Закрыть itemscope itemtype="" > Высоко-Дечанская лавра и русские монахи 22.11.2004 423 Время на чтение 10 минут Келья Иоанна Златоуста Хиландарского монастыря до революции была одной из самых больших русских келий на Афоне. В ней обитало около 100 монахов. основатель иеросхимонах Кирилл (Абрамов) был первым председателем Братства Русских обителей на Афоне - объединения русских святогорских келиотов, созданного с целью укрепления русского монашества в условиях жизни вне территории Российской империи. Келья славилась своими иконописцами. Иконы, писанные в этой обители, расходились по всей России. Известна келья также своим маслом. Кроме оливкового, или деревянного, масла здесь производилось регальное, шалфейное, лавровое и мелиссовое. Эта келья была своеобразным славянским центром на Афоне. Напомним, что она находилась на территории сербского монастыря Хиландарь, который некоторое время был болгарами - так велико было запустение в Сербии после турецкого владычества, что представители сербского народа не могли содержать свою знаменитую Хиландарскую лавру, основанную великим сербским святым - святителем Саввой. хуже было положение в самой Сербии. Монастыри пустовали, церковная жизнь нуждалась в возрождении. К кому было обратиться, как не к своим русским братьям? Сербский митрополит Михаил , хорошо знавший иеросхимонаха Кирилла, посещает афонскую обитель и делает ему предложение взять под свою опеку знаменитую Высоко-Дечанскую лавру. Митрополит Михаил был известным русофилом, по преданию, именно он хоронил героя Турецкой кампании полковника Раевского, павшего смертью храбрых около г.Алексинаца в августе 1876 года (ставшего прототипом Вронского в романе Л.Толстого " Анна Каренина " ). Митрополит Михаил понимал, что только русское афонское братство, переживавшее невиданный расцвет в те годы, способно возродить знаменитую сербскую лавру. Положение в те годы было очень Из-за непрестанных нападений разбойников-арнаутов, которых ныне принято именовать албанцами, лавра практически опустела: в ней проживало 1-2 человека, а часть земель, принадлежавших лавре, была уже отобрана враждебно настроенным местным населением. Для о.Кирилла настало время на деле показать силу славянского единства, и он принимает это послушание. В лавре предполагалось установить общежительный афонский устав, действовавший в Златоустовской келье, и населить сербский монастырь русской братией. Сербский митрополит согласие на это переселение Русского посланника в Константинополе, и 14 января 1903 года митрополит Рашке-Призренский Никифор и иеросхимонах Кирилл выполняют все необходимые формальности по передаче Дечанской лавры. В лавру отправляются наместник Златоустовской кельи иеромонах Арсений с двадцати восемью представителями афонской братии.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/1...

Скачать epub pdf Как благодатный брат Христа, Савва приходил ко всем крещенным народам как к братии Христовой, а не как к чужестранцам. Народы это ощущали, и потому Савву принимали с любовью, почтением и грустью провожали. Он не ходил по свету, чтобы прославить сербский народ, но чтобы прославить Христа, любовь над любовью. Святитель Николай Сербский 1174 г. Родился будущий святитель Савва Сербский . Он был третьим сыном Великого жупана (самодержца Сербии) Стефана Немани (позднее монаха Симеона) и матери Аны (позднее монахини Анастасии). При рождении получил имя Ростислав – Растко Неманич. Место рождения – город Рас. 1191 г. Принц Растко оставил управление над Хумуской областью, которую ему доверил отец Стефан Неманя, и уходит на Святую Гору, где постригся в монахи в монастыре Святого Пантелеймона (сегодня также называется и Русским монастырем, основан между 1016 и 1030 годами). Растко получил монашеское имя Савва, по имени преподобного Саввы Иерусалимского – Освященного. 1192 г. На Благовещение (25 марта) уходит в греческий монастырь Ватопед (посвящен Благовещению, основан между 972 и 985 годами). 1196 г. На соборе в Расе Великий жупан Стефан Неманя уступает власть жупана в пользу второго сына Стефана (позднее Стефан Первовенчанный). Самому старшему сыну Вукану Стефан дал в управление Зету. Удалившись от власти, Стефан Неманя принял монашеский постриг в монастыре Студеница, получив монашеское имя Симеон. 1197 г. Великий жупан Стефан Неманя (Симеон) встретился со своим сыном Саввой 2 ноября в святогорском монастыре Ватопеде, где начали жить оба. После этого Неманя и Савва обходят все монастыри Святой Горы, чтобы поклониться святогорским святыням. Монастыри, которые посетили, богато одаривали деньгами, особенно Протатскую церковь в Кареи (Успение Пресвятой Богородицы, построена в 962 году), Иверский монастырь (посвящен Успению Пресвятой Богородицы, основан около 975 года, а, вероятно, в предыдущие века существовал как келия) и монастырь Великую Лавру (Святого Афанасия Афонского , основан в 963 году). Кроме денежных даров, обновили церковь Святого Симеона в Просфоре и воздвигли около церкви город, а посреди большую башню, построили палаты, посадили виноград и присоединили к все к монастырю Ватопед.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Serbskij...

иером. Дамаскин (Христенсен) Часть IX 79. Наследие Сербского епископа Саввы Пишу о владыке Иоанне, и все как-то становится приятно на душе. Не хотелось бы, чтобы более важные сведения о нем затерялись. Епископ Савва (Сарачевич) 1205 Мы уже рассказывали, как некогда, путешествуя по Канаде, отец Герман – еще до знакомства с отцом Серафимом – встретился с епископом Саввой Эдмонтонским и проговорил с ним всю ночь, больше, правда, слушая рассказ епископа о том, каким ему видится духовное возрождение Русского Зарубежья. В то время отец Герман недоверчиво слушал владыку, и не без оснований. Как отметил потом отец Серафим, «пламенные призывы епископа Саввы собрать Братство духовного возрождения поначалу вызвали некоторый интерес, но так ни к чему и не привели – ив основном, без сомнения, потому, что этому никак не способствовали условия русской эмиграции, придавленной мирскими заботами и искушениями». 1206 В последние годы жизни епископу Савве выпало сеять семена духовного возрождения, и им суждено было дать всходы, о которых он и не мечтал за все годы трудов на этом поприще. После кончины архиепископа Иоанна он оказал Церкви неоценимую услугу, записав свидетельства святости владыки Иоанна. Именно за этот труд любви выдающегося сербского иерарха епископа Савву сегодня люди поминают добром. Отец Серафим вспоминал: «Первые месяцы после упокоения архиепископа Иоанна в 1966 году в русской эмигрантской прессе появилось много личных свидетельств о его святости и подвижничестве, признаний его исключительной роли в жизни паствы. Но вскоре поток писем иссяк – очевидно, почитание, носившее личностный характер, на этих людях, знавших его лично, прерывалось. Тогда-то епископ Савва опубликовал свои материалы об архиепископе Иоанне. В 1967–1968 годах в газете “Православная Русь” он напечатал пятнадцать статей разного объема и назначения. Вместо разрозненных личных воспоминаний прихожан он поместил подборку своих собственных (провинция Альберта, Канада) свидетельств, тщательно отобранных и проверенных. В них раскрывались разные черты владыки Иоанна, его святые дела. Более того, епископ Савва снабдил свои статьи многочисленными цитатами из житий и творений святых отцов, для того чтобы подчеркнуть преемственность традиции православных святых, среди которых архиепископ Иоанн занимал достойное место.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

Истоки сербской литургической традиции Сербская богослужебная традиция в своих истоках во многом связана с монастырем Хиландар – местом, где впервые уставное византийское богослужение встретилось с традициями сербского монашества. Сербская афонская лавра, построенная в 1189 году, явилась не только новым духовным, но также и первым литургическим центром сербского народа: первые типиконы и богослужебные книги, которые приходили из Византии, трудами хиландарских игуменов и иноков сначала переводились и приспосабливались к условиям сербской богослужебной практики в Хиландаре, а потом уже переносились в Сербию. И именно в Хиландаре стараниями святого Саввы Сербского шел процесс создания собственно сербского богослужения. В каком объеме Сербией было перенято византийское богослужение до святого Саввы, из-за отсутствия источников остается неизвестным. Вероятно, это богослужение было связано с литургической традицией охридского региона, где еще на рубеже X–XI веков переводились на славянский язык греческие богослужебные книги . Ученые, в течение многих десятилетий изучавшие древнесербское богослужение, основное внимание сосредотачивали на новозаветных богослужебных текстах – Евангелии и Апостоле. Минеи, Октоихи, Триоди, Служебники и другие сербские богослужебные книги не были систематически исследованы . Следующее обстоятельство только усугубляет ситуацию: среди небольшого числа дошедших до нас сербских богослужебных памятников XIII века нет ни одного сохранившегося в полном виде богослужебного устава (Типикона). В работах, посвященных истории развития сербского богослужения, ученые чаще всего обращались к Хиландарскому типикону (Ктиторскому уставу) . Исследователи, помимо толкований его правил, лексико-грамматического изучения текстов и палеографического описания списков, обращали внимание и на его структуру, отношение к источнику, на основе которого он создавался, а также неоднократно занимались вопросами перевода этого текста на современный сербский язык. Ученые проявляли интерес и к «несохранившейся» синаксарной части Хиландарского типикона (далее ХТ). Сложный вопрос, какие именно богослужебные указания (на которые святой Савва неоднократно ссылается в ктиторской части) определяли совершение богослужения в Хиландаре, представлял камень преткновения для многих ученых. Не имея достаточного количества доказательств и основывая свои теории на предположениях, одни настаивали на мнении, согласно которому святым Саввой был переведен весь комплекс нормативных текстов из Евергетидского монастыря, в том числе и богослужебный синаксарь, другие же исследователи старались доказать его авторство только для ктиторской части. Но если святой Савва не переводил богослужебный синаксарь, каким образом тогда совершалось богослужение? Найти ответ на этот вопрос чрезвычайно важно, поскольку это даст нам возможность понять, каким же образом было положено начало сербскому богослужению и на какую богослужебную традицию оно было ориентировано.

http://pravoslavie.ru/28177.html

Историческое описание Сербской царской лавры Хиландаря и ее отношения к царствам Сербскому и Русскому Источник «Преподобный Савва оставляет монастырь Пресвятой Богородицы, рекуще Святая Святых, нарицаемый Хиландарь, сбирает мужи Богупотребные, сам образ собою показа им пощения, воздержания, чистоты и всяких добрых детелей, прибежище сотвори общаго спасения своему Отечеству, Сербсцей земли». (Грамота Патриарха Сербскаго Никодима 1422 года.) «Потьща се и сотвори оградой великой, храм Пресвятые Богородицы, Святая Святых, монастырь, нарицаеми Хиландарь, насадив Богоподобные муже, правилу духовному научив и наказав, пристанище сотвори спасению своего отечества людям». (Хрисовул Краля Милутина 1312 года.) Хиландарь или Хилендарь, Сербская Царская Лавра и общая задужбина всех сербских королей и царей, создан родоначальником дома Неманичей, Великим Жупаном Стефаном Неманею (в монашестве Св. Симеон Мироточец), отцом Пр. Саввы, как ясно свидетельствует о сем хрисовул, данный им самим сему монастырю, где говорится, что он нашел это место (монидрион, маленький монастырь), называемый Хиландарь, храм Введения Пресвятой Богородицы, разрушенным, и воздвиг на нем церковь того же имени. Причины, приведшие Великаго Сербскаго Жупана сперва в монастырь, а потомъ на Св. Гору, обшеизвстны: он принял пострижение в монашество в созданной им в Сербии Лавре Студеницкой, а отсюда в 1198 году пришел на Св. Афонскую Гору, для сожительства с любимым сыном своим, Растком (в монашестве Св. Саввой), который, оставив все красное мира сего: отечество, царский дом, богатство и славу, в 1186 году, скрылся на Св. Афонскую Гору, в Русский монастырь. Преследуемый и открытый здесь посланцами огорченного его бегством родителя, Растко, вместо возвращения домой, усыпив их бдительность обещанием беспрекословно исполнить волю родителя, между тем тайно принял обручение великого Ангельского образа и с высоты монастырского пирга (башни) сбросил им свою Царственную одежду, показывая тем искреннее и конечное отречение от мира. Из Русской обители Св. Пантелеймона Савва вскоре был перемещен, по воле Прота Св. Горы, в Ватопед, куда и пришел, для сожительства с ним (в 1198 г.), престарелый отец его, мних Симеон. Ему-то принадлежит благая мысль создать на Св. Горе особый монастырь для иноков сербского языка, подобный, уже процветавшим тогда на Афоне монастырям, Болгарскому, Зографу, и Русскому, Русику.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Закрыть itemscope itemtype="" > Забытый сподвижник Петра Документально-художественная повесть. Главы 11 – 18 01.04.2022 1626 Время на чтение 55 минут Главы 1 – 4 Главы 5 – 10 Уважаемые читатели, продолжаем публиковать отдельные главы художественно-документальной повести, посвящённой жизни одного из наиболее деятельных соратников Петра. О графе Савве Лукиче Вдадиставиче-Рагузинском у нас знают немного. Его имя не связано ни с интригами при Дворе Петра Великого, ни с головокружительными политическими потрясениями, порою оканчивавшимися для героев этих интриг и переворотов весьма и весьма плачевно… Отдельная просьба – помянуть за здравие в своих молитвах рабов Божиих иерея Бориса и Георгия, помогающих работать над редакцией изначального текста.   11. Неожиданная весть Чем ближе Саввин корабль приближался к Дубровнику, тем – с каждым днём – всё сильнее и сильнее росло его нетерпение. В заливе Стоуна, в Ходилье, недалеко от бискупии, которая расположилась на месте православной сербской митрополии, его ждала Мария. Её горячая любовь. Семья Саввы, близкие друзья и даже не очень близкие были в курсе этих отношений. Но вслух никто ничего не комментировал. Ибо были убеждены в том, что вмешиваться бесполезно. Но, с другой стороны, ревнивые конкуренты иногда провоцировали его и бросали ему вызов. Это заканчивалось схваткой на мечах, где, как правило, задиры как следует получали на орехи. Неоднократно Савву предупреждали благонамеренные преданные доверенные лица о том, что его подстерегает устроенная засада. Это предупреждение и спасало ему жизнь. Несмотря на то, что Владиславичи пользовались исключительной репутацией у представителей власти Дубровника и крепко стояли на ногах, немало было и завистников. А также ревнивых мужей, чьи жёны имели глупость вслух восхищаться Саввой. В конторе в Грушевой гавани Савву ожидало запечатанное письмо из Ходилья. Письмо состояло из одной фразы: - Как только приедешь, поспеши ко мне... Твоя Мария. Выполнив все торговые операции в гавани, последние распоряжения он отдавал уже сидя в седле. Это коротенькое предложение взволновало его и усилило нестерпимое желание видеть свою любимую. Странные предчувствия беспокоили его.

http://ruskline.ru/analitika/2022/04/01/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Забытый сподвижник Петра Документально-художественная повесть. Главы 40-45 23.04.2022 1372 Время на чтение 38 минут Главы 1 – 4 Главы 5 – 10 Главы 11 – 18 Главы 19-30 Главы 31-39     40. Путь в Москву Стояла солнечная и сухая погода. Чтобы скрасить дорожную скуку, порою граф усаживался рядом с кучером, любуясь необъятными просторами, украшенными густыми непроходимыми лесами, наполненными здоровым духом. Во время остановок на ночлег, Савва в который раз возвращался к чтению книги Орбина о единстве славянского племени, размышляя о том, что труд этот непременно необходимо перевести на русский язык. Подстёгивало Савву и то, что Пётр, живо интересуясь особенностями жизненного уклада сербов, поделился своими впечатлениями раннего детства, когда ещё при жизни батюшки его, государя Алексея Михайловича, приходилось бывать на службах в Архангельском соборе Кремля. И он, будучи с детства человеком любознательным, запомнил огромные фрески, на которых – как Пётр выяснил уже гораздо позже – изображены были великие святые сербы – святитель Савва, Симеон Мироточивый и Царь Лазарь. Эти образы соседствовали в его памяти с теми блаженными днями, когда любимый батюшка его, Алексей Михайлович, был ещё жив. Потом его не стало. И для Петра и его матери настали совсем иные времена. Последствием тех ужасов, которые маленькому Петру довелось пережить в детстве, стала его нервность, доходящая до исступления, и полное отвержение всего того, что понималось им как старомосковский уклад. Ненавидимый царственным преобразователем до самой глубины души. Вспоминал Пётр нередко и царя Иоанна Васильевича, чья судьба в чём-то с его судьбой перекликалась. Интересно, что когда Савва упомянул о сербских корнях Грозного русского Царя, Пётр оживился неописуемо, припоминая свои уроки из прошлости Державы Российской, погружение в которую так помогало ему в детстве уходить мыслями своими от грозного и непредсказуемого настоящего. Владиславича несколько удивило то, что Пётр – при всём своём безусловном обожании европейской механики и западного начина живота – неплохо разбирался в церковной старине. Он предметно обсуждал с Саввой детали Кормчей книги, основанной, как известно, на Законоправиле святого Саввы. При этом он неоднократно подчёркивал то, что Церкви нельзя давать тех полномочий в управлении державным механизмом, которые имеются у Римского первосвященника. Иначе, был убеждён Царь, непременно быть беде.

http://ruskline.ru/analitika/2022/04/23/...

Закрыть itemscope itemtype="" > С Патриархом Иринеем по Святой Земле 29.12.2020 512 Время на чтение 9 минут 28 декабря – сороковой день отшествия ко Господу Предстоятеля Сербской Православной Церкви Святейшего Патриарха Иринея – выдающегося иерарха, богослова и пастыря. Любовь к людям, доброта и скромность Святейшего владыки остались в памяти и в душе каждого, кому довелось с ним встречаться. В числе тех, кто может поделиться этими счастливыми воспоминаниями, – епископ Пакрацко-Славонский Йован. Патриарха Иринея я встретил впервые в Хиландаре еще будучи послушником. Митрополит Амфилохий отправил меня и теперешнего иеромонаха М. на Святую Гору, чтобы мы могли немного перевести дух после «дробилки» Цетиньского монастыря военной поры и «принять Духа». Это случилось непосредственно после краткого настоятельства отца Паисия (Танасиевича), когда и настоятели, и братия заново учились общежительному порядку, предписанному святым Саввой, после многовековой идиоритмии. Отец Паисий после истребления его семьи на Дрине (повторного, ибо то же самое случилось и во время Второй мировой войны), уединился в недавно восстановленном скиту святого Василия на побережье, где он с любовью и подлинным святогорским гостеприимством принял нас. Вскоре он отправится во Вране (Южная Сербия), где за короткое время создаст ряд братств и сестричеств, которые его, рано почившего, до сих пор хранят в благодарной памяти. Патриарх Ириней – тогда епископ Нишский – прибыл в те дни в Хиландар, куда его направил Священный Синод, чтобы возглавить Литургию на монастырской Славе Введения Богородицы во храм Если бы мне тогда сказали, что он же, но уже как Патриарх направит меня как своего викария в 2014 году в Хиландар, чтобы возглавить празднование памяти святого Симеона Мироточивого Владыка Нишский посмотрел на непримечательных послушников (впрочем, примечательный послушник – это оксюморон), которые подошли взять благословение, и спросил, откуда мы, после чего любезно и немного официально сказал: «Что ж, нам нужны монашеские кадры». Правда, послушники уже были достаточно одержимы Святой Горой, чтобы такое рекрутирование произвело на них впечатление. Позже о. М. и я долго вспоминали ту странную силу, объятые которой мы, как два горных козла, карабкались от Ватопеда до Хиландара, и только спустя время признались друг другу, что не могли понять, что происходит с тем другим, куда он летит как помешанный.

http://ruskline.ru/opp/2020/12/29/s_patr...

Икона святителя Николая Сербского С кем только ни сравнивали святителя Николая: и со Златоустом, и с пророком Исаией, и с Иоанном Предтечей, и со святителем Саввой Сербским. На кого бы он ни был более похож, на Балканах в ХХ веке и вправду не было более масштабной личности, чем владыка Николай (Велемирович). Когда в начале Первой мировой войны сербское правительство послало его в Европу с миссией рассказать о сербском народе, развеять представление о Сербии как о злобной виновнице войны, иеромонах Николай прибыл в Лондон, никого не зная там, и начал свою проповедь с того, что играл на свирели в Гайд-парке, привлекая диковинной игрой и незнакомым инструментом жителей Лондона и рассказывая о Сербии. А уже через несколько лет о нём говорили как о третьей армии, которая воюет за Сербию, его выступления собирали полные залы, и даже англиканские храмы стремились пригласить его для проповеди. Его дружбой гордились общественные деятели и писатели, Рабиндранат Тагор позднее даже ездил в гости к нему в Охрид. Но не одни почести достались святителю. На его долю выпала и сложная борьба против навязываемого Сербской Церкви конкордата с Ватиканом, аресты, слежки, концлагерь Дахау. Но как апостол Павел умел жить в скудости и изобилии и быть довольным, так и владыка Николай умел жить в чести и в бесчестии, ровно перенося всё, что случалось с ним. При атеистическом режиме Тито владыку в родной Сербии клеймили предателем, масоном, сотрудником оккупантов. Но верующие чтили его память, читали ввезённые контрабандой изданные за рубежом его книги, преподобный Иустин (Попович) ежегодно служил панихиду по нему. Литературное наследие владыки огромно, и именно оно лучше всего свидетельствует о своём авторе, а ещё больше о Боге, Который и был центром жизни для владыки. То место, в котором мы сейчас живём, было некогда дном морским. Там, где сегодня мы воздвигаем храмы, театры и дома, когда-то водяная толща покрывала вековые отложения песка и грязи с илом и травой; там, в полнейшей темноте могла существовать только растительность, приспособившаяся к жизни в холоде под огромным давлением воды. Ни звука, ни луча света, ни проблеска мысли на протяжении сотен — кто знает, может, тысяч — лет!

http://pravoslavie.ru/36771.html

Исторические связи Карпатской Руси со Святой Горой Афон Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Святой Горе Афон. Фото: www.afon.orthodoxy.ru История взаимоотношений Карпатской Руси и Святой Горы Афон насчитывает уже тысячу лет, и берет начало в эпоху Крещения Руси. В то время Святая Гора переживала период расцвета (в Х веке на Афоне насчитывалось до 180 обителей) и являлась главным училищем подвижничества для всего православного мира. Весьма рано начались паломничества русских людей на Святую Гору. Одним из таких путешественников был уроженец города Любеч Антипа, принявший постриг в афонском монастыре Эсфигмен с именем Антоний. Спустя некоторое время он вернулся на Русь и основал Киево-Печерский монастырь, устроенный им по образу афонских монастырей. Эта обитель, как и ее святой основатель, впоследствии стала знаменитой на весь православный мир. В числе ее монахов было немало выходцев из угрорусских земель. Из них наиболее известен преподобный Моисей Угрин. Как повествует житие преподобного Моисея, монашеский постриг он принял, находясь в польском плену от одного из афонских иеромонахов, которые временами посещали новопросвещенные славянские земли для утверждения в них благочестия (Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. М. 1995. К.2. Т.1. С.113.). Ввиду того, что Закарпатье являлось естественным коридором между русскими землями и находившимися под сильным духовным воздействием Афона славянскими государствами на Балканах, через него на Русь распространялось влияние Святой Горы. В качестве примера этого феномена можно назвать распространение на Руси в XV веке устава Лавры преп. Саввы Освященного, известного как Иерусалимский церковный устав. Этот устав, которым наша Церковь пользуется и поныне, впервые был переведен на славянский язык на Афоне в конце XII века святителем Саввой Сербским. Став Архиепископом, святой Савва ввел его в употребление в Сербской Церкви, затем Иерусалимский Типикон был принят в Болгарии и, чуть позже - на Руси. С введением в 1646 году Ужгородской унии, связь Карпатской Руси с Афоном практически прервалась, хотя память о Святой Горе, как и святая православная вера, сокровенно жила в сердцах карпатских русин вплоть до начала ХХ века, когда началось активное возрождение Православия в Закарпатье.

http://pravoslavie.ru/5204.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010