Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОЛОВЩИК Головщик, в Др. Руси чин церковнослужителя, возглавлявшего певчих («крылошан») каждого из 2 клиросов (ликов) монастырского хора. В крупных мон-рях, где богослужение совершалось сразу в неск. храмах или в неск. приделах соборной церкви, количество Г. увеличивалось до 4 и более. Своих головщиц имели и хоры жен. мон-рей. Сведения о деятельности Г. сохранились в документах и богослужебных книгах XVI-XVII вв. Как правило, Г. назначался из лучших клирошан. Он должен был иметь хорошие вокальные данные, уверенно владеть обычной и муз. грамотой, знать положения Устава церковной службы. На него возлагалось исполнение за службой отдельных кратких песнопений, возгласов или запевов к песнопениям, к-рые подхватывал соответствующий клирос, а также иногда и чтение по богослужебным книгам. В древних певч. книгах монастырского происхождения имеются многочисленные указания, что должен был исполнять тот или иной Г. («первый», «другой»). Эти книги часто хранились непосредственно у Г. на клиросе. Так, в февр. 1659 г. архим. Саввина Сторожевского мон-ря Никанор благословил передать из «казенной кельи» певч. книги «в соборную церковь головщиком по крылосом». В тех мон-рях, где ощущался недостаток в грамотном Г., его обязанности исполнял др. церковнослужитель. В 1659 г. в Саввином Сторожевском мон-ре получал дополнительную плату иеродиак. Иосиф (Москвитин) за то, что «ставитца на крылосе вместо головщика». За исполнение своих обязанностей Г., как все клирошане, получал помесячное «зажилое». Величина этого жалованья зависела от величины и материальных возможностей обители и иногда не менялась на протяжении мн. десятилетий (максимальная сумма составляла 0,1-0,12 р.). В праздничные дни за участие в торжественных службах Г. и певчим выдавалась особая трапеза. В таком крупном мон-ре, как Троице-Сергиев, «через весь год» было установлено «потешенье»: в понедельник, среду и пятницу «за обедом - по звену рыбы или по пирогу, а у погреба - по три меры пива сыченаго».

http://pravenc.ru/text/165283.html

Протоиерей Максим Козлов награжден медалью Издательского Совета Русской Православной Церкви 10 августа 2018 г. 17:24 9 августа 2018 года в Издательском Совете Русской Православной Церкви под руководством митрополита Калужского и Боровского Климента , председателя Издательского Совета, состоялось очередное заседание Коллегии по научно-богословскому рецензированию и экспертной оценке. На заседании были рассмотрены книги, предлагаемые к изданию Городецкой , Омской , Пензенской епархиями, Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом , Саввино-Сторожевским ставропигиальным монастырем , Алексеево-Акатовым епархиальным монастырем г. Воронежа, Патриаршим издательско-полиграфическим центром Свято-Троицкой Сергиевой лавры , издательством Сретенского ставропигиального монастыря , Издательством Московской Патриархии , православным братством «Христианская жизнь» (г. Клин), благотворительным фондом «Миссионерское движение святых первоверховных апостолов Петра и Павла», торговым домом «Никея», а также издательствами «Сибирская благозвонница», «Русский Хронографъ», «Воскресение», «ВЕЧЕ», «Зёрна-Слово», ООО «Рипол Классик», ООО «Духовное преображение», ООО «Имидж-Принт», ООО «Духовная нива», АНО развития духовно-нравственных начал общества «Символик». Книги, макеты книг, рукописи были представлены в Издательский Совет для получения грифа «Рекомендовано к публикации» и «Допущено к распространению». Всего было рассмотрено порядка 40 наименований. Выписка из протокола заседания коллегии будет опубликована на  сайте  Издательского Совета. По завершении заседания за особый вклад в развитие издательской деятельности Русской Православной Церкви и популяризацию православной литературы в современном обществе митрополит Климент наградил председателя Учебного комитета протоиерея Максима Козлова медалью преподобного Епифания Премудрого I степени. Отец Максим на протяжении девяти лет был членом Коллегии по рецензированию, является автором ряда изданий, ставших лауреатами открытого конкурса «Просвещение через книгу». По материалам сайта Издательского Совета Патриархия.ru Календарь ← 2 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5249997.ht...

Глава пятая. Состав царских библиотек в ΧVΙΙ веке. Что было в библиотеке царя Ивана IV? Судьба царских библиотек Разобранными сейчас свидетельствами и ограничивается все то, что обыкновенно приводится, когда речь заходит о царской библиотеке XVI в. и ее составе, в доказательство нахождения в ней громадного количества иноязычных рукописей. Выше уже было показано, что так называемое «свидетельство» Максима грека ему не принадлежит и что оно появилось только в XVII в.; приведены были также соображения, заставляющие не доверять свидетельствам иностранцев: хронике Ниенштедта и списку проф. Дабелова и разъяснены были показания Паисия Лигарида, записи в минеи, отмеченной Строевым, и Степенной книги. В виду такого качества настоящих доказательств существующее доселе в нашей литературе мнение о великом множестве в царской библиотеке XVI в. иноязычных рукописей, которое, если бы было открыто, «возобновило бы времена Петрарки, Медичи и пр.», нельзя не признать ничем не доказанным. Отвергая достоверность всех этих показаний в пользу существования в XVI в. особой царской библиотеки, состоявшей из громадного количества иноязычных рукописей, – я в то же время не отрицаю ни самого факта существования в XVI веке у московских государей книжного собрания в том или другом размере, ни возможности нахождения в нем нескольких, немногочисленных, иноязычных рукописей и книг. До нас дошли положительныя известия о существовании особых библиотек у Московских царей XVII века, дошли даже перечни бывших как у них, так и у их детей книг 483 . У первого царя из дома Романовых – Михаила Федоровича документы указывают очень немного книг. Так в числе царской казны, находившейся в 1634 году на Казенном дворе, были только две минеи четий за январь и февраль, 5 книг «осьмочастных знаменных в лицах» и книга, содержавшая чин православия в 1-ую неделю Вел. Поста 484 . В царской казне, бывшей в это же время (в 7142 г.) в Мастерской палате, встречаем еще несколько книг печатных и рукописных. Печатные были: потребник (апостол), апокалипсис, устав и «книга исповеданию» или по другой записи «избрание епискупье»; из рукописей были: книга об избрании на царство Михаила Федоровича, измарагд, «празнество пречистыя Богородицы чудотворному образу Казанскому», об осаде Троице-Сергиевой лавры, «празнество муч. Ирине», святцы и «книга Аристотелева в полдесть» (печатная?). Через восемь лет в 1642 (7150) году здесь же кроме перечисленных книг и рукописей встречаем еще несколько: рукописи: евангелие напрестольное, псалтырь, правила (в 1649г. царем Алексеем Михаиловичем пожертвованы были в Саввин Звенигородский монастырь), «мелких 6 книжек да в полдесть 7 книг, да дестовых 4 книги» 485 . Точно также мало встречаем книг и в казнах детей царя Михаила Феодоровича: у царевича Ивана Михаиловича, по описи 7150 г. принадлежавшей ему казны, были только стоглав и «азбука велика на столбцах»; у царевны Ирины Михаиловны около того же года в казне были только 5 псалтырей и 2 часовника 486 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Ростоши. Церковь Космы и Дамиана. Церковь. Действует.   Престолы: Космы и Дамиана Римских Год постройки:1781. 1909 - перестроен. Адрес: Россия, Воронежская область, Эртильский район, село Ростоши Координаты: 51.591752, 40.920336 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью 529. Ростоши. Рождество-Богородицкая церковь, каменная, теплая, построена в 1781 г. Престолов три: главный - Рождества Пресвятой Богородицы и придельный - св. Николая Чудотворца (6 де­кабря) и св. Космы и Дамиана (1 ноября). В 1909 году построена и освящена новая церковь. Дворов 790, д. м. п. 2760, ж. п. 2716, великороссы, земледельцы имеют земли 3 дес. на душу. В приходе хутора: два братьев Юрьевых, в 7 вер., один братьев Саввинковых, в 10 вер., и один Егоровского, в 12 вер. Река Токай и мелколесье. Школы: церковно-приходская и земская, законоучителю в зем­ской школе 50 руб. в год. Есть церковно-приходское попечитель­ство, ссудо-сберегательная касса и кредитное товарищество. Имеются опись церковного имущества и метрические книги с 1799 года. Штат: три священника; диакон и три псаломщика. У причта 2,5 дес. усадебной земли и 99 дес. полевой, полевая земля в 2 участках, дальний участок от церкви в 6 вер. Общая доходность при­чтовой земли 1200 руб. Братский годовой доход от 3000 до 4000 руб. Причтовый капитал 1000 руб. Дома у причта собственные. Приход от ст. „Токаревка " в 45 вер., Елань-Козловского почтового отделения в 28 вер., больница, базар и волость Ростошинская в самом селе, от благочинного в 35 вер., г. Борисоглебска в 85 вер. и г. Тамбова в 135 вер. Адрес: для почтовой корреспонденции - г. Борисоглебск, Ростошинское волостное правление, а для телеграмм - ст. „Токаревка " . Земский начальник 1 уч. пристав стана Борисоглебского уезда. Из книги " Историко-статистическое описание Тамбовской епархии, 1911 год " В начале 30-х годов ХХ века каменная церковь Рождества Пресвятой Богородицы была закрыта, с 1934 года в ней размещался районный дом культуры, библиотека, клуб и кинозал. В 1994 году решением ростошинской общины восстанавливаемый храм был вновь освящен по Космодемьянскому приделу. В 1897 году в селе была  освящена вторая деревянная холодная Троицкая церковь с Никольским и Косьмодемьянским приделами. Троицкая церковь до настоящего времени не сохранилась Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Наша церковь построена в 1781 году. Прим. модератора: да, первоначальная каменная церковь была построена в 1781 году, но в 1903-1909 годах она была перестроена. Часть первоначальной церкви сохранилась в новой постройке 21 марта 2013. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=15693

Представители монашества, основатели монастырей сами служили примером любви к книгам. Авраамий Смоленский любил выбирать все из всех книг и списывал сам или посредством многих писцов 26 ; Стефан Пермский написал многие книги своей рукой и они сохранялись долго в его обители 27 ; Кирилл Белозерский занимался списыванием и заповедал своим ученикам ничего не держать в кельях, кроме книг 28 . В числе келейных занятий Иосифа Волоцкого было списывание книг, его преемник, игумен Даниил (впоследствии митрополит) много содействовал своим участием образованию монастырской библиотеки, а инок Герасим Черный постоянно занимался списыванием книг 29 . Старец нижегородский Печерского монастыря Павел Высокий (†1382), по отзыву летописца, был «великий философ», славился «многими рассудными беседами», писал много «книг учительных» (вероятно, писем, грамот, которые также назывались книгами) и рассылал их епископам 30 . В Великом Новгороде, пользовавшемся вначале киевскими писцами и книгами, благодаря покровительству князей и епископов, впоследствии возникла своя школа письма и, вследствие более благоприятных политических условий, наибольшее число сохранившихся рукописей приходится на долю Новгорода 31 . В особенности широкой деятельностью в этом отношении отличались два архиепископа -Моисей (1325–1359) и Алексей (1359–1389). Принимая во внимание отзывы летописей и житий о любви князей и епископов к книжному учению, Татищев значительно расширил известия о существовании в древнейший период многих училищ (при монастырях в княж. Ярослава Владимировича, с определением на них монастырских доходов) с греческим и латинским языками (в Смоленске при Романе Рост., о Ефреме, учившем греч. яз. в Новгороде 32 ), об училищах во Владимире волынском, в Галиче, и библиотек даже с большим количеством греческих книг (например, во Владимире при церкви св. Михаила училище с греческими учителями и библиотекой; более 1000 греческих книг у Константина Всеволодовича 33 ). Благодаря подобной заботливости о книгах в монастырях, при них возникают библиотеки, из которых были особенно замечательны на севере России: Троицко-Сергиевская, Кирилло-Белозерская, Ростовская, Чудовская (в Москве), Волоколамская, Соловецкая; менее значительные, в мон. Троицком-Павловском и Корнилиевом -вологодских; Саввино-Старожевском, Пафнутьевом-Боровском и др. 34 . Соловецкая библиотека своим возникновением обязана священно-иноку Досифею, который на собирание книг посвятил всю свою жизнь. Проживая случайно в Новгороде, он приискивал писцов и оттуда посылал книги 35 . § II

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Посетив меня, о. Никифор говорил, что сюда прислан из Птолемаиды униатский диакон, ищущий присоединения, и что из Бейрута два воссоединенных священника, коих я видел у митрополита Вениамина, хотят приехать сюда жить. По его же словам, дело о присоединении униатов будто представлено послу Титову. Я предлагал архимандриту Никифору свои мнения следующие: 1) разослать здешних архиереев по их епархиям, кроме двух наместников, и 2) давать ход к высшим степеням церковным природным арабам, напр., игумену Афанасию, который управлял Белемеидским монастырем, а теперь живет в патриархии на жаловании и посылается в разные места проповедовать Слово Божие. При этом случае завязался спор о патриархе Германе, который под проклятием завещал не производить арабов в епископы и патриархи. Никифор говорил, что проклятия такого не было, и что бывали архиереи из арабов, напр., предшественник нынешнего птолемаидского архиерея Прокопия, и обещал представить мне письменные доказательства на то. В прошлую ночь и во весь нынешний день шел дождь с ветром большим. Сыро. Холодно. Господи, помилуй. Игумен Саввинского монастыря уверял, что прекрасная новая дорога к монастырю устроена Анфимом на собственный его счет. Он издержал более 30000 пиастров. А о. Григорий уверял меня, что этот Анфим имеет в банке, в Англии, до 4 миллионов пиастров. Так вот где дно той бочки, которую у нас в России называют бездонною. Архимандрит Никифор говорил сегодня о. Григорию, что патриарх надеется на милость царя русского и оставит за патриархией все доходы, получаемые из Молдавии и Валахии. Января 11 , Вторник. – День ясен. Ночь тиха. Небо усеяно звездами. Сегодня прочитал я у Страбона статью о Сирии и не нашел ничего любопытного. Больше занимательности и удовольствия нашел я в чтении каталога константинопольских патриархов. Вечером принесли мне из патриархии Летопись Досифея и сочинения патриарха Хрисанфа. Диакон, принесший эти книги, хвалил прежних патриархов и ругал наповал нынешнего патриарха и всех его архиереев. «Прежние, говорил он, – рассуждали, сочиняли книги, молились, постились, а нынешние только едят и пьют сладко. Деньги – вот их философия!»

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Как плохо, например, нарисован «Молитвослов для самых маленьких», изданный «Даниловским благовестником». Ангелоподобные пухлые мальчики и девочки с большими синими глазами, томные, благочестивые родители, то ли из советских времён, то ли из XIX века, живут в какой-то ирреальной, распрекрасной жизни. Современные дети, даже самые маленькие, увидя такую приторную книгу, решат, что это – сказка про Бога. А ведь жития святых – это не приторные сказки! Если опускать неприятные, на взгляд пишущих и рисующих, подробности жизни подвижника, его образ станет гладким и скучным. Моисей, например, увидев, как египтянин избивает раба, убил обидчика. Или Савл, ставший впоследствии апостолом Павлом, был яростным, жестоким гонителем христиан. Сколько коварных искушений от бесов превозмогли многие святые и вышли победителями. Не надо этого скрывать и лакировать их биографии. Праведник рождается в борении! Вот в чём сила их веры! Правдивость, а не слащавость приведут ребёнка к вере. Что же касается женщин-художниц, то их зачастую портят вкусы и требования издательских редакторов. Но у нас немало хороших художниц и с крепкими характерами. Вот их бы и приглашать в такие книги. – Вот хороший пример творческого союза – Филипп и Зина Суровы. – Филипп и Зина уже несколько лет оформляют альбомы издательства Саввино-Сторожевского монастыря: «Дети Савве», «Открытое сердце», «Пастырь». Это жития святых с рисунками, которые присылают дети из разных уголков России. У них оригинальный, необычный взгляд на мир веры. Суровы не боятся оригинальных приёмов в макетировании книг. Но как люди верующие они всегда говорят не о себе, а по-своему, современным графическим языком славят Господа. Уже их дипломная работа «Молитвослов для детей» отличался хорошей новизной и красотой исполнения. – Что же может служить ориентиром для православного художника? – Ребёнок живёт в счастливом, гармоничном мире. Именно поэтому он часто смеётся, улыбается. Ему кажется, что все его любят, так же, как он сам всех любит. Художник должен пронести это дорогое для души чувство через всю свою жизнь.

http://pravmir.ru/georgij-yudin-risovat-...

Чрез архиепископа лиддского я вразумил его, что определение его в агента русского не может совершиться слишком скоро. Нужно терпение. МАЯ 21. Болен. МАЯ 22. Окончил дневник свой. МАЯ 23, Вторник. Сегодня утром послал я о. Григория к армянскому патриарху Захарии наведаться о его здоровье и сказать ему, что я еду в Саввинский монастырь и что при обозрении библиотеки обращу внимание на армянские книги, и по возвращению в Иерусалим сообщу ему свое замечание о числе и состоянии этих книг. При этом случае, – наказывал я о. Григорию, – примолвите патриарху, что я крайне жалею, что греки не дозволяют ему осмотреть эти книги, и скорблю о неприятных отношениях их к армянскому духовенству и народу. Смотря по восприимчивости и откровенности патриарха, присовокупите и то, что я крайне желал бы иметь истинное и верное понятие об обидах, какие причиняют греки армянам, ибо истина доходит в Россию иногда в превратном, а большею частью в искаженном виде. Если патриарх согласится поверить мне страдания своей церкви от греков, то я останусь в большом выигрыше; ибо греки теперь составляют для меня записку об армянах; если составят подобную записку и армяне о греках, то сравнение показало бы истину. Старик Страбон правду говорил: «παντα τ ανγματα λειν π’ κριβς ο διον το δ πλϑους τν μυϑευομενων κτεϑντος ες τ μσον, τν μν μολογντων λλλοις, τν δ’ ναντιουμνων, επορτερον ν τις ξ ατν εκσειε τ’ληϑς» 41 . Мой расторопный и умный о. иеродиакон сбегал к патриарху, повел разговор на турецком языке, как нельзя лучше, и принес мне следующий ответ его высоко степенства: Между греческим и армянским духовенством длится старая вражда, которая при малейшем поводе вспыхивает, вводит нас в судебные процессы и истощает нашу казну. Ни та, ни другая сторона не может уступить и покориться; ибо если греки замолчат, то турки обвинят их; если мы не будем действовать, то мы останемся в подозрении у турок. Честь обеих наций и честолюбив требует бесконечных распрей и тяжб. Армянский патриарх не знает, к кому прибегнуть для защиты: к константинопольскому ли посланнику, к русскому ли синоду и царю, к Богу ли.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Весной 1666 г. уставщик Игнатий, возможно в связи с поданной им Челобитной, был вызван в Москву. 31 мая он предстал перед отцами Собора в патриаршей крестовой палате, где вынужден был признать «новопечатные справные книги» и новоисправленные обряды (МДИР. Т. 3. С. 106-107; его подпись («чернец Игнатий») имеется на обороте листа с текстом допросных речей 31 мая 1666 г.- ГИМ. Син. свит. 1191). По возвращении на Соловки Игнатий был разжалован в головщики и, по-видимому, покаялся в своем отступлении от «старых обрядов». Как «чернец Игнатьище» он подписал 2-ю и 3-ю соловецкие челобитные (ГИМ. Син. свит. 1201) и «Сказку» соловецких иноков архим. Сергию от 6 окт. 1666 г. (Там же. 1200). Во время осады Соловецкого монастыря Игнатий занимал умеренную позицию и относился к той части братии, к-рая выступала против вооруженного сопротивления царю и отказа молиться за царя. В июне 1670 г. «выходцы» из Соловецкого мон-ря рассказывали, что инок Игнатий головщик и еще неск. соловецких священнослужителей (священники Тихон Рогуев, Митрофан, Амвросий, Сильвестр) настроены против вооруженного сопротивления властям, но на черных соборах молчат «страха ради» ( Чумичева. 1998. С. 66). Осенью 1675 г. бывш. уставщик сделал вклад в обитель, в т. ч. книгами: «184-го году старец Игнатеи крылашанин дал вкладом книг на 5 рублев да 5 рублев денег» (Архив СПбИИ РАН. Колл. 2. 152. Л. 365 об.). Возможно, он пережил разгром Соловецкого восстания 22 янв. 1676 г. и остался в обители. В б-ке Соловецкого мон-ря сохранился принадлежавший ему список Кормовой книги, сделанный, по-видимому, в 1676 г., с записью-«скрепой»: «Сия тетрати в переплете черньца Игнатия, головщика и бывшаго уставщика, списаны с церковных кормовых книг слово в слово» (РНБ. Солов. 965/1075. Л. 238-249; запись - автограф бывш. уставщика Игнатия, почерк неразборчивый, вероятно, из-за преклонного возраста писавшего). Рукопись датируется на том основании, что в ней указаны заупокойные кормы по соловецкому архим. Варфоломею († 1669) (Л. 240) и по бывш. архим. Саввина Сторожевского мон-ря Никанору († 23 янв. 1676) (Л. 244 об.).

http://pravenc.ru/text/293451.html

Чего ради Синоду чрез сие повелевается для всех московских соборов сделать такой распорядок, чтоб церковные в них сокровища были в книгах записных для каждого собора всегда известны на содержании тех людей из священства, которых звание и должность в том есть, и чтоб возобновленных сих храмов чистота и опрятность впредь непременно были сохраняемы с особливым рачением, что самое не только в приличные времена чрез надежных людей осматривать должно все ли так содержится и сохраняется, как предписано, но и повсягодно о целости оного Синоду доносить». Вследствие сего высочайшего указа Св. Синодом определено было, между прочим: 1) освидетельствовать описи церковных вещей в соборах Успенском, Благовещенском, Архангельском и в Синодальной патриаршей ризнице, и 2) по освидетельствовании описей – учинить осмотр самых вещей через особо назначенных лиц, Синодальной ризницы – через Саввинского архим. Варфоломея под особливым смотрением Амвросия архиепископа московского, с придачею в помощь кого-либо из духовных персон. Осмотр велено было Синодом произвести в возможно непродолжительном времени и о ходе его Московская Контора должна была еженедельно рапортовать Синоду 205 . По получении этого указа «описные книги» Патриаршей библиотеки немедленно были рассмотрены и так как книги 1735, 1749 и 1759 гг. «нашлись в указной форме» (т.е. со шнуром, печатью, подписями и пр.), то определением Московской Синодальной Конторы от 14 февраля того же года по ним именно велено было произвести осмотр самой Синодальной ризницы. В состав особой комиссии для ревизии ее кроме назначенного Святейшим Синодом архимандрита Саввина-Сторожевского монастыря Варфоломея вошли, по выбору Амвросия архиепископа московского, Перервинского монастыря игумен Афанасий и Златоустова монастыря иеромонах Филипп. С 17 февраля 1771 г. начался осмотр Синод. ризницы и продолжался по 22 августа сего года. 23 августа «духовные персоны», назначенные к освидетельствованию ризниц Синодальной и соборных, подали в Московскую Синодал.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010