Епископ Вениамин Милов пишет: «Бог хранит каждое благодеяние, как зеницу ока, любит человека за доброту более, нежели мать сына… Долг угодников Божиих — не пропускать случаев делать добро и совершать их неистощимо, с полной любовью». Господь наш Иисус Христос говорит: Давайте, и дастся вам; мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо какою мерою мерите, такою же отмерится и вам ( Лк.6:38 ). И апостол Павел тоже говорит: Кто сеет щедро, тот щедро и пожнет ( 2Кор.9:6 ), а псалмопевец Давид ублажает милосердных, ибо к ним особо милосерд Господь. Он пишет: Блажен, кто помышляет о бедном и нищем. В день бедствия избавит его Господь ( Пс.40:2 ). Надо глубоко верить, что слова Господни непременно исполнятся на нас, как в своё время исполнились они на святых, которые поучают нас примером своей жизни. Вот, например, преподобный Савва Освященный и преподобный Сергий Радонежский в неурожайный год раздали голодным последние запасы монастырского продовольствия. Насельники обители возроптали на них за излишнее щедролюбие, но преподобные отцы Савва и Сергий утешали их и велели ожидать помощи свыше. И действительно, Господь не замедлил помочь им. Промыслом Божиим в монастыре оказалось продуктов больше, чем было раньше. Старец Силуан пишет: «Когда у тебя отнимают имущество, то ты отдай, ибо любовь Божия не может отказать; а кто не познал любви, тот не может быть милостивым, потому что нет у него в душе радости Святого Духа… Меня этому ещё родной отец научил. Когда случалась в доме беда, он оставался спокоен. Однажды мы шли мимо нашего поля, и я сказал ему: – Смотри, у нас воруют снопы. А он говорит мне: – Э, сынок, Господь уродил хлеба, нам хватит, а кто ворует, стало быть, у него нужда есть». Вот ещё пример милосердия, достойный подражания. Одна престарелая получала очень малый паёк хлеба на целые сутки, и все же уделяла из него часть больным и голодным. За её доброту Господь даровал ей здоровье, бодрость духа и радость духовную. Значение милосердия очень понятно объяснил преподобный Серафим, Саровский чудотворец, одному из своих посетителей, который дал деньги ему, а потом помыслил:

http://azbyka.ru/pomogi-gospodi-izzhit-m...

Есть древняя поговорка: дерево познается по плодам. Апостол Павел о плодах плоти и духа писал так: « Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное… Поступающие так Царствия Божия не наследуют… Плод же духа : любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы , распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5: 19–24). Поэтому если мы живем духом, то по духу и поступать должны – должны бороться со страстями и похотями. Такая борьба избавляет от рабства законов плоти и дарует свободу духа. Апостол Павел призывал: «Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. Если же вы духом водитесь, то вы не под законом» (Гал. 5: 16–18). Святой Савва откликнулся на этот призыв апостола. В богослужении мы восхваляем его как жителя пустыни, учителя благотекущих, поскольку он «ум владыку на страсти пагубныя постнически поставив, мужески естество понудив, потщался еси хуждшее покорити лучшему, и плть поработити духу» . Худшее – это дела плоти, плод воздействия греха на человека. Лучшее – это дела духа, плод воздействия на человека Духа Святаго. Для того чтобы победил Дух, а не плоть, Савва поставил ум владыкой над пагубной страстью и победил ее с помощью поста, заставляя плоть работать духу. В святом Савве, как и в обычном человеке, мы видим все аксиомы духовной борьбы и духовной победы. Человек, который стал искать Христа, сразу вступил на брань между влечениями плоти и устремлениями духа. Изучая послания апостола Павла, можно научиться эти «дела плоти и духа» распознавать. Остается только одно: поставить ум во главе принятия всех решений и заставить животные инстинкты, плотские страсти покоряться уму.

http://pravoslavie.ru/58171.html

Значение милосердия " Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут " (Мф. 5,7) Среди всех других добродетелей добродетель милосердия занимает особое место, потому что Страшный Суд будет происходить по признакам проявления душою дел милосердия (Мф. 25, 31-46) и любви. Любовь подвигает душу на милосердие, и только любовь придает истинную цену милосердию, как соль придает приятный вкус пище. Милосердие и любовь, можно сказать, неразделимы. Как милосердие без любви, так и любовь без милосердия малоценны в очах Божиих. То же самое надо сказать и о вере: как вера без дел мертва, так и одни добрые дела [ 1 ] без веры не спасают душу. Враг рода человеческого – дьявол – особенно ненавидит милосердие, потому что Господь любит добрых, отзывчивых людей и неизменно являет им милость Свою. Злой силе трудно побороть тех людей, которые с любовию творят много добрых дел ради Христа, ради своего спасения и ради спасения ближних. Епископ Вениамин Милов пишет: " Бог хранит каждое; благодеяние, как зеницу ока, любит человека за доброту более, нежели мать сына... Долг угодников Божиих – не пропускать случаев делать добро и совершать их неистощимо, с полной любовью " . Господь наш Иисус Христос говорит: " Давайте, и дастся вам; мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо какою мерою мерите, такою же отмерится и вам " (Лк. 6, 38). И апостол Павел тоже говорит: " Кто сеет щедро, тот щедро и пожнет " (2 Кор. 9, 6), а псалмопевец Давид ублажает милосердных, ибо к ним особо милосерд Господь. Он пишет: " Блажен, кто помышляет о бедном и нищем. В день бедствия избавит его Господь " (Пс. 40,2). Надо глубоко верить, что слова Господни непременно исполнятся на нас, как в свое время исполнились они на святых, которые поучают нас примером своей жизни. Вот, например, преп. Савва Освященный и преп. Сергий Радонежский в неурожайный год раздали голодным последние запасы монастырского продовольствия. Насельники обители возроптали на них за излишнее щедролюбие, но преподобные отцы Савва и Сергий утешали их и велели ожидать помощи свыше. И действительно. Господь не замедлил помочь им. Промыслом Божиим в монастыре оказалось продуктов больше, чем было раньше.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

И опять, называя блаженными нищих духом, Он обещает, что они увидят лицо Его; алчущим и жаждущим Он обещает, что они насытятся, а плачущим — утешение бесконечное (ср.Мф.5:3-6). Желая этого, они идут за сладким и добрым Пастырем и Учителем Христом, страдают ради Него и терпят многие муки, дабы принять совершенные венцы на небесах. Они заживо распинаются, отвергая свою волю, заклав себя добровольно Заклавшемуся нас ради; они оставили все, что в мире, говоря друг другу: Кто любит мир, в том нет любви Отчей, и мир проходит, а исполняющий волю Божию пребывает вовек (1Ин.2:15:17). Поэтому и я, грешный и ленивый и последний из всех монах Савва, умоляю, припадая, и вопию: братия мои и отцы, уподобимся тем прекрасным купцам, купившим себе пречудную вещь, ибо они отдали все свое имение и купили единственную бесценную жемчужину — Христа (ср.Мф.13:45). Поревнуйте мудрым девам, наполнившим свои светильники елеем и готовым выйти в радости к своему жениху (ср.Мф.25:1). Берегите себя, о возлюбленные мои, ибо я боюсь, и трепещу, и одержим страхом: как бы кто-то из вас не остался вне врат, подобно другим пяти девам, и как бы не услышали мы тот страшный и грозный ответ: Не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня (Лк.13:27;ср.Мф.7:23). Боясь этого ответа и желая, чтобы мы услышали тот прекрасный глас: Придите, благословенные Отца Моего (Мф.25:34); войдите в радость Господа своего (ср.Мф.25:21),- смирим себя здесь, чтобы вознестись там, восплачем здесь, чтобы утешиться там, взалчем и возжаждем здесь, чтобы насытиться там (ср.2Кор.11:7;Лк.6:21); будем бедными здесь, чтобы там обрести милостивого Бога. Если и найдет скорбь, то с великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие (Иак.1:2-4). Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его (Иак.1:12). Ибо Он изрек: Претерпевший же до конца спасется (Мф.10:22).

http://isihazm.ru/?id=384&sid=10&iid=101...

К строгому старцу приходили многие из Пскова для своего назидания. Посещавшим его мирянам он свободно предлагал врачевства против немощей того времени. Он учил их соблюдать чистоту, напоминая о суде апостольском против осквернителей тела. Вельможам и судьям говорил, чтобы не кормились на счет бедных и соблюдали правду. Богатых увещевал, «чтобы не высоко о себе думали и уповали не на богатство не надежное, но на Бога живого, дарующего нам все обильно для наслаждения», чтобы они «благодетельствовали, обогащались добрыми делами, были щедры и общительны» (Тим.6:17:18). Часто напоминал он богатым и бедным уклоняться от ссор и вражды, вредных и для земного счастия, – сохранять любовь и мир и покрывать ошибки других снисхождением, дабы и нас простили. И тогда, когда в обитель Саввы собралось довольно братий и довольно средств, в келье Саввы не было ничего, кроме двух икон, мантии и рогожки, на которой ложился для отдыха. Той же нищете обучал он и братию. В обители введено им строгое общежитие, так что собственности ни у кого не было никакой. Кто любит мир сей, в том нет любви Отчей, говорил он словами откровения Божия. Он завещал инокам своим возделывать землю своими руками, что сохранялось и сохраняется до ныне в его обители. В другое время говорил он братьям: «к чему называем мы древних подвижников отцами своими, когда не живем их жизнью, как следует детям». Они бездомные, нищие, проводили время в вертепах, в пустынях и для Господа со всею твердостью покоряли плоть свою духу, не знали покоя ни днем, ни ночью. Возлюбим, дети, благого Господа, говорил он еще, не звуками только и одеждою – будем показывать любовь нашу к Нему, а делами: любовию друг к другу, слезами, постом, всяким воздержанием, как совершали это древние отцы. Преп. Савва своею жизнью и наставлениями воспитал в обители своей строгое подвижничество. 1082 Мирная кончина его последовала 28 августа 1495 г. Крыпецкий отшельник был высок ростом, с брадою седою как снег; круглою, густою и не очень долгою. В таком виде явился он в 1547 г. иноку Исаии, когда по случаю построения храма искали и не находили мощей его. – Сидя на гробе своем сказал он: «я грешный Савва, начальник обители сей, перенесший много скорбей на этом месте для Господа; пришло время, так Богу угодно, быть известными мощам моим». Мощи найдены и собор установил праздновать память пр. Саввы. 1083

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Но радость их была непродолжительна. На предложение родителей оставить пустыню и черные одежды, поступить в военное звание и служить подобно отцу сын решительно отказался. Начались со стороны родителей убеждения и настойчивые просьбы; мать со слезами умоляла сына исполнить сердечное желание родителей, повиноваться их воле, утешить их и успокоить на старости лет. Сын, в сердце которого естественное чувство любви к родителям боролось с сознанием обязанностей к Богу, остался тверд в принятом им на себя высоком подвиге. Он преодолел естественное влечение сердца и на убеждения и мольбы родителей отвечал: «Вы хорошо знаете, что Спаситель сказал: кто любит отца или мать более Меня, не достоин Меня. И кто не берет креста своего и не следует за Мною, тот не достоин Меня ( Мф. 10:37–38 ). Судите сами, можно ли вас почитать больше, чем Бога? Я вписался в воинство Царя Небесного, – могу ли предпочесть Ему воинство царя земного? Если и земные цари наказывают смертию воинов, бежавших во время войны из полка, сколь горшему наказанию подвергнет Царь Небесный тех, кои, вписавшись добровольно в Его духовное воинство, оставят избранный ими полк!» К этому Савва еще прибавил: «Если вы, мои любезные родители, станете еще более докучать мне, чтобы принудить меня оставить возлюбленное мне место моего подвига, то я не буду более называть вас моими родителями». Иоанн и София, видя непреклонную решимость сына быть верным тому пути, по которому он уже более десяти лет шел, оставили его в покое, со слезами простились с ним и благословили его. Возвратившись в свою обитель, Савва усилил свою ревность к подвигам. Он всего себя предал Богу и духовному руководителю своему, говорит жизнеописатель его Кирилл Скифопольский . Все, что принадлежало ему как собственность, он отдал в руки Феоктиста и посвятил себя на всякий труд подвижника; проводя дни в телесных трудах, он в основание и начало своей жизни полагал смирение и послушание. Будучи способен и весьма ревностен к Божественной службе, он прежде всех входил в церковь и после всех выходил из нее.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Он не выходил даже в церковь, ни с кем не беседовал, и к нему не входил никто, кроме одного служившего ему послушника. Однажды только, в праздник Пречистой Богородицы Приснодевы Марии, во имя Коей была освящена лаврская церковь, когда прибыл в лавру на праздник патриарх Илия, Иоанн вышел из келлии своей поклониться патриарху. Патриарх любил Иоанна и весьма почитал его за смирение. Четыре года безмолвствовал Иоанн. Потом преподобный отец Савва отправился в страну Скифопольскую и замедлил там, а блаженный Иоанн, стремясь к уединеннейшему пустынному житию, удалился, на пятидесятом году от рождения своего, в пустыню, называемую Рува и провел в ней девять лет, питаясь травой, которая растет в той пустыне и зовется мелагрия В первое время своей пустынной жизни, собирая однажды эту траву на пищу себе, Иоанн заблудился в дебрях и стремнинах, не нашел убежища своего и, в изнеможении от ходьбы, упал едва живым; но внезапно, невидимою Божиею силою, как некогда пророк Аввакум был восхищен и поставлен в убежище своем. Со временем преподобный исследовал пути той пустыни и узнал, что расстояние от убежища его до того места, где он заблудился, составляло пять поприщ После того пришел к нему один брат и прожил с ним немного времени. Приближался праздник Пасхи, и сказал брат старцу: — Отче, пойдем в лавру, отпразднуем там день Пасхи, и потом возвратимся. Такой великий праздник, а у нас здесь нечего есть, кроме сих мелагрий! Святой Иоанн не хотел идти, потому что преподобный Савва еще не возвратился в лавру из стран Скифопольских, и на зов брата ответил: — Брат! нам не должно уходить отсюда. Будем веровать, что Тот, Кто в течение сорока лет питал в пустыне шестьсот тысяч народа Израильского, — и нас здесь напитает и в праздник Пасхи пошлет нам не только необходимое, но и изобильное. В Писании сказано: «Не оставлю тебя и не покину тебя» (Евр.13:5); и в Евангелии: «Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?.. и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/517/...

«Паломники – наши ближние, и мы должны проявить к ним свою христианскую любовь, хотя бы через гостеприимство» Беседа с епископом Воскресенским Саввой, наместником Новоспасского монастыря Епископ Воскресенский Савва (Михеев) , викарий Святейшего Патриарха, первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии, – наместник Новоспасского ставропигиального монастыря, архитектурный ансамбль которого, сложившийся в XVII– XVIII веке, является историческим и художественным памятником. Паломников и туристов обитель привлекает и тем, что связана с родом Романовых: здесь была усыпальница предков царской семьи. А многие приходят в обитель за духовным утешением, за тем, чтобы отрешиться от мирской безумной жизни хотя бы на время. Но как соединить духовный строй монашеского бытия с суетой, неизбежно привносимой в обитель туристами и паломниками? И возможно ли такое соединение? А может, необходимо резко ограничить посещение монастырей посторонними? Об этом – наша беседа с владыкой Саввой. Епископ Воскресенский Савва (Михеев) – Владыка, как вы думаете, представляют ли миряне, приезжающие в монастырь с туристическими целями, опасность для внутреннего устроения монашеской жизни, для устава? – Для человека, посвятившего свою жизнь служению Богу, уже ничего не представляет опасности, так как он полностью вверил себя в руки Божии и Господь его никогда не оставит, как и говорится в псалме 90: «Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится, говорит Господу: “прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!” Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы, перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение – истина Его» (Пс. 90: 1–4). Более того, Господь нас призывает любить Бога и ближнего. Паломники – это наши ближние, к которым мы должны проявить свою христианскую любовь, хотя бы через гостеприимство. Может быть, для некоторых из них посещение святой обители – возможность прийти ко Христу, а для иных – еще более укрепиться в вере. Ради одного обратившегося к Богу существование монастыря имеет особое значение и смысл.

http://pravoslavie.ru/105933.html

Повар в лавре сварил тыкв для мастеров и при наступлении времени, определенного для принятия пищи, отведав их, нашел, что они горьки. Не имея у себя ничего, чем бы их приправить, и находясь по сему случаю в крайнем затруднении, он побежал к авве, пал пред ним и объявил о происшествии. Старец пришел в кухню, сотворил над сосудом крестное знамение и сказал повару: «Теперь поди подавай на стол; благословен Господь!» Тыквы тотчас сделались сладкими, и все их ели охотно и прославили Бога. Преподобный Савва, заботясь о своих обителях, вовсе не хотел приобретать что-нибудь для будущего и, укрепляясь упованием на Бога, никогда не предавался излишней заботливости. Это открылось особенно во время голода. Когда архиепископ Илия послан был в ссылку, настала засуха и небо заключено было пять лет; к бездождию присоединилась саранча, во множестве появились черви. Настал в Палестине великий голод и мор. Жители Иерусалима говорили, что эти бедствия постигли страну за грех , сделанный против архиепископа Илии. Тогда св. Савва внушал настоятелям обителей не заботиться о плотском и напомнил им следующие слова Господа: не заботьтесь и не говорите: что нам есть, или что пить, или во что одеться? Потому что Отец ваш Небесный знает, что вы во всем том имеете нужду. Ищите же прежде Царствия Божия, и это все приложится вам ( Мф. 6:31–33 ). Так мыслил и учил божественный старец. Бог же подавал ему обильно все нужное, так что, говорит Кирилл Скифопольский , терпели недостаток более те, которые надеялись на свои деньги и доходы, нежели обители, им управляемые. Во время голода эконом Великой лавры пришел однажды к преподобному Савве и сказал: «В наступающее воскресенье я не могу, отче, звать к литургии, потому что у нас нет ничего, нет даже и обыкновенной пищи, которую нужно будет предложить собравшимся отцам после богослужения». Старец сказал ему на это: «Не хочу отменять богослужения; если же есть недостаток в чем-либо необходимом для богослужения, то пусть канонарх пошлет с просфорником в город какую-нибудь драгоценную церковную вещь или одежду и, продав ее, купит что нужно, и мы совершим божественную службу. Что же касается пищи, то верен Тот, Кто сказал: не заботьтесь о завтрашнем дне ( Мф. 6:34 )». Упование на Бога не посрамило старца. В следующий день прибыли в лавру из Святого града содержатели гостиниц, известные под именем Созовых, и на тридцати лошадях привезли большое количество вина, печеных хлебов, также хлеба в зерне, оливкового масла, меду, сыру и пр.; кладовые наполнились всякими припасами, так что сделался для отцов великий праздник. Тогда старец, укоряя эконома, говорил: «Для чего ты говорил, что не нужно собирать отцов, потому что для них нет пищи?» Эконом, сознавая свою ошибку, повергся к ногам св. Саввы и просил прощения. Старец благословил его и в наставление сказал: «Никогда не сомневайся, но, укрепляясь верою, всякую заботу твою возложи на Бога, ибо Он печется о нас (см. Пс. 54:23 )».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

После того как зверь служил старцу долгое время, по всей стране той начала распространяться молва о человеке Божием Флорентин, ибо все удивлялись тому дивному делу, видя, что зверь пас овец и служил старцу » с. 398]. Пастушеское служение хищников, конечно, не является делом для них «естественным». Если по грехам людей благодать Божия ослабевает и райское состояние отступает, у зверей тотчас проявляется их кровожадная природа. Это прекрасно показывает следующий житийный эпизод. Преподобный Савва Освященный (5 декабря) «...Лев стал ходить за Святым и служить ему. Был тогда при старце ученик, по имени Флаис, и имели они осла. Когда Савва посылал ученика за каким-либо делом, то приказывал льву стеречь осла; лев брал в зубы повод и так водил осла пастись, а вечером, напоив его, приводил опять к старцу. По прошествии нескольких дней, Флаис был послан за каким-то делом и по бесовскому наваждению впал в нечистый грех; в то же время лев на пастбище съел осла. Флаис понял, что за его грех лев съел осла, чтобы обличить его» с. 154]. Насколько удивительными и фантастичными не могли бы показаться приведенные выше свидетельства о мирном сосуществовании хищников и травоядных, мы видим в этих примерах подтверждение того, что истинным является библейское пророчество о подобном «симбиозе» в грядущем Царстве Христовом. Книга пророка Исайи, гл. 11 6. И пастися будут вкупе волк со агнцем, и рысь почиет со козлищем, и телец и юнец и лев вкупе пастися будут, и отроча мало поведет я. 7. И вол и медведь вкупе пастися будут, и вкупе дети и х будут, и лев аки вол ясти будет плевы. 6. Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. 7. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, ак вол будет есть солому. 4.6. Звери охраняют Святых В житиях Святых содержатся примеры того, как звери охраняли угодников Божиих и защищали их. Преподобный Аммон «Питался Аммон одним только хлебом, да и тот разбойники часто отнимали у него, похищая его скудные запасы. Долго старец переносил эти обиды. Но вот однажды он отправился в пустыню и на возвратном пути повелел следовать за собою двум драконам . Им повелено было лечь у входа в пещеру и охранять его. Разбойники явились по своему обычаю, не подозревая, что за стражу найдут они у входа. Увидав драконов, они оцепенели от ужаса и, лишившись чувств, полумертвыми пали на землю. Старец вышел к ним и, увидав их в таком положении, поднялся и сказал им с укором:

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010