И архимандрит Савва с честью послужил в должности ректора (на которую определен был 18 мая 1859 года), в короткое время своего управления семинарией сделав многое для её благоустройства. „Иным казалось, – писал о нем преосвященный Леонид, – что уклонившись в специальность археологии, он не поднимет бремени ректорства; оказалось противное. Умом просвещенным, характером открытым и твердым, без жестокости, он совершенно овладел своей должностью. Он был тяжел только для врагов порядка”. 21 Но архимандрита Савву скоро ожидало и еще более высокое положение, уже предуказанное в вышеприведенных словах письма Митрополита Филарета к обер-прокурору. В конце 1860 года ректор Московской духовной академии архимандрит Сергий (Лапидевский), по представлению Митрополита Филарета, был Высочайше утвержден в звании епископа Курского и 1 января 1861 года хиротонисан был в епископа, а на его место Митрополит Филарет представил в ректоры архимандрита Савву. Для сего еще от 15 декабря 1860 года писал он к обер-прокурору Св. Синода графу А. П. Толстому: «ректор Московской семинарии архимандрит Савва состоит в священстве с 1842 года, в монашестве – с 1848 года, ректором – с 1858 года. Во время исправления должности Синодального ризничего он сделался известным деятельными и основательными археологическими занятиями. С основательными познаниями соединяет твердый характер в управлении». И затем, указав на особенную необходимость твердости в управлении академией за то время, добавил: „посему полагаю, что в настоящее время, паче прежнего, требуется, чтобы ректор академии имел характер твердости в управлении” 22 . Согласно представлению Митрополита Филарета, архимандрит Савва и был назначен от 21 января 1861 года на должность ректора и профессора богословских наук в академию. С достоинством и немалой пользой управлял архимандрит Савва и академией, хотя также не долгое время, принимая живое и деятельное участие во всех отправлениях жизни академии, в то время еще стоявшей во главе Московского духовно-учебного округа и заведывавшей подчиненными ей семинариями и училищами, издававшей Творения Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Проф. И. Н. Корсунский. Высокопреосвященный Савва, архиепископ Тверской, и его значение для науки, особенно археологии и истории „Во время исправления должности синодального ризничего он сделался известным деятельными и основательными археологическими занятиями». Филарет, митрополит Московский. Все более и более редеют поначалу плотные ряды ветеранов дорогого всем нам Императорского Московского Археологического Общества. В настоящее время едва ли и десяток насчитается членов этого Общества, вступивших в ряды их в самый первый, 1864-й год, существования его. К числу этих немногих принадлежал скончавшийся 13 октября сего, 1896 года, высокопреосвященный Савва, архиепископ Тверской и Кашинский, который „сделался известным деятельными и основательными археологическими занятиями» еще ранее основание сего Общества, во время исправления им должности синодального ризничего, т.е. в 1850–1858 годах, и который посему избран был в члены нашего Археологического Общества прямо по учреждении сего последнего, именно 4 октября 1864 года. Преосвященный Савва родился 15 марта 1819 года. Родиною его была Владимирская губерния, как известно, весьма изобилующая древностями и церковными, и гражданскими, и бытовыми. В своих обширных автобиографических записках, еще не напечатанных, но мне известных, преосвященный Савва, описывая места своей родины, с любовью и заботливым вниманием, как истинный археолог, останавливается на этих древностях, и нельзя не выразить желание, чтобы эти записки поскорее увидели свет в печати. Он, кроме сообщения любопытнейших сведений о многоразличных предметах, лицах, обстоятельствах и проч., с которыми почившему архипастырю приходилось в течете своей долголетней жизни так или иначе соприкасаться, пролили бы истинный свет и на его собственную жизнь и деятельность 1 , в частности и на археологически его занятая, из коих некоторые не вполне верно иными понимаются и не всегда в надлежащем свете представляются 2 . Происходя от благочестивых, духовного звания, родителей и будучи от природы весьма любознательным, общительным, трудолюбивым, обладая умом светлым, основательным, сердцем любящим, отзывчивым на все доброе и вместе с тем волею и характером твердыми, устойчивыми, выросши в крайней бедности и рано лишившись родителей 3 , а потому привыкши собственным трудом и усилиями добиваться чего бы то ни было и пробивать себе дорогу, почившей имел все задатки к тому, чтобы по времени явиться одним из самых полезных деятелей на поприще служения церкви и обществу, а равно и науке, главным образом исторической и археологической.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Его имя, без сомнения, крупными чертами написано будет на скрижалях истории Тверской епархии за последние десятилетия, и мы лишь кратко очертим его деятельность на этой епархии. В общем, все время его управления Тверской епархией было не время борьбы, как на кафедре Полоцкой, а скорее время мирного благоустроения и благопопечительного заведывания всеми сторонами жизни этой епархии, как на кафедре Харьковской. К числу особенных событий и деяний времени его управления Тверской епархией можно отнести обновление крестовой церкви архиерейского дома в Тресвятском, исправление и благоукрашение самого архиерейского дома и увеличение средств содержания сего дома; окончание постройки здания духовной семинарии и общежития при ней, а равно и освящение семинарской церкви, и т.п. Характер управления его епархиею, как засвидетельствовано было особенно ясно и сильно в юбилей его епископства в 1887 году 44 , и по кончине его в словах и речах в память его, был кроткий, миролюбивый, соединенный, как и прежде, с благоразумной осторожностью, твердостью и даже строгостью когда нужно, но более всего с благоснисходительностью к немощам человеческим, с отечески-любвеобильной попечительностью о всех нуждающихся, особенно же сирых и вдовицах, причем он всегда живо представлял себе свое собственное сиротство и безысходную нужду во время оно, а потому всегда ущедрял и из собственных средств всех, по возможности, нуждавшихся в помощи и в составленном пред кончиной духовном завещании своем выделил весьма значительную сумму в попечительство о бедных духовного звания Тверской епархии с сей целью; с матерински-нежной, можно сказать, любовью относился к воспитанию юных поколений, опять сам на себе испытав благодетельное значение доброго воспитания и образования и потому не жалел также своих средств на поддержание, умножение и улучшение учебно-воспитательных и особенно духовных учреждений своей епархии, обильно снабжая их, кроме архипастырских наставлений по предметам воспитания и образования, также и книгами из своей богатой сокровищницы книжной, и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Занимаясь составлением этого труда своего и вообще трудясь по должности ризничего, о. Савва, сначала было неохотно принявший предложение этой должности 17 , искренне полюбил церковную археологию, или, выражаясь его собственными словами „возлюбил в священных древностях искать следов и воспоминаний древней церковной жизни“ 18 и изучал их, не щадя ни трудов, ни издержек на покупку потребных книг, на выписки из рукописей и под. Это было весьма важной и ценной чертой в нем, как ризничем. Сам Митрополит Филарет, вообще, как известно, строгий судья и ценитель, вполне признавал важное значение деятельности о. Саввы по должности ризничего, высоко ценил и открыто одобрял его труды, так что, по представлению Митрополита, иеромонах Савва, уже 15 мая 1855 года, за усердную и полезную службу свою, возведен был в сан архимандрита, а в 1857 году Митрополит хотел было представить его прямо в ректоры Вифанской духовной семинарии, и только случайное обстоятельство на время отдалило это назначение, сохранив его для ризницы. Бывший в это время у Митрополита Филарета А. Н. Муравьев († 1874) заметил владыке, когда последний сообщил ему свое предположение: „архимандрит Савва – ризничий примерный; на ректорскую должность можете вы найти способного человека; а где вы возьмете такого человека на должность ризничего 19 ? Однако не все же было архимандриту Савве оставаться в должности ризничего. В видах дальнейшего движения его по службе, Митрополит Филарет уже в следующем 1858 году представил его на должность ректора Московской духовной семинарии вместо предназначавшегося в викарии архимандрита Леонида (Краснопевкова) , написав о нем от 17 октября означенного (1858) года обер-прокурору Св. Синода графу А. П. Толстому следующее: „ректором семинарии надобно будет определить Синодального ризничего архимандрита Савву, который может быть достойным ректором не только семинарии, но по времени и академии; и потому полезно без промедления обратить его на поприще училищной службы. На место Синодального ризничего найдется между здешними учеными монашествующими“ 20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Прошу Ваших молитв». В ответ преосвященный писал Вл. Карл. Саблеру: «Желание крестьян села Мичкова соорудить часовню, о чем Вы изволили писать мне, будет удовлетворено, когда они представят проект часовни. Недоумеваю, почему до сих пор не разрешено мое представление о назначении протоиерея Образцова членом Консистории. Покорнейше прошу разъяснить мое недоумение». 13-го числа Преосвященный Савва писал в С.-Петербург Ал. Вас. Гаврилову: «Давно не имею ни от Вас, ни о Вас известий; здравствуете ли Вы? Или слишком уже погрузились в служебные дела и занятия. У меня к Вам усердная просьба. От 25-го прошедшего июня за 6306 послано мною в Св. Синод вторичное представление об утверждении в должности Члена Консистории протоиерее Тверской Покровской церкви Образцова. Не получая до сих пор указанного разрешения этого представления, я недоумеваю о сем. Не можете ли, любезнейший Александр Васильевич , разрешить мне это недоразумение? Из посылаемых вместе с сим под бандеролью трех, экземпляров Отзыва о моих учено-литературных трудах, названного Вами блестящим, один экземпляр прошу принять от меня для Вашей собственной библиотеки прочими распорядитесь по своему усмотрению». На свое письмо от 13-го числа преосвященный Савва получил от Ал. Вас. Гаврилова следующий ответ: «Вы, Преосвященный, хорошо бы поступили, если бы отказались от о. Образцова. И в самом деле, что за находка Консистории иметь членом 62-летняго старца, имея уже одного слепого старца? Как будет идти работа? И заберут все дело в свои руки чиновники. Выгодно ли это для епархии и для Вас? Если бы Вы благоволили теперь же представить другого кандидата, более молодого, чем о. Образцов, устроилось бы дело и скоро, и хорошо. Предлог, к перемене представления всегда можно найти. Неутешительны вести из Ливадии. Господи спаси Царя! У нас ежедневно молятся!» 19-го числа преосвященный Савва получил письмо от Ярославского архиепископа Ионафана следующего содержания. «Сердечно благодарю Ваше Высокопреосвященство за две брошюры, присланные мне при письме от 12-го октября.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

1894 год 2-го января преосвященный Савва получил письмо из С.-Петербурга от профессора духовной Академии Тимофее Вас. Барсова, который от 31-го декабря минувшего 1893 года писал: «Приветствую Ваше Высокопреосвященство с наступающим новолетием, усерднейше прошу принять мое сердечное пожелание, да сохранит Господь Бог в грядущее лето Вас в добром здравии и благополучии и да продлит жизнь Вашу на многие и многие годы. Окончив свою песню о реформе военного духовенства, буду иметь приятный долг просить Ваше Высокопреосвященство принять от меня оттиск. Отец протопресвитер Желобовский 419 хочет воспользоваться моим трудом для военного духовенства, и я просил его сделать указания для улучшения и большей пользы в применении. Свидетельствую Вашему Высокопреосвященству мое глубочайшее почтение». В ответ на письмо Т.В. Барсова преосвященный Савва писал от 9-го января: «Приношу Вашему Превосходительству искреннюю благодарность за благожелательное поздравление с новым годом; взаимно и Вас также поздравляю. Вашу песню о реформе военного духовенства я слушал с большим интересом. Слушал, говорю, а не читал, потому что очи мои отказываются читать мелкую печать. Не откажусь, впрочем, и вторично выслушать Вашу песню, когда получу обещанный Вами отдельный оттиск оной. Не помню, прислал ли я Вам свою последнюю, лебединую, литературную песенку; разумею изданный мною Сборник писем духовных лиц к Арсению Верещагину, архиепископу Ростовскому. Если нет, то сделайте милость – напишите мне; я немедленно вышлю экземпляр. Издание помянутого Сборника называю лебединою песнью, потому что при 75 летах замышлять что-либо новое по части учено-литературной, полагаю, было бы не благонадежно». 9-го числа преосвященный Савва получил письмо из Твери от Директора Тверского Музее Августа Казимировича Жизневского, который от 8 января писал: «Некоторая слабость моего горла удерживает меня дома, и потому, пользуясь случаем, позволяю себе повторить лучшие пожелания Вашему Высокопреосвященству к новому году и глубочайшую благодарность за Ваше доброе ко мне внимание».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

В 1850 году иеромонах Савва окончил академический курс со степенью магистра богословия. Предстояло получить назначение на духовно-учебную службу, но, по избранию митрополита Филарета, он получил место Синодального ризничего. Отпуская о. Савву к исполнению обязанностей ризничего, митрополит Филарет поручил ему заняться описанием более примечательных предметов ризницы и библиотеки, и в 1855 году явился составленный им «Указатель для обозрения Московской Синодальной (патриаршей) ризницы». Служение в должности ризничего имело ту добрую сторону, что давало возможность входить в тесные сношения с учеными разных отраслей наук, как русскими, так и иностранными. Из русских в близких отношениях к ризничему стояли С.П.Шевырев, О.М.Бодянский, С.М.Соловьев , Ф.И.Буслаев , из иностранных – основатель новой религиозной секты в Англии Пьюзей. С последним о. Савва познакомился в 1856 году, во время занятий Пьюзея в Синодальной ризнице по сличению печатных изданий творений святых отцов с древними греческими рукописями, для открытия вариантов, или разночтений, по случаю предполагавшегося тогда, в Оксфордском университете, нового издания отеческих творений Восточной Церкви. Знакомство с Пьюзеем о. Савва так описывает в своих воспоминаниях: “Является ко мне ученый муж, и удивил меня своим появлением. Я увидел пред собой низенького молодого человека, лет 25-ти, с костылем в одной руке и с акустической трубкой в другой. Оказалось, что этот искатель мудрости был хромой и совершенно глухой. Объясняться с ученым англичанином посредством акустической трубы была возможность; но на каком диалекте? По-английски я ничего не знал, а он еще менее по-русски. Мы избрали для разговора нейтральный язык, который и для него был знаком, и для меня не совсем чужд. Но и тут встретилось затруднение: выговор латинских букв и слов у англичан значительно отличен от русского, а потому, когда мы начали между собой объясняться по латыни, ни я не понял г.Пьюзея, ни он меня. Оставалось прибегнуть к последнему средству – бумаге. Мы так и делали во все время занятий Пьюзея в Синодальной библиотеке”.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

«Имею честь препроводить при сем Вашему Высокопревосходительству экземпляр изданного мною «Сборника писем духовных лиц XVIII века к Преосвященному Арсению (Верещагину), архиепископу Ростовско-Ярославскому, бывшему епископу Тверскому и Кашинскому. Благоволите благосклонно принять от меня это усерднейшее приношение.» В ответ на это письмо Преосвященный Савва получил от К.П. Победоносцева следующее благодарственное письмо: «Усерднейше благодарю Ваше Преосвященство за доставленное мне новое свидетельство непрестающих трудов Ваших – за Сборник писем к Преосвященному Арсению. Многие из них весьма интересны. Позволяю себе и к Вам препроводить новое выпущенное мною издание «Подражание Христу», в коем найдете и следы приснопамятного митрополита Филарета». 16-го числа Преосвященный Савва писал в Петербург Директору Императорской Публичной Библиотеки А. Ф. Бычкову: «Имею честь препроводить при сем Вашему Высокопревосходительству экземпляр изданного мною Сборника писем к архиепископу Ростовско-Ярославскому Арсению Верещагину – один экземпляр собственно для Вас, – другие два для Ваших любезных чад – ученых мужей. Прошу принять от меня это усердное приношение с обычною Вам благосклонностью. Поздравляю Вас с благоприобретением драгоценных манускриптов Ф. М. Буслаева. Некоторые из этих манускриптов мне случалось видеть у почтенного владельца их. К сожалению, ученый владелец не может более пользоваться своими сокровищами. В последний раз я видел почтенного Феодора Ивановича совсем слепым. Р. S. Так как имеющийся в моих руках Дневник (эпистолярий) Преосвященного Арсения, а равно и адресованные к нему письма относятся ко времени управления его Ростовско-Ярославскою, а не Тверскою епархией, то я полагал бы передать и Дневник, и автографы писем, для хранения, или в Ростовский музей церковных древностей, или в Вашу Публичную Библиотеку. Прошу Вас дать мне на этот раз Ваш мудрый совет». 17-го числа Преосвященный Савва писал в С.-Петербург товарищу обер-прокурора Св. Синода Владимиру Карловичу Саблеру: «Препровождается Сборник писем к Арсению Верещагину, архиепископу Ростовско-Ярославскому. При сем позвольте напомнить Вашему Превосходительству о деле по взысканию Мазуриною капитала (95,000 руб.) с Совета Ржевского училища девиц духовного звания. Дело это Тверским окружным судом решено в пользу Совета, о чем и доведено Тверскою Консисторией до сведения Канцелярии Св. Синода. Теперь подана в Окружный Суд апелляция по этому делу на имя Московской Судебной Палаты; требуется посему опытный защитник с нашей стороны. Если, Ваше Превосходительство, припомните, за трапезою у о. Ректора Московской Академии, 24-го сентября минувшего года, за которою присутствовал и г. Плевако 376 , зашла речь об означенном деле, и Вы обратились к нему с вопросом, не может ли он принять на себя ведение этого дела, если оно перейдет в Судебную Палату; он выразил на это свое согласие.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

книги и рукописи, чтобы остальное, менее важное и для академии ненужное, передать в библиотеку Тверской семинарии. Профессор Корсунский посвятил этому делу немало дней вакационного времени, неоднократно ездил для сего в Тверь, а потом, привезши общий каталог книг библиотеки Архиепископа Саввы и в академии, здесь, с помощью библиотекаря И.А. Колосова, вновь пересмотрел его и отобрал ещё значительное количество книг, или не имевшихся в академической библиотеке, или вообще в том или другом отношении важных, нужных и полезных для академии. Таким образом, к концу 1893 года окончательно составился каталог отобранных для академической библиотеки наименований книг в количестве 6.107, о чём проф. Корсунский и сообщил Высокопреосвященному Савве. Тогда святками 1893–1894 года Архиепископ Савва вызвал профессора Корсунского в Тверь и там, пригласив нотариуса, поручил последнему составить, при участии И.Н. Корсунского , завещательный акт, которым библиотека Тверского Владыки, в количестве означенных 6.107 наименований с присовокуплением к ним и имевших поступить и после совершения этого акта, жертвовалась, по смерти завещателя, в МДА. Кроме того, вследствие просьбы проф. Корсунского, Высокопреосвященный Савва особым письмом на его имя выразил согласие и на пожертвование в пользу академии не вошедших в каталог изданий Православного Палестинского Общества, Общества любителей древней письменности и др. Когда же Высокопреосвященный Савва решился передать отобранные для академии книги в библиотеку последней ещё при жизни своей, через него же, профессора Корсунского, значительная часть книг, перечисленных в завещательном акте, переслана была в академию. Но болезнь и кончина Владыки остановили это дело. Тогда, для ограждения завещанного, проф. Корсунский, немедленно по кончине Владыки Тверского, ездил в Тверь, принял меры к сохранению библиотеки и устроил дело так, что библиотеку можно было получить ранее утверждения завещания. Вскоре после погребения Высокопреосвященного Саввы, И.Н. Корсунский снова отправился туда же с библиотекарем Н.А. Коло-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

14-го чис. Преосвященный Савва получил письмо из Костромы от Преосвященного Виссариона: «Приближаются великие праздники: честь имею, хоть и преждевременно, приветствовать Вас по сему случаю и пожелать Вам многообразных милостей от Христа Спаса, нас ради человек воплотившегося, приявшего обрезание и крещение. Дерзаю преподнести Вам мою последнюю книгу, под заглавием: «Голос Пастыря». Может быть этот старческий голос покажется Вам хриплым и слабым. Но и Вы, Владыка, не первой молодости. Посему, уповаю, что снисходительно отнесетесь к моему старческому изделию. Не всем же быть такими стариками, как митрополит Филарет, который чем старее становился по телу, тем юнее был по духу. Изданные Вами произведения Филарета составляют любимое мое чтение. Очень было бы желательно видеть продолжение Вашего труда по изданию их. Вы в Москве мне говорили, что у Вас имеется множество Филаретовского материала. Да поможет Вам Господь сделать его известным публике. Каково здоровье Ваше? Мы оба приволжские жители. Мне хорошо живется на берегу реки матушки и кормилицы. Желаю и Вам того же». В ответ на письмо Преосвященного Виссариона Преосвященный Савва от 18-го числа писал: «Искренно благодарю Вас за приветствие с предстоящими великими праздниками; взаимно и Вас братски поздравляю. Благодарю и за книжный дар. Звуки Вашего пастырского «гласа» – мне давно знакомы. Многие из статей Вашего Сборника мною читаны были в свое время в Душеполезном Чтении. Посылаю Вам экземпляр мною изданных писем разных лиц к Преосвященному Арсению (Верещагину) архиепископу Ростовско-Ярославскому. Извольте прочитать их —377— и скажите о них Ваше слово. А в возданье за Ваши ораторские произведения прошу принять от меня несколько крупиц моей скудной риторской стряпни. Продолжать издание материалов о приснопамятном Святителе Филарете я не могу по оскудению зрения. Но я готов передать их в распоряжение того, кто предпримет писать полную биографию Святителя». 17-го числа Преосвященный Савва получил из Сергиева Посада письмо от Ив. Ник. Корсунского, который от 15-го декабря писал:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010