«Сохрани, Господи Боже, всех благочестивых и православных христиан, обитающих во граде (веси или острове) и енории сей, с женами и чадами их» 2704 . Лития утренняя Как и вечерня, утреня оканчивается литией («исхождение», греч. λιτ – не просто: «исходим») в притворе, но гораздо более краткой, состоящей только из обряда выхода в притвор и одной стихиры, если не включать в эту литию следующего за нею «оглашения Студитова». Выход совершается, подразумевается, по тому же чину, как на вечерней литии, к которой и отсылают другие описания этой литии – в гл. 3 Тип. и под 8 сентября. Но так как на этой литии не указывается никаких действий для диакона, то едва ли необходимо его участие и в выходе. Выход совершается при пении «стихиры самогласной, яко обычай», аналогичной со стихирой на вечерней литии, т. е. стихиры храма. На тех утренях, на коих не поется на своем месте евангельская стихира, она поется здесь вместо стихиры храма (см. Тип. 11 октября Неделя отец, 11 декабря Неделя праотец, 17 декабря Нед. отец, Нед. мытаря). Указание этих мест Типикона, что евангельской стихире на утренней литии предшествует Слава и ныне, должно иметь общее значение, т. е. и стихира храма утренней литии поется со Слава и ныне, чем она тесно соединяется с утреней (а также ввиду того, что здесь одна стихира и для Слава и ныне нет другого места). По 3 гл. Типикона, если на утренней литии бывает елеопомазание, каковое полагается при совпадении с воскресеньем великого праздника, читается на ней и молитва «Владыко Многомилостиве» из чина вечерней литии (ср. и 8 сентября). Каждение не совершается. История Западные Студийские уставы и Евергетидский не указывают после воскресной утрени чего-либо подобного 2705 , но Студийско-Ал. имеет здесь литию, только иногда отменяя ее: о Нед. мясопустной: «в ту же Неделю ни в сыропустную вън (поздн. ркп.: «в крыло») не исходять, н чтетсь по утрьн. оглашение»; о Нед. блудного: «исходять же и в крило церковное и поют за создавшаго (ктитора) тропарь (заупокойный?), аще не велик будет праздник, чтется же и оглашение» 2706 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Разделы портала «Азбука веры» на русский язык Русский В СУББОТУ ВЕЧЕРА Изгнание Адамово. Бдение обычное. В СУББОТУ НА ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНЕ В субботу вечера во светильничное, по предначинательном псалме, стихословим: Блажен муж: кафизму всю. На Господи воззвах, поставим стихов 10. И поем Осмогласника воскресны 3, и Анатолиевы 3, и Триоди 4, глас 6. После предначинательного псалма читаем всю первую кафизму. На  Господи воззвах: стихиры на 10: воскресных Октоиха три, восточных три и четыре из Триоди: Подобен: Всю отложивше: Создатель мой Господь,/персть от земли прием мя,/живоносным дуновением вдушив оживи,/и почте на земли начальствующа видимыми всеми,/и ангелом купножителя./Сатана же льстивый,/сосуд змия употребив, снедию прельсти,/и Божия славы разлучи,/и преисподнейшей смерти предаде в землю,/но яко Владыка и Благоутробен,/паки воззови. Глас 6 Создатель мой Господь,/прах от земли взяв,/животворным дуновением вложив в меня душу, оживил/и почтил, назначив на земле/владыкою всех видимых творений,/и Ангелам сообитателем./Сатана же коварный,/орудием своим змия употребив,/пищей меня соблазнил,/и от Божией славы отлучил,/и преисподней смерти предал в землю;/но, как Владыка и милосердный,/вновь меня к Себе призови. Одежды боготканныя совлекохся окаянный,/Твое Божественное повеление преслушав Господи, советом врага,/и смоковным листвием, и кожными ризами ныне облекохся:/потом бо осужден бых хлеб трудный снести:/терние же и волчец мне принести,/земля проклята бысть./Но в последняя лета воплотивыйся от Девы,/воззвав мя введи паки в рай. Одеяние, Богом сотканное,/я совлек с себя, несчастный,/Твоего божественного повеления ослушавшись, Господи,/по совету врага;/и листьями смоковницы,/и кожаными одеждами ныне облечен:/ибо в поте лица осужден был хлеб скудный вкушать;/земля же проклятием обречена была/терния и колючки приносить мне./Но в последние времена от Девы Воплотившийся,/призвав меня, введи снова в рай. Раю всечестный, краснейшая доброто,/богозданное селение,/веселие некончаемое и наслаждение,/славо праведных, пророков красото,/и святых жилище,/шумом листвий твоих Содетеля всех моли,/врата отверсти ми, яже преступлением затворих,/и сподобитися древа животнаго прияти, и радости,/еяже прежде в тебе насладихся.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-s...

Мы живем в мире, где все делается, чтобы отменить в массовом сознании само понятие греха, отменяя заповедь Божию и нравственный закон. Если не существует больше нравственного закона, не существует и греха. И непонятно, о каком прощении может идти речь. Чем углубленней человек живет духовной жизнью и, значит, чем больше он узнает, как страшен грех, тем сильнее нуждается он в прощении от Бога, от другого человека. И тем легче способен он сам простить. Ужаснее всего, как всегда, равнодушие, делание вида, что все в порядке («нечего особенно прощать»), желание не видеть человека, оставить его и забыть о нем; думать, что простил, отвернувшись от человека, затворив от него сердце. Но горечь, которая остается, может вырасти в ненависть. Современный человек часто ищет примирения, чтобы не быть захваченным неприятными отрицательными чувствами, чтобы не осложнять себе жизнь. Это означает «прощать, не прощая», обманывая себя и других. Драгоценней всего — сделать первым шаг к другому, и этот шаг будет твердым, если он будет совпадать с тем, что мы идем, начинаем идти, попирая всякий грех. Прощение — чудо. Оно творится Богом из ничего. Прощение нельзя создать. Его получают сверх сметы, сверх меры, сверх ожидаемого. Оно — благодать. Здесь точка нашего личного соприкосновения с Богом. И с Крестом. Ибо где умножился грех, там преизобилует благодать. И эта благодать нас преображает, делает другими. Только получив от этой жизни с избытком, мы можем щедро дать другим. В самом деле, как молиться за убивающих нас, если прощение не исходит от Бога? Это дар Бога, не наше достижение. Потому наше примирение друг с другом утверждается в Таинстве исповеди — Таинстве покаяния, и оно должно быть особенно глубоким Великим постом. Только даром Божиим, Его благодатью и нашим участием в этом даре — трудом сорокадневного поста — можем мы научиться дару прощения. Нельзя заставить простить, так же как нельзя заставить любить. И Господь нас не заставляет прощать, Он как бы говорит: «Вы можете не прощать, вы можете поступать так, как хотите», — потому что если бы Он заставил нас простить, то такое прощение не было бы нашим. Это было бы Божие прощение, а к нам не имело бы никакого отношения. Подлинную цену имеет только то, что делается свободно и сознательно, когда сам человек понимает, что он должен простить. Господь только предупреждает, что если мы не прощаем, то и Он нас не простит. И если мы молимся в молитве Господней: «и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим», понимая значение этих слов, и одновременно говорим: «Я никогда и ни за что не прощу этого человека», — значит, мы вполне сознательно просим Господа, чтобы Он никогда и ни за что не прощал нас и наши грехи.

http://pravoslavie.ru/4072.html

И что же Бог хочет от человека? Чтобы человек имел сердце, способное на милость. Конечно, быть милостивым страшно невыгодно, потому что всегда найдутся люди, которые захотят жить за твой счет, если ты добр. Это такой способ эффективный: не надо ни работать, ни учиться, ни ладить с начальством. Проси, милостивых людей достаточно. Любой нищий в Москве зарабатывает больше, чем половина из нас. Конечно, тоже надо стоять, бывает, на холоде, не все же в метро устроятся, там тоже за место люди сражаются. Но, по крайней мере, есть возможность как-то прожить, ничего не делая, только стоять и ждать, пока тебе подадут. Но это не является препятствием к тому, чтобы нам становиться людьми и сострадательными, и добрыми. В одном памятнике апостольского времени конца I — начала II века, в «Учении двенадцати апостолов», что по-гречески звучит «Дидахе», сказано: «Прежде чем подать милостыню, пусть она вспотеет в твоей руке». То есть незачем направо и налево раздавать милостыню, нужно смотреть: кому, когда, при каких условиях, не будет ли это на вред. При известной опытности очень легко (ну или не очень легко, но все-таки можно) отличить профессионала от того, кто действительно нуждается. Но речь не об этом. Это я в сторону, потому что всегда такой вопрос возникает. Ведь желающих жить за счет других хотя и меньше, чем тех, которые хотят работать, но их становится все больше и больше, тем более в нашем большом городе, куда, собственно, стекаются и деньги, и те, кто желает другого человека обобрать, они тоже сюда специально стекаются. Где есть чем поживиться, там и те, кто хочет поживиться. Почему Господь условием Своего прощения ставит то, чтобы прощали и мы? И не только в этом тексте, есть еще другое: когда человек собирается молиться, Господь требует, чтобы он простил всем, на кого он что-то имеет. Потому что каждая молитва — это есть суд Божий. Если ты что-то просишь у Бога, ты должен стараться быть перед Ним чистым. Если совесть твоя говорит, что ты не совсем в этом преуспел, то никакой надежды у тебя не будет. От чего это зависит? От того, что все, что происходит с человеком (я имею в виду благодатные изменения), происходит только по Божественной благодати. А если человек перед Богом лукавит, тогда это лукавство является препятствием для благодати Божией, и человек ничего не получает. Получается одно лицемерие.

http://bible.predanie.ru/nedelya-syropus...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Мысль о конце нашей жизни при воспоминании об уже отошедших в вечность отрезвляюще действует на каждого, кто забыл о вечности и прилепился всей душой только к тленному и мимотекущему. «Приидите прежде конца вси братие, персть нашу видяще, и естества нашего немощное, и худость нашу и конец узрим, и органы сосуда плотнаго (плотского), и яко прах человек, снедь червием и тление, яко сухия кости наша всяко (вовсе) не имущия дыхания. Во гробы вникнем: где слава, где доброта (красота) зрака? Где благоглаголивый (красноречивый) язык? Где брови, или где око? вся прах и сень. Темже пощади Спасе, всех нас» 359 . «Что прельщается человек хваляся? Что всуе смущается? брение и сам (станет) вмале (вскоре). Что не помышляет персть, яко прах, смешение, и гноя и тления отложение (вид)? Аще убо брение есмы человецы, что прилепихомся земли? И аще Христу есмы сродни, что не притецем к Нему? И вси отвергше привременную и текущую жизнь, жизни нетленней последующе, яже есть Христос, Просвещение душ наших» 360 . По своему исследованию служба в мясопустную субботу совершается такая же, как и в субботу перед праздником Пятидесятницы, с тем различием, что в субботу мясопустную вместе с песнопениями Триоди Постной поются песнопения Октоиха рядового гласа, а в субботу перед Пятидесятницей песнопения Триоди Цветной соединяются с песнопениями субботы Октоиха непременно 6 гласа. ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ СУББОТЫ МЯСОПУСТНОЙ На вечерне вместо прокимна поется «Аллилуиа» с заупокойными стихами. На утрене вместо «Бог Господь» – «Аллилуиа» с заупокойными стихами и тропари: «Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй» и «Тебе стену и пристанище имамы». После рядовой 16 кафизмы, малой ектении и седальна Октоиха поются Непорочны: 17 кафизма (разделяемая на 2 статии). По обычной практике, при пении Непорочное священник и диакон через царские врата выходят на середину храма к заупокойному столу – тетраподу (т.е. к «кануну»). Первая статия начинается пением «Блажени непорочнии» (поются первые 2 стиха). Священник читает псаломские стихи; в это время хор к каждому стиху поет тихо припев «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим» (петь «Аллилуиа» не положено). После 91 стиха хор поет 92–93 стихи: «Яко аще бы не закон Твой поучение мое был, тогда убо погибл бых во смирении моем. Во век не забуду оправданий (законов, повелений) Твоих, яко в них оживил мя еси». После этого бывает малая заупокойная ектения и возглас «Боже духов».

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Ирмос: Как по суше прошел Израиль: Иди, душа моя жалкая,/оплачь тобою соделанное,/вспоминая в сей день древнее во Эдеме обнажение,/из-за чего ты изгнана была/из места наслаждения/и непрестанной радости. От многаго благоутробия и щедрот,/Создателю твари, и Творче всех,/от персти оживив мя прежде,/заповедал еси пети Тя со ангелы Твоими. По великому милосердию и состраданию/Ты, всего творения Создатель и Творец,/из праха оживотворив меня прежде,/заповедал мне воспевать Тебя/со Ангелами Твоими. Ради богатства благости, Ты садиши Создателю и Господи,/райскую сладость во Едеме,/повелевая ми наслаждатися красных и сладких,/и немимотекущих плодов. По богатству благости/Ты насаждаешь, Создатель и Господь,/усладу райскую во Эдеме,/повелевая мне наслаждаться/прекрасными, и приятными,/и не оскудевающими плодами. Слава: Увы мне душе моя окаянная,/сущих во Едеме наслаждатися прияла еси власть от Бога,/не ясти же ведения плода повелена была еси:/вскую преступила еси закон Божий? Слава: Увы мне, душа моя злосчастная,/всем, что в Эдеме, наслаждаться/ты получила власть от Бога,/но не вкушать познания плод/тебе было приказано;/зачем же преступила ты закон Божий? И ныне, Богородичен: Богородительнице Дево, яко Адамова дщи по роду,/по благодати же Христу Богу родительница,/мене изгнаннаго от Едема, ныне воззови. И ныне, Богородичен: Дева, Бога во чреве носившая!/Как дочь Адама по происхождению,/по благодати же Христу Богу Родительница,/меня, изгнанного из Эдема, ныне в него обратно призови. Катавасию же поем ирмосы настоящаго канона: Яко по суху пешешествовав Израиль,/по бездне стопами,/гонителя фараона/видя потопляема,/Богу победную песнь поим, вопияше. Вместо катавасии поем ирмосы канона: Как по суше прошел Израиль/по бездне стопами,/и взывал, гонителя фараона видя утопавшим:/«Богу победную песнь воспоем!» Песнь 3. Ирмос: Несть свят, якоже Ты, Господи: Песнь 3 Ирмос: Нет святого, как Ты, Господи: Змий льстивый некогда чести моей позавидев,/пошепта лестию Еве во уши,/от неяже аз прельстився изгнан бых,/увы мне, от лика жизни.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-s...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Так привлекала к Господу людей и народы высокая нравственная чистота первенствующих христиан. И всегда живущие по духу Христову без слова лучшие проповедники Христовы и самые убедительные апостолы христианства.   Суббота. (Рим. 14, 19–26; Мф. 6, 1–13. Отцам: Гал. 5, 22–6, 2; Мф. 11, 27–30). “Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями”. Ныне превратился этот порядок: распинают плоть, но не со страстями и похотями, а страстями и похотями. Сколько мучат ныне тело обжорством, пьянством, блудными делами, плясками и гуляньями! Самый бессердечный хозяин не мучит так свое ленивое животное. Если бы дать плоти нашей свободу и смысл, то первый голос ее был бы против госпожи своей — души, что она незаконно вмешалась в ее дела, внесла в нее страсти, ей чуждые, и, исполняя их в ней, мучит ее. В сущности, потребности тела нашего просты и бесстрастны. Посмотрите на животных: не объедаются, лишнего не спят, удовлетворив плотской потребности в свое время, затем целый год остаются спокойны. Это лишь душа, забыв свои лучшие стремления, настроила себе из простых потребностей тела множество противоестественных стремлений, ставших по безмерности своей противоестественными и телу. Всячески, однако, чтобы отсечь от души привитые ею к себе страсти плотские, необходимо распинать плоть, только совсем в противоположном смысле, то есть не давая ей вдоволь и потребного или удовлетворяя ее потребности несравненно в меньшей мере, чем сколько требует ее природа.   Сыропустная неделя   (Рим. 13, 11–14, 4; Мф.6, 14–21). “Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших”. Какой простой и подручный способ спасения! Прощаются тебе согрешения под условием прощения прегрешений против тебя ближнего твоего. Сам, значит, ты в своих руках. Переломи себя и от немирных чувств к брату перейди к искренно мирным, — и все тут. Прощеный день, какой это великий небесный день Божий! Когда бы все мы как должно пользовались им, то нынешний день из христианских обществ делал бы райские общества, и земля сливалась бы с небом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=865...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010