Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ (Николаевич Джордже; 20.04.1807, с. Язак, близ г. Нови-Сад - 20.02.1896, Сараево), митр. Дабро-Босанский в 1885-1896 гг. Из священнической семьи, основатели к-рой в сер. XVII в. переехали в Срем из г. Любине (Герцеговина). После нем. школы в Сремска-Митровице окончил гимназию и семинарию в Сремски-Карловци. В 1829 г. изучал философию в ун-те Пешта. В 1830 г. митр. Стефан (Стратимирович) по просьбе местной правосл. общины направил Г. учителем в серб. школу в Дубровник. В 1833 г. последовательно был рукоположен во диакона и иерея. Тайно переписал часть кириллических документов, хранящихся в Дубровнике, перед их отправкой в Вену. Позже эти копии были изданы как собственные П. Карано-Твртковичем ( П. Српски споменицы или старе дипломе, повеле и choшehuja босански, српски, херцеговачки, далматински и дубровачки царева, банова, деспота, кнезова, bojboдa и властелина... Београд, 1840). В 1843 г. возведен в сан протопресвитера. С 1858 г. профессор богословия в Задарской семинарии и член Задарской консистории. По ходатайству митр. Дабро-Босанского Саввы (Косановича) 17 окт. 1882 г. с возведением в сан архимандрита переведен в Сараевскую консисторию и назначен временным ректором и преподавателем церковнослав. языка Сараевской семинарии. После отставки митр. Савва в прощальном Окружном послании от 16 сент. 1885 г. назначил Г. администратором Дабро-Босанской митрополии, 21 окт. он вступил в должность. Вскоре был хиротонисан во епископа и возведен на Сараевскую кафедру. В отличие от своего предшественника Г. старался не обострять отношений с австро-венг. властями требованиями смягчения их политики в отношении правосл. сербов (см. ст. Босния и Герцеговина ). В основном он занимался повышением уровня духовного образования. В это время правосл. молодежь епархии, как правило, училась в более доступных католич. школах, где учащихся склоняли к переходу в католичество или унию. Для противостояния этому Г. на личные средства открывал школы при мон-рях, учредил неск. фондов для финансирования серб. школ.

http://pravenc.ru/text/164275.html

Храм Святой Троицы (Рогатица) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Святой Троицы в Рогатицах (серб. Црква Свете у Рогатици) — храм Зворницко-Тузланской епархии Сербской Православной Церкви в общине Рогатица, в Боснии и Герцеговине. Содержание История [ править править код ] Строительство церкви Святой Троицы в Рогатице началось в 1883 году. Храм был завершен и освящен на Преображение в 1886 году. Ктитором храма выступил Мичо Койич, купец из Рогатицы, со своими братьями. Жертвователем церкви был сам австрийский император Франц Иосиф I. Храм построен из камня в готическом стиле. Иконостас выполнен художником Анастасом Боцаричем и освящен на праздник преподобной матери Параскевы в 1897 году. Во время Второй мировой войны церковь сильно пострадала, из храма вынесли все вещи, в том числе и иконостас. После войны церковь отреставрировали. Современнный иконостас сделал Симо Станишич, резчик-самоучка из села Букричи близ Рогатицы, а иконы написал художник Никодим Бркич из Белграда. В 70-80-х годах ХХ века церковь отреставрировали снаружи и внутри. Храм был заново освящен в 1986 году митрополитом Дабро-Боснийским Владиславом, митрополитом Загребским и Люблянским Иоанном и будущим Патриархом Рашским и Призренским Павлом . В фасад церкви было встроено надгробие-стечак . Стечак с надписью впервые упоминается в трудах митрополита Саввы (Косановича) в 1884 года. Исследования датируют надпись 1486 годом. Трудно сделать вывод, почему этот стечак был встроен в церковь Святой Троицы в Рогатице. В церкви святого пророка Божия Илии в Соколаце , строительство которого началось годом ранее, также были встроены стечковые надгробия. Тяжелая жизнь жителей этих районов в условиях оккупации (столетия страданий под турками (1463 г.) и австро-венграми (1878 г.)), безусловно, повлияла на сплочение сербского населения вокруг строительства церкви в Рогатице и сохранения памяти о предках. Зная, что памятники нельзя трогать, скорее всего, была веская причина переместить этот стечак и встроить его в стены храма. Текст с надгробия Стечака (далее на сербском): Ва име оца и сина и светога духа. Се лежи добри Богдан доброга Домше син. У то доба ни се омразил злу ни добру и кто ме знаше бсак ме жалаше. Добр’ бити али му и одох от оца веоми печаона и п(о)клонио др(у)ж(и)ни……………к моем’ вс(и)м Престольные праздники [ править править код ] День Святой Троицы - 50-й день после Пасхи Как добраться [ править править код ] Адрес: Rogatica 73220, Босна и Херцеговина Фото [ править править код ] Ссылки [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Святой_Тр...

С 1842 по 1861 г. был редактором ж. «Српско-Далматинский магазин» и публиковал в нем свои многочисленные статьи и переводы с нем., итал. и рус. языков. Был автором ж. «Любитель просвещения», к-рый выходил в Карловаце, «Сербской народной газеты» и др. Г. писал об истории и совр. положении серб. народа, призывал к единению сербов и сохранению серб. народности и правосл. веры. С 1882 по 1885 г. редактировал ежегодный ж. «Шематизам православне митрополие и архидиоцезе Дабро-Босанске», в 1887 г. учредил «Дабро-босански источник». Помогал в написании статей митр. Савве (Косановичу). Полемика Г. с архим. Никодимом (Милашем ; буд. еп. Далматинский) по ряду церковно-иерархических вопросов нашла отражение в публикациях Г.: «Протопресвитер и дocmojahcmbo, доказано по светим канонима и по ucmopuju цpkbehoj» (Задар, 1878. Сремски-Карловци, 1880); oдбuja протопресвитер» (Задар, 1880). С 1885 г. член-корреспондент научно-просветительского об-ва Матицы Сербской (Рада и именик Матице српске за 1886 г. Нови Сад, 1887. С. 71), почетный член Сербской королевской академии. Отношения Г. с митр. Саввой (Косановичем) (с мая 1860 по июль 1888) поначалу складывались как учителя с учеником, затем как близких друзей, но закончились разрывом. Анализу этих отношений и степени влияния Г. на митр. Савву и, наоборот, рассмотрению гипотез об участии или о неучастии Г. в отставке митр. Саввы посвящены работы мн. исследователей, напр. прот. Димитрия Рувараца ( Руварац Д. Писма митр. дабробосанског Саве kohзucmopujaлhoм архимандриту а потом и митрополиту дабробосанском//Црква и живот. 1923. Т. 2. 3-4. С. 98-111), В. Максимовича ( В. Митр. Сава 1839-1903. Добрун; Capajebo, 2003. С. 11, 51-53, 58, 92-93, 95-96, 99, 101, 103, 105, 111, 138, 154-155, 161-172, 176, 196, 216-219, 226, 250, 287, 300), Р. Груича ( Р. Писма митр. Дабро-Босанског Саве kohзucmopujaлhoм архимандриту, а потом митрополиту Дабро-Босанском//Црква и живот. 1923. 2. С. 165-176). Митр. Савва в рецензии на биографию Г., составленную прот. Д. Руварацем ( Сава митр. Неколике примедбе на животопис митр. Загреб, 1899. Т. 16. 2), отрицал причастность Г. к своей отставке, но в его словах звучат критическое отношение к управлению Г. кафедрой и, возможно, обида на то, что Г. не добился от властей разрешения на проживание митр. Саввы на территории Сараевской епархии.

http://pravenc.ru/text/164275.html

В 1753 г. игум. Г. Феофил (Алексич) по поручению еп. Горно-Карловацкого Даниила (Якшича ; 1751-1771) находился в России для сбора милостыни. На собранные средства игум. Феофил к 1758 г. построил вост. часть братского корпуса Г. В 1758 г. он вновь приехал в Россию с просьбой о грамоте-разрешении представителям Г. регулярно приезжать для сбора милостыни. На обратном пути в июне 1762 г. игум. Феофил договорился с послушником Киево-Печерской лавры иконописцем Симеоном (Балтичем) об открытии иконописной школы в Г. Приехав в мон-рь, Симеон написал иконостас для храма, напрестольные и аналойные иконы и воспитал ряд учеников: Луку Никшича, Йована Грбича, Джордже Мишленовича и др. ( Радека М. Владика Данило (1715-1771) и време. Београд, 1966. С. 81). При преемнике игум. Феофила архим. Иоанникии (Милоевиче; с 1777) в дек. 1789 г. мон-рь сгорел, но при помощи местных жителей к 17 дек. 1790 г. весь мон-рь был восстановлен лучше прежнего. Известно, что 10 апр. 1810 г. в Г. принял монашество Иосиф (Раячич ; буд. настоятель мон-ря и патриарх Сербский), а в 1811 г.- Савва (Мркал), один из реформаторов серб. языка. В 1812 г. в мон-ре вновь был пожар, но незначительный. С 1893 по 1897 г. игуменом мон-ря был Григорий (Живкович ; впосл. митр. Зворникско-Тузланский). Во время первой мировой войны мон-рь был обращен в концлагерь, в нем было заключено 37 священников. В межвоенный период стараниями игум. Феофана (Косановича; с 1929) мон-рь был приведен в порядок, при нем были устроены ризница и в 1938 г. б-ка. Во время второй мировой войны церковь была сильно повреждена усташами, братский корпус сожжен, ризница разграблена. Игум. Феофан в июне 1941 г. был отправлен в концлагерь в Копривнице, потом в Ядовно под Госпичем, где 25 июля того же года принял мученическую кончину. Обновление мон-ря как женского началось в 1999 г. В 2004 г. игуменией была мон. Параскева. Согласно монастырскому преданию, в киоте жертвенника церкви хранится часть пепла сожженных мощей свт. Саввы Сербского, к-рая была принесена монахами из Крки. Также в Г. хранятся частицы мощей святых Феодора Тирона и Стефана Пиперского.

http://pravenc.ru/text/166117.html

Избрание происходило в здании вселенской патриархии. Кандидатами, кроме архим. Дионисия, были: архимандрит Апостол, профессор халкийской богословской школы, и архимандрит Иларион, ректор призренской семинарии. Посвящение совершил патриарх Анфим VII в сослужении членов Св. Синода и многочисленного высшего духовенства. Новопосвящённый митрополит родился в 1858 г. в Боснии, в г. Градишке. Богословское образование получил в белградской семинарии и в халкийской школе, из которой выходят большинство иерархов как в Турецкой империи, так и в Греции. В 1878 г. принял монашество и рукоположен в иеродиакона и иеромонаха в соборной белградской церкви. Возвратясь затем на родину в Боснию, он приобрёл доверие известного боснийского митрополита и патриота Саввы Косановича, который назначил его своим протосинкелом и рекомендовал его на призренскую кафедру. После невольного удаления, в 1885 г. на покой митрополита Саввы Косановича, этого ревностного и неустранимого борца за сербские церковные и народные интересы, Дионисий Петрович три года состоял протосинкелом при зворничской митрополии в Герцеговине, а в последнее время быль архимандритом скопийской митро- —114— полии. По поводу избрания его в митрополита, вселенская патриархия с членами Св. Синода издала окружное послание к православному священству и народу рашско-призренской епархии, в котором рекомендовала его как законного и канонического архиерея, которому должны повиноваться и имя которого должно поминаться во всех церквах епархии. Об утверждении Дионисия гласили также султанский берат и патриаршая грамота с великой печатью вселенского патриарха 985 . 23 марта, накануне Светлого дня Пасхи, новопосвящённый митрополит Дионисий прибыл в свою резиденцию Призрен и встречен с великой радостью и торжеством. В первый день Пасхи служил первую архиерейскую литургию в Призрене 986 . Народная сербская песнь называет Призрен „сербским Цареградом“. И на это имеются достаточные основания. Правда, Призрен не был столицей сербской, пока сербский народ жил исключительно в своей собственной сфере; он сделался столицей в то время, когда сербы, под сильной рукой преемников Немани, захотели перешагнуть за свои пределы и соединить под своей властью все земли Балканского полуострова, когда расширившееся королевство сербское стало принимать характер обновляемой полуславянской и полугреческой византийской империи.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

миро). В Боснии всего одна ми­трополия Дабро-Боснийская. Кафедра в Сараево. Архи­епископ Сараевский, митрополит Дабро-Боснийский и эк­зарх всей Далмации Георгий Николаевич. В Герцего­вине – две митрополии: 1) Герцеговинско-Захолмская. Кафедра в Мостаре. Митрополит Серафим Перович. 2) Зворникская и Тузланская. Кафедра в Тузле. Митро­полит Николай Мандич 159 . – Георгий Николаевич и Сера­фим Перович уже маститые иерархи. Первый – из про­тоиереев Дубровника занимает боснийскую кафедру с 2 февр. 1886 г., со времени невольного удаления на покой ревностного и неустрашимого борца за сербские цер­ковные и народные интересы Саввы Косановича. Митро­полит Георгий известен как щедрый покровитель серб­ских школ. В 1891 г. в день св. Саввы сделал он многочисленные пожертвования на разные благие цели. На основание сербско-православной школы на месте его ро­дины в Блажце пожертвовано им 15,000 гульденов, на стипендии для получения высшего образования двумя уче­никами из детей сербско-православного народа – 12,000 гульд., сербско-православной общине города Яска – 10,000, на основание фонда для вдов и сирот и сербо-православ­ным священникам боснийской митрополии – 4,000, разным сербским обществам, школам, церквам и т. д. 9,000; всего 50,000 гульденов. Щедрый благотворитель заслужил великую благодарность от сербского народа. В честь его было устроено особое празднество, во время которого представилась ему депутация, состоявшая из ма­леньких 8–12 летних детей, благодаривших митропо­лита за его покровительство сербским школам 160 . – Сера­фим Перович родился в селе Горице (в Герцего­вине) 1827 г., богословское образование получил в бел­градской семинарии, после долго был ахимандритом герцеговинского монастыря Житомысличи. В 1864 г. архим. Серафим отправился за сбором милостыни в Россию, где оставался два года, познакомившись здесь между прочим с русским языком, русской богословской литера­турой, жизнью и практикой русской церкви; от русского правительства награжден был золотым наперстным крестом.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Первый – из протоиереев Дубровника занимает боснийскую кафедру с 2 февр. 1886 г., со времени невольного удаления на покой ревностного и неустрашимого борца за сербские церковные и народные интересы Саввы Косановича. Митрополит Георгий известен как щедрый покровитель сербских школ. В 1891 г. в день св. Саввы сделал он многочисленные пожертвования на разные благие цели. На основание сербско-православной школы на месте его родины в Блажце пожертвовано им 15,000 гульденов, на стипендии для получения высшего образования двумя учениками из детей сербско-православного народа – 12,000 гульд., сербско-православной общине города Яска – 10,000, на основание фонда для вдов и сирот и сербо-православным священникам боснийской митрополии – 4,000, раз- —257— ным сербским обществам, школам, церквам и т. д. 9,000; всего 50,000 гульденов. Щедрый благотворитель заслужил великую благодарность от сербского народа. В честь его было устроено особое празднество, во время которого представилась ему депутация, состоявшая из маленьких 8–12 летних детей, благодаривших митрополита за его покровительство сербским школам 364 . – Серафим Перович родился в селе Горице (в Герцеговине) 1827 г., богословское образование получил в белградской семинарии, после долго был ахимандритом герцеговинского монастыря Житомысличи. В 1864 г. архим. Серафим отправился за сбором милостыни в Россию, где оставался два года, познакомившись здесь между прочим с русским языком, русской богословской литературой, жизнью и практикой русской церкви; от русского правительства награжден был золотым наперстным крестом. В 1870 г. по политическим соображениям турецкие власти схватили архим. Серафима, и продержав его в сараевской тюрьме целый год, сослали в Триполи и потом в Фецан (в Африке), где он вместе со своим предшественником на герцеговинской митрополии, тогда еще иеромонахом Леонтием Радуловичем 365 , оставался в своем изгнании до 1876 года. В этом году, по настоянию иностранных консулов, он вместе со своими сострадальцами возвращен был из ссылки и оставался в Дубровнике и в Цетиньи до 1878 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

152 В Церк. Ведомостях, 1894. 28, стр. 960, сделана краткая заметка об опыте хронологии боснийских православных архиереев сербской народности с древнейших времен до ваших дней. В перечень вошли сорок два епископа, считая последним митропо­лита Георгия Николаевича ( 8 февр. 1896 г.). В истории управления боснийской церкви намечены три периода: первый от начала церкви боснийской до 1220 г., т. е. до посвящения первого епископа Боснии св. Саввою сербским , второй – до упразднения печской патриархии и третий – до нашего времени. Список не полон, составлен по епар­хиальным шематизмам (официальным народным календарям) и не проверен по современным грамотам и другим источникам и исследованиям. Большею обстоятельностью и достоверностью сведений отличается этот список за новейшее время, начиная с XVIII века. Упомянутый здесь Георгий Николаевич (род. 1807 г.) – из протоие­реев Дубровника – занял боснийскую кафедру 2 февр. 1886 г., после невольного удаления на покой ревностного и неустрашимого борца за сербские церковные и народные интересы первого дабро-боснийского митрополита из сербов Саввы Косановича (1885 г.). Митрополит Георгий немало потрудился и на литературном поприще. Вскоре по переселении своем в Дубровник он вместе с другим народным деятелем Божидаром Петрановичем начал издавать „Сербско­далматинский Магазин « , повременный сборник исторических, цер­ковно-религиозных и поэтических памятников, и в течение 20 лет был его редактором; участвовал своими литературными трудами в „Летописи» сербской Матицы, в черногорской „Горлице » и дру­гих изданиях, переводил с итальянского и немецкого языков научные статьи по воспитанию юношества, издал несколько брошюр по предметам пастырской практики, два раза издавал „шематизм (календарь) православной митрополии дабро боснийской» и основал духовный журнал: „Дабро-босански Источник». За свои литера­турные труды избран был в члены Сербского ученого общества, сербской Матицы и др. Но особенно памятен и дорог сербскому народу митрополит Георгий, как щедрый благотворитель и сербский добротвор.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Взамен их бесплатно раздаются крестьянам латинские иконы и портреты австрийского императора и генералов. Цель подобных действий очевидна: правительство стремится искоренить все, что напоминает босняку и герцеговинцу о его минувшем, об его святынях, и вместо этого навязать ему другие, новые идеалы. В своей ненависти ко всему сербскому и православному австрийское правительство, вдохновляемое, конечно, иезуитами, доходит даже до смешного. Напр. в 1893 г. в Сараево полицейский комиссар Лешан явился внезапно в дом к одному сербу и арестовал... икону. Икона эта была даже не сербского или русского происхождения, что повлекло бы за собой обвинение в государственной измене: ее прислали из верноподданной Хорватии, из Загреба, и тем не менее полиция сочла нужным икону арестовать. Лишь после долгих объяснений, доводов и просьб, арест был снят, и икона была возвращена владельцу. Тем не менее, полицейский комиссар присудил владельца к уплате штрафа в 20 гульденов. Икона, подвергшаяся столь жестокому преследованию, изображала чтимого всеми сербами святителя Савву, благословляющего сгруппированных вокруг него различных представителей славянских народностей в их национальном одеянии: тут были сербы, далматинцы, словаки, черногорцы, болгары, македонцы и босняки с герцеговинцами. Эти последние, по толкованию австрийцев, хотя и славяне, но входят в группу хорватскую, а потому полиция не мало смутилась и обиделась, увидя, что босняк с герцеговинцем приемлют хотя бы на бумаге, благословение Сербского великого святителя 701 . Вообще, в Боснии и Герцеговине настойчиво идет работа, направленная к подрыву православия и связи этих областей с Россией. Преследуются и вытесняются не только иконы и картины русского происхождения, но также и церковно-богослужебные книги русской печати, церковные облачения, сосуды и прочие принадлежности православного богослужения, в разное время поступившие в тамошние церкви из России. Попытка отобрать по церквам книги русской печати была сделана еще в 1884 г., но тогда благодаря настойчивости Сараевского митрополита Саввы Косановича не увенчалась успехом. С устранением этого доблестного архипастыря, затея правительства снова была пущена в ход, и на этот раз с большим успехом. В июне 1890 г. по приказанию правительства состоялся в Сараево съезд трех митрополитов Боснийско-Герцеговинской церкви для соглашения по вопросу о печатании евангелия и других богослужебных книг. Правительство чрез Сараевского митрополита Георгия Николаевича предложило перепечатать русско-славянское Евангелие для Боснии и Герцеговины, сделав в нем перемены и поправки перевода. Эти поправки должны были сделать учителя Рельевской семинарии, а жители Боснии и Герце-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вообще, в Боснии и Герцеговине настойчиво идет работа, направленная к подрыву православия и связи этих областей с Россией. Преследуются и вытесняются не только иконы и картины русского происхождения, но также и церковно-богослужеб­ные книги русской печати, церковные облачения, сосуды и прочие принадлежности православного богослужения, в раз­ное время поступившие в тамошние церкви из России. Попытка отобрать по церквам книги русской печати была сделана еще в 1884 г., но тогда благодаря настойчивости Сараевского митрополита Саввы Косановича не увенчалась успехом. С устранением этого доблестного архипастыря, затея правительства снова была пущена в ход, и на этот раз с большим успехом. В июне 1890 г. по приказа­нию правительства состоялся в Сараево съезд трех митро­политов Боснийско-Герцеговинской церкви для соглашения по вопросу о печатании евангелия и других богослужебных книг. Правительство чрез Сараевского митрополита Георгия Николаевича предложило перепечатать русско-славянское Евангелие для Боснии и Герцеговины, сделав в нем пере­мены и поправки перевода. Эти поправки должны были сделать учителя Рельевской семинарии, а жители Боснии и Герце говины утвердить их. По этому поводу сербская газета «Велика Сербия» замечает, что этим путем австрийское правительство хочет прервать духовную связь Боснии и Герцеговины с Россией 184 . По мнению сараевского коррес­пондента «Моск. Вед.» главная причина этой замены книг русской печати новыми книгами то обстоятельство, что в русских церковных книгах упоминаются имена особ русского царствующего дома. Из трех митрополитов только один Тузланский Дионисий Илиевич не согласился на предложение правительства, и за свой протест попла­тился, как видели выше, ссылкой, – а остальные два митро­полита дали свое согласие. Правда, предварительно обра­щались к Царьградскому патриарху с просьбой благосло­вить книги сараевской печати, и патриарх Дионисий позволил распространение новых церковных книг, но и эта по­хвала патриарха не могла удовлетворить православного серб­ского чувства.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010