Да, здесь было, что посмотреть... Монастырь был основан сербским архиепископом св. Саввой и его отцом св. Симеоном в XII веке. Соборный храм был заложен в 1293 году сербским кралем Стефаном (Св. Саввой), который основал монастырь. За епископской кафедрой собороного храма по сей день находится могила святого Симеона (отца Стефана), откуда через стену храма выросла виноградная лоза. Ее ягоды чудодейственным образом излечивают от бесплодия женщин, которые вместе со своими мужьями обращаются к святому Симеону с просьбой излечить их от бесплодия. Наверное, самой главной святыней монастыря считается икона Божией Матери " Трихерусса " ( " Троеручица " ). Она была написана самим святым Иоанном Дамасским (8 век). В период иконоборчества святой, отстаивая иконы, писал письма императору-иконоборцу Леону III. Тот же, чтобы оправдать себя, оклеветал его перед сарацинским князем, который приказал отрубить святому руку. Святой Иоанн с отсеч нной кистью пришел к иконе Богоматери, которая была у него дома, и попросил исцелить его. Кисть чудесным образом срослась, и святой Иоанн в память об этом чуде приделал кисть из серебра к иконе. Выйдя за стены обители, мы посетили небольшую церковь, посвященную Св. мученику Трифону и монастырскую костницу. В Хиландаре произошло еще одно удивительное событие, о. Алексий повстречал русского архимандрита - о. Иеронима, у которого исповедывался более двадцати лет назад, когда бывал в Псково-Печерском монастыре. Такие вот сюрпризы дарит Афон... Ночь в Хиландаре была довольно беспокойной, так как Петр как истинный серб, делал все с полной самоотдачей - и молился, и пил, и... храпел. Звуки были сравнимы разве что с рыком дикого горного зверя. После Литургии мы вместе с о. Иеронимом и двумя сопровождавшими его монахами отправились обратно в Св. Пантелеимон. Здесь мы сподобились поучаствовать в архипастырском богослужении - на Литургии служил архиепископ Воронежский. И вот, в последний раз причастившись на Афоне, мы садимся на паром и отплываем обратно, в суетный мир. Бросаем последний взгляд на Св. Гору, ее вершина свободна от облаков, по монашескому преданию, это значит, что Пресвятая Богородица, в это время посещает свой земной удел.

http://isihazm.ru/1/?id=693

Баня святого Николы Фотогалерея Неподалеку от города Прибой в самом сердце Сербии находится одна из древнейших сербских святынь – монастырь Баня в честь святителя Николая Чудотворца. Его история восходит ко временам, предшествовавшим правлению династии Неманичей и устроению самостоятельной Сербской архиепископии святителем Саввой. Сегодня монастырь относится к Милешевской епархии, является формально мужским, но в нем есть и женское монашеское сестричество. Главный храм обители посвящен святителю Николаю, а к его южной стене пристроена церковь Успения Божией Матери. На территории монастыря сохранился и фундамент самой древней первоначальной Никольской церкви. Монастырь как памятник особого культурного и исторического значения находится под защитой государства. Точная дата его основания неизвестна, но он существовал уже в XII веке, что установлено благодаря упоминанию его игумена в известном «Студеницком типике» святого Саввы как одного из участников выборов игумена Студеницы. С 1220 года здесь располагалась кафедра Дабарской епархии, и монастырь называли Святой Никола Дабарский (серб. Свети Никола Дабарски). Затем здесь была кафедра Дабро-боснийской митрополии, основанной святителем Саввой. Обитель занимала особое место в державе правителей Неманичей, о чем свидетельствуют могилы выдающихся деятелей периода правления царя Душана и его сына святого царя Уроша (XIV век). В XIV веке здесь также была усыпальница известного рода Войиновичей в период пика их могущества. Сегодняшний монастырский храм во имя святого Николая воздвиг святой король Стефан Дечанский в 1329 году. Во время османских завоеваний и владычества монастырь, как и большинство сербских обителей, неоднократно подвергался разорению, но около 1570 года монастырский храм был значительно обновлен. В XIX веке монастырь более 20 лет лежал в руинах пока в январе 1899 года сербы не получили от султана Абдул Хамид Хана II разрешение на его восстановление. Последние восстановительные работы проводились до 1905 года. В 1974 году в монастыре была открыта богатая ризница, признаваемая одной из наиболее сохранившихся и полных средневековых ризниц на всем Балканском полуострове. В этой древней обители можно увидеть множество предметов церковного обихода прошлых веков – кресты, дискосы, дарохранительницы и др.

http://pravoslavie.ru/113134.html

65 Ср.: Мф. 28:18. 66 Монастырь Жича построен в XIII веке сыновьями святого царя Симеона Мироточивого — святым королем Стефаном Первовенчанным и святым Саввой Сербским. В 1219 году святой Савва был хиротонисан в Византии в первого архиепископа Сербского и привез с собой мастеров для росписи жичского собора Вознесения Господня. Через два года, в 1221 году, в этом соборе в день его храмовой славы (престольный праздник) святым Саввой был венчан на царство первый король Сербский, Стефан Первовенчанный. Здесь же были венчаны на царство еще 19 королей Сербских. Жичский Спасов дом был сердцем сербского Православия, он именовался Великой церковью и Матерью другим церквам. За долгую историю монастыря его неоднократно разрушали, даже в середине и в конце ХХ века, но он всегда поднимался из руин. В 1804 году Жичу восстановил знаменитый Карагеоргий, а в 30-е годы прошлого столетия- великий святитель Сербский Николай, автор настоящей книги. Святитель Николай много заботился и о духовном благоустройстве Жичи, и при нем духовная жизнь Сербии достигла расцвета. Сегодня Жичский монастырь самый крупный в Сербии, в нем подвизаются 45 насельниц. 67 В оригинале дословно: «носят литию». 68 Четники в Сербии — то же, что казаки в России. Четы, вооруженные партизанские отряды самообороны сербов, возникли в тяжкие времена турецкого ига, в XV веке. Состояли они в основном из гайдуков. «От Балкан до кремнистого далматинского приморья, от Карпат и до Пинда не было ни одной планины (плоскогорья), которая не скрывала бы в своих недрах хоть одного отряда (четы) сербских гайдуков, которые здесь хранили кадило сербской свободы и самостоятельности и отсюда слетали в долину, где кроваво мстили своим тиранам» ( Погодин А.Л . История Сербии. С. 296). В 1904—1908 годах ввиду террора, развязанного албанскими башибузуками, турецкими и болгарскими отрядами против сербов в Македонии и Старой Сербии, четническое движение активизировалось. Его деятельность поддерживалась МИДом Сербии. С 1908 по 1941 год четники составляли националистическую великодержавную монархическую организацию Народная оборона, объединявшую сербских патриотов («родолюбов»).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3742...

национально-освободительного восстания 1821-1829 гг., отстроившими в 1888 г. комплекс зданий; св. Иоанна Предтечи (сразу за храмом Протата), известна с 1593 г. как келлия Касторийцев, в которой в 1-й пол. ХХ в. жил видный участник «борьбы за Македонию» капитан Г. Янглис (в монашестве Гавриил, † 1946), а затем - звонарь Дамаскин († 2004), подвизавшийся на Афоне в течение 85 лет с 8-летнего возраста; свт. Николая Чудотворца (в местности Адин на границе с Капсалой). Иногда к карейским келлиям причисляют другие иверские келлии, находящиеся к югу от К.: прав. Анны, где подвизается протопсалт иером. Антипа (Скандалакис), Преображения Господня (Мораитико), Св. Троицы, Рождества св. Иоанна Предтечи, свт. Николая Чудотворца (Типографов, τν Τυπογρφων) и св. Говделы. Хиландар - конак-келлия Благовещения Пресв. Богородицы и 22 келлии, из к-рых в наст. время заселено 11. Наибольшее историческое значение имеют основанные свт. Саввой Сербским келлии Типикарница (в центре К., к западу от Протата, названная так по написанному для этой келлии Типикону 1197 или 1199 г.; от укреплений серб. кор. Стефана Милутина кон. XIII в. сохранилась башня св. Саввы, существующее здание храма построено в 1775 г., нартекс расписан в 1806 г. мон. Макарием из Галатисты) и Патерица (к северо-востоку от скита ап. Андрея Первозванного, получила наименование по хранящейся в ней реликвии - посоху ( πατερτσα) прп. Саввы Освященного, привезенному из Палестины Саввой Сербским (в наст. время хранится в Типикарнице), церковь освящена в честь Преображения Господня, нартекс пристроен в 1745, фрески апсиды выполнены во 2-й пол. XVIII в.). В XIX - нач. ХХ в. Хиландару принадлежали 1 болг. (Введения во храм Пресв. Богородицы) и 8 рус. келлий (Благовещения Пресв. Богородицы, сщмч. Игнатия Богоносца, Св. Троицы, свт. Иоанна Златоуста, Трех святителей, свт. Николая Чудотворца (Белозёрка, Буразери), ап. Иоанна Богослова, Рождества св. Иоанна Предтечи). Возникновение большинства рус. келлий предание также связывает с именем свт.

http://pravenc.ru/text/1681041.html

Направление, данное сербскому православному монашеству святителем Саввой, соблюдается и в наши дни. Монашеская жизнь в Сербии определяется «Типиком» святителя Саввы (в основу «Типика» положен Устав святого Саввы Освященного) и Правилами, изданными в 1963 году Священным Синодом: «Уредба за унутрашньи и споляшньи монастырски живот» («Правила для внутренней и внешней монастырской жизни»). В последних читаем: «Монашеская жизнь имеет одну цель: спасение души. Поэтому все, что ведет к этой цели, необходимо исполнять как заповеди Божий, которые не имеют в виду ничего иного, кроме спасения исполняющих их (свт. Василий Великий). Монашеские пути спасения суть: обет послушания, целомудрия и нищеты. Они достигаются исполнением евангельских добродетелей: молитвы, поста, труда, смирения, кротости, терпения, любви и прочих» (статья 16). «Послушничество по правилу продолжается 3 года... Этот срок может быть сокращен только в следующих случаях: 1) если послушник уже раньше был известен настоятелю... или окончил какую-либо богословскую школу; 2) если он до вступления в монастырь был известен по строгости жизни, которая не отличалась от монашеской, и 3) в случае смертной опасности...» (статья 10). Согласно данным Правилам, постриг в рясу совершается над кандидатом не раньше чем ему исполнится 21 год (статья 11); постриг в малую схиму—после 40 лет (статья 14), а в великую схиму — после 50 лет (статья 15). Сербская — Святосаввская — Православная Церковь богата древнейшими монастырями, которые как в прошлом, так и в настоящем составляли и составляют ее славу и неисчерпаемое духовное сокровище . «Ни один христианский народ в Европе, — свидетельствует сербский историк XIX столетия, — не имел столько монастырей и церквей пропорционально к своей численности, сколько имели сербы» . Из этих монастырей следует упомянуть: Хилендарская обитель на Афоне в честь иконы Пресвятой Богородицы «Путеводительницы». Обитель была основана в 1199 году святым Саввой и его отцом святым Симеоном (в миру — сербский король Стефан Неманя, основатель знаменитой династии Неманичей) . С первых же лет она стала не только местом подвигов иноков, но и культурным центром. Здесь изучали и богословские науки, и философию, церковное и гражданское право, литературу, географию, медицину и проч. Начиная с XIII века, большая часть сербов именно в Хилендаре получала духовное воспитание и образование, которое по своей глубине равнялось образованию тогдашних высших школ Европы и Византии. Поныне в Хилендарской библиотеке хранятся произведения древнейшей сербской литературы, свидетельствующие как о культурной роли монастыря в истории Сербской Церкви, так и вообще о высоком культурном уровне сербов в средние века. Поэтому вполне понятно, что сербы называют обитель Пресвятой Богородицы первым сербским университетом.

http://sedmitza.ru/lib/text/441204/

Русские паломники, посещавшие Карею, в своих записях постоянно упоминали о «Корейском Типике», поскольку он вызывал у них особый интерес своей древностью: «В Карее – типикарница – келья, устроенная еще святым Саввой Сербским и снабженная от него особенным уставом – Типиком, – писал один из паломников. – Он здесь хранится и показывается желающим видеть его. Он написан по-славянски на довольно длинном свитке из кожи и подписан собственноручно святителем Саввой» 136 . Дальнейшее развитие литературных традиций в Карее связано с именем знаменитого Доментиана – ученика и последователя святителя Саввы. После кончины святителя Саввы он поселился в Карейской келлии и здесь, руководствуясь собственными воспоминаниями, а также свидетельствами других монахов, написал «Житие Саввы». Двадцать лет спустя, когда он стал духовником Хиландарского монастыря, по его просьбе грамматик Феодор переписал по-сербски в 1262–1363 гг. болгарскую рукопись «Шестоднева». В то же время и сам Доментиан работал над «Житием святого Симеона», которое закончил в 1264 году. В XVI столетии для юго-восточных славян наступили тяжкие времена, поскольку к этому времени турки полностью подчинили себе Балканский полуостров. Но, преследуя здесь Православную Церковь и носителей славянской культуры, турки все же не решились захватить Святую Гору и предоставили ее насельникам сравнительно сносные условия существования. В связи с этим еще более возросло значение Афона как места, где по-прежнему сохранялись древние православные традиции и рукописные богатства. Такие монастыри, как Хиландар, Зограф, Пантелеимоновский (Руссик) и обитель святого Павла собирали в своих стенах памятники славянской письменности, повсеместно искореняемой турецкими завоевателями. Поэтому неудивительно, что большинство сербских и отчасти болгарских рукописей XV–XVII вв. принадлежат перу афонских переписчиков. Православная Россия гостеприимно принимала посланцев Святой Горы, которые, наряду со щедрыми материальными пожертвованиями, имели здесь возможность приобретать и некоторые древние рукописи для того, чтобы по приезде на Афон приумножать там сокровища славянской письменности.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

В заключительных строках данного исследования дисциплинарной части ХТ мне представляется необходимым отметить следующее: вышеприведенные факты ясно показывают нам, что именно Евергетидский устав был введен в Хиландарский монастырь святым Саввой, сделавшим перевод Хиландарского устава. Создавая типикон, св. Савва сам переводил греческий источник, сокращал его содержание и делал дополнения по своему усмотрению. Результаты текстологического исследования ясно показали, что его устав не просто перевод с греческого языка, а памятник письменности, содержащий дополнительные тексты, которые отсутствуют в ЕТ. Подвижник довольно свободно обращался с переводом Евергетидского типикона, на свой выбор то исключая из него отдельные части, то пополняя их своими собственными дополнениями. Получение Хиландарским монастырем статуса царского позволило св. Савве внести в Хиландарский типикон новые предписания, вызванные условиями святогорского образа жизни. Хиландарский хрисовул, написанный святым Симеоном и Саввой в 1198 году, являлся одним из древнейших памятников сербской письмености. Его подлинник хранился в Белградской народной библиотеке вплоть до Второй мировой войны, когда при бомбардировке Белграда он был уничтожен. Однако этот хрисовул напечатан у Аврамовича в его труде «Описание древностей Сербских на Св. Афонской Горе». Белград, 1847. С. 16-18. Хрисовул описывает обстоятельства, при которых свв. Симеон и Савва строили монастырь. Спасович Станими , проф. Лист Српске Православне канадске. - 1995, 5. - С. 19. Там же. Гранич Ф . Акт манастира у грчким областима позноримског царства у V и VI в. Гласник скопског научог друштва. - Београд, 1930. - С. 7-8. Скабаланович М. Византийское государство и церковь в XI веке. СПб, 1884. С. 434. Троицки С. Ктиторское право у и Глас СКА. Београд, 1935. С. 84. Там же. - С. 81. Там же. - С. 94 Там же. Стари српски записи и натписи. III. Београд, 1905. С. 70-71. Пентковский А. М. Ктиторские типиконы и богослужебные синаксари//Богословские труды, Москва, 2003. - С. 332.

http://bogoslov.ru/article/311117

Храм был возведён между 1377 и 1380 годами князем Лазарем Хребеляновичем в честь рождения своего первого своего сына, деспота Стефана, наследника престола. Храм построен в моравском стиле. Церковь с момента основания ни разу не разрушалась и ее архитектура считается настолько правильной и гармоничной, что стала образцом для других церквей в Сербии, построенных позже. Адрес: Цара Лазара 1, Крушевац, Сербия Подробнее... Монастыри [ править править код ] Список всех монастырей Сербии смотрите ЗДЕСЬ . Монастырь Студеница [ править править код ] Монастырь Студеница (серб. Манастир Студеница) — один из первых и самых больших сербских монастырей, Сербская Лавра, основанная Стефаном Неманей в 1190 году. Монастырь известен по сохранившимся фрескам 13 и 14 века. В 1986 году монастырь включён в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Основан в 12 веке на пустынном месте, где иногда охотились местные жители. Посвящен Успению Пресвятой Богородицы. Его основатель, Стефан Неманя, отрёкся от престола в пользу своего второго сына, Стефана Первовенчанного, и отошёл в монастырь Студеницу в 1196 году. Тогда же в монастыре завершились первые этапы строительных работ. Позднее он едет на Афон, где со своим младшим сыном, монахом Саввой, работает над восстановлением монастыря Хиландар. Здесь же Стефан Неманя принял монашеский постриг с именем Симеон. В это время о монастыре Студеница заботился Стефан Первовенчанный. Адрес: Манастир Студеница, Брезова 10б, 36343 Сербия Телефон: +381 64 642 1243 Подробнее... Монастырь Жича [ править править код ] Монастырь Жича или «Царская Лавра» — первый центр автокефальной сербской архиепископии, основанной в 1219 году во главе со святым Саввой, первым сербским архиепископом. Точная дата основания монастыря Жича неизвестна, существует предположение, что он был основан в периоде с 1206 по 1221 год. Основатель монастыря - Стефан Неманич, родной брат святого Саввы, который впоследствии стал первым королём Сербии, и был коронован в монастыре Жича. Всего в монастыре было короновано 7 сербских правителей из династии Неманичей, а по преданию перед каждой коронацией в монастырской стене возводили новые ворота, через которые проходил только новый король, после чего проход замуровывали обратно.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Серб...

Вторая чудотворная икона Божией Матери, так называемая, по сербскому простосердечию, Попская. С этой иконой совершаются крестные ходы и водосвятия. Третья икона Богоматери, не сгоревшая в 1722 году, во время пожара; она находится в Дохиарной. Четвертая икона Вождей Матери замечательна тем, что однажды экклисиарх, стараясь затеплить пред ней лампаду, не мог этого сделать: потому что икона находится при северной двери, вводящей из притвора в церковь , где постоянно ветер дует. В досаде, экклисиарх произнес ропотные слова и, не засветивши лампады, хотел удалиться; но, пораженный гневом Богоматери за безумие свое и нетерпеливость, упал, и его нашли пред иконой без чувств. Пятая здесь чудотворная икона Божией Матери, именуемая Акафистной, не сгорела во время пожара, бывшего в 1837 году. При южной стене находится гробница св. Симеона, родителя св. Саввы. Над гробницей вьется виноградная лоза, плодам которой приписывают целительные действия, особенно для неплодных супругов. Мощи преподобного Симеона, источавшие миро, перенесены св. Саввой, сыном его, в Сербию. Святыни здесь следующие: значительная часть древа Креста Господня; части тернового венца, крови Христовой, трости и пелен Христовых, и из даров волхвов часть смирны. Мощи следующих святых: глава св. Евтихия, патриарха Цареградского; нога препод. Симеона Столпника; нога св. Григория Богослова ; часть св. мучен. Евстратия, св. муч. Марины; рука св. Никифора патриарха; нога св. Пантелеимона; часть от главы св. пророка Исайи; частица св. Иоанна Предтечи; часть от главы св. Прокопия; св. Екатерины и Варвары. Кроме собора есть параклисы: 1) Покрова Пресвятой Богородицы; 2) св. Архангелов; 3) св. Предтечи Господний Иоанна; 4) св. двенадцати Апостолов; 5) св. первомуч. Стефана; 6) св. Сорока Мучеников; 7) Святителя Николая Чудотворца; 8) св. великомуч. Димитрия Солунского; 9) препод. Симеона и Саввы Сербских – ктиторов обители и 10) св. великомуч. и Победоносца Георгия. Хиландар основан св. Саввой, архиепископом Сербским, при царственных пособиях его родителя и родичей, и оставался исключительным приютом для сербов. Ныне здесь более болгары. Основание его совершилось в конце 12 и в начале 13 веков. 7. Эсфигмен (киновия)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В сербском монастыре Жича пройдет международный духовно-научный симпозиум о женском монашестве Белград, 31 августа 2011 г. В сербском монастыре Жича с 1 по 4 сентября пройдет международный духовно-научный симпозиум о женском монашестве, передает Седмица.Ru по материалам официального сайта Сербской Православной Церкви. Монастырь Жича, который отмечает в этом году 800-летие основания, был выбран местом проведения симпозиума не случайно - эта обитель была первым местопребыванием кафедры Сербской Православной архепископии, основанной святителем Саввой Сербским. Здесь же был коронован первый сербский король, родной брат святителя Саввы, святой Стефан Первовенчанный. В симпозиуме, который призван подчеркнуть преемственность и жизнеспособность традиции сербской духовности, заложенной святыми братьями Саввой и Стефаном, примут участие более 250 гостей из Сербии, Черногории, Республики Сербской, Хорватии, России, Греции, Кипра, Израиля, Франции, Польши, Румынии. Среди докладов заявлены следующие: " Библейские предпосылки возникновения женского монашества " (епископ Егарский Фотий, Сербская Православная Церковь), " Предпосылки богослужебной жизни в женском монашестве " (епископ Рашско-Призренский Феодосий, Сербская Православная Церковь), " Женское монашество в Антиохийской Патриархии: Современное положение и возможности обновления " (митрополит Веррийский и Александреттский Павел, Антиохийская Православная Церковь), " Вклад женского монашества в пастырское служение Церкви " (митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай, Элладская Православная Церковь), " Женское монашество III-IV в.: после Христа до иконоборчества " (др. К. Кончаревич, Сербия), " Женское монашество по Житиям святых Мелании и Макрины " (др. Е. Жукова, Россия), " Византийское государственное законодательство о женском монашестве " (др. К. Пицакис, Греция), и т.д. После окончания симпозиума, сделанные на нем доклады и выступления будут опубликованы в специальном сборнике. 31 августа 2011 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/48378.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010