Далее, удовлетворяя свой праведный гнев, Бог наказывает грешника (практический момент суда, или кара). Представим же себе, что грешник не перестает грешить, и всеведущий Бог видит, что он никогда и не перестанет грешить; – на такого человека Бог прогневается навсегда. Совершенно такой именно случай мы и имеем в лице Эдома, которого пророк Малахия называет: «народ, на который прогневался Иегова навсегда». Как такому, ему и кары назначены непрерывные. Это непрерывное удовлетворение Божественного правосудия. Теперь, как мы назовем субъективное отношение Бога к грешнику, на которого Он «прогневался навсегда» и непрерывными карами которого в настоящем и будущем удовлетворяет свой праведный гнев? – Другого термина, кроме ненависти, подыскать невозможно. Отвращение или гнев, в силу дальнейшего развития и благодаря способности понимать чувство другого индивидуума, приводят к удовольствию от того, что личная причина страдания сама должна испытывать страдание.... возникает ненависть. Так психология описывает ненависть (Гефдинг, Оч. псих., 2 рус. изд., стр. 253–4). Соответственно сделанным ранее разъяснениям, мы в этом описании должны только термины «удовольствие» и «страдание» в применении к Богу, как неуместные, заменить терминами «удовлетворение» и «недовольство». С этими оговорками, вполне возможно приписывать Богу ненависть, нисколько не унижая возвышенного понятия о Нем. б) Сопоставление Мал.1:3 с Рим.9:11 и след. дало повод Кальвину, Пискатору, Юниусу и др. находить здесь доказательство в пользу учения о безусловном предопределении. Они толкуют эти места в том смысле, что Бог «secundum absolutum electionis et reprobationis decretnm» Иакова избрал для вечной жизни, а Исава отверг для вечной смерти (Reinke, S. 204). Буква текста апостольского может подавать некоторый повод к такому толкованию: «так было с Ревеккою, когда она зачала в одно время двух сыновей от Исаака, отца нашего; ибо когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего), сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего ( Быт.25:23 ), и как написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел ( Мал.1:2–8 )» ( Рим. 9:10–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Дальнейшие сведения о судьбе Идумеи сохранились уже в книгах Маккавейских. В 1Мак.5:3, 65 сообщается: «Тогда Иуда ополчился против сынов Исава в Идумее, в Акравиме, так как они держали в осаде Израиля, и поразил их великим поражением и смирил их, и взял добычи их (ст. 3)... После того вышел Иуда и братья его и воевали против сынов Исава в земле, лежащей к югу, и поразил Хеврон и селение его и разрушил укрепление его и сжег башни его вокруг него» (ст. 65). Это было около 165 года до Р. X. 647 Во 2Мак.10:14–18 сообщается: «Горгий же 648 , сделавшись в тех местах военачальником, содержал наемные войска и непрерывно поддерживал войну против Иудеев. Вместе с ним и Идумеи, владевшие удобными укреплениями, тревожили Иудеев и, принимая к себе изгнанных из Иерусалима, предпринимали войны. Бывшие же с Маккавеем, совершая моление и прося Бога быть помощником им в войне, устремились на укрепление Идумеев. И, сделавши на них сильное нападение, они овладели этими местами, отмстили всем сражавшимся на стенах, умерщвляли всех попадавшихся на встречу и побили не менее двадцати тысяч. Не менее десяти тысяч бежали в две весьма крепкие башни, снабженные всем против осады». Окончательно уничтожилась Идумея, в качестве особой национальности и особой страны, при Иоанне Гиркане. Иосиф Флавий повествует (кн. 13, гл. 9, § 1): «Гиркан завоевал Идумейские города Адору и Мариссу и, покорив всех Идумеев, позволил им жить в земле своей, ежели они примут обрезание и законы Иудейские. Идумеи, жалея оставить отечество свое, допустили совершить над собою обрезание и приняли все обычаи Иудейские. С того времени сделались они Иудеями» 649 . Это было около 130 или 120 г. до Р. X. 650 Посте этого уже вместе с Иудеями Идумеи подпадают римскому владычеству; но самобытность их, как народа, должна считаться прекратившеюся еще при И. Гиркане. Св. Ефрем Сирин исполнение пророчества настоящего стиха видит именно в победах Иуды Маккавея и Иоанна Гиркана 651 . § 22. . Выражение следует переводить «и назовут их», или лучше – «прозовут их». Глагол ( – 3 л. мн. ч. perf. по виду каль) значит 1) «кричать», 2) «звать», «кликать», 3) «называть», «именовать», 4) «читать (вслух)» 652 . Третье из этих значений и имеет место в нашем случае. В этом значении гл. соединяется с дополнением в винительном падеже для обозначения имени, которым называют, и в дательном для обозначения лица называемого. Так все это и есть в рассматриваемом месте пророка Малахии. Мы переводим будущим временем потому, что выражаемое всем этим предложением содержание представляется следствием упомянутых перед тем неудачных попыток Эдома восстановить разрушенное, а последние, как мы видели, имели совершиться в будущем по отношению к пророку Малахии. Подобным же образом переводят: LXX («κα πικληθσεται ατος»), вульгата («et vocabuntur»), таргум («и назовут»), сирский (тоже), арабский (как LXX). Лютер («und soll heissen sie»), славянский («и нарекутся им»), русский («и прозовут их») и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

«... дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе Господе нашем» 137 . «Всем этим отрицается праведность законная и на место ея поставляется праведность евангельская, праведность духа и истины, праведность, которая состоит не в исправном поведении, а во внутреннем обновлении, в перемене душевной. Эта духовная праведность только и дает человеку вход в небесное царство духа и истины». 138 Собственно говоря, понять значение добрых дел можно исходя из того, что каждый должен сделать себя хоть отчасти святым (в меру своих сил): только праведным будет открыт вход в Царство Небесное. У человека в духовной жизни есть разные степени восхождения, и индивидуальное отношение к добрым делам изменяется по мере духовного роста. Люди очень разные. Одни добры от рождения, другим приходится переламывать свой характер для делания добра. В связи с этим и отношение к доброделанию очень разное. На начале пути многим приходится творить добро, принуждая себя выполнять заповедь Спасителя, а по мере возрастания в духовной жизни, добрые дела сами исходят из сердца. Но нужно много над собой работать, преобразуя душу, приближая ее к идеалу праведности, так, как только праведник способен воспринять райское блаженство. Нравственное самосовершенствование. Выше говорилось, что человек в земной жизни должен преобразовать себя, чтобы хоть в малейшей степени Бог прославил его святостью. Для этого нужно сделать себя таким, чтобы нравственное состояние души соответствовало бы определению святости. Каждый сам совершает свое спасение, неустанным трудом преобразуя себя, свою душу, изгоняя из нее злое и насаждая любовь и добро, целенаправленно изменяя и формируя свой характер. Только тогда добрые дела станут естественной и неотъемлемой потребностью. Нравственное самосовершенствование – основная область, в которой каждый христианин должен постоянно трудиться и это следует из слов Апостола Петра: «Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках; ибо написано: «будьте святы, потому что Я Свят». 139

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

Дары Святого Духа (истинные харизматические дары) были получаемы через возложение рук: «... и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать». 330 Очень важным являются слова Апостола Павла о прекращении, со временем, особых Даров Святого Духа: «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание прекратится. Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти прекратится». 331 Эти слова, помимо исторического факта прекращения ко времени издания Миланского эдикта массового подаяния особых Даров, являются для нас основанием очень осторожного и сдержанного отношения к современным проявлениям особых дарований. Остановимся подробнее только на двух видах чрезвычайных Даров – пророчестве и говорении на языках. Дар пророчества Это дар был распространен достаточно широко в Апостольские времена и в ближайшие последующие века. Но уже в древности умели различать истинных пророков от ложных. Очень интересно в этом отношении свидетельство Пастыря Ерма , произведения относящегося к концу I началу II века по Рождестве Христове 332 . Независимо от авторства мы имеем важнейший и интереснейший исторический памятник, передающий взгляды апостольского периода, к которому так стремятся сектанты и о котором не приводят никаких исторических свидетельств. Это произведение не является святоотеческим, но его можно использовать просто как древнюю хронику. Популярность произведения определяется хотя бы тем, что на него ссылаются такие известнейшие авторы, как Климент Александрийский , Ориген и Тертуллиан 333 . «... каким же образом можно узнать, кто истинный пророк и кто лжепророк?» «Выслушай, говорит, об обоих пророках; и по тому, что я скажу тебе, распознаешь пророка Божия и пророка ложнаго. По жизни узнавай человека, который имеет Духа Божия. Во – первых, имеющий Духа свыше – спокоен, кроток и смирен, удаляется от всякаго зла и суетнаго желания этого века, ставит себя ниже всех людей и никому не отвечает по вопросам, не говорит на едине; Дух Божий говорит не тогда, когда человек желает, но тогда, когда угодно Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

Дары Святого Духа люди получают в священнодействиях – богослужениях, которые называются Таинствами. Для их совершения необходим правильно рукоположенный священник: «Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих». 147 Слово «домостроители» в древнегреческом языке имеет значение «правители, распорядители». По контексту следует, что эти слова относятся к Апостолам 148 , а не ко всем христианам. Благодать священства передается при рукоположении священнослужителей (см. ниже), которые и получают власть Апостольского священства, становясь при этом и домостроителями таинств. Сам термин Таинства совершенно незнаком подавляющему большинству неправославных, за исключением, пожалуй, только католиков и части протестантов. Даже староверы беспоповцы и большинство отпавших от православия в секты не знакомы с ним. Название произошло от слова тайна: – человек не может видеть, как ему сообщаются Дары Святого Духа. Он их получает неизвестным для него, тайным образом. На невидимость Духа Божия, невозможность человеку Его ощущать, отсутствие Духа Божия в мире, существование духа мира, его отличие от Духа Божия указано в Священном Писании: – «И умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» 149 ; «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» 150 ; «Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы, знать дарованное нам от Бога». 151 Следовательно, мир Духа Божия принять не может, ибо людям не дано знать, откуда Он приходит, но есть дух мира, которого мы не приняли, а ведь это дух нечистый и не всякий сумеет отличить его от Духа Божия. Мы знаем проповедников говорящих: я даю вам Духа Божия, примите Дары Духа Божия, на вас сошел Дух Божий. Здесь возможно все: – как искреннее заблуждение, основанное на незнании, так и преднамеренный обман, а непосредственная проверка органами чувств человека или научной аппаратурой невозможна.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

Держащиеся мнения, что все без исключения умершие воскреснут в зените жизни, в возрасте вполне зрелом и свежем – от 30 до 33 лет, согласно пределу земной жизни, Христа Спасителя и соответственно тому возрасту, в котором, по общепринятому мнению, создан был и родоначальник человечества Адам, – основывают свое мнение на словах св. апостола Павла: доколе все прейдем в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова ( Eфec. IV, 13 ). Но в этих словах речь идет о духовном росте для познания Христа. Таким образом это мнение должно остаться не более как только мнением, не восходящим на степень непреложной истины. Есть другое предположение, более основательное – то, что каждый из нас воскреснет в том возрасте, в каком умер. Это предположение опирается на одно место в Апокалипсисе: И увидел я мертвых малых и великих, стоящих пред Богом (XX, 12). При таком предположении слава воскресших будет проявляться в многоразличии и многообразии тел воскресших. Для этой славной картины воскресших тел не может быть лучшего сравнения, как указание на приятное разнообразие в хорошо устроенном саду или же на многообразие, господствующее в небесном своде. Как опытный садовник убирает свой сад деревьями и цветами разной величины и как в видимом небе одна звезда превосходит другую не только по яркости света, но и по величине: так, нужно полагать, – будет и в другом мире. Еще несколько слов относительно различия полов в другой жизни. Сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых – говорит Христос Спаситель – ни женятся, ни замуж не выходят» ( Лук. ХХ, 35 ). Сподобившиеся достигнут воскресения – этим выражением обозначается не начальный только момент новой жизни, которого сподобляются достигнуть люди верующие, но и все вообще состояние воскресших людей в будущем веке, как показывает соответствующее место у Евангелиста Матфея (XXII, 30). Относительно образа лиц воскресших у Матфея говорится: «в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах». Как Ангелы Божии – этими свойствами ясно обозначается, что воскресшие не совершенно и не всецело будут подобны ангелам, но что их жизнь и взаимные отношения в духовном теле воскресения будут таковы же, как отношение ангелов Божьих между собою, дышащее чувствами искреннейшей любви и полнейшего сочувствия.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

«Дерзающий и молящий Бога о совершении чего – либо необычайного, не будучи вынужден к тому необходимостью, желающий, чтоб чудеса и знамения совершались руками его, искушается во уме своем от насмехающегося над ним диавола, оказывается тщеславным и недугующим совестию своею». 320 Опасность дара чудотворений многократно приводила подвижников к духовной и телесной гибели. «Многие ... совершили знамения, воскресили мертвых, потрудились в обращении заблудших, сотворили великия чудеса, привели других к познанию Бога, а после сего сами они, оживотворившие других, впали в скверныя и мерзостныя страсти, умертвили себя». 321 Выводы Стремление к избавлению от жизненных трудностей и бед посредством чудес от Бога и желание творить чудеса – величайшее и опаснейшее заблуждение. Нужно особенно подчеркивать, что Православная Церковь предостерегает на основании печального святоотеческого опыта своих чад от всего этого для их же блага. 322 Чудеса истинные и ложные Чудесами мы называем явления, при совершении которых нарушаются законы природы, установленный ход событий или существующие причинно – следственные связи. Всю общность сверхъестественных явлений можно разделить на несколько групп: чудеса истинные; чудеса ложные; воздействия на психику, вызывающие кратковременное улучшение состояние здоровья; намеренные мистификации. Термин «ложное чудо» дан в Новом Завете. Там же неоднократно упоминается о лжепророках и ложных чудесах: «Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззакония». 323 Эти слова указывают не то, что не каждый, творящий чудо именем Бога, на самом деле совершает чудо от Бога. «Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами. Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня». 324 Это высказывание не может служить основанием того, что любой человек может творить чудеса Именем Христа – здесь речь идет о том, что если человек действительно творит чудеса Именем Христа, то он не будет злословить Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

Древние, сообразно со своим переводом – «обратитесь», толковали настоящие слова в смысле предсказания нравственного обращения или покаяния обличаемых 2133 . Такое понимание разделяется некоторыми и в новое время 2134 . По существу против него можно бы было не возражать, если бы грамматически не было вероятнее усвоять в нашем месте глаголу адвербиальное значение 2135 . § 174. ==«между служащим Богу и – тем, кто не служит Ему». Эти слова параллельны предыдущему выражению: «между праведным и нечестивым» и представляют собою почти тавтологическое пояснение их. Призыв к благочестию посредством указания на разницу в судьбе праведных и нечестивых принадлежит к числу приемов аргументации, практиковавшихся и более древними пророками. Генгстенберг дов. удачно указывает на аналогичное место в Ис.65:13–14 : «так говорит Господь Иегова: вот рабы Мои () будут есть, а вы будете голодать; рабы Мои будут пить, а вы будете томиться жаждою; рабы Мои будут веселиться, а вы будете в стыде; рабы Мои будут петь от сердечной радости, а вы будете кричать от сердечной скорби и рыдать от сокрушения духа. И оставите имя ваше избранным моим для проклятия. И убьет тебя Господь Иегова»... 2136 Гл. 3, ст. 19 (4:1) 2137 2138 2139 Διτι δο μρα Κυρου ρχεται καιομνη ς κλβανος κα φλξει ατος, κα σονται πντες ο λλογενες κα πντες ο ποιοντες νομα καλμη, κα νψει ατος μρα ρχομνη, λγει Κριος παντοκρτωρ, κα ο μ πολειφθ ξ ατν ζα οδ κλμα. Ибо вот придет день, пылающий как печь, – и будут все гордые и всякий делающий беззаконие 2140 соломой, и попалит их грядущий день, говорит Иегова Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей. § 175. . О возможном и вероятном положении настоящего стиха в первоначальном тексте и его отношении, в этом случае, к предыдущему и последующему мы уже говорили при толковании ст. 16 (§ 167, fin.). При теперешнем же расположении стихов, он своим примыкает к ст. 18, как его основание (второе после ст. 16–17). Практически почувствовать и признать разницу между благочестивым и нечестивым заставят обличаемых события судного дня. Поэтому пророк, сказавши им, что «тогда они снова увидят разницу между праведным и нечестивым», – вслед за тем сейчас же прибавляет: «ибо вот придет день и т. д.» Верно толкует Келер, – что настоящим стихом пророк не то хочет сказать, что день Иеговы непременно придет, а – каков он будет. 2141 Последнее собственно нужно и в целях аргументации.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Дьявол искушением сам начинает вражду, или открывает борьбу с человеком. Бог попускает эту борьбу, но, по Своей неисследимой мудрости, нисколько не стесняя свободы врагов, направляет эту борьбу к поражению и унижению искусителя и к торжеству и возвышению человека. В борьбе с дьяволом раскрываются и крепнут нравственные силы человека. Зло, измышленное и введенное в мир дьяволом, не переставая быть злом, служит благим и мудрым целям Мироправителя. Никто не станет спорить, что в общем ходе судеб человеческих добро торжествует над злом. Большинство разумных тварей достигает предназначенной им цели, – но прочие гибнут. Зачем же, говорят, Бог создал существа, о которых знал, что они не устоят в добре и погибнут? Не больше ли было бы благости – вовсе не давать им жизни, чем дать ее на погибель? Подобные вопросы волновали душу одного из мужей близких к Богу. Лучше было не давать земли Адаму, говорит Ездра, или когда уже дана, удержать его, чтобы не согрешил. Что пользы людям – в настоящем веке жить в печали, а по смерти ожидать наказания? Что пользы нам, если нам обещано бессмертное время, а мы делали смертные дела? Нам показам будет рай, но мы не войдем в него (3Ездры 7:46,47,49, 53,54). Припомним здесь слова Апостола. Ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: зачем ты меня так сделал? Не властелин ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого? ( Рим. 9:20, 21 ). Конечно, человек не мог бы препираться с Богом и требовать у Него отчета даже и в таком случае, если бы он действительно был создан на погибель. Но да идет от нас такая мрачная мысль. В приведенных словах, Апостол ограничивает только необузданную пытливость человеческого разума, который дерзко стремится проникнуть в глубочайшие планы Мироправителя, и научает человека смиренной преданности и покорности Богу премудрому и благому, а вовсе не проповедует нам божество мрачное и бессердечное, подобное судьбе, которую выдумали и пред которою трепетали язычники, Бог , в которого мы веруем и о котором возвещает нам откровенное слово Его, не есть всемогущая сила.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

е. делают в отношении Иеговы то, чего не дерзнут сделать даже в отношении человека, но облеченного властью, – напр., в отношении штатгальтера (1:8). Но, – говорит далее пророк, – и Иегову нельзя умилостивить такими приношениями, и Он не может милостиво принимать таких нерадивых приносителей (1:9). В порыве негодования, пророк с горечью заявляет от имени Божия: «лучше бы кто-нибудь из вас запер двери, чтобы напрасно не зажигали огня на жертвеннике Моем. Нет Моего благоволение к вам, говорит Иегова Саваоф, и приношение из рук ваших не приму» (ст. 10). Прозревая будущую всесветную славу имени Иеговы (ст. 11), пророк снова противополагает этому дерзкое пренебрежение иудеев (ст. 12–13) и присоединяет сюда проклятие их лицемерию (ст. 14). Далее следует призыв к покаянию и угрозы за ослушание: «Если вы не послушаете и если не положите на сердце – воздавать почтение имени Моему, говорит Иегова Саваоф, то пошлю на вас проклятие и прокляну благословения ваши, и уже проклинаю их, потому что вы не полагаете на сердце; вот Я подсеку вам мышцу и разбросаю помет на лица ваши, – помет праздничных жертв ваших» (2:2–3); – «сделаю вас презренными и униженными пред всем народом» (ст. 9). На ряду с угрозами делается указание на славное прошлое еврейского священства, которое должно бы служить образцом для позднейших его представителей (2:1–9): «завет Мой с ним (с Левием), состоял в жизни и мире, которые Я подавал ему, и в страхе, которым он боялся Меня; и пред именем Моим трепетал он; закон истины был в устах его, и неправды не находилось в губах его» (ст. 5–6). На самом же деле современное пророку священство совершенно игнорирует этот доблестный образец: «а вы уклонились с этого пути, соблазнили многих в законе, разрушили завет Левия, говорит Иегова Саваоф» (ст. 8). Не все однако исследователи книги пророка Малахии согласны в этом отрывке 1:6–2:9 признать цельный и самостоятельный отдел книги. Так цельность или единство этого отдела не признают Гитциг 286 и Бахман. 287 Первый, впрочем, называет отрывок 2:1–9 «завершением (Vollendung)» предыдущего и представляет дело в таком виде, что ранее, в 1 гл., было изложение грехов священнических, а здесь, во 2:1–9, угрозы и увещания раскаяться в этих грехах.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010