Первый – из протоиереев Дубровника занимает боснийскую кафедру с 2 февр. 1886 г., со времени невольного удаления на покой ревностного и неустрашимого борца за сербские церковные и народные интересы Саввы Косановича. Митрополит Георгий известен как щедрый покровитель сербских школ. В 1891 г. в день св. Саввы сделал он многочисленные пожертвования на разные благие цели. На основание сербско-православной школы на месте его родины в Блажце пожертвовано им 15,000 гульденов, на стипендии для получения высшего образования двумя учениками из детей сербско-православного народа – 12,000 гульд., сербско-православной общине города Яска – 10,000, на основание фонда для вдов и сирот и сербо-православным священникам боснийской митрополии – 4,000, раз- —257— ным сербским обществам, школам, церквам и т. д. 9,000; всего 50,000 гульденов. Щедрый благотворитель заслужил великую благодарность от сербского народа. В честь его было устроено особое празднество, во время которого представилась ему депутация, состоявшая из маленьких 8–12 летних детей, благодаривших митрополита за его покровительство сербским школам 364 . – Серафим Перович родился в селе Горице (в Герцеговине) 1827 г., богословское образование получил в белградской семинарии, после долго был ахимандритом герцеговинского монастыря Житомысличи. В 1864 г. архим. Серафим отправился за сбором милостыни в Россию, где оставался два года, познакомившись здесь между прочим с русским языком, русской богословской литературой, жизнью и практикой русской церкви; от русского правительства награжден был золотым наперстным крестом. В 1870 г. по политическим соображениям турецкие власти схватили архим. Серафима, и продержав его в сараевской тюрьме целый год, сослали в Триполи и потом в Фецан (в Африке), где он вместе со своим предшественником на герцеговинской митрополии, тогда еще иеромонахом Леонтием Радуловичем 365 , оставался в своем изгнании до 1876 года. В этом году, по настоянию иностранных консулов, он вместе со своими сострадальцами возвращен был из ссылки и оставался в Дубровнике и в Цетиньи до 1878 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Взамен их бесплатно раздаются крестьянам латинские иконы и портреты австрийского императора и генералов. Цель подобных действий очевидна: правительство стремится искоренить все, что напоминает босняку и герцеговинцу о его минувшем, об его святынях, и вместо этого навязать ему другие, новые идеалы. В своей ненависти ко всему сербскому и православному австрийское правительство, вдохновляемое, конечно, иезуитами, доходит даже до смешного. Напр. в 1893 г. в Сараево полицейский комиссар Лешан явился внезапно в дом к одному сербу и арестовал... икону. Икона эта была даже не сербского или русского происхождения, что повлекло бы за собой обвинение в государственной измене: ее прислали из верноподданной Хорватии, из Загреба, и тем не менее полиция сочла нужным икону арестовать. Лишь после долгих объяснений, доводов и просьб, арест был снят, и икона была возвращена владельцу. Тем не менее, полицейский комиссар присудил владельца к уплате штрафа в 20 гульденов. Икона, подвергшаяся столь жестокому преследованию, изображала чтимого всеми сербами святителя Савву, благословляющего сгруппированных вокруг него различных представителей славянских народностей в их национальном одеянии: тут были сербы, далматинцы, словаки, черногорцы, болгары, македонцы и босняки с герцеговинцами. Эти последние, по толкованию австрийцев, хотя и славяне, но входят в группу хорватскую, а потому полиция не мало смутилась и обиделась, увидя, что босняк с герцеговинцем приемлют хотя бы на бумаге, благословение Сербского великого святителя 701 . Вообще, в Боснии и Герцеговине настойчиво идет работа, направленная к подрыву православия и связи этих областей с Россией. Преследуются и вытесняются не только иконы и картины русского происхождения, но также и церковно-богослужебные книги русской печати, церковные облачения, сосуды и прочие принадлежности православного богослужения, в разное время поступившие в тамошние церкви из России. Попытка отобрать по церквам книги русской печати была сделана еще в 1884 г., но тогда благодаря настойчивости Сараевского митрополита Саввы Косановича не увенчалась успехом. С устранением этого доблестного архипастыря, затея правительства снова была пущена в ход, и на этот раз с большим успехом. В июне 1890 г. по приказанию правительства состоялся в Сараево съезд трех митрополитов Боснийско-Герцеговинской церкви для соглашения по вопросу о печатании евангелия и других богослужебных книг. Правительство чрез Сараевского митрополита Георгия Николаевича предложило перепечатать русско-славянское Евангелие для Боснии и Герцеговины, сделав в нем перемены и поправки перевода. Эти поправки должны были сделать учителя Рельевской семинарии, а жители Боснии и Герце-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

деятельности серб. пастырей, особенно митр. Дабро-Босанского Саввы (Косановича) . В 1882 или 1883 г. в Сараеве открылась консистория (духовный суд и семинария). Разрушенные мон-ри возрождались как приходы ( Липле , Крупа и Тврдош), совершались правосл. паломничества к чудотворной иконе Пресв. Богородицы в Чайниче и к мощам свт. Василия в мон-рь Острог (совр. Черногория). В 90-х гг. XIX в. началось массовое переселение мусульман в Турцию из-за неурожаев, налогового гнета и введения всеобщей воинской повинности. На освобождавшиеся адм. должности власти назначали местных католиков. К нач. ХХ в. из 26% чиновников, уроженцев БиГ, сербы составляли 3%, мусульмане - 5%, остальные были католиками. Попытки властей среди населения БиГ внедрить концепцию единой «боснийской» народности не удались. Австро-венг. власти активно вмешивались во внутреннюю жизнь БиГ, используя принцип «разделяй и властвуй»: противопоставляя хорватам сербов, сербам хорватов, тех и др. мусульманам. В 80-х гг. XIX в. для уменьшения прорус. настроений было выдвинуто требование заменить напечатанные в основном в России церковные книги на опубликованные в Австрии. Особенные препятствия чинились при организации серб. правосл. начальных школ. Представители серб. общественности 25 нояб. 1896 г. обратились в Вену с меморандумом, в к-ром сообщали о нарушениях прав серб. населения, о неправомочной деятельности католич. проповедников; они требовали церковной автономии при сохранении связей с К-полем. Не получив ответа из Вены, народные представители передали в авг. 1898 г. К-польскому синоду проект церковного устройства, но он был отвергнут, что вызвало охлаждение в отношениях верующих к высшим церковным иерархам. В 1897 г. в Мостаре была установлена консистория, а в 1900 г. учреждена Баня-Лукская епархия. В 1905 г. был принят новый порядок церковного и образовательного управления. Правящие митрополиты занимали посты председателей епархиальных церковных судов и советов. Церковный совет (скупщина) состоял из всех совершеннолетних мужчин правосл.

http://pravenc.ru/text/153243.html

Адрес: Блаце, Босния и Герцеговина Проезд: Храм располагается в селе Блаце, недалеко от Вишеграда. Подробнее... Храм Святой Троицы (Осия) [ править править код ] Храм построен в 2008 году и посвящен Святой Троице. Во время Второй мировой и боснийской войн множество местных жители из Осии были убиты, и храм был построен в память об умерших членах семьи, чьи останки были захоронены на кладбище рядом с церковью. Адрес: Osija, Босна и Херцеговина Подробнее... Храм Святой Троицы (Осмачи) [ править править код ] Строительство храма началось в 1985 году по проекту Пантелия Янича из Осмачи. После окончания строительства в 1989 году храм был освящен. Иконостас для храма изготовил Милан Гаврич из Мали-Зворник. Иконы для иконостаса в стиле барокко были написаны живописцем Димитрием Риджички из Нови-Сада. Адрес: Osmaci, Vacetina, Босна и Херцеговина Проезд: Храм находится в городе Осмачи (серб. Осмаци), в одноименной общине. Подробнее... Храм Святой Троицы (Рогатица) [ править править код ] Строительство церкви Святой Троицы в Рогатице началось в 1883 году. Храм был завершен и освящен на Преображение в 1886 году. Ктитором храма выступил Мичо Койич, купец из Рогатицы, со своими братьями. Жертвователем церкви был сам австрийский император Франц Иосиф I. Храм построен из камня в готическом стиле. Иконостас выполнен художником Анастасом Боцаричем и освящен на праздник преподобной матери Параскевы в 1897 году. В фасад церкви было встроено надгробие-стечак. Стечак с надписью впервые упоминается в трудах митрополита Саввы (Косановича) в 1884 года. Исследования датируют надпись 1486 годом. Адрес: Rogatica 73220, Босна и Херцеговина Подробнее... Храм Святой Троицы (Теслич) [ править править код ] Строительство храма началось в 1997 году и было завершено в 2010 году. Храм освящен 26 сентября 2010 года. Это один из крупнейших храмов в Республике Сербской, воздвигнутый как мемориальный храм в память о павших бойцах из района общины Теслич, чьи имена высечены на двух каменных плитах в притворе церкви.

http://azbyka.ru/palomnik/Босния_и_Герце...

Вообще, в Боснии и Герцеговине настойчиво идет работа, направленная к подрыву православия и связи этих областей с Россией. Преследуются и вытесняются не только иконы и картины русского происхождения, но также и церковно-богослужеб­ные книги русской печати, церковные облачения, сосуды и прочие принадлежности православного богослужения, в раз­ное время поступившие в тамошние церкви из России. Попытка отобрать по церквам книги русской печати была сделана еще в 1884 г., но тогда благодаря настойчивости Сараевского митрополита Саввы Косановича не увенчалась успехом. С устранением этого доблестного архипастыря, затея правительства снова была пущена в ход, и на этот раз с большим успехом. В июне 1890 г. по приказа­нию правительства состоялся в Сараево съезд трех митро­политов Боснийско-Герцеговинской церкви для соглашения по вопросу о печатании евангелия и других богослужебных книг. Правительство чрез Сараевского митрополита Георгия Николаевича предложило перепечатать русско-славянское Евангелие для Боснии и Герцеговины, сделав в нем пере­мены и поправки перевода. Эти поправки должны были сделать учителя Рельевской семинарии, а жители Боснии и Герце говины утвердить их. По этому поводу сербская газета «Велика Сербия» замечает, что этим путем австрийское правительство хочет прервать духовную связь Боснии и Герцеговины с Россией 184 . По мнению сараевского коррес­пондента «Моск. Вед.» главная причина этой замены книг русской печати новыми книгами то обстоятельство, что в русских церковных книгах упоминаются имена особ русского царствующего дома. Из трех митрополитов только один Тузланский Дионисий Илиевич не согласился на предложение правительства, и за свой протест попла­тился, как видели выше, ссылкой, – а остальные два митро­полита дали свое согласие. Правда, предварительно обра­щались к Царьградскому патриарху с просьбой благосло­вить книги сараевской печати, и патриарх Дионисий позволил распространение новых церковных книг, но и эта по­хвала патриарха не могла удовлетворить православного серб­ского чувства.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Под впечатле­нием от этого последнего насилия вот что писали в редакцию сербской газеты «Велика Cpбuja» (1892 г. 6): «Дорогой приятель! Думаю, что вас нисколько не удивит, если вы услышите, что из Боснии и Герцеговины изгнан тот или другой Сербский митрополит, что приговорен к ка­торге тот или другой архимандрит, закован в цепи какой-нибудь протопресвитер, томится в тюрьме тот или другой из передовых людей нашего народа 178 . Говорю, что это вас не удивит, ибо в течение 14 лет австрийской оккупации вы много раз получали такие известия. В до­казательство напомню вам: изгнание из Боснии митропо­литов Саввы Косановича и Дионисия Илича; арест архи­мандрита Моштаницкого монастыря Кирилла Аджича, ко­торый и теперь томится в центральной тюрьме г. Сеницы, теперь подобная участь постигла и нашего многоуважае­мого протопресвитера требиньского Савву Пешчича» 179 . В том же 1892 г. имел место еще следующий харак­терный случай, подтверждающий все туже печальную истину, что Австро-Венгрия употребляет свою власть в Боснии и Герцеговине на то, чтобы угнетать православную церковь . В Бихаче, городе северо-западной Боснии, на границе почти с Хорватией и Далмацией, православные сербы давно уже, с самой оккупации, т. е. уже четырнадцать лет, хлопотали о дозволении построить церковь и просили у пра­вительства дать им в городе участок земли для церкви, предлагая землю купить. Но все просьбы их оставались бесплодными. Участки ими намеченные один за другим отданы были католикам, построившим себе костел, му­сульманам, поставившим мечеть, или отведены были под рынок. На последнее свое обращение (в 1892 г.) бихачские православные получили в ответ, что новое из­бранное ими место слишком близко от магометанского кладбища, а потому для православной церкви не годится. Так Бихач и до сего дня остается без православного храма 180 . В половине 1894 г. «Боснийско-Герцеговинский Источ­ник» обращал внимание православного духовенства Бос­нии и Герцеговины на широкое распространение за послед­ние годы по многим местам Боснии и Герцеговины икон неправославного письма, не только в частных домах, но и в православных церквах.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Говорю, что это вас не удивит, ибо в течение 14 лет австрийской оккупации вы много раз получали такие известия. В доказательство напомню вам: изгнание из Боснии митрополитов Саввы Косановича и Дионисия Илича; арест архимандрита Моштаницкого монастыря Кирилла Аджича, который и теперь томится в центральной тюрьме г. Сеницы, теперь подобная участь постигла и нашего многоуважаемого протопресвитера требиньского Савву Пешчича» 697 . В том же 1892 г. имел место еще следующий характерный случай, подтверждающий все туже печальную истину, что Австро-Венгрия употребляет свою власть в Боснии и Герцеговине на то, чтобы угнетать православную церковь . В Бихаче, городе северо-западной Боснии, на границе почти с Хорватией и Далмацией, православные сербы давно уже, с самой оккупации, т. е. уже четырнадцать лет, хлопотали о дозволении построить церковь и просили у правительства дать им в городе участок земли для церкви, предлагая землю купить. Но все просьбы их оставались бесплодными. Участки ими намеченные один за другим отданы были католикам, построившим себе костел, мусульманам, поставившим мечеть, или отведены были под рынок. На последнее свое обращение (в 1892 г.) бихачские православные получили в ответ, что новое избранное ими место слишком близко от магометанского —84— кладбища, а потому для православной церкви не годится. Так Бихач и до сего дня остается без православного храма 698 . В половине 1894 г. «Боснийско-Герцеговинский Источник» обращал внимание православного духовенства Боснии и Герцеговины на широкое распространение за последние годы по многим местам Боснии и Герцеговины икон неправославного письма, не только в частных домах, но и в православных церквах. Такие иконы продаются не только в магазинах, но и в разнос, по весьма дешевой цене, особенно олеографические священные изображения, ярко раскрашенные в несколько красок. Дешевизна их и яркость красок особенно подкупают простой народ, тем более, что неизвестные продавцы охотно уступают их в рассрочку. Главными распространителями икон неправославного письма являются инославные миссионеры, их агенты – торговцы и разносчики, при чем всегда выдают эти иконы за русские и греческие.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

152 В Церк. Ведомостях, 1894. 28, стр. 960, сделана краткая заметка об опыте хронологии боснийских православных архиереев сербской народности с древнейших времен до ваших дней. В перечень вошли сорок два епископа, считая последним митропо­лита Георгия Николаевича ( 8 февр. 1896 г.). В истории управления боснийской церкви намечены три периода: первый от начала церкви боснийской до 1220 г., т. е. до посвящения первого епископа Боснии св. Саввою сербским , второй – до упразднения печской патриархии и третий – до нашего времени. Список не полон, составлен по епар­хиальным шематизмам (официальным народным календарям) и не проверен по современным грамотам и другим источникам и исследованиям. Большею обстоятельностью и достоверностью сведений отличается этот список за новейшее время, начиная с XVIII века. Упомянутый здесь Георгий Николаевич (род. 1807 г.) – из протоие­реев Дубровника – занял боснийскую кафедру 2 февр. 1886 г., после невольного удаления на покой ревностного и неустрашимого борца за сербские церковные и народные интересы первого дабро-боснийского митрополита из сербов Саввы Косановича (1885 г.). Митрополит Георгий немало потрудился и на литературном поприще. Вскоре по переселении своем в Дубровник он вместе с другим народным деятелем Божидаром Петрановичем начал издавать „Сербско­далматинский Магазин « , повременный сборник исторических, цер­ковно-религиозных и поэтических памятников, и в течение 20 лет был его редактором; участвовал своими литературными трудами в „Летописи» сербской Матицы, в черногорской „Горлице » и дру­гих изданиях, переводил с итальянского и немецкого языков научные статьи по воспитанию юношества, издал несколько брошюр по предметам пастырской практики, два раза издавал „шематизм (календарь) православной митрополии дабро боснийской» и основал духовный журнал: „Дабро-босански Источник». За свои литера­турные труды избран был в члены Сербского ученого общества, сербской Матицы и др. Но особенно памятен и дорог сербскому народу митрополит Георгий, как щедрый благотворитель и сербский добротвор.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Храм Святой Троицы (Рогатица) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Святой Троицы в Рогатицах (серб. Црква Свете у Рогатици) — храм Зворницко-Тузланской епархии Сербской Православной Церкви в общине Рогатица, в Боснии и Герцеговине. Содержание История [ править править код ] Строительство церкви Святой Троицы в Рогатице началось в 1883 году. Храм был завершен и освящен на Преображение в 1886 году. Ктитором храма выступил Мичо Койич, купец из Рогатицы, со своими братьями. Жертвователем церкви был сам австрийский император Франц Иосиф I. Храм построен из камня в готическом стиле. Иконостас выполнен художником Анастасом Боцаричем и освящен на праздник преподобной матери Параскевы в 1897 году. Во время Второй мировой войны церковь сильно пострадала, из храма вынесли все вещи, в том числе и иконостас. После войны церковь отреставрировали. Современнный иконостас сделал Симо Станишич, резчик-самоучка из села Букричи близ Рогатицы, а иконы написал художник Никодим Бркич из Белграда. В 70-80-х годах ХХ века церковь отреставрировали снаружи и внутри. Храм был заново освящен в 1986 году митрополитом Дабро-Боснийским Владиславом, митрополитом Загребским и Люблянским Иоанном и будущим Патриархом Рашским и Призренским Павлом . В фасад церкви было встроено надгробие-стечак . Стечак с надписью впервые упоминается в трудах митрополита Саввы (Косановича) в 1884 года. Исследования датируют надпись 1486 годом. Трудно сделать вывод, почему этот стечак был встроен в церковь Святой Троицы в Рогатице. В церкви святого пророка Божия Илии в Соколаце , строительство которого началось годом ранее, также были встроены стечковые надгробия. Тяжелая жизнь жителей этих районов в условиях оккупации (столетия страданий под турками (1463 г.) и австро-венграми (1878 г.)), безусловно, повлияла на сплочение сербского населения вокруг строительства церкви в Рогатице и сохранения памяти о предках. Зная, что памятники нельзя трогать, скорее всего, была веская причина переместить этот стечак и встроить его в стены храма. Текст с надгробия Стечака (далее на сербском): Ва име оца и сина и светога духа. Се лежи добри Богдан доброга Домше син. У то доба ни се омразил злу ни добру и кто ме знаше бсак ме жалаше. Добр’ бити али му и одох от оца веоми печаона и п(о)клонио др(у)ж(и)ни……………к моем’ вс(и)м Престольные праздники [ править править код ] День Святой Троицы - 50-й день после Пасхи Как добраться [ править править код ] Адрес: Rogatica 73220, Босна и Херцеговина Фото [ править править код ] Ссылки [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Святой_Тр...

Кирилла и Мефодия с не­которыми специально католическими особенностями вида одежды, текста молитвенных к ним обращений и т. д. 189 . Можно ли после сего удивляться успехам латинской про­паганды в Боснии и Герцеговине? В «Московских Ведомостях» 1892 г. (30 ноябр.) напечатано было воззвание настоятельства Сербского по­дворья в Москве к православному народу русскому, при­глашавшее всех, кому дороги интересы православия на востоке, принести посильную лепту и делать пожертвова­ния деньгами и вещами в пользу угнетенного в Боснии и Герцеговине православия 190 . В том же номере, в особой статье «Моск. Ведомости» мотивировали это воззвание, указывая на гонения, претерпеваемые православной цер­ковью в Боснии и Герцеговине. Это обстоятельство так озлобило оккупационные власти, что они заставили местную православную иерархию написать опровержение вопиющей правды, и таким образом защитить свой режим пред общественным мнением Европы. И слабая, застращанная ужасным террором оккупационных властей, православная иерархия вынуждена была исполнить приказание этих вла­стей, и напечатала «опровержение» от своего имени (за подписью всех митрополитов: Сараевского – Георгия Ни­колаевича, Мостарского – Серафима Перовича и Зворникского – Николая Мандича) в официальном своем ор­гане «Босанско-Херцеговачки Источник» (январь-февраль 1893 г.), с перечислением полученных от правитель­ства «благодеяний». Правда, замечает проф. И.С. Пальмов – в период оккупационный построены были в Боснии и Герцеговине кое-какие «новые церкви с субсидией от правительства», призвана к жизни «православная (Рельевская) духовная семинария для воспитания пастырей церкви», «присылаема была в бедные храмы церковная утварь» и еще кое-что, как уверяют застращанные православные иерархи. Но что все это значит сравнительно с той ма­териальной 191 и нравственной поддержкой, которую прави­тельство оказывает назойливой латинской пропаганде, нахлынувшей в Боснию и Герцеговину вместе с окку­пационными властями? И что это, наконец, значит в сравнении с тем страшным нравственным поражением, которое нанесено местным православным сербам, ли­шившимся в период уже оккупационный двух своих патриотов-владык – Сараевского Саввы Косановича и Зворникского (Дольно-Тузланского) Дионисия Илиевича, ставших жертвой оккупационного террора?» 192 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010