Первым настоятелем Н. В. м. в 1656-1658 гг. был игум. Стефан (с 18 окт. 1658 архимандрит), до назначения состоявший в клире патриарха Никона, являвшийся в 1658-1660 и 1666-1679 гг. архиепископом Суздальским и Тарусским. Среди настоятелей обители в XVII в. выделяется любимый ученик и постриженик патриарха Никона архим. Герман (управлял Н. В. м. с окт. 1680, архимандрит в 1681-1682) - крупнейший представитель музыкально-поэтической школы, сложившейся в обители. К той же школе принадлежал архим. Никанор (настоятель в 1686-1698) - автор пространной «Летописи» о строительстве Воскресенского собора, написанной акростихом (высечена на белокаменных плитах, предваряет вход в кафоликон). В 1722-1723 гг. настоятелем Н. В. м. был архим. Лаврентий (Горка; впосл. епископ). Сменивший его архим. Киприан (Скрипицын; 1723-1727) в 1719-1723 гг. был архимандритом ярославского в честь Преображения Господня мужского монастыря , а позднее - настоятелем дмитровского во имя святых Бориса Глеба мужского монастыря (1727-1732), московского в честь иконы Божией Матери «Знамение» мужского монастыря (1732-1733), Андроникова в честь Нерукотворного образа Спасителя мужского монастыря (1733-1736) и Чудова в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мужского монастыря (1736-1737), затем епископом Вятским и Великопермским (1737-1739), Коломенским и Каширским (1739-1740), членом Синода (с 4 марта 1739). В 1727-1736 гг. Н. В. м. возглавлял архим. Мелхиседек (Борщов), бывший ранее игуменом Клобукова мон-ря в Кашине (см. Клобуков кашинский во имя святителя Николая Чудотворца женский монастырь ; 1715-1717), архимандритом старицкого в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря (1717-1722), дмитровского Борисоглебского (1722-1723) и Иосифова Успенского (1723-1727) мон-рей. В 1735 г. он был взят в Тайную канцелярию по доносу Феофана Прокоповича в связи с делом еп. Корельского и Ладожского Маркелла (Родышевского); в 1744-1748 гг.- настоятель Крестовоздвиженского Бизюкова мон-ря. В 1737-1742 гг. настоятелем Н. В. м. был архим. Карион (Голубовский), в 1734-1737 гг. состоявший архимандритом Преображенского мон-ря в Ярославле, в 1743-1752 гг.- Саввина Сторожевского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря . В 1742-1744 гг. мон-рь возглавлял архиеп. Петр (Смелич), в 1744-1748 гг.- архим. свт. Иларион (Григорович; впосл. епископ). Деятельность настоятелей Н. В. м. в 1748-1765 гг. Амвросия (Зертис-Каменского ; с 1753 епископ, с 1764 архиепископ), и в 1765-1771 гг. его родного брата Никона (Зертис-Каменского) была в основном направлена на реставрацию обители. Н. С. Зертис-Каменский еще в 1748-1756 гг. находился в Н. В. м. «при строении в должности живописного искусства надзирателя». В 1756 г. он пострижен в монашество с именем Никон, в 1761 г. был архимандритом переславль-залесского Данилова во имя Святой Троицы мужского монастыря , а в 1761-1765 гг.- Саввина Сторожевского мон-ря.

http://pravenc.ru/text/2577827.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРАСИМ (Фирсов; † осень 1667, Иосифов Волоколамский мон-рь), деятель раннего периода старообрядчества , писатель, полемист. До поступления в 1-й пол. 40-х гг. XVII в. в Соловецкий в честь Преображения Господня муж. мон-рь , где Г. принял постриг, он какое-то время жил в Москве. В сер. 40-х гг. на Соловках Г. создал первые произведения: Похвальное слово прп. Иоанну Лествичнику и цикл сочинений, посвященных Московскому митр. св. Филиппу , - Службу, Похвальное слово на перенесение мощей и краткое Житие,- цикл был приурочен к перенесению мощей святителя в Спасо-Преображенский собор Соловецкого мон-ря в 1646 г. В 1652 г. соловецкий уставщик Никодим намеревался представить сочинения Г. о митр. Филиппе патриарху Никону , но это не осуществилось из-за смерти Никодима. Судя по свидетельству Г. в его письме архим. Саввина Сторожевского мон-ря Никанору («Показание от Божественных писаний», ок. 1657), соловецкий книжник рассчитывал на утверждение своих сочинений патриархом и использование их в торжествах, связанных с переносом мощей свт. Филиппа с Соловков в Москву в 1652 г. Однако надежды Г. не оправдались. В 1653 г. он после наказания плетьми был сослан в Корельский во имя свт. Николая мон-рь , причиной чего послужила челобитная Г. патриарху Никону на соловецкого архим. Илию (ее текст неизвестен). Возможно, этот эпизод связан с попыткой соловецкой братии в 1653 г. сменить настоятеля: на место архим. Илии по общему приговору был избран соловецкий постриженик Никанор - друг Г. Никанор выехал для поставления в Москву, но неожиданно стал архимандритом Саввина Сторожевского мон-ря, а Илия сохранил должность. К 1658 г. Г. уже был на Соловках, в чине соборного старца. Исполнял приказную службу на рыбных промыслах в Варзуге, Умбе и дважды в Яренге. Его отношения с архим. Илией заметно улучшились; так же как и настоятель Соловецкого мон-ря, Г. был противником богослужебной реформы, начатой патриархом Никоном. Между 1656 и 1658 гг. книжник написал в защиту старых обрядов Трактат о двоеперстии («О сложении перстов десныя руки»). Сочинение разделено на 2 части: в 1-й автор приводит авторитетные свидетельства в пользу двоеперстия , выстроенные в хронологическом порядке (эта часть похожа на мн. ранние старообрядческие сочинения), во 2-й разбирает вопрос о перстосложении для крестного знамения с богословской т. зр., показывая, какие догматы должна иллюстрировать та или иная форма сложения перстов. В трактате Г. демонстрирует прекрасное знание богословской лит-ры, умение логически выстраивать систему доказательств.

http://pravenc.ru/text/164589.html

В храме села Саввина есть древняя икона преподобных Саввы и Варсонофия. Здесь же еще целы царские врата с мелкотравчатою резьбою и с надписью: «л. 7069 (1561) августа в 29 д. поставлены двери сия царские при державе царя и в. к. Ивана Васил. – при епископе Акакии Тверском, в церковь преподобного отца нашего Саввы Освященного, старанием игумена Леванида Саввина монастыря» 398 . В Московском Успенском соборе хранится устав Твер­ского Саввина монастыря XV века; в конце пасхалии его, доведенной до 8 тысяч, сказано: «Конец семи тысячам. Троице Святая, слава Тебе, Sôa aoi о 0гоа». На л. 295 читается древняя драгоценная заметка: «в л. 6940 (1432) в Петрово говенье монастырю святого Саввы минуло 35 лет, а смерти князя великого Михаила 34 лета» 399 . По этой заметке несомненно, что Тверской Саввин монастырь начался с 1397 года и с того же года на­чались подвиги преподобных Варсонофия и Саввы в Саввиной пустыни. На рукописной книге Исаака Сирина подпись говорит, что книга писана в 1416 году в монастыре преподобного Саввы, на иждивение ктитора обители князя Александра Ивановича (1426 г.), по воле игумена Варсо­нофия. Другая книга, «Лествица», писана в 1419 году для священноинока Саввы 400 . Поскольку же преподобный Савва вместе с тем, как принял сан священства, принял и начальство над обителью (так пишет преподобный Иосиф), то очевидно, что в 1419 году игуменом Саввиной обители был уже преподобный Савва. По времени же основания пустыни (1397 г.) и по немногим годам игуменства Варсонофиева (5 лет), надобно по­ложить, что 1416 год был последним годом игуменства Варсонофиева после правления Саввы Бороздина. Если же после того с 1417 года бу­дем считать 50 лет начальствования преподобного Саввы Тверского, то блаженную кончину его должны будем отнести к 1467 году 401 . Память Преподобного Савватия Тверского и ученика его Евфросина В рукописном описании святых города Твери читаем: «преподоб­ный Савватий игумен пустыни, – образом сед, брада, как у Иоанна Богослова». Пустынь преподобного Савватия находилась в 15 верстах от Твери, там, где теперь остается село Савватиево.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

По челобитью игу­мена Николо-Радовицкого м-ря в 1642 г. дозволено было причислить к м-рю по­рожнюю землю, которая принадлежала к запустевшей церкви св. Николая, чтó в Перевицке. На этой то земле впослед­ствии построена была Перевицкая пустынь, которая зависела от Николо-Радовицкого м-ря до издания штатов. “Рязан. губ. вед.”, 1855 г., 43 (быв. м-ри); 52 (Николо-Радов. м-рь игум. Антоний II). 1863 . Пересопницкий Рождество – Богородицкий, мужской, ныне село Пересопница, Волынской г., Ровенского у., в 15 вер. к сев.-зап. от Ровно, близ р. Стублы. В жалов. грам. 1505 г. говорится: «Бил нам чолом кн. Феод. Мих. Чорторыйский о том: што перво сего дали есьмо матце его монастырь наш Пересопницу до ее живота, и про­сил нас, абыхмо его пожаловали, дали тот м-рь в его поданье: ино мы з ла­ски нашое, за его к нам верную службу, тым м-рем есьмо его пожаловали». В летописях (“Полн. собр.”, I, 141) имя Пересопницы, как волости кн. Вячеслава, встречается в 1149 г.; сам же м-рь, как полагают, основан еще в XI ст. и в конце XV ст. отдан в пожизнен­ное влад. кн. Чарторыйским, а Николай Юрьевич Чарторыйский в 1630 г. от­дал все имения м-ря иезуитам. “Акты истор. Ю. и З. Р.”, I, 41; Батюшков, “Волынь”, 24; “Акты Зап. Р.”, I, 212 (Гр. 1504 г. о предо­ставлении кн. Марии Чарторыйской во владение м-рем); “Волын. епарх. в.”, 1867 г., 4; “Памятн. для разбора древн. актов”, I, Отд. 2, 1 (меновая запись 1490 г. старосты Луцкого Петра Яновича игумену м-ря Илариону); “Архив юго-зап. России”, ч. 1, т. VI, 294; (инвентарь 1600 г. Пересопн. м-ря и села Пересопницы, составлен. быв. его игум. Симеоном Косовским при передаче м-ря своему преемнику игум. Макарию Созанскому), 361–367, CXLI–CXLII (дело 1605 г. по жалобе игумена м-ря Варсонофия на насилия опе­куна м-ря Шпаковского), 403, CLIII (духовная 1612 г. инока Феодосия Бережецкого; игумен м-ря архим. Никон), 485, (отходной лист 1620 г. архим. м-ря Никона Добрянского с удо­стоверением, что оставляет м-рь по своей доброй воле). 1864 . Перцова или Персова – Троицкая, мужская пустынь, ныне погост Троицкий – Перцов, Вологодской губ., Грязовецкого у., Огарковской воло­сти, в 12 вер.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

игумена м-ря Неофита на Рудецкого о нарушении им фундуш. за­писи отца Черницкому м-рю), 703, CCLXXXIII (жалоба Дм. Рудецкого на игумена и монахов м-ря о похищении ими типографии из Черницкого м-ря), 743 (фундушев. запись 1638 г. Древинского в пользу братства на содерж. при нем школы церковн. проповедника и на вспомоществ. убо­гим), 753, CCCV (жалоба 1639 г. игумена Леонтия Шицика-Залеского на дворян об оби­дах, нанесенн. ученикам брат. школы), 756, (письмо 1640 г. Древинского к игу­мену м-ря относительно завещанных им брат­ству сумм), 797, СССХХ (жалоба 1644 г. игум. Леонтия Шицика-Залесского, что в ночь нака­нуне Пасхи гултяи отрезали язык у больш. ко­локола и стреляли в богомольцев); ч. 4, т. I, 361, СХ (акт избрания 1710 г. Кирилла Шумлянского в еписк. Луцкие; подписался игум. м-ря Кирилл Жукиевич); ч. 6, т. I, прилож., 26, IX (жалоба 1660 г. игум. м-ря Тарасия Прокоповича на Поплавского, утопившего монастыр. крестья­нина), 140, XLVIII (жалоба 1681 г. игум. м-ря Мелентия Любицкого о нападении на монастыр. имение). 1705 . Крестовоздвиженский – Преображенский – Цеперский или Циперский, мужской, ныне село Цепра (на 10 верст. карте Цапра), Мин­ской руб., Слуцкого у., Грицевичской во­лости, в 55 вер. к зап.-сев.-зап. от Слуцка, при рч. Березинке. Основан в 1618 г. помещиком Конст. Богд. Долматом и супругою его Анною для укреп­ления православия против унии, однако же в 1696 г. кн. Доминик Николай Радзивилл склонил игум. Селивестра Кочарского к унии и взял м-рь, несмотря на сопротивление архимандритов Ду­хова Вилен. м-ря, под свое покровитель­ство. М-рь закрыт в 1828 г. и обра­щен в приход. “Ист. Росс. Иер.”, VI, 652; “Минск. губ. вед.”, 1864 г., 50 (год основания); Архим. Николай, “Ист. стат. опис. Минск. епар.”, 124; “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, II, ч. 1, 597 (в 1721 г. униаты изгнали из м-ря всех монахов); III, прилож., XXIX (в ре­естре м-рей Киев. епархии 1723 г. показан в числе заеханных от униатов); “Древн. Росс. Вивлиоф.”, 1774 г., VI, 319 (игум. м-ря Никодим в 1677 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Н. Моск. Сретенский мон-рь/Изд.: архим. Серафим (Богоявленский). М., 1885. С. 1-30; Токмаков И. Ф. Краткий ист. очерк моск. Сретенского мон-ря//Там же. 1885; Денисов. 1908. С. 422-423; Иосиф, иером. Моск. Сретенский мон-рь. М., 1911; Скворцов Н. А., прот. Мат-лы по Москве и Московской епархии за XVIII в. М., 1914. Вып. 2; Соболев Н. Н. Резные изображения в Моск. церквях//Старая Москва. М., 1914. Вып. 2. С. 87-118; Воробьёв М. И. Росписи собора Владимирской Богоматери Сретенского мон-ря и их реставрация//Реставрация и исследования памятников культуры. М., 1975. Вып. 1. С. 206-212; Либсон В. Я. Возрожденные сокровища Москвы. М., 1983. С. 132-134; Романов Г. А. Крест резной: Моск. Сретенский мон-рь. М., 1992; Беляев Л. А. Древние мон-ри Москвы (кон. XII - нач. XV в.) по данным археологии. М., 1995; Русский синодик: Помянник моск. Сретенского мон-ря: Ист. справ. М., 1995; Гребенюк В. П. Икона Владимирской Богоматери и духовное наследие Москвы. М., 1997; Окунев Н. П. Дневник москвича. М., 1997. 2 кн.; Чугреева Н. Н. «Царская» икона из Сретенского мон-ря в собрании музея им. Андрея Рублева//Золотой рожок: Юбил. сб. науч. статей сотрудников ЦМиАР. М., 1997. Вып. 1. С. 114-120; Клосс Б. М. Избр. труды. М., 2001. Т. 2; Липатова С. Н. Фрески собора Сретенского мон-ря в Москве: Вновь открытый памятник нач. XVIII в.//ПКНО, 2006. М., 2008. С. 401-404; она же. Фрески собора Сретенского мон-ря. М., 2009; Баталов А. Л., Беляев Л. А. Сакральное пространство Средневек. Москвы. М., 2010. С. 225-229, 361-371, 384-385; Иоанн (Лудищев), иером. История Сретенского мон-ря в период от учреждения Свят. Синода до 1786 г.//Сретенский сб. М., 2010. Вып. 1. С. 171-254; он же. Мат-лы к изучению истории Сретенского мон-ря//Там же. Вып. 2. С. 244-402; он же. История моск. Сретенского мон-ря: 1919-1923 гг.//Там же. 2012. Вып. 3. С. 245-326; он же. Сретенский мон-рь в 1924 г.: (По док-там архивов)//Там же. 2013. Вып. 4. С. 188-203; он же. Мученик за веру архим. Сергий (Плаксин) - наместник Сретенского мон-ря//Там же.

http://pravenc.ru/text/2564214.html

о 700 руб., собранных в казну с 340 двор. монаст. вотчины), 768 (мнение архим. Варлаама о Симонов. архим. Петре и Ипатиев. Гаврииле); II, ч. 1, 412 (прошение 1722 г. о безвинном держании монаст. крестьян), 611 (дело 1722 г. о притеснении монастыр. крестьян), 1013 (доношение игум. Варлаама о перенесении кабака с монаст. земли на другое место), ч. 2, 22 (дело о сыске служит. детей м-ря Сорокиных), 43 (прош. 1722 г. игум. Варлаама о приписке к м-рю Молченск. Богород. м-ря Курск. губ.), 119 (м-рь отдал серебр. посуду и лом для денежн. двора), 156 (доношение игум. Варлаама о быв. келаре Саввы Сторожев. м-ря Стефане Ломоносове не занимавшего никакой должности), 537 (дело о священн. Иване Кирилове; архим. Варлаам Овсянников), 600 (м-рю принадлежало село Копотки Москов. у.); III, 1723 г., 154 (указ об аресте игум. Варлаама и о снятии с него и диакона Чуркина свящ. сана и монашества), 378 (м-рю принадлежало село Конятино), прилож., (в 1702 г. из вотчин м-ря отдано Григорию Строгонову мельница Козмина с прудом, лесами и покосами Москов. у.); IV, 1724 г., 296 (назначение иеромон. Аввакума игуменом м-ря); VI, 1726 г., 252 (м-рю принадлежала дер. Ко- нятино Москов. у.); VII, 1727 г., 300 (дело о растрате пожитков Деревнина; в 1729 г. игум. Аввакум), 325 (игум. Аввакум был на коронации Имп. Петра II в 1728 г.), прилож, XLII, VI (протоинквизитору игум. Аввакуму дано перешница ореховая в меди и подрясник камчатой); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции», I, 1347 (межевая книга 1647 г. вотчинн. земли м-ря в дер. Рогачевой-Гридинской Копотемского стана), 1464 (межев. кн. 1678 г. вотчин. земель м-ря, в деревне, что была пустошь Куприяновой, Копотен. стана), 1476 (межев. кн. 1680 г. вотчин м-ря в Копотен. стане), 1503 (межев. кн. 1680 г. вотчин. земли в Тухачевской вол.); II, книги дозорн., переписн. и проч., 13 (1682 г. игум. м-ря Иосиф), 67 (м-рю принадлежало село Починки Колом. у.), стр. 70, 112, 128 (опись 1680 г. церковн. земли в вотчин. м-ря сел Починков, Копотни и Сьянова, Успенского тоже); “Древн.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В 1769 г. по уходе полка, приписан к Пустынскому-Николаевскому м-рю и обращен в приходскую Христорождественскую кладбищенскую церковь . “Ист. Росс. Иер.», V, 353; “Памят. кн. Твер. губ. на 1865 г.», Отд. III, 81; Отд. IV, 19 (опись 1625 г.); “Твер. губ. в.», 1859 г., 20 (упразд.); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 474, 29; Жизневский, “Опис. Твер. музея», 1888 г., 74, 121 (медный крест); “Архив ист. и практич. свед. относящ. до Росс.», 1860 – 61 г., IV, 5 (Заметки о г. Торжке); “Акты юридич.», 225 (Платежная 1615 г. в подможных деньгах; игум. Корнилий); “Русск. истор. Библиот.», V, 152, 60 (цар. грам. 1655 г. о приписке его к Иверскому м-рю), 223, 86 (в 1656 г. власти Иверского м-ря принесли в дар архимандриту Рождественского м-ря из Торжка: камка да дороги), 429, 173, в примеч. (ц. грам. 1663 г. строителю м-ря о доставл. подроб. сведений о том, что взял из м-ря патр. Никон во время своего патриаршества), 486, 7 (из Торжка Рожествена м-ря строителя иеромон. Герасима, 1664 г., за его бесчиние посмирить, бить шелепы на соборе нещадно), 656, 244 (дело 1666 г. о диаконе Паисие; строитель иером. Зосима), 713, 259 (просьба 1667 г. Иверского архим. о возвращении из Борисоглеб. Новоторж. м-ря иеромон. Клементия; отписан от Ивер. м-ря; строитель Зосима); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», VIII, 1728 г., 278 (прошение крестьян села Обдулова об отписки Рождеств. м-ря от Борисоглебского), прилож., XVIII, 7 (грам. 1693 г. о приписке м-ря к Борисоглебскому), LXXV, VII (запись крестьян о приписке м-ря). 1119. Рождественский, мужской, существовавший в гор. Кузнецке, Томской губ. Когда и кем основан неизвестно; из игуменов его упоминается Трифилий (когда?) и после него Панкратий в 1735 г. До упразднения своего в 1764 г. зависел от Алексеевского-томского м-ря. “Ист. Росс. Иер.», IV, 879; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 327; “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 148 (в 1744 г. имел 75 душ крест.); 1867 г., II, Отд. 2, 304 (матер. для ист. Сибири). 1120. Рождественский – Богородицкий, мужской, ныне архиерейский дом в губерн.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

к. за ней была скрыта «тайная лестница в стене, ведущая под крышу храма» ( Травчетов. 1903. С. 90). Нет сомнений, что икона «Страшный Суд» принадлежит кисти ведущего мастера. Это особенно заметно при ее сравнении с образом той же иконографии из муромского Троицкого мон-ря (нач. XVIII в. ?, собор Благовещенского мон-ря, Муром), приписываемой А. И. ( Сухова. 2004. С. 38. Ил. на с. 31). Икона музейного собрания представляет собой строгую, цельную и вместе с тем монументальную картину. Икона из мон-ря повторяет музейную. Она также написана на доске почти квадратной формы, но меньшего размера, в ее основе та же иконографическая схема, в построении к-рой ощущается скованность, характер письма неуверенный. Вероятно, 2-я икона была написана позднее по заказу соседнего жен. мон-ря учеником иконописной мастерской Благовещенского мон-ря. Сивиллы Агриппа и Дельфика. Икона. 1715 г. (МИХМ) Сивиллы Агриппа и Дельфика. Икона. 1715 г. (МИХМ) Возможно, в мастерской Благовещенского мон-ря А. И. или его учеником была создана монументальная икона «Святые равноапостольные Константин и Елена» (МИХМ), что косвенно подтверждается происхождением иконы из муромского Благовещенского мон-ря, где она находилась на паперти Благовещенского храма, и указанием даты на ней: «Году 1718 писа(л) сии образ месеца апрелия». Создание иконы, очевидно, связано с почитанием блгв. кн. Константина Муромского и его небесного покровителя равноап. имп. Константина Великого. Икона стилистически близка др. работам А. И. и его учеников. Господь Вседержитель. Икона. 1799 г. (собор Благовещенского мон-ря, Муром) Господь Вседержитель. Икона. 1799 г. (собор Благовещенского мон-ря, Муром) По документам известно, что иконописцы Благовещенского мон-ря работали для каменной ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Набережного), которую строили в 1700-1717 гг. и украшали иконами в 1715 г. (дата создания икон была указана в храмозданной надписи, см.: Историко-стат. описание церквей и приходов. 1897. С. 170). В это время в Муроме существовала только возглавляемая А.

http://pravenc.ru/text/1319860.html

главы вмч. Феодора находится в ГММК (инв. МР-1758). В мае 1591 г. в Россию прибыл Тырновский митр. Дионисий с грамотой от вост. Патриархов, в к-рой сообщалось, что на К-польском Соборе в 1590 г. за Русским Патриархом были признаны все права Предстоятеля автокефальной Церкви. В составе посольства находились архим. Пантелеимонова мон-ря Неофит, архим. Хиландарского мон-ря Григорий и старец Ватопедской обители Софроний, приехавшие в Россию за милостыней. 20 июня посольство принимал царь Феодор Иоаннович, во время приема старец Софроний преподнес царю мощи мч. Кирика. Уезжая из России, послы получили щедрую милостыню, архимандриту Пантелеимонова мон-ря царь Феодор Иоаннович дал жалованную грамоту, в к-рой подтвердил право старцев этого мон-ря на беспошлинный проезд в Москву за милостыней. 4 февр. 1592 г. была отправлена царская грамота к проту Св. Горы и средства на строительство келлий и церкви Пантелеимонова мон-ря. Царь пожаловал «рухлядью да ризы и стихарь» на 500 р. с обещанием впосл. при успешном строительстве прислать «больше того». Царь также пожертвовал «большие ризы» в Хиландарский мон-рь. В дек. 1593 г. Феодор Иоаннович послал на А. дьяка Кошурина с милостыней по случаю рождения царевны Феодосии. Царь Борис Годунов в 1603 г. подтвердил право иноков Хиландарского мон-ря на беспошлинный проезд в Россию за милостыней и право на владение подворьем в Москве. В авг. 1603 г. в рус. столицу за милостыней приезжали старцы афонского мон-ря во имя св. Симеона Столпника, а в июне 1605 г.- хиландарский архим. Лонгин, архим. мон-ря Ксенофонт Иаков. Лонгин преподнес государю часть мощей вмч. Феодора Стратилата, Иаков - мощи вмч. Димитрия. Смутное время надолго отрезало А. от России. Только в 1626 г. в Москву прибыл игум. Мелетий с жалобой на бедственное положение Пантелеимонова мон-ря, имевшего большие долги и заложившего все имущество, позднее в XVII в. игумены Русского мон-ря неоднократно приезжали в Москву за милостыней: в 1636 г.- игум. Иоанн, в 1642-м - игум. Григорий с келарем Христофором и неск.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010