Одному из наших новомучеников и исповедников принадлежат замечательные слова: «Богатство — это то, что помогает жить, но что не может быть смыслом жизни». Осознание того, что богатство, обладание материальными ценностями не может быть смыслом жизни, сегодня является вызовом для очень многих людей, которые, обретая богатство, теряют чувство меры, теряют критическое отношение к своим собственным желаниям и потребностям и попадают в этот плен. И не само по себе богатство греховно, а то, как человек богатство использует. Мы ведь знаем, что не только ко греху используются материальные возможности. Многие состоятельные люди строят храмы, жертвуют на монастыри, занимаются делами благотворительности. Мне постоянно приходится встречаться с такими людьми, которые часто ведут себя очень скромно, хотя материальные возможности позволяют им любым образом реализовывать себя в жизни и позиционировать себя перед другими. Эта скромность свидетельствует о том, что человек не упивается тем, что Господь ему дал, и, не теряя критического отношения к самому себе, разумно использует то, чем обладает. К счастью, есть такие примеры, их много. Но по-прежнему с грустью следует свидетельствовать о том, что больше тех, для которых богатство становится погибельным, которым действительно трудно войти в Царствие Божие, потому что им не удается справиться с самими собой, с желанием служить своей похоти. Часто богатый человек не может ограничить себя ради того, кто не имеет средств к существованию, потому что собственные сверхпотребности заслоняют жизненный взор, мешают видеть Божию правду и смысл жизни. Сегодняшнее Евангельское чтение есть не порицание богатств, а призыв к тому, чтобы каждый, кому Бог попускает стать богатым, использовал эти возможности не к погибели, а к жизни — своей собственной жизни здесь и в вечности; но и к тому, чтобы отсутствие средств у других не являлось причиной человеческих трагедий. Господь призывает нас к мудрости, к способности таким образом распоряжаться материальными ценностями, чтобы и самим душу спасать, и делать жизнь нуждающихся более светлой, мирной и счастливой.

http://patriarchia.ru/db/text/5324044.ht...

Реальность раскрывается как бесконечно сложная динамическая система бесчисленного множества взаимосвязей и взаимообусловленностей, выявить которые практически невозможно с помощью традиционного однородного и линейного текста. Здесь нужен текст особого рода — текст, состоящий из двух или нескольких разнородных наборов текстов, находящихся друг с другом в свободных нелинейных отношениях. Если в «Автоархеологии. 1952-1972» задействовано два текстовых набора: подборка детских и юношеских стихотворений и комментарии к ним, то в «Автоархеологии. 1978-1998» главы «Трактата о богослужебном пении» перемешиваются с воспоминаниями о времени его написания и дополняются фрагментами инвентарных описей Саввино-Сторожевского монастыря XVII века. Мне кажется, только таким образом можно подобраться не к тому, что я хочу сказать, но к тому, что заставляет меня говорить то, что я говорю, и почему я говорю именно это. И именно в этом-то и заключается цель автоархеологии. 53 Трактат о богослужебном пении Глава третья. Раздел третий: о невозможности существования богослужебного пения в условиях современного мира Может быть, самым удивительным и впечатляющим моментом в истории древнерусского богослужебного пения является момент его катастрофического обвального забвения. Это забвение поражает своей глубиной и мгновенностью. Если еще в конце XVII века рукописные крюковые книги создавались буквально сотнями, то уже к середине XVIII века крюковая нотация была полностью забыта и не понималась никем, кроме старообрядцев. Только к концу XIX века возникла специальная наука, открывшая метод расшифровки крюковых знамен и тем самым сделавшая доступным содержание рукописных крюковых книг. Таким образом, древнерусская певческая система не просто ушла в небытие на двести лет, но и о самом ее существовании в истории было полностью забыто. Чтобы осознать подлинные размеры этого забвения, нужно представить реальный масштаб того, что было забыто, а для этого нужно хотя бы в общих чертах обрисовать объем наследия древнерусской певческой системы.

http://predanie.ru/book/218567-avtoarheo...

Тогда я полагал, что в тексте «Война и мир» мне удалось осуществить максимально полную редукцию литературного образа к тем пикселям, которые его образуют, но теперь вдруг выяснилось, что я действовал только в пределах пространства художественной литературы, в то время как открывшееся передо мной пространство этикетной литературы оказалось совершенно не освоенным и не отработанным концептуально. Я увидел в этом некий цивилизационный вызов, брошенный мне, и понял, что я просто обязан закрыть для себя тему этикетной литературы точно так же, как я закрыл тему художественной литературы в тексте «Война и мир». И тут в какой-то момент мне в голову пришло поистине колумбово решение, от которого по моей спине забегали мурашки. Я понял, что мне нужно просто переписать, то есть полностью воспроизвести, «Описи Саввино-Сторожевского монастыря», буквально превратившись в писчего подьячего, и слово в слово повторить тот самый текст, к которому в свое время уже «руку приложил» и соборный старец Макарей Коширский, составивший опись ризницы, и старец Боголеп Курбатов, и подьячий Андрей Яковлев сын Марков, составившие соответственно описи монастырской и келарской казны. Это буквальное повторение одного и того же текста произвело на меня впечатление грома, разразившегося среди ясного неба. Ведь получалось, что текст, написанный в XVII веке, констатировал тотальное наличие каждой описанной вещи и каждого описанного предмета, а тот же самый текст, переписанный мной в конце XX века, констатировал тотальное отсутствие всего того, что описывалось в нем, но это означало, что один и тот же текст, написанный и переписанный в разные моменты времени, полностью менял свое значение и обретал диаметрально противоположный смысл. Осознав это, я испытал такой приступ воодушевления, что чуть было не стал прыгать по комнате и, подобно Пушкину, обзывать себя сукиным сыном, ведь мое переписывание оказалось не просто неким концептуальным жестом, но реальным вписыванием себя самого в извивы исторической судьбы.

http://predanie.ru/book/218567-avtoarheo...

С надеждой на помощь Верховного архиерея принялся он разбирать запущенные дела. Епархия находилась в самом бедственном положении. После убийства архиепископа Амвросия государыня как бы в наказание более трех лет не назначала в Москву епархиального архиерея и сама ее не навещала. А потому неотложных дел, требующих скорого решения, накопилось много. Архиерейские покои стояли в запустении. Духовные училища пришли в расстройство. За время чумы большая часть духовенства Москвы померла. На освободившиеся места Синодальная контора определяла по большей части бродяг из разных епархий, которые в своих местах не могли ужиться. Люди эти были не только не способные, но и невоздержные, а некоторые бесчинные. Нетрудно представить, какое разложение вносили они в среду московского духовенства и паствы. И все это в Москве, которая насчитывала соборов и церквей до 295. Кроме того, указом Святейшего Синода от 11 апреля 1775 года объявлено было, что «из имевшихся в непосредственном ведомстве Святейшего Синода ставропигиальных монастырей, состоящему близ Москвы 1-го класса Саввину Сторожевскому и Николаевскому Греческому, Высочайше повелено быть в ведомстве Московского епархиального архиерея» 158 . Все требовало пригляда. Пришлое духовенство скоро почувствовало твердую руку архипастыря. Священнослужителей, жизнь которых не соответствовала их сану, владыка запрещал в служении или переводил в другие места, а некоторых отправлял в монастыри «на исправление». На освободившиеся места назначал достойных 159 . «...Чрез 15 лет едва не всю Москву снабдил учеными и добросовестными священниками», – напишет позже митрополит Платон в «Автобиографии». А в другом месте скажет о московском духовенстве: «Я его застал в лаптях и обул в сапоги, из прихожих вывел в залы к господам» 160 . Как и в Твери, ничто не ускользало от его внимания. Он составил перечень вопросов для благочинных иереев – того низшего звена в церковной иерархии, которое осуществляло повседневный надзор за рядовым духовенством и прихожанами, за благопристойным исполнением чина церковной службы. Им надлежало ответить:

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Давно уже русские торговые люди признавались, что им с иностранными купцами не стянуть, потому что те торгуют сообща. Мы видели также, что Ордин-Нащокин предлагал для освобождения от зависимости иностранных купцов русским небогатым торговцам соединяться с богатыми. Теперь Петр предписывает: «Московского государства и городовым всяких чинов купецким людям торговать так же, как торгуют иных государств торговые люди, компаниями, и чинить отпуск товарам в компаниях к городу Архангельскому, в Астрахань, также и через Новгород, и иметь о том всем купецким людям меж собою с общего совета установление, как пристойно бы было к распространению торгов их, отчего надлежит быть в сборах великого государя казны пополнению. Учинить провинции, к Великому Новгороду, Пскову, к Астрахани и к иным таким городам малые города и уезды приписать, которые к которым надлежат, и велеть в тех провинциях настоящих городов земским бурмистрам приписных земских бурмистров, также таможенных и кабацких бурмистров во всяких делах ведать и в сборах надсматривать». Перемен в быте крестьян не было: по-прежнему громадная страна была мало населена, по-прежнему оттого рабочие были прикреплены к земле, по-прежнему бегали от крепостной зависимости и гоньба за человеком составляла одно из важных занятий правительства и частных людей. Несколько крестьянских семейств убежало из Звенигородского уезда с земель Саввино-Сторожевского монастыря. Через четыре года они были сысканы (в 1696 г.) и порассказали любопытные подробности о своих бегах. Они ушли в Данков и стали жить в крестьянстве за тамошним подьячим Яковлевым. Через год подьячий начал их из крестьянства отсылать для того, что у них отпускной никакой не было, дал им рубль денег и велел им от себя идти: «Где-нибудь напишите отпускную властелинским именем, и мне та отпускная будет в оправдание». Крестьяне отправились куда глаза глядят и в Тульском уезде нашли благодетеля, какого-то дьячка, который им написал отпускную, подписал имена архимандрита, келаря, все как следует, и взял за труд двадцать алтын. Крестьяне сейчас же возвратились в Данков и подали отпускную подьячему; тот был очень доволен. «Эта ваша отпускная, – сказал он, – мне в поправку, мне теперь за вас пожилых денег не платить». Подьячий стал спокойно распоряжаться крестьянами и дочь одного из них выдал замуж за сына боярского взявши с жениха выводу двенадцать копен ржи.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Если он смог, тогда и мне это по силам». И наоборот. Повзрослевшая дочь решит: «Моя мама бросила папу, и я так же поступлю. Почему нет? Она же сделала так – значит, и я так могу. Мы ответственны не только за себя, но и за своих детей. Молитва – счастье В Саввино-Сторожевском монастыре, г. Звенигород – Отмечаете ли вы с матушкой годовщины семейного союза? – Мы благодарим Бога от всей души, что живем вместе. Конечно, стараемся как-то это обставить в меру своих сил. Самое главное – не финансовые траты на праздник, а то, что мы не забыли друг друга, увидели друг друга. Еще важно не ждать 20 лет, чтобы сказать человеку «я тебя люблю», а говорить это каждое утро. Важно, чтобы эти 20, 30, 50 лет прошли в свете, радости, чтобы каждый день был наполнен мимолетными улыбками, обнимашками, целованиями. Посмотрим на природу: млекопитающие высоко ценят контактность, тактильность. Понаблюдайте за китами, как они друг к другу прижимаются, как китенок радуется, тянется к маме, как лошади ласкаются. Мы, люди, тоже в этом нуждаемся, нам чрезвычайно важна тактильность. Женщина живет чувствами, и мужчина понимает, как полезно взять ее за руку, приобнять. Вечером пройтись с ней по набережной. В любую погоду прекрасно: осенью, например, попинать желтые опавшие листья, зимой посмотреть на обледеневшую ветку, на этот белый и чистый снег, весной насладиться запахом цветущих деревьев, летом в безветренную погоду походить без капюшонов, теплой одежды… Это и есть радость. Вообще, всем вместе, всей семьей пройтись и поговорить, как день прошел, что интересного было, что хорошего или трудного. На то она и семья. – У вас есть семейные традиции? Наверное, самая главная традиция в нашей семье, которую хочется сохранить, – это молитва с детьми – Наверное, самая главная традиция в нашей семье, которую хочется сохранить, – это молитва с детьми. Есть одна молитва, которую младшие произносят на самых ранних порах: «Господи Боже мой, спаси и помилуй маму, папу, дедушку, бабушку, дядю и тетю, крестного и крестную, братиков и сестричек и меня грешного.

http://pravoslavie.ru/156544.html

Зачатейский – Спасо-Яковл.-Ростовский, I, 465. Зачатейский в Торгу или с Милца- Псковский, II, 805. Звадский-Спасский, Новг. г., II, 1191. Звенигородский-Саввин-Сторожевский, Моск. г., II, 1140. Зверин-Покров.-Новгород., II, 806. Звериный-Троиц., Новг. г., II, 1266. Зеленецкий-Троиц., С.-Петер. г., I, 194. Зеленогор.-Спасс., Нижег. г., II, 1192. Зилантов-Успен., Каз. г., I, 195. Зимитцкий-Николаев. или Рождество- Богород., Моск. г., II, 1002. Златоверхо-Михаил.-Киевский, I, 196. Златоуст.-Медведев-Псков., I, 293. Златоуст.-Московский, II, 808. Златоуст-Мутин., Черниг. г., II, 938. Златоуст.-Ройская или Райская, Яросл. г., II, 807. Змиевский-Спасо-Николаев., II, 1000. Знамен.-Богород.-Елецкий, I, 200. Знамен.-Богород.-Курский, I, 201. Знамен. на Варварском Крестце-Московский, II, 813. Знамен.-Городец.-Гороховец., II, 812. Знаменский на Государевом Старом Дворе-Московский, II, 813. Знамен.-Иркутский, I, 198. Знамен.-Капшин, Твер. г., I, 203. Знамен.-Красногрив.-Горохов. II, 812. Знамен.-Дежневский, Влад. г., II, 1126. Знамен.-Обоянский, II, 810. Знамен.-Осташковский, II, 811. Знамен.-Тобольский, II, 809. Знамен.-Филиппов.-Устюж., II, 1337. Знамен.-Хотмыжский, I, 205. Золотников.-Успен., Влад. г., II, 1293. Золотонош.-Успен., Влад. г., II, 1293. Золотонош.-Благовещ.-Зазулов., I, 39. Зоринская-Никонова-Слепушкина, Твер. г., II, 814. Зосимова-Сестринская-Клинская, Моск. г., II, 820. Зосимовская-Благов., Новг. г., II, 636. Зосимо-Савват.-Дружининская, Волог. г., II, 787. Зосимо – Савват.-Заозерская, Озерская или Езерская, Волог. г., II, 692. Зосимо-Савват.-Оханская, II, 815. Зосимо-Савват.-Соловецкая в Морчуках, Моск. г., II, 1150. Зосимо-Савват.-Соловецкий, Архан. г., II, 1151. Зубовская-Николаев., Волог. г., II, 954. И Иваницкий или Иванижский, Твер. г., II, 1314. Иванов.-Астраханский, II, 842. Иванов.-Вяземский, II, 1081. Иванов. на Кулижках-Моск., I, 208. Иванов.-Нижегородский, II, 817. Иванов.-Порецкая, Симб. г., II, 816. Иванов.-Псковский, II, 841. Иванов.-Росткин-Новгород., 1135.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

25 мая Синод назначил в состав имеющей быть конференции с Сенатом, кроме присутствующих членов, епископов Леонида сарского, Питирима нижегородского и Иоакима суздальского; архимандритов: троицкого Варлаама, 339 новоспасского Евфимия Колети, саввина сторожевского Досифея, высокопетровского Сергия и горицкого Илариона; из белого духовенства – никого. Некоторых членов не было в Москве – к ним послали указы. Наконец, 8 июня, Феофан обявил в Синоде высочайший указ, чтобы лица, назначенные в состав имеющей быть конференциии (доколе не придет это дело к окончанию), приезжали в синодальные собрания на правах синодальных членов и, слушая дела, полагали общую с прежними членами резолюцию и подписывали приговоры. На другой день, 9 июня, открылись конференции с Сенатом. «Государственный канцлер, граф Головкин, предложил, чтоб синодальным членам быть переменным: четырем архиереям, двум российским, двум других наций; четырем архимандритам и двум протопопам – всего 10 персонам. Конференция утвердила быть только шести архиереям, да пяти архимандритам; а протопопам не быть и игуменам не быть. Числу быть одиннадцати местными. Оставить чередных по два архимандрита. Князь А. М. Черкасский предложил с своей стороны, что если архиереям быть переменным, тоб меньше четырех; а ежели непеременным, то и больше. Преосвященный новгородский говорил, что ежели переменять, то по одному на год отпускать. Граф Головкин и князь Д. М. Голицын также говорили, чтобы всех вдруг не переменять. Генерал-фельдмаршал Трубецкой предлагал, чтобы переменять не вдруг и не по одному, но по третям. Ежели быть архиереям шести, то переменять по два в отпуск. Хотя и переменным быть, да обратными Сенат предлагал переменять через два года». На этот раз однакож ничем не кончили и положили принесть на конференцию проект для общего рассмотрения; но в назначенный день, 11 июня, конференция не состоялась. 16 июня Синод посылал в Сенат своего секретаря, В. Тишина, с обявлением, что от Синода сочиняется мнение, но только за некоторым малым исправлением не окончено; чтоб и Сенат также предложил на конференции проект с мнением. Тишину обявили в Сенате, «что от Сената никакого проекта предложено не будет, а чтоб на будущей конференции надлежащее мнение предложено было от Синода».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Торжества по случаю 10-летия второго обретения мощей преподобного Саввы Сторожевского. Литургия в Саввино-Сторожевской обители. Освящение фундамента гостиницы для паломников. 25 августа 2008 г. 18:34 В субботу 23 августа под открытым небом на Соборной площади монастыря Божественную литургию и праздничный молебен возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий . Владыке сослужили архиепископ Истринский Арсений и епископ Красногорский Савва . После богослужения владыка Ювеналий освятил фундамент монастырской гостиницы, которую планируется восстановить через год. Фото: С. Власов Патриархия.ru Фотоальбом «Торжества по случаю 10-летия второго обретения мощей преподобного Саввы Сторожевского. Литургия в Саввино-Сторожевской обители. Освящение фундамента гостиницы для паломников.» Фотоальбом «Торжества по случаю 10-летия второго обретения мощей преподобного Саввы Сторожевского. Литургия в Саввино-Сторожевской обители. Освящение фундамента гостиницы для паломников.» Фотоальбом «Торжества по случаю 10-летия второго обретения мощей преподобного Саввы Сторожевского. Литургия в Саввино-Сторожевской обители. Освящение фундамента гостиницы для паломников.» Фотоальбом «Торжества по случаю 10-летия второго обретения мощей преподобного Саввы Сторожевского. Литургия в Саввино-Сторожевской обители. Освящение фундамента гостиницы для паломников.» Фотоальбом «Торжества по случаю 10-летия второго обретения мощей преподобного Саввы Сторожевского. Литургия в Саввино-Сторожевской обители. Освящение фундамента гостиницы для паломников.» Фотоальбом «Торжества по случаю 10-летия второго обретения мощей преподобного Саввы Сторожевского. Литургия в Саввино-Сторожевской обители. Освящение фундамента гостиницы для паломников.» Фотоальбом «Торжества по случаю 10-летия второго обретения мощей преподобного Саввы Сторожевского. Литургия в Саввино-Сторожевской обители. Освящение фундамента гостиницы для паломников.» Фотоальбом «Торжества по случаю 10-летия второго обретения мощей преподобного Саввы Сторожевского. Литургия в Саввино-Сторожевской обители. Освящение фундамента гостиницы для паломников.»

http://patriarchia.ru/db/text/451690.htm...

— заместитель председателя экспертного совета комиссии Мосгордумы по межнациональным и межконфессиональным отношениям А.Г. Викторов награжден орденом прп. Сергия Радонежского (III степени); — заведующая советника аппарата полномочного представителя Президента России в ЦФО Т.Г. Наседкина награждена медалью св. блгв. кн. Даниила Московского. Памятными знаками, посвященными 600-летию преставления прп. Саввы Сторожевского награждены: митрополит Калужский и Боровский Климент, архиепископ Верейский Евгений, архимандрит Порфирий (Шутов) (Свято-Троицкая Сергиева Лавра). На заседании был принят к сведению отчет о выполнении программы юбилейного года, и выражена благодарность членам Оргкомитета по проведению торжеств; одобрен план церковно-общественных мероприятий на 2008 год и утверждены изменения в составе Попечительского совета Саввино-Строжевского монастыря. В частности, на должность ответственного секретаря Попечительского совета избран А.Г.Викторов. Одобрена программа реставрационных и строительных работ в ансамбле Саввино-Сторожевского монастыря на период 2008-2009 гг., а также принята к сведению информация о развитии социальной инфраструктуры вокруг Саввино-Сторожевского монастыря и благоустройстве Савиновского подворья в Москве, и инициатива строительства храма прп. Саввы Сторожевского В связи с заседанием Попечительского Совета в Патриаршей резиденции Данилова монастыря была представлена экспозиция, посвященная возрождению Саввино-Сторожевского монастыря и итогам юбилейного года. Среди экспонатов — иконы преподобного Саввы, написанные к 600-летию со дня преставления святого, картина Олега Путнина «Освящение памятника преподобному Савве Сторожевскому Святейшим Патриархом Алексием II», фотоматериалы. При вручении премии прп. Саввы Сторожевского Святейший Патриарх обратился к Б.В. Грызлову со следующими словами: «Я имею честь перед всеми собравшимися поблагодарить Вас, Борис Вячеславович, за Ваш выдающийся вклад, за то, что в преддверии 600-летия обители преподобного Саввы Сторожевского и после окончания юбилейного года, мероприятия, связанные с подвигами и жизнью великого подвижника Русской Православной Церкви, продолжаются. Я слышу от многих, что имя прп. Саввы вернулось в сознание и жизнь россиян. Мы сердечно благодарны Вам за труды, которые Вы взяли на себя, возглавив Попечительский совет и приняв участие в освящении и открытии памятника преподобному. Савве Сторожевскому, за финансовую помощь, за заботу о проведении юбилейных торжеств и праздновании памяти прп. Саввы. Позвольте мне, как видимый знак оценки Ваших усилий вручить Вам эту премию. Пусть молитвы преподобного Саввы Сторожевского укрепляют Вас в том государственном служении, которое Вы осуществляете на благо нашего Отечества».

http://patriarchia.ru/db/text/385654.htm...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010