцина в 1962-63 гг. Произведенные работы и исследования легли в основу последующей реставрации собора в 1990-х гг.

http://sobory.ru/article/?object=05401

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 10 сентября 2024 года 28. Вторник. Прп. Моисея Мурина. Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих. Прп. Саввы Крыпецкого, Псковского. Обретение мощей прп. Иова Почаевского . Служба прп. Моисея Мурина не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха (А) . Приводим также порядок совершения славословной службы прпп. отцов Киево-Печерских в соединении со службой Октоиха (Б) и славословной службы прп. Саввы Крыпецкого в соединении со службой Октоиха (В) . А. На вечерне кафизма 6я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 2й – 3, и преподобного, глас 8й – 3. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Помышления нечиста…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 2й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Все упование мое…». По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 1й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Заченшая неопально…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобного, глас 1й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Заченшая неопально…». Кафизмы 7я и 8я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50й. Каноны: Октоиха 1й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), 2й на 4, и преподобного на 4. Библейские песни «Господеви поем…». Катавасия по 3й, 6й, 8й и 9й песнях – ирмосы канона Минеи. По 3й песни – седален преподобного, глас 3й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6й песни – кондак преподобного, глас 4й. На 9й песни поем «Честнейшую». По 9й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха. «Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Октоиха, глас 2й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Радуйся, Марие Богородице…». По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 1й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Безматерняго на Небеси…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ (в монашестве Варлаам; после 1565, Крыпецкий во имя св. Иоанна Богослова мон-рь?), псковский свящ., автор житий, служб, похвальных слов святым (преимущественно русским, связанным с новгородско-псковскими землями). Сведения о В. известны исключительно из его произведений. Писательская деятельность В. приходится на 40-60-е гг. XVI в. и связана с митр. св. Макарием . Можно предположить, что рукоположение В. во священника совершил сам святитель, будучи архиепископом Вел. Новгорода и Пскова (1526-1542). Позднее, овдовев, В. принял монашество с именем Варлаам. Из описания чудес в созданном агиографом житии прп. Саввы Крыпецкого , к-рые совершились в 1557-1564 гг., явствует, что в эти годы В. был иноком Крыпецкого во имя св. Иоанна Богослова муж. мон-ря , возможно, здесь он и скончался. Наиболее ранним трудом В. является житие прп. Евфросина Псковского ( 1481), составленное в 1547 г. по просьбе иноков псковского Елеазарова мон-ря во главе с игум. Феодосием в связи с канонизацией прп. Евфросина на Соборе 1547 г. Основным источником для автора явилась первоначальная редакция жития святого кон. XV - нач. XVI в., в к-рой большое место уделено вопросу двоения аллилуия . В. систематизировал первоначальное житие в хронологическом порядке и сделал нарративные дополнения, взятые из творений Епифания Премудрого и иером. Пахомия Логофета . В житие включены послание прп. Евфросина Новгородскому архиеп. св. Евфимию II (Вяжицкому) и ответ святителя, а также молитвы преподобного к Пресв. Богородице и перед кончиной. Завершает житие описание посмертных чудес святого, составленное на основании монастырских записей и рассказов очевидцев. Труд В. был включен свт. Макарием в Успенский и Царский списки Великих Четьих Миней (ВМЧ). Вскоре после Собора 1547 г. В. составил также 4-ю редакцию жития блгв. кн. Александра Ярославича Невского , прославленного Собором. За основу автор взял текст из Псковской II летописи, кроме того, он использовал выписки из житий блгв. кн. Михаила Всеволодовича Черниговского и Новгородского архиеп. Иоанна, написанных Пахомием Логофетом, а также из жития ярославских князей Феодора Ростиславича и его сыновей Давида и Константина, созданного иеромонахом ярославского Спасо-Преображенского мон-ря Антонием. Молитва, к-рую кн. Александр Невский произносит перед боем, заимствована В. из Сказания о Мамаевом побоище. В конце жития В. обращается к святому с традиц. просьбой о молитве за царя, князей, бояр, войско и всех правосл. христиан, в т. ч. за себя - «многогрешнаго, и грубаго, и недостойнаго раба Божиа Василиа... написавшаго тебе малое сие гранословие». В. знал о чудесах, совершавшихся от мощей кн. Александра Невского, но в житии их не описал. Творение В. включено в Царский список ВМЧ.

http://pravenc.ru/text/150691.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Никандр Пустынножитель, Псковский Чудотворец (+ 1581) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 24 сент. в день преставления, 29 июля в день обретения мощей и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Псковских святых Прп. Никандр, в миру Никон, родился в 1507 г. в благочестивой семье села Виделебья в Псковском краю. Отец его, Филипп, умер рано, старший брат Арсений ушел в монахи, и Никон жил вдвоем с матерью своей Анастасией. Когда ему минуло 17 лет, он уговорил мать свою раздать имущество бедным и церквам и поступить в монастырь, а сам пошел на поклонение святыням Псковского края. Его влекла к себе жизнь иноческая, особенно же пример прпп. Евфросина Спасоелеазарского (память его 15 мая) и Саввы Крыпецкого (память его 28 авг.). Вернувшись с богомолья, он поступил на службу к псковскому купцу Филиппу и, живя у него, обучился грамоте по божественным книгам у одного диакона. Филипп полюбил смиренного и богобоязненного юношу. Но один благочестивый горожанин, Феодор Ситник, указал Никону в глухом лесу уединенную пустынь, огражденную мшистыми болотами, и они ушли туда вдвоем подвизаться. Однажды, придя во Псков к литургии, Никон услышал в церкви голос: «Никон, раб Мой, иди в пустынь, указанную тебе благочестивым мужем Феодором, и там обретешь себе покой; и после тебя расширится место то, и многие на нем спасутся!» В сильной радости поспешил Никон обратно в свою пустынь, указанную ему теперь Самим Богом. По дороге его встретил блаженный Николай Псковский (память его 28 февр.) и предупредил о всех ожидающих его трудностях. Прожил он здесь 15 лет, но, когда о нем узнали люди, он ушел в Крыпецкий монастырь прп. Саввы и там постригся с наречением ему имени Никандр. Феодор и Филипп поступили в тот же монастырь и скончались в нем иноками Феодосией и Филаретом. Об иноческой жизни прп. Никандр говорил так: «Пшеничному полю подобно иноческое житие. Оно требует частого дождя слезного и великого трудолюбия. Если хочешь принести обильный плод, а не терние, то трезвись умом и трудись; старайся быть доброй землей, а не каменистой почвой, чтобы всеянное свыше в сердце твое могло принести плоды, чтобы не иссыхало оно от зноя уныния и небрежности».

http://sedmitza.ru/lib/text/437681/

28-е Преп. Моисея Мурина Называется Мурином потому, что был видом черев. Сначала был рабом, но, прогнанный господином за некую вину, пристал к разбойникам. Чрез несколько времени раскаялся, покинул разбой и товарищей и, придя в пустынный монастырь, стад жить в трудах и повиновении игумену и братиям. Многие другие разбойники, слыша о Моисее, что он раскаялся и стал работать и подвизаться в монастыре, бросали разбой и проходили монастырское послушание. Терпя вначале от блудных помыслов, Моисей пошел к авве Исидору и просил наставлений. Получив их, он затворился в своей келии и. пребывал в пощении, молитвах и трудах; потом, по совету наставника, стал обучаться всенощному бдению и простаивал на молитве целые ночи. Начальник страны, желая видеть Моисея, о которого добродетельной жизни слышал много, прибыл в монастырь. Узнав об этом, Моисей бежал из келии и встретившимся слугам начальника, спрашивавшим: «где келия аввы Моисея»? ответил: «на что вам этот безумец, лицемер и жития скверного»? Те удивились и прошли мимо, и уже потом все уразумели, что, избегая славы человеческой, он так отозвался о себе. Но он был и страннолюбив, и сострадателен. Проведши много лет в постоянных подвигах, пр. Моисей удостоен был священства. Когда при посвящении уже стали облачать его, епископ велел прогнать его из алтаря; и когда тот укорял себя, а не других, то снова позван и посвящен. Около 440 года кочевые варвары опустошили монастырь и кроме шести иных братий убили и Моисея, которому было 75 лет. † В тот же день память о Печерских угодниках, почивающих в Феодосиевой пещере В 28 д. августа Киевская лавра совершает память о всех нетленно почивающих в пещере Феодосиевой. Ныне здесь открыто покоятся 46 нетленных мощей угодников Божиих. У Кальнофойского (1638 г.) показано в Феодосиевой пещере 33 святых; а у Гербиния (1674 г.) – 37. – Малорусское известие «о житиях святых, в пещере преп. Феодосия почивающих», говорит о 40 святых. Таким образом время от времени открывались мощи угодников Божиих 237 – Малорусское описание святых, как видно по содержанию его, писано после Гербиниева описания, около 1678 г. 238 . Но и после того открыта была пещера с доскою, где покоились мощи священномученика Лукиана. По ркп. святцам московским указываются в киевских пещерах и такие угодники, о которых не говорит ни малорусское известие, ни нынешнее описание пещер. Это означает, что мощи их были когда-то известны, но потом сокрыты переменами времени, как подобное открывается при обзоре мощей, указываемых Кальнофойским и Гербинием 239 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 47, 2006 Редкая церковная или историческая личность привлекает такое внимание, как энергичный исправитель церковных и богослужебных обрядов — Святейший Патриарх Московский и всея Руси Никон. В его биографии воедино соединились: на первых этапах Первосвятительства — небывалое возвеличивание, именование “Великим государем”, а затем — осуждение и заточение простым монахом в северном монастыре. Превратности судьбы Святейшего Никона, а также множество аспектов жизни русского общества в XVII веке, которые оказались связанными с этой необычайной личностью, — вот причины до сих пор неослабевающего интереса к шестому по счету Всероссийскому Патриарху. Глубина русского благочестия издавна осознавалась нашими предками. Так, старец псковского Спасо-Елеазаровского монастыря Филофей еще в первой половине XVI века писал в одном из своих посланий: “Яко вся христианская царства приидоша в конец и снидошася во едино царство нашего государя по пророческим книгам, то есть Росейское царство: два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти”. Другой автор, может быть менее известный, но также из Пскова, священник Василий в середине XVI века в Житии преподобного Саввы Крыпецкого восклицал о Соборах 1547 и 1549 годов, когда было прославлено множество русских святых: “И от сего времени церкви Божия не вдовствуют памятями святых во всей Русской земли, якоже некое светило сияет на свещнице Руския земли Православием и верою правою и учением Божественных Апостол Писании во всей вселенней, якоже вторый Великий Рим и царствующий град: тамо бо вера Православная испроказися махметовою прелестию от безбожных турок; зде же, в Рустей Земли паче просия святых отец наших учением”. В 1547 году Московский государь Иоанн IV становится первым русским царем. Царское венчание совершил выдающийся Первоиерарх — Всероссийский Митрополит Макарий. Между тем подобное торжественное священнодействие в Константинополе (Старом Риме) всегда совершалось Первосвятителем в сане Патриарха, то есть коронация молодого царя, имевшая большое значение в политической жизни Русской державы того времени, явилась в известной степени свидетельством неполноты Русской Церкви.

http://pravmir.ru/svyateyshiy-patriarh-n...

Преподобный Нил Столобенский (+АУДИО) Скачать (MP3 файл. Продолжительность 4:38 мин. Размер 3.4 Mb ) Читает иеромонах Клеопа (Данелян) Преподобный Нил подвизался в XVI столетии. Он родился в семье крестьянина в небольшом селении Новгородской епархии. В 1505 году Нил принял постриг в обители преподобного Саввы Крыпецкого, близ Пскова, и стал его учеником. Через десять лет подвигов в общежительном монастыре он удалился на реку Серемлю, недалеко от Осташкова. Там преподобный тринадцать лет проводил строгую аскетическую жизнь в непрерывной брани с бесовскими кознями, которые выражались в явлениях призраков – гадов и диких зверей. Многие жители из окрестных мест стали приходить к преподобному за наставлениями, он стал этим тяготиться и молил Бога указать ему место для подвига безмолвия. Однажды после долгой молитвы он услышал голос: «Нил! Иди на озеро Селигер. Там на острове Столобенском ты можешь спастись!» От приходивших к нему людей преподобный узнал, где находится озеро, и, придя туда, был поражен его красотой: в середине озера – покрытый густым лесом остров. Там святой нашел небольшую гору и выкопал пещеру, а спустя некоторое время построил хижину, в которой и прожил 26 лет. Подвиги строгого постничества и безмолвия Нил сопровождал еще и другим, особенным подвигом: он никогда не ложился спать, а позволял себе лишь легкую дремоту, опираясь на крюки, вделанные в стену кельи. Богоугодная жизнь преподобного много раз возбуждала зависть врага, который возбуждал злобу в местных жителях. Однажды кто-то поджег лес на острове, где стояла хижина преподобного, но пламя чудесным образом угасло. В другой раз в хижину ворвались грабители. Преподобный сказал им: «Все мое сокровище – в углу кельи». Там стояла икона Богоматери. Разбойники стали искать деньги и ослепли. Тогда в слезах раскаяния они стали молить святого о прощении. Известны и многие другие чудеса, совершенные преподобным. Он безмолвно отказывался от приношений, если совесть у приходивших была нечиста или они находились в нечистоте телесной.

http://pravoslavie.ru/58251.html

С.К. Севастьянова Святейший патриарх Никон 4539 Редкая церковная или историческая личность привлекает такое внимание, как энергичный исправитель церковных и богослужебных обрядов – Святейший Патриарх Московский и всея России Никон. В его биографии воедино соединились: на первых этапах Первосвятительства – небывалое возвеличивание, именование «Великим государем», а затем – осуждение и заточение простым монахом в северном монастыре. Превратности судьбы Святейшего Никона, а также множество аспектов жизни русского общества в XVII веке, которые оказались связанными с этой необычайной личностью, – вот причины до сих пор не ослабевающего интереса к шестому по счету Всероссийскому Патриарху. Глубина русского благочестия издавна осознавалась нашими предками. Так, старец псковского Спасо-Елеазаровского монастыря Филофей еще в первой половине XVI века писал в одном из своих посланий: «Яко вся христианская царства приидоша вконец и снидошася во едино царство нашего государя по пророческим книгам, то есть Росейское царство: два убо Рима падша, а третий стоит, а четвертому не быти». другой автор, может быть менее известный, но также из Пскова, священник Василий в середине XVI века в Житии преподобного Саввы Крыпецкого восклицал о Соборах 1547 и 1549 годов, когда было прославлено множество русских святых: «И от сего времени церкви Божия не вдовствуют памятями святых во всей Русской земли, якоже некое светило сияет на свещнице Руския земли Православием и верою правою и учением Божественных Апостол Писании во всей вселенней, якоже вторый Великий Рим и царствующий град: тамо бо вера Православная испроказися махметовою прелестию от безбожных турок; зде же, в Рустей Земли паче просия святых отец наших учением». В 1547 году московский государь Иоанн IV становится первым русским царем. Царское венчание совершил выдающийся Первоиерарх – Всероссийский Митрополит Макарий. Между тем, подобное торжественное священнодействие в Константинополе (Новом Риме) всегда совершалось Первосвятителем в сане Патриарха, то есть коронация молодого царя, имевшая большое значение в политической жизни Русской державы того времени, явилась в известной степени свидетельством неполнота Русской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преподобный Никандр Псковский Преподобный Никандр Псковский (в крещении Никон) родился 24 июля 1507 года в семье крестьян Филиппа и Анастасии в селе Виделебье на Псковщине. С детства он мечтал продолжить подвиги своего односельчанина - преподобного Евфросина Спасоелеазаровского , начальника Псковских пустынножителей (память 15 мая). Первым в семье Никона принял монашество его старший брат Арсений. После смерти отца семнадцатилетний Никон сумел убедить и мать раздать имение и удалиться в монастырь, где она жила до самой кончины. Обойдя обители Псковской земли, поклонившись мощам преподобного Евфросина и его ученика преподобного Саввы Крыпецкого (память 28 августа), он окончательно утвердился в стремлении к отшельнической жизни. Чтобы иметь возможность читать Слово Божие, Никон нанялся в работники к псковскому жителю Филиппу, который за усердие отдал его на обучение к опытному учителю. Видя ревность юноши, Господь Сам указал ему место подвига. Горячо молясь в одной из псковских церквей, он услышал глас из алтаря, повелевавший ему идти в пустынь, которую Господь укажет через Своего раба Феодора. Крестьянин Феодор отвел его на речку Демьянку, между Псковом и Порховом. (Впоследствии Филипп и Феодор, которые помогли преподобному достичь своей заветной цели, по его молитвам, также вступили на путь иночества и стали пострижениками Крыпецкого монастыря с именами Филарет и Феодосий.) Проведя несколько лет в безмолвии и суровых подвигах, иссушивших его плоть, Никон пришел в монастырь, основанный преподобным Саввой Крыпецким. Игумен, видя его телесную немощь, не сразу согласился принять его, опасаясь, что трудности монашеской жизни будут ему не по силам. Тогда Никон, припав к раке преподобного Саввы, стал, как живого, умолять его взять в свою обитель. Игумен смягчился и постриг Никона с именем Никандр. Много искушений и бед пережил на тесном пути подвижничества преподобный Никандр. О " страстех пустынных " ему предсказал еще в Пскове блаженный Николай (память 28 февраля). Молитвами всех псковских угодников и преподобного Александра Свирского (память 30 августа и 17 апреля), который дважды являлся преподобному, наставляя и укрепляя его, он, с помощью благодати Божией, преодолел все многообразные козни лукавого. Силой молитв преподобный победил слабости плоти, человеческое недоброжелательство и диавольские страхования. Однажды его чуть не убили разбойники, отняв его единственное и самое ценное для отшельника имущество - книги и иконы. По молитвам святого, двое из них, устрашившись внезапной смертью своего товарища, раскаялись в своих злодеяниях и получили прощение старца.

http://patriarchia.ru/db/text/913883.htm...

Преподобный проводил бытие в посте, молитве и воздержании великом, питаясь от трудов своих. Утвердившись на пустынном холме, преподобный Савва соорудил небольшую церковь во имя любимого ученика Христова, св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. 10 сентября. ПРАВМИР. Православные празднуют память преподобного Саввы Крыпецкого. Основатель Крыпецкой обители, Преподобный Савва около половины 15 века пришел в Россию из чужих стран. Некоторые полагают, что пришел он из Сербской земли, другие же, что от горы Афонской. Сперва он пребывал близ Пскова в братстве Снетогорского, но скоро оттуда перешел в пустыню к Преподобному Евфросину, а потом желая еще строжайшего уединения, испросив у него благословения, удалился на 15 верст от обители святого Евфросина, в Крыпецкое урочище, где обитали лишь медведи и другие хищные звери. Преподобный проводил бытие в посте, молитве и воздержании великом, питаясь от трудов своих. Утвердившись на пустынном холме, преподобный Савва соорудил небольшую церковь во имя любимого ученика Христова, св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Через несколько лет собралось рядом уже небольшое число сподвижников. Упросили они его основать монастырь. Правивший в то время в уделе князь Ярослав Васильевич посещал преподобного не только в великие престольные, но и все воскресные праздники, а для удобства проезда проложил дорогу через болото — деревянный, на тысячу четыреста сажен мост. Однажды увидел прозрением Савва, что высокий гость везет к нему свою больную супругу. Тогда прозорливый старец выслал ему навстречу ученика своего с такими словами: «Грешный старец Савва говорит тебе, князь, не входи с княгиней в монастырь, ибо по преданию Святых Отец не дозволено женщинам входить в обитель иноческую. Если же не послушаешь меня, то супруга твоя не получит исцеления» . Князь не нарушил традиций иноческих и спешно испросил прощение в нарушении заповеди, которой не знал. Старец же, выйдя из стен за ворота, отслужил с братией молебен и, окропив водой, освободил недужную от болезни. Были сотворены при жизни преподобного и многие другие чудеса.

http://pravmir.ru/cerkov-prazdnuet-pamya...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010