По Уставу после отпуста малой вечерни из сосудохранительницы выносится крест Господень и с чтением предначинательных молитв и пением тропаря и кондака полагается на престол на место Евангелия, которое поставляется на горнее место. Теперь, обыкновенно, крест полагается на блюде перед Малой вечерней на жертвеннике, а после Малой вечерни переносится иереем на главе на престол. Крест украшается при этом васильками или другими цветами. На утрени: не бывает выхода на полиелей и величание на середину храма: величание поется в алтаре перед крестом, лежащим на престоле, и в алтаре же читается и Евангелие. Далее служба идет по уставу, а после Великого славословия, при пении последний раз «Святый Боже» протяжным похоронным напевом крест выносится из алтаря священником или архиереем на главе северными дверями, подносится к царскими вратам с возглашением: «Премудрость прости», а затем полагается среди храма на аналое. При троекратном пении тропаря: «Спаси, Господи, люди Твоя» вокруг креста совершается каждение, после чего в соборных храмах и монастырях совершается воздвижение креста и осенение им народа на все четыре стороны при многократном пении: «Господи помилуй». Диакон при этом произносит особую ектению, на каждое прошение которой поется 100 раз «Господи помилуй». Самое воздвижение состоит в том, что священник или архиерей осеняет крестом ту сторону, для которой бывает воздвижение (сначала восток, потом запад, затем юг, север и опять восток), трижды, затем преклоняется, держа крест в обеих руках, до земли, пока голова его не будет отстоять от земли на одну пядь. Потом он снова «воздвизается горе», то есть поднимается. При этом священника поддерживают с обеих сторон прислужники, а архиерея старшие священники под руки. Как преклонение, так и возвышение совершается медленно, пока пропоют 100 раз «Господи помилуй»: преклонение должно совершаться при пении первой половины сотницы, то есть 50-ти раз «Господи помилуй», а возвышение при пении второй половины сотницы. При конце сотницы священник снова знаменует крестом трижды, а лик поет особенно громко последние три раза «Господи помилуй».

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

При начале пения сего отверзаются царские врата. Диакон кадит св. трапезу, точию сопреди, трижды, и святое предложение, жертвенник. На практике кадится весь алтарь, но на амвон кадящий не выходит, и каждения иконостаса, ликов и народа не бывает. Молитва Херувимской песни не читается, но, кадя, священник может читать про себя 50-ый псалом. Затем, как и на полной литургии. священник и диакон, трижды поклонившись, читают: «Ныне силы небесныя…» Диакон заканчивает каждый раз со слов: «Верою и любовию приступим…» Читается это, как и Херувимская, трижды, после чего, целовав престол, священник и диакон отходят к жертвеннику, дабы начать Великий вход. Особенности этого Великого входа следующие: Перед жертвенником священник только покланяется трижды, произнося: «Боже очисти мя, грешного», кадит трижды и полагает, молча, на плечо диакона воздух. Сам же берет правой рукой дискос и поставляет его на главу свою, а потир берет левой рукой и несет, держа при персех своих. Если в литургии участвуют несколько иереев, то старший несет дискос, а второй чашу. Диакон предшествует ему с кадильницей, кадя часто, идя же от жертвенника чрез северные двери в царские двери к престолу, они ничего не произносят, ибо поминовение уже совершалось на той литургии, на которой освящались сии дары. Во время же перенесения Божественных Таин все людие и певцы, павши ниц, поклонение творят Богоподобное Христу Богу, в Тайнах Сущему, понеже совершенно предосвященны суть. По внесении Св. Даров в алтарь все встают и певцы допевают вторую половину песнопения: «Ныне силы небесныя», начиная со слов: «Верою и любовию приступим…« По постановлении Св. Даров на престол, священник снимает покровцы с них, берет с плеча диакона воздух, надносит его на кадильницу и со благоуханием покрывает им Св. Дары, делая все это молча. «По происхождении (то есть по входе) Святых Даров, исполняему «Ныне силы небесныя», Устав предписывает творить «поклоны три, не покровени суще». Обыкновенно делаются три великих поклона с чтением молитвы: «Господи и Владыко живота моего», хотя об этом в Уставе прямо не сказано.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Дары уже освящены. В настоящее время хлебоносец находится обыкновенно не на жертвеннике, а на престоле, а потому совершается предварительно перенесение Преждеосвященного Агнца с престола на жертвенник. При начале первого антифона, священник поставляет Евангелие на горнюю часть престола, раскрывает антиминс, поставляет на него дискос и полагает на него из хлебоносца Преждеосвященный Агнец. Во время второго антифона, священник с диаконом, держащим в руке свечу, кадит престол с Агнцем, лежащим на дискосе, обходя его трижды вокруг. Во время третьего антифона священник, сотворив земной поклон Св. Дарам, поднимает дискос со Св. Агнцем на главу свою и, обходя справа престол, переносит его на жертвенник, вливает в чашу вино с водой и покрывает священные сосуды, как указано выше, покровцами и кадит Св. Дары. Затем возвращается к престолу, складывает антиминс и полагает на нем св. Евангелие. По окончании кафизмы и третьей малой ектении следует пение «Господи, воззвах» и стихир, которых на литургии Преждеосвященных Даров всегда бывает десять. На «Слава, и ныне» отверзаются царские врата и совершается вечерний вход с кадильницей. Но в тех случаях, когда на литургии Преждеосвященных Даров читается Евангелие, как это бывает в дни праздников и в первые три дня Страстной седмицы, вход совершается с Евангелием. Если литургию Преждеосвященных Даров совершает сам архиерей, вход всегда совершается с Евангелием. По входе и обычном пении «Свете тихий» произносится прокимен из Триоди и бывает чтение двух паремий. Во св. Четыредесятницу первая паремия всегда бывает из книги Бытия, как изображающая грехопадение человека и пагубные последствия его, а вторая – из книги Притчей – о Божественной премудрости, которую надлежит искать кающимся грешникам, если они желают подлинно исправить свою греховную жизнь и угождать Богу. На время чтения паремий царские врата закрываются. По окончании первой паремии царские врата отверзаются и произносится чтецом и поется ликом второй прокимен, также из Триоди.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Тропарь 1-го часа, гласа 6-ый: Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой. Тропарь 3-го часа, глас 6-ый: Господи, Иже пресвятаго Твоего Духа, в третий час апостолом Твоим ниспославый, Того, Благий, не отими от нас, но обнови нас молящихтися. Тропарь 6-го часа, глас 2-ый: Иже в шестый день же и час, на кресте пригвождей в раи дерзновенный Адамов грех , и согрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас. Тропарь 9-го часа, глас 8-ый: Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси нас. Между пениями этих тропарей иерей произносит еще по два особых стиха, а по третьем пении иерей произносит: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», а чтец продолжает: «И ныне, и присно…» и читает дальше богородичен часа. По Трисвятом и " Отче наш« читается не кондак праздника или святого, как бывает обычно, а особые тропари, помещенные наряду в каждом часе и имеющие отношение, по своему содержанию, к воспоминаниям каждого часа. На 1-ом часе имеется еще та особенность, что вторая половина богородична: «Стопы моя направи по словеси Твоему…» поется на 6-ый глас, каждый стих по дважды, а «Да исполнятся уста моя хваления твоего, Господи…» трижды. Великопостные Изобразительные Они всегда следуют непосредственно за прочтением заключительной молитвы 9-го часа, причем сами изобразительные псалмы опускаются, а последование начинается пением на 6-ый глас Заповедей блаженства, причем к каждой заповеди припевается: «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». В заключение поется троекратное: «Помяни нас, Господи…» «Помяни нас, Владыко…» и «Помяни нас, Святый…» особенно умилительным протяжным напевом с земными поклонами. После «Честнейшую херувим» и возгласа иерея: «Боже, ущедри ны…» произносится великопостная молитва: «Господи и Владыко живота моего…» с 16-ью поклонами, после чего сразу, без возгласа начинается великопостная вечерня чтением: «Приидите поклонимся» и предначинательного псалма. Так бывает в тех случаях, когда нет литургии Преждеосвященных Даров. Если же служится литургия Преждеосвященных Даров, то после молитвы и поклонов читается: «Всесвятая Троице, единосущная держава…» Иерей: – Премудрость: поется «Достойно есть», возглас иерея: «Пресвятая Богородице, спаси нас», – Честнейшую: »Слава Тебе, Христе Боже…» и полный великий отпуст. Литургия Преждеосвященных Даров

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

И, наконец, Господь открывает истину, невероятную для здравого смысла, но бесспорную для веры: в каждом ближнем Христос, а потому, служа ближнему, я служу Христу; любя ближнего, я люблю Христа. Если даже после такого откровения мы останемся безразличны и не начнем сбрасывать со своего каменного сердца нарост жестокости, равнодушия и холодности, тогда, наверное, можно сделать вывод о том, что мы просто не хотим исполнять заповеди, ибо это откровение Спасителя, эта истина должна тронуть всякого человека, даже почти мертвого душою. «Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» (ст. 45). Мы часто презираем людей, они нам кажутся меньшими нас и потому недостойными, презренными, не стоящими даже внимания, а не только добрых дел. Но Господь говорит, что и в таком презренном в наших глазах человеке, кто бы он ни был, Сам Христос: «Этот человек — Я Сам, Господь Иисус Христос. Презирая его, ты презираешь Меня, проявив безразличие к нему, ты безразличен и ко Мне». «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (ст. 46). Праведник — это тот, кто истинно, нелицемерно любит Господа Иисуса Христа, то есть видит Христа в каждом человеке. Грешник же — это тот, кто, может быть, и исполняет требуемое заповедями, но исполняет формально, ближний для него — совершенно чужое, постороннее существо. Выслушав это предсказание Спасителя о том, что будет с нами на Страшном Суде, это предупреждение, как мы должны себя вести, чтобы быть помилованными и приобрести жизнь вечную, мы должны отнестись к этому, по крайней мере, без легкомыслия. Надо всячески понуждать себя — даже и против воли, противясь своему окаменевшему сердцу, — делать добро каждому человеку с благоговейным уважением, а не с презрением, служить ему так, как будто это Сам Бог. Выражаясь просто, мы должны молиться на каждого человека. Когда мы хотим сказать, что любим кого-то, то говорим: «Я молюсь на него». Вот так мы должны относиться не только к христианам, но и к любому нашему ближнему. А наш ближний — каждый нуждающийся в помощи: пище, одежде, крове, лекарствах, утешении, сочувствии, добром слове. Всякий человек является нашим ближним, и в нем — Сам Господь Иисус Христос, Сын Божий. Аминь. 10 марта 2002 года Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания (Мф., 17 зач., VI, 14-21) Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Приспе время, духовных подвигов начало,/на демоны победа, всеоружное воздержание,/ангельское благолепие, к Богу дерзновение:/тем бо Моисей бысть Зиждителю собеседник,/и глас невидимо в слухи прият./Господи, тем сподоби и нас поклонитися/Твоим страстем, и святому Воскресению,/яко Человеколюбец. Наступило время,/духовных подвигов начало, над демонами победа,/облеченное во всеоружие воздержание,/ангельское благолепие, к Богу дерзновение:/ибо благодаря ему Моисей соделался собеседником Создателя/и глас Его незримо воспринял слухом./Господи, удостой через него и нас/поклониться Твоим страданиям и святому воскресению,/как Человеколюбец! Слава, тойже. Слава: повторяем то же. И ныне: Преблагословенна еси Богородице Дево: И ныне, глас 2: Преблагословенна Ты, Богородица Дева: Славословие великое. И обычная лития в паперти, в нейже поем, Слава, и ныне: стихиру евангельскую. Совокупляем же и час 1-й. И чтутся оглашения преподобнаго отца нашего Феодора Студита, и отпуст. Славословие великое и отпуст. НА ЛИТУРГИИ НА ЛИТУРГИИ Слава, и ныне, кондак триоди, глас 6: Слава, и ныне, кондак триоди, глас 6 Премудрости наставниче, смысла подателю,/немудрых наказателю, и нищих защитителю,/утверди, вразуми сердце мое Владыко./Ты даждь ми слово, Отчее Слово,/се бо устне мои не возбраню,/во еже звати Тебе:/Милостиве, помилуй мя падшаго. Премудрости наставник, разума Податель,/Учитель неразумных и нищих Защитник,/утверди, вразуми сердце мое, Владыка./Ты дай мне слово, Отчее Слово,/— ибо вот, я устам моим не возбраню взывать Тебе:/«Милостивый, помилуй меня, падшего!» Прокимен, глас 8: Прокимен, глас 8 Помолитеся, и воздадите/Господеви Богу нашему. Стих: Ведом во Иудеи Бог, во Израили велие имя Его. Помолитесь и воздайте/обеты Господу, Богу нашему. Стих: Известен в Иудее Бог, велико в Израиле имя Его. Пс 75:12А, 2 Апостол к Римляном, зачало 112: Апостол Послание к Римлянам, зачало 112 Братие, ныне ближайшее нам спасение, нежели егда веровахом. Нощь убо прейде, а день приближися: отложим убо дела темная, и облечемся во оружие света. Яко во дни, благообразно да ходим, не козлогласовании и пиянствы, не любодеянии и студодеянии, не рвением и завистию. Но облецытеся Господем нашим Иисус Христом, и плоти угодия не творите в похоти.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-s...

3) Прощение ближних – второстепенная тема богослужения Недели. Несмотря на то, что сама Неделя часто именуется «Прощеным воскресением» и совершаемый вечером Чин прощения – весьма заметное и значимое действие, ясно данная тема звучит лишь в начальной фразе евангельского чтения: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6 :14–15). § 1.5.2. Частные особенности богослужения Богослужение Недели сыропустной по схеме почти тождественно богослужению Недели о блудном сыне, однако имеет и ряд сходств с Неделей мясопустной (последние две из указанных ниже особенностей). Вот что следует отметить: – катавасия особая – «Яко по суху…» (воскресные ирмосы 6-го гласа). – икос по 6-й песни имеет интересный вид: он состоит из четырех кратких строф, каждая из которых завершается фразой «Милостиве, помилуй мя падшаго»; – хвалитные стихиры поются так же, как в Неделю мясопустную (Октоиха – 5, Триоди – 4); – на литургии прокимен и аллилуиарий – Триоди. § 2. Седмичные дни подготовительного периода Как уже было отмечено, период подготовительный к Великому посту охватывает три седмицы: седмицу после Недели о мытаре и фарисее (эта седмица общепризнанного названия не имеет, потому может быть названа «седмицей о блудном сыне»), мясопустную и сырную. Вследствие того, что богослужения первых двух недель Постной Триоди оформились достаточно поздно, из трех предварительных седмиц с темой наступающего поста идейно связаны только службы сырной седмицы, тогда как в первые две седмицы (между Неделей о мытаре и фарисее и субботой мясопустной) Триодь в седмичные дни не используется вообще. § 2.1. Седмица после Недели о мытаре и фарисее В эту седмицу Триодь не поется и богослужения совершаются по обычному чину. Стоит обратить внимание на два обстоятельства: отмену поста в среду и пяток и особое указание насчет порядка чтений на литургии в субботу. § 2.1.1. Отмена поста в среду и пятницу

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

24 февраля/9 марта 1910. Среда. Вчера вечером получил письмо из Эдинбурга от «Sir А. Н. L. Fraser, Chairman of Commission VIII of the World Missionary Conference». Назначение этой Комиссии – рассуждать об объединении всех христиан и указать средства к тому. Фрэзер спрашивает моего мнения по сему предмету. Кстати, не было занятия с Накаем по болезни его, и я ответил Фрэзеру до обеда. Смотри копию.   25 февраля/10 марта 1910. Четверг. Накай полубольной приходил заниматься, и мы сегодня отдали в печать начало Праздничной Минеи. К началу 6-го месяца крепко обещают напечатать всю. В 6-м месяце мне нужно быть в Оосака устанавливать иконостас и прочее. Написал письмо в ответ Глебу Михайловичу Ванновскому, бывшему здесь до войны нашим военным агентом, теперь командующему Кавалерийской бригадой в Варшаве – просил 2500 рублей, недостающих на постройку в Оосака. Положили мы с И. А. Сенума прежде, чтобы не гуляли учащиеся половину Масленой недели, а занимались всю – и без того у них много гулевых дней. Но он не объявил об этом заранее в Семинарии; в Женской школе также не было сказано это. Так и вышло, что семинаристы и ученицы и ныне с сегодня гуляют конец этой Масленицы, поздно уже теперь остановить это. Но с будущего года непременно будет это прекращено.   26 февраля/11 марта 1910. Пятница. Продолжали готовить дальнейшие тетради Праздничной Минеи к печати. Катехизатор Матфей Кагета, что ныне в Такасаки, просится в монахи, но куда еще такому юному! Если лет десять выдержит это настроение, тогда можно. Быть может, Господь и судил ему. Недаром он, и в Семинарии учась, все твердил, что будет монахом. Дай Бог ему!   27 февраля/12 марта 1910. Суббота. За ночь и утром снега выпало на фут.   28 февраля/13 марта 1910. Воскресенье. Неделя Сыропустная. До обедни было крещенье. С 6 часов вечера вечерня, после которой обычное прощанье, пред которым я сказал небольшое поучение. После вечерни мы с Накаем занимались переводом. В «Московских Ведомостях», сегодня полученных, напечатано воззвание Преосвященного Андроника о пожертвовании 2500 рублей, недостающих на храм в Оосака, – вследствие моего письма к нему добыть эту сумму.  

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

И ты подражай Ему. Когда нужно было вкусить пищу, Христос употреблял ячменные хлебы. Когда бывал в пути, не имел у себя ни коней, ни других вьючных скотов, но ходил пешком, даже до утомления. Когда необходимо было уснуть, ложился, вместо возглавия, на носу лодки. Когда надобно было возлежать, приказывал садиться на траве. Одежды Его были недорогие; хаживал часто один, никого при Себе не имея. Далее, рассмотри все слова и дела Его, на кресте и среди различных поруганий, и вообще всю жизнь Его, — и старайся подражать ей. Таким образом ты облечешься во Христа, когда попечений о плоти не будешь простирать до похоти». Показав, как христиане должны жить и действовать, яко христиане и яко члены гражданского общества, Апостол: 3) ПРИСТУПАЕТ К ИСПРАВЛЕНИЮ ОДНОЙ НЕИСПРАВНОСТИ РИМСКИХ ХРИСТИАН, ОСОБЕННО ВЫДАВАВШЕЙСЯ (14:1–15, 13) Неисправность сия состояла в том, что они не как следует относились друг к другу по случаю разностей в употреблении пищи. Одни из них воздерживались от некоторых яств, или всегда, или в иные только дни, а другие не делали никакого различения в яствах. Те и другие, считая свой образ действования правым, осуждали не державшихся его и нарушали тем закон братской любви и мира. Эту-то неисправность исправляет теперь Апостол. Он оставляет без определения, какой образ действования лучше, а все внимание обращает на то недоброе чувство, с каким они относились друг к другу по сему случаю. Не суди, говорит, не твое дело. Пусть всякий действует, как внушает ему его совесть. Кто были это воздержники, Апостол не указывает. Судя по тому, что было в других Церквах, можно полагать, что это были или иудеи, строго державшиеся закона о яствах, или язычники, которые, полагая, что идол есть нечто, думали, что приносимые им жертвы приемлют нечто от них и сквернятся, и потому не решались вкушать иных яств, боясь, не идоложертвенные ли они, как бывало в Церкви Коринфской. Наши все толковники видят здесь первых, а Климент Александрийский и блаженный Августин, как указывает один толковник, — последних.

http://bible.predanie.ru/nedelya-syropus...

Святой Златоуст останавливает внимание более на слове: оружие света — и воодушевляет к воинствованию за добро. — «День, говорит он, призывает нас в воинские ряды и на сражение. Но не пугайся, слыша о воинских рядах и об оружии. Тяжело и несносно облекаться в вещественное оружие; но облечься в духовное оружие вожделенно и должно составлять предмет наших молитв; потому что это оружие есть оружие света. Оно сделает тебя светлее солнечных лучей, блистающих как молния; оно поставит тебя в безопасность, потому что есть оружие; оно соделает тебя светоносным, потому что есть оружие света. Что же? Поэтому не нужно и сражаться? Сражаться нужно; но не опасайся при этом бед и изнурения. Ибо это не брань, а ликование и торжество. Таково свойство сего оружия, таково могущество вождя! Облеченный в сие оружие столько же украшен, как и жених, выходящий из брачного чертога; ибо он вместе и жених, и воин». Стих 13. Яко во дни, благообразно да ходим, не козлогласовании и пиянствы, не любодеянии и студодеянии, не рвением и завистию. Грех прячется во тьму ночи, а днем боится показаться наружно: ибо и самые грешники греха стыдятся и пред людьми стараются показывать себя добропорядочными. Этот обычный порядок берет Апостол во внимание и внушает, что как мы теперь во дни , в свете боговедения и в освещающей благодати, то нам надлежит ходить благообразно; не по внешности только, но паче по внутреннему настроению, в душе и сердце: ибо там и день у нас. Блаженный Феодорит пишет: «Апостол посредством телесного указует духовное. Ибо и возлюбившие жизнь беззаконную беззаконие творят ночью, а днем принимают на себя вид благочиния. Посему желательно ему, по прошествии ночи и по прекращении неведения, избавиться от дел злых». То же и у Амвросиаста: «публично не грешат; будем же и мы действовать так, как действуют публично». Но грех не всегда прячется. Бывают состояния общества, когда грех смело выступает наружу и не боится хвастаться самыми срамными делами. Это еще пророк Давид замечал: видех беззаконие и пререкание во граде. Днем и нощию обыдет и по стенам его: беззаконие и труд посреде его и неправда: и не оскуде от стогн его лихва и лесть (ср.: Пс 54:10–12). Впрочем, и то верно, что такое бесстыдство греха бывает только напускное и держится ожиданием, что и общество сочувствует таким делам. Но стоит только кому властно обнаружить неодобрение, как беззаконное общество разбежится и попрячется. Стыд ходит вслед греха и всегда покрывает грешащего, в большей или меньшей степени. Святой Златоуст говорит: «поелику римляне много ценили людское мнение, то Апостол и предлагает им в побуждение то, чем всего более трогаются люди обыкновенные, то есть благообразие».

http://bible.predanie.ru/nedelya-syropus...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010