В труде архим. Амвросия (Орнатского) К. отождествлен с игум. Хутынского мон-ря Ксенофонтом, умершим в 1262 г. (ИРИ. Ч. 6. С. 639; Строев. Списки иерархов. Стб. 49). Хотя в тексте Жития нет прямых хронологических указаний, упомянутые имена и реалии позволяют сделать определенные выводы о времени основания Ксенофонтова монастыря. В Лисицкой обители, упоминаемой в источниках начиная с 1389 г., в кон. XIV - нач. XV в. действительно был игум. Варлаам, а в летописях XV в. впервые говорится о строительстве в Ксенофонтовой пуст. деревянной ц. во имя свт. Николая Чудотворца в 1417 г.: «Поставиша 4 церкви древяны: Въскресение Христово на Варейской улици, Въскресение Господне в Савин пустын, святаго Николу в Селифонтов пустын, Святаго Николу на Вежищахъ» (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 2). Контекст летописного упоминания «Селифонтовой» (Ксенофонтовой) обители сразу после «Савиной пустыни» ( Саввина Вишерского мон-ря , основанного в нач. XV в.) позволяет полагать, что К. был современником не прп. Варлаама Хутынского, а прп. Саввы Вишерского и лисицкого игум. Варлаама. По всей видимости, несохранившийся источник Жития К. сообщал о том, что святой был выходцем из Лисицкого мон-ря и принял постриг при игум. Варлааме. Агиограф ошибочно отождествил этого игумена с прп. Варлаамом Хутынским, жившим на 2 столетия раньше. Впосл. Ксенофонтов мон-рь упоминается в качестве землевладельца в писцовых книгах 1497/98 г. (НПК. Т. 5. Стб. 173-174) и 1563/64 г. 28 апр. 1563 г., при игум. Мисаиле, для монастыря был отлит колокол ( Оловянишников Н. И. История колоколов и колокололитейное искусство. М., 19122. С. 155-156; Арне Т. Русские колокола в шведских церквах//НИС. 1999. Вып. 7(17). С. 298). Древнейшее описание мон-ря содержится в писцовой книге Обонежской пятины 1582 г.: в обители находилась ц. во имя свт. Николая Чудотворца с приделом в честь Сретения, в 6 кельях жили 5 монахов и черный священник, 8 келий стояли пустыми ( Неволин. 1853. Прил. 6. С. 138-139). Согласно сообщению писцовой книги Обонежской пятины 1620 г., в 1613/14 г.

http://pravenc.ru/text/2462137.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАЛЛАДИЙ (Роговский Федор Семенович) (8.02.1665, Кашинский у.- 23.01.1703, Москва), рус. религ. деятель, ученый-богослов. Род. в вотчинах Макариева Калязинского во имя Святой Троицы мужского монастыря ( Бушлякова. 2002. С. 52). Версия о традиционно указываемом в справочниках и работах о П. годе его рождения (1655) базируется на тексте надписи на его надгробной плите, содержавшем указание на возраст П. на момент смерти (48 лет; см.: ДРВ. Ч. 18. С. 198; Московский некрополь. СПб., 1908. Т. 2. С. 394). Однако эти данные вступают в противоречие с полной датой рождения П., указанной в матрикулярной записи коллегиума св. Афанасия в Риме (Archivio del Collegio Greco. T. 14. F. 41rv.- 42), которая в этом случае представляется более надежным источником. Составивший в 50-х гг. XIX в. жизнеописание П. послушник Саввина Вишерского мужского монастыря Н. Утятин без ссылок на источники утверждал, что в миру П. звали Павел Рогов (Журнал 33-го заседания. 1891. С. 9, 10). Сведения Утятина об имени П. не подтверждаются источниками: согласно данным вышеупомянутой матрикулярной записи, в миру П. звали Федор Семенович. Относительно фамилии Рогов А. А. Митропольский сделал предположение о том, что она произошла от места рождения П., и привел в качестве возможного варианта селение Рог на р. Нерль (ныне дер. Рог Калязинского р-на Тверской обл.) (Там же. С. 10). Однако во вкладной записи в Общей Минее с праздниками, к-рую П. пожертвовал в Макариев Калязинский мон-рь в 7196 (1687/88) г., его фамилия звучит иначе - Рогуша ( Бушлякова. 2002. С. 52; Минея ныне хранится в ТГОМ (КОФ-922)). Впосл., во время обучения в Европе, его фамилия стала писаться как «Роговский». Принял постриг в Саввином Вишерском мон-ре, позднее служил иеродиаконом при 1-м еп. Тамбовском (1682-1684) Леонтии. В 1685 г. поступил в составе группы первых учеников в школу братьев Лихудов в московском Богоявленском мон-ре (см. в ст. Славяно-греко-латинская академия ), в связи с чем был переведен в число братии этого мон-ря (ДРВ. Ч. 18. С. 148; Надеждин. 1840. С. 610). 28 дек. 1687 и 20 апр. 1688 г. в числе проч. преподавателей и учеников академии был на приемах у патриарха Московского и всея Руси Иоакима (Савёлова) ( Забелин. 1884. Стб. 393, 1044). Согласно офиц. заявлению миссионера Товии Тихавского (Тобиаша Тихановского) от 12 дек. 1693 г., служившего в февр.-окт. 1689 г. в Немецкой слободе в Москве ( Андреев. 2017. С. 8, 10), именно он обратил в Москве П. в унию ( Шмурло. 1931. С. 7, 25). Вскоре после этого (до окт. 1689) П. отправился в Европу для продолжения образования. Его отъезд был совершен без ведома гражданских и духовных властей, нелегально, что ставило его в сложное положение как в России, так и на Западе. Все это, однако, он посчитал преодолимым ( Надеждин. 1840. С. 612).

http://pravenc.ru/text/2578741.html

4 нояб. 1891 г. еп. Старорусский Антоний (Соколов) предложил Новгородской духовной консистории «восстановить в древнем граде Новгороде крестные ходы во всем их древнем величии, дабы православный Новгород не отставал в этом отношении от сердца России - Москвы». Расписание общегородских крестных ходов составил ключарь Софийского собора свящ. А. И. Конкордин. На крестные ходы из Софийского собора, как для освящения воды на р. Волхов (6 янв. и 1 авг.), так и в традиционно новгородские - вокруг Софийской и Торговой сторон и в Антониев мон-рь, было предписано являться всем священно- и церковнослужителям города. Офиц. документ, закрепивший расписание и особенности крестных ходов в Новгороде, был утвержден митр. Новгородским и С.-Петербургским Исидором. В 1896 г. в Новгороде был установлен крестный ход 19 янв. из Николо-Кочановской ц. на Софийской стороне в ц. вмч. Георгия на Торгу, в память о новгородских юродивых XV в., Николае и Феодоре, погребенных при этих церквах. 9 июня 1897 г. архиеп. Феогност и приглашенный им Можайский еп. сщмч. Тихон (Никаноров) возглавили празднование 500-летия Кириллова Белозерского мон-ря, которое включало крестный ход вокруг монастырских стен и «молебствие» прп. Кириллу Белозерскому под открытым небом, у часовни на территории т. н. малого (Иоанновского) мон-ря. В ходе русско-япон. войны 1904-1905 гг. жители Тихвина испросили разрешения вынести явленную икону на городскую площадь для всенародного молебна о победе, к-рый состоялся 17 июля 1905 г., за 10 дней до начала мирных переговоров в Портсмуте (США). 7 окт. 1912 г. Новгород встречал икону Успения Божией Матери с частицей мощей свт. Нифонта Новгородского, написанную в Киево-Печерской лавре. Она была перенесена крестным ходом из Знаменского собора в Софийский. Регулярные крестные ходы в Новгородской епархии проводились и в сельской местности. Так, были установлены ходы вокруг Филипповой Ирапской пуст.- 8 мая (в память прибытия прп. Филиппа); Валдайского Иверского мон-ря - 21 мая; Отенского мон-ря - 26 июня; Деревяницкого Воскресенского мон-ря - 10 июля (в 1853 храм Успения Пресв. Богородицы мон-ря был переосвящен в честь Коневской иконы Божией Матери, празднование к-рой установлено в этот день); Саввина Вишерского мон-ря - на Вознесение и 1 окт., тихвинского Николаевского Беседного мон-ря - 15 и 29 авг. Также регулярно проводились крестные ходы из Антониева Дымского мон-ря на Дымское оз. (24 июня), из Отенского мон-ря на колодец, ископанный, по преданию, свт. Ионой (в Ильинскую пятницу), из ряда приходов Старорусского у. (Буреги, Коростынь, Подгощи) в с. Леохново, к мощам прп. Антония Леохновского (во 2-ю пятницу после Петрова дня).

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Илия в пустыне», «Св. Троица», на к-рой «самые Три Лица Св. Троицы» были написаны «в четырех местах» ( Макарий (Миролюбов). Археол. описание. 1860. Т. 2. С. 116-117), Божией Матери «О Тебе радуется», храмовая «Положения ризы Богоматери» (высота ок. 2,8 м). Местонахождение этих святынь после закрытия обители неизвестно. До 1913 г. в З. м. находилась чтимая икона Божией Матери «Знамение» кон. XII - 1-й пол. XIII в., представляющая один из древнейших иконографических вариантов этого типа (ГТГ, музей П. Д. Корина). На обороте поясного образа Богоматери изображена мц. Иулиания, на полях - избранные святые. Из часовни З. м. происходила икона святых Бориса и Глеба нач. XIV в., поступившая в 1914 г. в Новгородское епархиальное древлехранилище (ныне в ГИМ). Вероятно, из З. м. в 1915-1916 гг. в епархиальное древлехранилище была передана икона «Спас на престоле», раскрытая в 1900-х Юкиным (с 1958 в НГОМЗ). По описанию архим. Макария (Миролюбова), в Покровском храме на древнем медном Корсунском паникадиле были изображены Спаситель, Божия Матерь, ап. Петр, архангелы Михаил и Гавриил, «внизу вместо яблока голова львиная держит кольцо, а повыше этой главы центавры с луками в коронах» (Там же. С. 231-232). 28 марта 1995 г. в Покровский собор перенесены мощи прп. Саввы Вишерского , обнаруженные в ходе археологических раскопок на месте уничтоженного в 1979 г. собора Саввина Вишерского мон-ря . Во имя прп. Саввы переосвящен сев. придел собора, в к-ром и находится святыня. Перенесение мощей в Покровский собор мотивировано тем, что память преподобного приходится на Покров Богородицы - престольный праздник З. м., а приход Покровского собора с 1994 г. окормляет жителей пос. Савино Новгородского р-на, где располагался мон-рь (на его месте в 1994 сооружена ц. прп. Саввы Вишерского - 1-й построенный в постсоветский период храм Новгородской епархии). Частицы мощей прп. Саввы хранятся в старой Покровской ц. и в храме пос. Савино. В Покровском соборе перед клиросом правого придела находится новый мощевик с частицами мощей ап.

http://pravenc.ru/text/199663.html

И. упоминается в новгородских грамотах 1405 г. Юрьеву (ГВНиП. С. 85, 48; ср.: Там же. С. 86; Янин. 1991. С. 98) и 1411 г. Колывани (ныне Таллин; ГВНиП. С. 88, 50; Янин. 1991. С. 35-36, 98-99). Его печать имеется на мировой грамоте купцов И. Кочерина и И. Вреде 1411 г. (ГВНиП. С. 89, 51; Янин. 1991. С. 99). Благословение И. упоминается в данной и купчей грамоте Спасского Верендовского мон-ря 1389-1391 гг. (ГВНиП. С. 164-165, 107-109; Янин. 1991. С. 215-217). И. упоминается в грамоте 1415-1417 гг. как участник продажи земли Хутынского мон-ря «за Волоком» (в Подвинье) (ГВНиП. С. 184, 127; Янин. 1991. С. 300-301). Есть сведения о владениях И.: осенью 1401 г. сгорел «владычень городок Молвотице» (НПЛ. 1950. С. 396), известна вотчина И. на Вели (ПСРЛ. Т. 16. Стб. 141), в 1414 г. в Деревяницком мон-ре, бывшем в то время, видимо, загородной резиденцией Новгородского архиепископа, сгорели «владычне хоромы». В 1413 г. Новгород посетил переодетый купцом бургундский рыцарь Жильбер де Ланнуа (Г. де Ланноа), оставивший обстоятельное достоверное описание города. Путешественник отметил, что «это свободный город, имеющий общинное управление», в то же время «епископ является как бы их государем (souverain)» (цит. по: Мунд С. Описание Новгорода и Пскова в мемуарах «Voyages et Ambassades» рыцаря Гильбера де Ланноа (1413)//ДРВМ. 2002. 1(7). С. 49). Ко времени управления И. Новгородской епархией исследователи относят устроение в Новгородской земле первых общежительных монастырей - пригородных Лисицкого (в 1393 в нем была построена ц. Пресв. Богородицы), Ксенофонтова, Видогощинского (в 1402 там поставлена деревянная ц. св. Троицы), Коневского в честь Рождества Пресвятой Богородицы (в 1398 в нем построена ц. Рождества Пресвятой Богородицы) и Спасо-Преображенского Валаамского , где общежительный устав был введен между 1389 и 1403 гг., Клопского Михайловского Веряжского во имя Святой Троицы (в 1412 в нем поставлена деревянная ц. Св. Троицы), Вяжищского во имя святителя Николая Чудотворца (в 1411 там построена деревянная ц. свт. Николая), Мостищского, Воскресенского на Красном поле, Саввина Вишерского , Никольского на Холопьем городке, Богоявленского на Водской дороге, Отенского , возникших как общежительные в 10-х гг. XV в. ( Бобров. Монастырские книжные центры. 2001. С. 36). Кроме того, деревянная ц. свт. Николая была поставлена в 1412 г. на впадающей в оз. Ильмень р. Веряже «у мосту... в манастыре», а в 1407 г. И. освятил каменную Спасо-Преображенскую ц. на Верёнде и основал там мон-рь. По летописным данным, при И. создавались мон-ри и в Новгороде: свт. Николая на Людогощей (Легощей) и Чудинцевой улицах, «на скудельнице» (1390), Успенский на Коломцах (в Колмове) (1392), Спасский на Космодемьянской ул. (1394).

http://pravenc.ru/text/469552.html

S. 63-78; idem (Янковска Л. А.). Проблема атрибуции новгородских произведений Пахомия Логофета и место агиографа в развитии новгородской письменности XV в.//Slavia Orientalis. Warsz., 1979. Т. 28. 2. S. 195-208; она же. Житие Саввы Вишерского: типол. и текстол. анализ//Zeszyty Naukowe Wydziau Humanistycznego. Filologia Rosyjska. 1979. 8. S. 41-58; Повесть о Петре и Февронии/Подгот.: Р. П. Дмитриева. Л., 1979. С. 97-100; Дончева-Панайотова Н. Цикъл произведения за митр. Петър от Киприан//Търновска книжовна школа. София, 1980. Т. 2: Ученици и последователи на Евтимий Търновски. С. 143-155; она же. Киприан: Старобълг. и старорус. книжовник. София, 1981. С. 162-207; Соболева Л. С. К вопросу об эволюции минейного текста, посвящ. Борису и Глебу//Сибирская археография и источниковедение. Новосиб., 1979. С. 5-12; Кочетков И. А. Иконописец как иллюстратор жития//ТОДРЛ. 1981. Т. 36. С. 329-347; Балашова Е. Н. Епифаний Премудрый и Пахомий Серб: К вопросу о формальных характеристиках стиля//Математические методы и ЭВМ в ист. исследованиях. М., 1985. С. 203-216; Дмитриев Л. А. Житие Варлаама Хутынского//СККДР. 1987. Вып. 1. С. 138-142; он же. Сказание о битве новгородцев с суздальцами//Там же. С. 347-351; он же. Житие Иоанна Новгородского//Там же. С. 514-517; Рамазанова Н. В. Музыкальная драматургия древнерус. певч. цикла: На прим. цикла Михаилу Черниговскому и боярину его Федору: Дис. Л., 1987; Фет Е. А. Слова на Покров//СККДР. 1987. Вып. 1. С. 422; Белоброва О. А. Геласий, игумен Саввина Вишерского мон-ря//Там же. 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 144-145; Дробленкова Н. Ф. Житие Сергия Радонежского//Там же. Ч. 1. С. 330-336; она же. «Слово избрано от святых писаний, еже на латыню»//Там же. С. 401-403; Жучкова И. Л. Повесть о Темир-Аксаке//Там же. С. 283-287; Лихачёва О. П., Чуркина Л. А. Служба, Житие и Похвальное слово Кириллу Белозерскому: По рукописям северных собр. Ленинграда//ДРИ. М., 1989. [Вып.:] Худож. памятники Рус. Севера. С. 351-356; Пак Н. И. Краткая характеристика редакций Повести о Михаиле Черниговском//Лит-ра Др.

http://pravenc.ru/text/2579870.html

Важным событием в жизни епархии стало возрождение в 1769 г. упраздненного Саввина Вишерского мон-ря (взамен исключенного Синодом из числа заштатных Богоявленского мон-ря). К межархиерейству 1767-1774 гг. относится указ Новгородской духовной консистории 1772 г. о выборе десятников для наблюдения за священниками, злоупотребляющими верой народа в «чародейства» (ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 1454). В июле 1774 г. в связи с продолжительным вдовством Новгородской кафедры Синод постановил, чтобы вновь хиротонисанный викарный еп. Вениамин (Краснопевков) имел пребывание большей частью в Новгороде. 1 янв. 1775 г. имп. Екатерина II повелела «быть архиепископу Санкт-Петербургскому Гавриилу совокупно и архиепископом в Новгородской епархии» с титулом «архиепископ Новгородский и Санкт-Петербургский». При этом ни о какой утрате Новгородской епархией своей самостоятельности или о передаче ее во «временное управление» речи не шло. Указ был приурочен к моменту, когда все члены Синода, кроме самого архиепископа и духовника императрицы прот. И. Панфилова, выехали в Москву. Соответствие указа церковному праву весьма сомнительно: согласно канонам, правящий епископ может занимать только одну конкретную кафедру, как «жених Церкви, в которую поставлен». Императрица мыслила не церковными, а политическими категориями, прекрасно зная, что коронованным особам ничто не препятствует «совокупно» занимать неск. престолов, а гос-ва, к-рыми правит одно лицо, не теряют своего суверенитета. Всеподданнейший репорт о получении новогоднего указа духовник подписал за весь Синод, он же и привел архиепископа к присяге «в сей новой должности». Имп. Екатерина II трижды посещала Новгород (1775, 1780, 1785). Ее встреча 17 янв. 1775 г., при 1-м прибытии после «пожалования» архиеп. Гавриила (Петрова; с 1783 митрополит) в архиереи 2 епархий, отличалась особой помпезностью. У Корсунских врат Софийского собора ее ожидали архиепископ и его викарий, архимандриты и всех церквей священники в полном облачении. Также во встрече участвовали семинаристы, стоявшие на морозе в белом одеянии, с венцами из зелени на головах; держа в руках зеленые ветви, они пели канты.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Ново-Спасского мон-ря. СПб., 1883; Титов А. А. Вкладные и кормовые книги Ростовского Борисоглебского мон-ря в XV, XVI, XVII и XVIII ст. Ярославль, 1881; он же. Вкладная книга Нижегородского Печерского мон-ря//ЧОИДР. 1898. Кн. 1. Отд. 1. С. I-VIII, 1-93; он же. Синодики XVII в. Переславского Горицкого мон-ря. М., 1902; он же. Вкладные и записные книги Иосифова Волоколамского мон-ря XVI в.//Рукописи слав. и рус., принадлежащие И. А. Вахрамееву. М., 1906. Вып. 5. С. 1-115; Памятники древней письменности Спасского мон-ря в г. Муроме: (Лицевой синодик и вкладная книга)/Предисл. Н. Добрынкина. Владимир, 1892; Покровский Н. В. Древности Костромского Ипатьевского мон-ря//ВАИ. 1885. Вып. 4. С. 1-34 [на с. 4-5 отрывки из вкладной книги]; Воронцова Л. Д. Вкладная книга Серпуховского Высоцкого мон-ря//Древности: Тр. Археогр. Комис. МАО. 1899. Т. 1. Вып. 2. Стб. 321-346; Голубинский. История РЦ. Т. 2. Ч. 2. С. 577-580 [фрагмент вкладной и кормовой книги Троице-Сергиева мон-ря кон. XVI в.]; Вкладная книга Брянского Свенского мон-ря//ИРГО. 1911. Вып. 4. С. 392-433; Апухтин В. Р. Псково-Печерский Успенский мон-рь и его вкладная книга 1558 г. М., 1914; Изюмов А. Ф. Вкладные книги Антониева Сийского мон-ря 1576-1694 (7084-7202) гг.//ЧОИДР. 1917. Кн. 2. Отд. 1 С. 1-104; АСЭИ. Т. 2. 339. С. 337-338; Т. 3. 479. С. 465; Вкладная книга 1674-1675 (7183) года Моск. Новодевичьего мон-ря//Источники по соц.-экон. истории России XVI-XVIII вв.: Из архива Моск. Новодевичьего мон-ря/Подгот. В. Б. Павлов-Сильванский. М., 1985. С. 152-210; Вкладная книга Троице-Сергиева мон-ря. М., 1987; Вкладные книги Далматовского Успенского мон-ря/Предисл. И. Л. Маньковой. Свердловск, 1992; Козляков В. Н. Толгский мон-рь XVII в. и его вкладчики//Ярославская старина: Из архива рус. провинции. Ярославль, 1992. С. 14-22; Вкладная книга Серпуховского Высоцкого мон-ря. М., 1993; Хозяйственные книги Чудова мон-ря 1585/86 г. М., 1996. С. 31-53; Вкладная книга Анзерского скита//Прп. Елеазар, основатель Св.-Троицкого Анзерского скита/Подгот.

http://pravenc.ru/text/158928.html

XIV в.); в ц. Преображения мон-ря Зрзе (Македония, 1368/69); в ц. свт. Николая в Рамаче (Сербия, ок. 1385); в ц. Введения во храм Пресв. Богородицы в Нова-Павлице (Сербия, до 1389); в соборе Христа Спасителя в Цаленджихе (Грузия, 1384-1396); в минологии ц. Св. Троицы мон-ря Козия (Румыния, 1391); в ц. свт. Николая Чудотворца «тис Стегис» близ Какопетрии (Кипр, 2-я пол. XIV в.); в ц. Св. Троицы мон-ря Ресава (Манасия, 1418); на окладе иконы «Христос Пантократор» из афонского мон-ря Ватопед (кон. XIV-XV в.). В поствизант. памятниках изображения О. В. встречаются: в ц. арх. Михаила в Педуласе (Кипр, 1474); в ц. Св. Креста в Пелендри (Кипр, 2-я пол. XV в.); в ц. Св. Креста близ Платанистасы (Кипр, 1494); в ц. Введения во храм Пресв. Богородицы (Склаверохори, Крит, XV-XVI вв.); в ц. св. Созомена (Галата, Кипр, 1513); в ц. Успения Пресв. Богородицы в Курдали (Кипр, 1-я четв. XVI в.); в церкви афонского скита Моливоклисья (1536); в соборе Рождества св. Иоанна Предтечи афонского мон-ря Дионисиат (1546/47); в ц. вмч. Георгия мон-ря Воронец (Румыния, 1547); в соборе в честь Преображения Господня Большого Метеорского мон-ря (Греция, 1552); в минологии нартекса ц. св. Апостолов в Печской Патриархии (1561); в ц. свт. Николая в Дубочице (Сербия, 1565); в ц. Пресв. Богородицы мон-ря Студеница (1568); в ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Морача (1577/78); в ц. Преображения Господня в Палеохоре (Крит, XVI в.); в трапезной афонского мон-ря Дионисиат (1603); в ц. свт. Николая Чудотворца «тис Феологинас» в Кастории (1609); в трапезной афонского мон-ря Хиландар (1621); в минологии ц. свт. Николая в Пелинове (Сербия, 1717/18); в ц. 40 мучеников афонского мон-ря Ксиропотам (1783) и др., а также на иконах: «Онуфрий Великий» из епископии в Морфу (Кипр, XV-XVI вв.); «Онуфрий Великий и Петр Афонский» из афонского мон-ря Пантократор (кон. XVI в.); «Гостеприимство Авраама, Уготованный престол, Вознесение Христово и святые» Андреаса Рицоса в Музее изящных искусств (Токио, XVI в.); «Онуфрий, с житием» Еммануила Скордилиса (50-70-е гг. XVII в.) из мон-ря св. Иоанна Крестителя на о-ве Патмос; на створке триптиха из того же мон-ря (2-я пол. XVI в.). По иконографическому образцу др. преподобных во 2-й пол. XVI в. писали иконы с композицией «Успение св. Онуфрия», напр. икона из Музея визант. и христ. искусства в Афинах. Об изводе кончины О. В. в памятниках укр. и белорус. иконописи, а также в рус. иконописи синодального времени см.: Зеленина Я. Э. Икона «Кончина прп. Онуфрия со сценами жития»//Рус. иконы на Синае: Жалованные грамоты, иконы, произведения декоративно-прикладного искусства из собр. мон-ря вмц. Екатерины на Синае. М., 2014. Кат. 49. С. 353-357.

http://pravenc.ru/text/2581421.html

Напр., на иконе XIX в., написанной в пару к иконе прп. Сергия Радонежского (обе в частном собрании), М. показан в рост в 3/4-ном развороте влево, его лик обращен к лучу света. Руки крестообразно сложены на груди в жесте смирения и принятия благодати. Так же, в молении, М. представлен в композиции с видом Клопского мон-ря. Впервые этот извод встречается в росписи на юж. стене Троицкого собора Клопского мон-ря (1-я четв XVIII в.). Прп. Михаил Клопский. Роспись собора Рождества Пресв. Богородицы Саввина Сторожевского мон-ря. 1649 г. Артель Степана Рязанца и Василия Ильина Прп. Михаил Клопский. Роспись собора Рождества Пресв. Богородицы Саввина Сторожевского мон-ря. 1649 г. Артель Степана Рязанца и Василия Ильина К этой росписи близка самая ранняя известная икона такого типа в Успенской ц. в дер. Курицко Новгородской обл. (ок. 1865, под записью нач. XXI в.). Икона была заказана для этой церкви крестьянами дер. Любоежа (ОПИ НГОМЗ. Ф. 50. Оп. 1. Д. 5. Л. 13-13 об.; см.: Моисеев. 2013). Композиционно икона делится на 2 части. В верхней - представлен М., стоящий на берегу реки на фоне Клопского мон-ря и обращенный в молитве за свою обитель к Св. Троице (т. н. новозаветной; в левом верхнем углу); он держит свиток с текстом: «Не скорбите убо братия моя, но по сему разумейте, аще угодна будет пред Богом молитва моя…» Тут же показано изображение крестного хода: на берегу шествие, направляющееся из ворот мон-ря к реке, скопление лодок с людьми. Это изображение является иллюстрацией крестного хода, к-рый совершался каждый год 23 июня, когда после Божественной литургии из Успенской ц., расположенной на берегу оз. Ильмень, жители окрестных селений шли до р. Веряжи, потом плыли на лодках по реке до Клопского мон-ря, а навстречу им выходил другой крестный ход из мон-ря. В нижней части иконы изображено «Чудо о двух вельможах, судившихся в веси, нарицаемой Курицко», известное по Житию святого. В нем впервые упоминается курицкая Успенская ц. в связи с историей тяжбы о земельных угодьях вельмож Олоферия Ивановича и Ивана Семеновича Лощинского: один из них изображен стоящим перед иконой «Успение Пресв.

http://pravenc.ru/text/2563470.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010