“О, господин мой и отец чадолюбивый, восточная звезда Данница, просветил ты свое западное отечество светом, Богом тебе дарованным, наполнил добрыми делами, обогатил его всяким довольствием, и потому взращена была Богом ветвь, проросшая из твоих святых чересел, и восполнит она незавершенное тобой. О, господин мой, всегда звал ты меня любезным и сладким голосом к пресветлой твоей любви. Неужто не говорил Христос: “Озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия” ( Лк.9:62 ). Приди, господин мой, на Святую Гору, насладись с наследником своим, в рождении данным тебе святым Духом, с Саввой монахом, услышавшим глас Владыки своего Христа: “Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее” ( Мф.10:37, 38:39 ). Да и я, господин мой, ревнуя поревновах по Господе, Богу моему ( 3Цар.19:10:14 ) и Господь принял меня ( Пс.26:10 ), говоря: “приходящего ко Мне не изгоню вон” ( Ин.6:37 ). Господь послал меня пред лицо твое, подготовил он чрез меня место твоего святого спасения, где, придя, заменишь царство земное на небесное, и удостоишься превеликой благодати и станешь великим мироточцем подобно святому Димитрию 22 . За жизнь свою не увидишь ты моего прибытию туда; но приди сюда в место, приготовленное твоему преподобию, и здесь увидишь меня так, что дивно будет смотреть небесам и землям на твое превысокое смирение, чрез которое примешь превысокую благодать от дарителя Христа, который по поступкам раздает добрые дела. Водитель наш Христос изрек своими правдивыми устами: “Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой” ( Ин.12:26 ). И по словам этим надеюсь я принять от него вечную жизнь в бесконечных веках. Ради этого приступил я Господу моему всем сердцем и душой, теплой верой и приблизился к нему, и прильнул к нему. По словам пророка: “А мне благо приближаться к Богу!” ( Пс.72:28 ) и по словам апостола: “А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом” ( 1Кор.6:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Serbskij...

— Лучше мне умереть, — говорил он, — нежели жить. И сказал Бог Ионе: — Неужели ты так сильно опечален тем, что растение засохло? Иона отвечал: — Очень огорчился, даже до смерти. Тогда, отечески вразумляя пророка, Бог сказал: — Ты сожалеешь о растении, над которым не трудился, и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало. Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором было более ста тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой 12 ], и множество скота? После сего, когда по прошествии сорока дней, погибель Ниневии не совершилась, а напротив воссияло солнце, ниневитяне усмотрели в этом знак милости Божией и прощения, вышли из города к пророку Ионе и дали ему дары для храма Иерусалимского, в благодарность за спасение. Сопровождаемый благодарностью ниневитян, которых он вовремя вразумил возвещением гнева Божия, Иона удалился с миром из Ниневии в свою отечественную землю. Пожив здесь богоугодно довольно времени, святой пророк Иона мирно скончался и был погребен в отечественном своем городе 13 ]; ныне же, предстоя на небесах Христу Богу, насыщается зрением лица Его и славит Его с пророками и Апостолами и со всеми святыми во веки 14 ]. Аминь. Память преподобного Ионы пресвитера Преподобный Иона пресвитер жил в Палестине и был отцом преподобных Феодора и Феофана «Начертанных», много пострадавших за почитание святых икон от императоров иконоборцев 1 ]. Иона отличался богобоязненностью и добродетельною жизнью и особенно усердствовал в страннолюбии и других подвигах христианского милосердия. С любовью заботился он о воспитании своих сыновей; еще дома сам он обучил их книжной премудрости, более наставляя в правилах благочестия. В зрелом возрасте, приближаясь к старости, Иона, по изволению Божию, лишился своей супруги и остаток дней своих решил посвятить на всецелое и совершенное служение Богу. Он удалился в прославленную подвигами преподобных иноков, уединенную лавру святого Саввы Освященного 2 ], где ранее подвизались и его святые сыновья. Здесь он принял иноческий постриг и, подражая святой, подвижнической жизни иноков той обители, стяжал еще большую богобоязненность и со страхом соделывал свое спасение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

А он, Богом вооруженный слуга, служил святым, ходя непрестанно босыми ногами по пустыням, ущельям и земным пропастям, посещая в пустынях всех преподобных и праведных святых мужей, которые терпят Христа ради, и всех кормил и одевал, всех снабжал, принося разное довольствие, и был будто солнце, освещающее все горы и холмы, и другие многие славные дела сотворил на Святой Горе. Ибо с рождения своего, был он даром Божьим, и очистился он великим воздержанием, еще с младых лет, когда облекся в черные ризы, передал себя на великое терпение. И по великим трудам своим принял дар от Бога, ибо много раз разбойники, что ходят по морю, ловили его, но никогда не творили ему пакостей и через него приходили к покаянию. И это чудо сотворил с ним Бог. Однажды, по своему обыкновению, приготовив теплые хлеба, отправился великий боголюбец к пустынникам, земной ангел и небесный человек, с младости полюбивший пустыню и богоносных друзей, что живут там, ибо слуги Господни содержатся святым духом, где бы не были, но остаются связанные узами духовной любви, надеждой, верой и любовью, что есть истинная и животворящая Троица, святой любовью душевными руками дотрагиваются друг до друга, храня в своих сердцах живого Христа, о чем сказал святой Павел: “Блажены те, кто его голодны и жаждут”. И приготовил он теплые хлеба, простояв ночное бдение, рано по утро нагрузил мулов и сам пред ними пешком шел босыми ногами, спеша и горя Духом святым; как олень жаждет источник воды, так и он жаждал, дабы работники Христовы насытились теплым хлебом, ибо был святой великий пост четырдесятницы и день субботний, и желал он быть благословлен ими теплом святого Духа. И когда шел он край моря у места званого Милопотам, напали на него разбойники и схватили всех, кто был с ним; опечалился праведный, что кончился путь его и возопил из глубин сердца, обратил печаль свою к Господу, и Господь его услышал, ибо близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине ( Пс.144:18 ) и душа, ищущая его, находит, и Господом утверждаются стопы такого человека, и Он благоволит к пути его ( Пс.36:23 ) , от Господа спасение праведникам, Он – защита их в скорби; и поможет им Господь и избавит их; избавит их от нечестивых и спасет их, ибо они на Него уповают ( Пс.36:39–40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Serbskij...

а) Первый тот, что клевета есть великий грех, которого нужно всемерно избегать, так как в сердцах строптивых, клевещущих на ближняго, не почивает, по словам препод. Саввы, ни смирение, ни благодать Божия. аа) «Слово Божие учит»: «всякое раздражение, и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас» ( Eф. IV, 31 ). Верные должны остерегаться клеветы, потому что она расстраивает жизнь и причиняет несчастие человеку: кто любит жизнь, и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей ( 1Nemp. III, 10 ). Христиане должны воздерживаться от всякой клеветы, потому что она удаляет оть Бога: Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей? Кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла, и не принимает поношения на ближняго своего ( Nc. XIV, 1, 3 ). бб) Св. отцы сильно порицают клевету и предающихся сему пороку. «Св. Антоний Великий » пишет о клевете: «язык дракона менее вреден, нежели язык того, кто любит клеветать: ибо такой человек производит распри и ссоры между людьми, живущими смирно, посевает зло между ближними и разрушает весьма многия и полезные общества... Кто принимает к себе такого человека, того вовлекает он во многие грехи; кто сообщается с ним, тот сообщается с убийцею; убийца и клеветник производят одинаковыя действия: как убийца мечем умерщвляет тело, так клеветник словами умерщвляет душу. Язык клеветника подобен жалу змеи; даже безопаснее жить со змеею и скорпионом, нежели с клеветником. Многие грехи гораздо простительнее клеветы. Клеветник и тот, кто слушает его, вместе с ним получает одинаковое осуждение. Безопаснее бывает приблизиться к огню и обжечься им, нежели приблизиться к клеветнику и говорить с ним. Итак, дети мои возлюбленныя, удаляйтесь клеветника, – убегайте его; кто бы он ни был, отец ли, или брат кого-нибудь из вас. Лучше жить со львом или со львицею, нежели с клеветником. Не стыдитесь удаляться от него, иначе он заразит вас ядом». (Слов. о смирении).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

А я, как глухой, не слышу и, как немой, который не открывает уст своих. И стал я, как человек, который не слышит и не имеет в устах своих ответа. Ибо на Тебя, Господи, уповаю я! ( Пс. 37:13–16 ). Они же, как бы еще более исполнившись неистовства и дерзости и не будучи в состоянии сдержать себя, наступают на великого таким образом. Отовсюду собравшись и как один выстроившись сомкнутым строем, с величайшим криком, жаждая убийства, – о суды Божии! – хватают его и, отнесши на соседний утес, сбрасывают вниз головою. Утес же был настолько высок и страшен даже при одном взгляде на него, что упавший оттуда никогда не мог бы остаться живым, будто то человек, или скот, или что бы то ни было. Но думаю, что дивный Савва в это время мысленно слышал: Ангелам Своим заповедает о тебе, и на руках понесут тебя ( Пс. 90:11–12 ), – и не только слышал, но и самым телом увидел и испытал то дивное чудо. Ибо не вниз головой, как хотелось тем злодеям, но совершенно прямо и не потерпев (никакого) вреда – о всем управляющая сила Христова! – опять стал в страшной той пропасти, преславно восторжествовав над врагами и их самих низринув в пропасть и бездну погибели, так что они уже не смели больше нападать на него, если до сих пор это им и было позволено из более высоких видов Божественного Промысла (οκονομας). Таким образом, это был конец искушений и совершенное их прекращение, а как именно, об этом сейчас будет сказано. §42 Падает великий, как я сказал, вниз, безопасно перенесенный невещественными руками охранявшего его Ангела с высочайшего того утеса, и став ногами на землю, а руки и глаза воздвигнув к небу, – о страшные Христовы таинства! – стоит там целых сорок дней совершенно не касаясь ни пищи, ни пития, твердо и неподвижно, без сна, как статуя, сделанная из какого-нибудь бездушного вещества, даже скорее его можно было бы назвать бесплотным существом, явившимся для удивления человечества, или Моисеем великим, служителем Божиих таинств, сверхъестественно вшедшим ( Исх. 24:12–18 ) некогда во мрак и принявшим скрижали Завета (которому потребовалось, правда, вдвое большее указанного число дней с двукратным восхождением (μετ, διπλς της προσερεας)), как мы знаем, для обновления тех священных письмен (γραμμτων), которые сокрушило невоздержание получивших закон (νομοθετομενων), или каким-нибудь подобным ему (Моисею) – не знаю, кого и назвать, – самовидцем и служителем Божиих таинств.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

аа) Слово Божие учит: «всякое раздражение, и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас» (Еф. 4, 31). Верные должны остерегаться клеветы, потому что она расстраивает жизнь и причиняет несчастье человеку: кто любить жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей (1 Пет. 3, 10). Христиане должны воздерживаться от всякой клеветы, потому что она удаляет от Бога : Господи! Кто может пребывать в жилище Твоем? Кто может обитать на святой горе Твоей? Кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла, и не принимает поношения на ближнего своего (Пс. 14, 1–3). бб) Св. отцы сильно порицают клевету и предающихся сему пороку. Св. Антоний Великий пишет о клевете: «Язык дракона менее вреден, нежели язык того, кто любит клеветать: ибо такой человек производит распри и ссоры между людьми, живущими смирно, посевает зло между ближними и разрушает весьма многие и полезные общества… Язык клеветника подобен жалу змии; даже безопаснее жить со змеею и скорпионом, нежели с клеветником. Многие грехи гораздо простительнее клеветы. Клеветник и тот, кто слушает его, вместе с ним получает одинаковое осуждение. Безопаснее бывает приблизиться к огню и обжечься им, нежели приблизиться к клеветнику и говорить с ним. Итак, дети мои возлюбленные, удаляйтесь клеветника, – убегайте его; кто бы он ни был, отец ли, или брат кого-нибудь из вас. Лучше жить со львом или со львицею, нежели с клеветником. Не стыдитесь удаляться от него, иначе он заразит вас ядом». (Слово о смирении). «Никогда не оказывай уважение тому, кто злоречиво говорит тебе о ближнем, – советует св. Иоанн Лествичник. – Таким образом окажешь двойную пользу, одним пластырем уврачевав себя и ближнего». (Лествица, с. 10). Св. Тихон Задонский говорит: «Учись клевете других не верить. Как ты напрасно слышишь о себе клевету, так и те, о которых худые слухи проносятся, часто не знают за собою того, в чем порочат их». (См. творения свт. Тихона Задонского). б)  Второй урок, который мы находим в жизни преп. Саввы, состоит в том, что святые весьма сильны в своем ходатайстве пред Богом за ближних своих. Как преп. Савва спас от смертной опасности царя Алексея Михайловича, бессомненно обращавшегося к нему за молитвенной помощью, так и другие святые спасают нас от разных бед и несчастий силою своих молитв пред Богом. Примеров такого ходатайства святых можно находить весьма много в Ветхом и Новом Заветах и в новейшее время.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Алексей 4 февраля 2011, 19:10 Спасибо Алексей. Михаил 4 февраля 2011, 16:17 кратко и ёмко спасибо:) stupid01 4 февраля 2011, 15:39 Еще про мысли - Фаддей Витовницкий " Мир и радость в Духе Святом " Владимир 4 февраля 2011, 12:19 1.Вышеизложенная замечательная статья Схиигумена Саввы( Остапенко), как раз в тему не по теории, есть смысл остановиться, не в осуждение, ибо Един у нас Ищущий и Судящий. Впрочем, некоторые статьи не для печати, а для Церкви. Господа назвал бы Святым Духом, им живем, и будем жить, но только не по плоти, которая по немощи на сегодня, предает анафеме имя Его. По плодам их узнаете, не может доброе дерево давать худые плоды, равно , как и худое добрые, но и по тому, кто что и с чего – собирает, или в слове улавливает. « Либо признаем дерево добрым , либо худым». А в Его устах нет лести и нет места лицемерию, и нет слова «если». Слово Божие говорит, (говорю не я, ибо всяк человек лож и я тож) говорит Слово Божие: «добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его; всякий делающий злое ненавидит свет и не идет к свету; от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься; а он благ и к неблагодарным». И как от Ангела писца не укроешься в потаенном месте, впрочем, как и от самого себя, в этом и заключается печать Божия, или печать зверя, и это число - человеческое. «Здесь ум , имеющий мудрость; и птицы напитаются их трупами». (Иоанн Богослов) Владимир 4 февраля 2011, 12:18 2. «Свидетельство Иисусово есть Дух пророчества». И Ему во свидетельство ненужно третьих лиц и человеческих подписей в удостоверение, а сомневающийся будет искать в подтверждение своей правоты третьих лиц . Слово Божие говорит: « не принимаю свидетельств от человеков, и это Он говорит о светильнике сияющем и не гаснущем, об Иоанне Крестителе, Илии , которому должно прежде придти, и никто сильнейший из пророков не приходил на землю, ибо , как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца, так и Мои знают Меня….» И как апостол Павел говорит: « если наша неправда во славу Божию, то уничтожит ли наша неправда правду Божию, как с ним умерли (умерли плотью, и как Давид говорит: « Он собрал морские воды воедино, как груды камней положил в хранилищах». Но первый мир от воды потоп - плоть Адама, второй мир подлежит Огню, ибо второй Адам , он же и первый - Дух Животворящий), так с Ним и оживем, если терпим, то с Ним и царствовать будем, если мы отречемся, то и Он отречется от нас, мы неверны, то Он остается верен, и Сам Себя отречься не может».

http://pravoslavie.ru/44463.html

Апостол Павел пишет: «Не хощу же вас, братие, не ведети о умерших, да не скорбите, якоже и прочии не имущии упования. Аще бо веруем, яко Иисус умре и воскресе, тако и Бог умершия во Иисусе, приведет с Ним» ( 1Фес.4:13–14 ). В переводе на русский язык: «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении о умерших, дабы вы не печалились, как и прочие, не имеющие надежды. Ибо если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним». Исповедовать Господа нашего Иисуса Христа и Его учение надо без страха и стыда, с дерзновением. Христос учит: «Не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити: убойтеся же паче могущаго и душу и тело погубити в геенне» ( Мф.10:28 ). И потом строго предупреждает: «А иже отвержется Мене пред человеки, отвергуся его и Аз пред Отцем Моим, Иже на небесех» ( Мф.10:33 ). Большим препятствием в деле спасения является страх иудейский и страх животный, как бы перед ножом разбойника. Такие низменные чувства надо заменить страхом Божиим, т.е. умиленным и благоговейнейшим чувством страха, исходящим от любви к Господу, боязнью, как бы чем не огорчить и не прогневать Его, как бы не нарушить Его святые заповеди. Бывает, что человек показывает себя исповедающим Господа и слушающим Его учение, но заповеди Его не исполняет. В этом случае он осужден, даже если по особому Промыслу Божию он имеет какие-либо духовные дарования. Христос же упрекает таких: «Что же Мя зовете: Господи, Господи, и не творите, яже глаголю?» ( Лк.6:46 ). А апостол Павел так пишет про них: «Бога исповедуют ведети, а делы отмещутся Его, мерзцы суще и непокориви и на всяко дело благое неискусни» ( Тит.1:16 ). В переводе на русский язык: «Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны, и непокорны, и не способны ни к какому доброму делу». Такое состояние души страшно. Избави Бог! Хочу напомнить тебе, матушка Д., про коснение 67 . Зная опасность его, надо всегда трезвиться и пребывать в готовности к совершению дел Божиих, как поучает Христос: «Да будут чресла ваша препоясана, и светилницы горящии» ( Лк.12:35 ). «И вы убо будите готови: яко, в оньже час не мните, Сын Человеческий приидет» ( Лк.12:40 ), т.е. будьте же и вы готовы; ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

Блаженный Иероним († 420 г.) приводит еще и другие места, на которые ссылались эти сектанты, и которые отчасти объясняют ироническое наименование их «милосердными»: «…Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников. И так весь Израиль спасется» ( Рим. 11:25, 26 ); «Но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа» ( Гал. 3:22 ); «И скажешь в тот день: славлю Тебя, Господи; Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня» ( Ис. 12:1 ); «Гнев Господень я буду нести, потому что согрешил пред Ним, доколе Он не решит дела моего, и не совершит суда надо мною; тогда Он выведет меня на свет, и я увижу правду Его» ( Мих. 7:9 ) и другие. В том же самом тексте у него содержится на первый взгляд весьма странная для такого строгого ревнителя истинной веры мысль: «Один только Бог знает кого, как и на какое время следует осудить!» Некоторые исследователи пытались увидеть в этих словах подтверждение того, что Иероним сочувствовал доктрине Оригена. Но на самом деле он выступает здесь только как комментатор и лишь приводит чужие мысли, никак не высказывая своего личного мнения. Это видно уже по самому характеру речи: «Утверждающие, что наказания закончатся со временем, и что муки по истечении долгого времени будут иметь предел, приводят следующие свидетельства…», и далее следуют уже указанные цитаты из Библии ( 52 ). В шестом веке в истории распространения учения об апокатастасисе наступает коренной перелом. В начале этого столетия учение Оригена об апокатастасисе, значительно измененное и включающее в себя другие его «полуязыческие гадания о начале мироздания, о предсуществовании души, о душепереселении с увлечением поддерживались монахами. Наиболее авторитетными и руководящими центрами таких увлечений были палестинские монастыри Мар-Саба (т.е. Саввы Освященного) и Новая Лавра в Фекое близ Вифлеема» ( 53 ). Учение палестинских монахов кратко представлено в письме (грамоте) императора Юстиниана († 565 г.) к «святому Собору (543 года) об Оригене и его единомышленниках»: «Когда мы дознали, — пишет он, — что в Иерусалиме есть некоторые монахи, которые учат и следуют нечестивым заблуждениям Пифагора, Платона и Оригена… то заблагорассудили приложить попечение и исследование о них… Они утверждают… что будет совершенное уничтожение тел, и что снова все возвратятся в единство и станут умами, как это было в предсуществовании; отсюда ясно, что в то же самое единство будет восстановлен сам диавол и прочие демоны, а также нечестивые и безбожные люди вместе с божественными богоносными мужами и небесными силами, что они будут иметь такое же единение с Богом, какое имеет Христос, и какое они имели в предсуществовании» ( 54 ).

http://azbyka.ru/uchenie-ob-apokatastasi...

Бог ежесекундно изменяет для нас ситуацию так, чтобы нам было способней достичь преображения. Бог не только ждет служения себе, но и сам смиряется перед нами, трепетно ища, чем послужить для нашего спасения, ради которого ему не жаль ничего. Потому что имя Ему — Любовь. А мы часто боимся Его Любви и прячемся от нее в ритуал, как Адам в опоясание из листьев. Прячемся в ритуал как в средство откупиться от Бога не плодами любви, а плодами страха. Мы часто подобны тому рабу, который боясь Господина своего, зарыл из страха таланты в землю. Так и мы закапываем свою свободу, ум, чувства, покупая индульгенции во всевозможных околоцерковных акциях. Отказываясь сначала от ума, затем от собственных чувств и наконец от всех даров данных нам Богом при рождении, теряем уже не только себя, но и даже человеческий облик. Разве вы не встречали таких «христиан» ходящих «в законе», которые часто злее и жестче «мирских» ? Уход от Бога, от Его работы, от Его любви, от Его ума обессиливает человека. Делает его больным. А больной часто теряет надежду. Но: «И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои». «Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь». Встань и не бойся. Лети «яко можаху»! Читайте также: Икона Преображения: Почему Господь не покарал врагов Своего народа? Преображение Господне: ничто доброе в человеке не пропадет Преображенские истории владыки Саввы Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира»

http://pravmir.ru/leti/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010