Архив Пн В день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла Предстоятель Русской Церкви совершил Божественную литургию в Покровском соборе на Красной площади 12 июля 2011 г. 13:16 12 июля 2011 года, в праздник славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в центральной церкви Покровского собора на Красной площади (храма Василия Блаженного). В этот день отмечается 450-летие со дня освящения Покровского собора — 12 июля 1561 года освящением центральной церкви собора во имя Покрова Богородицы ознаменовалось завершение его строительства. Его Святейшеству сослужили: архиепископ Истринский Арсений ; наместник Новоспасского монастыря епископ Воскресенский Савва ; секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве протоиерей Владимир Диваков ; благочинный Покровского округа г. Москвы протоиерей Геннадий Нефедов ; настоятель Казанского собора на Красной площади протоиерей Николай Иноземцев ; ризничий соборов Кремля и Покровского собора на Красной площади протоиерей Вячеслав Шестаков; столичное духовенство. За богослужением пел хор Знаменского собора бывшего Знаменского монастыря (регент А.Н. Мельников). Среди молившихся были директор Государственного исторического музея А.К. Левыкин, директор филиала ГИМ «Покровский собор» Т.Г. Сарачева, председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда , кинорежиссер Н.С. Михалков, заместитель генерального директора Музеев Кремля А.Л. Баталов, сотрудники ГИМ, представители благотворительного фонда «Транссоюз» и другие благотворители, участвующие в реставрации Покровского собора. За Божественной литургией Святейший Патриарх Кирилл молился об упокоении душ погибших  на Волге пассажиров теплохода «Булгария». По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви совершил молитвенное поминовение погибших в кораблекрушении, а затем славление Первоверховных апостолов. Затем Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом .

http://patriarchia.ru/db/text/1560178.ht...

Идея создания Братства во имя преподобного Германа как нельзя более подходила Глебу с его мечтами о миссионерском служении. Он верил, что пример преподобного Германа будет очень убедителен для нового поколения американских богоискателей. Поняв суть столь модного в ту пору настроения неприкаянности, ненужности в среде задыхающихся от материального изобилия молодых людей, Глеб пришел к выводу: сегодня американской душе нужна православная идея подвига, духовного аскетического рвения, самопожертвования ради высокого, благородного дела. В Новом Свете жизнь уже давно устоялась, но дух пионеров-переселенцев, дух свободных людей, борцов не умер. И в образе отца Германа – смиренного монаха, жившего наедине с Творцом в далекой северной пустыни, в одиночку несшего древнюю святую жизнь новой земле, отечески заботившегося об униженных и сиротах, – Глеб увидел пример для подражания современной Америке, дабы воплотить в делах нерастраченный религиозный пыл. Глеб отправился домой в день праздника Успения Богородицы. Отец Герасим шел вместе с ним по берегу. «Не выношу прощаний», – произнес он. Отшельник, живущий в такой глуши, расставался с гостями, как правило, навек. Уже отчалив от берега, Глеб все смотрел на одинокого заплаканного монаха на берегу лагуны, благословляющего его. Он чувствовал, что покидает остров другим человеком: «Я понял, что вопреки ожиданиям встретил здесь духовного гиганта, он вдохнул в меня решимость и желание продолжать дело святого Германа, во славу Господню и торжество Его Православной Церкви, и я ощутил, что с Божией помощью ничто не свернет меня с пути». 272 По дороге в Сан-Франциско он задержался в Канаде, чтобы посетить два скита, возведенные одним поистине святой жизни миссионером, позднее ставшим архиепископом Иоасафом (Скородумовым). 273 Березовые и осиновые рощи, окружавшие обители, удивительно напоминали природу России, а в самих скитах еще оставались русские монахи и монахини, носители подлинно монашеского духа. В Эдмонтоне Глеб навестил и преемника архиепископа Иоасафа епископа Савву (Сарачевича), серба, иерарха Русской Зарубежной Церкви. Тот до самого утра рассказывал ему о сербском духовном возрождении и подъеме, возглавляемом иерархом Николаем (Велимировичем), впоследствии причисленным к лику святых. 274 Епископ Савва еще на родине сам внес значительную лепту в это движение. Теперь же настал черед Северной Америки. Он чувствовал: пришло время поднять дух отчаявшихся русских людей в свободном мире, ведь они утрачивали свои православные корни. «Он был полон силы и жизни, – вспоминает Глеб, – но как бы ни хотелось с ним согласиться, как бы ни проникался я его энтузиазмом, все же червячок сомнения точил душу. Я чувствовал: несмотря на все духовное богатство, которое сохранила Православная Церковь и с помощью которого она могла воспламенить сердца людей во всем мире, истинные ее представители в целом не в силах передать это наследие молодому поколению – их разделяла целая пропасть.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

В 1963 г. Лос-Анджелесское викариатство стало самостоятельной епархией. Епископ Антоний остался в Лос-Анджелесе, а в Сан-Франциско в марте 1963 г. был поставлен архиепископ Иоанн (Максимович) . В 1962 г. для Западно-американской епархии был рукоположен викарный епископ Магопакский Нектарий (Концевич). Пока правящий архиерей, епископ Антоний, находился в Сан-Франциско, епископ Нектарий окормлял паству в Лос-Анджелесе. После разделения Западноамериканской епархии на Лос-Анджелесскую и Сан-францисскую епархии епископ Нектарий стал викарием последней и получил титул епископа Сиэтлского. 803 В США существовали еще две небольшие епархии РПЦЗ – Чикагская и Кливлендская, во главе которой в 19511954 гг. стоял архиепископ Григорий (Боришкевич), и Детройтская и Флинтская, возглавляемая архиепископом Иеронимом (Черновым). Чикагская епархия включала в себя около десяти приходов, а Детройтская – всего четыре. В мае 1957 г. после смерти архиепископа Иеронима его епархия была присоединена к Чикагской епархии. В октябре того же года после смерти архиепископа Григория (Боришкевича) епархию с титулом «Чикагский и Детройтский» возглавил епископ Серафим (Иванов). В Америке проживал еще один архиерей – епископ Иоанн (Шлиман), ранее возглавлявший Урмийскую миссию. После Второй мировой войны архипастырь переселился в Успенский Ново-Дивеевский монастырь, где проживал на покое до своей смерти в 1962 г. Немало русских беженцев сконцентрировалось в Канаде. Здесь существовало две епархии – Западно-Канадская, во главе которой стояли архиепископы Иоасаф (Скородумов) (до 1950 г.), Пантелеймон (Рудык) (до 1954 г.), епископ Виталий (Устинов), и Восточно-Канадская, возглавляемая архиепископами Григорием (Боришкевичем) (19501954 гг.), Пантелеймоном (Рудыком) (до 1957 г.). После 1957 г. две епархии были объединены в одну епархию, которую возглавил епископ (с 1960 г. архиепископ) Виталий с титулом «Монреальский и Канадский». В 1958 г. викарным епископом Канадской епархии с титулом «Эдмонтонский» был поставлен архимандрит Савва (Сарачевич).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла Предстоятель Русской Церкви совершил Божественную литургию в Покровском соборе на Красной площади 12 июля 2011 г. 18:55 12 июля 2011 года, в праздник славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в центральной церкви Покровского собора на Красной площади (храма Василия Блаженного). В этот день отмечается 450-летие со дня освящения Покровского собора — 12 июля 1561 года освящением центральной церкви собора во имя Покрова Богородицы ознаменовалось завершение его строительства. Его Святейшеству сослужили: архиепископ Истринский Арсений ; наместник Новоспасского монастыря епископ Воскресенский Савва ; секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве протоиерей Владимир Диваков ; благочинный Покровского округа г. Москвы протоиерей Геннадий Нефедов ; настоятель Казанского собора на Красной площади протоиерей Николай Иноземцев ; ризничий соборов Кремля и Покровского собора на Красной площади протоиерей Вячеслав Шестаков; столичное духовенство. За богослужением пел хор Знаменского собора бывшего Знаменского монастыря (регент А.Н. Мельников). Среди молившихся были директор Государственного исторического музея А.К. Левыкин, директор филиала ГИМ «Покровский собор» Т.Г. Сарачева, председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда , кинорежиссер Н.С. Михалков, заместитель генерального директора Музеев Кремля А.Л. Баталов, сотрудники ГИМ, представители благотворительного фонда «Транссоюз» и другие благотворители, участвующие в реставрации Покровского собора. За Божественной литургией Святейший Патриарх Кирилл молился об упокоении душ погибших  на Волге пассажиров теплохода «Булгария». По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви совершил молитвенное поминовение погибших в кораблекрушении, а затем славление Первоверховных апостолов. Затем Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом . Святейший Владыка и прибывший в собор заместитель председателя Правительства РФ А.Д. Жуков посетили нижнюю церковь в честь Василия Блаженного, где Предстоятель поклонился честным мощам блаженного подвижника. В сопровождении А.К. Левыкина, Т.Г. Сарачевой, сотрудников музея и благотворителей Святейший Патриарх Кирилл и А.Д. Жуков ознакомились с новой экспозицией икон «Московские юродивые в истории Покровского собора и Варварского крестца», посвященной юбилею Покровского собора. Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (историческая справка) Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1575189.ht...

В 1949 году надпись отремонтировали и удалили четыре последние буквы. К тому времени Hollywood, изначально означавший название местности, уже превратился в символ Лос-Анджелеса и всей индустрии развлечений. Основание Покровскому приходу было положено 16 июня 1952 года по благословению второго первоиерарха Русской Зарубежной Церкви митрополита Анастасия (Грибановского). Первый храм прихода был устроен в здании на 150 S. Alexandria Ave. Но к 1964 году в состав прихода вошло много новых прихожан, и церковное здание уже не вмещало всех молящихся, поэтому в сентябре 1964 года было решено в спешном порядке найти более подходящее помещение. Так был приобретен старокатолический костел на Аргайл авеню. Великое освящение отремонтированного храма состоялось 4 июля 1965 года. Освящали храм митрополит Филарет (Вознесенский) – Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви, святитель Иоанн (Максимович) – ныне прославленный архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский – и епископ Эдмонтонский Савва (Сарачевич) из Канады. При храме устроили воскресную школу, культурно-образовательный центр, большой церковный зал. С 1967 по 2000 годы приход окормлял епископ Александр (Милеант) – один из тех немногих, кто следовал завету Христа Спасителя: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16: 15). Трудно подсчитать количество православных брошюр на самые разнообразные темы, которые разослал владыка Александр с помощниками по всему миру, включая и Россию. Скончался владыка Александр (на тот момент епископ Буэнос-Айресский и Южно-Американский) в ночь на 12 сентября, день своего небесного покровителя – благоверного князя Александра Невского. Ответы с точки зрения Православия почти на многие вопросы, начиная с апологетики и кончая простыми жизненными проблемами, можно найти на поныне существующем сайте владыки Александра: www.fatheralexander.org . Святыни храма – шесть ковчегов с мощами и облачение святителя Иоанна Шанхайского – по иронии судьбы попали в раскольничий приход, который не пошел на воссоединение с Церковью в Отечестве 10 лет назад. С того времени среди прихожан ведет отсчет традиция собирать святыни для храма.

http://pravoslavie.ru/108748.html

И. проводил много времени в архипастырских поездках по гос-вам Зап. Европы, побывал в Тунисе. Окормляя прихожан, посещал лагеря перемещенных лиц, продолжая считать одной из главных своих забот помощь рус. беженцам, а также устроение в храмах литургической жизни соответственно с канонами Православия. Издал ряд распоряжений по вопросам богослужебной практики, к которой относился очень строго. Стремился содействовать единству русских православных Зап. Европы, показал свою любовь к православным всех национальностей. Служил Божественную литургию по-французски, по-английски, по-нидерландски. Взял под свою опеку национальные православные общины во Франции и в Нидерландах, поощрял подготовку местных священнослужителей, издание богослужебной лит-ры на франц. и нидерландском языках. Содействовал созданию Румынской Православной Зарубежной Церкви под омофором митр. Виссариона (Пую). Будучи представителем Архиерейского Синода в Зап. Европе, неоднократно созывал совещания правосл. архиереев РПЦЗ. При И. в епархии было восстановлено почитание зап. святых, живших до разделения Церквей на католическую и православную. По благословению И. было создано братство «Православное дело», в задачи к-рого входили распространение правосл. учения и правосл. основ жизни и оказание помощи правосл. учреждениям. Рака с мощами свт. Иоанна (Максимовича), архиеп. Сан-Францисского и Западноамериканского, в соборе иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско (РПЦЗ) Рака с мощами свт. Иоанна (Максимовича), архиеп. Сан-Францисского и Западноамериканского, в соборе иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско (РПЦЗ) 4 дек. 1962 г. в связи с болезнью Сан-Францисского и Западноамериканского архиеп. Тихона (Троицкого; 30 марта 1963) прибыл в Сан-Франциско, был назначен временно управляющим епархией. Возглавил работу по завершению строительства сан-францисского кафедрального собора в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Активность И. вызвала противодействие части приходского совета. 25 апр. 1963 г. Архиерейский Синод отозвал И. с Сан-Францисской кафедры в Зап. Европу. Мн. прихожане после этого обратились в Синод с просьбой отменить это решение. Противники подали на И. иск в суд Сан-Франциско с обвинениями в финансовых и адм. нарушениях. Истцов поддержали и нек-рые деятели в руководстве РПЦЗ, напр. протопр. Г. Граббе (см. Григорий (Граббе) ). В свою очередь в поддержку И. выступили епископы РПЦЗ Чилийский и Перуанский Леонтий (Филиппович ; впосл. архиепископ), Эдмонтонский Савва (Сарачевич) и Сиэтлский Нектарий (Концевич). Амер. суд признал свою некомпетентность в церковных вопросах, проведенная по судебному решению финансовая проверка не выявила нарушений со стороны И. 14 авг. 1963 г. И. был окончательно утвержден Архиерейским Синодом на Сан-Францисской кафедре. Он призвал паству прекратить пагубную взаимную вражду. В нояб. 1964 г. сан-францисский собор - крупнейший русский храм на Американском континенте - был достроен.

http://pravenc.ru/text/468963.html

Говоря о значении награды, директор Института российской истории РАН Ю.А. Петров, в частности, констатировал: «Забелинская премия за эти годы приобрела общепризнанное значение как высокий знак отличия, как знак профессионализма для работников музейной сферы; десятки авторов стали лауреатами этой премии. Уровень изданий, которые получили первую, вторые и третьи премии в нынешнем году, высок — премия имени И.Е. Забелина обрела своих достойных обладателей». Председатель Совета директоров ОАО «Протек», соучредитель Благотворительного фонда имени святителя Григория Богослова В.С. Якунин отметил: «Это проект особый, потому что через данную программу мы поддерживаем деятельность наших ученых и музейных работников, которые занимаются изучением истории и культуры России, хранят богатства музейных собраний, которые собраны предыдущими поколениями». Далее митрополит Иларион вручил награды лауреатам премии имени И.Е. Забелина. Согласно решению Экспертной комиссии Ученого совета Государственного исторического музея, первая премия присуждена работе «Кресты-энколпионы из собрания ГИМ» (М., 2013. Авторы: Н.И. Асташова, Л.А. Петрова, Т.Г. Сарачева. Государственный исторический музей, г. Москва). Второй премией отмечены: альбом-каталог коллекции Государственного литературного музея «А.И. Герцен, Н.П. Огарев, и их окружение» (М., 2015. Автор-составитель и автор предисловия И.А. Желвакова. Составители: С.Р. Головко, Т.Ю. Соболь, Е.Г. Нарекая. Государственный литературный музей, г. Москва) и «Памятник Н.М. Карамзину в Симбирске. История создания по документам, письмам и периодическим изданиям» (Ульяновск, 2016 г. Автор: Е.К. Беспалова, зав. научно-исследовательским отделом Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина», г. Ульяновск). Третьей премии удостоены работы: «А.Ф. Котс. Собрание сочинений. т. 1-4» (г. Москва, 2013-2016 гг. Авторы: научный редактор, доктор педагогических наук, директор Государственного Дарвиновского музея А.И. Клюкина; кандидат искусствоведения Н.И. Трегуб — заведующая издательским отделом; Т.С. Кабанова — старший научный сотрудник издательского отдела (редактор), И.П. Калачева — заведующая сектором архивных фондов, А.Н. Курзаева — научный сотрудник сектора фотоматериалов (хранитель фотографий). Государственный Дарвиновский музей, г. Москва), «Иркутский исторический некрополь: Иерусалимское кладбище» (Иркутск, 2016. Автор старший научный сотрудник МБУК «Музей истории города Иркутска им. Л.М. Сибирякова» А.Н. Гаращенко. Музей истории города Иркутска имени А.М. Сибирякова, г. Иркутск), каталог «Вятское кружево в трех веках» (г. Киров, 2016. Автор Л.И. Остапенко, хранитель Кировского областного краеведческого музея (посмертно). Кировский областной краеведческий музей, г. Киров).

http://patriarchia.ru/db/text/5217033.ht...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В храме Василия Блаженного появились тактильные макеты для незрячих 11.02.2021 Два тактильных макета храма Василия Блаженного (Покровского собора) появились на территории храма. Они позволят незрячим и слабовидящим людям «увидеть» всемирно известный памятник архитектуры, рассказала журналистам в четверг заведующая филиалом Государственного исторического музея «Покровский собор» Татьяна Сарачева. «Уличная металлическая модель - первая в центре Москвы металлическая тактильная модель для незрячих людей. Она доступна даже для тех, кто не будет приобретать билет для осмотра всего Покровского собора. Можно просто зайти на территорию и бесплатно осмотреть эту модель», - сообщила Сарачева. Внутри храма установлена разборная тактильная модель из пластика. «Здесь передана и основная колористика Покровского собора. Но не это самое важное. Самое важное, что она частично разборная, и это позволит незрячим и слабовидящим осмотреть собор не только снаружи, но еще и посмотреть, как устроен его первый ярус», - пояснила Сарачева и добавила, что модель сопровождается тифлокомментариями. Она отметила, что презентация макетов приурочена ко Дню рождения Исторического музея, которому исполнилось 149 лет, и 460-летию Покровского собора. Проект реализован при поддержке программы «Особый взгляд» благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт». Макеты подготовлены в рамках направления «ГИМ. Доступно». «Этот проект реализуется в Историческом музее с 2018 года и направлен он на работу с инклюзивными программами и на увеличение доступности всего комплекса Государственного исторического музея. ГИМ стремится к тому, чтобы сделать свое экспозиционное пространство максимально доступным для незрячих и слабовидящих», - пояснила заведующая филиалом Государственного исторического музея «Покровский собор». С осени прошлого года в музее установлены тактильные модели - они расположены около ключевых памятников в экспозиции, рассказывающей об истории России с эпохи Каменного века и до времен императора Петра I, передает ТАСС. Благовест-Инфо / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 11.02.2021 19:47:02

http://drevo-info.ru/news/26588.html

Разделы портала «Азбука веры» 28 Июл 2022 Исторический музей завершил реставрацию иконостаса церкви  Варлаама Хутынского  в Храме Василия Блаженного. О том, с какими трудностями пришлось столкнуться специалистам, – Юлия Струкова. Церковь Варлаама Хутынского теперь открыта для посещения. Здесь единственный в соборе иконостас с изображением “танцующих” пророков в верхнем ряду. И с расписными тяблами – брусом, на который устанавливаются иконы. Конструкция начала XX века устарела и была неудобной, ее необходимо было заменить. “Там был некорректный способ крепления икон, например, чтобы вынуть одну икону и отправить ее в реставрацию, приходилось разбирать почти половину иконостаса. Вы понимаете, что каждое прикосновение к иконе XVI-XVII века, оно травматично было”, – заметила директор музея “Покровский собор” Татьяна Сарачева. Параллельно занимались самими иконами. На досках были записи разных веков, потемневший лак и много реставрационных вставок. Чтоб прийти к консенсусу, специалисты вели долгие споры. Что убирать, а что оставить? Например, икону Святого Николая, изначально писанную в XVI веке, дважды надставляли. Сначала для какого-то храма, потом, чтоб из нее сделать дьяконскую дверь. “Изначально она была на золотом фоне. Но от этого золота остались такие крупинки, что мы, конечно, решили этот фон не восстанавливать. Просто убрали поздние прописи, которые выглядели как темные пятна, а также сделали тоньше лак, который сильно потемнел”, – заявила заместитель заведующего отделом реставрации Государственного исторического музея Ольга Долганова. Два года реставрировали латунные, покрытые золочением хоругви. Над ними трудились специалисты по металлу, живописи, дереву. Реставрировали и исторические древки. Вес каждой хоругви – порядка сорока килограммов. И во время Крестных ходов с их переноской один человек справиться не мог. “Основное древко нес хоругвеносец, у которого был широкий кожаный пояс со стаканом кожаным же, в который и вставлялось это древко. И ещё два человека по бокам, по обеим сторонам помогали поддерживать эти тяжёлые знамена”, – отметила директор музея “Покровский собор” Татьяна Сарачева.

http://azbyka.ru/news/istoricheskij-muze...

Arhiva Arhiepiscopul Arsenie de Istra a sfinit icoana de faad a catedralei Fericitului Vasile din piaa Roie care a fost restaurat 14 octombrie 2011 19:35 13 октября 2011 года архиепископ Истринский Арсений освятил воссозданную фасадную икону «Покров Пресвятой Богородицы с предстоящими Василием и Иоанном Блаженными» на южной стене колокольни собора Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (храма Василия Блаженного) в Москве. Мероприятие состоялось в канун престольного праздника собора Покрова Пресвятой Богородицы в рамках торжеств , посвященных 450-летию освящение храма. «В конце XVIII века у Покровского собора появились три фасадные иконы, и среди них Покров Пресвятой Богородицы с предстоящими Василием и Иоанном Блаженными на южном фасаде колокольни, рассказала корреспонденту портала " Татьянин день " директор музея " Покровский собор " Т.Г. Сарачева. Долгое время эта икона была на открытом воздухе. Во время последней реставрации в 2007 году стало понятно, что больше эту икону возвращать на ее историческое место невозможно, потому что был очень сильно разрушен красочный слой». Образ был написан масляными красками на деревянной основе щите размером 2,5 на 3,5 м. Из-за воздействия нашей атмосферы и солнца масляный слой пострадал, поэтому икону как подлинную святыню собора решили экспонировать внутри собора, и долгое время решали, каким образом можно восполнить эту утрату и вернуть колокольне первоначальный вид. «Было очень много предложений, сообщила Т.Г. Сарачева. Кончено, прежде всего, хотелось вернуть подлинную икону, но для этого понадобилось бы изготовить очень тяжелый киот, который стена колокольни могла бы просто не выдержать. Также думали сделать воспроизведение на баннере, но, к сожалению, это был неудачный опыт. Дальше была шелкография на пластике и тоже неудачно. И только когда в прошлом году открыли иконы на Спасской и на Никольской башнях Московского Кремля, нашим реставраторам пришла в голову идея таким же методом воссоздать икону и здесь. Сначала хотели отступить от стены колокольни сеткой рабицей, на нее нанести штукатурный слой и расписать. Но потом сеткой рабицей отступили только от рамы, чтобы ее не повредить, штукатурный слой нанесли прямо на стену колокольни. Он легко снимается, так что если у наших потомков появится лучшая идея о том, как можно воссоздать икону, они легко удалят этот штукатурный слой и выполнят новый образ».

http://patriarchia.ru/md/db/text/1648609...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010