Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Армянская Апостольская (Григорианская) Церковь. Епископат ВАЗГЕН I (в миру Левон-Карапет Палчян (Балджян)) (1908 - 1994), Святейший Верховный Патриарх и Католикос всех армян ИОСИФ (Аргутинский-Долгорукий) (1743-1801), архиеп. Армянской Апостольской Церкви, общественно-политический деятель НЕРСЕС I ВЕЛИКИЙ (Партев) (ок. 329 - 373), свт., католикос Армянской Апостольской Церкви (353-359, 364-373); один из наиболее почитаемых арм. святых НЕРСЕС III СТРОИТЕЛЬ [Шинох, Ишханци, Таеци, Ишхнели], католикос Армянской Апостольской Церкви (ААЦ) (641-661/662), (ГПЦ) (пам. груз. 5 окт.) Грузинской Православной Церкви свт. НЕРСЕС IV ШНОРАЛИ [Благодатный; Клаеци] (ок. 1102 - 1173), католикос Армянской Апостольской Церкви (1166-1173); арм. поэт и гимнограф; святитель Армянской Церкви (пам. в субботу перед 5-м воскресеньем Воздвижения Креста, в день праздника святых переводчиков) НЕРСЕС V АШТАРАКЕЦИ (1770-1857), католикос Армянской Апостольской Церкви (с 1843; ААЦ), видный деятель арм. национально-освободительного движения. Мирское имя Торос Шахазизян НЕРСЕС ЛАМБРОНАЦИ (1153-1198), свт. Армянской Апостольской Церкви, архиеп. Тарса, писатель, ученый, философ, поэт, музыкант, переводчик, гос. деятель Киликийской Армении ОВАННЕС I МАНДАКУНИ (ок. 403 - ок. 490), арм. святой (поминается в числе св. католикосов на литургии) католикос Армянской Апостольской Церкви ОВАННЕС III ОДЗНЕЦИ [Имастасер (Философ)] (ок.650 - 729), армянский святой (пам. в субботу 3-й недели Великого поста), католикос Армянской Апостольской Церкви (ААЦ; 717-728), богослов, философ, правовед ОВАННЕС АРКАЕХБАЙР [Ованнес Царебрат] (20-е гг. XIII в.- 1289), архиеп. Бардзрберда и Молевона Армянской Апостольской Церкви, рабунапет (глава монастырской школы), ученый, поэт, редактор, переписчик, миниатюрист ОВАННЕС БАГАРАНЦИ [Иоанн Багаранский], арм. католикос (ок. 591-611), единственный в истории Армении католикос-халкидонит (православный) ОРМАНЯН (Малахия; в миру Погос) (1841-1918), патриарх К-польский Армянской Апостольской Церкви (1896-1908), общественно-политический деятель, богослов, историк, филолог, публицист, арменовед

http://pravenc.ru/rubrics/121962.html

Патриарх Грузинский приветствовал участников русско-грузинского поэтического фестиваля Тбилиси, 3 июля 2013 г.         Приветствие Главы Грузинской Православной Церкви было опубликовано на сайте Международного культурно-просветительского союза «Русский клуб» - главного организатора этого поэтического форума. Фестиваль пройдёт с 13 по 22 июля. В Грузии соберутся ведущие литераторы из тридцати стран, пишет « Благовест-инфо». В этом году участниками фестиваля станут более 70-ти поэтов и переводчиков из России, США, Канады, Великобритании, Германии, Франции, Украины, Казахстана, Азербайджана, Армении и т. д. Зарубежных коллег будут принимать известные грузинские литераторы. Фестиваль носит название «Во весь голос» и посвящен 85-летию со дня рождения Нодара Думбадзе и 120-летию со дня рождения Владимира Маяковского. В течение десяти дней поэтический марафон охватит 17 городов – Тбилиси, Рустави, Гори, Ахалкалаки, Марнеули, Поти, Батуми, Кобулети, Хелвачаури, Кеда, Шуахеви, Мартвили, Зугдиди, Чохатаури, Озургети, Багдади и Кутаиси. В рамках фестиваля состоятся: круглые столы, творческие встречи, научно-практическая конференция, мастер-классы, премьеры спектаклей, показы фильмов, а также концерт Мананы Менабде «Сны о Грузии. Сестрам Ишхнели посвящается» и концерт «Джазовые трансформации» с участием Андрея Макаревича. Организаторы проекта – Международный культурно-просветительский Союз «Русский клуб» и Международная федерация русскоязычных писателей. Целью проекта в течение шести лет остается создание культурной платформы для популяризации грузинской литературы за рубежом и русской литературы – в Грузии. Фестиваль служит поддержке современных литературных отношений и созданию совместных проектов, в первую очередь, переводческих, между грузинскими и иностранными поэтами. 3 июля 2013 г. скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/62567.html

С. (ок. 660). Надпись, сделанная при Н. С. по-гречески, сохранилась среди уцелевших деталей Звартноца. Кроме строительства новых церквей были реконструированы Сурб-Саркис (св. Сергия) в Двине, мон-рь Дзораванк в обл. Васпуракан. Ок. 642 г. Н. С. заложил церковь в Хор-Вирапе , на месте, где, по преданию, томился в заточении свт. Григорий Просветитель , С именем Н. С. также связано утверждение в 653 г. одного из наиболее важных арм. праздников - Явления Креста на горе Вараг, где после обнаружения частицы Животворящего Древа Креста Н. С. построил ц. Св. Креста. Н. С. похоронен в сев. части территории храма Звартноц, в могиле, к-рая была определена для него еще при жизни. Ист.: Себеос. История/Пер. с арм.: Ст. Малхасянц. Ер., 1939. Гл. 32-35; Гевонд Вардапет. История халифов/Пер. с древнеарм.: К. Патканьян. СПб., 1862; Мовсес Кагантуаци. История страны Алуанк/Пер. с древнеарм.: Ш. В. Смбатян. Ер., 1983. Гл. 20, 22; Киракос Гандзакеци. История Армении/Пер.: Л. А. Ханларян. М., 1976; Степанос Орбелян. История Сюника. Ер., 1986 (на арм. яз.); Книга посланий. Иерус., 1994 (на арм. яз.); Георгий Мерчул. Житие св. Григория Хандзтийского: [Кименная ред.]/Груз. текст, введ., изд., пер.: Н. Я. Марр. СПб., 1911. (ТРАГФ; 7). Лит.: Марр Н. Я. Аркаун, монгольское название христиан в связи с вопросом об армянах-халкидонитах//ВВ. 1905. Т. 12. Вып. 1/4. С. 1-68 (То же/Пер. на арм. и франц. яз. под ред. М. Э. С. Ширинян. Ер., 2016); Малахия Орманиан, патр. Армянская Церковь. М., 1913; Кулаковский. История. Т. 3. С. 179-180, 189-193; Католикосы всех армян. Ер., 2001. С. 114 (на арм. яз.); Христианская Армения. Ер., 2002. С. 781-782 (на арм. яз.); Тер-Саркисянц А. История и культура армянского народа с древнейших времен до нач. XIX в. М., 20082. С. 169-171, 224. М. Э. С. Ширинян Почитание в Грузии Н. С. почитается в ГПЦ как свт. Нерсе Ишхнели (груз. ), строитель кафоликона мон-ря Ишхани , в Кларджетских преподобных отцов и жен Соборе (пам. груз. 5 окт.). Несмотря на то что средневек.

http://pravenc.ru/text/2565080.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Изменить САВВА ТВЕРСКОЙ, ИГУМЕН Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Преподобные ктиторы Тверского Саввина монастыря: Савва Вишерский, Савва и Варсонофий Тверские Савва Тверской (+ ок. 1467 ), игумен , преподобный . Младший брат преподобного Варсонофия Память 2 марта и в Соборе Тверских святых После пяти лет управления Саввиным Сретенским монастырем преподобный Варсонофий удалился в пустыню, передав игуменство своему брату, преподобному Савве, и повелел ему принять священный сан, ибо был " чист он от чрева матери своей и достоин такой благодати " . О духовной строгости преподобного Саввы свидетельствует преподобный Иосиф Волоцкий : " Мы видели блаженного Савву, который настоятельствовал в Саввином монастыре, в Тверской стороне, более 50 лет. Он так заботился о своей пастве, что всегда стоял в церковных дверях с жезлом в руке. Если кто-либо из братии не приходил к началу служения в церковь, или выходил прежде отпуста, или во время пения разговаривал, или переходил с своего места на другое, то преподобный Савва никак не молчал о том, а запрещал, так что не опускал без внимания и малых проступков... Когда нужно, бывал он строг, а когда надобность была, бывал и милостив " . Во время страшной эпидемии в те годы в обители преставились все священники. Преподобный Савва посещал, исповедовал, причащал больных и сам погребал умерших. По словам преподобного Иосифа, " когда блаженный Савва посещал больного и сподоблял исповеди, а в это время приходил брат и говорил, что такой-то умирает и требует исповеди, то блаженный отвечал: иди, брат, скажи умирающему, чтобы не умирал, а подождал моего посещения, и как только брат передавал это умирающему, тому становилось легче; когда же приходил блаженный Савва и удостаивал Святых Христовых Тайн, тогда брат умирал. И это было не с одним или двумя, а со многими " . Скончался игумен Савва около 1467 года

http://drevo-info.ru/articles/13680067.h...

Савва отвечал: " Собака " . Узнав по голосу своего ученика, о. Иларион сказал: " Я боюсь собаки; боюсь, чтобы не укусила меня " . - " Я - ученик твой " , жалобно произнес Савва. - " Ученика-собаки я не имею " , отвечал на это старец и замолчал. Савва начал умолять его отворить дверь и принять его обратно, как отец блудного сына, ибо он во всем раскаивается и пришел просить у него прощения. На это старец ответил, что, пока не придет Хаджи-Георгий, он его не впустит. Когда же пришел Хаджи-Георгий, то о. Иларион вышел, поклонился ему и, снявши свою рясу, отдал ее ему, а у него взял его рясу и надел; потом ввел их в келлию. Старец Георгий был в близких отношениях с ним, спросил его о причине такого действия. Тот отвечал, что так как он сам не умел исправить ученика, не успел отвести его от прелести, а Георгий исправил, - поэтому он дает ему свою рясу, принимая его, как своего старца: " Я много тебе благо-дарен, ибо Савва совсем не слушался меня, и я не мог руководить его к спасению, и оставил идти куда хочет. Но ты приобрел его для Господа, довел до сокрушения и я теперь вижу, что имеешь великую благодать! " Они сели. Савва хотел умыть им ноги в знак своего полного раскаяния и смирения, но Хаджи-Георгий воспретил ему. Затем о. Иларион обратился к Савве и спросил: " Чего ты хочешь от меня? Я еще не помер! " Савва отвечал: " Одного хочу: быть тебе послушным во всем и всегда! " Старец посмотрел на Савву и сказал: " Что скажу тебе - будешь делать? " Тот ответил утвердительно. Старец продолжал: " Твоим словам я теперь не доверяю; приведи мне поручителей, что ты будешь меня слушаться " . - " Вот Христос свидетель! " отвечал Савва, указывая на икону. " Когда Христа представляешь во свидетели " , заметил старец, " то ступай опять к о. Георгию и работай там " . Савва стал умолять старца, чтобы он не прогонял его, говоря, что не может понести там жизнь, что, пожалуй, Хаджи-Георгий опять посадит его в бочку. Что тогда он будет делать? Но о. Иларион был непреклонен; обратившись к о. Георгию, он попросил его взять Савву обратно к себе. Тот из-за уважения к старцу согласился, но с тем условием, чтобы Савва ел то же, что и он будет есть и не воровал бы сухарей, а также, чтобы не дозволял себе свободного обращения с юными иноками в его отсутствие.

http://isihazm.ru/1/?id=1427

Савва всеми силами воспротивился коварному плану своей невестки и не позволил провести его в жизнь. Он встал на защиту православия, как единственного спасительного для сербского народа начала, как залога его свободы. Он сделал то же, что и его отец, из тех же соображений отвергший свое римокатолическое крещение и крестившийся в Православной Церкви. В древнейших жизнеописаниях святителя Саввы об ухудшении отношений между братьями не говорится ничего. Но вот историки нового времени с большой убедительностью утверждают, что между Саввой и двором его брата произошло острое столкновение, и Савва покинул Сербию. Перед отъездом он отправился в Рас, чтобы проститься с братом. Стефан, рыдая, просил его остаться. Савва сказал: «Если Бог пожелает, я снова приеду к тебе». Стефан дал ему денег на нужды и благотворения, сопроводил до границы и в великом унынии вернулся домой. А Савва тем временем, оставив позади печаль, обрел радость, ибо с радостью его приняли святогорцы. В Хилендаре Савва пробыл недолго. Он осмотрел сделанное в его отсутствие и после молитвы с настоятелем и братией, утешив их и поблагодарив, удалился в Карею, в свой первый дом тишины. Там святой не чувствовал себя одиноким, ибо стоял пред Господом, взыскуя лица Его. Глава 22. Первопроходец Размышляя о себе и о своей жизни, Савва в уединении не мог не открыть: «Бог воистину его любит, Он прежде возлюбил нас» ( 1Ин.4:19 ). Это осознание, основанное на личном опыте, вело к тому, что душа его возгоралась благодарностью и любовью к Богу. Всю свою любовь он посвятил единому Богу. Однако теперь сосредоточенность и гармонию нарушали воспоминания о Сербии. В тиши испосницы, словно неожиданно повеявший ветерок, откуда-то являлись к нему думы об отечестве, и слышался шепот: «Если ты Меня любишь, помоги Моему сербскому народу. Продолжи помогать ему ради любви ко Мне. Я с тобою». Не первый раз отшельник имел видения и слышал голоса из мира иного. Савва, искушенный в различении духов, был уверен: сие глаголет Бог , а не лукавый. Быть может, святой тщетно повторял слова Моисеевы: «Для чего ты мучишь раба Твоего? и почему я не нашел милости пред очами Твоими, что Ты возложил на меня бремя всего народа сего? разве я носил во чреве весь народ сей, и разве я родил его, что говоришь мне: неси его на руках твоих, как нянька носит ребенка, в землю, которую Ты с клятвою обещал отцам его?» ( Чис.11:11–12 ). Великие души, случалось, беседовали с Богом весьма дерзновенно. Так и Псалмопевец восклицает: «Востани, Вскую спиши, Господи? Воскресни и не отрини до конца» ( Пс.43:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Напившись ею, Савва пришел в себя, и с сего времени получил божественную силу к перенесению трудностей пустынной жизни. Спустя несколько времени, в пятнадцатый год патриаршества Анастасиева в Иерусалиме, великий отец наш Евфимий в мире уснул и почил, потому что Господь на уповании вселил его. (Пс.4:9).    12. Тогда великий Савва, будучи тридцати пяти лет от роду, увидел, что в киновии образ жизни переменился, поелику отцы обители скончались; посему удалился в ту восточную Иорданскую пустыню, в которой тогда святой Герасим сиял на подобие светила и сеял семена благочестия. Пребывая в пустыне, Савва самою жизнью своею пел сие Давидово изречете; се удалихся бегая и водворихся в пустыне (Пс.54:8). Там занимался он покоем, постом и непрестанными молитвами, и соответственно словам Писания: «утихните и познайте, что Я Бог» (Пс.45; 11), соделывал ум свой чистым зеркалом Бога и божественных предметов. Диавол, желая отвлечь его от такой жизни, по зависти своей вымышлял для него многие искушения. Так некогда в полночь Савва лежал на песке, и диавол, преобразившись в змей и скорпионов, старался устрашить его. Савва хотя сначала много устрашился, но скоро узнал, что это хитрость диавола. Почему оградившись крестным знамением и прогнавши страх, смело встал и сказал: «Хотя ты и стараешься устрашить меня, но сам остаешься побежденным; потому что со мною Господь Бог. Он дал нам власть над тобою сими словами: «се даю вам власть наступать на змей и скорпионов, и на всю силу вражью» (Лк.10:19). Как скоро он сие произнес, то сии ядовитые животные исчезли. Также некогда явился ему сатана в виде самого страшного льва, который шел против него и свирепым своим видом угрожал ему. Савва, увидевши страшное приближение к нему зверя, сказал: «Если ты получил надо мною власть, то что медлить? Если же не получил, то для чего напрасно трудишься? Ты не можешь отвлечь меня от Бога: «ибо Он сам научил меня мужеству сими словами: на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона» (Пс.90:13).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3544...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 5 дней Святитель Савва Сербский Хиландарский устав     Святитель Савва Сербский Хиландарский устав Святитель Савва     Вводная часть Письменный устав жизни в монастыре Пресвятой Богородицы Наставницы — Хиландаре, который я, грешный и смиренный монах Савва, передал вам, возлюбленные о Господе чада и братия Святитель Савва Сербский (1169-1237) — основатель Хиландарского монастыря на Афоне (XII в.); младший сын сербского государя Стефана Немани, брат Стефана Первовенчанного Сербского. В 17 лет удалился на Афон, отказавшись от княжества, принял там монашество; возобновил Хиландарский монастырь, пришедший к тому времени в разорение; написал для него устав и ввел там строгое общежитие. По возвращении в Сербию был настоятелем Студенецкого и др. монастырей. Когда, благодаря его ходатайствам, Сербская Церковь получила самостоятельность, стал первым архиепископом Сербским. 1. Обращение Святителя Саввы к монашествующим Богоносные и преподобные, и преблаженные Отцы наши, светила вселенной, земные Ангелы и небесные человеки, изначала научились монашескому житию из предания Святого Духа. Поэтому они были просвещены благодатию Божией и, вселив Христа в свои прекрасные души, ради чистой своей жизни показали победу над дьяволом. Будучи распаляемы многими его искушениями и одолев их, они просияли ярче солнца и убелились яснее снега, и, расправив мысленные крылья из невещественного золота, взлетели как парящие в небе орлы, чтобы совершить восхождение к Изрекшему: Кто жаждет, иди ко Мне и пей (Ин.7:37) от источника воды живой (Откр.21:6). И еще: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня. Кто любит жену, или детей, или ниву, или имения более Меня, не достоин Меня (ср.Мф.10:37;19:27;Мк.10:29). Слушая это, надо оставить все и идти вослед Его заповедей, " взяв крест, последовать Христу и учить делом презирать вещи плотские и как пекутся о душе, вещи бессмертной " (ср.Мф.10:38; тропарь преподобным). Взыскивающие Его идут за Ним, Сказавшим: Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем. Ибо иго Мое благо и бремя Мое легко (Мф.11:28-29).

http://isihazm.ru/?id=384&sid=10&iid=101...

Уступаем тебе собственность. Бог тебе поборник, мы не можем противиться». Произнося это и сему подобное, они, в виде воронов, с криком и шумом в ту же полночь все тотчас удалились с этого холма. В эту ночь в пустыне, лежащей около этого холма, ночевали пастухи, стерегшие свое стадо. Они, видя с шумом летящих воронов и слыша крик их, очень устрашились и говорили между собою: «видно, какие- нибудь святые мужи находятся в Кастеллии. Они прогнали оттуда бесов. Пойдем к этому холму и узнаем, что значит это явление, и ежели там находятся святые мужи, то поклонимся им». По наступлении утра, они взошли на Кастеллийский холм и, нашедши там святого старца одного, рассказали ему о том, что они видели и слышали в прошедшую ночь. Святой Савва сказал им: идите, дети, в мире и страха их не убойтеся ( 1Пет.3:14 ). Ободривши их таким образом, он отпустил их с миром. По прошествии же дней поста, он возвратился в лавру и, совершивши праздник Пасхи, взял с собою некоторых из отцов, пошел в Кастеллий и начал очищать это место и строить келлии из найденного там леса. Когда они очищали, то под деревами нашли большой дом со сводом, который сделан был из удивительных камней, и в котором можно было жить. Очистивши от земли и украсивши этот дом, Савва сделал из него церковь . С того времени он вознамерился устроить на этом месте киновию. Это и исполнилось. Когда Савва с братией работал в этом Кастеллии и около месяца Августа уже нисколько не имел съестных припасов; то авва Маркиан, настоятель киновий около Святого Вифлеема, посредством откровения узнал о стесненном положении божественного старца. Ибо авва Маркиан ночью видел некоторый ангельский образ, который сиял и сказал ему: «вот ты, Маркиан, сидишь спокойно и имеешь все нужное для телесной пищи; раб же Божий Савва из любви к Богу трудится в Кастеллии с братией. Он алчет и не имеет ничего нужного для пищи. Итак, без отлагательства пошли к ним пищи, дабы они не ослабели». Авва Маркиан тотчас встал, приказал приготовить рабочий скот и, навьючив его различными припасами, послал их с братиями в Кастеллий.

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

Вот каким благодарным и мужественным был Савва. Все же Лавра попала в такую нужду, что не было даже муки, чтобы испечь просфоры для совершения Литургии. Очередной священник сказал о бедственном положении. И по мере приближения воскресного дня возрастало его тревога, что невозможно будет совершить таинство евхаристии, потому что нет ни просфор, ни других необходимых для Литургии вещей. Такими были слова священника. Только одна воистину великая и дивная душа святого Саввы не отчаивалась, полагать на постоянную Божию заботу и неисповедимые пути Его промысла. Он сказал: — Ничто нам не помешает отслужить Божественную Литургию. Если мы окажемся в великой нужде, то продадим какую–нибудь святыню из ризницы и купим все необходимое для Литургии. Но верен Господь, повелевший нам быть свободны ми от мысли о завтрашнем дне и обо всем, что потребно для телесных нужд. Не успел наступить воскресный день, как разнеслась весть, что люди, словно по Божиему Промыслу, привезли на ослах тридцать мешков. В них был и хлеб, и вино, и елей и все необходимое для монахов, ведь к этому времени в Лавре не осталось ничего съестного. Божественный Савва сказал священнику, который еще недавно назойливо напоминал ему о нужде: — Что это ты там говорил? Что нельзя совершать Литургию? Священник понял, что авва обличает его помыслы и нерешительность в том, чтобы во всем уповать на Бога. Он пал в ноги святому, прося у него прощения и от всего сердца каясь в своей слабости и малодушии. Савва простил своего ученика и дал ему доброе наставление, посоветовав не бояться и всегда дерзновенно держаться божественной надежды и стать, подобно Давиду, который говорил: Возложи на Господа заботы твои (Пс 54,23), ведь Он печется о наших нуждах гораздо больше, чем наши собственные отцы. 3. Из святого Ефрема Брат! Если случится тебе впасть в немощь, не пиши о своих бедах родственникам по плоти, знакомым и мирским друзьям. Не прибегай ни к помощи, ни к покровительству людей, которые для тебя мертвы. Напротив, терпи и надейся на Господа и тогда примешь от Него милость, и Он поможет тебе во всем.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2416...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010